Методическая разработка урока «Увеличительные приборы»

Данная разработка урока для 5 класса, работа с текстом при изучении нового материала. Планируемый результат: Познакомиться с различными увеличительными приборами, их характеристиками, значением для изучения объектов, формировать умение работать с текстом учебника, формировать познавательный интерес и мотивацию на изучение увеличительных приборов Задачи урока: Воспитывающая-воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению. Развивающая - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить необходимую информацию Обучающая- познакомить учащихся с материалом об устройстве увеличительных приборов для изучения растений - лупой и световым микроскопом, изучить правила работы с увеличительными приборами; сформировать умение пользоваться простейшими увеличительными приборами, научить учащихся работать с микропрепаратами и делать грамотные зарисовки увиденного.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН УРОКА

на основе системно-деятельного метода обучения по УМК под редакцией В.М. Пакулова

учителя биологии МБОУ СОШ №24 г. Братска

Стаселько Елены Олеговны

Тема урока: Увеличительные приборы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока (для учителя): сформировать представления об увеличительных приборах, их видах и значении в изучении объектов природы.
Планируемый результат:
Познакомиться с различными увеличительными приборами, их характеристиками, значением для изучения объектов, формировать умение работать с текстом учебника, формировать познавательный интерес и мотивацию на изучение увеличительных приборов

Задачи урока:
Воспитывающая-воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.
Развивающая - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить необходимую информацию

Обучающая- познакомить учащихся с материалом об устройстве увеличительных приборов для изучения растений - лупой и световым микроскопом, изучить правила работы с увеличительными приборами; сформировать умение пользоваться простейшими увеличительными приборами, научить учащихся работать с микропрепаратами и делать грамотные зарисовки увиденного.

Оборудование: учебник «ПриродоведениеВ, 5 класс, авторы М.В. Пакулова, Иванова Н. В., световые микроскопы, ручные лупы, раздаточный материал, мультимедиа, проектор, ИКТ презентация.

Описание хода урока

Название технологических этапов урока, их содержание

Конспект

УУД

1.Мотивирование (самоопределение)
к учебной деятельности:













2.Актуализация знаний и фиксирование
индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.


3.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)





4.Реализация построенного проекта.



















5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


6.Самостоятельная работа с самопроверкой по этапу






7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Рассказ учителя.

Методическая разработка урока « Увеличительные приборы»

В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей - два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено.

И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, - нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца - оправу для очков.

Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую - она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы.

О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так 1590 году очковый мастер Захарий Ясен изобрёл?

Увеличительную трубку - микроскоп.

О чем сегодня пойдет речь на уроке?

(Учащиеся должны сформулировать тему и цель деятельности на уроке)

Методическая разработка урока « Увеличительные приборы»

Какие задачи перед нами будут стоять?

(учащиеся предлагают задачи урока, учитель корректирует и записывает их на доске)

Методическая разработка урока « Увеличительные приборы»

Задачи не из легких, так как нам придется пройти за один урок долгий путь с 15 века до наших дней.

Расскажите мне, что вы уже знаете из своего жизненного опыта об увеличительных приборах?

Зачем нужны увеличительные приборы?

Для изучения, каких объектах они используются?

Назовите эти приборы? А умеете ли вы пользоваться ими? Кто первым увидел микрообъекты?

Кое-что об увеличительных приборах вы уже знаете, но многое вам еще предстоит узнать. Предложите свои варианты, что нам поможет узнать больше об увеличительных приборах?

Сегодня мы с Вами будём работать в группах.

Методическая разработка урока « Увеличительные приборы»

В начале нашей работы давайте вспомним правила работы в группах.

(ответы учащихся)

Во время урока мы будем с вами и историками, и оптиками, изучающими увеличительные приборы, микроисследователями.

Класс делится на 6 групп.

Группы получают задания

Изучите историческую справку оптических приборов, их строение и значение для изучения биологических объёктов.

Группа №1:Задание: Внимательно прочитайте текст. Составьте вопросы к тексту и ответы на них.

  1. Найти в учебнике информацию о лупе.

  2. Изучаете устройство микроскопа (§ 34 стр. 139)

Группа №2: Задание: Внимательно прочитайте текст. Разбейте текст на смысловые части. Составьте кластер по тексту.

Группа №3:Задание: Внимательно прочитайте текст об истории возникновения биологических открытий. Заполните таблицу.

Год

Ученый

Вклад в науку

Группа №4:Задание: Внимательно прочитайте текст. Составьте кластер о строение микроскопа.

Группа №5:Задание: Внимательно прочитайте текст. Составьте синквейн по тексту.

Группа №6: Задание: Познакомиться с устройством лупы;

1.Возьмите лупу, положите ее на книгу, постепенно поднимайте лупу, глядя на буквы через стекло. Как меняется картинка, которую вы идите?

2.Возьмите обе лупы, соедините их вместе и посмотрите через них на текст. Постепенно увеличивайте расстояние между лупами, добиваясь наиболее четкого изображения. Изменится ли размер букв по сравнению что вы видели в каждую из луп по отдельности?

с устройством микроскопа. Подписать части микроскопа. Используя текст учебника стр. 138-140 § 34. Приготовить рассказ о строении микроскопа и лупы.

Учащиеся защищают свою работу, отвечают на вопросы, вначале в группе, а потом другим учащаемся в классе. Все ребята класса заполняют технологическую карту по группам.

Методическая разработка урока « Увеличительные приборы»

Методическая разработка урока « Увеличительные приборы»

Методическая разработка урока « Увеличительные приборы»

Методическая разработка урока « Увеличительные приборы»

Методическая разработка урока « Увеличительные приборы»

Ф.И. ученика________класс

Тема урока: _____________________________

Группа

Что я понял

Что было не понятно

Хочу узнать больше

Итог

1


2

3

4

5

6


Методическая разработка урока « Увеличительные приборы»

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.











Личностные УУД

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Регулятивные УУД: умение планировать работу










Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе, находить и использовать нужную информацию.

Формирование умения владеть смысловым чтением.




Коммуникативные УУД

1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД

1.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное



Личностные: оценка личностного продвижения к цели.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД: Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Регулятивные: контроль, коррекция.

Приложение:

Рабочая карта учащегося:

Ф.И. ___________________________________________класс

Тема урока: _____________________________

Группа

Что я понял

Что было не понятно

Хочу узнать больше

Итог

1


2

3

4

5

6



Задания группам:

Группа №1

Задание: Внимательно прочитайте текст. Составьте синквейн и рассказ к тексту.

Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Оптические приборы - это устройства, в которых излучение какой-либо области спектра (ультрафиолетовой, видимой, инфракрасной) преобразуется (пропускается, отражается, преломляется, поляризуется). Они могут увеличивать, уменьшать, улучшать (в редких случаях ухудшать) качество изображения, давать возможность увидеть искомый предмет косвенно.

  • Учебник стр. 139 § 34

  • Телескоп - прибор, предназначенный для наблюдения небесных тел. В частности, под телескопом понимается оптическая телескопическая система, применяемая не обязательно для астрономических целей. Существуют телескопы для всех диапазонов электромагнитного спектра: оптические телескопы радиотелескопы, рентгеновские телескопы и многие другие.

  • Ответьте на вопрос учебник стр. 138 в начале параграфа, используя рисунок 83.



Группа №2

Задание: Внимательно прочитайте текст. Разбейте текст на смысловые части. Составьте кластер по тексту.

Чтобы лучше понять, как живет растение, надо познакомиться с внутренним строением его органов. Разломите розовый недозревший плод томата (помидор), арбуза или яблоко с рыхлой мякотью. Мякоть плодов состоит из мельчайших крупинок. Это клетки. Они будут лучше видны, если рассмотреть их с помощью увеличительных приборов - лупы или микроскопа. Микроскоп - это прибор, увеличивающий изображение предмета в несколько сот и даже в тысячи раз 15 . Первые микроскопы начали изготавливать в XVII в. Наиболее совершенными в то время были микроскопы, сконструированные голландцем Антони ван Левенгуком. Его микроскопы давали увеличение до 270 раз. Современные световые микроскопы увеличивают изображение до 3600 раз. В XX в. был изобретен электронный микроскоп, увеличивающий изображение в десятки и сотни тысяч раз. Благодаря микроскопу установлено, что все части растения состоят из клеток. Они разнообразны по форме и размерам, выполняют разные функции. Многие растения состоят из большого количества клеток, но есть растения, которые образованы только одной клеткой. И у тех и у других клетка - основная структурная (строительная) единица тела. От того, как живут клетки, зависит жизнь растения. Поэтому клетку еще называют основной структурной единицей организма. Клетка - основная часть жизнедеятельности организма. Для знакомства с клетками и их изучения используют увеличительные приборы - микроскоп и различные лупы. Через лупу можно рассматривать объект при увеличении в 2-25 раз. Микроскоп увеличивает рассматриваемый объект в несколько сот и тысяч раз.

Группа №3

Задание: Внимательно прочитайте текст. Заполните таблицу. Подготовьте рассказ.

Считается, что голландский мастер очков Ханс Янсен и его сын Захарий Янсен изобрели первый микроскоп в 1590. Изобретение заключалось в том, что Захарий Янсен смонтировал две выпуклые линзы внутри одной трубки, тем самым, заложив основы для создания сложных микроскопов. 300 лет назад в Голландии жил торговец сукном Атонио Левенгук /1632-1723/. Но торговля мало его интересовала. Он увлекался увеличительными стеклами. Левенгук был любопытен как ребенок, он клал под увеличительное стекло самые разные предметы /например: голову мухи/ и рассматривал их. К сожалению, стекла увеличивали не слишком сильно. Тогда Левенгук решил сделать лупы, которые увеличивали бы сильнее, и начал заниматься шлифовкой стекол. Он много лет изготавливал лупы и сделал их сотни. Они были крохотного размера /меньше миллиметра/ и увеличивали не в 10, а в 100 раз, а самые лучшие даже в 300 раз. Через такие стекла можно было увидеть много интересного. Левенгук рассматривал то глаза насекомых, то жало пчелы, то лепесток или стебель растения. Он клал под лупу волос человека и волос бобра.

И вот однажды он навел свою лупу на капельку воды, которую взял из кувшина, стоящего во дворе. В этой капле он увидел огромное количество быстро движущихся существ разного вида. Левенгук назвал их "анималькусы"; по-русски это значит "зверьки". Он решил выяснить, откуда берутся эти "зверьки". Может быть, они падают с неба? Он взял чисто вымытое блюдо и во время дождя собрал в него воду. "Зверьков" в воде не оказалось.

Однажды Левенгук задумался вот над чем: почему перец щиплет язык? Он решил, что у перца есть маленькие иголочки, которые колют язык, но они такие мелкие, что их нельзя увидеть простым глазом. Тогда Левенгук положил перец в воду, чтобы он стал мягче, затем отщипнул от него частичку и положил ее в каплю воды под лупу. Он увидел огромное количество живых существ, которые появились в воде, где лежал перец. Точно так же Левенгук обнаружил своих "зверюшек", опустив в воду кусочек налета с зуба. Оказалось, что во рту у человека живет множество "зверьков". Левенгук обнаружил, что если нагреть воду, то при определенной температуре "зверьки" перестают двигаться, как будто умирают, и при охлаждении воды уже не оживают. Когда ученые люди в Англии получили от Левенгука письмо про открытие им невиданных "зверушек"", они решили увидеть их собственными глазами. Для этого они купили перец самого высшего сорта и положили его в воду. У них не было замечательных луп Левенгука, зато был микроскоп. И вот капелька лежит на стекле микроскопа, а академики, как школьники, толпятся вокруг. Каждому хочется поскорее заглянуть в него. И все увидели маленькие движущиеся существа. Открытие Левенгука подтверждено и признано. Это произошло 15 ноября 1677 г.

Год

Ученый

Вклад в науку



Группа №4

Задание: Внимательно прочитайте текст. Составьте кластер о строение микроскопа.

Название «световой микроскоп» происходит от греческих слов «микрос» - малый и «скопео» - смотрю. Микроскоп - сложный прибор с несколькими линзами. Микроскопы дают увеличение в сотни и даже тысячи раз. При увеличении в 200 раз толщина человеческого волоса кажется равной толщине карандаша, а конец булавки - толщине пальца. Главные части светового микроскопа - окуляр и объектив. Окуляр вставлен в тубус сверху и обращен к глазу наблюдателя. А объектив привинчен к револьверу, который соединен с нижней частью тубуса. И окуляр, и объектив - это конструкция из нескольких линз, заключенных в металлическую оправу. Они соединены трубкой, которая называется тубус. Объектив обращен к объекту. Через окуляр ведется наблюдение. Тубус прикреплен к штативу. При помощи регулировочных винтов тубус можно поднимать или опускать, т. е. удалять или приближать к рассматриваемому объекту, чтобы получить наилучшую видимость. К штативу также прикреплен предметный столик, а под ним - зеркало. В центре предметного столика имеется отверстие, через которое проходит свет. Направление и сила света регулируются зеркалом. Зеркало можно поворачивать, направляя свет снизу вверх через отверстие в столике, на котором размещают рассматриваемый объект. Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на объективе. Например, если на окуляре стоит цифра 10, а на объективе - 20, то увеличение будет составлять 200.

Группа №5

Задание: Внимательно прочитайте текст. Составьте синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Один такой микроскоп попал к английскому академику Роберту Гуку. Тогдашние академики были куда больше похожи на детей, чем теперешние ученые. Они даже свою академию задумали как одно из тайных обществ, которые очень любят придумывать дети, и дали ему название "Незримая Академия". Р.Гук клал под микроскоп самые разные предметы, зарисовал их, а потом выпустил целую книгу таких рисунков. Роберт Гук увидел, что малюсенький кусочек растительной ткани состоит из мельчайших ячеек, которые Гук называл то "ящичками", то "коробочками", то "клетками". Вот это последнее название и сохранилось. Гук увидел такие же клеточки и на срезах различных растений. После Гука множество ученых в течение 100 лет наблюдали под микроскопом эти клетки. Но что это такое, так и осталось непонятным. Некоторые ученые думали, что всё растение пронизано дырочками, как хлеб или сыр, и клетки - это дырочки. Другие думали, что все растение разделено перегородками, как дом разделен на комнаты, и каждая клетка - такая комната, а между ними есть отверстия вроде дверей. Третьи придумали что-то еще. Но прежде, чем двигаться дальше, вам надо самим увидеть клетки растений. Пользуясь микроскопом, можно рассмотреть клетки всех органов растения.

Группа №6

  • Задание: Познакомиться с устройством лупы;

1.Возьмите лупу, положите ее на книгу, постепенно поднимайте лупу, глядя на буквы через стекло. Как меняется картинка, которую вы идите?

2.Возьмите обе лупы, соедините их вместе и посмотрите через них на текст. Постепенно увеличивайте расстояние между лупами, добиваясь наиболее четкого изображения. Изменится ли размер букв по сравнению что вы видели в каждую из луп по отдельности?


  • с устройством микроскопа. Подписать части микроскопа. Используя текст учебника стр. 138-140 § 34. Приготовить рассказ о строении микроскопа и лупы.

Домашняя работа:

  • § 34 прочитать,

  • выполните практическую работу №1 «Устройство светового микроскопа»

  • стр. 141 ответить на вопросы №1,2

Выполните практическую работу №1 «Устройство светового микроскопа»

А) Используя материал параграфа, изучите строение микроскопа.

Б) Обозначьте части микроскопа на схеме. Что можно обозначить цифрой 6?

1._______________________________

2._______________________________

3._______________________________

4._______________________________

5._______________________________

6._______________________________

Методическая разработка урока « Увеличительные приборы»

2. Выполните практическую работу №2 «Определение увеличения микроскопа»

Цифра на окуляре x цифра на объективе

________________ x ____________________ =





© 2010-2022