- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по элективному курсу Технология и окружающая среда (10-11 класс)
Рабочая программа по элективному курсу Технология и окружающая среда (10-11 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Скорых С.А. |
Дата | 05.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Технология и окружающая среда» разработана для обучающихся 10-11 классов, составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г., авторской программы Г.Ю. Семеновой «Технология и окружающая среда» - Программы элективных курсов для средней общеобразовательной школы. Москва. Дрофа.
В настоящее время значительное ухудшение природной среды обитания и вместе с тем рост токсических, аллергических, сердечно-сосудистых заболеваний ставит приоритетной проблему экологической грамотности подрастающего поколения.
Цель курса заключается в экологической подготовке практико-ориентированной направленности для обучающихся старших классов по профилю обучения.
Преподавание данного курса учитывает местные, региональные условия и особенности природной среды, состояние природных ресурсов, наиболее развитые в регионе отрасли промышленного и сельскохозяйственного производства.
Специфика данного курса состоит в том, что изучение экологических вопросов происходит на примере промышленного или сельскохозяйственного производств, что позволяет обучающимся не только осознанно вырабатывать экологически правильные решения, но и применять их в реальной практической деятельности.
Изучение теоретических вопросов осуществляется на межпредметной основе, в процессе актуализации знаний обучающихся предметов общеобразовательных курсов: биологии, химии, физики, географии, технологии, что способствует развитию у школьников интегративного знания, видению экологических проблем, принятию обоснованных решений.
Изучение этого курса позволяет решить следующие задачи:
1. Развитие у школьников интегративного знания, видение экологических проблем
2. Организация практических работ, ориентированных на формирование умений учащихся применять полученные теоретические знания на практике, в нестандартной ситуации.
Обучение учащихся школ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с 1 апреля 2014 года в Белгородской области ведѐтся на платформе информационно-образовательного портала «Сетевой класс Белогорья» согласно приказу департамента образования Белгородской области от 12 марта 2014 года № 809 «О переходе с платформы дистанционного обучения учащихся НП «Телешкола» на платформу информационно-образовательного портала «Сетевой класс Белогорья». На основании этого в рабочей программе в календарно-тематический план включен столбец «Реализация электронного обучения и/или дистанционного обучения» с использованием информационно-образовательного портала «Сетевой класс Белогорья».
Изменения, внесённые в авторскую программу и их обоснование.
В программе изменений нет.
Учебно-методический комплект
-
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Методическое пособие для учителя. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.
-
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Справочное пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа
По учебному плану МОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» для ведения элективного курса отведено по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах из часов компонента общеобразовательного учреждения. Программа рассчитана на 68 часов на 2 года обучения в 10 классе и 11 классе по 34 часа (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
практических работ - 16
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. На протяжении всего урока обучающиеся задействованы в работе: выполнение различных видов деятельности: групповой, индивидуальной и парной; решения поисковых и творческих задач.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Текущий контроль включает в себя полугодовое оценивание результатов учебы школьников в соответствии с законодательством РФ. Таковым является осуществление практических работ.
Тематический контроль осуществляется по завершении тем курса в форме решения творческих задач.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за полугодие и год в форме итоговых оценок.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Умения и навыки учащихся, формируемые элективным курсом:
• навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой, гербарием, растениями.
• умения составления классификации лекарственного растения :
• знать сроки и правила сбора лекарственных растений;
• умения делать закладку на хранение различного лекарственного сырья, наблюдения и регулирования режима хранения лекарственного сырья.
Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
общее
теория
практика
1
Понятие об экологии. Природа как основное условие материального производства и среда жизни человека
2
2
-
2
Основные источники загрязнения, влияющие на окружающую среду и здоровье человека
4
2
2
3
Понятие о культуре труда. Этика взаимоотношений в трудовом коллективе
4
3
1
4
Правила заготовки растительного и животного сырья, используемого в технологической подготовке
6
4
2
5
Влияние промышленных и сельскохозяйственных технологий на растительный, животный мир и почву
8
6
2
6
Источники загрязнения поверхностных
водоемов и подземных вод на примере изучаемых технологий
6
4
2
7
Основные источники загрязнения атмосферы. Борьба с выхлопными газами автотранспорта
8
6
2
8
Влияние радиации, шума, вибрации, инфразвука на окружающую среду и здоровье человека
8
7
1
9
Безотходные технологии и утилизация отходов на примере изучаемых технологий
6
5
1
10
Моделирование антропогенных воздействий на природную среду
8
6
2
11
Эколого-эргономические требования к технологическому процессу
8
7
1
Итого:
68
52
16
Календарно-тематический план 10 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения
Реализация электронного и/или дистанционного обучения
Приме
ча
ние
план
факт
Тема 1. Понятие об экологии. Природа как основное условие материального производства и среда жизни человека (2 ч)
1
Понятие об экологии. Задачи экологической науки в современных условиях. Понятие об основных методах, используемых в экологии.
1
2
Практическая значимость экологических проблем. Понятие о природе. Основные факторы природной среды. Понятие о материальном производстве и связи его с природной средой.
1
Тема 2. Основные источники загрязнения, влияющие на окружающую среду
и здоровье человека (4ч)
3
Источники загрязнения окружающей среды, их классификация. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК).
1
4
Требования к качеству окружающей среды. Окружающая среда и здоровье человека. Основные заболевания человека, связанные с загрязнением окружающей среды.
1
5
Практическая работа «Оценка показателей загрязненности окружающей среды в результате различных технологических процессов»
1
6
Практическая работа «Оценка показателей загрязненности окружающей среды, влияющих на здоровье человека»
1
Тема 3
Понятие о культуре труда. Этика взаимоотношений в трудовом коллективе (4ч)
7
Культура труда.
1
8
Основные экологические правила по организации и выполнению различных технологических операций.
1
9
Основные правила поведения при выполнении коллективных заданий в различных видах труда
1
10
Практическая работа «Использование ролевых игр в трудовом коллективе при выполнении различных технологических операций»
1
Тема 4
Правила заготовки растительного и животного сырья, используемого в технологической подготовке (6ч)
11
Основные правила заготовки растительного сырья для различных технологических процессов.
1
12
Основные правила заготовки животного сырья для различных технологических процессов.
1
13
Понятие о возобновляемых, не возобновляемых и относительно возобновляемых природных ресурсах.
1
14
Понятие о возобновляемых, не возобновляемых и относительно возобновляемых природных ресурсах.
1
15
Практическая работа «Заготовка растительного сырья для различных видов технологий»
1
16
Практическая работа «Заготовка растительного и животного сырья для различных видов технологий»
1
Тема 5
Влияние промышленных и сельскохозяйственных технологий
на растительный, животный мир и почву (8ч)
17
Современные промышленные и сельскохозяйственные технологии. Понятие о структуре технологических процессов.
1
18
Воздействие различных технологий на растительный, животный мир и почву. Способы очистки промышленных и сельскохозяйственных отходов.
1
19
Понятие о земельных ресурсах. Основные последствия промышленных и сельскохозяйственных технологий на почву. Способы устранения этих последствий.
1
20
Эрозия почв и борьба с ней.
1
21
Мелиорация почв. Рекультивация нарушенных земель.
1
22
Охрана растительного, животного мира и почвы.
1
23
Практическая работа «Оценка ущерба, наносимого промышленными и сельскохозяйственными технологиями на растительный и животный мир»
1
24
Практическая работа «Оценка показателей загрязненности и разрушения плодородного слоя почвы в результате инженерно-строительных, промышленных и сельскохозяйственных технологий»
1
Тема 6 Источники загрязнения поверхностных
водоемов и подземных вод на примере изучаемых технологий (6ч)
25
Понятие о водных ресурсах.
1
26
Водоиспользование и водопотребление в промышленных и сельскохозяйственных технологиях.
1
27
Загрязнение поверхностных водоемов и подземных вод и влияние на здоровье человека.
1
28
Самоочищение водоемов. Понятие о гидроэнергетике.
1
29
Практическая работа «Оценка показателей загрязненности поверхностных водоемов и подземных вод в результате выбросов различных отраслей производства»
1
30
Практическая работа «Анализ химического состава питьевой воды»
1
Тема 7
Основные источники загрязнения атмосферы. Борьба с выхлопными газами автотранспорта (4ч)
31
Понятие об атмосфере и ее значении.
1
32
Основные источники загрязнения атмосферы и здоровье человека.
1
33
Химическое загрязнение атмосферы автотранспортом.
1
34
Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосфере.
1
Календарно-тематический план 11 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения
Реализация электрон
ного и/или дистанционного обучения
Приме
ча
ние
план
факт
Тема 7
Основные источники загрязнения атмосферы. Борьба с выхлопными газами автотранспорта (4ч)
35
Основные меры борьбы по снижению влияния выхлопных газов в атмосферу.
1
36
Способы очистки атмосферы от загрязняющих веществ.
1
37
Практическая работа «Анализ химического состава атмосферного воздуха»
1
38
Практическая работа «Оценка показателей загрязненности атмосферы автотранспортом»
1
Тема 8
Влияние радиации, шума, вибрации, инфразвука на окружающую среду и здоровье человека (8ч)
39
Основные источники радиации, шума, вибрации, инфразвука в промышленных технологиях.
1
40
Основные источники радиации, шума, вибрации, инфразвука в сельскохозяйственных технологиях.
1
41
Воздействие радиации, шума, вибрации, инфразвука на окружающую среду. Осуществление мер по снижению этих факторов в различных технологических процессах.
1
42
Воздействие радиации, шума, вибрации, инфразвука на окружающую среду. Осуществление мер по снижению этих факторов в различных технологических процессах.
1
43
Воздействие радиации, шума, вибрации, инфразвука на здоровье человека. Осуществление мер по снижению этих факторов в различных технологических процессах.
1
44
Воздействие радиации, шума, вибрации, инфразвука на здоровье человека. Осуществление мер по снижению этих факторов в различных технологических процессах.
1
45
Воздействие радиации, шума, вибрации, инфразвука на здоровье человека. Осуществление мер по снижению этих факторов в различных технологических процессах.
1
46
Практическая работа «Оценка показателей влияния радиации, шума, вибрации, инфразвука на окружающую среду».
1
Тема 9
Безотходные технологии и утилизация отходов на примере изучаемых технологий (6ч)
47
Понятие о безотходной технологии. Безотходные технологические процессы.
1
48
Понятие об утилизации отходов.
1
49
Образование и характеристика вредных технологических выбросов.
1
50
Методы регенерации и рекуперации технологических отходов.
1
51
Способы очистки промышленных стоков и газопылевых выбросов.
1
52
Практическая работа «Проектирование элементарных безотходных технологических операций»
1
Тема 10
Моделирование антропогенных воздействий на природную среду (8ч)
53
Понятие об элементарном моделировании технологических процессов и воздействии их на окружающую среду.
1
54
Понятие об элементарном моделировании технологических процессов и воздействии их на окружающую среду.
1
55
Понятие об элементарном моделировании технологических процессов и воздействии их на окружающую среду.
1
56
Прогнозирование антропогенных воздействий на природную среду.
1
57
Прогнозирование антропогенных воздействий на природную среду.
1
58
Прогнозирование антропогенных воздействий на природную среду.
1
59
Практическая работа «Проектирование прогностических моделей деятельности человека и влияния ее на природную среду»
1
60
Практическая работа «Проектирование прогностических моделей деятельности человека и влияния ее на природную среду»
1
Тема 11
Эколого-эргономические требования к технологическому процессу (8ч)
61
Понятие рабочего места.
1
62
Классификация и характеристика рабочих мест.
1
63
Классификация и характеристика рабочих мест.
1
64
Основные компоненты производственной среды.
1
65
Основные компоненты производственной среды.
1
66
Элементы условий труда: санитарно-гигиенические, психофизические, эстетические.
1
67
Элементы условий труда: санитарно-гигиенические, психофизические, эстетические.
1
68
Практическая работа «Эколого-эргономическая оценка рабочих мест в конкретных технологических процессах»
1
Содержание программы элективного курса «Технология и окружающая среда»
(68 часов на 2 года обучения)
Тема 1
Понятие об экологии. Природа как основное условие материального производства и среда жизни человека (2 ч)
Понятие об экологии. Задачи экологической науки в современных условиях. Понятие об основных методах, используемых в экологии. Практическая значимость экологических проблем. Понятие о природе. Основные факторы природной среды. Понятие о материальном производстве и связи его с природной средой.
Тема 2
Основные источники загрязнения, влияющие на окружающую среду
и здоровье человека (4ч)
Источники загрязнения окружающей среды, их классификация. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК). Требования к качеству окружающей среды. Окружающая среда и здоровье человека. Основные заболевания человека, связанные с загрязнением окружающей среды.
Практические занятия. Оценка показателей загрязненности окружающей среды в результате различных технологических процессов. Оценка показателей загрязненности окружающей среды, влияющих на здоровье человека.
Тема 3
Понятие о культуре труда. Этика взаимоотношений в трудовом коллективе (4ч)
Культура труда. Основные экологические правила по организации и выполнению различных технологических операций. Основные правила поведения при выполнении коллективных заданий в различных видах труда (в процессе практических работ или ролевых игр).
Практические занятия. Использование ролевых игр в трудовом коллективе при выполнении различных технологических операций.
Тема 4
Правила заготовки растительного и животного сырья, используемого в технологической подготовке (6ч)
Основные правила заготовки растительного и животного сырья для различных технологических процессов. Понятие о возобновляемых, не возобновляемых и относительно возобновляемых природных ресурсах.
Практические занятия. Заготовка растительного и животного сырья для различных видов технологий.
Тема 5
Влияние промышленных и сельскохозяйственных технологий
на растительный, животный мир и почву (8ч)
Современные промышленные и сельскохозяйственные технологии. Понятие о структуре технологических процессов. Воздействие различных технологий на растительный, животный мир и почву. Способы очистки промышленных и сельскохозяйственных отходов. Понятие о земельных ресурсах. Основные последствия промышленных и сельскохозяйственных технологий на почву. Способы устранения этих последствий. Эрозия почв и борьба с ней. Мелиорация почв. Рекультивация нарушенных земель. Охрана растительного, животного мира и почвы.
Практические занятия. Оценка ущерба, наносимого промышленными и сельскохозяйственными технологиями на растительный и животный мир. Оценка показателей загрязненности и разрушения плодородного слоя почвы в результате инженерно-строительных, промышленных и сельскохозяйственных технологий.
Тема 6 Источники загрязнения поверхностных
водоемов и подземных вод на примере изучаемых технологий (6ч)
Понятие о водных ресурсах. Водоиспользование и водопотребление в промышленных и сельскохозяйственных технологиях. Загрязнение поверхностных водоемов и подземных вод и влияние на здоровье человека. Самоочищение водоемов. Понятие о гидроэнергетике.
Практические занятия. Оценка показателей загрязненности поверхностных водоемов и подземных вод в результате выбросов различных отраслей производства. Анализ химического состава питьевой воды.
Тема 7
Основные источники загрязнения атмосферы. Борьба с выхлопными газами автотранспорта (8ч)
Понятие об атмосфере и ее значении. Основные источники загрязнения атмосферы и здоровье человека. Химическое загрязнение атмосферы автотранспортом. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосфере. Основные меры борьбы по снижению влияния выхлопных газов в атмосферу. Способы очистки атмосферы от загрязняющих веществ. Практические занятия. Анализ химического состава атмосферного воздуха. Оценка показателей загрязненности атмосферы автотранспортом.
Тема 8
Влияние радиации, шума, вибрации, инфразвука на окружающую среду и здоровье человека (8ч)
Основные источники радиации, шума, вибрации, инфразвука в промышленных технологиях. Основные источники радиации, шума, вибрации, инфразвука в сельскохозяйственных технологиях. Воздействие радиации, шума, вибрации, инфразвука на окружающую среду. Осуществление мер по снижению этих факторов в различных технологических процессах.
Практические занятия. Оценка показателей влияния радиации, шума, вибрации, инфразвука на окружающую среду
Тема 9
Безотходные технологии и утилизация отходов на примере изучаемых технологий (6ч)
Понятие о безотходной технологии. Безотходные технологические процессы. Понятие об утилизации отходов. Образование и характеристика вредных технологических выбросов. Методы регенерации и рекуперации технологических отходов. Способы очистки промышленных стоков и газопылевых выбросов.
Практические занятия. Проектирование элементарных безотходных технологических операций
Тема 10
Моделирование антропогенных воздействий на природную среду (8ч)
Понятие об элементарном моделировании технологических процессов и воздействии их на окружающую среду. Прогнозирование антропогенных воздействий на природную среду.
Практические занятия. Проектирование прогностических моделей деятельности человека и влияния ее на природную среду.
Тема 11
Эколого-эргономические требования к технологическому процессу (8ч)
Понятие рабочего места. Классификация и характеристика рабочих мест. Основные компоненты производственной среды. Элементы условий труда: санитарно-гигиенические, психофизические, эстетические.
Практические занятия. Эколого-эргономическая оценка рабочих мест в конкретных технологических процессах
Формы и средства контроля
Перечень практических работ
-
Оценка показателей загрязненности окружающей среды в результате различных технологических процессов.
-
Оценка показателей загрязненности окружающей среды, влияющих на здоровье человека.
-
Использование ролевых игр в трудовом коллективе при выполнении различных технологических операций.
-
Заготовка растительного сырья для различных видов технологий.
-
Заготовка животного сырья для различных видов технологий.
-
Оценка ущерба, наносимого промышленными и сельскохозяйственными технологиями на растительный и животный мир.
-
Оценка показателей загрязненности и разрушения плодородного слоя почвы в результате инженерно-строительных, промышленных и сельскохозяйственных технологий.
-
Оценка показателей загрязненности поверхностных водоемов и подземных вод в результате выбросов различных отраслей производства.
-
Анализ химического состава питьевой воды.
-
Анализ химического состава атмосферного воздуха.
-
Оценка показателей загрязненности атмосферы автотранспортом.
-
Оценка показателей влияния радиации, шума, вибрации, инфразвука на окружающую среду.
-
Проектирование элементарных безотходных технологических операций.
-
Проектирование прогностических моделей деятельности человека и влияния ее на природную среду.
-
Эколого-эргономическая оценка рабочих мест в конкретных технологических процессах.
Материалы для проведения практических работ взяты из учебно-методического пособия «Экологический мониторинг» / Под ред. Т. Я. Ашимхиной. - М.: Академический Проект, 2006г.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература основная
-
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Н.В. Экологический практикум школьника. Методическое пособие для учителя. Дом Федорова, 2006
-
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Н.В. Экологический практикум школьника. Справочное пособие. Дом Федорова, 2006
Литература дополнительная
-
Миркин Б.М. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень/Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин. - М.: Вентана-Граф, 2012г.
-
Экологический мониторинг: учебно-методическое пособие. Под ред. Т.Я. Ашихминой. М.: Академический Проект, 2006 г.
Оборудование и приборы
1. Операционная система Windows XP, Alt Linux.
2. Пакет офисных приложений MS Office 2007, Open Office.
3. Цифровые микроскопы
4. Биологическая микролаборатория
5. Световые микроскопы БИОМЕД