• Преподавателю
  • Биология
  • Разработка урока по биологии по теме «Класс земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных животных»

Разработка урока по биологии по теме «Класс земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных животных»

"Описание материала: Предлагаемая разработка урока предназначена для учителей биологии. Осознание и осмысление блока новой учебной информации идет путем самостоятельного поиска необходимого материала и с элементами проблемного метода. Учащиеся работают с дополнительной литературой (опережающее задание), развивается самооценка, развивают умения сравнивать, анализировать и обобщать. Воспитательный потенциал урока направлен на "развитие любви к братьям нашим меньшим. Урок содержит большой объем д... " " "
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по биологии по теме «Класс земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных животных»Разработка урока по биологии по теме «Класс земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных животных»Разработка урока по биологии по теме «Класс земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных животных»Тема урока:« Класс земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных животных».

Цель урока: Раскрыть особенности внешнего строения и передвижение лягушки в связи со средой обитания; продолжить формирование умения сравнивать (на примере внешнего строения рыбы и лягушки), делать выводы на основании результатов сравнения, развитие познавательного интереса и мыслительной деятельности учащихся. Экологическое воспитание.

Оборудование. Таблица. «Класс земноводные. Лягушка травяная»; набор открыток с изображением различных представителей класса земноводных; Энциклопедический словарь юного натуралиста; журнал «Юный натуралист»; карточки для самостоятельной работы.

Девиз урока: «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове». (С. Есенин.)

Организационный момент. Слово учителя.

Лягушка… Одно это слово у некоторых вызывает отвращение, у других брезгливость, у третьих равнодушие.

Но так ли безобразна лягушка и все ее собрания, относящиеся к классу земноводных, мы должны сегодня выяснить. Ведь часто бывает, что красота, ум, трудолюбие скрыты под неприметной внешностью.

Итак, ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению нового класса типа хордовые - класса земноводные.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Знакомство с целями.

К этому классу относятся 3 отряда.

На доске записано:

Класс земноводные:

1. о. хвостатые (тритоны, саламандры)

2. о. безногие (червяга)

3. о. бесхвостые (лягушки, жабы, квакши и т.д.)

Земноводные Нижегородской области:

1. гребенчатый тритон

2. обыкновенный тритон

3. углозуб сибирский

4. чесночница обыкновенная

5. жерлянка краснобрюхая

6. жаба серая

7. жаба зеленая

8. травяная

9. лягушка остромордая - голубеет весной (самцы во время брачного сезона)

10. прудовая

11. озерная

Амфибии появилась на Земле более 350 млн. лет назад. Путь на сушу им проложили кистеперые рыбы, однако земноводные были пионерами во всем, что казалось жизни в воздушной среде.

Какие же они земноводные?

- С их разнообразием нас познакомит Дядюшкин Денис

1. Волосатая лягушка. В Западной Африке самцы одного вида лягушек в период размножения обрастают «волосами» длиной до 1 - 1,5 см. Борода, да и только! Но не там, где мы привыкли её видеть, а на ногах и боках. Для чего лягушке «волосы»? Это дополнительные органы кожного дыхания - тонкие волосовидные выросты кожи, густо пронизанные капиллярами. И никакого отношения не имеют к волосам.

2.Лягушка - голиаф - самая крупная лягушка. Встречается в Африке: в Камеруне, Анголе и Экваториальной Гвинее. Лягушка - голиаф имеет тело длинной до 25 см, массой до 3,25 кг. Однажды в Анголе была поймана лягушка длинной почти 40 см! обитает лягушка - голиаф в труднодоступных местах. Ученые узнали о ее существовании только около 80 лет назад. Обладает хорошим слухом, очень осторожна, ведет дневной образ жизни, охотится на тритонов, лягушек, головастиков, мелких рыб.

3. Самая маленькая лягушка - кокои. Она может уместиться на ногте большого пальца. Водиться кокои в тропических лесах Колумбии. Только здесь в жарком и влажном климате, в траве болотистых джунглей, обитают эти чёрные с жёлтыми полосами лягушки. Несмотря на крошечные размеры, они обладают самым сильным ядом в мире животных. Брать их голыми руками очень опасно. Яд этих лягушек издревле используют индейцы. Такая стрела, обработанная ядом, убивает леопарда за 2 - 3 мин. Яда одной лягушки достаточно для того, чтобы обработать 50 стрел. Яд на наконечниках стрел сохраняет токсичность до 15 лет.

- О таком замечательном нашем помощнике, как жаба нам расскажет Венера Усьманова.

О пользе жаб.

Поздно вечером, в наступивших сумерках выходят жабы из своих укрытий: нор, ям, подвалов, чтобы начать охоту. Вообще, лягушки и жабы - все до единой насекомоядные, поэтому винить их в порче растений бессмысленно. Аппетит у жаб неимоверный! Они могут есть всю ночь до рассвета! И берегитесь, попавшиеся на пути жабы ночные бабочки, мотыльки, гусеницы, слизни... Кстати, слизни - любимая еда жаб. Мало того, жабы с аппетитом уплетают и тех вредителей, которых птицы, как говорится, "в упор не видят", то есть насекомых с развитой мимикрией - способностью маскироваться под листик или веточку. Жабу не проведёшь, у неё отличное обоняние, и если сухая веточка вкусно пахнет гусеницей, то последней не спастись. Жабы поедают неприятно пахнущих насекомых. Да, есть и такие, которых птицы не клюют из-за выделяемого ими запаха. А жабам подавай их на обед!

Жабы откапывают и с удовольствием поедают медведок, сильно вредящих огородной рассаде.

Условия обитания жаб - сырая притенённая почва, чтобы закопаться в неё днём, и расположенный неподалёку пруд или большая лужа. Пруд нужен жабам только по весне для размножения.

У жаб в природе есть масса врагов. Начать с самого рождения: лягушачью и жабью икру с удовольствием поедают домашние утки, плавая в пруду. Головастиков поедают сороки, дрозды-рябинники и некоторые другие птицы. Взрослые особи массово гибнут по весне на дорогах под колёсами автомобилей, когда направляются к источнику воды для икрометания.

Я не убеждаю никого брать этих земноводных в руки и целоваться с ними: достаточно не гнать их с участка и не мешать им жить в своей природной нише, наоборот, привлекать их, создавая соответствующие условия для жизни, а уж они отблагодарят вас за ваше невмешательство.

В Норвегии есть пословица « Кто дружит с лягушкой, тому она приносит «золото». А в США подсчитали, что от каждой жабы польза составляет 20-30 долларов.

В Париже и Токио поставлены памятники лягушке от благодарности студентов-биологов физиологов ученых.

Нужно сказать: « Да здравствует лягушка!» и будем их беречь!»

- «Лягушкины рекорды»

«Лягушки - рекордсмены»

Самым миниатюрным представителем лягушачьего царства можно назвать черногрудую жабу (Bufo taitanus beiranus), которая обитает на Африканских просторах. Самый крупный, зафиксированный учеными экземпляр, составлял всего лишь 24 мм в длину. Самой маленькой лягушкой, которой также достается титул наименьшей амфибии, считается кубинский карлик (Sminthillus limbatus). Она обитает на Кубе. Длина особи, достигшей своего максимального роста колеблется от 0,8 до 1,2 см.

Самая большая жаба. Это звание по правду достается жабе Ага(Bufo marinus), живущей в тропиках Австралии и Южной Америки. Средняя масса представителя породы около 450-500 грамм, но в 1991 году, вес одного самца, который принадлежал швейцарцу Хакену Форсбергу, составил целых 2,65 кг! Длинна же от головы до заднего прохода была целых 53,9 см

Наиболее крупной лягушкой является Голиаф, пойманный в 1989 году одним из жителей Сиэтла в долине реки Санага. Вес квакши составил 3,66 кг.

Самой ядовитой жабой по праву считается амфибия с довольно жутковатым названием: Древолаз ужасный. Он занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как обладатель самого сильного в мире яда, в 20 раз более сильного чем у иных представителей лягушачего царства. Яда взрослой особи хватит для убийства 1500 человек, а по силе отрава в несколько тысяч раз сильнее и опаснее цианистого калия.

Что означает это слово? - Земноводные( Амфибии) (греч.) - двоякодышащий.

Каковы же особенности внешнего строения земноводных мы выясним с вами в ходе работы с учебником.

Дети получают карточки с вопросом.

- Прочитать стр. 139-140; ответить на вопросы.

1. Рассмотрите рис. 196 (голова земноводного)

Найдите ноздри и глаза. Благодаря какой особенности лягушка может, не вылезая из воды, дышать и ориентироваться в окружающем пространстве. Как вы думаете это приспособление к наземной или водной среде?

2. Чем отличается строение глаза рыбы от строения глаза земноводного? Значение век. Это приспособление к наземной или водной среде?

3. Рассмотрите рис. 196 (строение ноги). Назовите части ноги. Как вы думаете, если нога состоит из системы рычагов, то это приспособление к наземной или водной среде?

4. Между пальцами задней ноги у лягушки имеются плавательные переноски, какое это имеет значение. Это приспособление к наземной или водной среде.

5. У жабы в отличии от лягушки между пальцами задней ноги плавательные переноски не развиты. Как вы думаете почему?

6. У земноводных, в отличии от рыб, появилось среднее ухо и слуховая косточка, которая усиливает звуки. Как вы думаете это приспособление к наземной или водной среде?

7. Кожа лягушки голая, снабжены густой сетью капилляров и жидкостной пленкой из слизи, которые способны усваивать кислород. Это приспособление к наземной или водной среде?

8. Слизь на коже способна обезвреживать кожу от различных болезнетворных бактерий, предохраняет её от грибковых поражений. Это приспособление к наземной или водной среде?

По ходу ответов на доске идет заполнение сводной таблицы.

Приспособление лягушек к среде обитания.

К жизни в воде К жизни на суше

«Патенты» земной среды обитания.

  1. Система рычагов в конечности .(первыми встали на ноги)

  2. Они первыми начали мигать

  3. Слух

Давайте сравним особенности внешнего строения речного окуня и прудовой лягушки.

Сравниваемый признак

Сравниваемые животные

Речной окунь

Прудовая лягушка

  1. Отделы тела

Голова, туловище, хвост, плавники


  1. Покрова тела

Чешуя, слизь


  1. Форма тела

Обтекаемая


  1. Конечности

Плавники


  1. Среда обитания

Водная

Подведение итогов.

Закрепление: 1. Какие эволюционные изменения произошли у земноводных по сравнению с рыбами?

2. Почему опасно высыхание слизи на коже земноводного?

Домашнее задание: стр 189-195. Составить задания к игре «Верю не верю»

© 2010-2022