Рабочая программа по биологии 6 класс

Тематическое планирование По биологии Класс 6 Учитель: Муруева М.М.Количество часов Всего 70 час; в неделю 2 час.Плановых контрольных уроков Планирование составлено на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2009 г. стр. 57-108), рассчитанной на 34 часов (1 час. в неделю) Табличное представление тематического планировани...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«физико - математическая школа № 56» г. Улан - Удэ


«Рассмотрено на заседании ШМО»

Руководитель ШМО

_____ /______________ /

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________ 20__г.


«Согласовано»

заместитель директора по УВР

____ /_________ /

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________ 20__г


«Утверждено»

Директор школы

_____ /______________ /

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 20__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии 6г класс.

педагога высшей категории

Муруевой Марии Матвеевны








2012-2013 учебный год



Тематическое планирование

По биологии

Класс 6

Учитель: Муруева М.М.

Количество часов

Всего 70 час; в неделю 2 час.

Плановых контрольных уроков__5____, зачетов ___3__, тестов __6____ ч.;

Административных контрольных уроков _______ ч.

Планирование составлено на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - М., изд. "Дрофа", 2009 г. стр. 57-108), рассчитанной на 34 часов (1 час. в неделю)


Табличное представление тематического планирования

Календарно-тематическое планирование оформляется в виде таблицы на учебный год для каждого класса (параллели).

п/п

урока

Дата

проведения урока

Наименование раздела, тема урока

Количество часов


Примечание

1

сентябрь

Введение

Система живой природы. Царство Растения. Ботаника как наука.

1

Об су ж дать про бле му: мо жет ли че ло век про -

жить без дру гих жи вых ор га низ мов?

Рас смат ри вать и по яс нять ил лю ст ра ции учеб -

ни ка.

При во дить при ме ры зна ко мых куль тур ных

рас те ний и до маш них жи вот ных.

Да вать оп ре де ле ние нау ки био ло гии.

На зы вать за да чи, стоя щие пе ред учё ны ми-

био ло га ми

2

сентябрь

Общее знакомство с растениями

Растения - живой организм

1

Ха ра к те р и зо вать глав ные при зна ки рас те ний.

Раз ли чать час ти цвет ко во го рас те ния на ри -

сун ке учеб ни ка, вы дви гать пред по ло же ния об

их функ ци ях.

Срав ни вать цвет ко вые и го ло се мен ные рас те -

ния, ха рак те ри зо вать их сход ст во и раз ли чия.

Ха рак те ри зо вать мхи, па по рот ни ки, хво щи

плау ны как спо ро вые рас те ния, знать тер мин

«спо ра».

Оп ре де лять по ри сун ку учеб ни ка раз ли чие

ме ж ду рас те ния ми раз ных сис те ма ти че ских

групп.

Со пос тав лять свой ст ва рас ти тель ной и бак те -

ри аль ной кле ток, де лать вы во ды.

Ха рак те ри зо вать зна че ние рас те ний раз ных

сис те ма ти че ских групп в жиз ни че ло ве ка

3

Условия жизни растений. Среды жизни.

1

Ха рак те ри зо вать осо бен но сти ус ло вий сред

жиз ни на Зем ле.

На зы вать и ха рак те ри зо вать ор га низ мы-па ра -

зи ты, изо бра жён ные на ри сун ке учеб ни ка. При во дить при ме ры оби та те лей ор га низ мен -

ной сре ды - па ра зи тов и сим би он тов, объ яс -

нять их воз дей ст вие на ор га низм хо зяи на

4

сентябрь

Тест № 1 по теме

« Общее знакомство с растениями»

1

5

сентябрь

Клеточное строение растений

Увеличительные приборы. Правила работы с биологическими объектами.


1

Объ яс нять на зна че ние уве ли чи тель ных при -

бо ров.

Раз ли чать руч ную и шта тив ную лу пы, знать

по лу чае мое с их по мо щью уве ли че ние.

Опи сы вать и срав ни вать уве ли че ние лу пы

и мик ро ско па.

На хо дить час ти мик ро ско па и на зы вать их.

Изу чать и за по ми нать пра ви ла ра бо ты с мик -

ро ско пом.

Рас смат ри вать го то вый мик ро пре па рат под

мик ро ско пом, де лать вы во ды. Со блю дать пра ви ла ра бо ты в ка би не те, об ра -

ще ния с ла бо ра тор ным обо ру до ва ни ем

6

Строение растительной клетки.

Л.р.№2. Рассматривание строения клеток кожицы чешуи лука.

1

На зы вать час ти клет ки по ри сун кам учеб ни ка.

Ха рак те ри зо вать на зна че ние час тей клет ки.

Срав ни вать жи вот ную и рас ти тель ную клет -

ки, на хо дить их раз ли чие.

На зы вать тка ни жи вот ных и рас те ний по ри -

сун кам учеб ни ка, ха рак те ри зо вать их строе -

ние, объ яс нять их функ ции.

Изу чать строе ние клет ки на го то вых мик ро -

пре па ра тах под ма лым и боль шим уве ли че ни -

ем мик ро ско па.

Раз ли чать от дель ные клет ки, вхо дя щие в со -

став тка ни.

Обоб щать ре зуль та ты на блю де ний, де лать вы -

во ды.

За ри со вы вать клет ки в тет ра ди.

7

сентябрь

Жизнедеятельность клетки.

1

8

октябрь

Растительные ткани.

1

Да вать оп р е де л е ние тка ни.

Рас по зна вать раз лич ные тка ни рас те ний.

Ус та нав ли вать взаи мо связь строе ния и функ -

ций тка ней. Объ яс нять зна че ние по кров ных тка ней в жиз -

ни рас те ния.

Ха рак те ри зо вать осо бен но сти строе ния и функ-

ции ос нов ной тка ни.

9

октябрь

Органы цветковых растений

Семя и его функции. Внешнее и внутреннее строение семени

1

Объ яс нять роль се мян в при ро де.

Ха рак те ри зо вать функ ции час тей се ме ни.

Опи сы вать строе ние за ро ды ша рас те ния.

Ус та нав ли вать сход ст во про ро ст ка с за ро ды -

шем се ме ни.

Опи сы вать ста дии про рас та ния се мян.

На зы вать от ли чи тель ные при зна ки се мян дву -

доль ных и од но доль ных рас те ний. Ис поль зо вать ин фор ма ци он ные ре сур сы для

под го тов ки со об ще ния о ро ли се мян в жиз ни

че ло ве ка.

Про во дить на блю де ния, фик си ро вать ре зуль -

та ты.

Со блю дать пра ви ла ра бо ты в ка би не те, об ра -

ще ния с ла бо ра тор ным обо ру до ва ни ем

10

октябрь

Условия прорастания семян.

1

Опи сы вать роль во ды в про рас та нии се мян.

Объ яс нять зна че ние за пас ных пи та тель ных

ве ществ в про рас та нии се мян.

При во дить при ме ры за ви си мо сти про рас та -

ния се мян от тем пе ра тур ных ус ло вий.

Про гно зи ро вать сро ки по се ва се мян от дель -

ных куль тур

11

Значение семян

1

12

октябрь

Корень и его функции. Внешнее и внутреннее строение корня.

1

Раз ли чать и оп ре де лять ти пы кор не вых сис -

тем на ри сун ках, гер бар ных эк зем п ля рах, на -

ту раль ных объ ек тах.

На зы вать час ти кор ня.

Ус та нав ли вать взаи мо связь строе ния и функ -

ций час тей кор ня.

Объ яс нять осо бен но сти рос та кор ня. Про во дить на блю де ния за из ме не ния ми в вер-

ху шеч ной час ти кор ня в пе ри од рос та.

Ха рак те ри зо вать зна че ние ви до из ме нён ных

кор ней для рас те ний.

Про во дить на блю де ния и фик си ро вать их ре -

зуль та ты во вре мя вы пол не ния ла бо ра тор ной

ра бо ты.

Со блю дать пра ви ла ра бо ты в ка би не те, об ра -

ще ния с ла бо ра тор ным обо ру до ва ни ем

13

октябрь

Рост корня

1

14

октябрь

Значение корней и их разнообразие

1

15

октябрь

Побег и почка. Особенности строения почек.

1

На зы вать час ти по бе га.

Оп ре де лять ти пы по чек на ри сун ках, фо то -

гра фи ях, на ту раль ных объ ек тах.

Ха рак те ри зо вать поч ку как за ча ток но во го

по бе га.

Объ яс нять на зна че ние ве ге та тив ных и ге не -

ра тив ных по чек.

Объ яс нять роль при щип ки и па сын ко ва ния

в рас те ние вод ст ве.

На блю дать и ис сле до вать строе ние по бе га на

при ме ре до маш не го рас те ния.

Срав ни вать по бе ги раз ных рас те ний и на хо -

дить их раз ли чия.

Изу чать строе ние по чек на на ту раль ных объ - Со блю дать пра ви ла ра бо ты в ка би не те био-

ло гии, ра бо ты с ла бо ра тор ным обо ру до ва -

ни ем

ек тах, де лать вы во ды.

16

октябрь

Рост и развитие побега.

1

17

октябрь

Обобщение

1

18

ноябрь

Лист и его функции. Внешнее строение листа..

1

Оп ре де лять час ти лис та на гер бар ных эк зем п -

ля рах, ри сун ках.

Раз ли чать про стые и слож ные ли стья.

Ха рак те ри зо вать внут рен нее строе ние лис та,

его час ти.

Ус та нав ли вать взаи мо связь строе ния и функ -

ций лис та.

Ха рак те ри зо вать ви до из ме не ния ли сть ев у рас-

те ний

19

ноябрь

Значение листа в жизни растения. Многообразие листьев


20

ноябрь

. Видоизменения листьев. Листопад.

Экскурсия «Жизнь растений зимой»

1

21

Обобщение


22

ноябрь

Стебель: строение в связи с выполняемыми функциями.

1

Опи сы вать внеш нее строе ние стеб ля, при во -

дить при ме ры раз лич ных ти пов стеб лей.

На зы вать внут рен ние час ти стеб ля рас те ний

и их функ ции.

Оп ре де лять ви до из ме не ния над зем ных и под -

зем ных по бе гов на ри сун ках, фо то гра фи ях,

на ту раль ных объ ек тах. Изу чать и опи сы вать строе ние под зем ных по -

бе гов, от ме чать их раз ли чия.

Фик си ро вать ре зуль та ты ис сле до ва ний

Со блю дать пра ви ла ра бо ты в ка би не те, об ра -

ще ния с ла бо ра тор ным обо ру до ва ни ем

23

Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Побеги растений в зимнее время.

1

24

ноябрь

Строение и функции цветка. Многообразие цветков.

1

Оп р е де лять и на зы вать час ти цвет ка на ри сун -

ках, фо то гра фи ях, на ту раль ных объ ек тах.

На зы вать функ ции час тей цвет ка.

Раз ли чать и на зы вать ти пы со цве тий на ри -

сун ках и на ту раль ных объ ек тах.

Ха рак те ри зо вать зна че ние со цве тий.

Объ яс нять взаи мо связь опы ле ния и оп ло до -

тво ре ния у цвет ко вых рас те ний.

Ха рак те ри зо вать ти пы опы ле ния у рас те ний.

Ус та нав ли вать взаи мо связь функ ций час тей

цвет ка и по ве де ния жи вот ных в пе ри од опы -

ле ния

25

Соцветия и их биологическая роль.


26

Цветение и опыление растений.


27

декабрь

Плод и его значение. Многообразие плодов.

1

Объ яс нять про цесс об ра зо ва ния пло да.

Оп ре де лять ти пы пло дов и клас си фи ци ро -

вать их по ри сун кам, фо то гра фи ям, на ту раль -

ным объ ек там.

Опи сы вать спо со бы рас про стра не ния пло дов

и се мян на ос но ве на блю де ний.

Ис поль зо вать ин фор ма ци он ные ре сур сы для под го тов ки со об ще ния о ро ли пло дов и се мян

в при ро де и жиз ни че ло ве ка.

28

Распространение плодов и семян.


29

Обобщение


30

декабрь

Процессы жизнедеятельности растений

Минеральное питание растений. Удобрения и их значение в жизни растений.

1

Объ яс нять роль кор не вых во лос ков в ме ха -

низ ме поч вен но го пи та ния.

Обос но вы вать роль поч вен но го пи та ния в жиз-

ни рас те ний.

Срав ни вать и раз ли чать со став и зна че ние

ор га ни че ских и ми не раль ных удоб ре ний для

рас те ний. Ус та нав ли вать взаи мо связь поч вен но го пи та -

ния рас те ний и ус ло вий внеш ней сре ды.

Ис поль зо вать ин фор ма ци он ные ре сур сы для

под го тов ки пре зен та ции про ек та о при спо -

соб лен но сти к во де рас те ний раз ных эко ло ги -

че ских групп

31

декабрь

Фотосинтез и его значение.

1

Ха рак те ри зо вать ус ло вия, не об хо ди мые для

воз душ но го пи та ния рас те ний.

Объ яс нять роль зе лё ных ли сть ев в фо то син -

те зе.

При во дить при ме ры ор га низ мов - ав то тро -

фов и ге те ро тро фов, на хо дить раз ли чия в их

пи та нии.

Обос но вы вать кос ми че скую роль зе лё ных

рас те ний.

Ис поль зо вать ин фор ма ци он ные ре сур сы для

под го тов ки со об ще ния о ро ли фо то син те за

на на шей пла не те

32

Космическая роль зеленых

растений..


33

декабрь

Дыхание в жизни растений.

1

Оп ре де лять сущ ность про цес са ды ха ния у рас -

те ний.

Ус та нав ли вать взаи мо связь про цес сов ды ха -

ния и фо то син те за, про во дить их срав не ние.

Да вать оп ре де ле ния по ня тия «об мен ве ществ».

Ха рак те ри зо вать об мен ве ществ как важ ный

при знак жиз ни

34

Роль воды в жизнедеятельности растений. Водный обмен у растений.


35

Обобщение


36

январь

Размножение и его значение. Способы размножения у растений. Оплодотворение.

1

Ха рак те ри зо вать зна че ние раз мно же ния жи -

вых ор га низ мов.

На зы вать и опи сы вать спо со бы бес по ло го

раз мно же ния, при во дить при ме ры.

Обос но вы вать био ло ги че скую сущ ность бес -

по ло го раз мно же ния.

Объ яс нять био ло ги че скую сущ ность по ло во -

го раз мно же ния.

На зы вать ос нов ные осо бен но сти оп ло до тво -

ре ния у цвет ко вых рас те ний.

До ка зы вать обос но ван ность оп ре де ле ния

«двой ное оп ло до тво ре ние» при ме ни тель но

к цвет ко вым рас те ни ям.

Срав ни вать бес по лое и по ло вое раз мно же ние

рас те ний, на хо дить их раз ли чия

37

январь

Вегетативное размножение растений.

1

На зы вать ха рак тер ные чер ты ве ге та тив но го

раз мно же ния рас те ний.

Срав ни вать раз лич ные спо со бы и приё мы ра -

бо ты в про цес се ве ге та тив но го раз мно же ния

рас те ний.

При ме нять зна ния о спо со бах ве ге та тив но го

раз мно же ния в прак ти че ских це лях. Фор ми ро вать уме ния про ве де ния че рен ко ва -

ния в хо де вы пол не ния ла бо ра тор ной ра бо ты.

На блю дать за раз ви ти ем кор ней у че рен ка

и фик си ро вать ре зуль та ты.

Со блю дать пра ви ла ра бо ты в ка би не те, об ра -

ще ния с ла бо ра тор ным обо ру до ва ни ем

38

Применение способов вегетативного размножения в растениеводстве.


39

январь

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие и его этапы.

1

На зы вать ос нов ные чер ты, ха рак те ри зую щие

рост рас те ния.

Объ яс нять про цес сы раз ви тия рас те ния,

роль за ро ды ша.

Срав ни вать про цес сы рос та и раз ви тия.

Ха рак те ри зо вать эта пы ин ди ви ду аль но го раз -

ви тия рас те ния.

Ус та нав ли вать за ви си мость рос та и раз ви тия

рас те ний от ус ло вий сре ды.

40

Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений.

к. тест


41

Обобщение


42

январь

Отделы царства Растения

Систематика как наука. Систематические категории в царстве растений. Вид.

1

Объ яс нять сущ ность тер ми на «клас си фи ка ция».

Да вать оп ре де ле ние нау ке сис те ма ти ке.

Знать ос нов ные так со ны клас си фи ка ции -

«цар ст во» и «вид».

Ха рак те ри зо вать вид как наи мень шую еди ни -

цу клас си фи ка ции.

Рас смат ри вать схе му царств жи вой при ро ды,

ус та нав ли вать связь ме ж ду цар ст ва ми.

На зы вать от ли чи тель ные осо бен но сти строе -

ния и жиз не дея тель но сти ви ру сов

43

февраль

Водоросли: особенности строения и жизнедеятельности.

1

Вы д е лять и опи сы вать су ще ст вен ные при зна -

ки во до рос лей.

Ха рак те ри зо вать глав ные чер ты, ле жа щие

в ос но ве сис те ма ти ки во до рос лей. Рас по зна вать во до рос ли на ри сун ках, гер бар -

ных ма те риа лах.

Срав ни вать во до рос ли с на зем ны ми рас те -

ния ми и на хо дить об щие при зна ки.

Объ яс нять про цес сы раз мно же ния у од но кле -

точ ных и мно го кле точ ных во до рос лей.

Ис поль зо вать ин фор ма ци он ные ре сур сы для

под го тов ки со об ще ния о зна че нии во до рос -

лей в при ро де и для че ло ве ка

44

Многообразие и значение водорослей


45

февраль

Отдел Мхи: особенности, многообразие и значение.

1

Срав ни вать пред ста ви те лей раз лич ных групп

рас те ний от де ла, де лать вы во ды.

На зы вать су ще ст вен ные при зна ки мхов.

Рас по зна вать пред ста ви те лей мо хо вид ных на

ри сун ках, гер бар ных ма те риа лах, жи вых объ -

ек тах.

Ха рак те ри зо вать при зна ки при над леж но сти

мо хо вид ных к выс шим спо ро вым рас те ни ям.

Объ яс нять про цес сы раз мно же ния и раз ви -

тия мо хо вид ных, их осо бен но сти.

Ус та нав ли вать взаи мо связь строе ния мхов

и их воз дей ст вия на сре ду оби та ния.

Изу чать и срав ни вать внеш нее строе ние зе лё -

но го мха (ку куш ки на льна) и бе ло го мха (сфаг -

ну ма), от ме чать их сход ст во и раз ли чия.

Фик си ро вать ре зуль та ты ис сле до ва ний.

46

февраль

Отдел Папоротникообразные: особенности, многообразие и значение.

1

На хо дить об щие чер ты строе ния и раз мно же -

ния плау нов, хво щей, па по рот ни ков, чер ты

их от ли чия.

Срав ни вать осо бен но сти строе ния и раз мно -

же ния мхов и па по рот ни ков, де лать вы во ды

о про грес сив ном строе нии па по рот ни ков.

Обос но вы вать роль па по рот ни ко об раз ных

в при ро де и не об хо ди мость ох ра ны ис че заю -

щих ви дов.

Ис поль зо вать ин фор ма ци он ные ре сур сы для

под го тов ки пре зен та ции про ек та о раз но об -

ра зии и ро ли выс ших спо ро вых рас те ний в при -

ро де

47

февраль

Отдел голосеменные: особенности, многообразие и значение.

Л.р. №7. Изучение внешнего вида хвойных растений.

1

Вы яв лять об щие чер ты строе ния и раз ви тия

се мен ных рас те ний.

Ос ваи вать приё мы ра бо ты с оп ре де ли те лем

рас те ний.

Срав ни вать строе ние спо ры и се ме ни, на хо -

дить пре иму ще ст ва. Объ яс нять про цес сы раз мно же ния и раз ви -

тия го ло се мен ных.

Про гно зи ро вать по след ст вия не ра цио наль -

ной дея тель но сти че ло ве ка для жиз ни го ло се -

мен ных.

Ис поль зо вать ин фор ма ци он ные ре сур сы для

под го тов ки пре зен та ции про ек та о зна че нии

хвой ных ле сов Рос сии

48

март

Отдел Покрытосеменные: особенности и многообразие.

1

Вы яв лять чер ты ус лож не ния ор га ни за ции по -

кры то се мен ных.

Срав ни вать и на хо дить при зна ки сход ст ва

и от ли чия в строе нии и жиз не дея тель но сти

по кры то се мен ных и го ло се мен ных.

При ме нять приё мы ра бо ты с оп ре де ли те лем

рас те ний.

Ус та нав ли вать взаи мо связь при спо соб лен но -

сти по кры то се мен ных к ус ло ви ям сре ды.

Вы де лять и срав ни вать су ще ст вен ные при зна -

ки строе ния од но доль ных и дву доль ных рас -

те ний.

Объ яс нять при чи ны ис поль зо ва ния по кры то -

се мен ных для вы ве де ния куль тур ных форм.

Ис поль зо вать ин фор ма ци он ные ре сур сы для

под го тов ки пре зен та ции про ек та об ох ра ня -

емых ви дах по кры то се мен ных рас те ний

49

апрель

Семейства класса двудольных растений.

Экскурсия «Представители отделов растений»

1

Вы де лять ос нов ные при зна ки клас са Дву доль -

ные.

Опи сы вать от ли чи тель ные при зна ки се мейств

клас са.

Рас по зна вать пред ста ви те лей се мейств на ри -

сун ках, гер бар ных ма те риа лах, на ту раль ных

объ ек тах.

При ме нять приё мы ра бо ты с оп ре де ли те лем

рас те ний.

Ис поль зо вать ин фор ма ци он ные ре сур сы для

под го тов ки пре зен та ции про ек та о ро ли рас -

те ний клас са Дву доль ные в при ро де и в жиз ни

че ло ве ка

50

Семейства класса однодольных растений.

7


Вы де лять при зна ки клас са Од но доль ные.

Оп ре де лять при зна ки де ле ния клас сов Дву -

доль ные и Од но доль ные на се мей ст ва.

Опи сы вать ха рак тер ные чер ты се мейств

клас са Од но доль ные.

При ме нять приё мы ра бо ты с оп ре де ли те лем

рас те ний.

При во дить при ме ры ох ра няе мых ви дов. Ис поль зо вать ин фор ма ци он ные ре сур сы для

под го тов ки пре зен та ции про ек та о прак ти че -

ском ис поль зо ва нии рас те ний се мей ст ва Од но-

доль ные, о зна че нии зла ков для жи вых ор га -

низ мов

51

Обобщение


52

апрель

Историческое развитие растительного мира

Понятие об эволюции и ее приспособительный характер.

1

Объ яс нять сущ ность по ня тия об эво лю ции

жи во го ми ра.

Опи сы вать ос нов ные эта пы эво лю ции ор га -

низ мов на Зем ле.

Вы де лять эта пы раз ви тия рас ти тель но го ми ра.

На зы вать чер ты при спо соб лен но сти рас те -

ний к на зем но му об ра зу жиз ни.

Ис поль зо вать ин фор ма ци он ные ре сур сы для

под го тов ки со об ще ния о ред ких и ис че за -

ющих ви дах рас те ний

53

Многообразие растений как результат эволюции.

Этапы эволюции растений.

1

На зы вать ос нов ные при зна ки от ли чия куль -

тур ных рас те ний от ди ко рас ту щих.

Объ яс нять спо со бы рас се ле ния рас те ний по

зем но му ша ру.

Ха рак те ри зо вать роль че ло ве ка в по яв ле нии

мно го об ра зия куль тур ных рас те ний.

При во дить при ме ры куль тур ных рас те ний

сво его ре гио на. Ха рак те ри зо вать роль сор ных рас те ний в при -

ро де и жиз ни че ло ве ка.

Ис поль зо вать ин фор ма ци он ные ре сур сы для

под го тов ки пре зен та ции со об ще ния о жиз ни

и на уч ной дея тель но сти Н.И. Ва ви ло ва.

54

апрель

Происхождение и многообразие культурных растений.

1

На зы вать ро ди ну наи бо лее рас про стра нён ных

куль тур ных рас те ний (пше ни цы, ржи, кар то -

фе ля, ка пус ты, ты к вы, то ма та, ба на на и др.).

Объ яс нять при чи ны вхо ж де ния кар то фе ля

в ряд ве ду щих сель ско хо зяй ст вен ных куль тур

Рос сии.

На зы вать при чи ны ши ро ко го ис поль зо ва ния

че ло ве ком зла ко вых рас те ний - пше ни цы,

ржи и яч ме ня.

Ха рак те ри зо вать зна че ние рас те ний в жиз ни

че ло ве ка.

55

Обобщение

1

56

апрель

Царство Бактерии

Бактерии: особенности строения и жизнедеятельности.

1

На зы вать глав ные осо бен но сти строе ния бак -

те рий.

Ха рак те ри зо вать раз но об ра зие форм те ла

бак те рий по ри сун ку учеб ни ка.

Объ яс нять сущ ность тер ми нов: «ав то тро фы»,

«ге те ро тро фы», «про ка рио ты», «эу ка рио ты».

Раз ли чать свой ст ва про ка ри от и эу ка ри от.

Ха рак те ри зо вать про цес сы жиз не дея тель но -

сти бак те рий как про ка ри от.

Срав ни вать и оце ни вать роль бак те рий-ав то -

тро фов и бак те рий-ге те ро тро фов в при ро де

57

Многообразие бактерий.

1

Ха рак те ри зо вать важ ную роль бак те рий в при-

ро де.

Ус та нав ли вать связь ме ж ду рас те ни ем и клу -

бень ко вы ми бак те рия ми на ри сун ке учеб ни -

ка, объ яс нять тер мин «сим би оз».

Ар гу мен ти ро вать на ли чие фо то син те за у циа -

но бак те рий, на зы вать его про дук ты.

Раз ли чать бак те рий по их ро ли в при ро де.

При во дить при ме ры по лез ной дея тель но сти

бак те рий.

Ха рак те ри зо вать про цесс бро же ния и его ис -

поль зо ва ние в на род ном хо зяй ст ве.

Об су ж дать зна че ние бак те рий для че ло ве ка.

Со пос тав лять вред и поль зу, при но си мые бак -

те рия ми при ро де и че ло ве ку, де лать вы во ды

о зна че нии бак те рий

58

Значение бактерий в природе и жизни человека.

1

59

Обобщение

1

60

май

Царство Грибы

Особенности строения и жизнедеятельности грибов.


1

Ус та нав ли вать сход ст во гри ба с рас те ния ми

и жи вот ны ми.

Опи сы вать внеш нее строе ние те ла гри ба, на -

зы вать его час ти.

Оп ре де лять ме сто пред ста ви те лей цар ст ва

Гри бы сре ди эу ка ри от.

На зы вать зна ко мые ви ды гри бов.

Ха рак те ри зо вать пи та ние гри бов.

Да вать оп ре де ле ния тер ми нам: «са про троф»,

«па ра зит», «хищ ник», «сим би онт», гри бо ко -

рень, по яс нять их при ме ра ми

61

Многообразие грибов, их значение

1

Ха рак те ри зо вать строе ние шля поч ных гри -

бов.

Под раз де лять шля поч ные гри бы на пла с тин -

ча тые и труб ча тые.

Ра бо тать в па ре - опи сы вать строе ние плес -

не вых гри бов по ри сун ку учеб ни ка.

Знать зна че ние тер ми нов «ан ти био тик», «пе -

ни цил лин».

Раз ли чать съе доб ные и ядо ви тые гри бы.

Об су ж дать пра ви ла сбо ра и ис поль зо ва ния

гри бов. Объ яс нять зна че ние гри бов для че ло ве ка и

для при ро ды

62

май

Отдел Лишайники

Особенности строения и жизнедеятельности лишайников и их значение.


1

Вы д е лять и ха рак те ри зо вать глав ную осо бен -

ность строе ния ли шай ни ков - сим би оз двух

ор га низ мов - гри ба и во до рос ли.

Раз ли чать ти пы ли шай ни ков на ри сун ке учеб -

ни ка.

Ана ли зи ро вать изо бра же ние внут рен не го

строе ния ли шай ни ка.

Вы яв лять пре иму ще ст ва сим био ти че ско го

ор га низ ма для вы жи ва ния в не бла го при ят -

ных ус ло ви ях сре ды.

Ха рак те ри зо вать зна че ние ли шай ни ков в при-

ро де и жиз ни че ло ве ка

63

Обобщение

1

64

май

Природные сообщества

Природное сообщество, биогеоценоз, экосистема.

1

Объ яс нять сущ ность по ня тия «при род ное со -

об ще ст во».

Ус та нав ли вать взаи мо связь струк тур ных звень-

ев при род но го со об ще ст ва.

Оце ни вать роль кру го во ро та ве ществ и по то -

ка энер гии в эко си сте мах.

Вы яв лять пре об ла даю щие ти пы при род ных

со об ществ род но го края.

Ха рак те ри зо вать влия ние абио ти че ских фак -

то ров на фор ми ро ва ние при род но го со об ще -

ст ва.

Ис поль зо вать ин фор ма ци он ные ре сур сы для

под го тов ки со об ще ния о при род ных со об ще -

ст вах Рос сии

65

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе

1

Ха рак те ри зо вать ус ло вия оби та ния рас те ний

в раз ных яру сах при род но го со об ще ст ва.

На зы вать чер ты при спо соб лен но сти рас те -

ний к су ще ст во ва нию в ус ло ви ях яру са.

Ра бо тать в па ре: при во дить при ме ры взаи мо -

дей ст вия жи вых ор га низ мов при со вме ст ном

оби та нии в при род ном со об ще ст ве.

Объ яс нять це ле со об раз ность ярус но сти в жиз -

ни жи вых ор га низ мов.

На зы вать при чи ны по яв ле ния раз но об ра зия

жи вых ор га низ мов в хо де эво лю ции

66

Смена природных сообществ

1

Объ яс нять при чи ны сме ны при род ных со об -

ществ. При во дить при ме ры сме ны при род ных со об -

ществ, вы зван ных внеш ни ми и внут рен ни ми

при чи на ми.

Объ яс нять при чи ны не ус той чи во сти куль тур -

ных со об ществ - аг ро це но зов.

Ар гу мен ти ро вать не об хо ди мость бе реж но го

от но ше ния к при род ным со об ще ст вам.

67

Структура и многообразие природных сообществ.

1


68

Жизнь организмов в природе

1

ных ви дов на Зем ле

69

Итоговая контрольная работа

1

70

Зачет

1

Итого по программе

70


Образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - М., изд. "Дрофа", 2009 г. стр. 57-108), рассчитанной на 34 часов (1 час. в неделю)

В соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева,, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2009г.

Цель: Формирование представлений о картине органического мира живой природы и присущих закономерностях.

Задачи:

  • освоение знаний о растение как целостного организма

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Учебно - методический комплект

  1. Программа Биология - 6 класс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко.

  2. Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. -3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2009.

  3. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (под ред. И.Н. Пономаревой).

  4. И.Н. Пономерева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс: Методическое пособие (под ред. И.Н. Пономаревой).

  5. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: 6 класс: дидактические карточки.

Основное содержание

Введение (1ч).

Система живой природы. Многообразие живых организмов. Царства органического мира. Место растений среди царств живой природы и их разнообразие. Биология и ботаника как науки. Значение биологических знаний и знаний о растениях в жизни человека.

Демонстрации:

Многообразие живых организмов

Общее знакомство с растениями (2 часа).

Признаки растений и их многообразие. Культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники. Кустарнички. Однолетние, двулетние и многолетние травы. Лекарственные и декоративные растения.

Растение как живой организм. Строение и жизнедеятельность растений. Органы растений. Особенности споровых, семенных и цветковых растений.

Условия жизни растений. Экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная и другие организмы. Особенности условий существования организмов в каждой среде. Многообразие растений как результат их обитания в различных экологических условиях.

Сезонные явления в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Осенние изменения в жизни растений и их значение.

Демонстрации:

Споровые, семенные, цветковые растения.

Органы цветкового растения

Лабораторные работы:

Строение спорового и цветкового растения.

Экскурсии:

Осенние явления в жизни растений

Клеточное строение растений (2 часа)

Увеличительные приборы: лупа и микроскоп, правила работы с ними. Приготовление микропрепаратов. Правила работы с биологическими объектами. Техника безопасности при выполнении лабораторных работ.

Клетка как структурно-функциональная единица живого. Строение растительной клетки. Разнообразие клеток растений.

Состав клетки. Роль органических и неорганических веществ в ней. Процессы жизнедеятельности клетки и их зависимость от условий окружающей среды. Движение цитоплазмы. Рост и деление клеток.

Понятие о тканях. Ткани растений: особенности строения в связи с выполняемыми функциями. Одноклеточные и многоклеточные растения.

Демонстрации:

Результаты опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ.

Строение растительной клетки

Ткани и органы растительного организма

Лабораторные работы:

Рассматривание клеток кожицы чешуи лука

Органы цветковых растений (10 часов)

Семя и его функции. Внешнее и внутреннее строение семян. Разнообразие семян. Строение семени двудольных и однодольных растений. Зародыш и запасающие ткани семени.

Условия прорастания семян. Агротехнические приемы посева семян. Значение всхожести, глубины посева для прорастания семени. Значение семени в природе. Хозяйственное значение семян.

Функции корня. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня. Роль корневых волосков в жизнедеятельности растения.

Рост корня. Ветвление корней. Пикировка как агротехнический прием и ее значение.

Многообразие корней. Видоизменения корней и их значение.

Строение и значение побегов у растений. Почка как зачаточный побег. Строение вегетативных и генеративных почек. Развитие побега из почки. Рост побегов. Управление ветвлением побегов.

Лист и его функции. Особенности внешнего строения листа. Листорасположение. Листовая мозаика. Многообразие листьев.

Внутреннее строение листа в связи с выполняемыми функциями. Строение покровной ткани и мякоти листа. Приспособления листа к фотосинтезу, испарению воды, дыханию. Строение и работа устьиц. Световые и теневые листья. Видоизменения листьев. Листопад.

Особенности строения стебля в связи с выполняемыми функциями. Рост стебля в длину и толщину. Камбий и его роль в жизни растения. Причины образования годичных колец.

Многообразие побегов. Видоизмененные побеги: клубень, луковица, корневище. Удлиненные и укороченные, вегетативные и генеративные побеги. Побеги растений в зимнее время.

Цветок: строение в связи с выполняемыми функциями. Околоцветник и главные части цветка. Особенности однополых и обоеполых цветков. Однодомные и двудомные растения. Многообразие цветков.

Соцветия и их биологическая роль. Виды соцветий. Простые и сложные соцветия.

Цветение и опыление растений. Естественное и искусственное опыление. Приспособления растений к опылению насекомыми, ветром, самоопылению. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

Плод и его функции. Строение плода. Многообразие плодов: плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Способы распространения плодов и семян.

Растение как целостный организм. Взаимосвязь органов растения. Зависимость жизнедеятельности растения от условий окружающей среды.

Демонстрации:

Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растения

Результаты опытов, иллюстрирующих роль воды, тепла, воздуха для прорастания семян

Виды корней

Типы корневых систем

Строение побега

Строение почки

Внешнее и внутреннее строение листа

Листорасположение

Многообразие стеблей

Внутреннее строение стебля

Строение цветка

Соцветия

Многообразие плодов

Лабораторные работы:

Изучение строения семян фасоли и пшеницы.

Строение вегетативных и цветочных почек

Внешнее строение корневища, клубня и луковицы

Экскурсии:

Процессы жизнедеятельности растений (6 часов)

Минеральное питание растений. Роль корня в поглощении воды и веществ из почвы. Корневое давление. Удобрения: их виды и значение для роста и развития растений.

Фотосинтез как основной способ получения органических веществ растением. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Роль листьев и хлорофилла в процессе фотосинтеза. Приспособления растений к фотосинтезу. Значение фотосинтеза в природе. Космическая роль зеленых растений.

Дыхание растений и его значение. Приспособления растений к осуществлению дыхания. Влияние окружающей среды на дыхание растений.

Роль воды в жизнедеятельности растений. Водный обмен у растений. Испарение и его значение. Зависимость интенсивности испарения от внешних условий.

Размножение растений и его биологическая роль. Способы размножения растений и их биологическое значение. Споры и семена как приспособления к размножению и расселению растений. Оплодотворение и его значение. Особенности оплодотворения у цветковых растений.

Вегетативное размножение растений, его формы и биологическое значение. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Агротехнические приемы вегетативного размножения культурных растений. Прививка. Размножение тканями.

Рост и развитие растений. Этапы индивидуального развития растений и продолжительность их жизни. Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений.

Демонстрации:

Роль света в процессе фотосинтеза

Испарение воды листьями растений

Лабораторные работы:

Черенкование комнатных растений.

Отделы царства растений (7 часов)

Понятие о систематике растений. Классификация растений. Систематические категории в царстве Растения. Вид как основная систематическая категория. Бинарные названия видов.

Водоросли: условия обитания, строение, жизнедеятельность. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Зеленые, бурые, красные водоросли и их особенности. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Отдел Мхи: особенности строения и жизнедеятельности как высших споровых растений. Печеночные и листостебельные мхи. Сфагновые мхи. Размножение и развитие мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. Охрана мохообразных растений.

Отдел Папоротникообразные. Особенности папоротников. Плаунов, хвощей как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Роль папоротников в формировании биосферы. Значение современных папоротникообразных растений и их охрана.

Отдел Голосеменные: общая характеристика и многообразие. Семенное размножение хвойных растений. Значение голосеменных растений в природе и жизни человека. Охрана хвойных лесов.

Отдел Покрытосеменные: общая характеристика и многообразие. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Особенности классов однодольных и двудольных растений

Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные.

Семейства однодольных растений: Злаковые и Лилейные.

Демонстрации:

Строение мха

Строение папоротника, хвоща, плауна

Размножение сосны

Лабораторные работы:

Изучение внешнего вида хвойных растений

Знакомство с разнообразием цветковых на примере комнатных растений.

Историческое развитие растительного мира (2 часа)

Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растений как результат их эволюционного развития. Приспособительный характер эволюционных изменений.

Основные этапы эволюции растительного мира на Земле.

Происхождение и многообразие культурных растений. Центры происхождения культурных растений. Отбор и селекция растений.

Демонстрации:

Центры происхождения культурных растений

Сорта культурных растений

Царство Бактерии (1 час)

Бактерии как древнейшая группа организмов. Распространение бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Отличие бактериальной клетки от клетки растений. Прокариоты и эукариоты. Многообразие бактерий.

Значение бактерий в природе и жизни человека. Использование бактерий в различных отраслях промышленности.

Демонстрации:

Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений

Царство Грибы(1 час)

Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, размножение грибов Значение грибов в природе и жизни человека.

Многообразие грибов: дрожжевые, плесневые, шляпочные грибы. Одноклеточные и многоклеточные грибы. Сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты в царстве Грибы. Приемы защиты растений от паразитических грибов. Микориза и ее роль в жизни растений. Съедобные и несъедобные шляпочные грибы. Правила сбора грибов. Профилактика отравлений грибами.

Демонстрации:

Многообразие грибов

Строение шляпочного гриба

Грибы-паразиты

Лабораторные работы:

Изучение строения плесневых грибов

Отдел Лишайники (1 час).

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники как биоиндикаторы.

Демонстрации:

Многообразие лишайников

Природные сообщества (1 час)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме. Характеристика природного сообщества: видовой состав, местообитание, количество видов, ярусность, устойчивость. Структура природного сообщества. Многообразие природных сообществ. Особенности луга, болота, леса как естественных природных сообществ. Искусственные природные сообщества и их отличие от естественных. Культурные природные сообщества (на примере парка, сада, поля). Зависимость искусственных сообществ от человека.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Экологические группы растений. Особенности растений разных ярусов. Роль растений, животных, бактерий, грибов в природном сообществе. Смена природных сообществ. Причины, вызывающие смену природных сообществ. Роль смены сообществ в формировании растительного облика планеты.

Роль человека в природе. Понятие растительных ресурсов. Рациональное природопользование. Охрана растительных ресурсов. Красная Книга. Роль школьников в сохранении растительного мира. Сохранение биологического разнообразия как залог сохранения биосферы. Значение растений и растительности. Роль ботанических знаний в сохранении устойчивого равновесия в биосфере.

Демонстрации:

Ярусность в растительном сообществе

Экскурсии:

Жизнь растений в весенний период года

Методы (словесный, наглядный, практический), а также тестов, использование экспериментальных методов (наблюдений, опытов с биологическими объектами, демонстрации, работа с микроскопом и микропрепаратами, самонаблюдение за собственным организмом, а также моделирование, игры, решение биологических задач и др., системы лабораторных работ.)

Форма ведения занятий общеклассная, групповая, парная, индивидуальная.

Средства, используемые на практике для реализации программы: учебники, дополнительная литература, видеофильмы, кинофильмы, диафильмы, приборы и материалы для ведения лабораторных и практических работ, модели, влажные препараты и т д.

Требования к уровню подготовки учащихся на конец учебного года:

В результате изучения биологии ученик должен

  • знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов, клеток организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение

уметь

  • объяснять роль биологии в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп), роль растений, бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды.

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Промежуточная аттестация проводится согласно графику, утвержденному на МО и согласованного с администрацией школы

Проводится текущая, тематическая и итоговая проверка знаний и умений. При этом используется различные традиционные формы контроля: устный опрос, письменные проверочные работы, зачеты и нетрадиционные формы и методы проверки знаний и умений: тесты на выбор ,правильной гипотезы, метода исследования; тесты выбором нескольких правильных ответов; тестовые задания на классификацию объектов и процессов; задания с алгоритмом ответа; работа учащихся с таблицами и т. д.

Ресурсное обеспечение

Таблицы, коллекции овощей и фруктов, микроскопы, гербарии, муляжи.











Приложение № 1 Лабораторный практикум

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: "Знакомство с цветковым растением"

Цель: познакомиться с внешним строением цветкового растения,

научиться распознавать его вегетативные и репродуктивные органы.

Оборудование: 1) растение пастушья сумка,

2) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите растение пастушью сумку.

2. Найдите:

- корень и побег, определите их размеры;

- цветки и плоды, определите их размеры, форму, окраску и количество;

- вскройте плод, что находится внутри?

Оформление результатов: зарисуйте внешний вид растения;

пользуясь текстом учебника, подпишите вегетативные органы пастушьей сумки зеленым цветом, а генеративные - красным.

Вывод: у цветковых растений есть следующие органы…

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: "Знакомство с увеличительными приборами"

Цель: познакомиться со строением лупы и микроскопа,

научиться их сравнивать

Оборудование: 1) лупа;

2) микроскоп.

Ход работы:

1. Найдите составные части лупы, определите ее увеличение.

2. Найдите составные части микроскопа, определите его увеличение.

3. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.

Оформление результатов:

запишите в тетрадь название составных частей лупы и ее увеличение, название составных частей микроскопа и его увеличение.

Cделайте вывод, ответив на вопросы:

1.почему лупа и микроскоп называются увеличительными приборами?

2. чем они отличаются?



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: "Приготовление микропрепарата кожицы лука"

Цель: научиться готовить временные микропрепараты,

закрепить умение пользоваться микроскопом.

Оборудование: 1) микроскоп;

2) предметное и покровное стекла;

3) флакон с водой;

4) луковица.

Ход работы:

1. На предметное стекло капните каплю воды.

2. С чешуи лука снимите кусочек кожицы, поместите его на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

3. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат.

Оформление результатов:

зарисуйте клетки кожицы лука, укажите увеличение микроскопа, при котором вы их увидели.

Вывод: чтобы приготовить микропрепарат, нужно…




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: "Строение корня. Типы корневых систем."

Цель: познакомиться с внешним строением корня,

научиться распознавать разные типы корневых систем и сравнивать их

Оборудование: 1) проросшие семена тыквы;

2) лупа;

3) гербарные материалы растений с разными типами корневых систем.

Ход работы:

1. Рассмотрите корень проросшего семени с помощью лупы, найдите разные виды корней.

2. Рассмотрите растения на гербарных листах, определите типы корневых систем у этих растений.

Оформление результатов:

1. Зарисуйте виды корней у проросшего семени и подпишите их.

2. Заполните таблицу:

Название растения

Тип корневой системы


Сделайте вывод, в котором сравните два типа корневых систем

и укажите преимущества каждой из них.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: "Знакомство с расположением и строением почек"

Цель: познакомиться с расположением почек на стебле,

их внешним и внутренним строением, научиться сравнивать их

Оборудование: 1) побег с почками;

2) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите побег, найдите верхушечную и пазушные почки.

2. Отделите от побега одну почку, пользуясь лупой и текстом учебника, найдите почечные чешуи, зачаточный стебель, зачаточные листья.

Оформление результатов:

1. Зарисуйте и подпишите расположение почек на стебле.

2. Сделайте схематический рисунок почки, подпишите ее части.

Сделайте вывод, в котором сравните вегетативную и генеративную почку и

обоснуйте, почему почку называют зачаточным побегом.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: "Знакомство со строением листа"

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение листа,

научиться распознавать простые и сложные листья и сравнивать их

Оборудование: 1) гербарный лист с простыми и сложными листьями разных растений;

2) микроскоп;

3) микропрепарат "Лист камелии".

Ход работы:

1. Рассмотрите гербарный лист; найдите составные части листьев разных растений, определите: какие из этих листьев простые, какие - сложные.

2. Подготовьте микроскоп к работе, рассмотрите микропрепарат листа камелии; найдите, пользуясь рисунком в учебнике, кожицу, жилку, столбчатую и губчатую ткани.

Оформление результатов:

1. Зарисуйте в тетради один из простых листьев с гербарного листа, подпишите его составные части и тип жилкования.

2. Заполните таблицу:

Растение

Простой или сложный лист

Почему?



Сделайте вывод о сходстве и различии строения простых и сложных листьев.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

по теме: "Строение стебля"


Цель: изучить строение стебля,

научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией

Оборудование: 1) спил ствола дерева;

2) лупа;

3) микроскоп;

4) микропрепарат "Ветка липы".

Ход работы:

1. Рассмотрите спил дерева; пользуясь рисунком учебника, найдите все его слои.

2. Подготовьте микроскоп к работе, рассмотрите микропрепарат "Ветка липы" и найдите все слои.

Оформление результатов:

зарисуйте в тетрадь сегмент стебля, подпишите все его слои.

Сделайте вывод, в котором объясните, с чем связана разница в строении слоёв стебля.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

по теме: "Строение корневища, клубня, луковицы"

Цель: изучить строение видоизмененных подземных побегов,

научиться приводить аргументы и делать выводы, производя

доказательство.

Оборудование: 1) гербарный лист с корневищным растением;

2) клубень картофеля;

3) луковица лука;

4) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите на гербарии корневище, найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.

2. Рассмотрите клубень картофеля, найдите на нем глазки.

3. Рассмотрите разрезанную луковицу лука, найдите стебель и листья.

Оформление результатов:

зарисуйте корневище, клубень и луковицу в тетрадь и подпишите их части.

Сделайте вывод, в котором объясните назначение подземных побегов и

докажите, что корневище, клубень и луковица - видоизменённые побеги.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

по теме: "Знакомство со строением цветка и соцветиями"

Цель: познакомиться со строением цветка и разнообразными соцветиями,

научиться выделять главное и обосновывать свой выбор

Оборудование: 1) модель цветка картофеля;

2) гербарные листы растений с разными соцветиями.

Ход работы:

1. Рассмотрите модель цветка картофеля и, пользуясь рисунком в учебнике, найдите все его составные части.

2. Рассмотрите на гербарных листах соцветия у разных растений и, пользуясь учебником, установите, как они называются.

Оформление результатов:

1. Запишите в тетрадь формулу цветка картофеля.

2. Заполните таблицу:

Название растения

Название соцветия

Схематический рисунок соцветия


Сделайте вывод, ответив на вопросы:

  • Какие части цветка являются главными? Почему?

  • Какова роль соцветий в жизни растения?

Не предусмотрена в учебнике И.Н. Пономаревой

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10

по теме: "Сухие и сочные плоды"

Цель: познакомиться с разнообразием плодов,

научиться их сравнивать

Оборудование: 1) карточка с рисунками плодов;

2) два плода.

Ход работы:

1. Рассмотрите плоды.

2. Определите: какие из них сухие, а какие - сочные?

Разделите их на односемянные и многосемянные.

Оформление результатов:

перечертите в тетрадь таблицу и заполните ее:

Название растения

Плод

Название плода

сухой или

сочный

односемянной или

многосемянной



Сделайте вывод, в котором объясните, чем плоды отличаются от других органов растения, сравните сухие и сочные плоды и укажите, зачем растениям нужны плоды?


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11

по теме: "Строение семян фасоли и пшеницы"

Цель: познакомиться со строением семян однодольных и двудольных растений, научиться их сравнивать

Оборудование: 1) проросшие семена фасоли;

2) микроскоп, лупа;

3) микропрепарат "Зерновка пшеницы".

Ход работы:

1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму; снимите семенную кожуру, найдите 2 семядоли, корешок, стебелек, почечку, пользуясь рисунком в учебнике.

2. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат "Зерновка пшеницы"; найдите, пользуясь учебником, части зерновки: покров, эндосперм, зародыш.

Оформление результатов:

зарисуйте семя фасоли и зерновку пшеницы в тетрадь, подпишите их части: одинаковые - синим цветом, а различные - зеленым.

Сделайте вывод, сравнив эти семена и ответив на вопрос: почему пшеницу относят к однодольным растениям, а фасоль - к двудольным?



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12 (домашняя)

по теме: "Черенкование комнатных растений"

Цель: научиться черенковать комнатные растения

и вести наблюдения за развитием черенков

Оборудование: комнатные растения (традесканция, колеус, сансевьера, сентполия и др.).

Ход работы:

1. Рассмотрите побеги традесканции, колеуса, разрежьте побег на черенки с 3-4 листьями на каждом, удалите нижний лист; поставьте черенки на 1/3 в воду.

2. Срежьте у сентполии или глоксинии лист и поставьте в неглубокую воду.

3. Разрежьте длинный лист сансевьеры на листовые черенки длиной по 5-6 см и поставьте в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!).

Пронаблюдайте за развитием корней у черенков (запишите даты появления первых корней, развития корней длиной 1,5 - 2 см) и сделайте вывод.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13

по теме: "Знакомство с водорослями"

Цель: познакомиться с особенностями строения водорослей,

научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией

Оборудование: 1) вода из аквариума с одноклеточными зелеными водорослями;

2) предметное и покровное стекла, пипетка;

3) микроскоп;

4) микропрепарат "Спирогира";

5) гербарные листы с бурыми и красными водорослями.

Ход работы:

1. Приготовьте микропрепарат из зацветшей аквариумной воды, рассмотрите его под микроскопом, найдите хламидомонаду.

2. Рассмотрите под микроскопом спирогиру.

3. Рассмотрите на гербарных листах бурые и красные водоросли.

Оформление результатов:

зарисуйте увиденные вами водоросли в тетрадь, подпишите их части.

Сделайте вывод, перечислив все части клеток водорослей и указав их значение.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14

по теме: "Строение мхов"

Цель: познакомиться с внешним и внутренним строением зеленых и белых

мхов, научиться их сравнивать

Оборудование: 1) гербарные листы с растениями кукушкин лен и сфагнум;

2) лупа и микроскоп;

3) микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна".

Ход работы:

1. Изучите особенности строения кукушкиного льна на гербарном листе и под микроскопом.

2. Рассмотрите сфагнум.

Оформление результатов:

зарисуйте оба мха в тетрадь и подпишите их части

Сделайте вывод, сравнив строение кукушкиного льна и сфагнума.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 15

по теме: "Строение папоротникообразных"

Цель: познакомиться со строением папоротника, хвоща и плауна,

научиться выявлять их особенности

Оборудование: 1) гербарные листы с папоротниками, хвощами и плаунами;

2) лупа и микроскоп;

3) микропрепарат "Сорус папоротника".

Ход работы:

1. Рассмотрите папоротник на гербарном листе и под микроскопом, отметьте особенности его листьев, стебля, корневища и корней.

2. Рассмотрите гербарные листы с хвощом и плауном, отметьте особенности их листьев, стеблей, колосков со спорами.

Оформление работы: сделайте рисунки в тетради.

Сделайте вывод об особенностях строения папоротникообразных по сравнению с мхами.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 16

по теме: "Сравнительная характеристика сосны и ели"

Цель: изучить внешний вид побегов и шишек сосны и ели

научиться их сравнивать

Оборудование: 1) гербарные листы с побегами сосны и ели;

2) шишки этих растений;

3) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите внешний вид побегов сосны и ели, определите, как располагается хвоя у этих деревьев, сравните ее размеры и окраску.

2. Рассмотрите шишки и сравните их.

Оформление результатов:

сделайте рисунки побегов и шишек, заполните таблицу:

Растения

Хвоя Шишки

длина

окраска

расположение

на ветке

продолжитель-

ность жизни

размеры

плотность

сосна




ель




Сделайте вывод об особенностях внешнего строения голосеменных растений по сравнению с папоротникообразными.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 17

по теме: "Определение растений из разных семейств"

Цель: научиться пользоваться определительной карточкой,

закрепить умение выявлять у растений особенности их строения

и доказывать принадлежность растений к определённому классу

Оборудование: 1) определительные карточки;

2) гербарные листы с растениями из разных семейств;

3) лупа.

Ход работы:

После подробного пояснения учителем, пользуясь определительной карточкой, назовите растение на предложенном вам гербарном листе.

Оформление результатов:

сделайте в тетради краткие записи этапов определения растения и напишите название этого растения.

Сделайте вывод, указав к какому классу относится это растение. Докажите принадлежность данного растения к этому классу.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 18

по теме: "Внешнее строение бактерий"

Цель: рассмотреть внешний вид крупных бактерий, научиться их сравнивать

Оборудование: 1) микроскоп;

2) флакон с водой, предметное и покровное стекла;

3) культура сенной и картофельной палочки.

Ход работы:

1. Приготовьте микропрепарат культуры бактерий.

2. Рассмотрите его при малом и большом увеличении микроскопа, отметьте форму и окраску бактерий.

Оформление результатов: зарисуйте в тетрадь увиденное.

Сделайте вывод, сравнив картофельную и сенную палочки.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 19

по теме: "Знакомство с грибами"

Цель: познакомиться со строением шляпочных, плесневых грибов и дрожжей

научиться сравнивать их и делать выводы.

Оборудование: 1) набор картинок шляпочных грибов;

2) микропрепарат "Плесень мукор";

3) культура дрожжей;

4) микроскоп, пипетка, предметное и покровное стекла.

Ход работы:

1. Рассмотрите набор картинок шляпочных грибов, разделите их на пластинчатые и трубчатые.

2. Рассмотрите под микроскопом плесневый гриб мукор, в учебнике - пеницилл.

3. Приготовьте и рассмотрите микропрепарат дрожжей.

Оформление результатов:

1. Выпишите в тетрадь названия пластинчатых и трубчатых грибов. Напишите их сходства и различия.

2. Зарисуйте мукор и пеницилл. Напишите их сходства и различия.

3. Зарисуйте дрожжевую клетку.

Сделайте вывод об особенностях строения шляпочных, плесневых грибов и дрожжей.

© 2010-2022