- Преподавателю
- Биология
- Авторская программа кружка экологической направленности ЭКО
Авторская программа кружка экологической направленности ЭКО
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смирнова С.Н. |
Дата | 09.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Кущевский район
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от « » августа 2014 года
Председатель педсовета
_____________
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Статус учебного предмета - кружок экологической направленности «ЭКО»
Ступень обучения (класс) : 7-8 класс
Количество часов: всего - 102 часа, в неделю - 3 часа
Учитель: Смирнова Светлана Николаевна
Программа - авторская, составлена учителем биологии СОШ№1 ст.Кущёвской Смирновой С.Н.
I. Пояснительная записка.
Программа экологического кружка «ЭКО» рассчитана для учащихся 7-8 классов.
Целью данного курса является создание условий для развития личностных качеств детей посредством воспитание изучения растительного и животного мира Краснодарского края.
Основные задачи:
1. Расширить интерес в области знаний о природе своего края.
2. Способствовать развитию творческой личности.
3.Развивать чувство патриотизма, любви к окружающей природе.
4. Воспитывать нравственно- бережного отношения к природе.
5. Воспитывать сострадание к братьям нашим меньшим.
6. Заложить основы экологической культуры.
7.Продолжить обучение оформлению творческих проектов.
Работа проводится по трем направлениям:
1. Теоретическое.
Задачи:
а) Закрепить, расширить, углубить знания о многообразии растительного и животного мира Краснодарского края.
б) Выяснить экологические проблемы своего края.
в) Воспитывать интерес и любовь к родной природе.
г) Изучить основные правила гигиены человека, познакомить с местом человека в природе.
2. Практическое.
Задачи:
а) Организовать участие в мероприятиях по охране и преобразованию природы.
б) Изготовить наглядный материал для уроков биологии.
в) Прививать трудовые навыки и умения.
г) Воспитывать ответственность за порученное дело.
3. Исследовательское.
Задачи: а) Формировать умения и навыки при научно-исследовательской работе по изучению флоры и фауны своего края.
б) Изучить фольклор своей станицы, в котором говорится о растениях и животных нашей местности.
в) Воспитывать ответственность за порученное дело.
В содержание кружка входит дополнительный материал по истории, биологии, географии, литературе краеведческого характера, то есть, занятия интегрированные. На занятиях предполагается не только использование традиционных методов обучения, таких, как объяснение, показ, но и новые формы работы. Это широкий обмен мнениями, встречи с приглашёнными специалистами, исследовательская работа, создание проектов, экскурсии, познавательные игры. Программа включает работу на учебно-опытном участке. Следует сотрудничать с библиотекой, районным краеведческим музеем, со старожилами села.
Программа рассчитана на 102 часа .
II. Содержание программы.
Введение (2ч).
Что изучает экология. Цели и задачи курса. Основные экологические понятия.
Тема №1 Растения и осень (6ч).
Признаки осени. Отличия осенней погоды от летней. Подготовка растений к осени. Плоды, их классификация. Природный материал. Правила сбора. Правила сушки.
Практическая работа №1 «Плоды, их классификация».
Тема №2. Луга и степи Краснодарского края (6ч).
Экологические проблемы лугов и степей. Видовое разнообразие растений и животных. Редкие и исчезающие виды. Причины их исчезновения. Красная книга Кубани. Изучение видового многообразия растений.
Практическая работа №2. Правила изготовления гербарных экспонатов.
Тема №3. Леса Краснодарского края (6ч).
Экологические проблемы наших лесов. Видовое разнообразие растений и животных. Ярусность в лесу. Редкие и исчезающие виды. Причины их исчезновения.
Виды кормушек. Правила изготовления кормушек.
Влияние лесов на чистоту атмосферного воздуха.
Разнообразие лесных ягод. Правила сбора. Лесные ягоды в поговорках, пословицах и поверьях.
Лекарственные растения леса. Правила сбора, сушки и хранения лекарственного сырья.
Витаминные растения леса. Растения - красители.
Лес - место труда и отдыха человека. Охрана лесов. Правила поведения в лесу.
Тема №4. Размножение и уход за растениями (6ч).
Условия прорастания семян. Способы вегетативного размножения. Пикировка - для чего она нужна. Фиточай.
Практическая работа №3 «Условия прорастания семян».
Практическая работа №4 «Способы вегетативного размножения».
Комнатные растения в легендах и мифах.
Практическая работа №5 «Уход за комнатными растениями. Вредители, меры борьбы с вредителями».
Тема №5. Водоёмы Краснодарского края (8ч).
Многообразие водоёмов.
Особенности распределения растений в проточных и непроточных водоёмах. Значение водных ресурсов в жизни края. Основные представители водных и прибрежно-водных растений, их значение в природе и жизни человека, влияние на них загрязнения водоёма.
Животные рек. Их приспособление к жизни в воде.
Животные морей (Азовского и Чёрного). Их приспособление к жизни в воде.
Воздействие человека на экологическое состояние рек и морей. Меры по охране растений и животных рек и морей. Водный источник - основа жизни растений, животных и людей.
Охрана водоёмов. Красная книга Кубани
Тема №6. Биоиндикация (4ч).
Биоиндикация. Растения биоиндикаторы. Загрязнение воздуха. Лишайники нашей местности, их классификация.
Практическая работа №6 «Многообразие лишайников».
Практическая работа №7«Определение площади покрытия лишайниками деревьев».
Тема №7. Зима в жизни растений и животных (6ч).
Признаки зимы в природе. Отличия зимней погоды от осенней. Подготовка растений к зиме.
Почки. Строение почек.
Практическая работа №8«Строение вегетативной и генеративной почки».
Экскурсия в дендропарк им. М.Горького «Зима в жизни растений и животных».
Тема№8. Птицы друзья человека (8ч).
Видовое многообразие птиц Краснодарского края.
Значение птиц в природе и жизни человека.
Отряды птиц.
Практическая работа № 9 «Ремонт и изготовление кормушек и скворечников».
Практическая работа №10« Определение птиц».
Тема №9. Растения в школьном дворе и на пришкольном участке ( 6ч).
Преимущества семенного размножения. Определение всхожести семян.
Практическая работа №11«Определение всхожести семян»
Практическая работа№12 «Пикировка. Для чего она нужна?»
Классификация растений. «Агротехника выращивания овощных культур»
Экскурсия «Мой любимый школьный двор».
Практическая работа№13 «Составление паспортов деревьев в школьном дворе»
Тема №10. Весна в жизни растений и животных (6ч).
Признаки весны. Отличия весенней погоды от зимней.
Подготовка растений к весне. Первоцветы.
Классификация растений. Однолетние и многолетние растения.
Весна в жизни животных.
Весенние хлопоты птиц.
Урок-викторина « Птичьи голоса».
Тема №11. Грибы (4ч).
Мнгообразие грибов. Грибы съедобные и ядовитые.
Роль грибов в природе и жизни человека.
Практическая работа №14 « Строение грибов».
Тема №12. Экологические акции (6ч).
Акция «Землянам чистая планета».
Акция «Цвети, моя Кубань!».
Акция «Парки Кубани».
Акция «Ея-наша река».
Акция « Птицы Кубани зимой».
Акция «Наш школьный сад».
Тема №13. Экология человека (12 ч).
Кожа и ее придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение, индивидуальные и возрастные особенности. Микрофлора кожных покровов, запахи тела. Уход за кожей рук, ног, волосами и ногтями. Правила выбора гигиенических средств ухода за телом при различных функциональных состояниях и в различных климатических условиях. Типы волос, уход за волосами. Пользование предметами личной гигиены. Подбор и правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи. Взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья. Практические работы
№15.Сбор краеведческого материала «Растения нашей местности - помощники в уходе за кожей» .
№16.Сбор краеведческого материала «Растения нашей местности - целители» .
№17«Взаимосвязь окружающей среды с душевным состоянием человека
№18. Сбор краеведческого материала «Поверья, легенды, связанные с необычной силой деревьев» .
Тема 14. Законы человеческого общества как отражение законов природы (10 ч).
Законы природы. Законы человеческого общества. Экологическая культура. Права и обязанности человека по отношению к природе. Способы охраны природы. Ноосферное мышление.
Практическая работа №19. «Знание законов природы» .
Практическая работа №20 «Правила поведения человека в природе» .
Тема 15.Творческий проект (6 ч).
Выбор тем индивидуальных проектов по темам охраны окружающей среды и др. по желанию уч-ся.
Вопросы по содержанию проекта, формулировка целей и задач.
Распределение обязанностей, подбор и анализ литературы.
Осуществление и оформление проекта. Защита проекта.
Итого: 102 часа.
Согласовано
Зам. директора по ВР
_________/Н.В.Носачёва/
« » августа 2014г.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие бережного отношения к природе родного края, любви к окружающему миру, чувств патриотизма.
2. Расширение кругозора по растительному и животному миру Костромской области.
3. Умение правильно проводить и оформлять исследовательскую работу.
^ 4. Умение анализировать результаты исследований и делать выводы.
5. Знание фольклора своего края.
6. Развитие эстетического вкуса у детей.
7. Сплочение разновозрастного коллектива.
8. Усовершенствование трудовых навыков.
^ 9. Пополнение демонстрационного и раздаточного материала к урокам биологии.
10. Оформление папки «Творческие работы учащихся».
11. Оформление папки «Экологическое воспитание - составная часть краеведения».