Авторская программа кружка экологической направленности ЭКО

Пояснительная записка.Программа экологического кружка «ЭКО» рассчитана для учащихся 7-8 классов.Целью данного курса является создание условий для развития личностных качеств детей посредством изучения растительного и животного мира Краснодарского края.Основные задачи: 1. Расширить интерес в области знаний о природе своего края. 2. Способствовать развитию творческой личности. 3.Развивать чувство патриотизма, любви к окружающей природе. 4. Воспитывать нравственно- бережного отношения к прир...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кущевский район

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от « » августа 2014 года

Председатель педсовета

_____________

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Статус учебного предмета - кружок экологической направленности «ЭКО»

Ступень обучения (класс) : 7-8 класс

Количество часов: всего - 102 часа, в неделю - 3 часа

Учитель: Смирнова Светлана Николаевна

Программа - авторская, составлена учителем биологии СОШ№1 ст.Кущёвской Смирновой С.Н.

I. Пояснительная записка.


Программа экологического кружка «ЭКО» рассчитана для учащихся 7-8 классов.

Целью данного курса является создание условий для развития личностных качеств детей посредством воспитание изучения растительного и животного мира Краснодарского края.

Основные задачи:

1. Расширить интерес в области знаний о природе своего края.

2. Способствовать развитию творческой личности.

3.Развивать чувство патриотизма, любви к окружающей природе.

4. Воспитывать нравственно- бережного отношения к природе.

5. Воспитывать сострадание к братьям нашим меньшим.


6. Заложить основы экологической культуры.

7.Продолжить обучение оформлению творческих проектов.


Работа проводится по трем направлениям:

1. Теоретическое.

Задачи:

а) Закрепить, расширить, углубить знания о многообразии растительного и животного мира Краснодарского края.

б) Выяснить экологические проблемы своего края.

в) Воспитывать интерес и любовь к родной природе.

г) Изучить основные правила гигиены человека, познакомить с местом человека в природе.

2. Практическое.

Задачи:

а) Организовать участие в мероприятиях по охране и преобразованию природы.

б) Изготовить наглядный материал для уроков биологии.

в) Прививать трудовые навыки и умения.

г) Воспитывать ответственность за порученное дело.

3. Исследовательское.

Задачи: а) Формировать умения и навыки при научно-исследовательской работе по изучению флоры и фауны своего края.

б) Изучить фольклор своей станицы, в котором говорится о растениях и животных нашей местности.

в) Воспитывать ответственность за порученное дело.

В содержание кружка входит дополнительный материал по истории, биологии, географии, литературе краеведческого характера, то есть, занятия интегрированные. На занятиях предполагается не только использование традиционных методов обучения, таких, как объяснение, показ, но и новые формы работы. Это широкий обмен мнениями, встречи с приглашёнными специалистами, исследовательская работа, создание проектов, экскурсии, познавательные игры. Программа включает работу на учебно-опытном участке. Следует сотрудничать с библиотекой, районным краеведческим музеем, со старожилами села.

Программа рассчитана на 102 часа .


II. Содержание программы.

Введение (2ч).
Что изучает экология. Цели и задачи курса. Основные экологические понятия.


Тема №1 Растения и осень (6ч).
Признаки осени. Отличия осенней погоды от летней. Подготовка растений к осени. Плоды, их классификация. Природный материал. Правила сбора. Правила сушки.
Практическая работа №1 «Плоды, их классификация».


Тема №2. Луга и степи Краснодарского края (6ч).

Экологические проблемы лугов и степей. Видовое разнообразие растений и животных. Редкие и исчезающие виды. Причины их исчезновения. Красная книга Кубани. Изучение видового многообразия растений.

Практическая работа №2. Правила изготовления гербарных экспонатов.

Тема №3. Леса Краснодарского края (6ч).
Экологические проблемы наших лесов. Видовое разнообразие растений и животных. Ярусность в лесу. Редкие и исчезающие виды. Причины их исчезновения.
Виды кормушек. Правила изготовления кормушек.

Влияние лесов на чистоту атмосферного воздуха.
Разнообразие лесных ягод. Правила сбора. Лесные ягоды в поговорках, пословицах и поверьях.
Лекарственные растения леса. Правила сбора, сушки и хранения лекарственного сырья.
Витаминные растения леса. Растения - красители.
Лес - место труда и отдыха человека. Охрана лесов. Правила поведения в лесу.

Тема №4. Размножение и уход за растениями (6ч).
Условия прорастания семян. Способы вегетативного размножения. Пикировка - для чего она нужна. Фиточай.
Практическая работа №3 «Условия прорастания семян».
Практическая работа №4 «Способы вегетативного размножения».

Комнатные растения в легендах и мифах.

Практическая работа №5 «Уход за комнатными растениями. Вредители, меры борьбы с вредителями».


Тема №5. Водоёмы Краснодарского края (8ч).

Многообразие водоёмов.

Особенности распределения растений в проточных и непроточных водоёмах. Значение водных ресурсов в жизни края. Основные представители водных и прибрежно-водных растений, их значение в природе и жизни человека, влияние на них загрязнения водоёма.
Животные рек. Их приспособление к жизни в воде.
Животные морей (Азовского и Чёрного). Их приспособление к жизни в воде.
Воздействие человека на экологическое состояние рек и морей. Меры по охране растений и животных рек и морей. Водный источник - основа жизни растений, животных и людей.

Охрана водоёмов. Красная книга Кубани

Тема №6. Биоиндикация (4ч).
Биоиндикация. Растения биоиндикаторы. Загрязнение воздуха. Лишайники нашей местности, их классификация.
Практическая работа №6 «Многообразие лишайников».
Практическая работа №7«Определение площади покрытия лишайниками деревьев».

Тема №7. Зима в жизни растений и животных (6ч).

Признаки зимы в природе. Отличия зимней погоды от осенней. Подготовка растений к зиме.

Почки. Строение почек.

Практическая работа №8«Строение вегетативной и генеративной почки».

Экскурсия в дендропарк им. М.Горького «Зима в жизни растений и животных».


Тема№8. Птицы друзья человека (8ч).
Видовое многообразие птиц Краснодарского края.

Значение птиц в природе и жизни человека.

Отряды птиц.
Практическая работа № 9 «Ремонт и изготовление кормушек и скворечников».
Практическая работа №10« Определение птиц».

Тема №9. Растения в школьном дворе и на пришкольном участке ( 6ч).
Преимущества семенного размножения. Определение всхожести семян.
Практическая работа №11«Определение всхожести семян»
Практическая работа№12 «Пикировка. Для чего она нужна?»

Классификация растений. «Агротехника выращивания овощных культур»
Экскурсия «Мой любимый школьный двор».
Практическая работа№13 «Составление паспортов деревьев в школьном дворе»
Тема №10. Весна в жизни растений и животных (6ч).

Признаки весны. Отличия весенней погоды от зимней.

Подготовка растений к весне. Первоцветы.

Классификация растений. Однолетние и многолетние растения.

Весна в жизни животных.

Весенние хлопоты птиц.

Урок-викторина « Птичьи голоса».


Тема №11. Грибы (4ч).

Мнгообразие грибов. Грибы съедобные и ядовитые.

Роль грибов в природе и жизни человека.

Практическая работа №14 « Строение грибов».

Тема №12. Экологические акции (6ч).

Акция «Землянам чистая планета».

Акция «Цвети, моя Кубань!».

Акция «Парки Кубани».

Акция «Ея-наша река».

Акция « Птицы Кубани зимой».

Акция «Наш школьный сад».

Тема №13. Экология человека (12 ч).

Кожа и ее придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение, индивидуальные и возрастные особенности. Микрофлора кожных покровов, запахи тела. Уход за кожей рук, ног, волосами и ногтями. Правила выбора гигиенических средств ухода за телом при различных функциональных состояниях и в различных климатических условиях. Типы волос, уход за волосами. Пользование предметами личной гигиены. Подбор и правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи. Взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья. Практические работы

№15.Сбор краеведческого материала «Растения нашей местности - помощники в уходе за кожей» .

№16.Сбор краеведческого материала «Растения нашей местности - целители» .

№17«Взаимосвязь окружающей среды с душевным состоянием человека

№18. Сбор краеведческого материала «Поверья, легенды, связанные с необычной силой деревьев» .

Тема 14. Законы человеческого общества как отражение законов природы (10 ч).

Законы природы. Законы человеческого общества. Экологическая культура. Права и обязанности человека по отношению к природе. Способы охраны природы. Ноосферное мышление.

Практическая работа №19. «Знание законов природы» .

Практическая работа №20 «Правила поведения человека в природе» .

Тема 15.Творческий проект (6 ч).

Выбор тем индивидуальных проектов по темам охраны окружающей среды и др. по желанию уч-ся.

Вопросы по содержанию проекта, формулировка целей и задач.

Распределение обязанностей, подбор и анализ литературы.

Осуществление и оформление проекта. Защита проекта.

Итого: 102 часа.

Согласовано

Зам. директора по ВР

_________/Н.В.Носачёва/

« » августа 2014г.






Ожидаемые результаты:


1. Развитие бережного отношения к природе родного края, любви к окружающему миру, чувств патриотизма.

2. Расширение кругозора по растительному и животному миру Костромской области.

3. Умение правильно проводить и оформлять исследовательскую работу.

^ 4. Умение анализировать результаты исследований и делать выводы.

5. Знание фольклора своего края.

6. Развитие эстетического вкуса у детей.

7. Сплочение разновозрастного коллектива.

8. Усовершенствование трудовых навыков.

^ 9. Пополнение демонстрационного и раздаточного материала к урокам биологии.

10. Оформление папки «Творческие работы учащихся».

11. Оформление папки «Экологическое воспитание - составная часть краеведения».



© 2010-2022