Рабочая программа по биологии, 6 класс

Рабочая программа по биологии, 6 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы к учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс. (Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

19

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы к учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс. (Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва и др. - М.: Вентана-Граф, 2009. - 176 с.).

Рабочая программа адресована учащимся 6 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования.

Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Цель учебного предмета - обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также формирование способности использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности.

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий: структурно-логических (системный подход), информационно-коммуникационных (формы работы: работа с ЦОР и ЭОР; лекции с мультимедийным сопровождением; создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов; организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов учащихся об исследовании; поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме; тренинги навыков с использованием компьютеров; контроль обученности средствами интерактивного тестирования); тренинговых, проектных (Приложение №1),, игровых, диалоговых, здоровьесберегающих (Приложение №2).

Основной формой обучения являются уроки разных типов: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как уроки - лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги, защита проектов; экскурсии; уроки контроля; презентации и др.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий:

- мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации;

- использование разнообразных форм контроля (предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль): контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование (в том числе и компьютерное), диктант, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради). Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии;

- разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (3 часа) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание растительного мира и развитие умений по уходу за ним.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Рабочая программа предусматривает 62% занятий с использованием ИКТ технологий, 30% учебных занятий от общего количества часов по предмету с использованием проектной деятельности и 71% учебных занятий от общего количества часов по предмету с использованием исследовательской деятельности в виде проведения лабораторных работ.

В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; популяций; экосистем; растений, грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,;

соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними/

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся образовательных компетентностей: ценностно-смысловых, общекультурных учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции личностного самосовершенствования

Рабочей программой предусмотрена 10-балльная система оценки достижений учащихся (Приложение №3), с последующим переводом в 5-балльную по итогам триместра и года.

Программа предусматривает следующие условные обозначения:

Пр. раб - практическая работа, Лаб. раб - лабораторная работа, Сам. раб - самостоятельная работа., Проект - проектная деятельность, Исп. ИКТ - использование ИКТ, Иссл. деят - исследовательская деятельность


Учебно-тематический план


Тематический блок

(тема учебного занятия при отсутствии

тематического блока)

Количество

часов

1

Введение. Общее знакомство с растениями.

2

2

Клеточное строение растений.

1

3

Органы цветковых растений.

9 (из них 1 час-резерв)

4

Основные процессы жизнедеятельности растений.

7

5

Основные отделы царства растений.

5 (из них 1 час-резерв)

6

Историческое развитие растительного мира на Земле.

2

7

Царство Бактерии.

2

8

Царство Грибы. Лишайники.

2

9

Природные сообщества.

2 (из них 1 час-резерв)

10

Заключение по курсу биологии 6 класса.

2

Итого

34

Основное содержание тематического плана

Тема 1. Введение. Общее знакомство с растениями. (2 часа)

Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях - ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие растения; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Признаки растений. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.

Лабораторная работа №1 «Знакомство с цветковым растением»

Тема 2. Клеточное строение растений. (1 час)

Клетка - основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения.

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические.

Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Лабораторная работа №2 «Клеточное строение кожицы лука»

Тема 3. Органы цветковых растений. (9 часов)

Семя (1 час)

Внешнее и внутреннее строение семени. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву.

Лабораторная работа №3 «Изучение органов (семени) цветкового растения»

Корень (1 час)

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.

Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения.

Лабораторная работа №4 «Изучение органов (корня) цветкового растения».

Побег (4 часа)

Строение и значение побегов для растений. Почка - зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань.

Разнообразие листьев и их значение для растений.

Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Рост камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица.

Лабораторные работы:

№5 «Изучение органов (побега) цветкового растения».

№6 «Изучение органов (листа) цветкового растения»

№7 «Изучение органов (стебля) цветкового растения».

№8 «Изучение органов (видоизменённые побеги) цветкового растения».

Цветок и плод (2 часа)

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.

Лабораторные работы:

№9 «Изучение органов (цветка и соцветий) цветкового растения».

№ 10 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания»

№11 «Изучение органов (плодов) цветкового растения.»

Контрольная работа №1 по теме «Органы цветковых растений»

Резерв (1 час)

Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности растений. (7 часов)

Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроудобрения).

Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.

Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.

Роль воды в жизнедеятельности растений.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способа размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.

Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии (онтогенезе). Продолжительность жизни растений.

Лабораторные работы:

№10 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания»

№12 «Размножение комнатных растений»

Контрольная работа №2 по темам «Органы цветковых растений», «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Тема 5. Основные отделы царства растений. (5 часов)

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды.

Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Охрана растений и мест их произрастания.

Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Капустные, Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства). Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства).

Лабораторные работы:

№13 «Изучение внешнего строения водорослей»

№14 «Распознавание водорослей разных отделов»

№15 «Изучение внешнего строения мхов»

№16 «Изучение внешнего строения папоротников»

№17 «Распознавание растений отдела Папоротникообразные»

№18 «Распознавание растений отдела Голосеменные растения»

№19 «Изучение внешнего строения и многообразия голосеменных растений»

№20 «Изучение внешнего строения и многообразия покрытосеменных растений»

№21 «Распознавание растений отдела Покрытосеменные растения»

Резерв (1 час)

Тема 6. Историческое развитие растительного мира на Земле. (2 часа)

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.

Лабораторная работа. №22 «Распознавание важнейших сельскохозяйственных растений»

Контрольная работа №3 по темам «Основные отделы царства растений», «Историческое развитие растительного мира на Земле»

Тема 7. Царство Бактерии (2 часа)

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.

Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).

Тема 8. Царство Грибы. Лишайники (2 часа)

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы - Грибы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы - дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Понятие о микоризе. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.

Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

Лабораторные работы:

№23 «Строение плесневых грибов».

№24 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

Тема 9. Природные сообщества (2 часа)

Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

Экскурсия №1 «Жизнь растений в весенний период года»

Резерв (1 час)

Тема 10. Заключение по курсу биологии 6 класса (2 часа)

Общее заключение по курсу ботаники. Многообразие растительного царства. Значение растений и растительности. Роль знаний и практических умений по выращиванию растений, уходу за ними и охране, бережному обращению с природой в сохранении биологического разнообразия. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы.

Итоговая контрольная работа за курс биологии 6-го класса


Календарно-тематический план

6а класс

п/п

Тема

Дата проведения

Условные обозначения

по плану

по факту

Тема 1.Введение. Общее знакомство с растениями. (2 часа)

1

Повторение

Наука о растениях - ботаника. Мир растений.



2

Повторение

Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений



Лаб. Раб. №1

Иссл. деят

Тема 2. Клеточное строение растений. (1 час)

3

Повторение

Строение и жизнедеятельность растительной клетки. Ткани



Лаб. Раб. №2

Иссл. деят

Исп. ИКТ

Проекты

Тема 3. Органы цветковых растений. (9 часов)

4

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. Условия прорастания семян



Сам. раб

Лаб. Раб. №3

Иссл. деят

Исп. ИКТ

5

Корень. Внешнее и внутреннее строение корня.



Лаб. Раб. №4

Иссл. деят

Исп. ИКТ

6

Побег. Строение и значение побега.



Лаб. раб №5

Иссл. деят

Исп. ИКТ

7

Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Значение листа в жизни растения



Лаб. раб №6

Иссл. деят

Исп. ИКТ

Проекты

8

Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение. Видоизменения побегов.



Лаб. раб №7, №8

Иссл. деят

Исп. ИКТ

9

Цветок - генеративный орган, его строение и значение



Сам. раб

Лаб. раб №9, №10

Исп. ИКТ

10

Плод. Разнообразие и значение плодов.



Лаб. раб №11, №10

Иссл. деят

Исп. ИКТ

11

Контрольная работа №1 по теме «Органы цветковых растений»



Тестовая контрольная работа

12

Резерв



Тема 4 Основные процессы жизнедеятельности растений. (7 часов)

13

Корневое питание растений. Значение воды в жизнедеятельности растений.



Лаб. раб №10

Иссл. деят

Сам. раб

Исп. ИКТ

14

Воздушное питание растений - фотосинтез.



Исп. ИКТ

15

Дыхание и обмен веществ у растений.



Исп. ИКТ

16

Размножение и оплодотворение у растений.



Сам. раб

Исп ИКТ

17

Бесполое размножение растений



Лаб. раб №12

Иссл. деят

18

Рост и развитие растительного организма.



Исп. ИКТ

Проекты

19

Контрольная работа №2 по темам «Органы цветковых растений», «Основные процессы жизнедеятельности растений»



Тестовая контрольная работа

Тема 5. Основные отделы царства растений. (5 часов)

20

Понятие о систематике растений. Водоросли



Лаб. раб №13, №14

Иссл. деят

Исп. ИКТ

21

Высшие споровые растения. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники.



Лаб. раб №15, №16, №17 Иссл. деят

Исп. ИКТ

22

Отдел Голосеменные



Лаб. раб №18, №19

Иссл. деят

Исп. ИКТ

23

Отдел Покрытосеменные. Классы покрытосеменных.



Лаб. раб №20, №21

Иссл. деят

Исп. ИКТ

24

Резерв



Тема 6. Историческое развитие растительного мира на Земле. (2 часа)

25

Многообразие и происхождение культурных растений.



Лаб. раб №22

Иссл. деят

Проекты

26

Контрольная работа №3 по темам «Основные отделы царства растений», «Историческое развитие растительного мира на Земле»



Тестовая контрольная работа

Тема 7. Царство Бактерии. (2 часа)

27

Повторение

Бактерии. Общая характеристика, строение.



Исп. ИКТ

28

Повторение

Значение бактерий в природе и в жизни человека



Исп. ИКТ

Проекты

Тема 8 Царство Грибы. Лишайники. (2 часа)

29

Повторение

Царство грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов.



Лаб. раб №23, №24

Иссл. деят

Исп. ИКТ

Проекты

30

Повторение

Лишайники. Общая характеристика и значение.



Сам. раб

Исп. ИКТ

Проекты

Тема 9 Природные сообщества. (2 часа)

31

Повторение

Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществ



Экскурсия №1

Иссл. деят

Проекты

32

Резерв




Заключение по курсу биологии 6 класса. (2 часа)

33

Итоговая контрольная работа за курс биологии 6-го класса



Тестовая контрольная работа

34

Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы



Проекты

Календарно-тематический план

6б класс

п/п

Тема

Дата проведения

Условные обозначения

по плану

по факту

Тема 1.Введение. Общее знакомство с растениями. (2 часа)

1

Повторение

Наука о растениях - ботаника. Мир растений.



2

Повторение

Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений



Лаб. Раб. №1

Иссл. деят

Тема 2. Клеточное строение растений. (1 час)

3

Повторение

Строение и жизнедеятельность растительной клетки. Ткани



Лаб. Раб. №2

Иссл. деят

Исп. ИКТ

Проекты

Тема 3. Органы цветковых растений. (9 часов)

4

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. Условия прорастания семян



Сам. раб

Лаб. Раб. №3

Иссл. деят

Исп. ИКТ

5

Корень. Внешнее и внутреннее строение корня.



Лаб. Раб. №4

Иссл. деят

Исп. ИКТ

6

Побег. Строение и значение побега.



Лаб. раб №5

Иссл. деят

Исп. ИКТ

7

Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Значение листа в жизни растения



Лаб. раб №6

Иссл. деят

Исп. ИКТ

Проекты

8

Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение. Видоизменения побегов.



Лаб. раб №7, №8

Иссл. деят

Исп. ИКТ

9

Цветок - генеративный орган, его строение и значение



Сам. раб

Лаб. раб №9, №10

Исп. ИКТ

10

Плод. Разнообразие и значение плодов.



Лаб. раб №11, №10

Иссл. деят

Исп. ИКТ

11

Контрольная работа №1 по теме «Органы цветковых растений»



Тестовая контрольная работа

12

Резерв



Тема 4 Основные процессы жизнедеятельности растений. (7 часов)

13

Корневое питание растений. Значение воды в жизнедеятельности растений.



Лаб. раб №10

Иссл. деят

Сам. раб

Исп. ИКТ

14

Воздушное питание растений - фотосинтез.



Исп. ИКТ

15

Дыхание и обмен веществ у растений.



Исп. ИКТ

16

Размножение и оплодотворение у растений.



Сам. раб

Исп ИКТ

17

Бесполое размножение растений



Лаб. раб №12

Иссл. деят

18

Рост и развитие растительного организма.



Исп. ИКТ

Проекты

19

Контрольная работа №2 по темам «Органы цветковых растений», «Основные процессы жизнедеятельности растений»



Тестовая контрольная работа

Тема 5. Основные отделы царства растений. (5 часов)

20

Понятие о систематике растений. Водоросли



Лаб. раб №13, №14

Иссл. деят

Исп. ИКТ

21

Высшие споровые растения. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники.



Лаб. раб №15, №16, №17 Иссл. деят

Исп. ИКТ

22

Отдел Голосеменные



Лаб. раб №18, №19

Иссл. деят

Исп. ИКТ

23

Отдел Покрытосеменные. Классы покрытосеменных.



Лаб. раб №20, №21

Иссл. деят

Исп. ИКТ

24

Резерв



Тема 6. Историческое развитие растительного мира на Земле. (2 часа)

25

Многообразие и происхождение культурных растений.



Лаб. раб №22

Иссл. деят

Проекты

26

Контрольная работа №3 по темам «Основные отделы царства растений», «Историческое развитие растительного мира на Земле»



Тестовая контрольная работа

Тема 7. Царство Бактерии. (2 часа)

27

Повторение

Бактерии. Общая характеристика, строение.



Исп. ИКТ

28

Повторение

Значение бактерий в природе и в жизни человека



Исп. ИКТ

Проекты

Тема 8 Царство Грибы. Лишайники. (2 часа)

29

Повторение

Царство грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов.



Лаб. раб №23, №24

Иссл. деят

Исп. ИКТ

Проекты

30

Повторение

Лишайники. Общая характеристика и значение.



Сам. раб

Исп. ИКТ

Проекты

Тема 9 Природные сообщества. (2 часа)

31

Повторение

Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществ



Экскурсия №1

Иссл. деят

Проекты

32

Резерв




Заключение по курсу биологии 6 класса. (2 часа)

33

Итоговая контрольная работа за курс биологии 6-го класса



Тестовая контрольная работа

34

Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы



Проекты

Календарно-тематический план

6в класс

п/п

Тема

Дата проведения

Условные обозначения

по плану

по факту

Тема 1.Введение. Общее знакомство с растениями. (2 часа)

1

Повторение

Наука о растениях - ботаника. Мир растений.



2

Повторение

Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений



Лаб. Раб. №1

Иссл. деят

Тема 2. Клеточное строение растений. (1 час)

3

Повторение

Строение и жизнедеятельность растительной клетки. Ткани



Лаб. Раб. №2

Иссл. деят

Исп. ИКТ

Проекты

Тема 3. Органы цветковых растений. (9 часов)

4

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. Условия прорастания семян



Сам. раб

Лаб. Раб. №3

Иссл. деят

Исп. ИКТ

5

Корень. Внешнее и внутреннее строение корня.



Лаб. Раб. №4

Иссл. деят

Исп. ИКТ

6

Побег. Строение и значение побега.



Лаб. раб №5

Иссл. деят

Исп. ИКТ

7

Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Значение листа в жизни растения



Лаб. раб №6

Иссл. деят

Исп. ИКТ

Проекты

8

Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение. Видоизменения побегов.



Лаб. раб №7, №8

Иссл. деят

Исп. ИКТ

9

Цветок - генеративный орган, его строение и значение



Сам. раб

Лаб. раб №9, №10

Исп. ИКТ

10

Плод. Разнообразие и значение плодов.



Лаб. раб №11, №10

Иссл. деят

Исп. ИКТ

11

Контрольная работа №1 по теме «Органы цветковых растений»



Тестовая контрольная работа

12

Резерв



Тема 4 Основные процессы жизнедеятельности растений. (7 часов)

13

Корневое питание растений. Значение воды в жизнедеятельности растений.



Лаб. раб №10

Иссл. деят

Сам. раб

Исп. ИКТ

14

Воздушное питание растений - фотосинтез.



Исп. ИКТ

15

Дыхание и обмен веществ у растений.



Исп. ИКТ

16

Размножение и оплодотворение у растений.



Сам. раб

Исп ИКТ

17

Бесполое размножение растений



Лаб. раб №12

Иссл. деят

18

Рост и развитие растительного организма.



Исп. ИКТ

Проекты

19

Контрольная работа №2 по темам «Органы цветковых растений», «Основные процессы жизнедеятельности растений»



Тестовая контрольная работа

Тема 5. Основные отделы царства растений. (5 часов)

20

Понятие о систематике растений. Водоросли



Лаб. раб №13, №14

Иссл. деят

Исп. ИКТ

21

Высшие споровые растения. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники.



Лаб. раб №15, №16, №17 Иссл. деят

Исп. ИКТ

22

Отдел Голосеменные



Лаб. раб №18, №19

Иссл. деят

Исп. ИКТ

23

Отдел Покрытосеменные. Классы покрытосеменных.



Лаб. раб №20, №21

Иссл. деят

Исп. ИКТ

24

Резерв



Тема 6. Историческое развитие растительного мира на Земле. (2 часа)

25

Многообразие и происхождение культурных растений.



Лаб. раб №22

Иссл. деят

Проекты

26

Контрольная работа №3 по темам «Основные отделы царства растений», «Историческое развитие растительного мира на Земле»



Тестовая контрольная работа

Тема 7. Царство Бактерии. (2 часа)

27

Повторение

Бактерии. Общая характеристика, строение.



Исп. ИКТ

28

Повторение

Значение бактерий в природе и в жизни человека



Исп. ИКТ

Проекты

Тема 8 Царство Грибы. Лишайники. (2 часа)

29

Повторение

Царство грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов.



Лаб. раб №23, №24

Иссл. деят

Исп. ИКТ

Проекты

30

Повторение

Лишайники. Общая характеристика и значение.



Сам. раб

Исп. ИКТ

Проекты

Тема 9 Природные сообщества. (2 часа)

31

Повторение

Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществ



Экскурсия №1

Иссл. деят

Проекты

32

Резерв




Заключение по курсу биологии 6 класса. (2 часа)

33

Итоговая контрольная работа за курс биологии 6-го класса



Тестовая контрольная работа

34

Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы



Проекты

Информационно - методическое обеспечение

Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:

  1. нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;

  2. программно-методическое обеспечение учебного предмета;

  3. дидактическое обеспечение учебного предмета;

  4. материально-техническое обеспечение преподавания предмета.

1. Нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»:

- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);

- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;

- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;

- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;

- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;

-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.

2. Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии:

Программа:

Авторская программа к учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс. (Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва и др. - М.: Вентана-Граф, 2009. - 176 с.)

Учебник:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы и лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией И.Н. Пономарёвой. - М.: Вентана-Граф, 2011;

Тетради с печатной основой:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. Рабочая тетрадь. 6 класс. Часть 1,2. - М.: Вентана-Граф, 2011;

Методические пособия для учителя:

1) И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2011;

2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72 с.

Дидактические карточки:

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, B.C. Кучменко. Биология. Растения. Дидактические карточки. 6 класс . - М.: Вентана-Граф, 2011

Электронные пособия

- CD-ROM. 1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники Образовательный комплекс «1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Создан на основе учебно-методического комплекса под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного материала школьного курса биологии 6-го класса и содержит материалы учебника И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (М., Издательский центр «Вентана-Граф»). Производитель: 1С (М., Издательский центр «Вентана-Граф»). Разработчик - «1C-Паблишинг», Фирма «1С»; 25 августа 2006 г.* Количество CD дисков: 2

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

- Биология. 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание). Дрофа, Физикон, 2006;

- Серия «Электронные уроки и тесты». Биология в школе. Растительный мир. «Просвещение-МЕДИА»; «Новый Диск», YDP Interactive Publishing, 2007;

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Кроме того, при ведении курса в 6 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (school-collection.edu.ru/) .

Литература для учителя:

1) А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. М.: Дрофа, 2006, - 96 с.;

2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства дрофа;

3) Т.А. Дмитриева, С.В. Суматохин. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112 с.;

4) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. - М.:Дрофа, 2004. -224 с.

Литература для обучающихся:

1) И.И. Акимушкин. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304 с., ил.;

2) Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР): (н. 1. - М.: Агропромиздат, 1989. - 383с: ил.;

3) Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991. - 336с;

4) Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 1994;

5) Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. - Мн.: Валев, 1995. -)28с: ил.;

6) Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.: 1росвещение, 1994. - 218с;

7) Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М., 1997. - 350с;

8) Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. - М.: Колос, 1992. - 350с;

9) Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. -I: 1996. - 556с;

10) Н.Ф. Золотницкий. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002. - 320 с.: ил.;

11) Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г. В. Устименко. - М.: Мысль, 1994. 381с: ил.;

12) Новиков В. С, Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. 2-изд. - М.: Просвещение, 1991.- 240с: ил.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

Адреса электронных ресурсов:

bio.1september.ru - газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

bio.nature.ru - научные новости биологии

edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

3. Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)

- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);

- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).

4. Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).







Приложение № 1

Проектная деятельность учащихся

Темы проектов для учащихся 6 класса

Тема

Номер урока

Тема проекта

1

Тема 2. Клеточное строение растений

3.

1. Кирпичики жизни - клетки

2

Тема 3. Органы цветковых растений.

7.

2. Космическая роль зелёных растений

3

Тема 4 Основные процессы жизнедеятельности растений

18.

3. Рекордсмены в мире растений

4. Растение - целостный организм

4

Тема 6. Историческое развитие растительного мира на Земле.

25.

5. Дары Старого и Нового Света.

5

Тема 7. Царство Бактерии

28.

6. Бактерии - друзья или враги?

6

Тема 8 Царство Грибы. Лишайники

29.

30

7. Кто любит земле кланяться - без добычи не останется

8. Индикаторы природы

7

Тема 9 Природные сообщества

31

9. Мир растений

8

Заключение по курсу биологии 6 класса

34

10. Растения в моей жизни




















Приложение №2


Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии


1. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

2. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ):

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

  • психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

  • учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий:

- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии
(САЛРТ)
включающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности.;

- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляющие самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния школы на здоровье учащихся.

В работе учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья. Это работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения. Особая забота о психологической адаптированности школьников обусловлена тем, что это интегральное качество играет определяющую роль в жизни человека, особенно на этапе его развития.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Приложение №3


10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся

Уровни учебных достижений

Баллы

Критерии и показатели оценки

0

Отсутствие ответа или отказ от ответа по неуважительной причине.

1. Низкий

(рецептивный)

1

Узнавание объекта изучения на биологических таблицах, рисунках, тексте.

2

Различение определенных биологических понятий, явлений и объектов.

2.Удовлетворительный (рецептивно-репродуктивный)

3

Неполное воспроизведение программного биологического учебного материала на уровне памяти без осмысления связей между его элементами; наличие устраняемых с помощью учителя ошибок; выполнение стереотипных практических заданий с ошибками и помощью учителя.

4

Освоение учебного биологического учебного материала на репродуктивном уровне и неполное его воспроизведение; наличие исправляемых ошибок при дополнительных (наводящих) вопросах; затруднения в применении общеучебных и биологических умений; выполнение стереотипных заданий по образцу (описание, наблюдение за биологическими объектами, работа с определительными рисунками и карточками).

3. Средний (репродуктивно-продуктивный)

5

Осознанное последовательное воспроизведение основной части программного учебного биологического материала с несущественными ошибками и неточностями; наличие не существенных ошибок при решении биологических задач и выполнении лабораторных работ.

6

Полное воспроизведение программного биологического учебного материала; решение типовых биологических теоретических и экспериментальных задач с использованием алгоритма.

4. Достаточный (продуктивный)

7

Владение программным биологическим материалом разной степени сложности, оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок при выполнении заданий на конструирование знаний, объяснение и поиск биологических закономерностей.

8

Владение программным биологическим материалом высокой степени сложности и оперирование им в знакомой ситуации; применение его для выполнения комбинированных заданий; установление причинно-следственных связей на основе сравнения и анализа; решение дополнительных (указанных учителем) задач лабораторного или природного исследования.

5. Высокий

(продуктивный, творческий)

9

Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого характера; наличие несущественных ошибок, недочетов, некоторых затруднений в применении знаний, высокий уровень эрудиции и самостоятельности.

10

Свободное оперирование программным биологическим учебным материалом различной степени сложности на уровне теоретических понятий и обобщений; межпредметная осознанность материала, понимание его мировозренческого характера; умение осознанно и оперативно переносить и трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартной ситуации; выполнение творческих биологических заданий на проектирование, моделирование, исследование; владение приемами научного исследования с самостоятельным определением целей, средств и методов исследования (проблема - задача, гипотеза - отбор объекта и метода - проведение эксперимента - отбор, обработка и интерпретация данных - оформление и предъявление результатов); владение системным подходом к анализу биологических объектов и явлений.




© 2010-2022