Элективный курс по биологии Менделеевская генетика

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Левженская средняя общеобразовательная школа»

Рузаевского муниципального района.


«Утверждено»

Решение педсовета

от «__»_____20___ г.

Протокол № ___

Приказ № ____

От «___»______20___г.

Директор школы

_________ / Л.Я. Кузьмина/


«Утверждено»

Заседание Метод. совета

Протокол № ___

От «___»_______20___ г.

Зам. директора по УВР

_________ /О.Ф. Яушева /


«Согласовано»

на заседании МО

Протокол № _____

от «___»________ 20____г.

________ /Л.И. Мокшина/




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ


«Менделеевская генетика»

на 2015 - 2016 учебный год


в 11 - ом классе







Составитель:

Святкина Ирина Владимировна,

учитель биологии и химии



с. Левжа 2015г.




ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО БИОЛОГИИ.

«Менделеевская генетика».

Пояснительная записка.

Курс «Менделеевская генетика» ( 34 часа) является продолжением темы «Основы генетики» школьного предмета биология. Курс предназначен для учащихся профильных классов средних школ, гимназий естественнонаучного и медико-биологического направления, а также учащихся, проявляющих интерес к изучению биологии. Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач в школьной программе по общей биологии отводится очень мало времени. Поэтому возникла необходимость в создании данного курса.

Разделы «Генетика» и «Молекулярная биология» являются одними из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Усвоение любого теоретического курса легче всего осуществляется через решение задач. Они облегчают понимание и запоминание фактического материала, развивают творческое мышление, позволяют учащимся глубже понять учебный материал, дают возможность преподавателю осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний.

В процессе занятий будут рассмотрены общие принципы решения и оформления генетических задач, предложены методические приемы, облегчающие решение, проанализированы характерные ошибки, обычно допускаемые учащимися. Предлагается совместная работа учеников по получению знаний (диалоговая, групповая, коллективная), что развивает коммуникативную компетентность учащихся.

Цель: научить учащихся самостоятельно решать задачи по общей биологии, углубление и расширение теоретических знаний по генетике, их закрепление путем решения задач и защиты проектов.

Задачи курса:

● ознакомить учащихся с основными этапами становления генетики;

● расширить и углубить знания о гене, мутациях;

● формировать умения и навыки комплексного осмысления знаний биологии;

● создать условия для творческой самореализации и саморазвития школьников;

● формировать умения и навыки проектной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

● работать с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами;

● работать с микроскопом;

● делать временные микропрепараты;

● проводить анкетирование и обработку анкет;

● выдвигать гипотезы; делать выводы;

● представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков, презентаций; интерпретировать результаты эксперимента;

● обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Содержание курса.


Введение (2 ч). Занятие 1-2. Правильно решить задачу - правильно определить тип задачи.

Цель научиться правильно определять тип задачи, выделять основные этапы решения задачи.

Общие рекомендации по решению генетических задач. Основные этапы решения задач по генетике. Как правильно оформить задачу по генетике. Примеры решения и оформления задач. (Беседа, выполнение заданий.)

Тема 1. Моногибридное скрещивание ( 14 ч).

Занятие 1-2. Основные понятия по теме. Вопросы и задания для самоконтроля.

Цель занятия: познакомить учащихся с основными терминами и законами генетики, научить учащихся самостоятельно решать задачи по генетике. (Эвристическая беседа, выполнение заданий.)

Занятие 3-4. Задачи для отработки и закрепления навыков оформления решения.

Цель: закрепление практических навыков в решении задач. (Беседа, решение задач.)

Занятие 5-6. Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей.

Цель: научиться определять генотип и фенотип потомков по генотипу родителей (Решение задач.)

Занятие 7-8. Определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве.

Цель: научиться определять генотип и фенотип родителей по генотипу и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве. ( Решение задач.)

Занятие 9-10. Определение доминантности или рецессивности признака.

Цель: научиться определять доминантность или рецессивность признака. (Беседа, решение задач.)

Занятие 11-12. Определение вероятности появления потомства с заданным признаком.

Цель: определять вероятность появления потомства с заданным признаком(Беседа, решение задач.)

Занятие 13-14. Наследование летальных и сублетальных генов.

Цель: изучение наследование летальных и сублетальных генов (Беседа, решение задач.)

Тема 2. Дигибридное скрещивание ( 18 ч).

Занятие 1-2. Основные понятия по теме. Вопросы и задания для самоконтроля.

Цель: познакомиться с основными понятиями по теме.( беседа, выполнение заданий.)

Занятие 3-4. Задачи для отработки и закрепления навыков оформления решения.

Цель: закрепление практических навыков в решении задач. (Беседа, решение задач.)

Занятие 5-6. Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей.

Цель:научиться определять генотип и фенотип потомков по генотипу родителей (Решение задач)

Занятие 7-8. Определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков.

Цель: научиться определять генотип и фенотип родителей по генотипу и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве. ( Решение задач.)

Занятие 9-10. Определение доминантности или рецессивности признака.

Цель: научиться определять доминантность или рецессивность признака. ( решение задач.)

Занятие 11-12. Определение вероятности появления потомства с заданным признаком.

Цель:определять вероятность появления потомства с заданным признаком( решение задач.)

Занятие 13-14. Наследование летальных и сублетальных генов.

Цель: изучение наследование летальных и сублетальных генов (Беседа, решение задач.)

Занятие 15-16. Полигибридное скрещивание.

Цель: изучение особенностей полигибридного скрещивания. (Беседа, решение задач).

Занятие 17-18. Конференция по теме «Генетика»

Цель: определение степени усвоения знаний, выработке умений и навыков в решении задач.(Защита рефератов).

Литература. 1.Абрамова Э.В. Генетика. Программированное обучение. М., Просвещение,1995.

2.Приходченко Н.Н. Генетика. Ростов-на-Дону, Феникс, 1997.

3.Лобашов М.Е. Генетика с основами селекции. М., Просвещение, 1989.










ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО БИОЛОГИИ

«Менделеевская генетика».

Тематический план. (34 часа)

Тема занятия, форма работы.

Колич часов

да-та

1-2.

Введение. Общие рекомендации по решению генетических задач. Правильно решить задачу - правильно определить тип задачи. Основные этапы решения задач по генетике.

Как правильно оформить задачу по генетике. Примеры решения и оформления задач. (Беседа, выполнение заданий.)

2

Тема 1. Моногибридное скрещивание .

14

3-4.

1-2. Основные понятия по теме. Вопросы и задания для самоконтроля. (Эвристическая беседа, выполнение заданий.)

2

5-6.

3-4. Задачи для отработки и закрепления навыков оформления решения. (Беседа, решение задач.)

2

7-8.

5-6. Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей. ( Решение задач.)

2

9-10.

7-8. Определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве.

( Решение задач.)

2

11-12.

9-10. Определение доминантности или рецессивности признака. (Беседа, решение задач.)

2

13-14.

11-12. Определение вероятности появления потомства с заданным признаком. (Беседа, решение задач.)

2

15-16.

13-14. Наследование летальных и сублетальных генов.

(Беседа, решение задач.)

2

Тема 2. Дигибридное скрещивание .

18

17-18.

1-2. Основные понятия по теме. Вопросы и задания для самоконтроля. (Эвристическая беседа, выполнение заданий.)

2

19-20.

3-4. Задачи для отработки и закрепления навыков оформления решения. (Беседа, решение задач.)

2

21-22.

5-6. Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей. ( Решение задач.)

2

23-24.

7-8. Определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве.

( Решение задач.)

2

25-26.

9-10. Определение доминантности или рецессивности признака. (Беседа, решение задач.)

2

27-28.

11-12. Определение вероятности появления потомства с заданным признаком. (Беседа, решение задач.)

2

29-30.

13-14. Наследование летальных и сублетальных генов. (Решение задач.)

2

31-32.

15-16. Полигибридное скрещивание.

(Беседа, решение задач).

2

33-34.

17-18. Конференция по теме «Менделеевская генетика» (Защита рефератов).

2

Разработка занятия 3-4.

Основные понятия по теме «Моногибридное скрещивание».

Тема 1. Моногибридное скрещивание ( 14 ч).

Занятие 1-2. Основные понятия по теме «Моногибридное скрещивание». Вопросы и задания для самоконтроля. (Эвристическая беседа, выполнение заданий.)

Место занятия в тематическом плане: 3-4 занятие по плану.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: комбинированное.

Цель занятия: познакомить учащихся с основными терминами и законами генетики, научить учащихся самостоятельно решать задачи по генетике.

Задачи : образовательные :ознакомить учащихся с основными этапами становления генетики; расширить и углубить знания о гене; формировать умения и навыки комплексного осмысления знаний биологии; создать условия для творческой самореализации и саморазвития школьников;

развивающие: развивать у учащихся умение работать с текстом задачи, слушать и рецензировать ответы товарищей; в процессе выполнения самостоятельной работы на уроке развивать логическое мышление, творческие способности учащихся;

воспитательные: формирование у учащихся основ мировоззрения, продолжать формирование основ нравственного, трудового и эстетического воспитания учащихся.

Планируемые результаты обучения: учащиеся должны знать генетическую символику, решать генетические задачи разного уровня сложности. работать с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами, выдвигать гипотезы, делать выводы , участвовать в дискуссии.

Методы и приемы: беседа, объяснение, работа по карточкам, самостоятельная работа, заполнение таблиц, составление схем.

Основные понятия: ген, гомологичные хромосомы, аллельные гены, альтернативные признаки, доминантный признак (А), рецессивный признак (а), гомозигота, гетерозигота, фенотип, генотип.

Оборудование: учебник, магнитная модель «Законы Менделя», учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс»

Учащиеся должны знать: основные понятия, термины и законы генетики; генетическую символику; генетические основы наследственных заболеваний.

Учащиеся должны уметь: правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач; решать типичные задачи; логически рассуждать и обосновывать выводы.







ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Мотивационно - ориентировочный этап.

На этом этапе осуществляются: мотивация учебной деятельности учащихся путем создания особо значимых для них проблемных ситуаций, основанных на их конкретном опыте;

определение темы и основных направлений изучения, выделение проблемы, её вербализация, выдвижение гипотез и предположений.

Проблема: почему я похож на своих родителей?

II. Операционно - исполнительный этап.

Решение любой проблемы начинается с пополнения теоретического багажа, с приобретения знаний, которые помогут ее решить. В данном случае необходимо изучить основные понятия, термины и законы генетики; генетическую символику; т.е. получить недостающую для решения информацию.

План решения проблемы:

1. Сбор необходимой информации;

2. Изучение основных терминов генетики.

3. Изучение основных законов генетики.

4. Изучение генетической символики

5. Реализация полученных теоретических знаний на практике - решение генетических задач.

6. Формирование выводов, обобщений.

Ген

Участок молекулы ДНК, ответственный за проявление одного признака и синтез определенной молекулы белка.

Ген » белок » признак.

Гомологичные хромосомы

Парные хромосомы, одинаковые по форме, величине и характеру наследственной информации.

Аллельные гены

Гены, расположенные в одних и тех же местах (локусах) гомологичных хромосом.

Альтернативные признаки

Противоположные качества одного признака, гена (карие и голубые глаза, темные и светлые волосы).

Доминантный признак (А)

Преобладающий признак, проявляющийся всегда в потомстве, в гомо и гетерозиготном состоянии.

Рецессивный признак (а)

Подавляемый признак, проявляющийся только в гомозиготном состоянии.

Гомозигота

Зигота, имеющая одинаковые аллели одного гена (АА, аа).

Гетерозигота

Зигота, имеющая противоположные аллели одного гена (Аа).

Фенотип

Совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа со средой и меняющаяся в процессе жизни в зависимости от среды обитания.

Генотип

Совокупность наследственных признаков, полученных от родителей.

Генетика - наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости. Мендель, проводя опыты по скрещиванию различных сортов гороха, установил ряд законов наследования, положивших начало генетике. Он разработал гибридологический метод анализа наследования признаков организмами. Этот метод предусматривает скрещивание особей с альтернативными признаками; анализ исследованных признаков у гибридов без учета остальных; количественный учет гибридов.

Проводя моногибридное скрещивание (скрещивание по одной паре альтернативных признаков), Мендель установил закон единообразия первого поколения. Он гласит: при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, первое поколение гибридов единообразно как по фенотипу, так и по генотипу. Этот закон так же называют законом доминирования, т. к. один из признаков проявляется, а другой - подавлен.

Если потомков первого поколения скрестить между собой, то во втором поколении исчезнувший в первом поколении признак проявляется вновь. Это явление получило название второго закона Менделя или закона расщепления. Он гласит: при скрещивании гибридов первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление доминантных и рецессивных признаков в соотношении 3 :1. Генотипы второго поколения - АА, Аа, Аа, аа, то есть наблюдается соотношение 1:2:1.

Расщепление признаков в потомстве при скрещивании гетерозиготных особей объясняется тем, что гаметы генетически чисты, несут только один ген из аллельной пары. При образовании половых клеток в каждую гамету попадает только один ген из аллельной пары (закон чистоты гамет).

Цитологической основой расщепления признаков при моногибридном скрещивании является расхождение гомологичных хромосом к разным полюсам клетки и образование гаплоидных половых клеток в мейозе.

В опытах Мендель использовал разные способы скрещивания: моногибридное, дигибридное и полигибридное. При последнем скрещивании особи отличаются более чем по двум парам признаков. Во всех случаях соблюдается закон единообразия первого поколения, закон расщепления признаков во втором поколении и закон независимого наследования.

Закон независимого наследования: каждая пара признаков наследуется независимо друг от друга. В потомстве идет расщепление по фенотипу 3 :1 по каждой паре признаков.

Закон независимого наследования справедлив лишь в том случае, если гены рассматриваемых пар признаков лежат в различных парах гомологичных хромосом. Гомологичные хромосомы сходны по форме, размерам и группам сцепления генов.

Поведение любых пар негомологичных хромосом в мейозе не зависит друг от друга. Расхождение: их к полюсам клетки носит случайный характер. Независимое наследование имеет, большое значение для

эволюции; так как является источником комбинативной наследственности.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

Условные обозначения: Р - родители, F - поколение (дети), г - гаметы, А, В - доминантные признаки; а, в - рецессивные признаки

ТИП СКРЕЩИВАНИЯ

СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ

ЗАКОН. АВТОР

Моногибридное скрещивание по одной паре признаков.

1. При полном доминировании проявляется только доминантный признак.

2. При неполном доминировании признак имеет среднее (промежуточное) значение между доминантным и рецессивным

Элективный курс по биологии Менделеевская генетика

Скрещивание гибридов

Элективный курс по биологии Менделеевская генетика

При полном доминировании.

Элективный курс по биологии Менделеевская генетика

При неполном доминировании.

Закон единообразия первого поколения. (Г. Мендель).

При скрещивании двух особей с противоположными признаками в первом поколении все гибриды одинаковы и похожи на одного из родителей.

II. Закон расщепления. (Г.Мендель).

При скрещивании гибридов I поколения во втором поколении наблюдается расщепление в соотношении 3:1 по фенотипу.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

На этом этапе учащиеся совместно с учителем обсуждают предметно-содержательные учебные результаты, степень решения поставленной проблемы, ход подтверждения выдвинутой гипотезы, а также способы достижения полученных результатов.

Учащиеся выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят напротив него знак "+".

Рефлексивный тест.

Я узнал (а) много нового.

Мне это пригодится в жизни.

На уроке было над чем подумать.

На все возникшие у меня вопросы я получил (а) ответы.

На уроке я поработал (а) добросовестно.

Литература:

1. Высоцкая М.В. Тренировочные задачи. Волгоград. Учитель: 2005. 148с.

2. Гуляев В.Г. Задачник по генетике. М. Колос1980.

3. Кучменко В.С., Пасечник В.В. Биология. Школьная олимпиада. АСТ - Астрель. М.2002. 300с.

4. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. Айрис Рольф. М.1997.462с.

5. Новиков Ю.М. Генетика: решение и оформление.

6. Пименов А.В. Уроки Биологии. Ярославль. Учитель года России: 2003. 270с.

Ридигер О.Н. Биология. Экология. Экзаменационные вопросы и ответы. М."Аст-пресс школа" 2003. 54с.

7. Ярыгина В.Н.Биология для поступающих в ВУЗы. М. "Высшая школа"1998. 475с.


© 2010-2022