ПроектЗдоровьесбережение студентов. педагогов Амурского педагогического колледжа

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПроектЗдоровьесбережение студентов.педагогов Амурского педагогического колледжаГосударственное образовательное автономное учреждение

Среднего профессионального образования

Амурский педагогический колледж

здоровьесбережение

педагогов, студентов Амурского

педагогического колледжа

проект



Руководитель проекта:

преподаватель Амурского педагогического колледжа

Чалкина Наталья Анатольевна

г. Благовещенск- 2015


Концепция

Анализ состояния проблемы охраны здоровья в Российской Федерации доказывает ее безусловную актуальность как фактора национальной безопасности и стратегической цели не только отечественного здравоохранения, но и образовательной системы. Данная проблема возникла в результате критически низкого уровня состояния популяционного здоровья и особенно усилилась в связи с демографическим кризисом, наряду с прогрессирующей нехваткой сил и средств, для обеспечения необходимого объема и качества медицинской помощи, все более возрастающему потоку больных людей, в том числе обучающихся.

Для решения данной проблемы предложен концептуальный национальный проект «Здоровье», реализация которого начата в Российской Федерации. Важнейшим узловым моментом в реализации данного проекта является здоровьесбережение в современном образовательном процессе, одной из глобальных проблем которого, в том числе в вузе, является проблема непрерывного овладения студентами необходимым набором общих и специальных компетентностей в паритете с их здоровьесбережением и здравосозиданием. Диктуется это тем, что современная экономическая ситуация приводит к тому, что все участники образования стремятся к повышению качества востребованных результатов. Побочные же результаты длительное время оставались и остаются "вне пределов внимания и забот". Все это составляет угрозу безопасности здоровья студентов, так и преподавателей, ибо на современном этапе обучение в средних специальных образовательных учреждениях связано с энергозатратностью и трудоемкостью учебного процесса, в связи, с чем часто возникают такие побочные результаты, как утомления, переутомления, стрессы, возникновение ряда хронических неинфекционных заболеваний. Для решения проблемы повышения качества образования, в том числе реализации паритетного подхода к образованности и здоровью в Российской Федерации предложен также национальный концептуальный проект «Образование».

Состояние системы здоровьесбережения в прак­тике колледжа показало огромную потребность в реализации единой концепции обеспечения паритета между развитием образованно­сти и сбережением здоровья студентов, педагогов, а также подготовки будущих педагогов - учителей начальных классов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений для профессиональной деятельности в области сохранения и укрепления здоровья детей. Также представляется актуальным реализация данной концепции на современном этапе в рамках паритетности реализации вышеуказанных национальных проектов

В качестве методологической основы обеспечения паритета между развитием образованности и сбережением здоровья студентов, педагогов предлагается системный подход, при котором те или иные средства осуществления здоровьесберегающих образовательных процессов предстают в системном виде. Деятельность же участников образования рассматривается с позиции межсистемных связей.

Системный подход к проблеме осуществления здоровьесберегающих образовательных процессов предполагает учет самоорганизации как объективной закономерности. Важной его предпосылкой является сотрудничество педагогов и студентов в целях развития образованности и сбережения здоровья. Существенную роль играет направленность человека - системных отношений на единение в общих аспектах функционирования. Учет межсистемных связей педагогических и медико-экологических средств осуществления здоровьесберегающих образовательных процессов, безусловно, может способствовать достижению паритета между здоровьем и компетентностью студентов.

Говоря о паритете между данными феноменами, при рассмотрении основных результатов образования, целесообразно руководствоваться не только достигнутым обучающимися уровнем образованности, но и состоянием их здоровья. Такой подход обусловлен тем, что в образовании объективно существуют предпосылки, способные вызвать в процессе развития образованности снижение показателей здоровья как обучающихся, так и педагогов. Это связано, в частности, с явлениями утомления и переутомления в учебной деятельности. Таким образом, можно утверждать, что между образованностью и здоровьем участников образования существует диалектически противоречивое единство.

При этом социальную ценность представляют как крепкое здоровье, так и высокая образованность. Поэтому, оценивая результаты образовательных процессов, обе эти характеристики следует считать ведущими критериями их качества. Обеспечение качества образовательных процессов требует единства педагогических мер, направленных на улучшение здоровья студентов и рост их профессиональной компетентности.

В целях успешной реализации концепции необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • доступность, регулярность, популярность и системность мероприятий по мониторингу состояния здоровья и оздоровлению педагогов, студентов;

  • непрерывность оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека, и, в частности, всего периода обучения в колледже;

  • взаимоответственность педагогов и студентов за свое здоровье и здоровье своих близких;

- реализация внутренней гармонии духовного, психического, физического состояния человека, а также гармонии его с экологической и социальной средой (в том числе образовательной);

- направленность на оценку резервных возможностей организма и их коррекцию для реализации студентами потенциала здоровья;

- консолидация действий всех структурных подразделений университета по формированию и реализации комплексных инвариантных и индивидуальных программ здоровьесбережения;

- многоуровневый подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий.

Приоритетными направлениями реализации концепции в области стратегии являются:

- создание всеми доступными информационными, административными, финансовыми, правовыми средствами социально-нравственной ориентации в индивидуальном, коллективном сознании педагогов, студентов на ценность здоровья как на личную ответственность перед собой, семьей и государством. Объектом воздействия является: индивидуальное сознание, особенности ведущих черт личности, моральные ценности, групповые пристрастия, здоровые мотивы и потребности, родительская любовь, стремление к самодостаточности, здоровый эгоцентризм, традиции, обычаи, ритуалы, привычки, патриотический менталитет в образе жизни цивилизованной страны;

  • поддержание творческой и трудовой активности;

  • организация культуры образа жизни для воспроизводства здоровья;

- сохранение профессионализма как результат здоровья.

Реализация концепции здоровьесбережения может быть достигнута путем:

  • создания здоровой и безопасной медико-экологической и образовательной среды:

  • обеспечения здорового образа жизни;

- уменьшения ущерба, причиняемого употреблением алкоголя, табакокурением, вызывающими зависимость средствами;

- создания методологии формирования установки преподавателей, студентов на здоровье как высшую ценность;

- разработки и внедрения системы самодиагностики уровня здоровья и самооздоровления человека;

  • создание в колледже центра здоровья, выполняющего методологические, методические, координационные, консультационные, контролирующие, сервисные функции;

  • создания условий для духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития обучающихся, реализации их научно-технического и творческого потенциала;

  • проведения в учебных заведениях массовой скрининг - диагностики и самодиагностики для определения уровня здоровья, оценки функциональных резервов, выявления скрытой патологии, и ее причин;

  • разработки учебно-образовательных программ, популярных кинофильмов, компакт-дисков о здоровье, конкурсов здоровья и т.д.;

- создания аудио - визуальных образов - матриц аудио- и видео клипов, постеров, плакатов и другой рекламной и пропагандистской продукции, формирующей установки на идеал здорового человека, стандарт здоровья, формирование культуры здоровья, выполнение оздоровительных программ, здоровый образ жизни;

- разработки образовательного стандарта и подготовки специалистов по здоровьесбережению, а также разработка для учебных заведений учебно-методических пособий по укреплению здоровья, здоровому образу жизни, профилактике социально значимых заболеваний, отказу от вредных привычек;

- обеспечения качества и безопасности продуктов, улучшения структуры питания;

- создания карты резервов здоровья педагогов, студентов, включающей риск развития наиболее часто встречающихся заболеваний, оценку функциональных резервов соматического, биоэнергетического и психологического статуса, степень физического развития, уровень мотивации человека на сохранение и укрепление здоровья, определение обратимости выявленных изменений в состоянии здоровья;

- разработки и внедрения методологии оценки экологической нагрузки на человека в образовательном пространстве и в быту, разработки технологий оптимизации экологической обстановки, определения суммарной экологической нагрузки (вода, воздух, продукты питания).

Стратегической основой в методологии концепции является индивидуальный подход к оценке и коррекции здоровья человеку пока он здоров и в наибольшей мере способен к реализации своего физического и интеллектуального потенциала.





Цель проекта - сохранение здоровья педагогов, студентов Амурского педагогического колледжа.

Структура проекта:

I - формирование культуры здоровья (цикл лекций)

II - мониторинг состояния здоровья и проектирование индивидуальных программ здоровьесбережения

Задачи проекта

  1. Обучение педагогов, студентов культуре здоровьесбережения

  2. Медико-физиологический мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности педагогов, студентов, сотрудников.

  3. Составление индивидуальных медико-физиологических программ здоровьесбережения

Прогнозируемый результат

- повышение культуры здоровьесбережения у педагогов, студентов, сотрудников;

- формирование персональной ответственности у педагогов, студентов к здоровьесбережению;

- создание условий, обеспечивающих реализацию паритетности образования и сбережения здоровья у педагогов, студентов;

- создание компьютерных мониторинговых программ здоровьесбережения.

Стоимость проекта:

Спонсор проекта:











ПРИЛОЖЕНИЯ






























Приложение 1


Программа обучения по курсу

«Сохранение здоровья человека в условиях неблагоприятной

экологической обстановки»

МОДУЛЬ №1

1. Многоуровневая модель строения организма человека.

2. Основы клеточного питания: жизненно важная потребность клетки. Структура клеточного питания: 28 аминокислот, 12 витаминов, 15 минералов, жирные кислоты, вода, клетчатка, ферменты, бактерии, энергия, информация.

3. Основные принципы и законы сохранения здоровья.

4. Вода - основа жизни и здоровья. Информационно волновые характеристики воды. Способы улучшения качества вода и придания ей оптимальных для здоровья биологических свойств.

5. Двенадцать анатомо-функциональных систем, как единиц структурного строения организма человека. Создание оптимальных условий для их функционирования.

6. Баланс аминокислот, минералов, витаминов - необходимое условие для сохранения здоровья.

7. Системная очистка - начальный этап восстановления здоровья при любых отклонениях.

8. Система самодиагностики уровня здоровья. Критерии здоровья организма и 12 анатомо-функциональных систем.

9. Алгоритм заполнения паспорта здоровья.

10. Система диагностики окружающей среды и ее влияния на ваш организм. Заполнение карты экологической нагрузки.

11. Взаимодействие организма с окружающей средой. Влияние неблагоприятной экологической обстановки на организм человека. Заполнение теста из паспорта здоровья.

12. Эндоэкологическая очистка организма человека.

13. Необходимое и достаточное питание как основа здоровья. Основные принципы полноценного питания.

14. Индивидуальное питание для поддержания оптимального здоровья в зависимости от пола, возраста, группы крови, сезона и других характеристик.

МОДУЛЬ №2

1. Структура заболеваний. Заболевания 12 систем организма.

2. Эффективное воздействие при воспалительных заболеваниях (вирусной, бактериальной и грибковой природы).

3. Заболевания иммунной системы. Профилактика системных заболеваний и способы восстановления здоровья.

4. Заболевания центральной нервной системы. Восстановление функции центральной нервной системы.

5. Заболевания системы органов дыхания. Восстановление функции системы органов дыхания.

6. Заболевания системы органов кровообращения. Восстановление функции системы органов кровообращения.

7. Заболевания системы органов кроветворения. Восстановление функции системы органов кроветворения.

8. Заболевания системы органов пищеварения. Восстановление функции системы органов пищеварения.

9. Заболевания системы органов мочевыделения и кожи. Восстановление функции системы органов мочевыделения и кожи.

10. Заболевания репродуктивной системы. Восстановление функции репродуктивной системы.

11. Заболевания эндокринной системы. Восстановление функции эндокринной системы.

12. Заболевания костно-мышечной системы. Восстановление функции костно-мышечной системы.

13. Заболевания периферической нервной системы. Восстановление функции периферической нервной системы.

14. Использование технологии сохранения здоровья для работы с педагогами, студентами, сотрудниками. Технология работы с паспортом здоровья.

15. Способы поддержания организма при онкологической патологии.

16. Способы воздействия при зависимостях. Алкоголизм. Табакокурение. Наркомания.

17. Алгоритм разработки программы сохранения здоровья. Составление оптимальных программ (практикум).

18. Заполнение паспорта здоровья и индивидуальной программы сохранения здоровья (тренинг).

I. Самодиагностика уровня здоровья систем организма человека


Анкета самодиагностики резервов здоровья заполняется в начале обучения и в конце обучения студентов. Студент отмечает ответы на вопросы и самостоятельно заполняет сводную таблицу состояния здоровья систем организма.

В итоге: в конце обучения сравниваются уровни здоровья систем и организма в целом с аналогичным уровнем в начале обучения. Отмечается динамика изменения уровня здоровья.

Выберите вариант Вашего ответа («есть» или «нет») и отметьте его в соответствующей графе. В конце отметьте Ваш уровень здоровья системы.

1 - отсутствуют перенесенные или имеющиеся заболевания, отрицательные ответы на вопросы анкеты;

2 - отсутствуют перенесенные или имеющиеся заболевания, положительные ответы на вопросы анкеты;

3 - присутствуют перенесенные или имеющиеся заболевания.

Центральная и периферическая нервная система


Перенесенные или имеющиеся заболевания




есть

нет

Инсульт, нарушения мозгового кровообращения



Менингиты, энцефалиты



Близорукость



Дальнозоркость



Черепно-мозговые травмы



Эпилепсия.



Вегетативно-сосудистая дистония, невроз



Психические расстройства



Другие




Анкета

да

нет

  1. Жалуетесь ли Вы на общую слабость, быструю утомляемость в течение последних 3-6 месяцев


  1. Отмечаете ли Вы частые головные боли в течение 3 месяцев и более


  1. Замечаете ли Вы ухудшение памяти: забывчивость, затруднение запоминания нового, снижение к способности к длительной концентрации внимания


  1. Жалуетесь ли Вы на раздражительность или плаксивость, повышенную нервозность


  1. Отмечаете ли Вы в последнее время снижение слуха или постоянный шум в ушах


  1. Бывает ли у Вас тоскливое, подавленное настроение без видимой причины


  1. Беспокоит ли Вас на протяжении длительного периода бессонница в виде значительного затруднения при засыпании или слишком раннего пробуждения без видимой причины


  1. Было ли кого-нибудь из Ваших родителей кровоизлияние в мозг (инсульт) с последующим параличом или стойким нарушением речи


  1. Беспокоят ли Вас внезапно появляющиеся и быстро проходящие головокружения и пошатывание при ходьбе, стоянии или перемене положения тела


  1. Отмечаете ли Вы внезапно или постепенно развивающуюся и проходящую (в течение минут, часов, суток) слабость, онемение руки, ноги


  1. Замечали ли Вы внезапно появляющуюся и проходящую (в течение минут, часов, суток) неловкость языка или потерю речи


  1. Жалуетесь ли Вы на онемение или боли в руках или ногах, которые усиливаются ночью


  1. Отмечаете ли Вы приступообразное понижение остроты зрения на один или оба глаза


  1. Замечаете ли Вы периодические появления тумана перед глазами


  1. Отмечаете ли Вы появление радужных кругов вокруг источников света


  1. Беспокоят ли Вас шум и тяжесть в голове на протяжении 3 месяцев и более


  1. Хорошо ли Вы видите вблизи, вдали, различаете цвета, быстро ли наступает утомление глаз при работе.


  1. Бывают ли у Вас обмороки


  1. Бывают ли у Вас судороги, подергивания отдельных мышц тела

Уровень здоровья системы 1 2 3


Система органов дыхания


Перенесенные или имеющиеся заболевания




есть

нет

Хронический бронхит



Бронхиальная астма



Хронический тонзиллит, фарингит



Опухоли легких, бронхов



Длительные или частые респираторные вирусные или бактериальные инфекции



Пневмонии(воспаление легких)



Туберкулез



Другие




Анкета

Да

нет

  1. Откашливаете ли Вы мокроту на протяжении 3-х месяцев в течение последнего года


  1. Отмечаете ли Вы появления свистящих звуков в груди или приступов удушья


  1. Болели ли Вы в течение последних 2-х лет два или более раза бронхитом или воспалением легких


  1. Выкуриваете ли Вы в течение 5 лет и более сигареты (папиросы) в количестве не менее 10-20 штук в сутки


  1. Ухудшается ли Ваше дыхание (появляется или усиливается кашель, выделение мокроты, одышка) при запыленности, загазованности или задымленности воздуха, в холодную, ветреную погоду


  1. Проходили ли Вы флюорографию органов грудной клетки в течение последних двух лет


  1. Беспокоит ли Вас сухой кашель, кровохарканье


  1. Беспокоит ли Вас постоянное или приступообразное затруднение дыхания через нос, частый насморк


  1. Беспокоят ли Вас боли, першение в горле, изменение голоса


  1. Беспокоят ли Вас боли в грудной клетке при дыхании, кашле

Уровень здоровья системы 1 2 3


Система органов кровообращения


Перенесенные или имеющиеся заболевания




есть

нет

Ишемическая болезнь сердца, инфаркты, стенокардия (грудная жаба)



Ревматизм



Гипертоническая болезнь



Гипотония (длительное пониженное давление)



Нарушения ритма сердца



Заболевания сосудов конечностей (в т.ч. перемежающаяся хромота)



Другие





Анкета

да

нет

  1. Замечаете ли Вы нарушения ритма деятельности сердца (перебои, сердцебиение и пр.)


  1. Проявляется ли у Вас одышка при быстрой ходьбе или при спокойном подъеме по лестнице уже на уровне 2-3 этажа


  1. Беспокоит ли Вас боль (неприятные ощущения) в левой или центральной части грудной клетки или в области сердца


  1. Появляется ли у Вас боль в икрах при ходьбе, вынуждающая Вас останавливаться и выжидать ее исчезновения


  1. Мерзнут ли у Вас ноги независимо от погоды


  1. Появляется ли у Вас чувство давления, сжатия, жжения или боль в центре груди (за грудиной) или в левой половине грудной клетки при волнении, ходьбе, подъеме по лестнице или другой физической нагрузке или в покое


  1. Имеете ли Вы повышенное (более 140/90)или пониженное(менее 110/60) артериальное давление в течение 5 последних лет


  1. Бывают ли у Вас отеки ног, рук (трудно снять кольцо с пальца), век к вечеру

Уровень здоровья системы 1 2 3

Система органов пищеварения


Перенесенные или имеющиеся заболевания




есть

нет

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки



Хронический гастрит



Желчнокаменная болезнь



Хронический гепатит



Перенесенный острый вирусный гепатит(желтуха)



Хронический панкреатит(воспаление поджелудочной железы)



Хронический холецистит(воспаление желчного пузыря) или дискинезия(нарушение моторики)



Удаленный аппендикс(острый аппендицит в прошлом)



Хронические воспалительные заболевания кишечника(колиты, проктиты)



Дисбактериоз кишечника и нарушение пищеварения



Другие






Анкета

Да

нет

  1. Жалуетесь ли Вы на повторяющуюся тошноту, появившуюся в последние месяцы


  1. Отмечаете ли Вы у себя повторяющуюся изжогу, чувство горечи во рту или неприятный привкус


  1. Отмечаете ли Вы у себя повторяющуюся рвоту, частую отрыжку


  1. Отмечаете ли Вы затруднение при глотании пищи


  1. Замечаете ли Вы стойкое снижение аппетита в последние месяцы


  1. Отмечаете ли Вы в течение последнего года стойкое падение веса на 3 кг или более без видимой на то причины


  1. Беспокоят ли Вас постоянно повторяющиеся при употреблении жирной пищи боли в верхней половине живота или поносы


  1. Отмечаете ли вы у себя появившееся учащение (2-3 раза и чаще) стула (опорожнение кишечника) при обычном для Вас питании


  1. Беспокоят ли Вас появившиеся в последнее время запоры, сменяющиеся поносами


  1. Замечаете ли Вы примесь слизи или крови в кале или черные дегтеобразные испражнения


  1. Появляются ли у Вас в последнее время без видимой причины вздутие живота или схваткообразные боли в нем


  1. Отмечаете ли Вы непереносимость лекарственных препаратов или пищевых продуктов


  1. Беспокоят ли Вас повторяющиеся боли в верхней половине живота


  1. Наблюдаете ли Вы обложенность языка налетом


  1. Есть ли у Вас кариес, пломбированные зубы


  1. Беспокоит ли Вас сухость во рту или повышенное слюноотделение


  1. Беспокоят ли Вас периодические или постоянные боли (тяжесть) в правом подреберье, отдают ли они в спину, руки


  1. Бывают ли у Вас опоясывающие боли в верхней части живота, отдающие в спину, руки


  1. Бывают ли у Вас «голодные боли» в животе

Уровень здоровья системы 1 2 3


Система органов кроветворения


Перенесенные или имеющиеся заболевания



есть

нет

Анемии (малокровие)



Лейкозы (рак крови)



Гемофилия ( или другие нарушения свертываемости крови)



Другие





Анкета

да

нет

  1. Жалуетесь ли Вы на общую слабость, быструю утомляемость в течение последних 3-6 месяцев


  1. Говорили ли Вам ранее о том, что у Вас: анемия (малокровие), недостаточное (или повышенное) количество красных (ли белых) кровяных телец


  1. Принимали ли Вы ранее препараты, содержащие железо, гемоглобин


  1. Быстро ли у Вас сворачивается кровь (прекращается кровотечение)при мелких порезах, травмах


  1. Бывают ли у Вас мелкие (крупные) кровоподтеки (синячки), появляющиеся на коже без причин или при незначительных ушибах, после тяжелой физической работы


  1. Специально для женщин - месячные у Вас длительные и обильные с большой потерей крови


  1. Отмечаете ли Вы частое мелькание мушек перед глазами, неприятный привкус во рту


  1. Бывает ли у Вас желание есть (лизать) несъедобные предметы (мел, уголь, железо)

Уровень здоровья системы 1 2 3

Система выделения и кожа


Перенесенные или имеющиеся заболевания


есть

нет

Воспалительные заболевания почек (гломерулонефриты, пиелонефриты)



Мочекаменная болезнь



Воспаление мочевого пузыря (циститы)



Врожденные аномалии почек, травмы, опухоли почек, мочевого пузыря.



Другие






Анкета

да

нет

  1. Отмечаете ли Вы болезненное, затрудненное или учащенное мочеиспускание (более 6-7 раз в сутки)


  1. Беспокоят ли Вас боли в пояснице, над лобком, в промежности


  1. Бывает ли у Вас непроизвольное мочеиспускание, в том числе при физической нагрузке


  1. Наблюдали ли Вы отеки век, конечностей главным образом утром


  1. Беспокоит ли Вас постоянный или периодический кожный зуд


  1. Нет ли у Вас неприятных болезненных ощущений, при поколачивании по пояснице справа и слева, появляется ли после этого примесь крови в моче


  1. Сколько ориентировочно мочи Вы выделяете за сутки


  1. Ваша моча без примесей, прозрачная


  1. Информировали ли Вас о нарушениях в Ваших анализах мочи ранее


  1. Принимаете ли Вы мочегонные


Уровень здоровья системы 1 2 3


Репродуктивная система


Перенесенные или имеющиеся заболевания



есть

нет

Простатит или аденома простаты (мужчины)



Опухоли, кисты яичников, матки, молочных желез (женщины)



Бесплодие, выкидыши



Заболевания, передающиеся половым путем (хламидиоз, уреаплазмоз, гарднереллез, герпес, венерические болезни)



Импотенция



Нарушения месячных (женщины), в т.ч. боли и предменструальный синдром



Другие






Анкета

да

нет

  1. Вопрос касается мужчин старше 40 лет: отмечаете ли Вы у себя регулярно в ночное время позывы на мочеиспускание или слабость (вялость) струи при мочеиспускании


  1. Вопрос для женщин: отмечалось ли у Вас во время беременности и родов изменения в анализах мочи, высокое давление


  1. Вопрос для женщин: проходили ли Вы осмотр у гинеколога в течение последних двух лет


  1. Имеются ли у Вас уплотнения в грудной железе или изменения форм сосков и молочной железы


  1. Вопрос для женщин - имеются ли у Вас нарушения менструального цикла, мажущие или прорывные кровотечения


  1. Страдаете ли Вы бесплодием


  1. Отмечаете ли Вы постоянные или эпизодические нарушения потенции


  1. Отмечаете ли Вы какие-либо выделения из половых путей


  1. Для женщин - отмечаете ли Вы боли перед, во время, после месячных


  1. Для женщин - сколько у Вас детей


  1. Для женщин - пользуетесь ли Вы таблетированными контрацептивами

Уровень здоровья системы 1 2 3


Эндокринная система


Перенесенные или имеющиеся заболевания



есть

нет

Сахарный диабет



Заболевания щитовидной железы (зоб, воспаление, тиреотоксикоз, пониженная функция)



Заболевания надпочечников



Другие



Анкета

да

нет

  1. Отмечаете ли Вы у себя дрожание рук без видимой причины


  1. Отмечаете ли Вы у себя постоянно усиленную потливость всего тела


  1. Отмечаете ли Вы у себя постоянную чрезмерную сухость кожи на всех участках тела


  1. Беспокоит ли Вас непроходящий зуд кожи по всей поверхности тела


  1. Вопрос для лиц старше 25 лет: отмечаете ли Вы склонность к гнойничковым заболеваниям кожи или длительно незаживающим повреждениям кожи


  1. Употребляете ли Вы постоянно более 10 стаканов жидкости в сутки


  1. Имеются ли среди Ваших ближайших родственников больные сахарным диабетом (отец, мать, брат, сестра, бабушка, дедушка)


  1. Страдаете ли Вы избыточным или недостаточным весом


  1. Ваше телосложение пропорциональное


  1. Ваша щитовидная железа не видна на глаз и не нарушает форму шеи


  1. Для женщин - беспокоит ли Вас избыточный рост волос на теле


  1. Был ли у Вас повышенный сахар крови (по результатам анализов)

Уровень здоровья системы 1 2 3


Костно-мышечная система


Перенесенные или имеющиеся заболевания



есть

нет

Травмы (переломы, вывихи, ушибы)



Ревматоидный артрит



Артрозы суставов (в т.ч. возрастные), остеохондроз позвоночника



Воспалительные заболевания суставов



Нарушения осанки (сколиоз, кифоз, лордоз)



Другие






Анкета

да

нет

  1. Отмечаете ли Вы боль, покраснение, отечность в суставах рук и ног, появляющуюся независимо от перемены погоды


  1. Беспокоит ли Вас в течение месяца и более утренняя скованность в суставах, проходящая во второй половине дня


  1. Вынуждены ли Вы в процессе работы в течение нескольких часов ежедневно или периодически держать голову склоненной к груди, в сторону или назад


  1. Имеются ли у Вас частые боли в позвоночнике или ногах, которые усиливаются при движении, сгибании, разгибании, поворотах туловища


  1. Беспокоит ли Вас снижение силы мышц


  1. Беспокоит ли Вас хруст в суставах при движении


  1. Сутулитесь ли Вы


  1. При длительной ходьбе или стоянии испытываете ли Вы боли, усталость в стопах, пояснице

Уровень здоровья системы 1 2 3

Иммунная система

Перенесенные или имеющиеся заболевания



есть

нет

Аллергические заболевания



Длительные и частые инфекции



Иммунодефициты (в т.ч. ВИЧ)



Другие





Анкета

Да

нет

  1. Отмечаете ли Вы частые простудные заболевания (чаще 2 раз в год) с повышением температуры (ангина, грипп) в течение последнего года


  1. Беспокоит ли Вас частое "беспричинное" повышение температуры в течение последних 2-3 месяцев


  1. Бывают ли у Вас проявления аллергии


  1. Инфекционные (в т.ч. ОРВИ) заболевания протекают у Вас с нормальной температурой


  1. Инфекционные заболевания протекают у Вас длительно и тяжело


  1. Бывали ли у Вас случаи перехода острых заболеваний в хронические


  1. Есть у Вас хронические инфекции (бактериальные, вирусные, грибковые)

Уровень здоровья системы 1 2 3


Лимфатическая система

Перенесенные или имеющиеся заболевания

есть

нет

Воспаление лимфоузлов (лимфадениты)



Увеличение различных групп лимфоузлов (лимфаденопатия)



Лимфатические отеки конечностей (лимфостаз)



Опухоли лимфатической системы (лимфомы)



Лимфогранулематоз



Другие






Анкета

да

нет

  1. Отмечали ли Вы увеличение и (или) болезненность лимфоузлов под мышками, в области шеи, в паховой области, подчелюстной, околоушной области


  1. Отмечаете ли Вы плотные, постоянные отеки конечностей


  1. Были (есть) ли у Вас доброкачественные(злокачественные) опухоли


  1. Страдаете ли Вы аллергическими заболеваниями


  1. Отмечаете ли Вы постоянную слабость, вялость

Уровень здоровья системы 1 2 3

II. Самодиагностика психофизиологического состояния

здоровья человека

Самодиагностика психофизиологического состояния здоровья человека является средством оперативного контроля изменения здоровья в процессе обучения и выполнения индивидуальной программы здоровьесбережения. Осуществляется студентом в начале обучения, в начале учебного года, конце каждого семестра, в конце каждого учебного года, в конце обучения. Оценивается состояние здоровья в баллах, от «0» баллов (минимальный уровень здоровья) до 71 балла (максимальный уровень здоровья).

Выберите в анкете вариант Вашего ответа («да» или «нет») и отметьте его в соответствующей графе. Ответ «да» соответствует «0» баллов, ответ «нет» - 1 баллу.

В конце подсчитайте общее количество баллов.


  1. Жалуетесь ли Вы на появившуюся общую слабость, быструю утомляемость в последние 3-6 месяцев, не связанную с повышенной физической и умственной нагрузкой

да

нет

  1. Появляется ли у Вас желание отдохнуть после напряженной физической или умственной работы?

да

нет

  1. Жалуетесь ли Вы на частую, регулярную головную боль, в течение 3-х месяцев и более (раз в неделю или чаще)?

да

нет

  1. Наблюдаете ли Вы ухудшение памяти, т. е. забывчивость, затруднение запоминания нового, неспособность к длительной концентрации внимания в течение последних 3-6 месяцев?

да

нет

  1. Жалуетесь ли Вы на раздражительность или плаксивость, появившуюся в последние 3-6 месяцев?

да

нет

  1. Беспокоят ли Вас постоянные кошмарные сны?

да

нет

  1. Жалуетесь ли Вы на частые простудные заболевания (2-3 раза в году) с повышенной температурой (ангина, грипп) в течение последнего года?

да

нет

  1. Замечаете ли Вы перебои в деятельности сердца?

да

нет

  1. Появляется ли у Вас одышка при спокойном подъеме по лестнице уже на уровне 2-3 этажа?

да

нет

  1. Беспокоит ли Вас боль в левой или центральной части грудной клетки, отдающая в левую руку или под левую лопатку?

да

нет

  1. Беспокоит ли Вас боль в суставах рук и ног, независимо от перемены погоды?

да

нет

II. Самодиагностика психофизиологического состояния

здоровья человека


Самодиагностика психофизиологического состояния здоровья человека является средством оперативного контроля изменения здоровья в процессе обучения и выполнения индивидуальной программы здоровьесбережения. Осуществляется студентом в начале обучения, в начале учебного года, конце каждого семестра, в конце каждого учебного года, в конце обучения. Оценивается состояние здоровья в баллах, от «0» баллов (минимальный уровень здоровья) до 71 балла (максимальный уровень здоровья).

Выберите в анкете вариант Вашего ответа («да» или «нет») и отметьте его в соответствующей графе. Ответ «да» соответствует «0» баллов, ответ «нет» - 1 баллу.

В конце подсчитайте общее количество баллов.


  1. Жалуетесь ли Вы на появившуюся общую слабость, быструю утомляемость в последние 3-6 месяцев, не связанную с повышенной физической и умственной нагрузкой

да

нет

  1. Появляется ли у Вас желание отдохнуть после напряженной физической или умственной работы?

да

нет

  1. Жалуетесь ли Вы на частую, регулярную головную боль, в течение 3-х месяцев и более (раз в неделю или чаще)?

да

нет

  1. Наблюдаете ли Вы ухудшение памяти, т. е. забывчивость, затруднение запоминания нового, неспособность к длительной концентрации внимания в течение последних 3-6 месяцев?

да

нет

  1. Жалуетесь ли Вы на раздражительность или плаксивость, появившуюся в последние 3-6 месяцев?

да

нет

  1. Беспокоят ли Вас постоянные кошмарные сны?

да

нет

  1. Жалуетесь ли Вы на частые простудные заболевания (2-3 раза в году) с повышенной температурой (ангина, грипп) в течение последнего года?

да

нет

  1. Замечаете ли Вы перебои в деятельности сердца?

да

нет

  1. Появляется ли у Вас одышка при спокойном подъеме по лестнице уже на уровне 2-3 этажа?

да

нет

  1. Беспокоит ли Вас боль в левой или центральной части грудной клетки, отдающая в левую руку или под левую лопатку?

да

нет

  1. Беспокоит ли Вас боль в суставах рук и ног, независимо от перемены погоды?

да

нет

  1. Беспокоит ли Вас в течение месяца и более утренняя скованность в суставах, проходящая во второй половине дня?

да

нет

  1. Появляется ли у Вас боль в икрах ног при ходьбе, вынуждающая Вас останавливаться и выжидать ее исчезновения?

да

нет

  1. Появляется ли у Вас чувство усталости, утомления после напряженной физической или умственной работы?

да

нет

  1. Кашляете ли Вы на протяжение 3-х или более месяцев в течение последнего года (ежедневно)?

да

нет

  1. Откашливаете ли Вы мокроту на протяжение 3-х или более месяцев в течение последнего года?

да

нет

  1. Отмечаете ли Вы свистящие звуки в груди или приступы удушья при простудах, при наличии резких запахов?

да

нет

  1. Болели ли Вы в течение последних 2-х лет 2 раза и более бронхитом или воспалением легких?

да

нет

  1. Выкуриваете ли Вы в течение 5 лет и более сигареты (папиросы) в количестве 10-20 и более штук в сутки?

да

нет

  1. Ухудшается ли у Вас дыхание (появляется или усиливается кашель, выделение мокроты, одышка) при условии запыленности воздуха?

да

нет

  1. Беспокоят ли Вас регулярно повторяющиеся боли в верхней половине живота (выше пупка)?

да

нет

  1. Любите ли Вы вкусную пищу?

да

нет

  1. Отмечаете ли Вы у себя постоянную тошноту, появившуюся в последние месяцы?

да

нет

  1. Отмечаете ли Вы у себя повторяющуюся изжогу?

да

нет

  1. Отмечаете ли Вы у себя повторяющуюся рвоту?

да

нет

  1. Отмечаете ли Вы у себя постоянные приступы тошноты и рвоты?

да

нет

  1. Отмечаете ли Вы у себя постоянное затруднение при глотании пищи?

да

нет

  1. Отмечаете ли Вы у себя стойкое снижение аппетита в последние месяцы?

да

нет

  1. Отмечаете ли Вы у себя стойкое падение веса, на 3 кг и более, не связанной с ограничением питания и повышенной физической и умственной нагрузкой?

да

нет

  1. Замечаете ли Вы, что вся пища кажется одинаковой на вкус?

да

нет

  1. Беспокоят ли Вас постоянно появляющиеся при приеме жирной пищи боли в верхней половине живота или поносы?

да

нет

  1. Беспокоят ли Вас постоянная охриплость и изменение голоса, появившиеся за последние 2-3 месяца?

да

нет

  1. Имеется ли у Вас выделение гноя из уха?

да

нет

  1. Отмечаете ли Вы у себя появившееся учащение стула (опорожнения кишечника), при обычном для Вас питании?

да

нет

  1. Беспокоят ли Вас поносы раз в неделю или чаще?

да

нет

  1. Беспокоит ли Вас появление сыпи на коже, сопровождающейся зудом кожи?

да

нет

  1. Беспокоят ли Вас постоянное нарушение опорожнения кишечника, т. е. запоры, самопроизвольно сменяющиеся поносами, появившееся за последние месяцы?

да

нет

  1. Замечаете ли Вы примесь слизи или крови в кале при испражнениях?

да

нет

  1. Появляется ли у Вас за последнее время без видимой причины вздутие живота?

да

нет

  1. Лечились ли Вы или консультировались у психиатра или нарколога?

да

нет

  1. Беспокоят ли Вас неприятные ощущения, связанные с мочеиспусканием (болезненность или учащенность более 6-7 раз в сутки)?

да

нет

  1. Отмечаете ли Вы у себя дрожание рук без видимой причины?

да

нет

  1. Отмечаете ли Вы у себя постоянную общую потливость кожи на всех участках тела?

да

нет

  1. Отмечаете ли Вы у себя постоянную чрезмерную сухость кожи на всех участках тела?

да

нет

  1. Отмечаете ли Вы у себя не проходящий зуд кожи по всей поверхности тела?

да

нет

  1. Имеются ли у Вас не проходящие фурункулы (чирии)?

да

нет

  1. Употребляете ли Вы более 10 стаканов (2.5 литра) жидкости в сутки, в промежутках между завтраком, обедом и ужином?

да

нет

  1. Имеются (имелись) ли среди Ваших ближайших родственников (отец, мать, брат, сестра, бабушка, дедушка) больные сахарным диабетом?

да

нет

  1. Любите ли Вы юмор?

да

нет

  1. Бывает ли у Вас часто тоскливое, подавленное настроение без видимой причины?

да

нет

  1. Беспокоят ли Вас значительные затруднения при засыпании или раннее пробуждение без видимой причины?

да

нет

  1. Беспокоит ли Вас постоянная бессонница?

да

нет

  1. Беспокоит ли Вас частое "беспричинное" повышение температуры в течение последних 2-3 месяцев?

да

нет

  1. Были ли у кого-нибудь из Ваших родителей (отец, мать) инфаркт сердца или инсульт мозга, т. е. паралич из-за нарушения кровообращения, кровоизлияния в мозг?

да

нет

  1. Требуется ли Вам много усилий для того, чтобы избавиться от ненужных навязчивых мыслей и воспоминаний?

да

нет

  1. Замечаете ли Вы, что иногда бываете сердиты?

да

нет

  1. Беспокоит ли Вас пошатывание при ходьбе, стоянии или перемене положения тела?

да

нет

  1. Отмечаете ли Вы внезапно или постепенно развивающуюся и проходящую в течение минут, часов, одних суток слабость, онемение рук не из-за усталости, а без видимой причины?

да

нет

  1. Отмечаете ли Вы онемение или боли в руках или ногах, которые усиливаются ночью (без видимой причины)?

да

нет

  1. Отмечаете ли Вы приступообразные понижения остроты зрения на один или оба глаза без повышенной зрительной нагрузки?

да

нет

  1. Имеются ли у Вас частые боли в позвоночнике или ногах, которые усиливаются при движении, сгибании, разгибании, поворотах туловища?

да

нет

  1. Беспокоит ли Вас шум и тяжесть в голове на протяжении последних 3-х месяцев?

да

нет

  1. Имеете ли Вы повышенное артериальное давление в течение последних 5 лет?

да

нет

  1. Замечаете ли Вы периодическое появление тумана или пленки, завесы перед глазами?

да

нет

  1. Жалуетесь ли Вы на "летающие мушки", "зигзаги" или "молнии"?

да

нет

  1. Имеются ли у Вас изменившие цвет, размер, кровоточащие родимые пятна?

да

нет

  1. Имеются ли у Вас незаживающие трещины или язвочки?

да

нет

  1. Имеется ли у Вас округлое уплотнение в какой либо части тела, появившееся в последние 2-3 года?

да

нет

  1. Появляется ли у Вас чувство давления, сжатия, жжения или боль в центре груди (за грудиной) или в левой половине грудной клетки при ходьбе, подъеме по лестнице или другой физической нагрузке, при волнениях?

да

нет

  1. Отмечаете ли Вы у себя снижение остроты слуха?

да

нет

  1. Отмечаете ли Вы у себя снижение остроты зрения?

да

нет

Уровень психофизиологического состояния здоровья в баллах: __________ (общее количество баллов)

Научное и методическое обеспечение мониторинга


1. Стригин В.В. Обучение здоровьесберегающим технологиям педагогов колледжа: Монография. - Н.Новгород: Изд-во ВГИПА, 2002. - 184 с.

2. Стригин В.В., Петров А.Ю. Здоровьесбережение в современном образовательном учреждении: Монография. - Челябинск, 2004. - 171 с.

3. Стригин В.В., Петров А.Ю. Здоровье и его комплексная диагностика у педагогов, студентов, сотрудников вуза: Учеб. пособие. - Н.Новгород: ВГИПА, 2003. - 150 с.

4. Стригин В.В. Медико-экологическая диагностика в системе здоровьесбережения педагогов и студентов колледжа: Метод. рекомендации. - Н.Новгород: Изд-во ВГИПИ, 1999. - 134 с.

5. Стригин В.В., Костыко Г.С. Проектирование здоровьесберегающей деятельности в челябинском колледже сервиса: Метод. рекомендации. - Н.Новгород: Изд-во ВГИПИ, 1999. - 56 с

6. Стригин В.В. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером: Метод. рекомендации. - Новгород: ВГИПА, 2003. - 43 с.

7. Стригин В.В. Карта самодиагностики резервов здоровья: Метод. рекомендации. - Н.Новгород: ВГИПА, 2003. - 63 с.

8. Стригин В.В. Технологии закаливания и повышения устойчивости организма: Метод. рекомендации. - Н.Новгород: ВГИПА, 2004. - 81 с.

9. Стригин В.В., Петров А.Ю. Опыт организации здоровьесберегающего образовательного процесса в вузе. - М., 2004.

10. Стригин В.В., Петров А.Ю. Педагогические условия и содержание обучения здоровьесберегающим технологиям педагогов, студентов, сотрудников образовательного учреждения. - М., 2004.

11. Стригин В.В., Петров А.Ю. Системно-синергетический подход к здоровьесбережению в образовательном учреждении. - М., 2004.

12.Казин Э.М.,Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального

здоровья человека - М.Владос,2000


© 2010-2022