Статья Экологическое образование

Это материал из опыта работы экспедиционной группы "ЭХО - Лесная школа" по экологическому образованию и воспитанию школьников в условиях сельской школы. Основными этапами работы стали: непрерывность и преемственность экологического воспитания, интеграция учебных предметов в экологическом образовании (мета предметность). Кроме этого, здесь описываются основные и примерные методики работы, которые можно использовать во время экспедиционных маршрутов и полевых практикумов.
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы экспедиционной группы «ЭХО» - «Лесная школа»

П. В. Сыромятников

МБОУ «Намская СОШ №2», МО «Намский улус» РС(Я) с. Намцы

Моя педагогическая деятельность началась с начала девяностых годов, и с того момента экологическое образование и воспитание подрастающего поколения прочно вошли в сферу моих профессиональных интересов.

Сегодня можно сказать, что моя работа проходила по трем этапам своего развития. На первом этапе стояла проблема, можно ли проводить непрерывное экологическое образование и воспитание, каким способом это можно было бы осуществить. В ходе работы выяснилось, что каждый ребенок имеет врожденную тягу к общению с природой. Особенно развита она у детей младшего школьного возраста, и, если не поддерживать и не развивать ее, то можно потерять эту тягу к природе уже начиная с классов среднего звена. Таким образом, для меня оказалось наиболее актуальным экологическое воспитание учащихся, начиная с 5-6-х классов.

Самой главной функцией учителя на этом этапе является научить ребенка наблюдать за окружающей природой, вызвать заинтересованность природными объектами. Как вызвать этот интерес? Ответ очевиден: надо как можно раньше заинтересовать детей практическими действиями на природе. Во время полевых выходов школьники практически используют методику экологических исследований, теорию которой осваивали в учебное время, и в это же время наряду с изучением методик проводят обработку экспедиционных материалов, полученных во время практикумов.

Вторым этапом работы являлась интеграция учебных предметов в экологическом образовании и воспитании учащихся. Предметы биология и экология достаточно полно и взаимно дополняют друг друга, но полевые исследования и изучение природных объектов без знаний физической географии не являлись бы достаточно полными. Объединение этих предметов произошло из-за потребности в знаниях основ картографии, методики азимутальных съёмок, фенологии, метеорологии с необходимостью вести полевые дневники. В ходе самообразования и изучения основ географии, я убедился, что для полевого исследователя эта наука может предложить очень много направлений и ценных методик. Наличие доступных озёр и таежных рек в районах исследований позволяет познакомить детей с основами лимнологии и гидрологии. Прохождение экспедиционных маршрутов различной сложности и протяжённости без знаний по ориентированию и топографии также было бы затруднительно.

Во время экспедиционных маршрутов, достаточно широко применяется командно-состязательная методика по прохождению маршрутов, контрольных полос препятствий и в спортивном ориентировании. Детям очень нравятся дух состязаний и различные военно-спортивные игры. Это дало толчок для объединения предметов естественного цикла с предметом физического воспитания с элементами начальной военной подготовки и ОБЖ.

Кроме этого при изучении родной природы существует необходимость интеграции с предметом «Культура народов РС (Я)», который также углубляет и расширяет знания о жизни человека в естественной среде. Знакомство с мировоззрением и философией коренных народов Севера, всегда наиболее тесно связанных с природными закономерностями, учат уважительному отношению ко всем объектам природы. На мой взгляд, воспитание экологического мышления и сознания у детей при изучении регионального материала, особенно в полевых условиях, без знания традиций и обычаев наших предков, было бы неполным.

В ходе повсеместной информатизации и компьютеризации постепенно и для нас стал актуальным вопрос об использовании информационных технологий в своей работе. Сегодня это техническое оформление работ, цифровое фотографирование, сканирование растений и создание электронных гербариев, ведение электронного дневника, использование возможностей космической съемки и Интернета.

Кроме этого в нашем опыте имеется пример подключения предмета «Английский язык» в общий комплекс предметов. Курс английского, с собственной подпрограммой - «Ecological English» в естественной среде предлагает изучение языка в контексте экологии. Дети учились заполнять полевые дневники на английском языке, используя новые термины.

Точные науки как алгебра и геометрия также могут быть весьма полезны в подсчётах, работе с процентами, формулами, при вычислении площади зеркала озера, её объёма, живого сечения реки, расхода воды в ней, определении высоты дерева, или расстояния до гнезда, определении ширины реки и многое другое.

Предмет технология, также является необходимым при пребывании в естественной среде, может прекрасно дополнить содержание общей программы хотя бы элементами бушкрафта.

Таким образом, интеграция предметов расширяет и углубляет экологическое воспитание.

Кроме предметной интеграции в экологическом образовании использую наиболее эффективные для повышения мотивации учащихся приемы и методы работы.

Учебная экологическая тропа. Учебные тропы природы - это одна из форм подачи экологической информации в целях экологического воспитания и просвещения. Экологическая тропа - это дорога или реальная тропа, размещенная на местности и являющаяся специальной формой для ознакомления школьников с окружающей природой.

Задачами учебной тропы являются:

- расширение имеющихся у детей сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы;

- развитие у них способности видеть, замечать различные взаимосвязи между природными объектами и антропогенного в них проявления, которые можно наблюдать в зоне маршрута, уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду;

- способствовать воспитанию экологически культурного поведения у школьников, приобщению их природе родного края.

Экологическая тропа должна охватывать наиболее интересные объекты. Таковыми могут быть примечательные деревья, озёра, протоки, гнёзда и гнездовья птиц. Излюбленные места обитания различных птиц и животных. Она должна пересекать типичные или редкостные ландшафты данного региона и, желательно, также примечательные природные объекты. Типичные участки помогают расширить элементарные знания о природных объектах, процессах и явлениях.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на учебных тропах состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентиров и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Полевые дневники. Для развития наблюдательности необходимо детей научить правильно заполнять полевые дневники как необходимого атрибута полевых исследований. Никакая, даже самая совершенная, человеческая память не способна запомнить все в мельчайших подробностях, поэтому в исследовательской деятельности правильно и своевременно сделанные записи различных наблюдений имеют большую научную и практическую ценность.

Фенологический календарь. Одним из направлений практической деятельности школьников, особенно младших классов, может стать составление фенологического календаря своего региона.

Предметов наблюдения может быть разное количество, нужно проводить наблюдения за объектами, характерными и типичными для своей собственной местности. Если в населённом пункте имеется метеорологическая станция, нужно установить с работниками тесный контакт. Полезно иметь помощников - сподвижников в лице охотников, лесорубов, коневодов, а также людей, проводящих своё большее время на природе. С их помощью можно узнавать точные даты пролета птиц, сроки различных природных явлений.

Систематично составленные по годам, фенологические данные могут стать источником информации по самым разным направлениям исследовательской деятельности. Впоследствии, даже став взрослыми. школьники привыкнут отмечать те или иные явления, научатся видеть взаимосвязи в природе, будут в них разбираться, смогут делать какие-то анализы и прогнозы.

Искусственные гнездовья. Для оптимизации познавательного процесса у детей, целесообразно устанавливать на учебных тропах малого полигона кормушки для птиц, которые необходимо периодически чистить от снега и добавлять корм. Кроме того, на уроках труда можно изготовить искусственные гнездовья и расставить по маршруту прохождения тропы. Пронумерованные синичники становятся доступным и интересным объектом для изучения гнездового периода различных лесных птиц: гаичек, мухоловок и т.д. Кроме того, искусственные гнездовья приносят реальную пользу природе. Например, птицы - дуплогнёздники селятся только в дуплах, а дуплистых деревьев в лесу не так уж и много. Поэтому установка искусственных гнездовий значительно увеличивает численность наших лесных птиц, повышает им шансы для благоприятного проведения гнездового периода.

Картографирование. Почти любой вид полевых исследований, необходимо подтверждать схемами, планами или картами. Необходимо научить школьников простейшим способам съемки местности, с помощью компаса метровки - шагомера, рулетки и т.д. Наиболее простым и удобным, на мой взгляд, является метод азимутальной съёмки, когда, следуя по маршруту, дети прокладывают схему своего пути. Суть метода заключается в следующем: нужны минимум два участника съемки: один идет вперёд, другой стоит на исходной точке и ждёт, когда первый прекратит свой прямолинейный путь (до поворота или изгиба). После этого второй (стоявший) «стреляет», то есть определяет азимут первого, который тоже ждет теперь второго. Азимут и количество шагов или метров записывается (перед съемкой необходимо определить величину шагов участников съемки, чтобы сразу выводить данные в метрах), затем второй переходит к месту, где стоял первый и всё повторяется. Таким образом, сменяя друг друга, школьники могут составить довольно точную маршрутную карту тропы. Данные переносятся с помощью круглого транспортира на миллиметровую бумагу, при этом подбирается необходимый подходящий масштаб. Таким же способом определяется контуры озера, аласа и других природных объектов.

Гербарии. Изучение растений своего края также является неотъемлемой составной частью экологического образования школьников. Сбор гербариев является классическим методом для изучения и определения вида растений. Конечно же, все дети, проходящие обучение должны овладеть техникой сбора гербариев.

При этом параллельно можно проводить метод сканирования растений с помощью любого сканера. При этом растения просто укладываются в пакет и как можно быстрее, чтобы они не завяли, доставляются к месту сканирования. Все изображения сохраняются на компьютере.

Таким образом, при соответствующих знаниях и при желании учителя в любой школе всегда можно организовать экологические практикумы школьников, обеспечив им выход в природу. Как было показано выше, никаких сложных методик при этом не требуется.

При этом не надо забывать, что главное - воспитать в детях осмысленное понимание окружающей среды, научить их жить сообразно с природой, помочь им найти и понять свое «Я» по отношению к ней. Экологическое образование должно быть направленно на развитие экологического сознания и мышления, воспитание личности с экологическим мировоззрением, экологической культурой и этикой. Также обучение должно подразумевать знание своих корней, возрождение традиций и духовных ценностей наших предков. Все это обязательно ведет к совершенствованию внутреннего мира человека, экологии души…

© 2010-2022