Методическая разработка внеклассного мероприятия

Игра проводится в форме путешествия по станциям, которые располагаются по кабинетам и/или в актовом зале, рекреациях школы. Игра может проводиться и на улице, в этом случае станции должны располагаться на таком расстоянии, чтобы команды не мешали друг другу. Начинается и заканчивается  игра «кругосветка» в кабинете биологии, где учитель всем командам объявляет правила путешествия – прохождения станций игры, по её окончании подводит итоги, формулирует выводы игры в виде «экологических законов Бар...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 им. А.А. Перфильева

г. Александрова Владимирской области.



Методическая разработка



метапредметного внеклассного мероприятия



«Экологическая кругосветка».



Учитель биологии Соломахина Виктория Александровна.









2014 год.

Цель - проверить уровень сформированности у учащихся метапредметных умений, УУД (коммуникативных, познавательных, регулятивных).

Участники игры. В игре принимают участие учащиеся 7-8 классов в возрасте 12-14 лет, могут играть до 5 команд по 8-10 человек в каждой.

Продолжительность игры - 80-90 минут.

Игра проводится в форме путешествия по станциям, которые располагаются по кабинетам и/или в актовом зале, рекреациях школы. Игра может проводиться и на улице, в этом случае станции должны располагаться на таком расстоянии, чтобы команды не мешали друг другу. Начинается и заканчивается игра «кругосветка» в кабинете биологии, где учитель всем командам объявляет правила путешествия - прохождения станций игры, по её окончании подводит итоги, формулирует выводы игры в виде «экологических законов Барри Коммонера». Целесообразно проведение мероприятия на неделе биологии (или естественнонаучных дисциплин).

Правила игры: всем командам объявляется, что они отправляются в экологическое путешествие по животному и растительному миру нашей планеты. Для этого им вручаются маршрутные листы, в которых указаны места проведения каждого этапа, а также первые станции для каждой команды. На станциях командам предлагаются разного рода задания, правильность выполнения которых оценивается по балльной системе, и выдаётся фрагмент фразы «Барри Коммонер». По итогам игры лидирует команда, набравшая большее количество баллов.

Станция первая «Литературная».

Конкурс на этапе проводит учитель русского языка и литературы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов - 10 баллов.

  1. Назовите овощ, имеющий общие корни с «капюшоном», «капиталом» и «капитаном». (Капуста, все эти слова произошли от латинского «капут» - голова.)

  2. Название какой змеи может быть наречием? (Уж)

  3. Какая профессия у человека, который утверждает, что слова «нарвал», «марал», «гну» и «рой» являются не глаголами, а именами существительными? (Биолог, так как он знает, что нарвал - это морское млекопитающее семейства дельфинов, марал - парнокопытное животное семейства оленей, гну - антилопа, рой - пчелиная семья.)

  4. Правильно ли написал ученик, что «косатка - это деревенская ласточка»? (Нет, косатка - это крупный хищный дельфин, а деревенская ласточка - это касатка. Из-за одной буквы ласточка может оказаться в океане! А что будет, если в письме к любимой девушке вы назовёте её ласково «косаточкой»?!)

  5. Правильно ли написано слово «телифон»? (Да, если речь идёт о тропическом паукообразном хищнике.)

  6. Правильно ли написано слово «каретта»? (Да, если речь идёт о морской черепахе из тропических морей.)

  7. Как правильно писать: «бобр» или «бобёр»? (Если хотите написать название животного-грызуна, то пишите «бобр», а если говорите про его мех или воротник из него, то пишите «бобёр». Буква «Ё» превращает живого бобра в воротник!)

  8. Какая экологическая проблема прослеживается в строках стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», написанного в 1870 году, и назовите её причины.

…Старый Мазай разболтался в сарае:

- В нашем болотистом, низменном крае

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями её не ловили,

Кабы силками её не давили;

Зайцы вот тоже, - их жалко до слёз!

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гибнут, -

Нет! Ещё мало! Бегут мужики,

Ловят и топят, и бьют их баграми.

Где у них совесть?...

(Потребительское отношение людей к богатствам природы ведёт к её истощению).

  1. В 19 веке в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» видели аллегорию неблагодарности людей за содеянное добро. А как это стихотворение воспринимаете вы?

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

…..Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

  1. Какую строчку четверостишия, написанного поэтом Е.Евтушенко, вы сочтёте наиболее важной?

…..Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Станция вторая «Художественная».

Конкурс на этапе проводят учитель изобразительного искусства и психолог школы. На доске репродукция картины В.М. Васнецова «Алёнушка», эскизы к картине - этюд сидящей девочки и «Пруд в Ахтырке»

Игроки заходят в кабинет под звучание распевной русской народной мелодия. Психолог читает стихи.

Присела девочка на берегу пруда,
Коса распущена, оборвано платьишко,
Босые ноги леденит холодный камень,
На руки детские поникла голова…
Какая ж приключилась с ней беда?
Иль злая мачеха прогнала на ночь глядя?
Иль потеряла братца-непоседу -
По лесу долго бегала, кричала,
Присела отдохнуть, а встать не может -
Тяжёло горе, не даёт подняться.
И лес притих. Умолкли птицы,
Осинки перестали трепетать,
Вода застыла - ни кругов, ни звука,
Всё сторожит Алёнушки покой.

Ребята, перед вами картина известного русского художника Виктора Васнецова «Алёнушка». Летом 1880 года Виктор Михайлович жил в деревне Ахтырка, в нескольких верстах от Абрамцева. Он начал писать пейзажные этюды, передающие грустное состояние природы. Вскоре появился эскиз, сделанный маслом, - босоногая крестьянская девочка, сжавшись комочком, сидит на камне у воды. За спиной её - тёмное пятно леса. Давайте же вместе, поработав над анализом картины, постараемся ответить на вопрос:
КАКОЕ ОТКРЫТИЕ СОВЕРШИЛ ХУДОЖНИК, НАПИСАВ ПОЛОТНО?
Класс делится на группы: «Экологи», «Орнитологи», «Живописцы», «Психологи». Каждая группа получает определённое задание на карточках и приступает к работе.

Группа «Экологи» .
Для работы вам понадобится книга «Растения и животные. Руководство для натуралиста», с.57, 64, 66.
ВОПРОСЫ.
1. Какие биоценозы изображены на картине?
2. Почему пруд, а не речка, ручей?
3. Какие растения изображены на картине «Алёнушка»?
4. Какие растения изображены на эскизе «Пруд в Ахтырке»?
5. Почему художник заменил некоторые растения на основной картине?
6. Деревья на картине молодые или старые? Почему?
7. Какое время года?
8. Какое время суток?
9. Какая погода?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ .
1. Болото, пруд, на заднем плане - еловый лес.
2. Стоячая вода - нет движения, печаль, безысходность.
3. Рогоз остролистный, осока метельчатая, хвостник обыкновенный (водяная сосёнка); осина, ель.
4. Берёзки, в воде - кувшинка белая.
5. Берёза - символ света, добра, надежды, осина - символ скорби, печали, дрожащие листы - страх, волнение; белые цветы кувшинки тоже вселяли надежду. Тёмные ели - символ надвигающейся беды.
6. Молодые, такие же как и Алёнушка.
7. Начало осени - начали желтеть осины.
8. Скорее всего, вечер. Солнце едва видно.
9. Пасмурно. Грустно.
Группа «Орнитологи».
Для работы вам понадобится следующая литература:
1) Биологический энциклопедический словарь. 2) Жизнь животных. Т.6. Птицы 3)Фауна мира. Т.2. Птицы.
ВОПРОСЫ:
1. Каких птиц изобразил художник на картине?
2. Как вы думаете, почему?
Работа с литературой:
1.Откройте Биологический энциклопедический словарь на с. 312, найдите статью «Ласточковые». Прочитайте.
Какой вид ласточек изображён на картине? (Судя по удлинённому туловищу, длинному раздвоенному хвосту, длинным острым крыльям, тёмному оперению спинной стороны и белому брюшку на картине изображена Деревенская ласточка или касатка)
2. Откройте энциклопедию Фауна мира. Т.2. Птицы на с.225, найдите статью «Семейство Ласточковые». После прочтения вы должны ответить на вопрос:
- Прав ли был художник, изображая птицу открытых пространств на опушке леса рядом с водоёмом? (Заселяют открытые пространства поблизости от пресноводных водоёмов - речные долины, побережья озёр, опушки лесов…
- Ласточки - прекрасные летуны, значительную часть жизни проводят в воздухе. На землю они спускаются неохотно, предпочитая садиться на ветви деревьев, крыши строений, провода…)
Вывод: ласточки могут находиться на дереве рядом с пресноводным водоёмом.
3. Откройте энциклопедию Жизнь животных. Т.2. Птицы на с.374, найдите статью «Семейство Ласточковые». Прочитайте. Ответьте на вопросы:
- Сколько ласточек изображено на картине? Как вы думаете, почему?
- Можно ли по птицам определить время года?
(Ласточки - общественные птицы. В северных частях гнездового ареала в гнезде бывает одна кладка, обычно 4-6 яиц. После вылета из гнезда родители докармливают птенцов ещё несколько дней. Затем, ставшие самостоятельными молодые птицы собираются в большие стаи и в поисках пищи летают по приречным лугам, берегам озёр и болот. В сентябре численность ласточек увеличивается в отдельных стаях до тысячи и более, начинается отлёт к местам зимовок).
Вывод: на картине изображена семья ласточек вскоре после вылета из гнезда;
- время года - конец лета, но ещё не сентябрь.)
- Ещё раз внимательно рассмотрите ласточек на картине. Что можно сказать о композиции этой группы?
( Из шести птиц четырёх художник изобразил отвернувшимися. Обычно ласточки приятно щебечут, свиркают, здесь - скорее всего, спят. Своим молчанием птицы подчёркивают печаль Алёнушки).
4. Почему именно ласточки (а не воробьи, вороны и т.д.)
Откройте словарь В.Даля, возможно он вам поможет.
( Ласточка, Ластушка разгов. - ласковое обращение к женщине, девушке.
Загадка про ласточку: Белое - венчальное, чёрное - печальное. Свет бел, да люди черны.)
Группа «Живописцы» .
ВОПРОСЫ
1.Какой колорит выбрал художник для картины?
2. Как вы думаете, почему?
3. Как художник акцентировал внимание на Алёнушке?
4. Какова общая композиция картины?
5. Сравните эскизы к картине и окончательный вариант. Что изменилось?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ
1. Все оттенки зелёного, преимущественно тёмного цвета .
2. Зелёный - цвет спокойствия и умиротворения.
3. Поместил на передний план; выделил цветом - более яркое пятно сарафана .
4. Передний план - Алёнушка и пруд и задний план - тёмное пятно леса и серое небо.
5. На эскизе - этюд сидящей девочки - не видно неба. На картине оно появилось, символизируя лучик надежды. На эскизе иная цветовая гамма в одежде девочки - тёмно-фиолетовое платье, на картине сарафан выделяется более ярким пятном.
Группа «Психологи» .
Для работы вам понадобится книга Аллана Пиза «Язык телодвижений», с.104.
ВОПРОСЫ
1. Почему на картине изображена девочка (а не женщина, мужчина)?
2. Обратите внимание на позу девочки. Почему она сидит? Попробуйте проанализировать наклон головы, взгляд, позу рук, ног, причёску.
3. Обратите внимание на одежду. Что можно сказать по ней об Алёнушке?
4. Сравните эскиз к картине «Этюд сидящей девочки» и «Алёнушку». Что изменилось?
5. Почему художник внёс эти изменения в картину?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ
1. Дети вызывают естественное чувство жалости. Мужчинам не свойственно показывать печаль и скорбь, это - удел женщин.
2. Голова склонилась на руки, волосы распущены - выражение скорби. Волосами как бы отгораживается от окружающего мира. Руки скрещены на коленях - руки-барьеры, тоже укрывают от всех.
3. Одежда старая, рваная. Разорван рукав, подол сарафана. Девочка очень бедная .
4. На эскизе девочка смотрит прямо на зрителя, а на картине - в воду, погружена в себя.
На эскизе у девочки почти новое тёмно-синее платье, на картине одежда сильно изношена.
На эскизе девочка сидит на лугу в окружении яркой зелени травы и белеющих тут и там цветов, на картине - только тёмная гладь пруда.
5. Чтобы подчеркнуть скорбь девочки, вызвать у зрителя жалость и сострадание к ней.

Выступление «Экологов».
Вывод: Природа на картине тоскует вместе с Алёнушкой, добавляя картине «настроение трепетной скорби». Вода тёмная, стоячая - нет движения. Заросли осоки в тёмной воде будто оберегают Алёнушку от неверного шага. Охраняют её и молодые ели, стоящие за ней дозорными. Как поётся в народной песне : «Горе за мной идёт, вослед грозит:» Порублю я, посеку все тёмные леса, а найду тебя, горемычную!».
Выступление «Орнитологов».
Вывод: Художник неслучайно выбрал ласточек для того, чтобы показать грусть девочки. «Ласточка» так ласково обращались на Руси к девушке. Обычно весело щебечущие, здесь своим молчанием птицы подчёркивают печаль Алёнушки.
Просматривается и символизм в выборе птицы, чёрно-белой: белое - венчальное, чёрное - печальное. Свет бел, да люди черны.
Выступление «Живописцев».
Вывод: В серебристо-дымчатой цветовой гамме картины слышится грустный напев: «Ахти горе, тоска, печаль великая». Но светлое небо за тёмным лесом вселяет надежду в светлое будущее.
Выступление «Психологов».
Вывод: Грустят вместе девочка, деревца, птицы на ветке, сливаясь в тихую задумчивую сказку. Олицетворение русской женской доли, а может быть, и самой России.
Сейчас вы совершили открытие: какими глубокими познаниями в области биологии, экологии, психологии, живописи должен был обладать художник, чтобы создать этот шедевр.

Станция третья «Зоотеатр».

Конкурс проводит учитель физической культуры. Игрокам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение. Задания следующие:

- шагающая утка с выводком

-прыгающая лягушка

-улетающие на юг журавли

- муравьи за работой

-попугай в клетке.

Каждое выполненное задание оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов - 5.

Станция «Музыкальная».

Конкурс проводит учитель музыки. На этом этапе можно заработать от 1 до 3 баллов за каждое задание. Команде предлагается послушать голос птицы (животного). Если игроки сразу правильно определяют, чей это голос, они получают 3 балла. В случае неверного ответа или затруднения, учитель предлагает подсказку (например, особенности птицы или животного, место обитания), тогда , отгадав, команде засчитывается только 2 балла. В случае ошибки или затруднения игрокам даётся вторая подсказка, но тогда команда заработает 1 балл.

Игрокам предлагается отгадать голоса вороны, кошки, серого гуся, филина, волка, кабана, лисы, лягушки, сороки, утки-шилохвости.

Станция «Экоматематика».

Конкурс-блиц проводит учитель математики.

За 1 минуту (можно использовать песочные часы) игрокам предлагается решить экологические математические задачи. Работать надо быстро, выполнять расчёты устно, пользоваться калькулятором нельзя. Каждая правильно решённая задача приносит команде 1 балл.

  1. Пара филинов за несколько вечеров съела 85 полёвок , 25 водных крыс, 6 белок. 3 мелких птиц, 1 землеройку и 1 большого жука. Сколько всего животных попало в лапы филинам? (121 животное).

  2. Длина тела самой крупной лягушки голиафа достигает 32 см, а длина самой маленькой лягушки чесночницы в 16 раз меньше. Какова длина самой маленькой лягушки? (2 см).

  3. Чтобы выжить без питания во время зимней спячки лесной сурок впадает в состояние анабиоза, замедляет своё сердцебиение с 80 ударов в минуту до 4 ударов. Во сколько раз меньше становится сердцебиение сурка во время спячки, чем в активном состоянии? (в 20 раз).

  4. На Земле известно 130 видов кукушек, но только 50 из них подбрасывают яйца в чужие гнёзда. Сколько видов кукушек строят гнёзда и честно высиживают птенцов? (80 видов).

  5. В Европе - 350 зоопарков, в Азии - 175, а Африке - 50, в Австралии - 25, в Америке - 270. Сколько всего зоопарков существует в мире? (870)

  6. В Древнем Риме в зверинцах императора Августа было 420 тигров, 260 львов, 36 крокодилов. Сколько всего животных было у императора? (716 животных).

  7. Берёза живёт 120 лет, а лиственница - на 380 лет больше. Сколько лет живёт лиственница? (500 лет).

  8. В Италии для приготовления кулинарных блюд ежегодно вылавливают 40 млн. птиц; ещё 30 млн. ловят с помощью специального клея, которым обмазывают ветки деревьев и кустарников; 170 млн. пернатых гибнет от пуль и зарядов охотников. Сколько всего птиц гибнет ежегодно в Италии? (240 млн.)

  9. Скорость движения под водой рыбы-меча - 130 км/ч. За какое время рыба-меч проплывёт 390 км? (за 3 часа).

  10. Божья коровка съедает за день 100 взрослых тлей. Сколько божьих коровок съедят 600 тлей? (6 божьих коровок).

  11. У лебедя на голове размещается 1/5 часть всех перьев. Всего у него - 25 000 перьев. Сколько перьев размещается у лебедя на голове? (5000)

  12. Впервые птицу дронт европейцы обнаружили в 1681 году, а уже через 83 года дронта не стало. В каком году исчезла птица дронт? (в 1764 г.)

  13. Продолжительность жизни дуба 1 200 лет, а продолжительность жизни ели составляет 2/3 всех лет дуба. Сколько лет живёт ель? (800 лет).

  14. Самое быстрое животное на Земле - гепард развивает скорость 110 км/ч. Какое расстояние пробежит гепард за 6 часов? (660 км).

Станция «Биологическая».

Проводит учитель биологии. Каждая команда из фрагментов фразы составляет фамилию Барри Коммонера. Учитель сообщает, что этот американский биолог в книге «Замыкающий круг» сформулировал четыре положения, отражающие основные проблемы взаимодействия общества и природы. Коммонер назвал их «законами экологии» именно в кавычках. Учитель знакомит с ними на доске, беседует с учащимися, как они понимают каждое положение.

Первый «закон» экологии: все связано со всем

Второй «закон» экологии: все должно куда- то деваться

Третий «закон» экологии: природа знает лучше

Четвертый «закон» экологии: ничто не дается даром

Рефлексия. Нарисуйте смайлик, выражающий ваше настроение, с которым вы уходите с игры.

По завершении беседы учитель благодарит участников за игру.

Список используемых источников:

  1. И.Н. Пономарёва Общая биология (профильный уровень). Учебник для 11 класса , - Вентана -Граф, 2012 г.

  2. Мастера живописи. Виктор Васнецов. - М.: Белый город, 1999;

  3. Е.И.Кириченко. Русский стиль.- М.: Галарт, 1997.

  4. Смелова В.Г. О прекрасной Алёнушке. Биология в школе. 2002. - № 6.
    Источники иллюстраций:
    В.М. Васнецов. Алёнушка // shteltn.ucoz.ru/vasnecovviktor/0_52bd4_1a6ad33c_XL.jpeg
    В.М. Васнецов. Пруд в Ахтырке // cs334.vkontakte.ru/u32451782/113220849/x_b1931529.jpg; kolyan.ru/images/584/rakurs/032.jpg
    В.М. Васнецов. Эскизы к картине «Алёнушка» // img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/59/334/59334094_YEtyud_sidyaschey_devochki.jpg;

Приложение 1.

Маршрутный лист команды…… .



Этап, название станции

Место проведения этапа

Количество баллов

«Литературная»

Кабинет № 12

«Художественная»

Кабинет № 4

«Зоотеатр»

Спортивный зал

«Музыкальная»

Актовый зал

«Экоматематика»

Кабинет № 25

Итоговое количество баллов

Приложение 2.

Фрагменты фамилии эколога.

Бар

ри


Ком

мо

нер


Приложение 3.

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Методическая разработка внеклассного мероприятия

© 2010-2022