Питание и пищеварение

Открытый урок биологии в 6 классе. ТЕМА  Обобщение по теме  «Питание и пищеварение ».   Цель: Закрепить и обобщить знания о типах и многообразии способов питания растений и животных.   Задачи: учащиеся должны знать: 1.  Особенности почвенного и воздушного питания растений и уметь обосновать эту взаимосвязь. 2. Типы питания и особенности пищеварения у животных.   Оборудование:  «Строение корня»,  «Строение листа», «Амеба», «Гидра», «Кольчатые черви», «Внутреннее строение кролика» - таблицы.  Схемы – (почвенное, воздушное питание растений, сочинения-сказки о минеральных удобрениях, путешествие пучка сена по пищеварительной системы коровы, путешествие куска мяса по пищеварительной системе собаки; «черный ящик» с двумя различными объектами (лист  комнатного растения, насекомое майский жук); детский мяч; карточки с названиями животных; оценочный лист по отсл...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок биологии в 6 классе.

ТЕМА Обобщение по теме «Питание и пищеварение ».

Цель: Закрепить и обобщить знания о типах и многообразии способов питания растений и животных.

Задачи: учащиеся должны знать:

1. Особенности почвенного и воздушного питания растений и уметь обосновать эту взаимосвязь.

2. Типы питания и особенности пищеварения у животных.

Оборудование: «Строение корня», «Строение листа», «Амеба», «Гидра», «Кольчатые черви», «Внутреннее строение кролика» - таблицы. Схемы - (почвенное, воздушное питание растений, сочинения-сказки о минеральных удобрениях, путешествие пучка сена по пищеварительной системы коровы, путешествие куска мяса по пищеварительной системе собаки; «черный ящик» с двумя различными объектами (лист комнатного растения, насекомое майский жук); детский мяч; карточки с названиями животных; оценочный лист по отслеживанию работы на уроке у каждого ребенка; карточки для игры «третий лишний»).

Ход урока:

I Звучит музыка, и вносят две шкатулки («черный ящик» с двумя биологическим объектами). Учитель просит отгадать, что находится в ящике, прочитав предварительно две загадки. На основании отгадок определяем, как питаются эти живые организмы, и ставим цель урока.

II Ребятам выдается оценочный лист по отслеживанию работы на уроке, объясняется его предназначение и структура урока (этапы урока).

III Первый этап - разминка «Третий лишний». Два человека работают у доски, остальные по карточкам на местах (приложение 1). Проверка выполнения задания у доски и на местах.

IV Второй этап - «Повторяй-ка». Ребята отвечают не выходя к доске на вопросы учителя:

  1. Что такое питание?

  2. Какие существуют типы питания?

  3. Какие организмы относятся к автотрофам?

  4. Какие организмы относятся к гетеротрофам?

  5. Кто назовет способы питания растений?

  6. Какой орган цветкового растения обеспечивает почвенное питание?

  7. Какие вещества корень получает из почвы?

  8. Какие особенности строения корня обеспечивают функцию всасывания?

  9. Куда дальше поступают вода и минеральные соли?

  10. Зачем нужна вода и минеральные соли?

V Третий этап - «Отвечай-ка». Для развития речевой деятельности ребятам предлагается дать полный ответ у доски на вопросы:

  1. Кто желает рассказать почвенное питание растений?

  2. Проверяем письменную домашнюю работу по теме: «Первая помощь заболевшему растению». Первый ряд в классе готовил это сочинение дома.

  3. Кто желает рассказать о воздушном питании?

VI Четвертый этап - физминутка с мячом.

Учитель просит ребят дать определения биологических понятий. Учитель называет слово и тот из ребят, кто знает, а может весь класс поднимается и становиться рядом с партой. Мяч получает любой учащийся; если он дает не полный ответ, то может попросить помощь у любого из одноклассников, перебросив ему мяч. После правильного ответа ребята садятся, называется следующее слово и игра продолжается.

VII Продолжение этапа «Повторяй-ка»

  1. Могут ли животные питаться так же как растения? Почему?

  2. Что такое пищеварение?

  3. Какие органы входят в состав пищеварительной системы?

  4. У всех ли животных есть эти органы?

  5. Как называются вещества для переваривания пищи?

  6. Где вырабатываются ферменты?

  7. Что такое фермент?

  8. У каких животных впервые появилась пищеварительная система?

Отвечай-ка


  1. Рассказать, как происходит пищеварение у простейших;

  2. Как происходит пищеварение у кишечнополостных;

  3. Как происходит пищеварение у дождевого червя;

VIII Проверка письменной домашней работы по теме:

Второй ряд - «Путешествие охапки сена по пищеварительной системы коровы».

Третий ряд - «Путешествие куска мяса в организме собаки».

IX Игра «Отгадай от кого?» К нам на урок были приглашены гости, но они, к сожалению, приехать не смогли, а прислали нам телеграммы. Наша задача - определить, кто является авторам телеграмм.



Телеграмма

Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться!

(травоядные)

Телеграмма

Мы самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только очень…

(хищники)

Телеграмма

Мы - санитары планеты. Без нас Земля быстро превратиться в свалку!

(трупоеды)


Телеграмма

Мы - самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы очень много делаем друг для друга!

(симбионты)

Телеграмма

А мы - эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем!

(паразиты)




X Игра «Найди общее». Найдите пары названий объектов растительного и животного мира, к которым можно подобрать одинаковые характеристики.

Крапива - пчела. Росянка - паук. Осина - заяц. Повилика - аскарида. Ребята должны отыскать, что связывает эти живые объекты. (Жалят; хищники; трясутся; паразиты).

XI Игра «Снежный ком». Эта капуста, которая всасывает воду своими корневыми волосками, которая идет по корням, по стеблю до листьев, в которых идет фотосинтез, который из углекислого газа и воды в хлоропластах на свету образует углеводы и выделяет углекислый газ.

XII Работа с карточками. Учитель называет животное, а ребята поднимают карточку с названием группы организмов: фитофаги, зоофаги, паразиты, симбионты, детритофаги.

XIII Итоги урока: выставляются оценки по итогам записи в индивидуальных оценочных листах (приложение 2)

XIV Домашняя работа.

  1. Приготовить рекламу минеральных удобрений;

  2. Пользуясь дополнительной литературой, нужно определить, какие из суждений являются верными, а какие нет:

    • Постельные клопы могут обходить без пищи до полутора лет;

    • Зубы гиен, разгрызая кости, развивают давление до 5тыс. атмосфер;

    • Бобры питаются не только древесиной, но и рыбой;

    • Сочные ягоды проходят пищеварительную систему птиц всего за 10-15 минут;

    • Зайцы запасают пищу на зиму.

Учитель заканчивает урок.

Накопление знаний подобно росту дерева. В начале это небольшое растение с несколькими листочками. Постепенно на нем появляются все новые и новые ветви, увеличивается толщина ствола. Так и мы на сегодняшнем уроке повторили и обобщили знания по теме «Питание и пищеварение».


Приложение 1


Третий лишний

I вариант

Найдите лишнее понятие:


  1. соединительная ткань, проводящая ткань, мышечная ткань;

  2. желудок, сосуд, кишечник;

  3. зоб, сердце, пестик.

II вариант

Найдите лишнее понятие


  1. образовательная, основная, нервная;

  2. пищевод, желудок, легкие;

  3. кишечник, лист, анальное отверстие.

Приложение 2


Условные знаки:

* - ответ на оценку 5;

Питание и пищеварение- ответ хороший на оценку 4;

Питание и пищеварение- ответ на оценку 3;

Питание и пищеварениеПитание и пищеварение- дополнение.

Дата

Тема урока

Оценка

30.01.09

Питание и пищеварение


© 2010-2022