• Преподавателю
  • Биология
  • Технологическая карта урока по биологии 6 класс Роль листьев в испарении и дыхании растений

Технологическая карта урока по биологии 6 класс Роль листьев в испарении и дыхании растений

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 24

6 «а»____________, 6 «в» ______________.

Тема урока

Роль листьев в испарении и дыхании растений.

Тип урока

Комбинированный

Целевые установки

Личностные: сформировать представление о роли листьев в дыхании и испарении растений.
Метапредметные:

развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий.

Предметные: Формирование представлений о приспособления листа к дыханию, приведение доказательств дыхания и испарения воды листьями.

Основное содержание изучаемой темы

Объяснение роли устьиц в процессах дыхания и испарения. Особенности строения листьев, обеспечивающие дыхание растения и испарение им воды. Сравнение процессов дыхания и питания растений.

Ключевые опорные точки темы урока

. Особенности строения листьев, обеспечивающие дыхание растения и испарение им воды. Сравнение процессов дыхания и питания растений

Термины и понятия

Устьица. Газообмен.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Осознание взаимосвязи растительного и животного мира на основании знаний об особенностях питания и дыхания растений.

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивное УУД:

умение планировать выполнение заданий учителя, ставить задачи, развитие навыков самооценки и самоонализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свою точку зрения, адекватно аргументировать.


Давать определения понятиям устьица, газообмен.

Описывать механизмы работы дыхания и фотосинтеза.

Различать процессы дыхания и питания растений.

Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде

Информационные ресурсы

Формы работы

Межпредметные связи

Демонстрации


Диагностические материалы


Учебник «Биология» - 6кл. Т.А. Исаева, Н.И. Романова. Русское слово. 2013. П. 22.

коллективная (К);

индивидуальная (И);

парная (П);

групповая (Г)

история

Интерактивное пособие к учебнику

1. Типовые задания.

2. Учебно-познавательные задачи.

3. Учебно-практические задачи.

4.Информационный текст.



Деятельность учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД обучающихся как результат совместной деятельности


I. Актуализация изученного


1. Организует деятельность по актуализации знаний. Предлагает ответить на вопросы:


Обучающиеся отвечают на вопросы: Что такое фотосинтез? Какие вещества участвуют в процессе фотосинтеза? Как они попадают в организм растения? Какие условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза? Какие вещества образуются в процессе воздушного питания растений? В чём различие процессов питания и дыхания?



Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию учения, (интерес) и находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение».

Метапредметные

Познавательные:

Высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении. Регулятивные: Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия.


II. Самоопределение к изучению нового материала и целеполагание


Учитель задаёт вопросы из рубрики «Подумайте!», помещенной в конце пар. 21.

Отмечает что все живые организмы дышат. Предлагает назвать газы принимающие участие в дыхании живых организмов. Предлагает вспомнить опыт доказывающий что на свету влистья растений происходит образование кислорода и ответить на вопросы: какой газ выделяли растения, находившиеся в темноте? Какой на свету? Шел ли фотосинтез в темноте? Как можно назвать процесс который шел в темноте? Дышат ли растения на свету?

Отвечают на вопросы учителя, обучающиеся формулируют познавательную задачу урока.


Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию учения, (интерес) и находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение».

Метапредметные

Познавательные:

Высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении. Регулятивные: Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия.


III. Учебно-познавательная деятельность


Организует работу в малых группах по изучение таблицы «Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания»


Отмечает что дыхание сложный процесс, при котором расходуестся часть той энергии, которая накапливается при фотосинтезе, т.е. процессы дыхания и фотосинтеза взаимосвязаны. Показывает фильм из интерактивного приложения к учебнику. Затем акцентирует внимание на том, что фотосинтез идет только на свету, выясняет при каких условиях дышит растения.


Предлагает охарактеризовать значение дыхания в жизни растений и просит привести примеры, доказывающие важность этого процесса. Учащимся дается задание решить задачу.




Сообщает , что наряду с дыханием важное место занимает процесс испарения воды. Предлагает рассмотреть рисунок 45 на стр. 86 .

Обучающиеся внимательно слушают вопросы учителя (К) и отвечают на них (И).


Зарисовывают таблицу в тетрадь, делая выводы.





Обучающиеся продумывают опыты, доказывающие, что растения, их органы дышат ив темноте, и на свету. Просматривают интерактивный опыт.









Обучающиеся решают задачу:

Человек в среднем за сутки потребляет 430 кг. Кислорода и выдыхает 800 гр. Угл .газа. Один га. Зелёных начаждений поглощает примерно столько же углекислого газа, сколько выдыхают 200 человек, при этом выделяя 80 кг. Кислорода в сутки. Какое кол-во кислорода необходимо жителям города, насчитывающего 5 млн. человек? Какова должна быть площадь зелёных насаждений в этом городе? Почему леса называют легкими нашей планеты?.


Обучающиеся отвечают на вопрос: какая часть растения принимает участие в процессе испарения воды? Просматривают опыт испарение воды листьями интерактивного пособия к учебнику. Делают вывод: основной орган участвующий в испарении является лист.


Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.

Метапредметные

Познавательные:

Общеучебные

  • Осознанно строить речевые высказывания.

  • Искать и выделять необходимую информацию.

Логические

  • Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

  • Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.

Знаково-символические действия

  • Структурировать знания.

  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

  • Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:

-из полного текста в таблицу и тезисы.

Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные:

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

  • С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные:

Выделять предмет изучения науки биологии и понимать практическую значимость испарения воды листьями растений.



IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


1. Организует групповую работу предлагая обучающимся высказать своё мнение о значении испарения воды в жизни растений.



2. Выясняет какова роль листьев зелёных листьев растений в испарении воды, предлагает вспомнить внутреннее строение листа и строение устьичного аппарата.


3. Организует работу в парах





Обращает внимание обучающихся что листья многих растений видоизменились, приспособились к сокращению влаги

Обучающиеся делают вывод: что таким образом растение защищает листья от перегрева солнечными лучами, удаляет из организма лишнюю воду и способствует всасыванию корнями воды с растворенными в неё минеральными веществами.

2. Обучающиеся отвечают на вопросы: какие условия влияют на процесс испарения? В каких условиях процесс испарения ускоряется? (замедляется)


3. Обучающиеся решают биологическую задачу:

Рассмотрите условия которые могут оказывать влияние на испарение воды растениями.

Пасмурный день, солнечный день, открытое место, лес, тихая погода, холодная погода, жаркая погода. (увеличение испарения, сокращение испарения)

Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.

Метапредметные

Познавательные:

Общеучебные

  • Осознанно строить речевые высказывания.

  • Искать и выделять необходимую информацию.

Логические

  • Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

  • Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.

Знаково-символические действия

  • Структурировать знания.

  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

  • Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:

-из полного текста в схему.

Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные:

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

  • С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные: понимать практическую значимость дыхания и испарения.


V. Оценочно-рефлексивная деятельность


Ì. Организует деятельность по закреплению и оцениванию изученного материала и предлагает выполнить задание тестовые на интерактивном диске учебника.


1.Обучающиеся выполняют тесты на интерактивном диске учебника.

Выполняют задание «Газообмен у растений»


2.Рефлексия.

ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ»

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….


Личностные: понимание роли живой природы, как объекта изучения современной биологии.

Метапредметные

Познавательные:

Логические

  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

Знаково-символические действия

  • Структурировать знания.

  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные:

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

  • С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Владеть монологической и диалогической формами

речи.

Предметные: понимать практическую значимость процессов испарения и дыхания листьями растений.


Домашнее задание: п.22, составить синквейн испарение или дыхание растений.








© 2010-2022