Рабочая программа по биологии 8 класс автор А. А. Плешаков, Н. И. Сонин

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Восьмиклассники получают знания о человеке как о биосоциальном су...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка

Цели изучения курса


Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Восьмиклассники получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволяет более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Целью курса «Биология. Человек. 8 класс» является освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека. Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачами курса являются:

1. Приобретение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, о человеке как биосоциальном существе.

2. Овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей.

3. Освоение общепредметных компетенций.

Требования к уровню подготовки учащихся


В рамках изучения курса биологии «Человек» предполагается реализовать актуальный в настоящее время компетентностный подход.

Освоение общепредметных компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это роль науки и религии в жизни человека.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира на начальном этапе изучения биологии в графе «Содержание урока» выделены следующие информационные единицы: термины, факты, процессы и объекты, закономерности и теории.

3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

- Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.

- Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

- Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

- Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.

- Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

- Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).

- Определение структуры и его характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем мире:

- Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.

- Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.

- Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

- Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.

- Умение пользоваться сетью ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.

- Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки:

- Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

- Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).

- Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др).

- Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

- Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.

- Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

- Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

- Соблюдение норм поведения в окружающей среде.

- Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

- Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.



















2.Структура изучения курса


Раздел

Кол-во часов

1

Введение. Человек как биологический вид

2

2

Происхождение человека

2

3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

4

Общий обзор строения и функций организма человека

4

5

Координация и регуляция

5

6

Анализаторы

5

7

Опора и движение

8

8

Внутренняя среда организма

3

9

Транспорт веществ

4

10

Дыхание

5

11

Пищеварение

5

12

Обмен веществ и энергии

2

13

Выделение

2

14

Покровы тела

3

15

Размножение. Развитие человека. Возрастные процессы.

3

16

Высшая нервная деятельность

5

17

Человек и его здоровье

5

18

Обобщение по теме «Общий обзор строения и функций организма человека»

1

19

Обобщение по теме «Координация и регуляция»

1

20

Обобщение по теме «Анализаторы»

1

21

Обобщение по теме «Опора и движение»

1

22

Обобщение по теме «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ»

1

23

Обобщение по теме «Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Выделение»

1


Итого:

70

Количество часов распределено, исходя из расчёта 2 часа в неделю в течение всего учебного года.

Всего 35 учебных недель. Всего 70 часов


3.Учебно-тематическое планирование

п/п


Тема


Количество

часов

Дата

Коррекция даты


Введение. Человек как биологический вид

2


Место человека в системе органического мира

1



В чем сила человека?

1



Происхождение человека

2



Эволюция человека

1



Расы человека.

1



Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1



История развития знаний о строении функциях организма человека

1



Общий обзор строения и функций организма человека

4



Клеточное строение организма

1



Ткани и органы

1



Системы органов

1



Лабораторная работа №1 по теме «Изучение микроскопического строения тканей». Практическая работа №1 по теме «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

1



Координация и регуляция

5



Гуморальная регуляция

1



Строение и значение нервной системы

1



Строение и функции спинного мозга

1



Строение и функции головного мозга

1



Полушария большого мозга

1



Анализаторы

5



Зрительный анализатор

1



Строение и функции глаза

1



Анализаторы слуха и равновесия

1



Кожно-мышечная чувствительность

1



Обоняние. Вкус

1



Опора и движение

8



Кости скелета

1



Лабораторная работа №2 по теме «Изучение внешнего строения костей»

1



Строение скелета

1



Мышцы. Общий обзор

1



Практическая работа №2 по теме «Измерение массы и роста своего организма»

1



Работа мышц

1



Практическая работа №3 по теме «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

1



Проверочная работа по теме «Опора и движение»

1



Внутренняя среда организма

3



Кровь

1



Лабораторная работа №3 по теме «Изучение микроскопического строения крови»

1



Как наш организм защищается от инфекций

1



Транспорт веществ

4



Органы кровообращения

1



Работа сердца

1



Движение крови по сосудам

1



Лабораторная работа №4 по теме «Измерение кровяного давления». Лабораторная работа №5 по теме «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

1



Дыхание

5



Строение органов дыхания

1



Газообмен в легких и тканях

1



Практическая работа №4 по теме «Определение частоты дыхания»

1



Урок - игра по теме «Транспорт веществ и дыхание»

1



Проверочная работа по теме «Транспорт веществ и дыхание»

1



Пищеварение

5



Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме

1



Пищеварение в ротовой полости

1



Пищеварение в желудке и кишечнике

1



Лабораторная работа №6 по теме «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»

1



Практическая работа №5 по теме «Определение норм рационального питания»

1



Обмен веществ и энергии

2



Пластический и энергетический обмен

1



Витамины

1



Выделение

2



Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи.

1



Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ

1



Покровы тела

3



Строение и функции кожи

1



Роль кожи в терморегуляции организма

1



Урок - игра по теме «Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Выделение. Покровы тела»

1



Размножение. Развитие человека. Возрастные процессы.

3



Система органов размножения. Строение гигиена

1



Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка

1



Планирование семьи

1



Высшая нервная деятельность

5



Рефлекторная деятельность нервной системы

1



Бодрствование и сон

1



Сознание и мышление. Речь

1



Познавательные процессы и интеллект

1



Память. Эмоции и темперамент

1



Человек и его здоровье

5



Здоровье и влияющие на него факторы

1



Лабораторная работа №7 по теме «Изучение приемов остановки капиллярно, артериального и венозного кровотечения»

1



Вредные привычки. Заболевания человека

1



Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание. Гигиена человека

1



Практическая работа №5 по теме «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

1



Обобщение по теме «Общий обзор строения и функций организма человека»

1



Обобщение по теме «Координация и регуляция»

1



Обобщение по теме «Анализаторы»

1



Обобщение по теме «Опора и движение»

1



Обобщение по теме «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ»

1



Обобщение по теме «Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Выделение»

1







4. Циклограмма тематического контроля


сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей».

Лабораторная работа №2 «Изучение внешнего строения костей»

Практическая работа №3 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

Лабораторная работа №4 по теме «Измерение кровяного давления».

Лабораторная работа №6 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»

Лабораторная работа №7 «Изучение приемов остановки капиллярно, артериального и венозного кровотечения»

Практическая работа №5 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

Практическая работа №2 «Измерение массы и роста своего организма»

Лабораторная работа №3 по теме «Изучение микроскопического строения крови»

Лабораторная работа №5 по теме «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

Практическая работа №5 «Определение норм рационального питания»


Практическая работа №4 по теме «Определение частоты дыхания»










5.Информационно-методическое обеспечение


1.Основная часть


Автор

Название

Издательство

Год издания

В.Б. Захаров, Н.И. Сонин

Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс

ДРОФА

2012

Н.И. Сонин

Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5 - 11 классы.

Составитель Морзунова И.Б.

ДРОФА

2012

2.Дополнительная литература


Автор

Название

Издательство

Год издания

1

В.В. Малахов

Биология в вопросах и ответах

Москва

Мирос - «Международные отношения»

2013

2

Н.И. Якушкина

Физиология растений

Москва

«Просвещение»

2012

3

В.А. Алексеев

300 вопросов и ответов о насекомых

Ярославль

«Академия развития»

«Академия К0»


2012



© 2010-2022