Конспект урока по природоведению для 5 класса «Вода в природе. Три состояния воды»

"Выдержка из материала: "Автор "учебника: "Т."М."Лифанова, "Е."Н."Соломина «"Природоведение "5 "класс», "Москва «"Просвещение», "2012. "Тема "урока: «"Вода "в "природе. "Три "состояния "воды»."Цели "по "содержанию:  "1. "Воспитательные "Воспитывать "готовность "к "сотрудничеству "с "учителем, "друг "с "другом "через "организацию "коммуникативной "деятельности;  "Способствовать "воспитанию "информационной "культуры "в "процессе "работы "с "учебником, "интерактивной "доской."2. "Коррекционно-"разв...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет Природоведение

Класс 5

Учитель: Некрасова Е.С.

Автор учебника: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение 5 класс», Москва «Просвещение», 2012.

Тема урока: «Вода в природе. Три состояния воды».

Место в общей теме: урок 3 в теме «Неживая природа»

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление


  1. Блок целеполагания

Общедидактическая цель

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Цели по содержанию:


  1. Воспитательные

Воспитывать готовность к сотрудничеству с учителем, друг с другом через организацию коммуникативной деятельности; Способствовать воспитанию информационной культуры в процессе работы с учебником, интерактивной доской.


  1. Коррекционно-развивающие

Корригировать зрительное восприятие учащихся через наглядные средства обучения;

развивать монологическую речь обучающихся через рассказы по опорным словам, рисункам; продолжать обучение интеллектуальным приемам познавательной деятельности (сравнение, анализ, выделение главного, оформление выводов).


  1. Образовательные

Создать условия для формирования представлений о переходе воды из одного состояния в другое, о круговороте воды в природе.

Предполагаемые результаты

Личностные

Метапредметные (жизненная компетентность)

Предметные

познавательные

Регулятивные

(Обеспечивают организацию и управление своей учебной деятельности)

коммуникативные

Нравственно-этическая ориентация:

уважительное отношение, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

Самоопределение:

формирование активной позиции ребенка.

Выполнение мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ, выделение существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач)

Поиск и выделение необходимой информации, решение задач, с помощью источников информации.

Способность к мобилизации сил; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации и к преодолению препятствий.

Формирование умения взаимодействовать с учителем и сверстниками

проявление интереса и потребности в общении с учителем и детьми.

произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Различение состояний воды по их отличительным признакам


  1. Инструментальный блок.

Основные понятия:

- предметные: вода; жидкое, твердое и газообразное состояния воды, круговорот воды

- метапредметные: айсберг, условные цвета физической карты.

Межпредметные связи

География, русский язык

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, парная.

Технология

На этапах актуализации знаний, осознании и осмыслении блока новой учебной информации, первичном закреплении, итоге используется «Технология сотрудничества»

Ресурсы

- для учителя: интерактивный комплекс, учебник природоведения; ведерко с водой и снегом, оборудование для опыта (банка с водой и крышкой, кипятильник)

- для обучающихся: дидактические материалы для организации самостоятельной работы школьников (круговорот воды в природе), учебник природоведения.


  1. Организационно - деятельностный блок.

п/п

Этапы урока

Цели этапа

Методы и

приёмы

Содержание заданий

Формируемые УУД

1.

Орг. момент (мотивация к учебной деятельности)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Психологический настрой.

Девиз урока

Прием - внушение «Учиться успешно!».

Конспект урока по природоведению для 5 класса «Вода в природе. Три состояния воды»

Регулятивные:

Организация своей учебной деятельности

Личностные: самоопределение - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к учебным занятиям

2.

Актуализация знаний

(Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия)

Воспроизведение в памяти опорных знаний.

Загадка про географическую карту;

Работа по контурной карте России;

«Мозговой штурм - Что это?».

Фронтальная работа - интервьюирование. Дети дают краткие ответы на вопросы учителя, при необходимости учитель уточняет ответы, задает дополнительные вопросы, требующие работы с картой, более полные доказательные ответы.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Коммуникативные: умение сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

3.

Целеполагание и мотивация

Выявление места и причины затруднения. Определение темы урока.

Сравнение,

Проблемный вопрос

Конспект урока по природоведению для 5 класса «Вода в природе. Три состояния воды»

-Что общего между всеми рисунками? (введение нового понятия - айсберг. Проговаривание его вслух)

-Очень сложный вопрос. Почему нам не удалось на него ответить?

-Давайте сегодня на уроке все вместе так хорошо поработаем, чтобы в конце урока мы смогли дать ответ на этот вопрос, и выясним, кто же из вас дал правильный ответ.

-Я вам прочитаю текст, который называется «Краса природы». Как вы понимаете слово «краса»?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь?

-«Есть на нашей планете необыкновенное вещество. Это вещество - краса природы. Эту красу мы видим повсюду: и в тихой речке, и в глубине озера, и в синем море! Это вещество есть даже в облаках!».

Конспект урока по природоведению для 5 класса «Вода в природе. Три состояния воды»

- О каком необыкновенном веществе идет речь?

-Действительно, именно воду назвали красой природы. Обсудите в парах, почему воду назвали необыкновенным веществом?

Запись темы урока в тетрадь «Вода в природе».

Познавательные (логические): анализ с целью выделения существенных признаков

Прогнозирование результатов.

Коммуникативные: умение сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Личностные (смыслообразование): мотивация учебной деятельности

4

Осознание и осмысление блока новой учебной информации

Способствовать осознанию основного фактического материала

Сравнение,

Анализ,

Обобщение

Учитель задает вопросы не только информационного, но и смыслового содержания, опираясь на ранее полученные знания (пропедевтическая работа).

Учитель приносит закрытое ведерко.

- Ребята, в этом ведерке находится самое необыкновенное вещество! Напомните, какое?

Открывают ведро, а там снег.

- Что это? (снег)

- Я ошиблась или все-таки права? Можно ли снег назвать водой? Докажите.

Идет дискуссия: одни доказывают, что снег - это не вода, другие, что снег - это вода).

Учитель приносит ведерко с водой. Обсуждение некоторых свойств воды (прозрачность, текучесть…). Демонстрация учеником свойств воды.

Делаем вывод, вода - жидкость.

Сравнение со снегом. Делаем вывод, что снег - это вода в твердом состоянии.

- При каком условии вода переходит в твердое состояние и наоборот? (дети приводят примеры).

Работа с таблицей.

Конспект урока по природоведению для 5 класса «Вода в природе. Три состояния воды»

Дети распределяют рисунки в соответствующие колонки. Делают вывод и акцентируют внимание, что не знают о третьем состоянии воды. Предлагают способы поиска информации (учебник, интернет).

Заполняют третий столбик, приводят примеры воды в газообразном состоянии.

Делаем вывод.

Конспект урока по природоведению для 5 класса «Вода в природе. Три состояния воды»

Заполнение динамических моделей круговорота воды в природе в парах с использованием опорных слов и словосочетаний.

Физкультминутка (пантомима в сочетании со словесными методами) - Составление связного рассказа о воде-путешественнице.

Опыт «Превращение воды в пар» (мини круговорот воды).

Познавательные: выявление причинно-следственных связей, составление цепочки рассуждений; анализ, синтез







Коммуникативные: умение слышать и слушать друг друга, согласованно выполнять совместную деятельность, умение договариваться, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать с учителем.

Умение выступать перед аудиторией.

Регулятивные: участвовать в совместной деятельности









Познавательные

(Знаково-символические): моделирование

Логические: установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: сроить высказывание

Регулятивные: принятие аргументов учителя по оценке выполненной работы, исправление ошибок с помощью учителя.

5.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Применение нового знания в типовых заданиях

«Проблемный вопрос»


Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! Как вы считаете, правдивый ли это рассказ?

Конспект урока по природоведению для 5 класса «Вода в природе. Три состояния воды»

- Где на нашей планете можно увидеть такую природу? В каких состояниях вы видите воду?

Конспект урока по природоведению для 5 класса «Вода в природе. Три состояния воды»

Коммуникативные: находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Познавательные: подведение под понятие

6.

Итог урока

(знаниевая рефлексия учебной деятельности)

Соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Возвращение к проблемному вопросу





«Дождик»

Конспект урока по природоведению для 5 класса «Вода в природе. Три состояния воды»

- Что общего между всеми рисунками?

- Кто был прав в начале урока?

- Почему воду называют «вечной путешественницей»?

-В моря впадает много рек. Почему моря не переполняются и не заливают сушу?

-Почему облака могут путешествовать по свету?

Познавательные: умение структурировать знания

Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Слушание и понимание речи других

7.

Домашнее задание


  1. Ответить на вопросы 1. 2. в учебнике

  2. Заполнить таблицу.

  3. Найти загадки о воде в разных состояниях (по желанию)


© 2010-2022