Связь растительного и животного мира в орнаменте Дагестана

Данная  работа представляет собой исследование  народных промыслов нашего Дагестана.  В работе изучается орнамент  языка, раскрывается значение и сущность  узора в древнее время. Данная работа содержит информационный материал, который может использоваться на уроках биологии, истории, истории Дагестана, КТНД, дербентоведения и во внеурочное время  Традиционные народные промыслы являются свидетельством древней и долгой истории народов Дагестана, частью их культурного наследия. Однако это не только важнейшая часть национальной культуры, но и громадный потенциал экономического развития республики. Поэтому изучение территориальной организации промыслов позволяет, как понять особенности этих важнейших сфер культурной и хозяйственной деятельности, так и наметить пути их сохранения и дальнейшего развития на уровне современных требований, особен...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация.

Данная работа представляет собой исследование народных промыслов нашего Дагестана. В работе изучается орнамент языка, раскрывается значение и сущность узора в древнее время.

Данная работа содержит информационный материал, который может использоваться на уроках биологии, истории, истории Дагестана, КТНД, дербентоведения и во внеурочное время









СОДЕРЖАНИЕ

I Введение…………………………………………….………………….....3

II Основная часть:

1.Узелок к узелку………………… …………………………………….…4

2. Кубачинское серебро: мудрость ювелиров и блеск холодного.

металла …………..........................................................................................6

3. Лезгинка……………………………………………………………..…..7

III Заключение. ……………………………………………………............9

IVЛитература…………………………………………………………..….10

V Приложения ………………………………………………………..….11









Введение

Не рвись владеть ларцами золотыми

И саблями чеканно-белыми!

Мечтай владеть руками золотыми,

Которые все это сделали!

Расул Гамзатов

Традиционные народные промыслы являются свидетельством древней и долгой истории народов Дагестана, частью их культурного наследия. Однако это не только важнейшая часть национальной культуры, но и громадный потенциал экономического развития республики. Поэтому изучение территориальной организации промыслов позволяет, как понять особенности этих важнейших сфер культурной и хозяйственной деятельности, так и наметить пути их сохранения и дальнейшего развития на уровне современных требований, особенно в период становления рыночных отношений и формирования туристско-рекреационной индустрии.

Дагестан в переводе с тюркского означает "страна гор", еще этот край называют "горой языков". Этнографы говорят, что Дагестан можно смело называть страной уникальных народных промыслов. Это обстоятельство существенно отличает дагестанцев от других кавказских народов. В Дагестане почти каждый народ специализируется на изготовлении определенных изделий художественных промыслов, и за многие века добились в их изготовлении больших успехов.

Цель изучение народных промыслов Дагестана.

Актуальность возрождение традиционного искусства в Дагестане.

Новизна связь орнамента с растительным и животными образами.

Объект исследования орнамент используемый в народных промыслах.



Глава I Узелок к узелку

Ковры - заклинание Востока. На протяжении многих веков ковер служил столом и постелью, был хорошим подарком и богатым приданым. Дагестанские народы считали его самым надежным оберегом. Они знали, что ковер не только создает атмосферу тепла и уюта в доме, но и способен защитить жилище от злых духов.В то, что ковер действительно обладает магической силой, начинаешь верить, рассматривая его гипнотический удивительный орнамент. И хотя сегодня знания, что скрывает тот или иной узор, безвозвратно утеряны, особое красивое сочетание цветов и традиционный орнамент рукотворного ковра все равно несут в дом особую энергетику, оказывают магическое воздействие, притягивают счастье и удачу1.

Орнамент как искусство, как символ зародился на самой заре истории человечества и, поэтому, может считаться одной из самых древних форм самовыражения человека.

Он многозначен и глубок по своей сути, т.к. в основе его лежат символы и знаки. С ними, как правило, связаны некоторые магические верования - в то, что изображение того или иного животного или растения имеет охранительные функции: может дать защиту, отвести дурное влияние, быть покровителем человека.

Ковер является частью интерьера, и практически неотделим от бытового портрета, что показывает довольно широкое распространение ковров в повседневной жизни.2

Первое упоминание о ковроткачестве на территории современного Дагестана, по данным этнографов, относится к 5 веку до нашей эры. Эти сведения принадлежат Геродоту

Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов верил, что искусство ковроткачества Дагестана и живущих в нем прекрасных мастеров вечно…

Так, заклиная, ты ткала ковер Цветущие альпийские луга,

За нитью нить в раздумье выбирая. Старинные преданья и поверья. 3

И расцветал ковер к цветку цветок,

В предметы быта любого народа ремесленники вставляли священные символы, характерные для своей культуры. Иногда они визуально повторяли оригинал, а иногда эти символы преобразовывались так, что нам сложно разглядеть в них первоначальный смысл.


1 Мехди Зариф Ковры. Издательство: АСТ, Астрель (2006 г.)

2. Там же.

3.Расул Гамзатов «Мой Дагестан»

Растительная символика.

Вне всякого сомнения, многие орнаменты и цвета первоначально имели определенные значения, но теперь они неизвестны ткачихам, тем не менее им присваиваются значения, связанные с повседневной жизнью.

В чем же смысл орнамента ковра ручной работы? В коврах в основном использовались растительные орнаменты, где на основном однотонном фоне шел пестрый узор из цветов и листьев. Богатство цвета сочеталось с богатством рисунка и нисколько не контрастировало с ним. Эти узоры символизируют красоту мира.

Самый распространенный графический мотив в восточных коврах - это древо жизни. Для дагестанцев растительность значила очень много - горная местность, и наличие деревьев означало наличие плодородной земли и воды, так необходимой для выживания в условиях сурового климата.2

Помимо этого, изображение дерева несло в себе дополнительную символику - древо жизни соединяло воедино три мира: мир подземный, вход в который человеку был закрыт, и откуда дерево брало свои корни; поверхность земли, где ствол дерево растет и развивается; и мир божественный, небо, куда стремится крона дерева и его ветви. Гранатовое дерево - один самых распространенных и древних мотивов восточного ковра ручной работы. Превращение граната в символическое изображение связано, вероятно, с тем, что гранатовое дерево требует минимума воды для произрастания и может расти почти на любых почвах. Таким образом, гранат - маленькое чудо природы, способное произрастать на грубой и засушливой почве пустыни.1(СЛАЙД)

Ведь и в исламе рай изображается как огромный цветущий сад, Эдем, место, где растут цветы и растения невообразимой красоты, и поют райские птицы. Излюбленными цветами дагестанских ковров был красный и синий, символизирующие основные природные стихии. В ряде ковровых изделий с.Ахты, встречается часто повторяемый цветочный мотив «розы» на темном фоне. Его появление относят к концу XIX в., связывая с распространением здесь европейских и российских товаров и с возникшей модой на изображения цветов. На сегодняшний день этот элемент является неотъемлемой частью домашней вязаной обуви Южного Дагестана - «джурабов».


1. Мехди Зариф Ковры. Издательство: АСТ, Астрель (2006 г.)

2. Там же.

С ворсовыми коврами у южнодагестанских народов связано много поверий и красивых традиций. Во многих селениях для продолжения рода по готовому ковру пускают походить маленького мальчика, надеясь, что по этому ковру будут ходить и его внуки. И если в семье много девочек, значит, там будет много ковров, будет и достаток.2

Животная символика.

Ковры характеризуются мягкостью и интенсивностью цветов, оригинальными геометрическими узорами. К декорациям этих ковров часто приурочены изображения животных .В дагестанских коврах часто встречается изображение птиц, а именно орла и павлина. Орел наиболее часто встречается в коврах и символизирует в них мощь и царское достоинство. Позже изображение орла на коврах приобрело значение охранительного талисмана. Ему приписывалась способность отводить дурное влияние. Сюжет с орлом особенно часто встречается на коврах ручной работы, изготовленных в кавказском регионе. Величественный павлин - эмблема солнечного божества, кроме того, считалось, что павлин может предвидеть и предохранять от надвигающейся беды (из-за рисунка «павлиньего глаза» на его перьях).

Чаще всего, технические возможности и габариты ковров не позволяли поместить изображение животных целиком, поэтому домашние животные, такие как овцы и бараны, изображались в виде условных рогов посредством символа «S» в центральных полях и кайме ковров.

Глава II.Кубачинское серебро: мудрость ювелиров и блеск холодного металла.

Выяснить точные источники происхождения и формирования необычного стиля исполнения, который свойственен ювелирным изделиям кубачинских мастеров, сегодня уже сложно. По некоторым данным этот стиль уходит корнями в начало 1 тыс.н.э. Согласно мусульманской религии, которую позднее приняли кубачинцы, в изобразительном искусстве существовали некоторые ограничения. Так в частности нельзя было рисовать живых существ. Именно поэтому кубачинцы, чтя законы ислама, стали совершенствоваться в изображении растительного орнамента. И довольно неплохо преуспели в этом, выработав особенный, никем более не воспроизводимый стиль.

Расул Гамзатов в своем стихотворении «В Кубачи» писал…
И, кажется, что в этот миг счастливый Резцом узоры чудные творит,
Он аккуратно и неторопливо Его душа, как облако, парит1.

1Расул Гамзатов «Мой Дагестан».

2Брюзгина Ольга Ювелирное искусство Кубачи. 2006

Роскошь и загадка, восточная мудрость и аристократизм - все это заключается в двух словах «кубачинское серебро». Неповторимый кубачинский стиль отличается сочетанием разных технологий обработки и инкрустации. Очень популярны изготавливаемые здесь женские ювелирные украшения. Настоящим произведением искусства являются чайные и кофейные сервизы, бокалы, рюмки, коньячные наборы, подстаканники, кофейные и чайные пары. Это неудивительно, так как вдохновение для творчества местные мастера черпают из окружающей природы. Каждое изделие кубачинских ювелиров хранит в себе индивидуальность и талант автора. С годами такие произведения становятся только дороже.

Известное место в кубачинской орнаментике оружия занимает звериный стиль. Его корни уходят в средневековое искусство Дагестана . Зооморфная тематика представлена изображением птиц, змей, собак и коней. Чаще всего подобные птичьи головки используются в украшении ножен кинжалов; на газырях и пистолетах полное изображение птицы помещено в отдельные медальоны, обрамленные растительным орнаментом; в редких случаях изображение птицы является главной, самостоятельной композицией. Змеи чаще всего располагаются на левой стороне ножен холодного оружия. В редких случаях они составляют основу композиции и располагаются на правой стороне ножен. В числе прочих значений изображение змеи должно оберегать "их владельцев от злых духов и темных враждебных сил" .Голова собаки или коня часто завершает головки кубачинских сабель; особенно распространено изображение собаки с приоткрытой пастью. Это основные композиции собственно кубачинского орнамента. 1

Глава III. "Лезгинка"

Танцевать хочу лезгинку, в небо вознесусь душой.

Оторвусь, как по старинке, от земли кружась - хмельной.

Оживаю в этом танце, сила есть в нём и душа,

Позабуду про печали, я есть радость - я жива!1

.... Как наименования всех народов на свете и слово лек (лекь)- "лезгин, орел" означает люди-орлы. Народы-соседи слово лек воспринимали как название определенного народа, а сами леки вкладывали в слово лек понятие "человек-орел". Отсюда и название танца - лезгинка - как человеческого танца в отличие от танцев птиц, зверей. «Лезгинка» - древний культовый танец лезгин.2

1Гусейнов А.Г. Кубачи и кубачинцы. Махачкала, 2000.

2. Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин. XIX-начало XX в. М., 1978.

Знаменитый танец лезгин - лезгинка, который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Закономерным является то обстоятельство, что лезгинка названа так в соответствии с древним тотемом лезгиноязычных народов и является исконным национальным и древним ритуальным танцем лезгин.1

Если продолжить наблюдения, связанные с отражением древних тотемических сюжетов в танцах современных горцев Кавказа, то для танцев аварцев является характерным положением руки танцоров во время пляски, которое символизирует приподнятую голову змеи. У кавказских народов известны также реликты тотемических представлений в образах других хищников (напр. медведя у даргинцев, волка у чеченцев)2.

Важно отметить, что не существует четких традиций, определяющих момент, когда же все-таки следует танцевать лезгинку. Танец можно исполнять как по какому-либо знаменательному случаю, так и, что называется, для души. При этом для исполнения лезгинки нужно минимум принадлежностей, а иногда обходятся простым барабаном для отбивания такта или хлопанием в ладоши. В настоящее время танец лезгинка приобрел олицетворение счастья, дружбы и любви.

Если у Вас есть немного времени и желания, научитесь танцевать. Танец станет ярким моментом на Вашем празднике, который, несомненно, принесёт, уйму оваций восхищенных лиц и хорошее настроения!!!



1.Расул Гамзатов «Мой Дагестан».

2Лезгинка (танец). Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Кроме этого растительный орнамент использовался и убранстве различных надмогильных памятников, а также в изделиях прикладного искусства, где особое значение придавалось декоративным элементам, а именно растительному орнаменту.1

Резьба по камню и дереву была распространена почти повсеместно и вместо бытовавшего геометрического орнамента утверждается так называемый растительный орнамент. Резьбой по дереву с применением растительного орнамента украшались рамы окон, двери, балконов, консоли карнизов, а также домашняя утварь и предметы украшения (Табасаран)2. Даргинские, лакские и восточноаварские резчики по дереву большей частью применяли растительный орнамент. Резчики Северо-Восточного Дагестана в основном использовали орнамент с изображением животных фигурок. В качестве традиционно женском костюме активно использовались вышивки, аппликации. Наиболее распространенными мотивами вышивки у лакцев были орнитоморфные (стилилизованные птицы - куропатки, куры), растительные (цветы, листья, трилистник, ветка).Создав на протяжении многих веков богатое, оригинальное орнаментальное искусство, отличающееся национально-этническим своеобразием, народы Дагестана внесли свой вклад в историю мировой художественной культуры. В культурном наследии в ряду лучших творениий дагестанцев орнаментальное искусство занимает одно из почетных мест3.

Я решил узнать, как относятся ж енщины к коврам ручной работы, к серебряным изделиям кубачинских мастеров. Поделил респондентов на три возрастные группы. Проведя анкетирование вот что я выяснил. (Приложение). К коврам и серебряным изделиям ручной работы положительно относятся более старшее поколение. А молодое поколение не хочет возиться с коврами ручной работы ( их нужно трусить, летом необходимо сушить, стирать нельзя). Серебряные изделия больше нравятся новые, импортного производства. Так они более привлекательны, их можно часто менять. Хотя, мне по душе кубачинский старинный браслет моей бабушки.

Многие респондентки молодого возраста говорили, что у них дома есть ковры ручной работы (от бабушки остались, приданное свекрови, которое давно нужно выкинуть)и к сожалению они не знали как называется тот или иной узор. Ну а бабушки, сразу перечисляли названия ковров, «Сафар», «Топанча», «Табасаран», «Ахты».

1 Дебиров П.М. История орнамента Дагестана. Возникновение и развитие основных мотивов. М., 2001.

2 Исмаилов Г.И. Даргинская вышивка. Махачкала, 2005. 78 с.

3 Гаджалова, Фатима Амирбековна. Традиционная вышивка народов Дагестана во второй половине XIX-XX вв.: этническая специфика, историко-культурные влияния тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.07, кандидат исторических наук.

При этом старшее поколение возмущались, что молодежь разленилась - ковры трусить не хотят, только пылесос им подавай, чуть что стирать, а сами следить и ухаживать за ними не хотят. Говоря при этом « мы и нитки красили, и крутили, и ткали всем женским тухумом дружно и без телефона и без телевизора и самое главное здоровее и дружнее были». (Приложение).

Я конечно согласен с более старшим поколением, мне самому нравится большой красивый сумаг постеленный у нас в доме ,но при этом когда его нужно трусить (по желанию бабушки) то конечно я за пылесос.









Заключение.

На протяжении многих веков орнамент совершенствовался, обогащался и оттачивался многими поколениями дагестанских мастеров. Орнамент при этом приобретал «почерк», особенности стиля и этнического своеобразия.

Использование растительного и животного орнамента показывает,какую большую роль в жизни дагестанца играла природа. С каким уважением он относился к ней. Использование растительных материалов, красок и натурального волокна,которые добывались из сока растений были настолько красочными и стойким, что многие ковры не утратили свой красоты и по сей день. К сожалению гонясь за модой многие избавляются от богатого наследия - ковров, считая,что ковры синтетические легки в обслуживании. Но я считаю что наши традиционные изделия намного лучше. Очень красивы и наши ковры, и кубачинские изделия и платки на головах наших женщин вышитые в традиционной золотошвейной вышивке.

Ведь искусство кубачинцев передается из поколения в поколение, когда ткут ковер,то за одним станком может сидеть и бабушка и мама и внучка, танцуя лезгинку на майдане можно увидеть и пожилого мужчину и молодого парня. Таким образом,народное исскуство Дагестана показывает связь поколений, связь родственных уз, уважение к старшим и к тому,что нас окружает.

Как мы видим, при детальном изучении лексических феноменов, мифологических сюжетов и даже танцевальной культуры современных горцев Кавказа можно выявить интересные детали, которые позволят по-новому взглянуть на, несомненно, древнейшую историю интереснейшего региона и его народов.

Хотелось бы закончить словами

* * *Сколько весит, сколько стоит? -

Неразумный интерес.

Мерить красоту не стоит

Ни на деньги, ни на вес.* * *

Ну а свое будущее я вижу таким: мой сын на сумахе танцует лезгинку, а жена с красивым браслетом кубачинской работы (подарок моей бабушки) сидит рядом со мной и хлопает в ладоши.

Литература.

  1. Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин. XIX-начало XX в. М., 1978.

  2. Брюзгина Ольга Ювелирное искусство Кубачи. 2006

  3. Гаджалова, Фатима Амирбековна. Традиционная вышивка народов Дагестана во второй половине XIX-XX вв.: этническая специфика, историко-культурные влияния тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.07, кандидат исторических наук.

  4. Гусейнов А.Г. Кубачи и кубачинцы. Махачкала, 2000.

  5. Дебиров П.М. История орнамента Дагестана. Возникновение и развитие основных мотивов. М., 2001.

  6. Ибашева И.А. Кайтагская вышивка- жемчужина Дагестана.

  7. Исмаилов Г.И. Даргинская вышивка. Махачкала, 2005. 78 с.

  8. Мехди Зариф Ковры. Издательство: АСТ, Астрель (2006 г.)

  9. Ризвановы Ризван и Забит "История лезгин"

  10. Магомедова Амирбек и Набигулла Саидов. Кубачи: язык и фольклор

  11. Фейзудин Нагиев История танца «Лезгинка»

  12. Лезгинка (танец). Материал из Википедии - свободной энциклопедии

  13. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat dissercat.com/content/traditsionnaya-vyshivka-narodov-dagestana-vo-vtoroi-polovine-xix-xx-vv-etnicheskaya-spetsifi#ixzz2iArGJW7H



Приложение.


  1. Ваш возраст………….

  2. Предпочтенеиие каким коврам вы отдаете и почему (ручной работы или фабричного производства)?.........................................................................................

……………………………………………………………………………………………………

  1. Чьим изделиям из серебра вы отдаете предпочтение?

Кубачинским …………………

Современным …………………

  1. Какие народные промыслы Вам знакомы……………………………..

  2. Можете ли Вы танцевать лезгинку………………………………………

13


© 2010-2022