Урок в 9 классе Типы размножения

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Типы размножения»

Урок в 9 классе.

Цель: Изучить основные формы размножения живых организмов.

Образовательные задачи: расширить и систематизировать знания об основных формах и способах размножения организмов.

Развивающие задачи: способствовать развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, анализа литературы, сравнения, продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем, работа в парах).

Воспитательные задачи: формирование умений применять полученные знания на практике (выявлять пути использования знаний о размножении и индивидуальном развитии в народном хозяйстве, здравоохранении), проводить экологическое воспитание путём показа значения размножения организмов для сохранения численности популяций.

Тип урока: комбинированный (сообщение новых знаний с учётом полученных).

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, эвристический, работа с текстами учебника и дополнительной литературой, групповая работа.

Оборудование: живые экземпляры растений (размножающихся вегетативным способом), презентация, таблицы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала: Учитель зачитывает слова американского биолога Меллера: «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем».

Об этом же процессе еще говорят: «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время».

Как вы думаете, о каком процессе идёт речь? (Ответы разные. О размножении. На доске появляется схема. Чтобы вы хотели сегодня узнать о размножении? Ответы учащихся: о формах размножения, у каких организмов встречаются такие формы, как происходит, когда, биологическая роль размножения, преимущества, недостатки)

- Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов - способности к размножению или самовоспроизводству. Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других.

Размножение - это воспроизведение себе подобных. Благодаря этому свойству, жизнь на нашей планете существует и продолжается. Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма.

- Что лежит в основе размножения организмов? (деление клеток)

Как в ходе эволюции появились такие свойства как: рост и размножение? В чем причина деления? Результат обмена веществ это- рост.

В результате роста происходит - деление, т.е. организм размножается.

Вывод: Первичные одноклеточные организмы не могли бесконечно увеличивать свои размеры. Следовательно, при большом объеме клетка будет испытывать недостаток поступающих в неё питательных веществ и кислорода. Через мерное увеличение объёма клеток было предотвращено возникшей способностью делению.

Уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась в процессе эволюции организмов.

- Какие формы размножения свойственные живым организмам вам известны?

- Какое размножение называют бесполым?

- Какое размножение называется половым? СЛАЙД 1

Девизом к нашей дальнейшей работе я выбрала слова А. Дистервега:

"Развитие образования ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением".

Поэтому я предлагаю вам, работая с текстом §20 стр. 93 найти отличительные особенности полового и бесполого размножения и оформить в виде таблицы.

(Организация самостоятельной работы, изучение текста, выделение главного, запись и оформление в тетради.)

Обсуждение: в чем плюсы и минусы бесполого размножения. Обобщить ответы учащихся (при бесполом размножении в процесс принимает участие одна особь, и потомки получаются одинаковые с одним набором генов). Почему половое размножение считается более прогрессивным (в результате полового размножения особи несут наследственные признаки от двух родителей и в результате оказываются более жизнестойкие и лучше приспособленные.)

Бесполое размножение широко распространено в природе, наиболее распространено оно у одноклеточных, но часто встречается и у многоклеточных.

Для бесполого размножения характерны следующие особенности:

  • При бесполом размножении принимает участие только одна особь;

  • Осуществляется без участия половых клеток;

  • В основе размножения лежит митоз;

  • Дочерние организмы возникающий из материнского, являются точной его копией. Потомки идентичны и являются точными генетическими копиями материнской особями.

  • Преимущество - быстрое увеличение численности.

  • Недостаток? Не обеспечивает выживания в измененной, непостоянной среде.

Половое размножение - это развитие новой особи, как правило из зиготы, образующейся от слияния женских и мужских половых клеток, то есть в результате оплодотворения. Характерными особенностями полового размножения являются:

  • В размножении принимают участие, как правило, 2 особи.

  • Происходит с образованием гамет.

  • Преимущество: потомки генетически отличаются друг от друга и от родителей.

  • Слияние гамет ведет к обогащению наследственного материала потомков и лучшей приспособленности к условиям среды.

  • Недостаток: риск остаться без потомства.

-У многих видов существует чередование разных форм размножения (полового и бесполого) что позволяет им оптимально решать задачу воспроизведения себе подобных в разных условиях обитания. Встречается у мхов, папоротникообразных.

- В природе существуют разные варианты этих двух основных форм размножения. - Какие формы бесполого размножения вы знаете?

Самостоятельная работа.

Класс по парам (одна пара - один вид размножения) получает задание: прочитать текст учебника и дополнительную литературу, а также рассмотрев таблицы изучить особенности бесполого и полового размножения. Составляется рассказ учащихся, после выступления учитель дополняет и обобщает рассказ учеников и продолжает заполнения таблицы.

1. Митотическое деление клетки. Происходит митотическое деление ядра, затем деление цитоплазмы. При этом дочерние клетки получают равное количество наследственной информации. Органоиды обычно распределяются в дочерних клетках равномерно. После деления дочерние особи растут и достигнув величины материнского организма, вновь делятся. Амебы, жгутиковые простейшие, водоросли, и другие. СЛАЙД

2. Спорообразование. Осуществляется по средствам спор - специализированных клеток, грибов и растений. Если споры имеют жгутик и подвижны, то их называют зооспорами (хламидомонада). Спора состоит из клетки покрытой оболочкой, защищающей от неблагоприятных условий внешней среды. Споровики, простейшие, одноклеточные водоросли, мхи, папоротники, грибы, лишайники. СЛАЙД

3. Почкование. На материнской особи происходит образование выроста - почки (содержащей дочернее ядро), из которого развивается, новая особь. Почка растёт, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от неё. Бактерии, дрожжевые грибы, гидра, губки, сосущие инфузории. СЛАЙД

Знаете ли вы, что! Необычная форма почкования описана у растения бриофиллиум, выращиваемого в качестве комнатного декоративного растения. Листья этого растения имеют зазубренные края, в основании которых развиваются миниатюрные растеньица, снабженные маленькими корешками. Эти почки в конце концов отпадают и начинают существовать как отдельные растения.

4. Размножение фрагментами тела - фрагментация (стробиляция).

Разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых развивается в новую особь. Нитчатые водоросли, черви, морские звезды. Кольчатый червь палола делится на 16 частей. В основе фрагментации лежит регенерация, а что это такое? СЛАЙД

Знаете ли вы, что! Морская звезда способна к регенерации из любого фрагмента, который содержит щупальце и кусочек тела. Ловцы устриц с неприязнью относятся к морским звездам за то, что они истребляют устриц. Поэтому издавна попавшихся в сеть морских звезд рыбаки разрушали на куски и выбрасывали за борт. Узнав, что приводит только к увеличению численности морских звезд, рыбаки стали бросать их в кипяток. СЛАЙД

Физкультминутка для снятия глазного напряжения ( 2мин.)

Эти упражнения укрепляют мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.

Упражнение 1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4 -5 раз подряд с интервалом 15 секунд.

Упражнение 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

Упражнение 3. Вращать глазами по кругу: вниз, влево, вверх, вправо.

Упражнение 4. Закрыть глаза. Массировать веки круговыми движениями пальца 4-5 раз..

5. Вегетативное размножение. Характерно для многих групп растений. Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур (луковица, клубень, отводки, отростки, деление куста). Герань, традесканция, бегония, узумбарская фиалка, сансевьера, аспидистра, луковичное растение.

Вегетативное размножение широко распространено среди растений. Мы часто видим заросли папоротника, ивы, ландыша, крапивы и других растений. Новые особи образуются из надземных или подземных частей материнского организма. Подобным образом размножаются и многие культурные растения. Способов вегетативного размножения много, с некоторыми из них вы сегодня познакомитесь, и, надеюсь, в будущем будете использовать их у себя в огороде, в саду, или дома.

Задание группе: По тексту учебника и рисункам составьте таблицу:

«Вегетативное размножение растений». (Один ученик выполняет на доске)

Способы вегетативного размножения

Примеры растений

1.Видоизмененными подземными побегами


  • корневищами


  • луковицами


  • клубнями

2. Черенками:


  • стеблевыми


  • листовыми

3. Отводками

4. Корневыми отпрысками

5. Видоизмененными надземными побегами - усами

Примеры растений: Фиалка, бегония, традесканция, смородина, ива, земляника, хлорофитум, лук, тюльпан, нарцисс, крыжовник, смородина, картофель, ирис, ландыш, малина,

Полиэмбриония

У отдельных видов млекопитающих (южноамериканский броненосец) встречается вегетативное размножение зародышей, когда в ранний период эмбрионального развития зародышевый диск дает начало нескольким особям (от 4до 8). Подобное явление можно наблюдать и у человека - однояйцевые близнецы. Это явление называется - полиэмбриония.

При любой форме бесполого размножения потомки являются точной копией материнского организма и часто называются клонами. СЛАЙД

Клонирование - это выращивание целой особи из соматической клетки. Наиболее успешным является метод «переноса ядра».
Ядро соматической клетки пересаживают в лишённую ядра яйцеклетку. Затем эмбрион пересаживают в организм приёмной матери. Клонирование используется при решении многих теоретических и практических задач биологии, сельского хозяйства, медицины. Применение метода клонирования позволяет быстро получать сорта растений и породы животных с ценными для человека признаками. СЛАЙД

- Чем отличается половое размножение от бесполого? (участвуют 2 родительские особи, формирование гамет)

Рассмотрим сущность полового размножения у животных мы рассмотрим на последующих уроках. Но из курсов природоведения, ботаники, зоологии вы знаете:

- Как называются женские и мужские половые клетки, где они созревают?

- Чем отличается спермия от сперматозоида? У каких организмов они встречаются?

- Как называется процесс слияния гамет? (оплодотворение)

- Что развивается из зиготы?

Итак, при половом размножении потомство получается в результате слияния генетического материала гаплоидных половых клеток. Этот процесс называется оплодотворением.

У животных в половых железах созревают мужские и женские половые клетки: яйцеклетки и сперматозоиды. Сравните половые клетки по плану, прочитав в учебнике и рассмотрев их по микроскопом и заполните таблицу:

Признаки

Яйцеклетка

Сперматозоид

Размеры

Форма

Подвижность

Запас питательных веществ

Знаете ли вы, что! Яйцеклетка курицы, богатая желтком, имеет диаметр около 3 см. А самая большая яйцеклетка у сельдевой акулы - ее диаметр более 23 см!

- Как называются организмы у которых женская особь образует яйцеклетки, а мужская - сперматозоиды? (раздельнополые).

- Есть ли среди цветковых растений раздельнополые организмы? Приведите примеры.

- Как называются организмы, у которых одна особь может производить и женские и мужские гаметы? (гермафродиты)

- Почему в природе возникло это явление? Какое это имеет значение? (приспособление к сидячему, малоподвижному или паразитическому образу жизни). (Выступление учащегося).

Гермафродитизм - явление, при котором одна и та же особь способна производить и мужские и женские клетки. Гермафродитизм считается самой примитивной формой полового размножения и свойственен многим примитивным организмам. Он представляет собой приспособление к сидячему, малоподвижному образу жизни. Одно из преимуществ гермафродитизма состоит в том, что он делает возможным самооплодотворение, что весьма существенно для некоторых внутренних паразитов, таких как солитер, ведущих одиночное существование. Однако у большинства гермафродитных видов в оплодотворении участвуют гаметы, происходящие от разных особей, у которых имеются многочисленные приспособления, препятствующие самооплодотворению. Примерами гермафродитных организмов являются: бычий цепень, дождевой червь, многие брюхоногие моллюски, некоторые рыбы и ящерицы.

Одной из разновидностей полового размножения является партеногенез. (Сообщение учащегося).

Партеногенез- это развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки, девственное размножение. Такой тип размножения распространен среди насекомых - тли, пчелы; ракообразных; простейших иногда встречается у некоторых рептилий. При этом появляются особи только одного пола.

- Посмотрите на таблицу и скажите, какой процесс полового размножения характерен для этих организмов? Что такое конъюгация?

Конъюгация - это «эвакуация» одной клетки в другую с образование зиготы.

- Какое значение имеет этот способ размножения? (обновление генетического материала)

2. Закрепление: (работа по вариантам)

Вариант №1

Выберите правильное утверждение:

а) Спорообразование характерно для гидры.

б) Зелёная эвглена размножается путём деления клетки.

в) При бесполом размножении участвует одна особь.

г) Гермафродит - обоеполый организм.

д) Мхи и папоротники размножаются почкованием.

е) При бесполом размножении потомство генетически сильно отличается от родительских организмов.

ж) Для простейших характерно деление пополам.

з) Размножение - это процесс воспроизведения себе подобных.

и) Гидра размножается почкованием.

к) Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются черенками.

л) Специальными видоизмененными органами размножения являются луковицы, корневища, клубни;

Вариант №2.

Выбери правильное утверждение:

а) При бесполом размножении участвует один или несколько родителей;

б) Половые клетки называются сперматозоидами и яйцеклетками;

в) Для простейших характерно деление пополам.

г) Половым способом размножаются все многоклеточные организмы;

д) Партеногенез - это развитие из неоплодотворенной яйцеклетки;

е) Гермафродиты - это организмы, у которых одна и та же особь способна производить мужские и женские гаметы.

ж) Почкованием могут делиться как одноклеточные, так и многоклеточные организмы;

з) Спорами размножаются грибы, мхи, водоросли, лишайники;

и) Специальными видоизмененными органами размножения являются луковицы, корневища, клубни;

к) Спорообразование характерно для гидры.

л) При бесполом размножении потомство генетически сильно отличается от родительских организмов.

Организуется взаимопроверка:

Вариант №1. б, в, г, ж, з, и, к, л.

Вариант №2 б, в, г, д, е, ж, з, и

«5» - ошибок нет

«4» -1-2 ошибки

«3» - 3 ошибки

«2» - 4 и более ошибок.

Прокомментируйте следующие поговорки:

  • Верба, что луговая трава: её выкосишь, а она снова выросла.

  • Приживчивое дерево ива: из тычка растёт.

  • Кто крапиву с корнем не удаляет, тот понапрасну пропалывает.

  • Почему осину часто называют деревом - гидрой?

Игра: «Черный ящик» В ящике находятся: клубень картофеля, дрожжи, луковица, папоротник, морская звезда, цветковое растение, плодовое тело гриба, хлорофитум.

Задание. Используя свои знания по теме: «Типы размножение», объясните, каким способом размножаются организмы, находящиеся в черном ящике. Начиная словами: «Я знаю что…»

4. Домашнее задание: § 20 стр.96 вопросы устно.

Литература.

1. Учебник Основы общей биологии 9 класс Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М., Москва, Издательский центр "Вентана-Граф", 2012 г.

2. Методическое пособие Основы общей биологии 9 класс, И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко, Москва, Издательский центр "Вентана-Граф", 2005 г

4. Г.И. Лернер, Уроки биологии. Общая биология. Тесты, вопросы, задачи, Москва, Эксмо, 2005 г

5. Электронное пособие "Общая биология 9 класс".

6. school-collection.edu54.ru.

7. Электронная библиотека наглядных пособий «Биология.6-9 классы» 1CD.

© 2010-2022