Рабочая программа по биологии (10-11 класс) линия И. Н. Пономаревой

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрен Согласовано Утверждаю

на заседании зам. директора директор: Щур С.В.

МО по УВР _Косолапова Е.А

учителей

Протокол №____ «_4_» июня 2015 г. « 4 » июня 2015 г.

от «_4_» июня 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

составлена на основе примерной программы по биологии для учащихся 10-11 классов (базовый уровень).

Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. //Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы. М.: Вентана-Граф, 2009

Наименование ОУ: МБОУ Саваслейская СОШ

Предмет: биология

Учебный год: 2015-2016

Классы: 10а, 11а

Учитель: Синаева Елена Витальевна

Количество часов: всего 70 часов (за год 35 час); в неделю 1 час.

Контрольных работ: 0









Пояснительная записка.


Рабочая программа разработана в полном соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и базисными учебными планами, а так же в соответствии с программой (Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. 10-11 классы. Базовый уровень //Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2009. - с.84-96)

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 10 - 11 классе рассчитана на изучение предмета 1 час в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы).

Программа по биологии 10-11 классов построена на принципиально важной содержательной основе - в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явление культуры.

Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры у молодежи.

Программа 10-11 класса (базовый уровень) построена на важной содержательной основе - гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Цель данной программы - обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.

Задачи изучения предмета:

- освоение знаний о биологических системах; истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно- научной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии. Вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдение мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Содержание программы позволяет достаточно четко представить образовательный маршрут изучения биологии полной средней школы. Такой подход исключает перегрузку учащихся, в то же время предоставляет возможность усиления развития старшеклассников с учетом их интересов и ориентаций в выборе будущих профессий. А интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы, с позиции разных структурных уровней организации жизни и применение приемов сравнения в обучении, делает учебное содержание новым и более интересным для учащихся.

Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 классов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. В том числе рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание курса биологии 10-11 классов - "Общая биология" с условным подзаголовком: "Уровни организации жизни". Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений - тесную связь с курсом химии.

Программа предполагает использование учениками следующих учебных пособий:

Биология. Учебник для 10 класса (баз. уровень) /Под ред. И.Н. Пономаревой.- М.: 2013. Биология. Учебник для 11 класса (баз. уровень) /Под ред. И.Н. Пономаревой. - М.: 2013.

Рабочая тетрадь по биологии 10 класса (базовый уровень изучения). Козлова Т.А., Пономарева И.Н. - М.;:Вентана- Граф. 2014. Рабочая тетрадь по биологии 11 класса (базовый уровень изучения). Козлова Т.А., Пономарева И.Н. - М.: Вентана-Граф. 2014.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках и биологических закономерностях. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. Особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Вид»; «Экосистема»; «Биосфера».

Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Ряд требований реализуется за счёт формирования более конкретных умений.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения -носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • Выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  • Определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  • Отличать научные методы, используемые в биологии;

  • Определять место биологии в системе естественных наук;

  • Доказывать, что организм - единое целое;

  • Обосновывать единство органического мира;

  • Выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • Отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идее, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  • Определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • Приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • Объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • Указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  • Отличать биологические системы от объекта неживой природы.













Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры):

  • основные положения клеточной теории;

  • общие признаки живого организма;

  • основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

  • причины и результаты эволюции;

  • законы наследственности;

  • примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.

Учащиеся должны характеризовать (описывать):

  • строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки;

  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;

  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

  • особенности строения и функционирования вирусов;

  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  • искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.

Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;

  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;

  • особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;

  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие;

  • роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;

  • необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека;

  • наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.

Учащиеся должны соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

  • проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;

  • выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

Учащиеся должны владеть умениями:

  • излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.




Формы контроля и оценки знаний обучающихся.

Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

Оценка - информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.

Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат - отметка.

Отметка - числовой аналог оценки.

Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Отметка 1 («единица»): ответ не дан.

Оценивание тестовых заданий:

«5» - правильно выполнено 100-83% заданий;

«4» - 82-67%;

«3» - 66 - 50%;

«2» - менее 50%.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта;

2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, но объём выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка самостоятельных письменных работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Биология 10класс

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Введение в курс общебиологических явлений

Биосферный уровень организации жизни

описывать методы изучения биологии;

давать определение терминам;

характеризовать основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;

объяснять причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

характеризовать структуру биосферы и ее компоненты: живое вещество, видовой состав;

знать биологическую терминологию и символику;

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;

характеризовать экологические факторы среды;

решать элементарные биологические задачи;

выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах;

сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы;

выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах.


характеризовать основные открытия ученых на различных этапах становления науки биологии;

анализировать содержание ос-новных понятий;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

выделять структуру биосферы, и её функции, показать взаимосвязь между оболочками Земли и живыми организмами;

оценивать различные гипотезы происхождения жизни;

рисовать эволюционное древо человека;

составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды);

анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере;

исследовать биологические системы на биологических моделях.


Биогеоценотический уровень организации жизни

сравнивать природные экосистемы;

определять влияние абиотических факторов на организмы растений и животных;

составлять схемы экологических систем;

изучать биологические объекты и процессы;

объяснять причины устойчивости и смены экосистем; описывать и объяснять результаты опытов;

объяснять приспособленность видов к совместной жизни в биогеоценозах.


анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье,

последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной их организации, а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования

Популяционно-видовой уровень организации жизни

  • давать определение терминам;

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • объяснять приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора;

  • объяснять роль искусственного и естественного отбора в природе;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • называть причины и результаты эволюции;

  • характеризовать этапы происхождения человека;

  • называть причины гибели видов;

  • находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем;

  • называть основные процессы эволюции;

  • работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, условными символами и т.д.).


  • описывать особей видов по морфологическому критерию и делать выводы на основе сравнения;

  • выделять существенные признаки живой природы и биологических систем (клеток, организма, вида, экосистем);

  • сравнивать строение клеток бактерий, грибов, растений, животных, природные и искусственные сообщества, экосистемы;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

  • прогнозировать последствия антропогенных факторов;

  • анализировать содержание рисунков;



Биология 11 класс

Организменный уровень организации жизни

  • называть задачи и методы биологии;

  • выделять существенные признаки одноклеточных и многоклеточных организмов;

  • выделять существенные признаки гена, обмена веществ и превращения энергии;

  • называть признаки процессов оплодотворения и размножения;

  • характеризовать содержание закономерностей наследования, установленных Г.Менделем и закономерностей изменчивости;

  • пользоваться генетической терминологией и символикой;

  • составлять элементарные схемы скрещивания;

  • объяснять вклад Г.Менделя в развитие биологических наук;

  • объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека, причины нарушения развития организмов;

  • характеризовать вклад Н.И.Вавилова в развитие биологической науки;

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

  • обосновывать меры профилактики вирусных заболеваний

  • объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков;

  • составлять родословные и решать генетические задачи разного уровня;

  • анализировать и оценивать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия;

  • оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биологии;

  • находить информацию о вирусных заболеваниях в разных источниках, анализировать и оценивать её;

  • сравнивать половое и бесполое размножение делать выводы на основе сравнения;

  • обосновывать меры профилактики вредных привычек

Клеточный уровень организации жизни

  • характеризовать содержание клеточной теории;

  • называть химический состав клетки; объяснять роль неорганических и органических веществ в клетке и организме;

  • выделять существенные признаки строения клетки;

  • объяснять вклад ученых - исследователей клетки в развитие биологический науки;

  • пользоваться цитологической и генетической терминологией;

  • называть существенные признаки гена, обмена веществ и превращения энергии в клетке;

  • выделять существенные признаки строения клетки, хромосом, доядерных и ядерных клеток, половых и соматических клеток;

  • объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике;

  • составлять схемы процессов, протекающих в клетке, иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;

  • называть признаки процесса деления клетки.


  • объяснять вклад клеточной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира;

  • распознавать и описывать: на таблицах и рисунках основные части и органоиды клетки;

  • приводить доказательства (аргументация) единства живой и неживой природы на примере сходства их химического состава;

  • сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения;

  • сравнивать пластический и энергетический обмен, фотосинтез и хемосинтез и делать выводы на основе сравнения;

  • сравнивать митоз и мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных и делать выводы на основе сравнения;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов (в том числе с использованием информационных технологий);

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью, последствия влияния факторов риска на здоровье.










Содержание курса 10 класса

Название темы

Количество часов

По программе

Резервные

ВВЕДЕНИЕ В КУРС ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

6


БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

8

БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

9

ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

12

Итог

35



Содержание материала

Кол-во

часов

Прохождение программы

По плану


Коррекция

ВВЕДЕНИЕ В КУРС ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

6 час.

1

Что изучает общая биология. Экскурсия «Многообразие видов в родной природе»

2

Основные свойства жизни.

3

Уровни организации живой природы.

4

Биологические методы изучения природы. Экскурсия «Сезонные изменения (ритмы ) в живой природе».

5

Значение практической биологии

6

Живой мир и культура.


БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

8 час.

1

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

2

Функции живого вещества в биосфере.

3

Биологическая эволюция в развитии биосферы.

4

Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере.

5

Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

6

Человек как житель биосферы.

7

Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле.

8

Экологические факторы и их значение.


БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

9 час.

1

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.

2

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема.

3

Строение и свойства биогеоценоза.

4

Совместная жизнь видов в биогеоценозе.

Л.р. 1. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.

5

Причины устойчивости биогеоценозов.

6

Зарождение и смена биогеоценозов.

7

Сохранение разнообразия биогеоценозов.

8

Экологические законы природопользования.

9

Обобщающий урок


ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

12 час.

1

Вид, его критерии и структура.

2

Популяция как форма существования вида.

3

Популяция как основная единица эволюции.

4

Движущие силы и факторы эволюции.

5

Видообразование как процесс увеличения видов на Земле.

6

Человек как уникальный вид живой природы.

7

Этапы происхождения и эволюции человека

8

История развития эволюционных идей. Современное учение об эволюции.

9

Результаты эволюции и ее основные закономерности.

10

Основные направления эволюции.

Л.р. 2. Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных.

11

Всемирная стратегия охраны природных видов.

12

Особенности популяционно-видового уровня жизни.





Содержание курса 11 класса

Название темы

Количество часов

По программе

Резервные

Организменный уровень организации жизни

17


Клеточный уровень организации жизни

9


Молекулярный уровень жизни

8


Заключение

1


ИТОГО

35




Содержание материала

Кол-во

часов

Прохождение программы

По плану


Коррекция

Организменный уровень организации жизни

17 ч.

1

Организменный уровень организации жизни и его роль в природе.

2

Организм как биосистема

3

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов

4

Размножение организмов

5

Оплодотворение и его значение.

6

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

7

Из истории развития генетики

8

Изменчивость признаков организма и ее типы

9

Генетические закономерности, открытые Г.Менделем

10

Дигибридное скрещивание

11

Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции.

12

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

Л.р.1. Решение элементарных генетических задач

13

Наследственные болезни человека

14

Этические аспекты медицинской генетики

15

Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований.

16

Творчество в жизни человека и общества

17

Царство Вирусы


Клеточный уровень организации жизни

9 ч.

1

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.

2

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.

3

Строение клетки.

4

Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы

5

Клеточный цикл

6

Деление клетки - митоз и мейоз. Л.р.2. Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.

7

Структура и функции хромосом.

8

История развития науки о клетке.

9

Гармония и целесообразность в живой природе.


Молекулярный уровень жизни

8 ч.

1

Молекулярный уровень жизни, его особенности.

2

Основные химические соединения живой материи.

3

Нуклеиновые кислоты, их строение и функции в клетке

4

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках

5

Процессы биосинтеза молекул белка

6

Молекулярные процессы расщепления веществ

7

Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке

8

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.


Заключение

1 ч.

1

Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности.



Литература:


- Т. С. Сухова «Тесты. Биология 6-11 класс», издательство « Дрофа», 2000 год

- В.В.Балабанова « Открытые уроки. Биология», издательство « Учитель», Волгоград,2001

-И.Ф. Ишкина «Поурочное планирование,10 класс, Изд. «Учитель-АСТ»,2001 г.

- Г. С. Калинова «Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ», Изд. «Интеллект-Центр», 2001 г.

- Т. А. Дмитриева «1600 задач, тестов и проверочных работ по биологии». Изд. «Дрофа»,1999 г.

- Г.И.Лернер. Биология. Полготовки к ЕГЭ в. 2014. - М.; МЦНМО, 2014

- Г.И.Лернер Полный справочник для подготовки ЕГЭ, М. - Астрель, 2010

-Н. А. Лемеза « Биология для поступающих в ВУЗы», Изд. «Юнипресс», 2001 г.

Multimedia - поддержка курса «Биология 10-11 класс (базовый уровень)

  • Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология 10-11 класс «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

  • Электронное учебное пособие «1С: Школа. Экология 10-11 класс» («Дрофа»)

  • Учебное электронное издание «1С: Школа. Экология 10-11 класс» (Московский Государственный институт электроники и математики при содействии НФПК)

  • «Общая биология. Основы селекции. Видеоиллюстрации » («Современная гуманитарная академия») 2006 г.

  • «Общая биология. Цитология. Видеоиллюстрации » («Современная гуманитарная академия») 2006 г.

  • «Общая биология. Генетика. Видеоиллюстрации » («Современная гуманитарная академия»)2006 г.

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

Интернет-ресурсы:

  • bio.1september.ru; bio.nature.ru; edios.ru; km.ru/educftion; chemistry48.ru,

  • (school-collection.edu.ru/) Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н

  • km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


© 2010-2022