- Преподавателю
- Биология
- Сенсорные системы. Общая характеристика
Сенсорные системы. Общая характеристика
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Линькова О.С. |
Дата | 26.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Общая характеристика сенсорных систем
Зрительные сенсорные системы. Строение глаза
Урок разработан с использованием программы SMART Notebook и элементов Эйдотехники
Цель: сформировать общее представление о зрительной системе. Показать ее анатомическое строение.
Вступительное слово учителя.
Систему, которая обеспечивает восприятие, передачу и переработку информации И.П.Павлов в 1909г. назвал анализатором . Согласно его исследованиям, каждый анализатор состоит из трех частей: периферической (орган чувств), проводниковой (сенсорный нерв), центральной (участок коры больших полушарий головного мозга).
Зрение дает человеку до 90% информации об окружающем мире.
Что означает сенсорные системы? (См.учебник ) - от лат. «ощущение».
Учащимся раздаются листки с вопросами входного тестирования. Цель: познакомить с теми вопросами, которые будут разбираться в течение урока.
-
Составьте правильную последовательность передачи раздражения в сенсорных системах:
-
Нервные центры коры конечного мозга
-
Нервный импульс
-
Рецепторы
-
Укажите внешнюю оболочку глаза:
-
Сосудистая оболочка
-
Белочная оболочка
-
Сетчатка
-
Белое вещество
-
Укажите составляющую глаза, содержащую пигмент меланин:
-
Роговица
-
Зрачок
-
Радужная оболочка
-
Белочная оболочка
-
Выберите функции зрачка:
-
Пропускает свет
-
Преломляет свет
-
Защищает от излишка света
-
Поддерживает внутреннее давление
-
Укажите световоспринимающую оболочку глаза:
-
Белочная
-
Сосудистая
-
Сетчатка
-
Роговица
-
Дать определение:
Адаптация
Бинокулярное зрение
Катаракта
Цилиарное тело
II Изучение нового материала
Задание 1. На интерактивной доске собрать общую структуру сенсорных систем.
Последовательность структуры нарушена, ученикам предлагается восстановить последовательность. В момент сбора, учащиеся работают с текстом учебника (с.181) , выясняя, что не воспринимает человек из раздражителей.
-Вспомним, что называется АДАПТАЦИЕЙ, значение адаптации для человека.
3. Строение глаза
Несколько интересных фактов о глазах
-При дневном свете или слишком сильном холоде цвет глаз у человека может менятся (это называется хамелеон)
-Почему, когда люди целуются, они закрывают глаза ? Учёные выяснили! Во время поцелуя мы опускаем веки, чтобы не упасть в обморок от переизбытка чувств. Во время поцелуя мозг испытывает сенсорную перегрузку, поэтому, закрыв глаза, вы подсознательно уменьшаете избыточный накал страстей.
-Глаз крупных китов весит около 1 кг. При этом многие киты не видят предметов впереди своего рыла.
-Человеческий глаз различает всего семь основных цветов - красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Но кроме этого, глаза обычного человека способны различить до ста тысяч оттенков, а глаза профессионала (например, художника) до миллионна оттенков!
-Как утверждают специалисты, КРАСИВЫМИ любые глаза делает внутренняя энергия, здоровье, доброта, интерес к окружающему миру и людям!
-Почему портится зрение? Специалисты говорят, что глаза - это показатель того, как мы смотрим на мир. Если зрение ухудшается, то возможно, что человек просто внутренне от чего-то отгораживается в своей жизни, его что-то не устраивает в окружающем мире. Хотя бывают, конечно, и другие причины ухудшения зрения.
-Слишком узкая одежда отрицательно влияет на зрение! Она нарушает кровообращение, а это сказывается на глазах.
-Человек - единственное существо, имеющее белки глаз! Даже у обезьян глаза совершенно чёрные. Это делает возможность определять по глазам чужие намерения и эмоции исключительно человеческой привилегией. По глазам обезьяны совершенно невозможно понять не только её чувства, но даже и направление её взгляда.
-Психологи выяснили, что нас привлекает в незнакомых людях. Оказывается, чаще всего нас привлекают - блестящие глаза, излучающие какие-либо эмоции.
-Чихнуть с открытыми глазами невозможно!
-Радужная оболочка глаз, как и отпечатки пальцев человека, повторяются у людей очень редко. Это решили использовать! Наряду с обычным паспортным контролем, в некоторых местах действует пропускной пункт, определяющий личность человека по радужной оболочке его глаза.
-Предостережение: Когда зрение работает с большими перегрузками, то наступает общее переутомление организма, что равносильно стрессу. Отсюда - и головные боли и ощущение усталости. Глаза тех, кто работают с компьютерами, напряжены сильнее, чем у работающего с печатным текстом.
-Глаз поворачивается 6 глазными мышцами. Они обеспечивают подвижность глаза во всех направлениях. Благодаря чему, мы быстро фиксируем одну точку предмета за другой, оценивая расстояния до предметов.
-Греческие философы, считали, что голубые глаза обязаны своим происхождением огню. Греческую богиню мудрости часто называли "голубоглазая".
-Парадокс, но при быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.
Задания для групп (раздаю в конвертах разрезанные на части описания из учебника определения о строении сенсорной системы-
(например-Роговица - это передняя часть глаза, линза. Через роговицу внутрь проникают световые лучи. Линза способна их преломлять. Роговица содержит механорецепторы, прикосновение к ней вызывает безусловный рефлекс, который проявляется морганием.
(Роговица - это передняя часть глаза, линза. Через роговицу внутрь проникают световые лучи Линза способна их преломлять . Роговица содержит механорецепторы, прикосновение к ней вызывает безусловный рефлекс, который проявляется морганием.) -это вырезается и раздается на парты
Таких заданий столько, сколько групп в классе (обычно это 5-6- групп по 4-5- уч-ся)
Ребята собирают в целое эти понятия . Данные собранного материала о строение глаза, заносят в таблицу тетради и в таблицу на доске
Отделы глаза
Особенности
строения
Функции
Пока один из группы заполняет таблицу на доске, другой собирает макет глаза на столе учителя, 3-й работает у доски:
В программе СМАРТ эти определения передвигаются , надо правильно распределить части глаза и их функции.
В виде закрепления предлагается еще одна работа :
Подписать элементы глаза ( Часть с правильными ответами скрыта программной шторкой).
Правильный ответ должен совпасть с тем, что было спрятано за шторкой программы:
В течение урока проводиться физминутка( 30-40секунд)
-Как быстро снять усталось глаз? Гимнастика для глаз! «Жмурки». Несколько раз сильно зажмурьтесь, потом просто закройте глаза и посидите 20-30 секунд. «Массаж». Массажируя мочку уха, человек влияете на зрение! Так как именно на ухе находятся важные точки для организма.
Гимнастика для глаз! «Вверх-вниз». Смотрите прямо перед собой. Медленно поднимите взгляд на потолок, задержите на пару секунд, затем также медленно опустите его на пол и тоже задержите. Голова во время выполнения упражнения остается неподвижной.
Если осталось время, слушается доклад о заболеваниях глаз.
4. При подведении итогов отвечаем на тесты, которые были розданы в начале урока.
Домашнее задание :
Параграф 66-67 ( подготовить сообщение о близорукости и дальнозоркости ).
Предлагается для лучшего запоминания составить схему глаза с применением Эйдотехники.
Чтобы легче запомнить данные определения используем метод Эйдотехники-это зашифровка для запоминания (приводится пример одной из работ)