Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс. Сонин

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ П/П

Разделы.

Темы.

Кол-во

часов

Класс

-----------

Дом. Раб.

Результаты изучения учебного предмета

Характеристика основных видов деятельности ученика

Контроль

Дата по

плану

Дата по факту

Личностные

Мета предметные

Предметные

ВВЕДЕНИЕ. 1час.

1.

Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.





1







c.3-5 учить.

Сформировать познавательный интерес к взаимодействию человека и окружающей среды.

Уметь давать определение понятия, классифицировать объекты, готовить сообщения, презентации.

Знать актуальность биологических знаний в современном мире. Методы изучения, место общей биологии в системе биологических наук.

Давать определение термину

«биология». Приводить примеры практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук.

Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира в практической деятельности людей.

Высказывать свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает.

Задания со свободным кратким и развернутым ответом.




РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ.

ТЕМА 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ


2.

Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов.

1


c.7-11, термины учить, с.11 выполнить задания.


Формирование целостного научного мировоззрения;

осознание учащимися ценности здорового образа

жизни; формирование экологического мышления.

Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки.

Давать определение понятия «жизнь», системность и организованность жизни. Основные свойства живых систем.

Давать определение понятию «жизнь».

Называть свойства живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе.

Выделять особенности развития живых организмов.

Доказывать, что живые организмы - открытые системы.

Задания гл.1 в рабочей тетради.




3.

Естественная классификация живых организмов. Видообразование. Видовое разнообразие.

1



с.12, конспект, термины учить, подготовить сообщения о К.Линнее.


Сформировать познавательный интерес к взаимодействию человека и окружающей среды.

Уметь работать в составе творческих групп, слушать одноклассников, овладевать навыками поступления перед аудиторией.

Называть уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; царства живой природы; таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов.

Давать определение термину «таксон». Называть уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; царства живой природы; таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.

Задания со свободным кратким и развернутым ответом.



ТЕМА 1.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД


4.

Становление систематики. Работы К.Линнея.

1

§ 1, термины учить, с.14 выполнить задания, подготовить сообщение о Ж.Б.Ламарке.

с.12-14, примеры к в.4

Умение реализовывать теоретические познания в

повседневной жизни;

понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

признание права каждого на собственное мнение;

Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;


Знать становление теории эволюции. «Античный период», «Метафизический период».

Давать определение термину «таксон». Называть уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы.

Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.

Задания § 1 в рабочей тетради.




5.

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.


















1

§ 2, термины учить, с.17 выполнить задания.

Стр.15-17

Умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Устанавливать причинно-следственные связи между

событиями, явлениями;

применять модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;

владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками


Знать эволюционная теория Ж.Б. Ламарка, законы ламаркизма. Решение творческой задачи

Давать определение термину «таксон». Называть уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы.

Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность

биологических объектов к определенной систематической группе.

Задания § 2 в рабочей тетради.

Задания со свободным кратким и развернутым ответом.



ТЕМА 1.3. ТЕОРИЯ Ч.ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

6.

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.

1

§ 3, термины учить, с. 20 выполнить задания.

стр.19-20

Понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

признание права каждого на собственное мнение;

умение отстаивать свою точку зрения;

Определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;

классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;

самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;

Называть социально-экономические предпосылки, научные предпосылки. Основные этапы жизненного пути и путешествие Ч.Дарвина

Давать определение понятию «эволюция». Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. Раскрывать сущность понятий «теория», «научный факт».

Выделять отличия в эволюционных взглядах Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка.

Задания § 3 в рабочей тетради.

Задания со свободным кратким и развернутым ответом.



7.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

1

§ 4, термины учить, с. 24 выполнить задания.

стр.20-24

Понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

признание права каждого на собственное мнение;

умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Формулировать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи между

событиями, явлениями;

применять модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;

владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками;

Раскрыть механизм искусственного отбора. Формы искусственного отбора. Творческая роль искусственного отбора.

Давать определения понятиям «наследственная изменчивость», «борьба за существование». Называть основные положения эволюционного учения. Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления. Характеризовать сущность борьбы за существование.

Задания § 4 в рабочей тетради.




8.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

1

§ 5, термины учить.стр.24-28, сравнить Е.О. и И.О.

Умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Формулировать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи между

событиями, явлениями;

применять модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;


Знать факторы эволюции. Формы борьбы за существование. Естественный отбор как движущая сила эволюции.

Давать определения понятию «естественный отбор». Называть движущие силы эволюции. Характеризовать сущность естественного отбора. Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции. Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы.

Задания § 5 в рабочей тетради.

Задания со свободным кратким и развернутым ответом.




9.

Формы естественного отбора.

1

§ 6, термины учить, с. 34 выполнить задания.

Понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

признание права каждого на собственное мнение;

умение отстаивать свою точку зрения;

Формулировать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи между

событиями, явлениями;

применять модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;


Знать значение движущего и стабилизирующщего отбора. Половой отбор.

Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры стабилизирующего отбора; движущей формы естественного отбора. Характеризовать формы естественного отбора. Выделять различие между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора.

Фронталь

ный опрос

Задания § 6 в рабочей тетради.




ТЕМА 1.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

10

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

1

§ 7-9, термины учить. стр.35-45

Умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Формулировать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи между

событиями, явлениями;

применять модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;

владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками;

Раскрыть понятие об адаптации. Адаптациогенез.Классификация адаптаций.

Раскрывать содержание понятия «приспособленность вида». Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.

Фронтальный

Задания § 7-9 в рабочей тетради.



11.

Л.Р. №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

1


Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность

человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

Выполнении лабораторных и практических работ

выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия

с планируемыми результатами;


Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность приспособлений.

Лабораторная работа



12.

Забота о потомстве.

1

стр.45-49

Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность

человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками;

Обяснять различные формы заботы о потомстве.

ЗНАТЬ определения «адаптациогенез», «забота о потомстве»

УМЕТЬ объяснить и иллюстрировать различные формы заботы о потомстве, эволюционный смысл заботы о потомстве

Фронтальный



13.

Физиологические адаптации.

1

стр.49-52, вопросы 1-5

Умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Формулировать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи между

событиями, явлениями;

применять модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;


Знать механизм формирования адаптаций. Физиологические адаптации человека и животных. растений

ЗНАТЬ понятие «Физиологические адаптации» человека и животных. Растений, механизм формирования адаптаций

УМЕТЬ приводить конкретные примеры физиологических адаптаций, показать место и значение в эволюции

Индивидуальный



ТЕМА 1.5. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ

14.

Вид, его критерии и структура.

1

§ 10, термины учить, с.55 выполнить задания.с.53-55, в.1-5

Признание права каждого на собственное мнение;

умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;

классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;

самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;

Знать уровни эволюционного процесса. Понятие вид, его критерии и структуры

Приводить примеры видов животных и растений.

Перечислять критерии вида.

Анализировать содержание определения понятия «вид».

Характеризовать критерии вида.

Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.

Индивидуальный



15.

Л.Р №2.- «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»

1


Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность

человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

Выполнении лабораторных и практических работ

выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия

с планируемыми результатами;



Лабораторная работа



16.

Эволюционная роль мутаций

1

§ 11, термины учить, с.58 выполнить задания.

стр.55-58,

Признание права каждого на собственное мнение;

умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Формулировать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи между

событиями, явлениями;

применять модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;


ЗНАТЬ понятие «мутация»,

« гетерозигота»,

« гомозигота»,

микроэволюция», макроэволюция», «популяция», «генофонд»

УМЕТЬ объяснять эволюционную роль мутаций, процессы, изменяющие генетическую структуру популяции.

Называть признаки популяций.

Приводить примеры практического значения изучения популяций.

Анализировать содержание определения понятия «популяция», «микроэволюция».

Отличать понятия «вид» и «популяция».

Приводить примеры различных видов изоляции.

Описывать сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования.

Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни.

Фронтальный

Задания § 11 в рабочей тетради.






ТЕМА 1.6. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АДАПТАЦИИ. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ

17.

Главные направления эволюции.

1

§ 12, с. 59 термины учить. стр. 66-70, в.1-4

Умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками;

ЗНАТЬ определения «микро-макроэволюция», «биологический прогресс, регресс», « ароморфоз», «идиоадаптация», « Общая дегенерация»

УМЕТЬ объяснять и иллюстрировать главные направления эволюции, их соотношения и роль в эволюции

Давать определения понятиям «биологический прогресс», «биологический регресс».

Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.

Фронтальный

Задания § 12 в рабочей тетради.




18.

Общие закономерности биологической эволюции.

1

§ 13, термины учить. стр. 66-70, в.1-4.

Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность

человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

Формулировать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи между

событиями, явлениями;

применять модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;

владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками;

ЗНАТЬ определения «филогенез», «дивергенция», « конвергенция», «популяция»

УМЕТЬ объяснять и иллюстрировать примерами основные формы филогенеза

Давать определения понятиям «ароморфоз», «идиоадаптация», «общая дегенерация». Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявления направлений эволюции. Объяснять сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Индивидуальный.



ТЕМА 1.7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

19.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

1

§ 14, термины учить, с.71-73, вопр. 1-7

Умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Использовать информационнокоммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;

демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.

ЗНАТЬ основные этапы химической эволюции по теории Опарина, определения « жизнь», « коацерваты», « абиогенный синтез»

УМЕТЬ давать характеристику первичной атмосферы Земли, первичного океана, объяснять процессы, происходящие в этих средах, результаты этих процессов.

Давать определение термину «гипотеза».

Называть этапы развития жизни.

Характеризовать основные представления о возникновении жизни.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни.

Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни.

Индивидуальный Задания § 14 в рабочей тетради.




20.

Начальные этапы развития жизни.

1

§ 15, термины учить, с.77

стр.74-77, вопр.1-4

Признание права каждого на собственное мнение;

умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Формулировать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи между

событиями, явлениями;

применять модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;

владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками;

ЗНАТЬ основные этапы биологической эволюции, прокариоты, эукариоты, гетеротрофы, автотрофы, хемосинтез, фотосинтез, симбиоз

УМЕТЬ объяснять суть процессов, происходящих на различных этапах биологической эволюции

Давать определение термину «гипотеза».

Называть этапы развития жизни.

Характеризовать основные представления о возникновении жизни.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни.

Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни.

Фронтальный





ТЕМА 1.8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

21.

Жизнь в Архейскую и Протерозойскую эры.

1

§ 16, термины учить, с. 81 выполнить задания.стр.78-81.

Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность

человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки.

ЗАНТЬ важнейшие этапы эволюции, фотосинтез, половой процесс, ткань, филогения, геохронология

УМЕТЬ давать объяснения процессам, происходивших в архейскую и протерозойскую эры, объяснять их эволюционную значимость.

Давать определение термину «ароморфоз». Приводить примеры растений и животных, существовавших в протерозое; ароморфозов у растений и животных в протерозое.

Объяснять причины появления и процветания отдельных групп организмов и причины их вымирания.

Фронтальный

Задания § 16 в рабочей тетради.




22.

Жизнь в Палеозойскую эру.

1

§ 17, термины учить, с.88 стр. 81-88, вопр.1-7

Признание права каждого на собственное мнение;

умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Уметь давать определение понятия, классифицировать объекты, готовить сообщения, презентации.

ЗНАТЬ основные ароморфозы, происходившие с живыми организмами в различные периоды палеозойской эры, причины этих ароморфозов.

УМЕТЬ объяснять направления эволюции, характеризовать животный мир палеозоя, условия внешней среды и особенности строения живых организмов

Давать определение термину «ароморфоз». Приводить примеры растений и животных, существовавших в палеозое; ароморфозов у растений и животных в палеозое. Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. Объяснять причины появления, процветания и вымирания отдельных групп организмов.

Индивидуальный. Самостоятельная работа



23.

Жизнь в Мезозойскую эру.

1

стр. 92-94, вопр. 1-5

Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность

человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

Уметь работать в составе творческих групп, слушать одноклассников, овладевать навыками выступления перед аудиторией.

ЗНАТЬ определения «ароморфоз», «идиоадаптация»

УМЕТЬ объяснять эволюционные преимущества цветковых растений, пресмыкающихся, млекопитающих.

Давать определение терминам «ароморфоз», «идиоадаптация». Приводить примеры растений и животных, существовавших в мезозое. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. Объяснять причины заселения динозаврами различных сред жизни. Выделять факторы, которые определяют эволюцию ныне живущих организмов.




24.

Жизнь в Кайнозойскую эру.

1

стр. 92-94, вопр. 1-5

Признание права каждого на собственное мнение;

умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Уметь работать в составе творческих групп, слушать одноклассников, овладевать навыками выступления перед аудиторией.

ЗНАТЬ определения «ароморфоз», «идиоадаптация»

УМЕТЬ давать объяснения процессам, происходившим в кайнозое


Фронтальный.



25.

Происхождение человека.

1

§ 20, термины учить. стр.94-101, вопр. 1-8

Признание права каждого на собственное мнение;

умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки.

ЗНАТЬ основные этапы эволюции приматов и человека, понятия «антропология», «антропогенез»

УМЕТЬ объяснять движущие силы антропогенеза, приводить конкретные примеры для иллюстрации полученных сведений.

Давать определение терминам «антропология», «антропогенез». Называть признаки биологического объекта - человека. Определять систематическое положение вида Homo sapiens. Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными; родство, общность происхождения и эволюцию человека. Перечислять факторы и стадии антропогенеза.

Индивидуальный, Самостоятельная и групповая работа.

Задания § 20 в рабочей тетради.




РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ.

ТЕМА 2.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ.

26.

Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Химическая организации я клетки.

1

с. 104-105, § 21, термины учить, с. 107 выполнить задания.

Умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Формулировать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи между

событиями, явлениями;

применять модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;

владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками;

ЗНАТЬ основные химические соединения и элементы, входящие в состав клетки

УМЕТЬ объяснять значение неорганических веществ в процессах жизнедеятельности

Давать определение терминам «микроэлементы», «макроэлементы». Приводить примеры макро- и микроэлементов. Называть неорганические вещества клетки. Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать биологическое значение макро- и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот.

Самостоятельная работа. Тестирование.



27.

Органические вещества, входящие в состав клетки.

1

§ 22 , термины учить, с. 112 выполнить задания.

стр.107-112,

Признание права каждого на собственное мнение;

умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки

ЗНАТЬ особенности строения молекул биополимеров, основные функции белков, углеводов, липидов.

УМЕТЬ объяснять значение органических веществ.

Приводить примеры веществ, относящихся к белкам, углеводам и липидам. Называть органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые белками, липидами и углеводами. Характеризовать биологическую роль органических веществ. Классифицировать углеводы по группам. Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Объяснять причины многообразия функций белков; почему белки редко используются в качестве источника энергии. Описывать механизм денатурации белка. Определять признак деления белков на простые и сложные.

Фронтальный.

Задания § 22 в рабочей тетради.




ТЕМА 2.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ.

28.

Пластический обмен, биосинтез белков.

1

§ 23, с. 113, термины учить.

Умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Формулировать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи между

событиями, явлениями;

применять модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;

владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками;

ЗНАТЬ определения: обмен веществ, пластический и энергетический обмен, триплет, генетический код и др.

УМЕТЬ объяснять взаимосвязь процессов обмена веществ, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белков.

Дать определение понятиям «ассимиляция», «диссимиляция». Называть этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция - составные и взаимосвязанные части обмена веществ.

Индивидуальный

Задания § 23 в рабочей тетради.




29.

Энергетический обмен.

1

§ 24, термины учить, с.121 выполнить задания.

с.117-121.

Признание права каждого на собственное мнение;

умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки.

ЗНАТЬ определения: энергетический обмен, фотосинтез, хемосинтез, фотолиз, и др.

УМЕТЬ объяснить суть протекающих процессов энергетического обмена, роль этих процессов в организме человека.

Дать определение понятию «диссимиляция».

Анализировать содержание определений терминов «гликолиз», «брожение», «дыхание».

Перечислять этапы диссимиляции.

Называть вещества - источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена.

Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ.

Характеризовать этапы энергетического обмена.

Аргументировать точку зрения, почему в разных клетках животных и человека содержится разное число митохондрий.

Фронталь

ный, самостоятельная работа.



ТЕМА 2.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК

30.

Прокариотическая клетка.

1

§ 25, с.121-122, термины учить, с.124 выполнить задания. стр.121-124,

Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность

человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

Уметь работать в составе творческих групп, слушать одноклассников, овладевать навыками выступления перед аудиторией.

ЗНАТЬ определения: эукариоты, прокариоты, органеллы

УМЕТЬ объяснять различие живых существ по признаку наличия оформленного ядра, строение прокариот на примере бактериальной клетки

Давать определение термину «прокариот».

Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот, структурные компоненты прокариотической клетки.

Описывать по таблице строение клеток прокариот; механизм процесса спорообразования у бактерий. Объяснять значение спор для жизни бактерий. Доказывать примитивность строения прокариот.

Работа по карточкам.

Задания § 25 в рабочей тетради.




31.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

1

стр. 125-132, вопрю1-5.

Умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Использовать информационнокоммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;

демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.

ЗНАТЬ основные органоиды, входящие в состав эукариотической клетки, понятия: фагоцитоз, пиноцитоз

УМЕТЬ объяснять функции органелл животной и растительной клетки.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.

Называть способы проникновения веществ в клетку; органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. Отличать по строению шероховатую ЭПС от гладкой; виды пластид растительных клеток.

Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки. Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра.

Описывать по таблице строение ядра.

Анализировать содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра.

Объяснять механизм образования хромосом.

Определять набор хромосом у различных организмов в гаметах и в соматических клетках.

Фронтальный, индивидуальный.



32.

Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

1


Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность

человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

Выполнении лабораторных и практических работ

выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия

с планируемыми результатами;

По инструктивной карточке.

Лабораторная работа.




33.

Эукариотическая клетка. Ядро.

1

стр.132-136, вопр.1-7

Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность

человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

Формулировать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи между

событиями, явлениями;

применять модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;

владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками;

Знать макростроение ядра. Микростроение ядра. Функции ядра.

ЗНАТЬ определения: хромосома, кариотип, центромера, гомологичные хромосомы, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом




34.

Деление клетки.

1

§ 28, термины учить, с.142 выполнить задания. стр.137-142, вопр. 1-5

Признание права каждого на собственное мнение;

умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Уметь работать в составе творческих групп, слушать одноклассников, овладевать навыками выступления перед аудиторией.

ЗНАТЬ определения: хромосома, кариотип, центромера, гомологичные хромосомы, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом.

Приводить примеры деления клетки у различных организмов.

Называть процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание определений терминов.

Индивидуальный.

Задания § 28 в рабочей тетради.




35.

Клеточная теория строения организмов.

1

§ 29, термины учить, с. 143 выполнить задания, подготовить сообщение «Вирусы - возбудители заболеваний человека», «Вирусы на службе у человека.

142-143, вопр.1-3.

Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность

человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

Уметь работать в составе творческих групп, слушать одноклассников, овладевать навыками выступления перед аудиторией.

Знать историю изучения клетки. Клеточная теория строения организмов. Решение задач.

Доказывать, что клетка - живая структура. Самостоятельно формулировать определение термина «цитология». Давать оценку значению открытия клеточной теории. Доказывать, что нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, находить значение биологических терминов в словарях и справочниках для выполнения тестовых заданий

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойства клетки; признаки клеток различных систематических групп; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность происхождения растений и животных.

Самостоятельная рабата. Задания § 29 в рабочей тетради.






РАЗДЕЛ 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ.

ТЕМА 3.1. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ.

36.

Бесполое размножение.

1

§ 30, с.146, термины учить, с.149 выполнить задания, стр. 146-149, вопр. 1-5.

Признание права каждого на собственное мнение;

умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки.

ЗНАТЬ понятия: гермафродитизм, партеногенез, митоз, спора, вегетативное размножение, почкование

УМЕТЬ объяснять суть различных способов размножения бесполого, их роль, приводить примеры

Дать определение понятию «размножение». Называть основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

Фронтальный.

Задания § 30 в рабочей тетради.




37.

Половое размножение. Развитие половых клеток.

1

§ 31, термины учить, с.155 выполнить задания. стр.150-155вопр.1-5.

Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность

человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

Уметь работать в составе творческих групп, слушать одноклассников, овладевать навыками выступления перед аудиторией.

ЗНАТЬ определения: мейоз, гаметогенез, кроссинговер, конъюгация, оплодотворение, зигота и др.

УМЕТЬ объяснять процесс формирования половых клеток, иллюстрировать роль полового процесса.

Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Объяснять биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости. Объяснять эволюционное преимущество полового размножения

Индивидуальный



ТЕМА 3.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ).

38.

Эмбриональный период развития.

1

§ 32, с.156, термины учить, с.161 выполнить задания.

стр.156-161, вопр. 1-6

Умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Формулировать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи между

событиями, явлениями;

применять модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;


ЗНАТЬ понятия: онтогенез, эмбриология, бластула, гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, органогенез и др.

УМЕТЬ характеризовать стадии эмбрионального развития, приводить примеры для выявленных закономерностей

Давать определение понятий «онтогенез», «оплодотворение», «эмбриогенез». Характеризовать сущность эмбрионального периода развития организмов; рост организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска, воздействующие на здоровье. Использовать приобретенные знания для

Фронтальный



39.

Постэмбриональный период развития.

1

§ 33, термины учить, с.166 выполнить задания. стр. 162-166, вопр. 1-4

Признание права каждого на собственное мнение;

умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками;

ЗНАТЬ понятия: метаморфоз, рост, развитие

УМЕТЬ объяснять различия в типах развития, закономерности роста.

Называть начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития.

Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием.

Определять тип развития у различных животных.

Характеризовать сущность постэмбрионального периода развития организмов.

Объяснять биологическое значение метаморфоза.

Индивидуальный

Задания § 33 в рабочей тетради.




40.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

1

§ 34, термины учить, с.169 выполнить задания. стр. 166-169, вопр.1-4

Сформировать познавательный интерес к взаимодействию человека и окружающей среды.

Уметь работать в составе творческих групп, слушать одноклассников, овладевать навыками выступления перед аудиторией.

ЗНАТЬ понятия «эмбриологическая дивергенция», формулировки биогенетического закона и закона зародышевого сходства

УМЕТЬ объяснять общие закономерности развития, приводить примеры.

Давать определение понятию «эмбриогенез».

Называть начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием.

Определять тип развития у различных животных.

Характеризовать сущность эмбрионального периода развития организмов; сущность постэмбрионального периода развития организмов.

Объяснять биологическое значение метаморфоза.

Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на постэмбриональное развитие.

Тестирование





РАЗДЕЛ 4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ.

ТЕМА 4.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ.

41.

Основные понятия генетики.

1

стр. 172-174, вопр.стр.174.

Формирование целостного научного мировоззрения;

осознание учащимися ценности здорового образа

жизни; формирование экологического мышления.

Формулировать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи между

событиями, явлениями;

применять модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;


ЗНАТЬ основные генетические понятия- наследственность, изменчивость, ген, аллель, генотип, фенотип.

Давать определения понятиям «генетика», «ген», «генотип», «фенотип», «аллельные гены», «гибридологический метод». Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.

Фронтальный. Задания § 35, в рабочей тетради.




42.

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя.

1

стр. 174-175

Умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки.

ЗНАТЬ основные понятия и символы, применяемые в генетике, суть гибридологического метода изучения наследственности

УМЕТЬ применять на практике полученные знания по использованию генетических терминов и символов.

Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя.

Индивидуальный, по карточкам



43.

Первый закон Г.Менделя. второй закон Г.Мендедя. закон чистоты гамет. Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование.

1

стр.176-178, вопр. 1-8, решить задачу, дать пояснения

Формирование целостного научного мировоззрения;

осознание учащимися ценности здорового образа

жизни; формирование экологического мышления.

Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками;

ЗНАТЬ термины и символику, применяемую для решения генетических задач.

УМЕТЬ объяснять закономерности наследования признаков (генов), составлять схемы скрещивания

Давать определения понятиям «гомозигота», «гетерозигота», «доминантный признак», «моногибридное скрещивание», «рецессивный признак». Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировку правила единообразия. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять схему моногибридного скрещивания; схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять по фенотипу генотип, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Индивидуальный.Задания § 37 в рабочей тетради.




44.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание.

1

Стр.180-186, вопр.12-14, решить задачу

Умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Уметь работать в составе творческих групп, слушать одноклассников, овладевать навыками выступления перед аудиторией.

ЗНАТЬ терминологию и символику генетики, I, II, III законы Г.Менделя , закон чистоты гамет

УМЕТЬ

пользоваться генетической терминологией, записывать условия задачи при помощи символов, объяснять закономерности наследования


Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть условия закона независимого наследования.

Анализировать содержание определений основных понятий; схему дигибридного скрещивания. Составлять схему дигибридного скрещивания.

Индивидуальный



45.

Сцепленное наследование генов.

1

§ 38, термины учить. Стр.186-188

Умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия

Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки

ЗНАТЬ

понятия «коньюгация», «кроссинговер», «группа сцепления», основные генетические понятия и символы

УМЕТЬ

Использовать полученные знания при объяснении закономерностей наследования, объяснять механизм сцепления генов и его нарушение.

Давать определение термину «аутосомы».

Называть типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.

Объяснять причину соотношения полов 1:1; причины проявления наследственных заболеваний человека.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Фронтальный.

Задания § 38 в рабочей тетради.




46.

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

стр. 188-192, вопрю с. 192

Формирование целостного научного мировоззрения;

осознание учащимися ценности здорового образа

жизни; формирование экологического мышления.

Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками.

ЗНАТЬ сущность процесса мейоза, определения «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «гены, сцепленные с полом»

УМЕТЬ использовать генетические символы и понятия при составлении и решении генетических задач, объяснять выявленные закономерности

Давать определение термину «аутосомы».

Называть типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.

Объяснять причину соотношения полов1:1; причины проявления наследственных заболеваний человека.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Самостоятельная работа. Решение задач.



47.

Взаимодействие генов.

1

§ 40, термины учить, с. 195 выполнить задания. Стр. 192-195

Формирование целостного научного мировоззрения;

осознание учащимися ценности здорового образа

жизни; формирование экологического мышления.

Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки.

ЗНАТЬ определения «генотип», «аллельные гены», «неаллельные гены», «комплементарность», «полимерия», «эпистаз», « генотипическая среда»

УМЕТЬ использовать полученные знания при объяснении взаимодействий неаллельных генов

Приводить примеры аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена.

Индивидуальный



48.

Лабораторная работа № 4 «Решение генетических задач и составление родословных».

1


Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность

человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям

Выполнении лабораторных и практических работ

выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия

с планируемыми результатами;

По инструктивной карточке.

Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение; возникновение отличий от родительских форм у потомков. Решать простейшие генетические задачи.

Лабораторная работа № 4.



ТЕМА 4.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ.

49.

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

1

стр. 196-200, вопросы

Формирование целостного научного мировоззрения;

осознание учащимися ценности здорового образа

жизни; формирование экологического мышления.

Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки

ЗНАТЬ определения «наследственность, «изменчивость», «мутация», «кроссинговре», «кариоьтип», « полиплоидия», и др.

УМЕТЬ объяснять явления наследственной изменчивости на основе цитологических и генетических знаний

Давать определение термина «изменчивость». Называть вещество, обеспечивающее явление наследственности; биологическую роль хромосом; основные формы изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций.

Фронтальный.

Задания § 41 в рабочей тетради.




50.

Фенотипическая изменчивость.

1

стр.201-203

Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность

человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками

ЗНАТЬ определения «норма реакции», «фенотип», «модификация»

УМЕТЬ объяснять зависимость фенотипической изменчивости от факторов внешней среды, свойства модификаций

Давать определение термина «изменчивость».

Приводить примеры ненаследственной изменчивости (модификаций); нормы реакции признаков; зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Анализировать содержание определений основных понятий.

Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно. Характеризовать модификационную изменчивость.

Индивидуальный по карточкам.



51.

Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой».

1

§ 42, термины повторить с. 203 выполнить задания.

Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность

человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям

Выполнении лабораторных и практических работ

выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия

с планируемыми результатами

По инструктивной карточке.

Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную). Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках, находить значения биологических терминов, необходимых для выполнения заданий тестовой работы.

Лабораторная работа № 5.



ТЕМА 4.3. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ.

52.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1

стр. 204-206

Формирование целостного научного мировоззрения;

осознание учащимися ценности здорового образа

жизни; формирование экологического мышления.

Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками

ЗНАТЬ определения «селекция», «порода», «штамм», «сорт»

УМЕТЬ объяснять значение селекции как науки; значение знаний о центрах происхождения культурных растений.

Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.

Анализировать содержание определений основных понятий

Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции. Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Фронтальный.

Задания § 43 в рабочей тетради.




53.

Методы селекции растений и животных.

1

стр. 207-211, вопр. 1-7

Умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия

Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки.

ЗНАТЬ понятия «порода», «сорт», «полдиплоид», «гетерозис»

УМЕТЬ объяснять суть методов селекции растений и животных, отличия методов применяемых для животных

Давать определения понятиям «порода», «сорт». Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры пород животных и сортов культурных растений. Характеризовать методы селекции растений и животных.

Индивидуальный по карточкам.



54.

Селекция микроорганизмов.

1

стр. 211-213, вопр.1-4

Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность

человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

Формулировать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи между

событиями, явлениями;

применять модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;

владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками;

ЗНАТЬ понятия «штамм», «Биотехнология»

УМЕТЬ объяснить суть методов селекции микроорганизмов, их преимущества

Давать определение понятиям «биотехнология», «штамм».

Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.

Фронтальный.

Самостоятельная работа.





РАЗДЕЛ 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ.

ТЕМА 5.1. БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

55.

Структура биосферы.

1

стр.216-221, вопр. 1-8

Формирование целостного научного мировоззрения;

осознание учащимися ценности здорового образа

жизни; формирование экологического мышления.

Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки.

ЗНАТЬ понятия «живое вещество», «биогенное вещество», «костное вещество», «биокостное вещество»

УМЕТЬ объяснять структуру биосферы, иллюстрировать её функции, эвол

Давать определение понятию «биосфера».

Называть признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы.

Характеризовать живое, биокосное и косное вещество биосферы.

Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы. Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

Фронтальный.

Задания § 46 в рабочей тетради.




56.

Круговорот веществ в природе.

1

стр.221-225, вопр. 1-6

Умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия

Формулировать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи между

событиями, явлениями;

применять модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;


ЗНАТЬ понятия «биогеоценоз», «биогеохимические циклы», «парниковый эффект»

УМЕТЬ объяснять и иллюстрировать основные биохимические циклы.

Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме.

Характеризовать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы. Прогнозировать последствия для нашей планеты исчезновения живых организмов.

Индивидуальный по карточкам



57.

История формирования сообществ живых организмов.

1

стр.225-229, вопр. 1-5

Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность

человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками

ЗНАТЬ основные факторы, влияющие на процесс формирования сообществ живых организмов

УМЕТЬ иллюстрировать эти влияния, приводить конкретные примеры

ЗНАТЬ основные факторы, влияющие на процесс формирования сообществ живых организмов


Самостоятельная работа.

Задания § 48 в рабочей тетради.




58.

Биогеоценозы и биоценозы.

1

стр. 229-230, вопр. 1-3

Умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия

Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки.

ЗНАТЬ понятия «Биоценоз», «биогеоценоз», «биомасса»

УМЕТЬ использовать полученные знания для объяснения структуры биоценоза, сравнивать биоценозы между собой

ЗНАТЬ понятия «Биоценоз», «биогеоценоз», «биомасса». Давать определение терминам «автотрофы», «гетеротрофы», «трофический уровень».


Фронтальный



59.

Абиотические факторы среды.

1

стр. 231-235, вопр. 1-5

Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность

человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;


Формулировать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи между

событиями, явлениями;

применять модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;


ЗНАТЬ основные экологические факторы

УМЕТЬ объяснять их влияние и значение в природе.

Давать определение терминам «экология», «биотические и абиотические факторы», «антропогенный фактор». Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.

Индивидуальный Задания § 50 в рабочей тетради.




60.

Интенсивность действия факторов среды.

1

стр. 236-239

Формирование целостного научного мировоззрения;

осознание учащимися ценности здорового образа

жизни; формирование экологического мышления.

Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками

ЗНАТЬ понятия «оптимум», «предел выносливости организмов», «ограничивающий фактор»

УМЕТЬ объяснить зависимость результата действия экологического фактора от его интенсивности, приводить примеры

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды. Давать определение понятиям «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема». Называть компоненты биогеоценоза; признаки популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту); признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Изучать процессы, происходящие в популяции. Характеризовать структуру наземных и водных экосистем; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе, причины устойчивости экосистемы.

Индивидуальный.

Задания §51 в рабочей тетради.




61.

Биотические факторы среды.

1

стр.239-246, вопр. 1-7

Умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение к своим поступкам, осознание

ответственности за их последствия.

Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки.

ЗНАТЬ понятия «биоценоз», « цепь питания», «правило экологической пирамиды», «пирамида чисел», «пирамида биомассы», « сеть питания»

УМЕТЬ объяснять структуру биоценоза, трофические связи между видами, приводить примеры

Приводить примеры организмов разных функциональных групп.

Составлять схемы пищевых цепей.

Объяснять направление потока вещества в пищевой сети.

Характеризовать роль организмов (производителей, потребителей, разрушителей органических веществ) в потоке веществ и энергии.


Фронтальный



62.

Взаимоотношения между организмами.

1

стр. 246-268,вопросы 1-6

Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность

человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;


Формулировать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи между

событиями, явлениями;

применять модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;


ЗНАТЬ понятия «нейтрализм», «симбиоз», «антибиоз», «нахлебничество», «квартирантство», «хищничество», «паразитизм», «каннибализм»

УМЕТЬ объяснять многообразие межвидовых взаимоотношений, приводить примеры.

Давать определение терминам «конкуренция», «хищничество», «симбиоз», «паразитизм».

Называть типы взаимодействия организмов.

Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов. Определять отдельные формы взаимоотношений из содержания текста и иллюстраций учебника и дополнительной литературы.

Характеризовать разные типы взаимоотношений..

Самостоятельная работа



ТЕМА 5.2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК.

63.

Природные ресурсы и их использование.

1

§ 54, с. 269-270, термины учить, с. 273 выполнить задания. стр. 269-273, вопросы.

Формирование целостного научного мировоззрения;

осознание учащимися ценности здорового образа

жизни; формирование экологического мышления.

Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками.

ЗНАТЬ понятия «биосфера», «ноосфера», «антропогенный фактор»

УМЕТЬ объяснять место и роль человека в биосфере, характеризовать природные ресурсы, приводить примеры их использования

Давать определение термина «агроэкосистема (агроценоз)». Приводить примеры агроэкосистем; неисчерпаемых и почерпаемых природных ресурсов. Называть признаки агроэкосистемы. Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выводы на основе их сравнения. Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека. Раскрывать сущность рационального природопользования. Раскрывать роль человека в биосфере. Называть факторы (причины), вызывающие экологический кризис. Высказывать предположения о последствиях вмешательства человека в процессы биосферы. Предлагать пути преодоления экологического кризиса.

Задания § 54 в рабочей тетради.




64.

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

1

стр.274-281, вопросы

Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность

человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы.

Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки.

ЗНАТЬ основные проблемы и причины неблагоприятных влияний деятельности человека

УМЕТЬ приводить примеры таких влияний, находить пути решения этой проблемы

Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Индивидуальный.

Задания § 55 в рабочей тетради.




65.

Охрана природы и основы рационального природопользования.

1

Инд. задания по теме урока. § 56, термины учить, с.284 выполнить задания.

Формирование целостного научного мировоззрения;

осознание учащимися ценности здорового образа

жизни; формирование экологического мышления.

Формулировать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи между

событиями, явлениями;

применять модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;


ЗНАТЬ суть рационального природопользования

УМЕТЬ приводить примеры воздействий человеческого общества на среду обитания.

Называть современные глобальные экологические проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Прогнозировать последствия экологических проблем. Предлагать пути решения глобальных экологических проблем.

Задания § 56 в рабочей тетради.




66.

Повторение

1









67.

Повторение

1









68.

Повторение

1









69.

Итоговый контрольная работа.


1





Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Выполнение проверочной работы в форме ГИА



70.

Анализ контрольной работы.












© 2010-2022