- Преподавателю
- Биология
- Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс. Сонин
Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс. Сонин
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Двойникова Ю.М. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
№ П/П | Разделы. Темы. | Кол-во часов | Класс ----------- Дом. Раб. | Результаты изучения учебного предмета | Характеристика основных видов деятельности ученика | Контроль | Дата по плану | Дата по факту | |||
Личностные | Мета предметные | Предметные | |||||||||
ВВЕДЕНИЕ. 1час. | |||||||||||
1. | Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. |
1 |
c.3-5 учить. | Сформировать познавательный интерес к взаимодействию человека и окружающей среды. | Уметь давать определение понятия, классифицировать объекты, готовить сообщения, презентации. | Знать актуальность биологических знаний в современном мире. Методы изучения, место общей биологии в системе биологических наук. | Давать определение термину «биология». Приводить примеры практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира в практической деятельности людей. Высказывать свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает. | Задания со свободным кратким и развернутым ответом. |
|
| |
| РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ. ТЕМА 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
| ||||||||||
2. | Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов. | 1 |
c.7-11, термины учить, с.11 выполнить задания.
| Формирование целостного научного мировоззрения; осознание учащимися ценности здорового образа жизни; формирование экологического мышления. | Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки. | Давать определение понятия «жизнь», системность и организованность жизни. Основные свойства живых систем. | Давать определение понятию «жизнь». Называть свойства живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделять особенности развития живых организмов. Доказывать, что живые организмы - открытые системы. | Задания гл.1 в рабочей тетради.
|
|
| |
3. | Естественная классификация живых организмов. Видообразование. Видовое разнообразие. | 1 |
с.12, конспект, термины учить, подготовить сообщения о К.Линнее.
| Сформировать познавательный интерес к взаимодействию человека и окружающей среды. | Уметь работать в составе творческих групп, слушать одноклассников, овладевать навыками поступления перед аудиторией. | Называть уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; царства живой природы; таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. | Давать определение термину «таксон». Называть уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; царства живой природы; таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе. | Задания со свободным кратким и развернутым ответом. |
|
| |
ТЕМА 1.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД
| |||||||||||
4. | Становление систематики. Работы К.Линнея. | 1 | § 1, термины учить, с.14 выполнить задания, подготовить сообщение о Ж.Б.Ламарке. с.12-14, примеры к в.4 | Умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни; понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; признание права каждого на собственное мнение; | Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;
| Знать становление теории эволюции. «Античный период», «Метафизический период». | Давать определение термину «таксон». Называть уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе. | Задания § 1 в рабочей тетради.
|
|
| |
5. | Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
| 1 | § 2, термины учить, с.17 выполнить задания. Стр.15-17 | Умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
| Знать эволюционная теория Ж.Б. Ламарка, законы ламаркизма. Решение творческой задачи | Давать определение термину «таксон». Называть уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе. | Задания § 2 в рабочей тетради. Задания со свободным кратким и развернутым ответом. |
|
| |
ТЕМА 1.3. ТЕОРИЯ Ч.ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА | |||||||||||
6. | Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. | 1 | § 3, термины учить, с. 20 выполнить задания. стр.19-20 | Понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; признание права каждого на собственное мнение; умение отстаивать свою точку зрения; | Определять понятия, формируемые в процессе изучения темы; классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации; самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования; | Называть социально-экономические предпосылки, научные предпосылки. Основные этапы жизненного пути и путешествие Ч.Дарвина | Давать определение понятию «эволюция». Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. Раскрывать сущность понятий «теория», «научный факт». Выделять отличия в эволюционных взглядах Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка. | Задания § 3 в рабочей тетради. Задания со свободным кратким и развернутым ответом. |
|
| |
7. | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | 1 | § 4, термины учить, с. 24 выполнить задания. стр.20-24 | Понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; признание права каждого на собственное мнение; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | Раскрыть механизм искусственного отбора. Формы искусственного отбора. Творческая роль искусственного отбора. | Давать определения понятиям «наследственная изменчивость», «борьба за существование». Называть основные положения эволюционного учения. Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления. Характеризовать сущность борьбы за существование. | Задания § 4 в рабочей тетради.
|
|
| |
8. | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | 1 | § 5, термины учить.стр.24-28, сравнить Е.О. и И.О. | Умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
| Знать факторы эволюции. Формы борьбы за существование. Естественный отбор как движущая сила эволюции. | Давать определения понятию «естественный отбор». Называть движущие силы эволюции. Характеризовать сущность естественного отбора. Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции. Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы. | Задания § 5 в рабочей тетради. Задания со свободным кратким и развернутым ответом.
|
|
| |
9. | Формы естественного отбора. | 1 | § 6, термины учить, с. 34 выполнить задания. | Понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; признание права каждого на собственное мнение; умение отстаивать свою точку зрения; | Формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
| Знать значение движущего и стабилизирующщего отбора. Половой отбор. | Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры стабилизирующего отбора; движущей формы естественного отбора. Характеризовать формы естественного отбора. Выделять различие между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора. | Фронталь ный опрос Задания § 6 в рабочей тетради.
|
|
| |
ТЕМА 1.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА | |||||||||||
10 | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. | 1 | § 7-9, термины учить. стр.35-45 | Умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | Раскрыть понятие об адаптации. Адаптациогенез.Классификация адаптаций. | Раскрывать содержание понятия «приспособленность вида». Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов. | Фронтальный Задания § 7-9 в рабочей тетради. |
|
| |
11. | Л.Р. №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» | 1 |
| Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; | Выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами; |
| Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность приспособлений. | Лабораторная работа |
|
| |
12. | Забота о потомстве. | 1 | стр.45-49 | Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; | Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | Обяснять различные формы заботы о потомстве. | ЗНАТЬ определения «адаптациогенез», «забота о потомстве» УМЕТЬ объяснить и иллюстрировать различные формы заботы о потомстве, эволюционный смысл заботы о потомстве | Фронтальный |
|
| |
13. | Физиологические адаптации. | 1 | стр.49-52, вопросы 1-5 | Умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
| Знать механизм формирования адаптаций. Физиологические адаптации человека и животных. растений | ЗНАТЬ понятие «Физиологические адаптации» человека и животных. Растений, механизм формирования адаптаций УМЕТЬ приводить конкретные примеры физиологических адаптаций, показать место и значение в эволюции | Индивидуальный |
|
| |
ТЕМА 1.5. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ | |||||||||||
14. | Вид, его критерии и структура. | 1 | § 10, термины учить, с.55 выполнить задания.с.53-55, в.1-5 | Признание права каждого на собственное мнение; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Определять понятия, формируемые в процессе изучения темы; классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации; самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования; | Знать уровни эволюционного процесса. Понятие вид, его критерии и структуры | Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия «вид». Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида. | Индивидуальный |
|
| |
15. | Л.Р №2.- «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора» | 1 |
| Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; | Выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами; |
|
| Лабораторная работа |
|
| |
16. | Эволюционная роль мутаций | 1 | § 11, термины учить, с.58 выполнить задания. стр.55-58, | Признание права каждого на собственное мнение; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
| ЗНАТЬ понятие «мутация», « гетерозигота», « гомозигота», микроэволюция», макроэволюция», «популяция», «генофонд» УМЕТЬ объяснять эволюционную роль мутаций, процессы, изменяющие генетическую структуру популяции. | Называть признаки популяций. Приводить примеры практического значения изучения популяций. Анализировать содержание определения понятия «популяция», «микроэволюция». Отличать понятия «вид» и «популяция». Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования. Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни. | Фронтальный Задания § 11 в рабочей тетради.
|
|
| |
ТЕМА 1.6. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АДАПТАЦИИ. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ | |||||||||||
17. | Главные направления эволюции. | 1 | § 12, с. 59 термины учить. стр. 66-70, в.1-4 | Умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | ЗНАТЬ определения «микро-макроэволюция», «биологический прогресс, регресс», « ароморфоз», «идиоадаптация», « Общая дегенерация» УМЕТЬ объяснять и иллюстрировать главные направления эволюции, их соотношения и роль в эволюции | Давать определения понятиям «биологический прогресс», «биологический регресс». Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении. | Фронтальный Задания § 12 в рабочей тетради.
|
|
| |
18. | Общие закономерности биологической эволюции. | 1 | § 13, термины учить. стр. 66-70, в.1-4. | Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; | Формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | ЗНАТЬ определения «филогенез», «дивергенция», « конвергенция», «популяция» УМЕТЬ объяснять и иллюстрировать примерами основные формы филогенеза | Давать определения понятиям «ароморфоз», «идиоадаптация», «общая дегенерация». Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявления направлений эволюции. Объяснять сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | Индивидуальный. |
|
| |
ТЕМА 1.7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ | |||||||||||
19. | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 1 | § 14, термины учить, с.71-73, вопр. 1-7 | Умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Использовать информационнокоммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций; демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни. | ЗНАТЬ основные этапы химической эволюции по теории Опарина, определения « жизнь», « коацерваты», « абиогенный синтез» УМЕТЬ давать характеристику первичной атмосферы Земли, первичного океана, объяснять процессы, происходящие в этих средах, результаты этих процессов. | Давать определение термину «гипотеза». Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни. | Индивидуальный Задания § 14 в рабочей тетради.
|
|
| |
20. | Начальные этапы развития жизни. | 1 | § 15, термины учить, с.77 стр.74-77, вопр.1-4 | Признание права каждого на собственное мнение; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | ЗНАТЬ основные этапы биологической эволюции, прокариоты, эукариоты, гетеротрофы, автотрофы, хемосинтез, фотосинтез, симбиоз УМЕТЬ объяснять суть процессов, происходящих на различных этапах биологической эволюции | Давать определение термину «гипотеза». Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни. | Фронтальный |
|
| |
ТЕМА 1.8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ | |||||||||||
21. | Жизнь в Архейскую и Протерозойскую эры. | 1 | § 16, термины учить, с. 81 выполнить задания.стр.78-81. | Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; | Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки. | ЗАНТЬ важнейшие этапы эволюции, фотосинтез, половой процесс, ткань, филогения, геохронология УМЕТЬ давать объяснения процессам, происходивших в архейскую и протерозойскую эры, объяснять их эволюционную значимость. | Давать определение термину «ароморфоз». Приводить примеры растений и животных, существовавших в протерозое; ароморфозов у растений и животных в протерозое. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп организмов и причины их вымирания. | Фронтальный Задания § 16 в рабочей тетради.
|
|
| |
22. | Жизнь в Палеозойскую эру. | 1 | § 17, термины учить, с.88 стр. 81-88, вопр.1-7 | Признание права каждого на собственное мнение; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Уметь давать определение понятия, классифицировать объекты, готовить сообщения, презентации. | ЗНАТЬ основные ароморфозы, происходившие с живыми организмами в различные периоды палеозойской эры, причины этих ароморфозов. УМЕТЬ объяснять направления эволюции, характеризовать животный мир палеозоя, условия внешней среды и особенности строения живых организмов | Давать определение термину «ароморфоз». Приводить примеры растений и животных, существовавших в палеозое; ароморфозов у растений и животных в палеозое. Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. Объяснять причины появления, процветания и вымирания отдельных групп организмов. | Индивидуальный. Самостоятельная работа |
|
| |
23. | Жизнь в Мезозойскую эру. | 1 | стр. 92-94, вопр. 1-5 | Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; | Уметь работать в составе творческих групп, слушать одноклассников, овладевать навыками выступления перед аудиторией. | ЗНАТЬ определения «ароморфоз», «идиоадаптация» УМЕТЬ объяснять эволюционные преимущества цветковых растений, пресмыкающихся, млекопитающих. | Давать определение терминам «ароморфоз», «идиоадаптация». Приводить примеры растений и животных, существовавших в мезозое. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. Объяснять причины заселения динозаврами различных сред жизни. Выделять факторы, которые определяют эволюцию ныне живущих организмов. |
|
|
| |
24. | Жизнь в Кайнозойскую эру. | 1 | стр. 92-94, вопр. 1-5 | Признание права каждого на собственное мнение; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Уметь работать в составе творческих групп, слушать одноклассников, овладевать навыками выступления перед аудиторией. | ЗНАТЬ определения «ароморфоз», «идиоадаптация» УМЕТЬ давать объяснения процессам, происходившим в кайнозое |
| Фронтальный. |
|
| |
25. | Происхождение человека. | 1 | § 20, термины учить. стр.94-101, вопр. 1-8 | Признание права каждого на собственное мнение; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки. | ЗНАТЬ основные этапы эволюции приматов и человека, понятия «антропология», «антропогенез» УМЕТЬ объяснять движущие силы антропогенеза, приводить конкретные примеры для иллюстрации полученных сведений. | Давать определение терминам «антропология», «антропогенез». Называть признаки биологического объекта - человека. Определять систематическое положение вида Homo sapiens. Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными; родство, общность происхождения и эволюцию человека. Перечислять факторы и стадии антропогенеза. | Индивидуальный, Самостоятельная и групповая работа. Задания § 20 в рабочей тетради.
|
|
| |
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. ТЕМА 2.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ. | |||||||||||
26. | Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Химическая организации я клетки. | 1 | с. 104-105, § 21, термины учить, с. 107 выполнить задания. | Умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | ЗНАТЬ основные химические соединения и элементы, входящие в состав клетки УМЕТЬ объяснять значение неорганических веществ в процессах жизнедеятельности | Давать определение терминам «микроэлементы», «макроэлементы». Приводить примеры макро- и микроэлементов. Называть неорганические вещества клетки. Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать биологическое значение макро- и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот. | Самостоятельная работа. Тестирование. |
|
| |
27. | Органические вещества, входящие в состав клетки. | 1 | § 22 , термины учить, с. 112 выполнить задания. стр.107-112, | Признание права каждого на собственное мнение; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки | ЗНАТЬ особенности строения молекул биополимеров, основные функции белков, углеводов, липидов. УМЕТЬ объяснять значение органических веществ. | Приводить примеры веществ, относящихся к белкам, углеводам и липидам. Называть органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые белками, липидами и углеводами. Характеризовать биологическую роль органических веществ. Классифицировать углеводы по группам. Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Объяснять причины многообразия функций белков; почему белки редко используются в качестве источника энергии. Описывать механизм денатурации белка. Определять признак деления белков на простые и сложные. | Фронтальный. Задания § 22 в рабочей тетради.
|
|
| |
ТЕМА 2.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ. | |||||||||||
28. | Пластический обмен, биосинтез белков. | 1 | § 23, с. 113, термины учить. | Умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | ЗНАТЬ определения: обмен веществ, пластический и энергетический обмен, триплет, генетический код и др. УМЕТЬ объяснять взаимосвязь процессов обмена веществ, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белков. | Дать определение понятиям «ассимиляция», «диссимиляция». Называть этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция - составные и взаимосвязанные части обмена веществ. | Индивидуальный Задания § 23 в рабочей тетради.
|
|
| |
29. | Энергетический обмен. | 1 | § 24, термины учить, с.121 выполнить задания. с.117-121. | Признание права каждого на собственное мнение; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки. | ЗНАТЬ определения: энергетический обмен, фотосинтез, хемосинтез, фотолиз, и др. УМЕТЬ объяснить суть протекающих процессов энергетического обмена, роль этих процессов в организме человека. | Дать определение понятию «диссимиляция». Анализировать содержание определений терминов «гликолиз», «брожение», «дыхание». Перечислять этапы диссимиляции. Называть вещества - источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена. Аргументировать точку зрения, почему в разных клетках животных и человека содержится разное число митохондрий. | Фронталь ный, самостоятельная работа. |
|
| |
ТЕМА 2.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК | |||||||||||
30. | Прокариотическая клетка. | 1 | § 25, с.121-122, термины учить, с.124 выполнить задания. стр.121-124, | Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; | Уметь работать в составе творческих групп, слушать одноклассников, овладевать навыками выступления перед аудиторией. | ЗНАТЬ определения: эукариоты, прокариоты, органеллы УМЕТЬ объяснять различие живых существ по признаку наличия оформленного ядра, строение прокариот на примере бактериальной клетки | Давать определение термину «прокариот». Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот, структурные компоненты прокариотической клетки. Описывать по таблице строение клеток прокариот; механизм процесса спорообразования у бактерий. Объяснять значение спор для жизни бактерий. Доказывать примитивность строения прокариот. | Работа по карточкам. Задания § 25 в рабочей тетради.
|
|
| |
31. | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. | 1 | стр. 125-132, вопрю1-5. | Умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Использовать информационнокоммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций; демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни. | ЗНАТЬ основные органоиды, входящие в состав эукариотической клетки, понятия: фагоцитоз, пиноцитоз УМЕТЬ объяснять функции органелл животной и растительной клетки. | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть способы проникновения веществ в клетку; органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. Отличать по строению шероховатую ЭПС от гладкой; виды пластид растительных клеток. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки. Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза. Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строение ядра. Анализировать содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра. Объяснять механизм образования хромосом. Определять набор хромосом у различных организмов в гаметах и в соматических клетках. | Фронтальный, индивидуальный. |
|
| |
32. | Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом». | 1 |
| Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; | Выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами; | По инструктивной карточке. | Лабораторная работа. |
|
|
| |
33. | Эукариотическая клетка. Ядро. | 1 | стр.132-136, вопр.1-7 | Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; | Формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | Знать макростроение ядра. Микростроение ядра. Функции ядра. | ЗНАТЬ определения: хромосома, кариотип, центромера, гомологичные хромосомы, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом |
|
|
| |
34. | Деление клетки. | 1 | § 28, термины учить, с.142 выполнить задания. стр.137-142, вопр. 1-5 | Признание права каждого на собственное мнение; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Уметь работать в составе творческих групп, слушать одноклассников, овладевать навыками выступления перед аудиторией. | ЗНАТЬ определения: хромосома, кариотип, центромера, гомологичные хромосомы, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом. | Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание определений терминов. | Индивидуальный. Задания § 28 в рабочей тетради.
|
|
| |
35. | Клеточная теория строения организмов. | 1 | § 29, термины учить, с. 143 выполнить задания, подготовить сообщение «Вирусы - возбудители заболеваний человека», «Вирусы на службе у человека. 142-143, вопр.1-3. | Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; | Уметь работать в составе творческих групп, слушать одноклассников, овладевать навыками выступления перед аудиторией. | Знать историю изучения клетки. Клеточная теория строения организмов. Решение задач. Доказывать, что клетка - живая структура. Самостоятельно формулировать определение термина «цитология». Давать оценку значению открытия клеточной теории. Доказывать, что нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, находить значение биологических терминов в словарях и справочниках для выполнения тестовых заданий | Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойства клетки; признаки клеток различных систематических групп; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность происхождения растений и животных. | Самостоятельная рабата. Задания § 29 в рабочей тетради.
|
|
| |
РАЗДЕЛ 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. ТЕМА 3.1. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ. | |||||||||||
36. | Бесполое размножение. | 1 | § 30, с.146, термины учить, с.149 выполнить задания, стр. 146-149, вопр. 1-5. | Признание права каждого на собственное мнение; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки. | ЗНАТЬ понятия: гермафродитизм, партеногенез, митоз, спора, вегетативное размножение, почкование УМЕТЬ объяснять суть различных способов размножения бесполого, их роль, приводить примеры | Дать определение понятию «размножение». Называть основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | Фронтальный. Задания § 30 в рабочей тетради.
|
|
| |
37. | Половое размножение. Развитие половых клеток. | 1 | § 31, термины учить, с.155 выполнить задания. стр.150-155вопр.1-5. | Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; | Уметь работать в составе творческих групп, слушать одноклассников, овладевать навыками выступления перед аудиторией. | ЗНАТЬ определения: мейоз, гаметогенез, кроссинговер, конъюгация, оплодотворение, зигота и др. УМЕТЬ объяснять процесс формирования половых клеток, иллюстрировать роль полового процесса. | Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Объяснять биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости. Объяснять эволюционное преимущество полового размножения | Индивидуальный |
|
| |
ТЕМА 3.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ). | |||||||||||
38. | Эмбриональный период развития. | 1 | § 32, с.156, термины учить, с.161 выполнить задания. стр.156-161, вопр. 1-6 | Умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
| ЗНАТЬ понятия: онтогенез, эмбриология, бластула, гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, органогенез и др. УМЕТЬ характеризовать стадии эмбрионального развития, приводить примеры для выявленных закономерностей | Давать определение понятий «онтогенез», «оплодотворение», «эмбриогенез». Характеризовать сущность эмбрионального периода развития организмов; рост организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска, воздействующие на здоровье. Использовать приобретенные знания для | Фронтальный |
|
| |
39. | Постэмбриональный период развития. | 1 | § 33, термины учить, с.166 выполнить задания. стр. 162-166, вопр. 1-4 | Признание права каждого на собственное мнение; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | ЗНАТЬ понятия: метаморфоз, рост, развитие УМЕТЬ объяснять различия в типах развития, закономерности роста. | Называть начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием. Определять тип развития у различных животных. Характеризовать сущность постэмбрионального периода развития организмов. Объяснять биологическое значение метаморфоза. | Индивидуальный Задания § 33 в рабочей тетради.
|
|
| |
40. | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | 1 | § 34, термины учить, с.169 выполнить задания. стр. 166-169, вопр.1-4 | Сформировать познавательный интерес к взаимодействию человека и окружающей среды. | Уметь работать в составе творческих групп, слушать одноклассников, овладевать навыками выступления перед аудиторией. | ЗНАТЬ понятия «эмбриологическая дивергенция», формулировки биогенетического закона и закона зародышевого сходства УМЕТЬ объяснять общие закономерности развития, приводить примеры. | Давать определение понятию «эмбриогенез». Называть начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием. Определять тип развития у различных животных. Характеризовать сущность эмбрионального периода развития организмов; сущность постэмбрионального периода развития организмов. Объяснять биологическое значение метаморфоза. Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на постэмбриональное развитие. | Тестирование |
|
| |
РАЗДЕЛ 4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ. ТЕМА 4.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ. | |||||||||||
41. | Основные понятия генетики. | 1 | стр. 172-174, вопр.стр.174. | Формирование целостного научного мировоззрения; осознание учащимися ценности здорового образа жизни; формирование экологического мышления. | Формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
| ЗНАТЬ основные генетические понятия- наследственность, изменчивость, ген, аллель, генотип, фенотип. | Давать определения понятиям «генетика», «ген», «генотип», «фенотип», «аллельные гены», «гибридологический метод». Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. | Фронтальный. Задания § 35, в рабочей тетради.
|
|
| |
42. | Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя. | 1 | стр. 174-175 | Умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки. | ЗНАТЬ основные понятия и символы, применяемые в генетике, суть гибридологического метода изучения наследственности УМЕТЬ применять на практике полученные знания по использованию генетических терминов и символов. | Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя. | Индивидуальный, по карточкам |
|
| |
43. | Первый закон Г.Менделя. второй закон Г.Мендедя. закон чистоты гамет. Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование. | 1 | стр.176-178, вопр. 1-8, решить задачу, дать пояснения | Формирование целостного научного мировоззрения; осознание учащимися ценности здорового образа жизни; формирование экологического мышления. | Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | ЗНАТЬ термины и символику, применяемую для решения генетических задач. УМЕТЬ объяснять закономерности наследования признаков (генов), составлять схемы скрещивания | Давать определения понятиям «гомозигота», «гетерозигота», «доминантный признак», «моногибридное скрещивание», «рецессивный признак». Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировку правила единообразия. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять схему моногибридного скрещивания; схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять по фенотипу генотип, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Индивидуальный.Задания § 37 в рабочей тетради.
|
|
| |
44. | Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание. | 1 | Стр.180-186, вопр.12-14, решить задачу | Умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Уметь работать в составе творческих групп, слушать одноклассников, овладевать навыками выступления перед аудиторией. | ЗНАТЬ терминологию и символику генетики, I, II, III законы Г.Менделя , закон чистоты гамет УМЕТЬ пользоваться генетической терминологией, записывать условия задачи при помощи символов, объяснять закономерности наследования
| Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать содержание определений основных понятий; схему дигибридного скрещивания. Составлять схему дигибридного скрещивания. | Индивидуальный |
|
| |
45. | Сцепленное наследование генов. | 1 | § 38, термины учить. Стр.186-188 | Умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия | Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки | ЗНАТЬ понятия «коньюгация», «кроссинговер», «группа сцепления», основные генетические понятия и символы УМЕТЬ Использовать полученные знания при объяснении закономерностей наследования, объяснять механизм сцепления генов и его нарушение. | Давать определение термину «аутосомы». Называть типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Объяснять причину соотношения полов 1:1; причины проявления наследственных заболеваний человека. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Фронтальный. Задания § 38 в рабочей тетради.
|
|
| |
46. | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | стр. 188-192, вопрю с. 192 | Формирование целостного научного мировоззрения; осознание учащимися ценности здорового образа жизни; формирование экологического мышления. | Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | ЗНАТЬ сущность процесса мейоза, определения «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «гены, сцепленные с полом» УМЕТЬ использовать генетические символы и понятия при составлении и решении генетических задач, объяснять выявленные закономерности | Давать определение термину «аутосомы». Называть типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Объяснять причину соотношения полов1:1; причины проявления наследственных заболеваний человека. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Самостоятельная работа. Решение задач. |
|
| |
47. | Взаимодействие генов. | 1 | § 40, термины учить, с. 195 выполнить задания. Стр. 192-195 | Формирование целостного научного мировоззрения; осознание учащимися ценности здорового образа жизни; формирование экологического мышления. | Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки. | ЗНАТЬ определения «генотип», «аллельные гены», «неаллельные гены», «комплементарность», «полимерия», «эпистаз», « генотипическая среда» УМЕТЬ использовать полученные знания при объяснении взаимодействий неаллельных генов | Приводить примеры аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена. | Индивидуальный |
|
| |
48. | Лабораторная работа № 4 «Решение генетических задач и составление родословных». | 1 |
| Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям | Выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами; | По инструктивной карточке. | Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение; возникновение отличий от родительских форм у потомков. Решать простейшие генетические задачи. | Лабораторная работа № 4. |
|
| |
ТЕМА 4.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ. | |||||||||||
49. | Наследственная (генотипическая) изменчивость. | 1 | стр. 196-200, вопросы | Формирование целостного научного мировоззрения; осознание учащимися ценности здорового образа жизни; формирование экологического мышления. | Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки | ЗНАТЬ определения «наследственность, «изменчивость», «мутация», «кроссинговре», «кариоьтип», « полиплоидия», и др. УМЕТЬ объяснять явления наследственной изменчивости на основе цитологических и генетических знаний | Давать определение термина «изменчивость». Называть вещество, обеспечивающее явление наследственности; биологическую роль хромосом; основные формы изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. | Фронтальный. Задания § 41 в рабочей тетради.
|
|
| |
50. | Фенотипическая изменчивость. | 1 | стр.201-203 | Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; | Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | ЗНАТЬ определения «норма реакции», «фенотип», «модификация» УМЕТЬ объяснять зависимость фенотипической изменчивости от факторов внешней среды, свойства модификаций | Давать определение термина «изменчивость». Приводить примеры ненаследственной изменчивости (модификаций); нормы реакции признаков; зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно. Характеризовать модификационную изменчивость. | Индивидуальный по карточкам. |
|
| |
51. | Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой». | 1 | § 42, термины повторить с. 203 выполнить задания. | Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям | Выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами | По инструктивной карточке. | Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную). Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках, находить значения биологических терминов, необходимых для выполнения заданий тестовой работы. | Лабораторная работа № 5. |
|
| |
ТЕМА 4.3. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ. | |||||||||||
52. | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | стр. 204-206 | Формирование целостного научного мировоззрения; осознание учащимися ценности здорового образа жизни; формирование экологического мышления. | Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | ЗНАТЬ определения «селекция», «порода», «штамм», «сорт» УМЕТЬ объяснять значение селекции как науки; значение знаний о центрах происхождения культурных растений. | Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных понятий Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции. Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | Фронтальный. Задания § 43 в рабочей тетради.
|
|
| |
53. | Методы селекции растений и животных. | 1 | стр. 207-211, вопр. 1-7 | Умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия | Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки. | ЗНАТЬ понятия «порода», «сорт», «полдиплоид», «гетерозис» УМЕТЬ объяснять суть методов селекции растений и животных, отличия методов применяемых для животных | Давать определения понятиям «порода», «сорт». Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры пород животных и сортов культурных растений. Характеризовать методы селекции растений и животных. | Индивидуальный по карточкам. |
|
| |
54. | Селекция микроорганизмов. | 1 | стр. 211-213, вопр.1-4 | Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; | Формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | ЗНАТЬ понятия «штамм», «Биотехнология» УМЕТЬ объяснить суть методов селекции микроорганизмов, их преимущества | Давать определение понятиям «биотехнология», «штамм». Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. | Фронтальный. Самостоятельная работа. |
|
| |
РАЗДЕЛ 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. ТЕМА 5.1. БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ | |||||||||||
55. | Структура биосферы. | 1 | стр.216-221, вопр. 1-8 | Формирование целостного научного мировоззрения; осознание учащимися ценности здорового образа жизни; формирование экологического мышления. | Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки. | ЗНАТЬ понятия «живое вещество», «биогенное вещество», «костное вещество», «биокостное вещество» УМЕТЬ объяснять структуру биосферы, иллюстрировать её функции, эвол | Давать определение понятию «биосфера». Называть признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое, биокосное и косное вещество биосферы. Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы. Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. | Фронтальный. Задания § 46 в рабочей тетради.
|
|
| |
56. | Круговорот веществ в природе. | 1 | стр.221-225, вопр. 1-6 | Умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия | Формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
| ЗНАТЬ понятия «биогеоценоз», «биогеохимические циклы», «парниковый эффект» УМЕТЬ объяснять и иллюстрировать основные биохимические циклы. | Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме. Характеризовать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы. Прогнозировать последствия для нашей планеты исчезновения живых организмов. | Индивидуальный по карточкам |
|
| |
57. | История формирования сообществ живых организмов. | 1 | стр.225-229, вопр. 1-5 | Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; | Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | ЗНАТЬ основные факторы, влияющие на процесс формирования сообществ живых организмов УМЕТЬ иллюстрировать эти влияния, приводить конкретные примеры | ЗНАТЬ основные факторы, влияющие на процесс формирования сообществ живых организмов
| Самостоятельная работа. Задания § 48 в рабочей тетради.
|
|
| |
58. | Биогеоценозы и биоценозы. | 1 | стр. 229-230, вопр. 1-3 | Умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия | Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки. | ЗНАТЬ понятия «Биоценоз», «биогеоценоз», «биомасса» УМЕТЬ использовать полученные знания для объяснения структуры биоценоза, сравнивать биоценозы между собой | ЗНАТЬ понятия «Биоценоз», «биогеоценоз», «биомасса». Давать определение терминам «автотрофы», «гетеротрофы», «трофический уровень».
| Фронтальный |
|
| |
59. | Абиотические факторы среды. | 1 | стр. 231-235, вопр. 1-5 | Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
| Формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
| ЗНАТЬ основные экологические факторы УМЕТЬ объяснять их влияние и значение в природе. | Давать определение терминам «экология», «биотические и абиотические факторы», «антропогенный фактор». Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. | Индивидуальный Задания § 50 в рабочей тетради.
|
|
| |
60. | Интенсивность действия факторов среды. | 1 | стр. 236-239 | Формирование целостного научного мировоззрения; осознание учащимися ценности здорового образа жизни; формирование экологического мышления. | Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | ЗНАТЬ понятия «оптимум», «предел выносливости организмов», «ограничивающий фактор» УМЕТЬ объяснить зависимость результата действия экологического фактора от его интенсивности, приводить примеры | Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды. Давать определение понятиям «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема». Называть компоненты биогеоценоза; признаки популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту); признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Изучать процессы, происходящие в популяции. Характеризовать структуру наземных и водных экосистем; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе, причины устойчивости экосистемы. | Индивидуальный. Задания §51 в рабочей тетради.
|
|
| |
61. | Биотические факторы среды. | 1 | стр.239-246, вопр. 1-7 | Умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. | Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки. | ЗНАТЬ понятия «биоценоз», « цепь питания», «правило экологической пирамиды», «пирамида чисел», «пирамида биомассы», « сеть питания» УМЕТЬ объяснять структуру биоценоза, трофические связи между видами, приводить примеры | Приводить примеры организмов разных функциональных групп. Составлять схемы пищевых цепей. Объяснять направление потока вещества в пищевой сети. Характеризовать роль организмов (производителей, потребителей, разрушителей органических веществ) в потоке веществ и энергии.
| Фронтальный |
|
| |
62. | Взаимоотношения между организмами. | 1 | стр. 246-268,вопросы 1-6 | Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
| Формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
| ЗНАТЬ понятия «нейтрализм», «симбиоз», «антибиоз», «нахлебничество», «квартирантство», «хищничество», «паразитизм», «каннибализм» УМЕТЬ объяснять многообразие межвидовых взаимоотношений, приводить примеры. | Давать определение терминам «конкуренция», «хищничество», «симбиоз», «паразитизм». Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов. Определять отдельные формы взаимоотношений из содержания текста и иллюстраций учебника и дополнительной литературы. Характеризовать разные типы взаимоотношений.. | Самостоятельная работа |
|
| |
ТЕМА 5.2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК. | |||||||||||
63. | Природные ресурсы и их использование. | 1 | § 54, с. 269-270, термины учить, с. 273 выполнить задания. стр. 269-273, вопросы. | Формирование целостного научного мировоззрения; осознание учащимися ценности здорового образа жизни; формирование экологического мышления. | Владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | ЗНАТЬ понятия «биосфера», «ноосфера», «антропогенный фактор» УМЕТЬ объяснять место и роль человека в биосфере, характеризовать природные ресурсы, приводить примеры их использования | Давать определение термина «агроэкосистема (агроценоз)». Приводить примеры агроэкосистем; неисчерпаемых и почерпаемых природных ресурсов. Называть признаки агроэкосистемы. Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выводы на основе их сравнения. Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека. Раскрывать сущность рационального природопользования. Раскрывать роль человека в биосфере. Называть факторы (причины), вызывающие экологический кризис. Высказывать предположения о последствиях вмешательства человека в процессы биосферы. Предлагать пути преодоления экологического кризиса. | Задания § 54 в рабочей тетради.
|
|
| |
64. | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. | 1 | стр.274-281, вопросы | Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы. | Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки. | ЗНАТЬ основные проблемы и причины неблагоприятных влияний деятельности человека УМЕТЬ приводить примеры таких влияний, находить пути решения этой проблемы | Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде. | Индивидуальный. Задания § 55 в рабочей тетради.
|
|
| |
65. | Охрана природы и основы рационального природопользования. | 1 | Инд. задания по теме урока. § 56, термины учить, с.284 выполнить задания. | Формирование целостного научного мировоззрения; осознание учащимися ценности здорового образа жизни; формирование экологического мышления. | Формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями; применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
| ЗНАТЬ суть рационального природопользования УМЕТЬ приводить примеры воздействий человеческого общества на среду обитания. | Называть современные глобальные экологические проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Прогнозировать последствия экологических проблем. Предлагать пути решения глобальных экологических проблем. | Задания § 56 в рабочей тетради.
|
|
| |
66. | Повторение | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| |
67. | Повторение | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| |
68. | Повторение | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| |
69. | Итоговый контрольная работа.
| 1 |
|
|
|
| Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Выполнение проверочной работы в форме ГИА |
|
| |
70. | Анализ контрольной работы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|