Рабочая программа для СПО по БИОЛОГИИ

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования, науки и молодёжи

Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Симферопольский автотранспортный техникум»











Рабочая ПРОГРАММа


учебной дисциплины


БИОЛОГИИ


23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

среднего профессионального образования базовой подготовки








2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Организация-разработчик:_ГБПОУ САТТ_

Разработчики:

____Корниенко Т.В. Терепищая Е.В. Преподаватели дисциплин профессионального цикла____

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность







СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации учебной дисциплины

17

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

20



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, и примерной программы учебной дисциплины «Биология» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Биология» относится к циклу «Общеобразовательная подготовка».

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

  • освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка студентов 54 часа, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка студента 36 часов;

самостоятельная работа студента 18 час.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

24

в том числе:

лабораторные занятия

8

практические занятия

4

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

Подготовка к лабораторной работе Подготовка к практической работе

Домашняя работа по решению задач Написание реферата

Подготовка к зачету

Подготовка по конспекту лекций Самостоятельная работа с литературой

4

2

2

2

-

4

4


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины БИОЛОГИЯ

1.УЧЕНИЕ О КЛЕТКИ

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

Тема 1.1. Неорганические вещества. Органические вещества.

Система биологических наук. Методы биологических исследований. Уровни организации живой материи. Критерии живых организмов. Методы цитологии. Клеточная теория.

Элементарный состав. Биологическое значение воды, минеральных солей. Липиды, углеводы - роль жизнедеятельности организмов

2


1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема1.2. Белки. . Нуклеиновые кислоты

Белки: строение, свойства, функции. Роль в жизнедеятельности организмов.

Нуклеиновые кислоты: строение, свойства, роль в

жизнедеятельности организмов.

2

1-2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 1. 3. Строение клетки.

История открытия клетки. Общий план строения клетки. Клеточная теория. Цитоплазма и ее компоненты.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 1. 3. Строение клетки.

Ядро- строение, свойства, функции. Рибосомы. Клеточный центр.

2

1-2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Лабораторная работа1. Строение клеток эукариотов: растений, животных, грибов. Явления плазмолиза и деплазмолиза.

2

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Тема1.4. Организм -единое целое.

Многообразие живых организмов. Вирусы.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

1




Тема 2.

ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Тема 2.1. Размножение. Индивидуальное развитие организмов.

Способы размножения. Онтогенез. Стадии онтогенеза. Прямое и непрямое развитие. Деление клетки .Митоз. Бесполое размножение организмов.

Образование половых клеток. Мейоз.

2


2

Самостоятельная работа обучающихся

1

ТЕМА 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Тема 3.1 .Наследственность и изменчивость. Основы генетики. Законы Менделя

Генетика - наука о наследственности и изменчивости. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Решение задач

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическая работа № 1. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

2


2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.2 Хромосомная теория наследственности.

Сцепленное с полом наследование.

Хромосомная теория наследственности.

Современные представления о гене и геноме. Генетика пола.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Практическая работа № 2. Решение задач по генетике.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 3.3.Наследственная и

ненаследственная

изменчивость. Селекция

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетика и здоровье человека

Генетика - теоретическая основа селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции.

2

1-2

Самостоятельная работа обучающихся

1


Лабораторная работа № 2. Анализ фенотипической изменчивости

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

ТЕМА 4. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Тема 4.1.Эволюционное учение.

Естественный отбор.

История развития эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, Ж.-Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Концепция вида и его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции.

2


1-2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Лабораторная работа №3 Описание особей одного вида по морфологическому критерию

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Лабораторная работа №.4 Приспособление организмов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1





ТЕМА 5. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Тема 5.1. История развития жизни на земле

Современные представления о зарождении жизни. Различные гипотезы происхождения. Принципы и закономерности развития жизни на Земле.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 5.2. Современные гипотезы происхождения человека

Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

2

1-2

Самостоятельная работа обучающихся

1


ИТОГО ЗА ГОД

36

ТЕОРЕТИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЙ

24

ПРАКТИЧЕСКИХ

РАБОТ

4

ЛАБОРАТОРНЫХ

РАБОТ

8

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ

РАБОТ

18

МАКСИМАЛЬНАЯ

УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА

54


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии и лаборатории «Биология»

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места студента;

  • рабочее место преподавателя;

  • рабочая меловая доска;

  • наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения:

  • ПК,

  • видеопроектор,

  • проекционный экран.

оборудование учебного кабинета:

Портреты ученых биологов

Комплект таблиц для кабинета биологии

Комплект видеофильмов для кабинета биологии

Весы учебные с гирями до 200 грамм

Микроскоп лабораторный

Термометр наружный

Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

Набор палеонтологических находок "Происхождение человека"

Набор моделей органов человека:

Модель ДНК

Молекула белка

Набор генетика человека:

Генеалогический метод антропогенетики

Генетика групп крови (демонстрационный)

Строение клетки

Деление клетки

Наследование pезус-фактоpа

Перекрест хромосом

Типичные биоценозы

Биосфера и человек

Биосинтез белка

Митоз и мейоз клетки:

Основные генетические законы:

Дигибpидное скрещивание

Моногибpидное скрещивание

Строение клеток растений и животных:

Строение цветка

Ткани животных и человека

Растительные ткани

Разнообразие клеток живых организмов

Эволюция растений и животных:

Основные направления эволюции

Симбиотическая теория образования эукариот

Набор муляжей Овощи

Набор муляжей Фрукты

Гербарии иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп:

"Основные группы растений" (2 части)

"Растительные сообщества"

"Сельскохозяйственные растения России"


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Литература для учителя:

1. Биология. Общая биология: учебник для 10-11 классов / Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко,Т.В.Иванова и др.;под редакцией А.М. КондаковаВ.П.Дронова; (издательство«Просвещение»).

2. Примерная программа основного общего образования по биологии.

3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

4. О Б. Гигани. Общая биология . Таблицы и схемы. 9-11.

5. О. В. Гончаров. Генетика. Задачи.

6. Т.В. Зарудная. Олимпиады по биологии 11класс.

7. И. Ф.Ишкина. Биология 11класс. поурочные планы

8. И. Ф. Ишкина. Биология 10 класс поурочные планы.

9. Н. Ф. Ремерс. Основные биологические понятия и термины.

10. Л. Н. Харченко.Учебное пособие. Естествознание 10-11 классы.

Литература для обучающихся:

1. Биология. Общая биология: учебник для 10-11 классов / Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко,Т.В.Иванова и др.;под редакцией А.М. КондаковаВ.П.Дронова; (издательство «Просвещение»).

2. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 8-11 классы. М.: Дрофа, 2006

3. Кузнецова В.Н. Экология. Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы. М.: Вентана-Граф, 2005.

4. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Основы генетики. М.: Дрофа, 2006

5. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Размножение организмов. М.: Дрофа, 2006

6. Сухова Т.С., Строганов В.И. Тайны природы. М.: Вентана-Граф, 2005

7. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Вопросы пола в системе биологических знаний. М.: Вентана-Граф, 2005

8. Тарасова В.В. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытия. М.: Дрофа, 2006 Оборудование и приборы:

МULTIМЕDIА - поддержка курса «Общая биология»

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004 21. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

Лаборатория КЛЕТКА

Лаборатория ГЕНЕТИКА

Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ

Перечень оборудования для кабинета биологии на сайте

standart. edu. ru . также найти в книге Н.Л. Галеевой «Современный кабинет биологии».

Интернет источники. Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

bio.1seрtеmbег.гu - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

bio.nаtuге.гu - научные новости биологии

edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

km.ru/education. - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»Федеральный портал «Российское образование»

ed.gov.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Единое окно доступа к образовательным ресурсам Образовательные ресурсы Интернета - Биология.

alleng.ru/edu/bio1.

htm abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор - старт в науку»); vernadsky.dnttm.ru/ (конкурс им. Вернадского);

step-into-the-future.ru/ (программа «Шаг в будущее);

iteach.ru (программа Intel - «Обучение для будущего»).

eidos.ru (эвристические олимпиады дистанционного центра «Эйдос») darwin.museum.ru/

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения: единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя. никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения. животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы.

2. Стартовая диагностика подготовки студентов по школьному курсу биологии; выявление мотивации к изучению нового материала.

3. Текущий контроль в форме:

- защиты практических занятий;

- контрольных работ по темам разделов дисциплины;

- тестирования;

- домашней работы;

- отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение).

4. Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

5

© 2010-2022