• Преподавателю
  • Биология
  • Методическая разработка урока по теме: «Надкласс рыбы: общая характеристика и внешнее строение»

Методическая разработка урока по теме: «Надкласс рыбы: общая характеристика и внешнее строение»

Данный урок является 36 по счету в тематическом планировании и первым в разделе «Подтип Черепные. Надкласс Рыбы». При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся. Преподавание биологии в 7 классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по программе класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н.Пономаревой (2 ч в неделю).Эта программа построена на основе концентрической концепции химического образования для основной школы. На уроке решались следующие цели и задачи: Образовательная: сформировать знания учащихся об особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания. Развивающая: развить умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитательная: воспитать культуру труда. Образовательные цели соответствуют требованиям программы, охватывают все содержание урока. План занятия и его цели были реализованы полностью. На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, дифференцированная, групповая. В качестве средств обучения на уроке использовались: электронная презентация, таблицы «Внешнее строение окуня» и Пресноводные и проходные рыбы»,аквариумные рыбки в банках с водой, конверты с вопросами. Все этапы урока логически связаны между собой. Организационный момент настраивает учащихся на решение основной цели урока. На втором и третьем этапе урока использовался метод актуализации знаний. При работе над основной темой урока использовались следующие методы обучения: а) словесный (сообщение); б) наглядный (демонстрация слайдов); в) проблемно-поисковый; г) частично-поисковый; д) исследовательский (лабораторная работа); е) индивидуальная работа с учебной литературой; ж) работа у доски; з) игра. Такой подход, по-моему мнению, активизирует учащихся , поддерживает позитивный эмоциональный фон урока, позволяет продуктивно работать в группе, помогая и поддерживая друг друга. Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путем чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока и спокойной доброжелательной обстановкой. Все это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся. Работа проходила в сотрудничестве с учителем. Структурные элементы урока взаимосвязаны,  осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому. Урок с применением ИКТ-это качественно новый тип урока, на котором учитель согласовывает методику объяснения учебного материала  с методикой применения ИКТ. При обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, не теряется главное его содержания. Речь учителя информативна, выразительна, понятна. На уроке выполняется правило постепенного усложнения учебного материала. На этапе закрепления  использовалась игра как метод обучения, применяются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию. Требования учителя не вызывают негативной реакции у учащихся, в течение урока доминируют и развиваются положительные чувства и эмоции. На всех этапах урока эффективно организована учебно-познавательная деятельность учащихся. Используются на уроке ситуации, во время которых «влючаются» различные виды памяти (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная). Осуществлялись межпредметные связи (физика, химия). Рациональное использование времени на уроке. Использовалась литература: 1.Константинов В.М., Бабенко В.Г. , Кучменко В.С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф,2008. 2.Бодрова Н.Ф. Биология. 7 класс. Животные. Методическое пособие для учителя.-Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. 3. http://plotka.ru/samyie-krasivyie-ryibki-okeana/
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка урока по теме: «Надкласс рыбы: общая характеристика и внешнее строение».



Автор материала: Сергеева Дарья Анатольевна.

Должность: учитель биологии.

Телефон и адрес проживания: 89047557070,

г.Волгоград, ул.Шекснинская 40-245

Образовательное учреждение: Муниципальное

образовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №11

Ворошиловского района города Волгограда

Номинация: Естественнонаучные (химия,

биология, физика).

Волгоград 2014

Тема: Рыбы: общая характеристика и внешнее строение.

Цель урока: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания.

Задачи урока: сформировать знания учащихся об особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания, развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, воспитывать культуру труда.

Средства обучения: электронная презентация, таблица «Внешнее строение окуня», «Пресноводные и проходные рыбы», аквариумные рыбы в банках с водой, инструктивные карточки для лабораторной работы, конверты с вопросами.

Основное содержание урока:

1)Общая характеристика рыб. Первоначальные представления об их многообразии.

2)Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Письменная проверочная работа (Приложение 1)

Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами начинаем изучать новую группу животных Рыбы. Рыбы - это позвоночные холоднокровные животные, обитающие в воде и передвигающиеся с помощью плавников.(Презентация ,слайд 1).

Надкласс Рыбы подразделяют на 2 класса - Хрящевые рыбы (акулы, скаты) и Костные рыбы ( осетры, лососи, сельди, караси и др.).( Презентация, слайд 2). Основным критерием такого разделения служит вещество, из которого состоит внутренний скелет - хрящ или кость.

Известно более 30000 современных видов. Рыбы населяют различные водоемы нашей планеты. Условия их обитания, состав пищи, конкуренты и

2

враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведении рыб. (Презентация, слайд 3). Рыбы, обитающие в толще воды и у поверхности, как вы думаете, какую будут иметь форму?

- Обучающиеся отвечают.

-Да, верно, ребята, обтекаемую форму тела, также у них сильно развитый хвостовой плавник, что позволяет им быстро плавать, спасаясь от преследования и в погоне за добычей. А придонные рыбы, как правило , плавают медленно ,их уплощенное тело малозаметно и для добычи, и для врагов. А как вы думаете, какую окраску будут иметь рыбы, живущие среди ярких коралловых зарослей?

Ответ обучающихся: - Имеют яркую и пеструю окраску, чтобы быть малозаметными для врагов.

-В водоемах пещер, в условиях полной темноты какая, ребят, будет окраска рыб?

Ответ.

- Совершенно верно, бесцветная.

Некоторые глубоководные рыбы снабжены светящимися органами, так как на глубину никогда не проникает солнечный свет.

А теперь перейдем к изучению внешнего строения рыб, для этого выполним исследовательскую работу по инструктивной карточке (Презентация, слайд 4, 5). Для выполнения работы класс делится на группы.

Закрепление.

1) Итак , тело рыб состоит из головы ,туловища, и хвоста (Презентация, слайд 6).Кожа покрыта чешуей и слизью. Чешуи черепицеобразно налегают друг на друга и плотно прикрывают туловище и хвост. По мере роста рыбы чешуйки тоже увеличиваются в размере, по ним можно узнать возраст рыбы(обратиться к рис.116(б, в) учебника). Слизь уменьшает трение рыбы о воду и служит защитой от бактерий и плесеней.

Конечности рыб - парные и непарные. Давайте с вами заполним

3

таблицу по значению плавников (Презентация, слайд 7).


У рыб есть органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде, давайте составим схему по органам чувств (Презентация, слайд 8).

Боковая линия - в коже под чешуей чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды.

Органы зрения - глаза с хрусталиком, дающим уменьшенное изображение предметов на сетчатке. Рыбы видят на близком расстоянии и различают цвета.

Органы слуха - внутри черепа по бокам головы.

Орган равновесия - рядом с внутренним ухом, ощущение положения своего тела, перемещение вверх и вниз.

Орган обоняния - восприятие запахов веществ, растворенных в воде.

Таким образом, вывод нашей исследовательской работы, кто может озвучить? Какие у рыб приспособления к жизни в воде?(Презентация, слайд 9).

2)Игра «Освободи рыбку».(Приложение 2)

На доске иллюстрация, с изображением рыбы, окруженная «сетью»(ячейки сети -прямоугольники, на обратной стороне которых записаны вопросы).Ученики поочереди подходят к доске, снимают одну за другой ячейки сети и отвечают на вопросы. Когда будет дан правильный ответ на последний вопрос, рыбка освобождена, игра закончена.

Освободили рыбку Мандаринок - малюсенькая очень колоритная рыбка, которая обитает вблизи коралловых рифов, расположенных в западных регионах Тихого океана. Свое название «мандаринок» она получила, благодаря красочному узору, который напоминает одеяние китайского мандарина. Эта рыбка - обитательница дна. Она выделяет в слизь токсичные вещества, а та в свою очередь, обволакивает ее тельце, и мандаринок становится токсичной для большинства хищников.

4

Домашнее задание

1) Параграф 31.

2)Составить кроссворд о внешнем строении рыб(по желанию).

3)Подготовить сообщение о поведении рыб (индивидуально).

Используемая литература:

1.Константинов В.М., Бабенко В.Г. , Кучменко В.С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф,2008.

2.Бодрова Н.Ф. Биология. 7 класс. Животные. Методическое пособие для учителя.-Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011.

3. plotka.ru/samyie-krasivyie-ryibki-okeana/




5

Приложение 1.

Вариант 1.

1.Составить схему строения опорно-двигательной системы позвоночных.

2.Составить пары:

1)выделительная; А) поджелудочная железа;

2)кровеносная; Б) яичник;

3)пищеварительная; В) головной мозг;

4)нервная; Г) сердце;

5)половая. Д) почка.

Вариант 2.

1.Составить схему строения выделительной системы позвоночных.

2.Составить пары:

1)опорно-двигательная; А) транспортная;

2)половая; Б) защитная;

3)нервная; В) размножение организмов;

4)кровеносная; Г) выведение ненужных продуктов

5)выделительная. жизнедеятельности;

Д) почка.




© 2010-2022