- Преподавателю
- Биология
- Методическая разработка урока по теме: «Надкласс рыбы: общая характеристика и внешнее строение»
Методическая разработка урока по теме: «Надкласс рыбы: общая характеристика и внешнее строение»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сергеева Д.А. |
Дата | 28.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока по теме: «Надкласс рыбы: общая характеристика и внешнее строение».
Автор материала: Сергеева Дарья Анатольевна.
Должность: учитель биологии.
Телефон и адрес проживания: 89047557070,
г.Волгоград, ул.Шекснинская 40-245
Образовательное учреждение: Муниципальное
образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №11
Ворошиловского района города Волгограда
Номинация: Естественнонаучные (химия,
биология, физика).
Волгоград 2014
Тема: Рыбы: общая характеристика и внешнее строение.
Цель урока: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания.
Задачи урока: сформировать знания учащихся об особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания, развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, воспитывать культуру труда.
Средства обучения: электронная презентация, таблица «Внешнее строение окуня», «Пресноводные и проходные рыбы», аквариумные рыбы в банках с водой, инструктивные карточки для лабораторной работы, конверты с вопросами.
Основное содержание урока:
1)Общая характеристика рыб. Первоначальные представления об их многообразии.
2)Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Письменная проверочная работа (Приложение 1)
Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами начинаем изучать новую группу животных Рыбы. Рыбы - это позвоночные холоднокровные животные, обитающие в воде и передвигающиеся с помощью плавников.(Презентация ,слайд 1).
Надкласс Рыбы подразделяют на 2 класса - Хрящевые рыбы (акулы, скаты) и Костные рыбы ( осетры, лососи, сельди, караси и др.).( Презентация, слайд 2). Основным критерием такого разделения служит вещество, из которого состоит внутренний скелет - хрящ или кость.
Известно более 30000 современных видов. Рыбы населяют различные водоемы нашей планеты. Условия их обитания, состав пищи, конкуренты и
2
враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведении рыб. (Презентация, слайд 3). Рыбы, обитающие в толще воды и у поверхности, как вы думаете, какую будут иметь форму?
- Обучающиеся отвечают.
-Да, верно, ребята, обтекаемую форму тела, также у них сильно развитый хвостовой плавник, что позволяет им быстро плавать, спасаясь от преследования и в погоне за добычей. А придонные рыбы, как правило , плавают медленно ,их уплощенное тело малозаметно и для добычи, и для врагов. А как вы думаете, какую окраску будут иметь рыбы, живущие среди ярких коралловых зарослей?
Ответ обучающихся: - Имеют яркую и пеструю окраску, чтобы быть малозаметными для врагов.
-В водоемах пещер, в условиях полной темноты какая, ребят, будет окраска рыб?
Ответ.
- Совершенно верно, бесцветная.
Некоторые глубоководные рыбы снабжены светящимися органами, так как на глубину никогда не проникает солнечный свет.
А теперь перейдем к изучению внешнего строения рыб, для этого выполним исследовательскую работу по инструктивной карточке (Презентация, слайд 4, 5). Для выполнения работы класс делится на группы.
Закрепление.
1) Итак , тело рыб состоит из головы ,туловища, и хвоста (Презентация, слайд 6).Кожа покрыта чешуей и слизью. Чешуи черепицеобразно налегают друг на друга и плотно прикрывают туловище и хвост. По мере роста рыбы чешуйки тоже увеличиваются в размере, по ним можно узнать возраст рыбы(обратиться к рис.116(б, в) учебника). Слизь уменьшает трение рыбы о воду и служит защитой от бактерий и плесеней.
Конечности рыб - парные и непарные. Давайте с вами заполним
3
таблицу по значению плавников (Презентация, слайд 7).
У рыб есть органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде, давайте составим схему по органам чувств (Презентация, слайд 8).
Боковая линия - в коже под чешуей чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды.
Органы зрения - глаза с хрусталиком, дающим уменьшенное изображение предметов на сетчатке. Рыбы видят на близком расстоянии и различают цвета.
Органы слуха - внутри черепа по бокам головы.
Орган равновесия - рядом с внутренним ухом, ощущение положения своего тела, перемещение вверх и вниз.
Орган обоняния - восприятие запахов веществ, растворенных в воде.
Таким образом, вывод нашей исследовательской работы, кто может озвучить? Какие у рыб приспособления к жизни в воде?(Презентация, слайд 9).
2)Игра «Освободи рыбку».(Приложение 2)
На доске иллюстрация, с изображением рыбы, окруженная «сетью»(ячейки сети -прямоугольники, на обратной стороне которых записаны вопросы).Ученики поочереди подходят к доске, снимают одну за другой ячейки сети и отвечают на вопросы. Когда будет дан правильный ответ на последний вопрос, рыбка освобождена, игра закончена.
Освободили рыбку Мандаринок - малюсенькая очень колоритная рыбка, которая обитает вблизи коралловых рифов, расположенных в западных регионах Тихого океана. Свое название «мандаринок» она получила, благодаря красочному узору, который напоминает одеяние китайского мандарина. Эта рыбка - обитательница дна. Она выделяет в слизь токсичные вещества, а та в свою очередь, обволакивает ее тельце, и мандаринок становится токсичной для большинства хищников.
4
Домашнее задание
1) Параграф 31.
2)Составить кроссворд о внешнем строении рыб(по желанию).
3)Подготовить сообщение о поведении рыб (индивидуально).
Используемая литература:
1.Константинов В.М., Бабенко В.Г. , Кучменко В.С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф,2008.
2.Бодрова Н.Ф. Биология. 7 класс. Животные. Методическое пособие для учителя.-Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011.
3. plotka.ru/samyie-krasivyie-ryibki-okeana/
5
Приложение 1.
Вариант 1.
1.Составить схему строения опорно-двигательной системы позвоночных.
2.Составить пары:
1)выделительная; А) поджелудочная железа;
2)кровеносная; Б) яичник;
3)пищеварительная; В) головной мозг;
4)нервная; Г) сердце;
5)половая. Д) почка.
Вариант 2.
1.Составить схему строения выделительной системы позвоночных.
2.Составить пары:
1)опорно-двигательная; А) транспортная;
2)половая; Б) защитная;
3)нервная; В) размножение организмов;
4)кровеносная; Г) выведение ненужных продуктов
5)выделительная. жизнедеятельности;
Д) почка.