- Преподавателю
- Биология
- План самообразования учителя биологии
План самообразования учителя биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алимова Н.Н. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НЕКРАСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА »
СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
На заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор МБОУ «Некрасовская СШ»
_________ Н.Н.Алимова ____________ Т.Ю. Соляник ___________ Л.П. Затухина Протокол № 1 от «31» августа 2015г. «____» _______ 2015г. Протокол № _____ от «_____» ______ 2015г.
План по самообразованию
учителя биологии Алимовой Н.Н.
на 2015/2016 учебный год
с. Некрасовка - 2015
Анкета учителя:
Образование: высшее, закончила в 1990 году Мелитопольский государственный педагогический институт по специальности - биология .
Квалификационная категория - высшая.
Курсы повышения квалификации:
«Концептуальные положения и методы преподавания биологии в соответствии с требованиями российского законодательства и ФГОС» - 2014 г.,
курсовая переподготовка учителей биологии и ОБЖ- 2015 г.
Обучение строю на основе развивающего обучения, что, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Награды:
Благодарность Министерства образования, науки,молодёжи Республики Крым -2014 год;
Благодарность Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым -2015 год
Звание «Старший учитель»
Проблема школы:
«Управление качеством образования с использованием новых технологий в условиях внедрения ФГОС ООО»
Индивидуальная проблемная тема самообразования:
«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии. Использование ИКТ на уроках биологии».
Ведущие идеи:
-
личностный подход;
-
успешность и преемственность обучения и воспитания;
-
гуманизация отношений;
-
экологическое образование и воспитание;
-
практическая направленность обучения;
-
дифференциация обучения
Цели:
-
выявление и развитие способностей каждого ученика,
-
обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
-
введение в учебно - воспитательный процесс современных технологий обучения.
обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного
образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
Задачи:
-
поддерживать научно-исследовательскую и поисковую работу учащихся,
стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности;
-
совершенствовать систему мониторинга образовательного процесса по предмету;
-
улучшить качество нравственно-духовного, морального воспитания личности через систему взаимодействия партнерского сотрудничества с семьей.
Работа над темой начата в 2015 году.
Цели и задачи:
-
развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения
-
формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, конкурентноспособной и ответственной за свои поступки
-
использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций
-
повышение своего методического уровня.
Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по биологии.
НАПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ:
Основные направления
Действия и мероприятия
Сроки
реализации
Профессиональное
1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
3. Повышать квалификацию на курсах для учителей биологии
2015- 2016
систематически
регулярно
Психолого-педагогические
1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
регулярно
Методические
1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по биологии.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения биологии.
3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей естественно - научного цикла.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.
9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района, на семинарах директоров и завучей школ района.
10. Выступать с докладами по теме самообразования.
регулярно
регулярно
регулярно
ежегодно
регулярно
регулярно
регулярно
Закончить в 2016г
Систематически
Согласно плана
Информационно-технологические технологии
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Обзор в Интернете информации по биологии, педагогике и психологии.
3. Использовать электронную почту для контакта с единомышленниками. [email protected]
регулярно
регулярно
постоянно
Охрана здоровья
1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни.
систематически
регулярно
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы
Содержание работы
Сроки
Практическая деятельность
Диагностический
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта
Март2015г
27. 08.15 г
28.08.15г
2015/ 2016г
1 . Курсы повышения квалификации учителей биологии
2. Принять участие в республиканском семинаре учителей биологии по теме ««Об особенностях преподавания биологии, экологии, природоведения в общеобразовательных организациях 2015/2016 учебном году» ».
3. Выступление на заседании районного МО учителей биологии и химии на тему «Особенности преподавания биологии в 2015/2016 учебном году»
4. Изучение литературы:
1. Величковский Б.Т, Кирпичёв В.И, Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.:Новая школа,1997.
2. Губарева Л. А. и другие -«Экология человека. Практикум» - 2003.
3.Кардашенко В.Н. и др. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков»
4.Федорова А.И., Никольская А.Н. - Практикум по экологии и охране окружающей среды Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003.-288с
5. Тяглова Е.В. Уроки мастерства. Исследовательская деятельность учащихся. Методология
Прогностический
1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов.
2015/2016
1.Выступление на заседании школьного МО учителей естественно-научного цикла по темам:
Интегрированные уроки.
«Активизация познавательных процессов при обучении биологии»
« ФГОС. Особенности преподавания биологии в 5 классе»
«Формирование УУД»
«Определение уровня естественнонаучных знаний выпускников средних школ» (2016 год)
Практический
1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы.
2015/2016
1.Выступление на заседании РМО по теме:
«Информационные технологии, как средство повышения эффективности образования».
2.Открытые уроки на муниципальном уровне.
3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками
Обобщающий
1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы.
2015/2016
1. Выступление на заседании районного МО с темами:
"Обновление биологического образования в контексте перехода на ФГОС" (2015год)
2. Участие и результаты на районных и республиканских научно-практических конференциях, конкурсах,
3.Участие и результаты на дистанционных международных меропрятиях
4. Районный семинар педагогов на базе нашей школы по теме «Организация научно-исследовательской работы учащихся». (декабрь 2015)
5.Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках биологии»
6. Консультативная помощь учителям биологии и учащимся других школ
7. Создан личный сайт учителя. Сайт обновляется еженедельно.
Адрес сайта: http://infourok.ru/user/alimova-natalya-nikolaevna
8. Электронная почта для контакта с единомышленниками: [email protected]
Внедренческий
Распространение опыта работы.
2015/2016
1. Публикация материалов на личном сайте
2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
В процессе преподавания столкнулась с низкой заинтересованностью учащихся в учебном процессе. Замотивировать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ - технологий.
Я выделяю три основных формы работы с ИКТ на уроках биологии:
-
применение информационных технологий на уроках
-
применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся
-
применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Одной из форм, использующей межпредметные связи и развивающей познавательную активность учащихся является интегрированный урок.
Применяю также игровые и тестовые технологии.
Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Только тестовые работы дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся и формировать у них установку на неизбежность контроля, а значит мотивировать школьников постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинировать их. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов.
Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
1. Изучить литературу по данной проблеме:
-
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.
-
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
-
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42
-
Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.
-
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
-
Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
-
Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя биологии»
-
Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым, относящихся к стратегии модернизации образования.
2. Учебная исследовательская работа:
-
.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках биологии и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
-
Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся - проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей - новаторов, методистов, передового опыта.
-
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
-
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
-
Творческое сотрудничество с учителями информатики
4. Участие в системе школьной методической работы:
-
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
-
Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
-
Изучить передовой опыт учителей по применению технологий.
-
Участие в заседаниях ШМО естественнонаучного цикла, педагогических советах.
-
Практические выходы (доклады, рефераты) - на районной секции учителей биологии, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
-
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Предполагаемые результаты самообразования
-
Повысить качество преподавания предмета.
-
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
-
Разработать и провести открытые уроки по собственным технологиям
-
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отсчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
-
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
-
Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном и личном сайте.
-
Обобщить опыт по исследуемой теме.