План самообразования учителя биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НЕКРАСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА »

СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

На заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор МБОУ «Некрасовская СШ»

_________ Н.Н.Алимова ____________ Т.Ю. Соляник ___________ Л.П. Затухина Протокол № 1 от «31» августа 2015г. «____» _______ 2015г. Протокол № _____ от «_____» ______ 2015г.

План по самообразованию

учителя биологии Алимовой Н.Н.

на 2015/2016 учебный год

с. Некрасовка - 2015

Анкета учителя:

Образование: высшее, закончила в 1990 году Мелитопольский государственный педагогический институт по специальности - биология .

Квалификационная категория - высшая.

Курсы повышения квалификации:

«Концептуальные положения и методы преподавания биологии в соответствии с требованиями российского законодательства и ФГОС» - 2014 г.,

курсовая переподготовка учителей биологии и ОБЖ- 2015 г.

Обучение строю на основе развивающего обучения, что, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Награды:

Благодарность Министерства образования, науки,молодёжи Республики Крым -2014 год;

Благодарность Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым -2015 год

Звание «Старший учитель»

Проблема школы:

«Управление качеством образования с использованием новых технологий в условиях внедрения ФГОС ООО»

Индивидуальная проблемная тема самообразования:

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии. Использование ИКТ на уроках биологии».

Ведущие идеи:

  • личностный подход;

  • успешность и преемственность обучения и воспитания;

  • гуманизация отношений;

  • экологическое образование и воспитание;

  • практическая направленность обучения;

  • дифференциация обучения

Цели:

  • выявление и развитие способностей каждого ученика,

  • обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;

  • введение в учебно - воспитательный процесс современных технологий обучения.

обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного

образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;

Задачи:

  • поддерживать научно-исследовательскую и поисковую работу учащихся,

стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности;

  • совершенствовать систему мониторинга образовательного процесса по предмету;

  • улучшить качество нравственно-духовного, морального воспитания личности через систему взаимодействия партнерского сотрудничества с семьей.

Работа над темой начата в 2015 году.

Цели и задачи:

  • развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения

  • формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, конкурентноспособной и ответственной за свои поступки

  • использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций

  • повышение своего методического уровня.

Ожидаемые результаты:

повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по биологии.

НАПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей биологии

2015- 2016

систематически

регулярно

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по биологии.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения биологии.

3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей естественно - научного цикла.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района, на семинарах директоров и завучей школ района.

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

регулярно

регулярно

регулярно

ежегодно

регулярно

регулярно

регулярно

Закончить в 2016г

Систематически

Согласно плана

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по биологии, педагогике и психологии.

3. Использовать электронную почту для контакта с единомышленниками. [email protected]

регулярно

регулярно

постоянно

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

систематически

регулярно


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:



Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Март2015г

27. 08.15 г


28.08.15г

2015/ 2016г

1 . Курсы повышения квалификации учителей биологии

2. Принять участие в республиканском семинаре учителей биологии по теме ««Об особенностях преподавания биологии, экологии, природоведения в общеобразовательных организациях 2015/2016 учебном году» ».

3. Выступление на заседании районного МО учителей биологии и химии на тему «Особенности преподавания биологии в 2015/2016 учебном году»

4. Изучение литературы:

1. Величковский Б.Т, Кирпичёв В.И, Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.:Новая школа,1997.

2. Губарева Л. А. и другие -«Экология человека. Практикум» - 2003.

3.Кардашенко В.Н. и др. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков»

4.Федорова А.И., Никольская А.Н. - Практикум по экологии и охране окружающей среды Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003.-288с

5. Тяглова Е.В. Уроки мастерства. Исследовательская деятельность учащихся. Методология


Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2015/2016

1.Выступление на заседании школьного МО учителей естественно-научного цикла по темам:

Интегрированные уроки.

«Активизация познавательных процессов при обучении биологии»

« ФГОС. Особенности преподавания биологии в 5 классе»

«Формирование УУД»

«Определение уровня естественнонаучных знаний выпускников средних школ» (2016 год)


Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2015/2016

1.Выступление на заседании РМО по теме:

«Информационные технологии, как средство повышения эффективности образования».

2.Открытые уроки на муниципальном уровне.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками

[email protected]

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2015/2016

1. Выступление на заседании районного МО с темами:

"Обновление биологического образования в контексте перехода на ФГОС" (2015год)

2. Участие и результаты на районных и республиканских научно-практических конференциях, конкурсах,

3.Участие и результаты на дистанционных международных меропрятиях

4. Районный семинар педагогов на базе нашей школы по теме «Организация научно-исследовательской работы учащихся». (декабрь 2015)

5.Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках биологии»

6. Консультативная помощь учителям биологии и учащимся других школ

7. Создан личный сайт учителя. Сайт обновляется еженедельно.

Адрес сайта: http://infourok.ru/user/alimova-natalya-nikolaevna

8. Электронная почта для контакта с единомышленниками: [email protected]

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2015/2016

1. Публикация материалов на личном сайте

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте


В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

В процессе преподавания столкнулась с низкой заинтересованностью учащихся в учебном процессе. Замотивировать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ - технологий.

Я выделяю три основных формы работы с ИКТ на уроках биологии:

  • применение информационных технологий на уроках

  • применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся

  • применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Одной из форм, использующей межпредметные связи и развивающей познавательную активность учащихся является интегрированный урок.

Применяю также игровые и тестовые технологии.

Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Только тестовые работы дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся и формировать у них установку на неизбежность контроля, а значит мотивировать школьников постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинировать их. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов.

Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:

1. Изучить литературу по данной проблеме:


  • Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.

  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004

  • Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42

  • Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.

  • Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

  • Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»

  • Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя биологии»

  • Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым, относящихся к стратегии модернизации образования.

2. Учебная исследовательская работа:

  • .Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках биологии и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.

  • Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся - проводить диагностику 1-2 раза в год.

3. Изучение опыта учителей - новаторов, методистов, передового опыта.

  • Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета

  • Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.

  • Творческое сотрудничество с учителями информатики

4. Участие в системе школьной методической работы:

  • Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.

  • Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.

  • Изучить передовой опыт учителей по применению технологий.

  • Участие в заседаниях ШМО естественнонаучного цикла, педагогических советах.

  • Практические выходы (доклады, рефераты) - на районной секции учителей биологии, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.

  • Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;

Предполагаемые результаты самообразования

  • Повысить качество преподавания предмета.

  • Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.

  • Разработать и провести открытые уроки по собственным технологиям

  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отсчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.

  • Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

  • Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном и личном сайте.

  • Обобщить опыт по исследуемой теме.

План самообразования учителя биологии


© 2010-2022