- Преподавателю
- Биология
- Тема урока СТРОЕНИЕ СЕМЯН”
Тема урока СТРОЕНИЕ СЕМЯН”
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шкурдюк О.В. |
Дата | 15.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока "СТРОЕНИЕ СЕМЯН"
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.
Тип урока: комбинированный.
Задачи:
Образовательные:
раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений;
дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян однодольных и двудольных растений.
развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;
формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян;
развивать умение работать с учебником.
Развивающие:
развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;
развивать наблюдательность, речь учащихся.
Воспитательная:
продолжить формирование научного мировоззрения.
Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.
Методы
1. Словесные: рассказ, объяснение, беседа.
2. Наглядные: демонстрация таблицы "Строение семени", мультимедийная презентация.
3. Практические: наблюдение.
Методические приемы:
1. Логические: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
2. Организационные: фронтальная работа преподавателя с классом и самостоятельная работа учащихся.
3. Технические: прикрепление таблицы "Строение семени" к доске, установка проектора, раздача лабораторного материала и оборудования.
Оборудование:
1. Натуральная наглядность: семена гороха, фасоли, подсолнечника, тыквы, пшеницы, кукурузы (сухие и набухшие), препаровальные иглы, лупа.
2. Изобразительная наглядность: таблица "Строение семени".
3. Технические и мультимедийные средства: мультимедийная презентация.
Формируемые понятия:
двудольное растение
однодольное растение
семядоля
эндосперм
зародыш
семенная кожура
семяножка
микропиле
Развиваемые понятия:
околоплодник
семенная кожура
Ход урока.
I. Организация учащихся.
Добрый день ребята! Можете садиться. Прошу дежурного написать на листке список отсутствующих и передать мне.
II. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним:
какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название?
Какие жизненныеформы растений вы знаете?
Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека?
А теперь откройте свои тетради и покажите мне таблицу, которую вы должны были заполнить дома.
-
Название растения
Форма растения (дерево, кустарник или травянистое)
Однолетнее, двулетнее или многолетнее
Сколько раз в жизни плодоносит
Где растет
1.
III. Подготовка к восприятию нового материала.
а) Актуализация знаний.
Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся со всеми его частями и органами.
б) Мотивация.
- Как же появляются молодые растения?
Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Что они сеют? Конечно же, семена. (слайд 1)
В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице - проросток. (слайд 2) Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение.
Итак, тема сегодняшнего урока «Строение семян». (слайд 3) Запишите в тетради тему урока. Чтобы лучше узнать о строении семян, мы выполним лабораторную работу.
Лабораторная работа "Строение семян двудольных и однодольных растений».
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени фасоли и зерновки пшеницы.
Оборудование: семена гороха, фасоли, подсолнечника, тыквы, пшеницы, кукурузы (сухие и набухшие), препаровальные иглы, лупа.
Ход работы.
Инструктивная карточка с. 87-88 учебника.
1). Внешнее и внутреннее строение семени фасоли.
Учитель.
а) Заглянем внутрь семени? Возьмем семя покрупнее, например, семя фасоли. Давайте рассмотрим его с разных сторон. С одной стороны оно имеет вогнутую поверхность. Теперь рассмотрим другие сухие и набухшие семена фасоли. Ребята, измерьте длину и ширину набухших и сухих семян. Какие семена больше - набухшие или сухие? Чем вы это можете объяснить?
б) Найдите у семян рубчик. Рубчиком называют след от места прикрепления семени к плоду. Обратите внимание на микропиле (или семявход). Зачем нужен семявход? (слайд 4)
в) Препаровальным ножом сделайте надрез на выпуклой стороне набухшего семени фасоли и снимите кожицу. Попробуйте то же самое проделать с сухими семенами. В каком случае и почему кожура снимается легче? Рассмотрите семенную кожуру и убедитесь что она плотная. Каково значение кожуры в жизни семени?
г) Разделите семя на две части. Под семенной кожурой находятся две семядоли и зародыш. (слайд 5)
- Рассмотрите внешний вид зародыша. Найдите зародышевый корешок, стебелек и почечку.
- Зачем зародыш фасоли имеет две семядоли? Зарисуйте семя фасоли. (слайд 6)
д) Запишите в тетрадь вывод об особенностях строения семени.
В ы в од: семя фасоли покрыто семенной кожурой и имеет две семядоли, содержащие запас питательных веществ и зародыш, который состоит из трех частей: стебелька, почечки и корешка
2). Внешнее и внутреннее строение зерновки пшеницы.
а) А сейчас возьмем сухую и набухшую зерновки пшеницы. Чем они отличаются? Рассмотрите их форму и окраску.
б) Попробуйте препаровальной иглой снять стенку плода с набухшей зерновки. Легко ли это сделать? Почему? Найдите семявход. (Показ частей зерновки по слайду 7, учащиеся находят их на семенах).
в) разрежьте зерновку вдоль:
- найдите эндосперм. Клетки эндосперма заполнены питательными веществами;
- найдите зародыш, с помощью лупы рассмотрите его органы: зародышевый корешок, стебелек, почечку и семядолю. (Показ частей зародыша по слайду 7, учащиеся находят их на семенах.)
г) Сделайте рисунок в тетради.
3). Рассказ учителя об однодольных (слайд 8) и двудольных растениях (слайд 9).
Все цветковые растения делятся на два крупных класса: однодольные и двудольные. Среди однодольных растений вы можете встретить… а среди двудольных… (слайды)
IV. Закрепление полученных знаний.
А теперь, ребята, давайте сравним семя фасоли с семенем зерновки пшеницы. Итак, что же у них общего? (Общее в строении семени фасоли и пшеницы то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).
А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура у однодольных срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).
V. Домашнее задание.
П.57
4