Тема урока СТРОЕНИЕ СЕМЯН”

Тема урока "СТРОЕНИЕ СЕМЯН” Цель: познакомить учащихся с особенностями  строения семян однодольных и двудольных растений. Тип урока: комбинированный. Задачи: Образовательные: ·        раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений; ·        дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян однодольных и двудольных растений. ·        развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их; ·        формировать практическое умение и навыки п...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока "СТРОЕНИЕ СЕМЯН"

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

Образовательные:

 раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений;

 дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян однодольных и двудольных растений.

 развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;

 формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян;

 развивать умение работать с учебником.

Развивающие:

 развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;

 развивать наблюдательность, речь учащихся.

Воспитательная:

 продолжить формирование научного мировоззрения.

 Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.

Методы

1. Словесные: рассказ, объяснение, беседа.

2. Наглядные: демонстрация таблицы "Строение семени", мультимедийная презентация.

3. Практические: наблюдение.

Методические приемы:

1. Логические: анализ, сравнение, синтез, обобщение.

2. Организационные: фронтальная работа преподавателя с классом и самостоятельная работа учащихся.

3. Технические: прикрепление таблицы "Строение семени" к доске, установка проектора, раздача лабораторного материала и оборудования.

Оборудование:

1. Натуральная наглядность: семена гороха, фасоли, подсолнечника, тыквы, пшеницы, кукурузы (сухие и набухшие), препаровальные иглы, лупа.

2. Изобразительная наглядность: таблица "Строение семени".

3. Технические и мультимедийные средства: мультимедийная презентация.

Формируемые понятия:

 двудольное растение

 однодольное растение

 семядоля

 эндосперм

 зародыш

 семенная кожура

 семяножка

 микропиле

Развиваемые понятия:

 околоплодник

 семенная кожура

Ход урока.

I. Организация учащихся.

Добрый день ребята! Можете садиться. Прошу дежурного написать на листке список отсутствующих и передать мне.

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним:

 какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название?

 Какие жизненныеформы растений вы знаете?

 Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека?

А теперь откройте свои тетради и покажите мне таблицу, которую вы должны были заполнить дома.

Название растения

Форма растения (дерево, кустарник или травянистое)

Однолетнее, двулетнее или многолетнее

Сколько раз в жизни плодоносит

Где растет

1.

III. Подготовка к восприятию нового материала.

а) Актуализация знаний.

Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся со всеми его частями и органами.

б) Мотивация.

- Как же появляются молодые растения?

Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Что они сеют? Конечно же, семена. (слайд 1)

В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице - проросток. (слайд 2) Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение.

Итак, тема сегодняшнего урока «Строение семян». (слайд 3) Запишите в тетради тему урока. Чтобы лучше узнать о строении семян, мы выполним лабораторную работу.

Лабораторная работа "Строение семян двудольных и однодольных растений».

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени фасоли и зерновки пшеницы.

Оборудование: семена гороха, фасоли, подсолнечника, тыквы, пшеницы, кукурузы (сухие и набухшие), препаровальные иглы, лупа.

Ход работы.

Инструктивная карточка с. 87-88 учебника.

1). Внешнее и внутреннее строение семени фасоли.

Учитель.

а) Заглянем внутрь семени? Возьмем семя покрупнее, например, семя фасоли. Давайте рассмотрим его с разных сторон. С одной стороны оно имеет вогнутую поверхность. Теперь рассмотрим другие сухие и набухшие семена фасоли. Ребята, измерьте длину и ширину набухших и сухих семян. Какие семена больше - набухшие или сухие? Чем вы это можете объяснить?

б) Найдите у семян рубчик. Рубчиком называют след от места прикрепления семени к плоду. Обратите внимание на микропиле (или семявход). Зачем нужен семявход? (слайд 4)

в) Препаровальным ножом сделайте надрез на выпуклой стороне набухшего семени фасоли и снимите кожицу. Попробуйте то же самое проделать с сухими семенами. В каком случае и почему кожура снимается легче? Рассмотрите семенную кожуру и убедитесь что она плотная. Каково значение кожуры в жизни семени?

г) Разделите семя на две части. Под семенной кожурой находятся две семядоли и зародыш. (слайд 5)

- Рассмотрите внешний вид зародыша. Найдите зародышевый корешок, стебелек и почечку.

- Зачем зародыш фасоли имеет две семядоли? Зарисуйте семя фасоли. (слайд 6)

Тема урока СТРОЕНИЕ СЕМЯН”

д) Запишите в тетрадь вывод об особенностях строения семени.

В ы в од: семя фасоли покрыто семенной кожурой и имеет две семядоли, содержащие запас питательных веществ и зародыш, который состоит из трех частей: стебелька, почечки и корешка

2). Внешнее и внутреннее строение зерновки пшеницы.

а) А сейчас возьмем сухую и набухшую зерновки пшеницы. Чем они отличаются? Рассмотрите их форму и окраску.

б) Попробуйте препаровальной иглой снять стенку плода с набухшей зерновки. Легко ли это сделать? Почему? Найдите семявход. (Показ частей зерновки по слайду 7, учащиеся находят их на семенах).

в) разрежьте зерновку вдоль:

- найдите эндосперм. Клетки эндосперма заполнены питательными веществами;

- найдите зародыш, с помощью лупы рассмотрите его органы: зародышевый корешок, стебелек, почечку и семядолю. (Показ частей зародыша по слайду 7, учащиеся находят их на семенах.)

г) Сделайте рисунок в тетради.

Тема урока СТРОЕНИЕ СЕМЯН”

3). Рассказ учителя об однодольных (слайд 8) и двудольных растениях (слайд 9).

Все цветковые растения делятся на два крупных класса: однодольные и двудольные. Среди однодольных растений вы можете встретить… а среди двудольных… (слайды)

IV. Закрепление полученных знаний.

А теперь, ребята, давайте сравним семя фасоли с семенем зерновки пшеницы. Итак, что же у них общего? (Общее в строении семени фасоли и пшеницы то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура у однодольных срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

V. Домашнее задание.

П.57

4


© 2010-2022