Конспект урока по биологии по теме «Генная инженерия. ГМ - продукты»

"Описание материала: "ТЕМА УРОКА: "" Генная инженерия. ГМ - продукты " "Цель: формирование у учащихся представлений о сущности методах, значении и относительной безопасности трансгенных биотехнологий. " "Задачи: "Образовательная: Создать условия для формирования основных понятий урока (генная инженерия, трансгенные организмы, трансгенез. "Развивающая: Развитие познавательного интереса, логического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы "Воспитательная: Воспитание у учащихся культуру здорового питания " "Тип урока: комбинированный. " "Метод проведения: лекция с элементами беседы " "Вид урока: компьютерный " "Использование технологий: информационно - коммуникационная технология " "Оборудование: компьютер, презентация слайдов, учебник. "
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

с. ПОЧИНОК КУЧУК»

КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН




УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ

на тему:

«Генная инженерия и ГМ - продукты».



Из опыта работы учительницы

высшей квалификационной

категории

Московской Д. И.




с. Починок Кучук-2014

ТЕМА УРОКА: Генная инженерия. ГМ - продукты

Цель: формирование у учащихся представлений о сущности методах, значении и относительной безопасности трансгенных биотехнологий.

Задачи:

Образовательная: Создать условия для формирования основных понятий урока (генная инженерия, трансгенные организмы, трансгенез.

Развивающая: Развитие познавательного интереса, логического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы

Воспитательная: Воспитание у учащихся культуру здорового питания

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: лекция с элементами беседы

Вид урока: компьютерный

Использование технологий: информационно - коммуникационная технология

Оборудование: компьютер, презентация слайдов, учебник.


ХОД:

I.Организационный момент

-приветствие

- подготовка аудитории к работе

-проверка наличия учащихся в классе.

II.Проверка знаний учащихся

Метод: фронтальный опрос. (слайд 4)

  1. Что такое полиплоидия причины их возникновения?(Полиплоидия- кратное увеличение

числа хромосом : ди- три- тетра - пентаплоидные организмы).

  1. За счет чего образуются полиплоидные растения? ( воздействия химического мутагена, вызывающих нарушение правильного расхождения хромосом. К ним относятся колхицины, колцемиды (цитостатики), препятствующие образованию нитей веретена деления клетки


  1. Особенности полиплоидных растений? (Высокая урожайность, крупные размеры, активный синтез органических веществ , например: мята-увеличение эфирного масла, арбуз- увеличение плода, сахаристость, с мягкой оболочкой семени, сахарная свекла- увеличение веса, сахаристость.)

III. Актуализация знаний.

Что такое ген? ( Участок молекулы ДНК, несущий информацию о структуре белка

гены определяют признаки и свойства организма.)

IV. Изучение новой темы

Слайд 5. Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо.

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла,чеслук и репуста.

О каких овощах идет речь? ( Ответы учащихся)

Одна из проблем современности повышение качества и увеличение количества продуктов питания. Для решения этой проблемы человечество стремится внедрить в с/хозяйство биотехнологии.

Обсуждается вопрос : Что такое биотехнология?(ответы учащихся)

Слайд 6

Биотехнология - совокупность промышленных методов, использующих живые организмы и биологические процессы с целью производства для народного хозяйства и медицины различных веществ.

Конспект урока по биологии по теме «Генная инженерия. ГМ - продукты»Сегодня мы познакомимся с одним из направлений биотехнологии

Генная инженерия-совокупность методов ,позволяющих посредством операций in vitro ( в пробирке)переносить генетическую информацию из одного организма в другую.

История генетического модифицирования началась в 1972г. Слайд 7.

Конспект урока по биологии по теме «Генная инженерия. ГМ - продукты»

Для переноса нового гена в какую-либо клетку создают специальные векторы. В качестве векторов используют плазмиды ДНК или ДНК бактериофага.Чтобы осуществить перенос генов( трансгенез), необходимо выполнить следующие сложные операции:

-выделение из клеток бактерий, животных, растений тех генов, которые намечены для переноса

-создание специальных генетических конструкций( векторов), в составе которых намеченные гены будут внедряться в геном другого вида

- внедрение генетических векторов сначала в клетку, а затем в геном другого вида и выращивание измененных клеток в целые организмы (регенерация).

Растения и животные ,геном которых изменен в результате таких генно- инженерных операций, получило название трансгенных (геномодифицированных, рекомбинантных) растений или животных

Показывется слайд 8.Схема создания трансгенных растений

Конспект урока по биологии по теме «Генная инженерия. ГМ - продукты»

Мировые лидеры в выращивании трансгенных растений_ США, Аргентина, Канада, Китай. В России уже существуют несколько экспериментальных «закрытых» полей с ГМ культурами

Слайд 9

Конспект урока по биологии по теме «Генная инженерия. ГМ - продукты»

Слайд 10 ГМ-культуры.

Сегодня разработано более 120 видов растений - кукуруза, рис, хлопок, тыква, огурец, перец, дыня.






Конспект урока по биологии по теме «Генная инженерия. ГМ - продукты»Конспект урока по биологии по теме «Генная инженерия. ГМ - продукты»Конспект урока по биологии по теме «Генная инженерия. ГМ - продукты»Конспект урока по биологии по теме «Генная инженерия. ГМ - продукты»Конспект урока по биологии по теме «Генная инженерия. ГМ - продукты»Конспект урока по биологии по теме «Генная инженерия. ГМ - продукты»

Слайд 11

Конспект урока по биологии по теме «Генная инженерия. ГМ - продукты»



Соя - древнейшее культурное растение семейства бобовых. Возделывать её начали в Китае, откуда соя попала в другие азиатские страны. В Европе она не прижилась, а в Америке распространена очень широко. Сегодня почти половина мировых посевов сои сосредоточено в США. Популярность продуктов из сои, соевого масла с каждым годом растёт. Соя - самое "трансгенное" растение в мире. В США около 75% её посевных площадей засеяны генетически модифицированными сортами, а, например, в Аргентине они составляют 99%!

Г М-культуры.используются для производства как продуктов питания, так и пищевых добавок. Например: из сои получают соевое молоко, которое заменяет грудное молоко, делают творог. ГМ - сырье обеспечивает большую часть потребности в растительном масле и пищевом белке. Соевый лецитин Е-322 используется как эмульгатор и стабилизатор в кондитерской промышленности, а шкурки соевых бобов- при производстве отрубей, хлопьев, закусок. Гм-соя применяется в качестве дешевого наполнителя. Она входит в состав колбас, шоколадов, хлеба. От 30 до 60% всей сои на мировом рынке генетически модифицирована.Модифицированные картофель и кукурузу используют для приготовления чипсов, крахмал- в качестве загустителей ,студенеобразователей желирующих веществ в кондитерской и хлебопекарной промышленности.

Можно ли вводить в рацион трансгенные продукты?.( версии учащихся )

Какие продукты являются геномодифицированные? (Ответы учащихся)

показывается слайд 12

Конспект урока по биологии по теме «Генная инженерия. ГМ - продукты»

Несмотря на то, что на мировом рынке все больше появляется продуктов, полученные с использованием генетически модифицированных источников, потребители все- таки настороженно относятся к ним.

Слайд 13 Продукты нашего магазина ООО «Намус».В нашем магазине мало ГМ- продуктов

Конспект урока по биологии по теме «Генная инженерия. ГМ - продукты»



5.Почему создают Гм -продукты, причины?.слайд 14

-менее прихотливы и более устойчивы к болезням ,насекомым - вредителям, а главное- к пестицидам, которыми обрабатываются поля и чей вред на человеческий организм давно доказан.

-продукты лучшего качества и товарного вида, обладают повышенной пищевой ценностью и дольше хранятся.

-доступны для всех .стоят дешево

Например: из улучшенных генными инженерами кукурузы, соевых бобов и рапса получается растительное масло, в котором снижено количество насыщенных жиров, в « новых» картофеле и кукурузе больше крахмала и меньше воды. Такой картофель при жарке требует немного масла, из него получаются воздушные чипсы и картофель фри. Также выращен табак, в генетический код которого» вмонтирован» человеческий ген, отвечающий за выработку антител к вирусу кори. В ближайшем будущем будут созданы другие подобные растения с противовирусной начинкой.

6.Опасны ли ГМ продукты? Слайд 15 (Однозначного ответа нет). Обсуждение учащихся

1)Пересадка генов приводит к появлению новых форм растений с измененной программой наследственности, в клетках которых могут начать синтезироваться какие- либо опасные для здоровья человека вещества( токсины, аллергены).

-Компоненты, содержащие в ГМ- продуктах, могут быть высокотоксичными, т.е. наносящими вред живому организму химическими веществами. Серьезное влияние оказывает пищевая добавка под названием аспартам. Е 951Аспартам рекомендовали больным сахарным диабетом, а также , кто страдал ожирением. Он применялся при производстве более 5 тыс. наименований продуктов: йогуртов, молочных десертов, мороженного, кремов, жевательной резинки. Аспартам- заменяет сахар ( почти в 200раз) ,на российском рынке его можно встретить в составе многокомпонентных смесей подсластителей как»аспасвит».»аспартин»,» сламикс».»сладекс». Аспартам противопоказан больным фенилкетонурией.

- Вызывают аллергию. Известен случай, когда пытались создать трансгенную сою со встроенным геном «бразильского ореха».Этот белок оказался сильным аллергеном.

2) Генно- инженерная технология еще несовершенна и процесс встраивания нового гена недостаточно точен.»Новый «ген может оказаться рядом с любым геном или даже внутри него, мешая функционированию и регуляции последнего.

-Опасны. Могут попадать в клетки человека, вызывая мутации, рак.

-ГМ- продукты вызывают развитие невосприимчивости болезнетворных бактерий к антибиотикам.

7.Тестирование на безопасность ГМ продуктов. Слайд 16

Для определения ГМ- продуктов используют методы генетической маркировки, который основан на ДНК-метках( разработан английскими специалистами национального института с/хозяйственной ботаники).В геном всех ГМ -культур вводится помимо «целевых» генов, обеспечивающих проявление нужных признаков, еще и небольшая последовательность нуклеотидов, по которым можно будет выявить фактически генно- инженерные модификации продукта.

Согласно правилам , принятым в Европейском союзе, в продуктах питания разрешено содержание только до 1% генетически измененных компонентов без указания на этикетке. В России установлен 5% предел для ГМ продуктов- такое содержание считается на сегодняшний день абсолютно безвредным .Если в каком-то пищевом изделии трансгенов больше этой нормы, то на этикетке должна быть предупреждающая надпись. В нашей стране постановление об обязательной маркировке продуктов вступило в силу с 1 сентября 2002 Рядовому потребителю сложно разобраться в обстановке, Поиск трансгенных продуктов в магазинах- нелегкая задача. В отличие от европейских супермаркетов, где ГМ -продукты выставляются на отдельных полках, в российских магазинах для них не выделяется специального места. Такая продукция не маркируется должным образом. Многие продукты питания в России - одни из самых генетически «загрязненных» в Европе. Генетически модифицированные продукты уже стали частью нашей жизни.

V.Подведение итога урока.

8.Какой можно делать вывод? Можно применять ГМ - продукты ? Так ли они опасны?

Слайд 17

Возможная опасность ГМ продуктов может проявиться, а может оказаться сильно преувеличенной. В любом случае каждому человеку следует подумать о возможных непредсказуемых последствиях и самому принять решение: употреблять генетическую пищу или нет. Но лучше помнить известный принцип «Не навреди».

VI.Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Мое отношение к ГМ -продуктам».



© 2010-2022