- Преподавателю
- Биология
- Статья на тему Приемы критического мышления на уроках биологии
Статья на тему Приемы критического мышления на уроках биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Катюшина Н.Г. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа »
с Аносово Усть-Удинского р-на
Статья на тему:
«Приемы развития критического мышления
на уроках биологии»
Подготовила:
Катюшина Наталья Геннадьевна
учитель химии, биологии
первой категории.
Март 2013 г
Система общего образования Российской Федерации переживает период активных преобразований. Мощный импульс этому процессу придал национальный проект «Образование». В условиях модернизации образования происходят изменение школы - это ожидаемый и естественный процесс.
Основная цель современной школы: - это создание условий для развития потенциала молодого человека, самореализации личности, создать условия для самоопределения, выбора профессии для свободной адаптации в современной жизни.
Молодые люди, выпускники школы должны обладать такими качествами, как деловитость, дисциплина, ответственность, самостоятельность, конкурентоспособность.
Современные школьники имеют богатый личный потенциал, но, к сожалению, в школе порой они не могут раскрыть и реализовать свои способности. Сколько известно таких примеров, когда троечник в школе с успехом проявляет себя после окончания школы в стенах училища, института. Почему так происходит?
Традиционно считается, что основная задача школы - это образование. На традиционном уроке мы, учителя, заинтересованы, прежде всего, в изучении учебного материала в соответствии с программными требованиями. Времени катастрофически не хватает. Авторитарная позиция учителя сковывает инициативу и самооценку учащихся, снижает уровень их развития и креативности. Дети пассивны. Вот и приходится учителю работать больше самому, при этом дети бездействуют и воспринимают информацию в готовом виде, не прилагая усилий в поиске знаний.
Мы обучаем в школе математике, физике, биологии и другим предметам. Но, когда дети выходят из стен школы, они теряются и выясняется, что их не научили главному - таким жизненно - необходимым навыкам, как эффективному общению, самостоятельно решать проблемы, справляться с отрицательными эмоциями, адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, сказать «нет», уметь отказывать, быть успешными в учебе и работе, в жизни. Из-за не сформированности этих жизненно-важных навыков молодые люди в будущем будут иметь низкую самооценку, неуверенность в себе, не смогут найти себя в обществе, в семье
Сейчас задачи перед школой изменились. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. «В человеке заключено много задатков и наша задача - развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» - это слова Имануила Канта. И эта задача возложена на педагога.(2)
Решить часть задач, которые сегодня стоят перед школой могут и должны стать современные образовательные технологии. На сегодня в научной литературе существует много определений понятия «технология». Следует сказать, что даются около 300 трактовок и определений этого понятия «технология». Слово «технология» довольно прочно обжилось в педагогическом словаре, но до сих пор нет четкого понятия. Общее толкование понятия «технология»: «техно» - мастерство, «логос»- наука, то есть наука о мастерстве. Технология- это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий, гарантирующих получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения поставленных задач. Проще запомнить, что технология - это инструмент, при помощи которого решаются задачи образовательной программы. То есть программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?». А технология - на вопрос «как делать?».
Кратко истории. Педагогические технологии появились в 50-х годах 20 века. Это были так называемые «жесткие» или «строгие» технологии, в которых цель и результат были жестко взаимосвязаны, при этом результат должен быть диагностирован. В 90-х годах они стали называться я образовательными технологиями или еще «личностно ориентированными образовательными технологиями». Эти технологии направлены на развитие самостоятельности, субъективности ученика, формирование творческих способностей ученика, развитие критического мышления.
Педагогическая технология- это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель.
Признаками технологии обычно называют:
-
Диагностичность описания цели
-
Воспроизводимость педагогического процесса
-
Воспроизводимость педагогических результатов.
В перечень рекомендованных материалами федерального оператора Приоритетного национального проекта «Образование» включены следующие технологии (3):
-
Развивающее обучение
-
Коллективная система обучения
-
Технология исследовательских задач
-
Исследовательские и проектные методы
-
Технология модульного и блочно- модульного обучения
-
Технология «дебаты»
-
Технология развития критического мышления
-
Лекционно - семинарская система обучения
-
Технология использования игровых методов
-
Обучение в сотрудничестве
-
Информационно- коммуникативные технологии
-
Здоровьесберегающие технологии
-
Система инновационной оценки «портфолио»
-
Технологии интерактивного и дистанционного обучения.
Развитие критическое мышление как образовательная технология
Рассмотрим одну из них подробнее. Данная образовательная технология направлена на развитие посредством чтения и письма стиля мышления учащихся, основными чертами которого являются критичность, гибкость, открытость, рефлексивность. Цель применения этой технологии в учебном процессе - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. (3)
Технология представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.
Эта технология учит современного школьника:
-
критически мыслить,
-
проявлять активность в познании окружающего мира.
-
владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения,
-
аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.
-
Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы
-
эффективно взаимодействовать с информационными пространствами,
-
добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?
-
Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
-
Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.
-
В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Технология дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Базовая модель урока, основанная на использовании данной технологии, представляет собой последовательное прохождение трех стадий, присущих одновременно и процессу познания: вызов, осмысление, рефлексия. Эти стадии могут составлять весь урок или его отдельные части. В основе технологии - модель, состоящая из трех фаз:
-
вызов,
-
смысловая стадия,
-
рефлексия
Вызов. На этой стадии происходит выявление первоначальных представлений учащихся о теме обсуждения, активизации познавательной деятельности учеников, актуализацию собственного опыта. Это побуждает их вспомнить, что они уже знают по этой теме, привести имеющиеся знания в определенную систему, а также поделиться своими знаниями. Кроме этого, происходит настрой учащихся на тему урока, развивается интерес к ней, что является своеобразным мотивационным моментом. Важно, чтобы в конце вызова произошла систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся.
Используемые приемы: мозговой штурм, кластер (пучок, созвездие), карты познания, перепутанные логические цепочки.
В процессе реализации фазы вызова
1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
3. Можно сочетать индивидуальную и групповую работы. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.
Роль преподавателя
-
стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме,
-
способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников.
-
не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны
важно: Нам, преподавателям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников. Мы привыкли их поправлять, критиковать, морализировать по поводу их действий. Избежание этого и является основной трудностью для работы в режиме педагогической технологии развития критического мышления.
Осмысление. Эта стадия начинается вместе с подачей новой информации. Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На этой стадии происходит соприкосновение учащихся с новыми знаниями, понятиями, идеями. Эта фаза занимает наибольшее время. Новая информация может быть представлена в виде текста, лекции учителя, видеофильма. Здесь происходит соотнесение новой информации с той, которой ранее располагали учащиеся, т.е. новых знаний с уже имеющимися. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.
Во время этой фазы урока учащиеся работают самостоятельно. Задачей учителя является поддержание активности учащихся, которая была достигнута на стадии вызова.
Используемые приемы: изучение текста или его отдельных частей, просмотр видеофильма, прослушивание лекции учителя, прослушивание аудиозаписи. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала.
В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова.
На фазе осмысления содержания
учащиеся:
1. Осуществляют контакт с новой информацией.
2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.
4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Преподаватель:
1. Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.
2. Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.
3. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте [3].
Рефлексия.
Целью этой стадии является закрепление полученных знаний, усвоение новой информации, формирование собственного нового знания, включение в систему знаний новых понятий, а также постановка новых вопросов и поиск ответов на них, что может послужить основой для стадии вызова к следующему уроку.
Используемые приемы:
составление схемы, таблицы, обсуждение, дискуссия, краткое сочинение, кластер, карты познания, разработка мини-проекта, взаимоопрос и контроль, рисунок и др.
Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия - особый вид мышления... Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Часто на детальную рефлексию (так называемый этап закрепление) практически не остается времени. Мы отмечали, что большое внимание на уроках уделяется, прежде всего, изложению нового материала. Школьники не привыкли к тому, что после этого этапа им могут быть заданы вопросы типа: «Какая информация привлекла Ваше внимание?», «Что Вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного текста?» и тому подобные. Надо учить детей выражать свои мысли и идеи, новую информацию собственными словами. Кстати, учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. В этом случае и происходит формирование новых знаний, становление опыта и развитие личности.
Грамотно организованный урок - это не только технология, но и позитивный психологический климат. Современные технологии обучения помогают построить урок так, что у ребенка уходит чувство страха, стимулируется успех, оптимизм и вера в свои силы и способности.
Создание психологического климата в группе является одной из наиболее
важных и наиболее сложных задач педагога с детьми. Это атмосфера раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.
Эти методы и приемы направлены на создание для каждого ребенка «ситуации успеха», развитие личности, раскрытие природных способностей. Неудачник в школе и дома - это потенциальный неудачник на работе, в семье, в жизни. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе, к учебе, поэтому оправдано создание для школьника ситуации успеха. Со стороны учителя - это подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность общения, спокойная и доброжелательная речь. Ситуация успеха особенно важна в работе с «трудными» детьми, поведение которых осложнено целым рядом причин.
В атмосфере добра и творчества меняются и сами дети. Ученики учатся свободно высказывать свое мнение, выступать публично, задавать вопросы. Это показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему. Такие уроки носят творческий характер.