Урок биологии в 7 классе. Доказательства эволюции животных

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3-я группа - Сравнительная анатомия. Открытый урок учителя биологии ГБОУ школы № 471 Белоплотовой Н.В.

Тема урока: Доказательства эволюции животных.

Цели и задачи урока: - изучить доказательства эволюции с помощью данных палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии;

-изучить понятия « филогенез» « переходные формы», « гомологичные органы», « рудименты» и «атавизмы»;

- развивать умение работать с текстом учебника, с рисунками, таблицами, умение наблюдать, обобщать, делать выводы;

- умение работать с дополнительной литературой; выделять главное;

-умение работать в группе, умение говорить и выступать перед классом, развивать сотрудничество;

-воспитание интереса к биологии, экологическое воспитание, воспитание любознательности, внимания.

Оборудование: таблицы по теме « Доказательства эволюции», скелеты позвоночных животных, презентация, дополнительная литература, рельефная таблица

« Археоптерикс.

Организационный момент: Изучение главы 4 « Развитие и закономерности размещения животных на Земле». Домашнее задание 49.

Цель урока -- изучить доказательства эволюции, развивать учебные навыки.

Животный мир на планете изменяется. Почему могут исчезнуть виды животных?

( при изменении условий существования)

- Может приспособиться, измениться, дать начало новому виду ( либо новым видам)

Филогенез - совокупность процессов появления, распространения, приспособления , историческое развитие организмов.

- наука о древних организмах прошлых геологических эпох.

- Как ученые узнают об организмах, живших сотни млн. лет назад.

- в какое время жили те, или иные организмы?

( в глубоких слоях - более древние)

- Класс делится на группы, каждая получает задание.

1-я группа - Палеонтология.

2-я группа - Эмбриология

3-я группа - Сравнительная анатомия.

4-я группа - Работа с дополнительной литературой

Ребята используют для выполнения заданий наглядность.

Работа в тетради : Палеонтология

Как определить : ( ближе к поверхности - более похожие на современных)

- Какой вывод можно сделать?

(животный мир постоянно меняется)

- Что такое « переходные формы»? Приведите примеры.

Рыбы - земноводные

Пресмыкающиеся - птицы.

Некоторые пресмыкающиеся , опасаясь хищников, забирались на деревья, где находили обильный корм и защиту. От этих пресмыкающихся произошли птицы. В отложениях юрского периода мезозойской эры сохранились отпечатки первоптицы. Первый скелет был обнаружен в Баварии в 1861 году. Спустя 16 лет, в тех же сланцевых пещерах - другой, более полный скелет, на котором были видны даже очертания перьев.

Рассмотрим изображение Археоптерикса.

Работа в тетради.

Работа на интерактивной доске.

Признаки пресмыкающихся

Признаки птиц

тяжелый скелет

мощные зубы

длинный хвост

пальцы с когтями

крылья

перьевой покров

форма тела

- Сейчас в Южной Америке живет птица- ГОАЦИН , птенцы которой похожи на археоптерикса.

Палеонтологическим доказательством является эволюция передней конечности лошади.

Предок лошади был размером с собаку, жил в лесной зоне. Почему произошли изменения внешнего вида?

Работа с учебником ( рисунок 190 стр.251 )

Вывод - Полное воссоздание облика организмов, переходных от далеких предков до современных животных служат палеонтологические доказательства истинной картины эволюции организмов на Земле.

Палеонтологи пытаются разгадать причины, по которым их не стало.

Наиболее крупными животными были динозавры.

Интересные факты о жизни динозавров.

Вывод : - Что можно узнать, используя данные палеонтологии?

Эмбриологические доказательства.

Эмбриология - изучает зародышевое развитие организмов.

- Что можно сказать, рассматривая эмбрионов различных животных?

-Сходство на ранних этапах. Что доказывает?

Онтогенез - индивидуальное развитие организма.

Филогенез - историческое развитие вида.

-Какой вывод можно сделать? Какая существует связь между этими понятиями?

Сравнительная анатомия.

Анатомия - изучает особенности внешнего и внутреннего и строения организмов.

-Сравнение скелетов позвоночных животных. Сделать вывод.

ГОМОЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ - сходные по общему планы строения, но имеющие различную форму, величину и приспособленность к выполнению разнообразных функций.

Работа с учебником. Рисунок 192, стр. 254. - Назовите отделы передних конечностей позвоночных. - Почему отличаются по внешнему виду?

-Работа с учебником.

- Что доказывает утрата некоторых органов различными животными.

( Киты и дельфины не имеют задних конечностей, но есть небольшие косточки, находящиеся в теле).

Рудименты - органы, утратившие свою функцию в результате их длительного неприменения.

- О чем свидетельствуют рудиментарные органы?

Атавизмы - случаи проявления признаков предков у современных особей.

Примеры - трехпалость у современных лошадей, дополнительные пары молочных желез, наличие волосяного покрова на всем теле.

- Найдите общие черты и отличия между этими органами.

Сравнительно-анатомические ряды. - Как развиваются виды, относящиеся к одному классу. Семейству, роду?

Вывод. Данные сравнительной анатомии доказывают эволюцию. Происхождение организмов от более простых.

Рефлексия : - Что изучили на уроке?

- Что узнали нового?

- Что было интересно?

- Хотелось бы узнавать новое по данной теме?

- Почему необходимо изучать древних животных?



© 2010-2022