Разработка урока по биологии Тип Моллюски

Технологическая карта урока МОУ Мирновская СОШ Класс     7         Предмет: биология Учитель: Гарманова Елена Владимировна Тип урока: изучение нового материала   Тема урока: Тип Моллюски. Общая характеристика Лабораторная работа «Особенности строения и жизни моллюсковПасечник В.В. Учебник. Биология. Животные, 7 класс . М: Дрофа, 2014  Н.В.Преображенская  Рабочая тетрадь. Биология. М: Экзамен, 2014 Таблица «Моллюски»   Дополнительные (мультимедиаресурсы): Презентация для урока «Моллюски»; «Гимна...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

МОУ Мирновская СОШ

Класс 7 Дата 09.10.2014

Предмет: биология

Учитель: Гарманова Елена Владимировна

Тип урока: изучение нового материала


Тема урока: Тип Моллюски. Общая характеристика

Лабораторная работа «Особенности строения и жизни моллюсков»

Цель урока

Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы «Тип Моллюски. Общая характеристика»

Задачи урока

Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками моллюсков, их отличием от кольчатых червей; раскрыть особенности строения, питания, размножения и распространения

Воспитательные: поощрять товарищество, доброту, формировать гуманные отношения на уроке; вырабатывать умение работать в коллективе; самодисциплинированность; развивать позитивное отношение к труду: готовить свое рабочее место; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к одноклассникам.

Развивающие: развивать речь уч-ся, словарный запас, коммуникационные свойства речи; отрабатывать навык анализа и синтеза, сравнения, определения понятий, ставить и разрешать проблемы, умение работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать, делать выводы; продолжать формировать умение проводить лабораторное исследование

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные: уметь работать в парах, оценивать себя и окружающих, оказывать помощь; осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной работы.

Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию; уметь отстаивать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Регулятивные: уметь ставить цели; анализировать пути достижения цели; принимать решение в проблемной ситуации; оценивать правильность выполнения действий; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; уметь проводить исследовательские действия; давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь): Тип Моллюски; строение, многообразие, выделять существенные признаки моллюсков, их процессы жизнедеятельности

Личностные: умение отстаивать свою точку зрения, работать в паре

Метапредметные: работать с текстом, схемой, моделями, исследовательским материалом; уметь сравнивать и анализировать

Основные понятия, используемые на уроке

Моллюски, раковина, мантия, мантийная полость, легкое, жабры, сердце, терка, железы: пищеварительные, слюнные; глаза, почки

Межпредметные связи

Информатика, литература

Ресурсы

Основные: Пасечник В.В. Учебник. Биология. Животные, 7 класс . М: Дрофа, 2014

Н.В.Преображенская Рабочая тетрадь. Биология. М: Экзамен, 2014

Таблица «Моллюски»

Дополнительные (мультимедиаресурсы): Презентация для урока «Моллюски»; «Гимнастика для глаз»; материал для лаб. работы (лоточки, наборы раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков, лупы); фрагменты видеофильмов о моллюсках; карточки с заданиями

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Индивидуально-обособленная, парная, коллективная, фронтальная

Методы обучения

  • по источнику передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические;

  • по степени самостоятельности мышления обучающихся: проблемно- поисковые;

  • по стимулированию интереса к учению: опережающие задания, создание ситуации занимательности через использование мультимедийной презентации;

  • методы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль

Технологии работы с информацией

Чтение текста, сопоставление, анализ, просмотр презентации, работа со схемой, исследовательским материалом

Приемы: беседа, создание ситуаций занимательности, работа с компьютерной презентацией, выполнение заданий в тетради с печатной основой; приемы лабораторного исследования

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Мобилизующий этап
Этапы:

1.Приветствие.

2.Определение отсутствующих

3.Проверка готовности к уроку

4.Организация внимания

Доброжелательный настрой, полная готовность класса к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм

Приветствие

Определение отсутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку и помещения к уроку.

Организация внимания всех учащихся

Проверить личную готовность к уроку

Настрой на продуктивную работу на уроке.

Оценивать себя и окружающих

Развивать позитивное отношение к труду: готовить свое рабочее место

Самоопределение учащихся на основе антиципации (способности представить себе возможный результат действия до его осуществления)

Проверка сформированности предметных и метапредметных компетенций

1.Определение организмов





















2.Формулировка вместе с уч-ся темы и цели урока.



3.Кто такие Моллюски?







Проблемный вопрос











Проблемный вопрос





Коллективная познавательная деятельность всего класса, применение теоретических знаний на практике: определить по загадке название организмов



















Запись темы урока.

Пробуют сформулировать цель урока.



Пробуют ответить для себя на вопрос: что я знаю о моллюсках, что я хочу о них узнать

Делают схему в рабочей тетради.



Сопоставляют рисунки, делают вывод.

Анализировать и сравнивать изображения





Выступают с подготовленными мини-сообщениями по теме урока «Интересные факты о моллюсках»



Направление на определение типичных недостатков, исправление ошибок

Слайды 2-5











Введение в тему.

Цель урока: изучить тип моллюски

Слайд 6

Рецензирование ответов учащихся

Моллюски- (греч.) мягкотелые

Слайд 7

Классы моллюсков: брюхоногие, двустворчатые, головоногие.

Отличительная особенность - наличие раковины. У всех ли она есть?

Слайд 8





Слайд 9





Можем ли мы сказать, что теперь достаточно хорошо знаем все о моллюсках?










1.Определить по загадке организмы:

Симпатичный он на вид,
Хоть бывает ядовит!
У него ведь восемь ног.
То придонный…

Я в гости иду, иль иду я домой -

Повсюду тащу на себе домик свой.

А если опасность ждёт на дорожке,

Я - раз, и в него спрячу рожки.

Ветру, чайкам

Тихо вторя

Волны шепчут у прибоя

Приложи ее лишь к ушку

Море спряталось в …

Ну, кто на улитку
Безумно похож,
Но только для дружбы
Детишкам не гож?
Он транспорт для всяких
Червей-паразитов,
Что в нём пребывают
Проездом, транзитом.
А значит, не друг он -
Скорее, что враг...
Моллюск безракушечный -
Это...

Все они вместе - Тип Моллюски

Учебник с 45 вопрос 1 .







Домашнее задание.

Просмотр видеофрагмента



Определить организмы:

Осьминог

Улитка

Ракушка





Слизень











Наличие раковины



Уметь сопоставлять, выделять главное













Уметь отстаивать свою точку зрения оценивать правильность выполнения действий



Формировать собственное мнение и позицию; уметь отстаивать свою точку зрения

Расширение фактических знаний учащихся



Умение выступать публично, подбирать фактический материал.

Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний

Этапы:

1.Общая характеристика типа. План строения организмов.

Формулировка вместе с учащимися общей характеристики.



2. Организация процесса восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации нового материала

Самостоятельная работа



Проверка выполненной работы. Замечания



















3.Демонстрация практической значимости нового материала

Чтение материала по учебнику п11

Работа по тетради с24 №5. (основные части тела моллюска)



Самостоятельное добывание знания. Поисковая работа

Самоорганизация процесса учения.



Проговаривание плана действия в ходе лабораторной работы



Слайд 10

-Что нужно сделать?

3 слоя в раковине

Слайды 11,12

Показать практическую значимость материала

Актуализировать чувственный опыт и опорные знания учеников. Проведение словарной работы

Физкультминутка

Инструктаж по технике безопасности (лупы)

Слайд 13

Показать практическую значимость материала

Совместное выполнение работы.



Чтение материала по учебнику п11 до с46 (Кровеносная система)















Лабораторная работа «Особенности строения и жизни моллюсков»

а)Прочитать с26 в Тетради

б)Проанализировать, что нужно сделать.

Какие возникли вопросы?

в) Что для этого понадобится?

Техника безопасности при работе со стеклянными приборами

Знать новые термины.



Уметь выбирать материал из текста.



Техника безопасности при работе со стеклянной посудой

Делают выводы и сопоставляют полученный материал.

Устанавливать причинно-следственные связи; уметь определять возможные источники необходимых сведений

Уметь работать самостоятельно

Уметь проводить сравнительные действия

Находить ответы на поставленные вопросы



Уметь проводить исследовательские действия, делать выводы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной работы.

Закрепление нового материала
Этапы:

1.Закрепление новых знаний и умений.



2.Проверка понимания сущности новых понятий.

Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа.






1)Решение на основе новых знаний творческих и практических задач.



2)Использование самостоятельной работы для закрепления знаний: выбор ответов из предложенных



Оценивание работ учащимися:

Какое получилось зашифрованное слово?

Слайды 14-16

1) Анализ задания. Выполняют в тетради и на презентации.

Разработка урока по биологии Тип Моллюски





Корректировка ответов и оценивания



Работа по карточкам.



Полученное слово: Молодец



1)Работа в тетради с24 №5. Анализ задания





2)2.1.Задание с выбором правильных ответов.



2.2.Выбор терминов, изученных на уроке:

Сердце, мантия, раковина, легкое, терка, жабры, почки





Повторение основных понятий урока









Оценивать правильность выполнения действий; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.





Обобщать факты и явления,

Информация учащихся о домашнем задании

Этапы:

1.Мотивирование домашнего задания

2. Сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания



Определяют свое домашнее задание



Дифференцированный подход к домашнему заданию. Корректировка домашнего задания



Задание для всех: п11 (читать) Т№1 дод,№2.

Для сильных У.с 48 Задание



Правила записи домашнего задания в дневник

Планировать и анализировать свою деятельность в ходе инструктажа по домашнему заданию

Рефлексия

Работа по таблице в тетради «Мои достижения»Ответы на вопросы:

Я знаю…

Я умею…

Мне понравилось…

Подведение итога урока, выставление оценок

Подвести итог полученных знаний

Кто такие моллюски, их многообразие и процессы жизнедеятельности

Обобщать факты и явления, делать умозаключения и обобщения



1.Ложноножки 6.Жабры

2.Целом 7.Легкое

3.Сердце 8.Терка

4.Мантия 9.Полихеты

5.Раковина 10.Почки

1.е 6.о

2.в 7.д

3.м. 8.ц

4.о 9.п

5.л 10.ы

1.Ложноножки 6.Жабры

2.Целом 7.Легкое

3.Сердце 8.Терка

4.Мантия 9.Полихеты

5.Раковина 10.Почки

1.е 6.о

2.в 7.д

3.м. 8.ц

4.о 9.п

5.л 10.ы

1.Ложноножки 6.Жабры

2.Целом 7.Легкое

3.Сердце 8.Терка

4.Мантия 9.Полихеты

5.Раковина 10.Почки

1.е 6.о

2.в 7.д

3.м. 8.ц

4.о 9.п

5.л 10.ы

1.Ложноножки 6.Жабры

2.Целом 7.Легкое

3.Сердце 8.Терка

4.Мантия 9.Полихеты

5.Раковина 10.Почки

1.е 6.о

2.в 7.д

3.м. 8.ц

4.о 9.п

5.л 10.ы

1.Ложноножки 6.Жабры

2.Целом 7.Легкое

3.Сердце 8.Терка

4.Мантия 9.Полихеты

5.Раковина 10.Почки

1.е 6.о

2.в 7.д

3.м. 8.ц

4.о 9.п

5.л 10.ы

1.Ложноножки 6.Жабры

2.Целом 7.Легкое

3.Сердце 8.Терка

4.Мантия 9.Полихеты

5.Раковина 10.Почки

1.е 6.о

2.в 7.д

3.м. 8.ц

4.о 9.п

5.л 10.ы



© 2010-2022