"Программа изучения Основ танцевального обучения в Кадетском корпусе;"

Настоящая программа является компилятивной, разработана педагогом дополнительного образования ГБПОУ СО УрТ «Рифей» отделение Кадетский корпус «Спасатель» на основе проекта программы курса «Бальный танец» Управления военного образования сухопутных войск МО СССР 1992 года издания. Учебной программы «Развитие ребенка средствами хореографии» Объединения «Дворец молодежи» Екатеринбург 1999 года издания. Программа экспериментального курса «Основы танцевальной культуры» Москва 1993 года издания. Програ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО

БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Уральского техникума «Рифей»

__________________ В.А. Лукомский


«_____» ________________ 20___ года.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОСНОВАМ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА ОТДЕЛЕНИИ КАДЕТСКИЙ КОРПУС «СПАСАТЕЛЬ»

ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ НА 170 ЧАСОВ















Составитель:

Педагог дополнительного образования

Ямщикова Анна Сергеевна









г. Екатеринбург

2006г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


На протяжении 2-х столетий офицерский корпус был одной из наиболее образованных и культурных групп общества. Наука и техника России в значительной мере развивались его представителями. Многие из крупнейших русских писателей, поэтов и деятелей культуры либо сами в свое время служили офицерами, либо были выходцами из офицерских семей. Прогрессивные представители российского офицерского корпуса всегда отличались не только храбростью в бою, но и высокой личной культурой, гуманным отношением к подчиненным. Сегодня же человек, носящий военный мундир, зачастую воспринимается соотечественниками как интеллектуально и культурно неполноценный.

«Раз изменились условия политической и общественной жизни, изменился взгляд на армию, естественно, и военно-воспитательные задачи вооруженной силы должны идти по новому плану, в котором нравственное воздействие, работа духовная над нижним чином должна занять подобающее место, а не в виде вспомогательного придатка к нынешней солдатской муштре», - писал в 1906 году полковник Генерального штаба русской армии М.С.Галкин.

Армия как организованная и мобильная система должна иметь еще одну, помимо подготовки к защите Отечества цель, такую же высокую и значительную для всего нашего народа. Цель эта - повышение культуры личности юношей, пришедших на военную службу, формирование новой военной культуры.

Возвращение к истокам военной культуры Российской Армии - вот один из путей к возрождению высокой нравственности и духовности наших военнослужащих, поднятию престижа воинской службы.

Задача кадетских корпусов - не только подготовка учащихся к дальнейшей военной службе, не только выработка настоящих мужских качеств и подготовка к суровой «школе» жизни, но и воспитание всесторонне развитой личности, глубоко образованных людей, что невозможно без общей культуры. Именно такие предметы, как «Основы танцевального обучения», «Основы музыкальной культуры», «Основы общей культуры», «Мировая художественная культура» наряду с другими предметами гуманитарного цикла воспитывают общую культуру человека, позволяют любить искусство и разбираться во всех его тонкостях, понимать и ценить прекрасное во всех его проявлениях, а также быть не тупым и ограниченным «воякой», а разносторонним, культурным человеком, разбирающимся во всем, приятным собеседником.

Средства раскрытия потенциальных возможностей подростка, формирование его физических и духовных качеств достаточно разнообразны. Как и раньше, учитывая огромную силу воздействия музыки, живописи, танца, испытывается потребность в приобщении молодежи к искусству.

В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится хореографическому искусству. Танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Каждое занятие хореографией требует от учащегося эмоциональности, творческой активности, мобилизации всех его физических и духовных сил. Педагог-хореограф должен познакомить с искусством хореографии, научить своих воспитанников основам танцевального искусства, дать им необходимые знания, навыки, танцевальную технику, принимая во внимание возрастные особенности учащихся и их возможности и подготовку. Причем выполнение этих задач непосредственно зависит от содержания и методики учебного процесса.

К сожалению, нет специальной методики преподавания хореографии, разработанной именно для кадетских школ-интернатов. Проект программы, предложенный Управлением военного образования сухопутных войск МО, не учитывает специфики кадетских школ как учебных заведений (особенностей учебного процесса, поставленных задач, состава учащихся, их возможностей, подготовленности и т.д.)

Назрела необходимость обобщить тот опыт, который был получен за годы работы, методически обосновать его.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Выработать методику преподавания «Основ танцевального обучения» с учетом специфики кадетской школы-интерната, кадетского корпуса

ЗАДАЧИ: - Рассмотреть методику преподавания танцев.

  • Выделить особенности преподавания хореографии в КК.

  • Методически обосновать выбор тем, способов и приемов обучения.

  • Разработать программу по «Основам танцевального обучения»

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Предпосылки введения в кадетских корпусах такого предмета как «Основы танцевального обучения» очень глубоки.

В былые времена танец был обязательным предметом в русских школах. Учили и красивым манерам. К преподаванию привлекались лучшие учителя из артистов балета. В программу обучения военных училищ и кадетских корпусов старой России также входили танцы. Эти традиции не должны исчезнуть.

Государственные деятели, полководцы и военачальники, офицеры и генералы Русской Армии неустанно заботились о приумножении славы и традиций войск, повышении культуры.

По праву ведущее место в истории Русской Армии занимает Петр I. Именно его реформами были созданы регулярные армия и флот России, заложены основы военной культуры, приумножены традиции и ритуалы, выработана единая система обучения и воспитания офицеров и солдат.

Особенно Петр I заботился о развитии широкого культурного кругозора у воспитанников военных школ, будущих офицеров. В «Очерках истории морского кадетского корпуса» сообщается, что его учеников обучали рисованию, фехтованию и танцам. «Заботясь об умственном образовании учеников, государь желал в них возбудить охоту и к удовольствиям просвещенного общества», - отмечает автор «Очерков…».

После смерти царя-реформатора воспитание и образование офицерства по-прежнему в центре внимания российских самодержцев.

При Анне Иоановне в 1731 году учреждается Шляхетский (дворянский) кадетский корпус. Его ученики изучают наряду с военными предметами иностранные языки, историю, географию, юриспруденцию, танцы.

Педагогические воззрения Екатерины II и одного из главных ее помощников генерал-поручика И.И.Бецкого наиболее ярко выражены в «Новом уставе сухопутного кадетского корпуса», принятом 11 сентября 1766 года. «Корень всему злу и добру - воспитание», - утверждал Бецкий. Он же считал, что военным в первую очередь нужно давать блестящее образование.

Какие же предметы помимо, конечно, военных, изучали юные кадеты? Это - красноречие, история, география, язык и нравоучение, право, рисование, живопись, астрология, изваяние, архитектура. В том числе музыка, танцевание, фехтование.

Идеи Бецкого нашли поддержку - они легли в основу работы всех российских военных училищ.

Программа «Основ танцевального обучения» построена на изучении бальной хореографии. Исторически сложилось так, что именно бальные танцы легли в основу хореографического образования суворовцев. Европейские бальные танцы у нас в России начали исполняться в начале XVIII века. В 1718 году Петр I издает Указ об Ассамблеях, чем положил начало публичным балам в России. На Ассамблеях все должны были принимать участие в танцах, этого требовал этикет, и неумение танцевать считалось дурным тоном. В дальнейшем с расширением танцевального репертуара и требованиями времени стали обучать танцам специально, и с середины XVIII века бальные танцы входили уже как обязательный предмет в программы учебных заведений. Преподавали артисты балета, что позволяло не только научить модному танцу, но и привить высокую исполнительскую культуру.

Интересен факт из истории Шляхетского кадетского корпуса. Это было привилегированное учебное заведение, в котором могли учиться только дети дворян. После его окончания они должны были занимать ведущие государственные должности, поэтому знание правил светского обхождения, умение правильно и красиво танцевать вменялось им в обязанность. В учебный план было введено изучение изящных искусств и, в том числе, бального танца. Уроки танца проводились 3 раза в неделю по 4 часа. Уровень танцевальной подготовки кадетов Шляхетского корпуса был так высок, что при нехватке исполнителей их приглашали выступать в кордебалете итальянской оперно-балетной труппы. Участие кадетов в балетах было весьма успешным. Их стали часто занимать в придворных спектаклях.

Умение танцевать стало для дворян, выходцами из которых были в основном офицеры, неотъемлемой частью этикета, правил хорошего тона, культуры. Военные считались не только самыми образованными людьми, но и по праву лучшими танцорами.

Т.о. в XIX веке бальный танец в России занимает прочное место в программе воспитания. Преподавание ведется во всех крупных учебных заведениях, в том числе и в кадетских военных училищах, преемниками которых в наше время стали суворовские училища. Окончательно формируется русская школа бального танца, и утверждаются педагогические принципы русских учителей: связь с национальными хореографическими традициями; обучение бальному танцу на общей хореографической основе, строгость, простота и внутренняя чистота исполнительской манеры; методическая обоснованность в изучении материала (обучение не определенному танцу, а умению танцевать).

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТАНЦАМ

В обучении бальным танцам определяющим являются общепедагогические принципы и методы преподавания.

Однако специфические особенности бального танца как массовой формы хореографии вносят свои коррективы в методику преподавания.

Коллективами, в которых обучают бальному танцу, решаются важные художественные и воспитательные задачи. Они состоят в том, чтобы развить художественные способности учащихся, привить им любовь к танцу, научить правильно и красиво танцевать, понимать язык хореографического искусства.

Верная передача характера, стиля, образного содержания музыки является непременным условием любой хореографической деятельности; необходимые для этого знания и навыки в известной степени можно развить в процессе обучения.

Исполнение бальных танцев предполагает также определенный уровень развития музыкальных способностей. Ведь движения танцующих должны совпадать с темпом музыки, изменяться соответственно изменению ритма, подчиняться общему характеру музыки. Музыкальность исполнения зависит в первую очередь от уровня развития музыкально-ритмического чувства.

Музыкально-ритмическое чувство присуще всем, но уровень развития его зависит от индивидуальных особенностей слуха. Доказано, что музыкально-ритмическое чувство поддается развитию с помощью ритмических упражнений.

Специальные упражнения на ориентировку в пространстве позволяют развить зрительную и двигательную чувствительность, быстроту реакции, также необходимые для исполнения бальных танцев.

При работе с взрослыми подготовленными учащимися нет необходимости давать специальные упражнения на ориентировку. Основные знания и навыки по ориентировке в пространстве можно дать непосредственно при разучивании танцев. Необходимые навыки технического освоения элементов танца, освоение основных позиций, поз, положений корпуса закрепляются при помощи специальных, так называемых тренировочных упражнений. Их включение в урок танца является не только желательным, но бесспорным требованием грамотного построения занятий.

Задачи обучения в различных коллективах при общей цели - овладение бальными танцами - различны. Это конкретизирует работу педагога и определяет объем изучаемого материала. При этом единые правила исполнения самих танцев и их отдельных элементов (движений, поз, рисунков композиции и т.п.) остаются неизменными.

Выбор материала для каждого коллектива должен определяться его учебной программой; выбор методов и приемов обучения зависит от типа коллектива, его задач, состава учащихся, их подготовленности, срока обучения, возрастных особенностей и целевых установок. Таким образом, обучение бальному танцу - это всегда творческий процесс, в котором первостепенную роль играют индивидуальные качества преподавателя.

Методика преподавания реализует основную цель - через хореографическое обучение воспитать гармонически развитую личность. Основополагающим выступает воспитание посредством танца.

Задачи физического развития:

  1. Развитие музыкального слуха (музыкальность) и чувства ритма.

  2. Развитие координации движений и пространственной ориентации.

  3. Навыки свободного и пластического управления своими движениями (умение владеть своим телом).

  4. Навыки владения выразительными средствами танца.

  5. Развитие памяти (зрительной, слуховой, мышечной), внимания, воображения, мышления.

  6. Выработка хорошей осанки, походки, гибкости и эластичности корпуса, устранение физических недостатков.

  7. Равномерное развитие мышц, соразмерное развитие фигуры.

Задачи эстетического развития:

  1. Привить подросткам любовь к танцам, сформировать художественный вкус.

  2. Привить кадетам навыки культурного поведения и танцевальной этики.

  3. Познакомить с искусством хореографии, расширить кругозор.

  4. Создать условия для творческой самореализации личности подростка, развития творческих способностей.

Принципы обучения:

  1. Систематичность.

Занятия должны проводиться систематически, с определенной частотой, быть грамотно спланированными и построенными в соответствии с методикой обучения танцам.

  1. Постепенность.

Система упражнений построена от простого к сложному, постепенное усложнение разучиваемого материала.

  1. Последовательность.

Разучивание нового материала на основе старого, разучивание сначала движений, а затем уже комбинаций и в завершении - композиции танца.

  1. Повторность.

Движение, которое отрабатывают или закрепляют на протяжении занятия несколько раз; на новом занятии обязательно повторяется предыдущий материал.

  1. Доступность.

В программе использован такой материал, такие знания и умения, которые учитывают познавательные и исполнительские возможности учащихся.

  1. Комплексность.

На уроке обычно решаются несколько задач, как учебных, так и воспитательных.

  1. Сознательность.

Добиваться осмысленного исполнения движений, умения контролировать свои действия.

Основные методические приемы:

  1. Музыка и движение не разделимы.

Музыка является ритмической основой любого танца, создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие.

Музыка - неотъемлемая часть танца. Движения - средства выразительности музыки.

  1. В процессе разучивания движения нужно широко использовать художественное слово, пояснения.

Пояснения должны быть простыми и доступными.

Образное сравнение при объяснении движений.

  1. Яркий выразительный показ.

Педагогические задачи:

  1. Вести уроки так, чтобы развить у ученика интерес к данному уроку и предмету в целом.

  2. Выработать внимание у учеников и самому овладеть вниманием класса.

  3. Научить владеть мышцами тела, контролируя исполнение движения через физическое ощущение.

  4. Педагог должен уметь видеть недостатки второстепенные и основные, научить видеть их ученика и уметь их исправить.

  5. Воспитывать в учениках самоконтроль.

  6. Научить обращать внимание на ритм, темп и характер музыки, уметь определить музыкальный размер.

  7. Необходимо следить за правильностью исполнения того или иного движения, т.к. преподаватель формирует фигуру ученика. Важен индивидуальный подход к каждому ученику.

  8. Педагог должен добиться простоты исполнения, элегантности, хороших манер, хорошего вкуса, выразительности и музыкальности исполнения.

  9. Воспитание в процессе занятий силы воли, характера, чувства коллективизма.

  10. Уважительно относиться к личности учащегося и создать все условия для его творческой самореализации.

Занятие по «Основам танцевального обучения» состоит из 4 частей:

  1. Организационная часть:

- построение, доклад замком взвода, поклон, объявление целей и темы урока.

  1. Подготовительная часть (тренаж).

Подготавливает двигательный аппарат, нервную систему, эмоциональное состояние учащихся к основной части занятия.

  1. Основная часть занятия («танцевальная»):

  • повторение ранее разученного материала, совершенствование ранее полученных навыков;

  • разучивание новых движений, комбинаций, композиций;

  • работа над развернутыми композициями, отработка.

  1. Заключительная часть:

  • построение, домашнее задание, поклон.

Снимает напряжение, излишнюю эмоциональность.

Обеспечение оборудованием:

  1. Магнитофон, аудиокассеты, фонограммы.

  2. Видеомагнитофон, видеокассеты с видеофильмами.

  3. Конспекты занятий.


Методы и приемы обучения.

При всем многообразии методов и приемов обучения выделим наиболее сложившиеся в практике преподавания бального танца.

Направление работы коллектива, его конкретные задачи определяют выбор методов и приемов обучения, индивидуальный состав и подготовленность учащихся каждого конкретного коллектива, вносят коррективы в работу. Поэтому так важен вдумчивый, творческий подход педагога к каждому определенному коллективу учащихся. Именно такая аналитическая работа, как в начале, так и в процессе всего обучения обеспечит эффективность освоения учащимися программы.

Наибольшую сложность для педагога танца представляет работа с начинающими. Они быстро устают, допускают много ошибок при исполнении, быстро забывают пройденное. Чтобы добиться хороших результатов в обучении и воспитании, педагог должен использовать такие приемы, которые делают урок интересным, концентрируют внимание учащихся. Однако занимательное надо умело сочетать с малоинтересным, но необходимым, находить правильное соотношение между занимательным и серьезным в обучении.

Остановимся на основных способах повышения эффективности обучения бальному танцу.

Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировоч­ного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяе­мых методов. Это может быть небольшая беседа в виде вопросов и ответов, прослушивание музыки и самостоятельный разбор ее, наблюдение учащихся за объяснением и показом педагога, разучивание и повторение движений, танцев.

При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знако­мое движение, танец элемент новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачи.

Любое задание, которое предлагается выполнить учащимся, должно соот­ветствовать степени подготовленности к нему.

Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении зна­ний и навыков. Это пробуждает интерес к занятиям, повышает запоминание.

Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и то же движение, танец, долго объяснять, пытаться научить всему сразу.

На уроке следует закрепить все навыки, которые вырабатывались ранее, повторить пройденные движения и фигуры, уточнить освоенное не до конца.

Разучивание танцев проводится в следующей последовательности.

Вводное слово педагога. Перед разучиванием нового танца педагог сообщает о нем некоторые сведения. Если название не совсем понятно, дает объяснение к названию (например, полонез-старинный танец польского происхождения). Затем педагог дает общую характеристику танцу - говорит об истории его воз­никновения, отмечает характерные особенности музыки и хореографии. Если танец построен на элементах народной пляски, рассказывает о характерных чертах плясок данного народа; если танец относится к группе старинных, то сообщает сведения о времени, когда он появился, о стиле исполнения и этикете тех лет и т. п.

Слушание музыки и ее анализ. Затем предлагается прослушать музыку к тан­цу, определить ее характер, темп, музыкальный размер, ритмический рисунок, определить строение (части музыкального предложения, фразы).

Следующий этап-разучивание элементов танца, танцевальных движений, поз, переходов и рисунка танца.

Приступая к разучиванию движений, поз, переходов, рисунка, педагог объ­ясняет и показывает их сам, затем то же повторяют ученики. Этот метод является традиционным и широко используется при обучении.

При разучивании движений с детьми и начинающими хорошие результаты дает метод, при котором ученики повторяют движение вместе с объяснением и показом учителя и лишь затем исполняют движение самостоятельно. Это по­зволяет педагогу, фиксируя внимание на тех частях движения, где чаще всего допускаются ошибки, своевременно поправлять их. А ученики имеют возмож­ность лучше разобраться в структуре движения, мышечно почувствовать его, быстрее запомнить.

Процесс разучивания обычно сопровождается музыкой или идет под счет педагога. Наиболее распространенная последовательность разучивания под счет и музыку такая: педагог показывает под счет, ученики выполняют движение под счет. Затем педагог показывает под музыку, ученики выполняют движение под музыку.

Существует несколько методов разучивания танцевальных движений. Выбор метода зависит от сложности его структуры, входящих в него элементов.

Метод разучивания по частям сводится к делению движения на простые части и разучиванию каждой части отдельно с последующей группировкой час­тей в нужной последовательности в единое целое. Этим методом разучивается, например, шаг польки, который можно разложить на две части: подскок и трой­ное переступание; или движение вальса, где можно разучивать отдельно сначала первую половину поворота, затем - вторую.

Целостный метод разучивания заключается в разучивании движения цели­ком в замедленном темпе. Этим методом удобно разучивать простые движения, например такие, как боковой галоп, русский переменный шаг, а также сложные движения, которые нельзя разложить на отдельные самостоятельные части, например шассе, балансе и др.

Для разучивания "особенно сложных движений может быть применено вре­менное упрощение; этот метод заключается в том, что сложное упражнение сво­дится к простой структуре и разучивается в таком виде. Затем движение посте­пенно усложняют, приближаясь к законченной форме. Этот метод широко при­меняется при разучивании таких танцевальных движений, как шаг польки, вальса, мужской шаг мазурки и др. Так, например, шаг польки можно разучивать как приставной шаг, затем приставной шаг исполнять на полупальцах, без подскока на «и» при подъеме ноги вперед и в окончательном виде - с подскоком.

Каждый метод разучивания имеет свои достоинства и недостатки. Так, при разучивании вальса по частям, когда отработана каждая часть отдельно, у уча­щихся возникают трудности при исполнении подряд двух частей. Они плохо ориентируются при поворотах. В то же время разучивание вальса методом упро­щения дает учащимся точное представление об ориентировке в пространстве и повороте в целом, но затрудняет отшлифовку элементов каждой части.

«При развитии танцевальных способностей следует в равной степени рабо­тать над движением рук и ног. Если внимание обращено только на ноги и забываются руки, корпус и голова - не будет достигнуто полной гармонии движе­ний». Этим общеизвестным принципом, сформулированным крупнейшим педа­гогом А. Я. Вагановой должен руководствоваться любой педагог.

Одновременно с разучиванием упражнений для рук и корпуса должна вестись постоянная работа над позами и положениями в парном танце. Положения рук и позы в парном танце разучиваются сначала в положении стоя на месте, затем закрепляются на простом танцевальном шаге, и лишь когда положения рук и поза легко и естественно принимаются учащимися, можно закрепить их на шаге полонеза, польки, шассе и др.

Полезно при разучивании положений рук и поз в парном танце объяснять и показывать каждый элемент отдельно. Такой метод позволяет добиться луч­шего запоминания правил исполнения, более точного повторения элементов всеми учащимися.

В заключение разучивается соединение танцевальных движений, поз, пере­ходов, рисунка в танцевальные комбинации, фигуры и целый танец.

Когда основные движения, позы, рисунок разучены, приступают к соеди­нению их в танцевальные комбинации, которые разучиваются и отрабатываются. Затем комбинации собираются в фигуры танца, а фигуры - в целый танец. Фигуры танца и весь танец многократно повторяются учащимися и в целях за­поминания, и для достижения более грамотного музыкального и выразитель­ного исполнения.

Среди части педагогов распространено неправильное представление о том, что лишь при постановке сценического танца надо стремиться передавать худо­жественный образ.

Любой танец эмоционально окрашен. В любом танце утверждаются определенные черты характера, определенные взаимоотношения между танцующими.

Представление о танцевальном образе у учащихся складывается постепенно. Обычно работа над танцевальным образом начинается со слушания музыки. Это помогает яснее представить характер образа, стиль танца.

Рассказ педагога о танце, о быте и нравах, обычаях того народа, чей танец разучивается, анализ того, какое они нашли отражение в танце, основные све­дения об эпохе, в которую возник танец, знакомство с отличительными особен­ностями костюма, правилами этикета того времени, знание того, как эти быто­вые характеристики проявились в бальном танце, расширяют и обогащают кру­гозор учащихся, дополняют образ, созданный музыкой.

С разучивания движений танца, отработки поз, положений рук начинается основная работа над танцевальным образом. Точный показ педагога должен помочь ученикам увидеть типичные черты образа. В этом случае большую помощь может оказать показ танца учениками, которым удалось найти точный, выразительный характер исполнения.

Таким образом, чтобы весь процесс обучения танцу был плодотворным, следует сочетать наглядность, осмысление с творческим поиском учащихся.

Работа над техническим совершенствованием танца не должна становиться самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя превращать в механическое по­вторение танцевальных движений. Следует помнить, что овладение тем или иным навыком должно носить художественно-творческий характер. Тогда, занимаясь в коллективе, учащиеся не просто выучат определенное количество движений и танцев, но на каждом занятии будут познавать своеобразный выразительный язык хореографического искусства, получат представление о хореографии как о синтетическом виде искусства, где тесно переплетаются музыка и пластика. А работая над танцевальным образом, будут находить наиболее красивые и вы­разительные позы и движения. Одна из задач, стоящих перед педагогом баль­ного танца, - научить видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в танце.

Обучение бальному танцу лучше начинать с детства. При работе с детьми важно учитывать их возрастные особенности, без учета которых невозможно верно определить содержание и направление обучения, методы и приема воспитания.

Хотя у подростков и имеются объ­ективные возможности для успешных занятий танцем - лучше развита моторика, чувство ритма, умение передавать характер, стиль танца, - этот возраст имеет и некоторые свои сложности, которые педагог не может не принимать во внимание.

В возрасте 11-14 лет начинается половое созревание детей, что, в свою оче­редь, сказывается на внешнем виде и взаимоотношениях мальчиков и девочек. Например, они смущаются при выполнении танцевальных движений, предпочитают линейные танцы.

Серьезная, вдумчивая работа с детскими коллективами по обучению баль­ному танцу, правильный учет возрастных психологических особенностей позво­ляют выделить основную направленность в работе педагога: внимание сенсор­ному воспитанию, развитие музыкальности, танцевальной координации движе­ний, умения ориентироваться в пространстве, формирование первоначальных танцевальных навыков и умений.

Тренировочные упражнения.

Тренировочные упражнения играют важную роль при обучении бальному танцу. Танцевальная гимнастика, т. е. упражнения для освоения техники танца, необходима для приобретения учащимися танцевальных навыков, легкости, грациозности. Кроме того, тренировочные упражнения позволят учащимся легче разучить и освоить танцевальный репертуар.

Некоторые педагоги ошибочно считают, что тренаж при обучении баль­ному танцу не нужен. Они мотивируют свою точку зрения тем, что тренаж отни­мает много времени на уроке. Ошибочность этого мнения очевидна. В погоне за сиюминутной целью такие педагоги не закладывают в учащихся прочный фундамент основ танцевального движения, и ученики лишаются возможности повышать и совершенствовать свои двигательные навыки, что в корне противо­речит основным положениям педагогики. Действительно, результат воздействия учебно-тренировочных упражнений на психомоторные функции организма про­является не сразу. Поэтому педагог должен объяснить учащимся цели и задачи тренажа, убедить их в необходимости и полезности тренировочных упражнений. Крайне необходимо, чтобы учащиеся осознанно подходили к выполнению тре­нировочных упражнений и исполняли их технически правильно.

Практика показывает, что только в тех случаях, когда педагог убежден в необходимости тренировочных упражнений и сумел доказать это ученикам, тренаж дает положительные результаты.

Тренаж бального танца несет двойную нагрузку: разминочно-тренировочную и подготовительную, облегчающую освоение бальных танцев.

Основу учебно-тренировочного комплекса упражнений, используемого при обучении бальному танцу, составляют наиболее полезные для бальной хореогра­фии упражнения классического и народного танца. Кроме того, в качестве тре­нировочных упражнений можно использовать некоторые танцевальные движе­ния изучаемых танцев. Поскольку в основу многих бальных танцев положены движения народных танцев, то наиболее характерные из них можно включить в состав тренировочных упражнений. Это позволит быстрее овладеть стилем, присущим данному танцу.

Отличительной особенностью тренажа является разучивание и исполнение всех упражнений на середине зала без опоры в отличие от классического или характерного станка, где движение осваивается вначале у палки.

К составлению тренировочных упражнений педагог должен подходитьПрограмма изучения Основ танцевального обучения в Кадетском корпусе; творчески. Тренировочные упражнения подбираются исходя из конкретной обстановки, целей обучения и других условий. Педагог должен учитывать и индивидуальные особенности учащихся. Например, у достаточно взрослых людей мышцы, связки и суставы недостаточно подвижны и эластичны, а танцевальные навыки слабо развиты.

Тренировочные упражнения для коллективов, ансамблей, студий баль­ного танца отличаются от упражнений массовой школы большей трудностью и объемом материала. Подготовленность участников позволяет педагогу осо­бое внимание уделить технике исполнения более сложных тренировочных упражнений, добиваясь чистоты, правильного и эмоционального выполнения движений.

К систематическому занятию тренажем необходимо приучать с первых же уроков. Нужно регулярно, на каждом уроке, заниматься подготовительными упражнениями для ног, рук, корпуса, которые развивают пластичность движе­ний и музыкальность.

Осваивать материал следует последовательно, начиная с разучивания самых простых упражнений. По мере развития ловкости и координации движения мо­гут и должны усложняться.

Упражнения исполняются вначале в медленном темпе; по мере усвоения и овладения движением темп исполнения ускоряется. Рекомендуется чередовать быстрые и медленные движения. Новые упражнения вводятся постепенно.

Прежде чем приступить непосредственно к упражнениям, учащихся необ­ходимо ознакомить с позициями ног, рук, основными ориентирами площадки. Особое внимание следует уделить правильной постановке корпуса и выработке красивой осанки. Она должна стать привычной не только во время занятий, но и в быту.

Ритмические упражнения.

Ритмические упражнения воспитывают чувство ритма, ощущение сильных и слабых долей такта, умение ритмично исполнять движения танца.

Перед изучением какого-либо танца ритмические упражнения должны строиться в зависимости от ритмической структуры и характерных особенностей данного танца. Это будет способствовать его быстрейшему восприятию.

Ритмические упражнения рекомендуется включать в тренажную часть урока в первый период обучения. Для менее подготовленных учащихся ритмические упражнения используются как вспомогательные перед изучением нового танца.

Т.к. в практике исполнителю предстоит выполнять ритмический рисунок танца, сочетая это с ориентацией в пространстве, то полезно включить в тренировочные занятия различные упражнения, где смена ритмического рисунка происходила бы одновременно с различными перестроениями на площадке.

Необходимо уметь сохранять заданный ритмический рисунок.

ОСОБЕННОСТ И ПРЕПОДАВАНИЯ ХОРЕОГРАФИИ

В КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ, КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ


Как уже было сказано, предложенная программа по хореографии была составлена без учета специфики кадетской школы (соответственно также отсутствовала и специальная методика занятий), что создавало необходимость отрабатывать и корректировать ее в процессе обучения, практически создавая заново, и вносило дополнительные трудности в учебный процесс. Приходилось постоянно совершенствовать ее, анализировать возможные достоинства и недостатки, часто действовать методом проб и сравнений.

Соответственно вносились изменения и в методику преподавания, шла работа по совершенствованию старых и поиску новых приемов и способов обучения.

Основу наших занятий по «Основам танцевального обучения» традиционно составляют бальные танцы, причем как историко-бытовые, популярные и любимые бальные танцы прошлых веков (например, «Вальс», «Мазурка»), так и современные бальные танцы, созданные в XX веке («Танго», «Ча-ча-ча» и т.д.).

Мы не должны забывать о том прекрасном, что было создано предшествующими поколениями. Бальные танцы не потеряли своей привлекательности и поныне. Бальные танцы легко разучиваются, занятия ими вырабатывают красивую осанку, правильную походку и плавность движений, развивают грацию и изящество, необходимые для исполнения всех танцев - как старинных, так и современных, а также прививают культурные навыки внешнего поведения, воспитывают художественный вкус и любовь к прекрасному.

Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национальное самобытное танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций.

Живя в России, следуя ее национальным традициям (в том числе традициям русской танцевальной культуры) и воспитывая суворовцев в духе патриотизма, нельзя не включить в программу обучения и композиции, созданные на элементах русского танца (такие как русский бальный танец и элементы народного мужского танца).

Каждое время рождает новые танцы и вносит изменения в существующие. Начиная с XX века, никогда раньше так не ощущалась смена стиля, подвижность ритмов, появление все новых танцев, в том числе импровизационного характера. Молодежь с нетерпением ждет новой музыки и новых танцев, способных отражать дух и характер нашей жизни. Поэтому введение в программу обучения современных танцев, современных ритмов просто необходимо.

При составлении программы по «Основам танцевального обучения» мы отобрали такие танцы, которые были бы разнообразными и интересными для суворовцев, соответствовали их возрастным особенностям, поставленным задачам, но в то же время были доступны для усвоения, т.к. уровень подготовки пришедших суворовцев достаточно низок (некоторые впервые столкнулись с данным предметом) и их способности и возможности существенно разнятся.

Все это вместе с ограниченностью учебного времени обусловливает использование при обучении в большинстве своем только основных движений танца и композиций для начинающих.

В качестве тренировочных упражнений мы используем, как уже говорилось выше, танцевальные упражнения классической системы танца. Эти упражнения последовательны, имеют определенную форму, тренируют мышцы, придают легкость, четкость и непринужденность движениям. Они необходимы для выработки правильного положения корпуса, рук, ног во время исполнения танца.

Мы выбрали те основные движения, которые необходимы для усвоения танцевальной техники, и которыми кадеты могут овладевать: постановка корпуса, demi plie, releve, battement tendu, battement tendu jete, passe pаr terre, rond de jambe par terre, I port de bras (упражнение для рук).

Кроме того, в тренаже мы используем и отдельные элементы разучиваемых танцев.

Особо уделяем внимание постановке корпуса, т.к. у кадетов еще нет хорошей осанки, и не выработалась привычка правильно держать спину во время исполнения танцев.

На I году разучиваются позиции ног: demi plie, releve, battement tendu, позиции рук, I port de bras. На II году обучения эти упражнения совершенствуются и исполняются в более быстром темпе. К ним добавляются battement tendu jete, passe pаr terre, rond de jambe par terre. Т.к. изучаются более подвижные и сложные танцы, то в тренаж больше включаются отдельные танцевальные элементы и движения, а также подготовительные упражнения.

Необходимо брать те элементы и движения, которые без заострения на них внимания, тщательной проработки не могут быть хорошо усвоены, или без знания которых мы не сможем овладеть техникой исполнения шагов и движений.

При изучении современных танцев тренаж составляют элементы современной пластики, акробатические упражнения, отдельные движения современных танцев, рассчитанные на развитие координации движений, пластичности, на овладением своим телом.

Нужно с первых уроков донести до учащихся мысль о необходимости выполнения специальных тренировочных упражнений, объяснить их важность и значение для нормального обучения танцам, выработки навыков правильного и красивого движения, овладения танцевальной техникой.

На занятиях мы пользуемся общей методикой преподавания танцев, изложенной выше

Кадетские школы в силу своего профиля, своей специфики предполагают выполнение определенных требований устава, что отражается и на проведении уроков «Основ танцевального обучения».

В начале урока проводится построение, на котором замкомвзвода делает доклад по определенной форме о прибытии взвода и количестве личного состава, кадеты приветствуют преподавателя. Заканчивается урок также построением. Во время урока строго соблюдается воинская дисциплина и порядок, которые способствуют также лучшему усвоению материала. К преподавателю кадеты обращаются по всей форме устава: «Товарищ преподаватель, разрешите обратиться…». Все перестроения в классе проводятся также организованно.

Воинская специфика отражается и на подборе материала. В программу обязательно входят танцы, которые были популярны и любимы среди военных.

Самая главная особенность кадетских школ в том, что здесь обучаются исключительно мальчики и нет девочек. Это создает огромные неудобства при обучении, т.к. бальные танцы требуют парного исполнения, и только в паре можно полностью понять и оценить данный танец. Танцуя по одному, составить представление о танце часто бывает достаточно сложно. Однако постановка в паре мальчик + мальчик сама по себе неудобна по моральным и этическим соображениям и не приветствуется учащимися. Поэтому по возможности мы стараемся использовать в работе главным образом композиции, которые учащиеся могут танцевать по одному (без пары), но которые в то же время не нарушают общего представления о танце. К счастью, есть композиции, которые можно исполнять как в паре, так и без пары (например, «Аргентинское танго»).

В сложных танцах (например, «Ча-ча-ча», «Джайв» и др.), где партии юношей и девушек различны, разучивается только партия юношей. Рекомендуется больше включать в программу непарные танцы, в т.ч. народные и современные («Сиртаки», «Перепляс» и др.). В тех случаях, когда по каким либо причинам приходится ставить учащихся в пары, желательно избегать тесного контакта их между собой (например, не брать за руки). Исключение составляет вальс, которому трудно научиться, танцуя по одному.

Хотя, с другой стороны, танцуя в паре, у учащихся воспитывается чувство товарищества, чувство локтя, уважение к партнеру.

Процесс обучения танцу требует значительного времени и внимания. Для этого необходимо, прежде всего, соблюдение такого условия как преемственность в обучении, начиная с детского сада и до юношеского возраста. Важнейшим звеном здесь является обучение танцу в начальной школе. Именно это необходимое условие в большинстве случаев отсутствует.

Большинство учащихся приходит в училище, не имея каких бы то ни было начальных базовых знаний и элементарных танцевальных навыков, или, приобретенные в начальной школе, они забываются, поэтому приходится начинать практически с нуля. Некоторые вообще знакомятся с хореографией в первый раз лишь в училище, а программа требует определенной минимальной подготовленности учащихся.

Еще одна особенность состоит в том, что дети уже достаточно взрослые (старший подростковый возраст), благоприятный для обучения танцам период давно прошел (младший школьный возраст), и в этом возрасте очень трудно научиться танцевать. Нужно очень много времени и сил педагога, усилий со стороны ученика. Эти дети в своем возрасте - фактически начинающие. Не привыкшие с детских лет к легкости, свободе и грации танцевальных движений, они, когда обращаются в более позднем возрасте к танцу, конечно, исполняют его далеко не так, как нужно, чтобы выглядеть изящно и красиво. Уже нет такой пластичности движений, трудно координировать движения (особенно под музыку), движения быстро забываются.

Слишком позднее начало занятий усугубляется еще и нехваткой времени. 1 час в неделю - этого слишком мало, т.к. кадеты плохо запоминают и быстро забывают. Из-за этого много времени тратится на восстановление, повторение пройденного материала.

Из-за неподготовленности учащихся и ограниченности времени, как уже говорилось, обучение ведется только основам хореографии, изучаются только основные движения, облегченные варианты танцев и композиции для начинающих.

Но в училище приходят и такие дети, которые раньше занимались танцами серьезно. Возникает разрыв между возможностями одних и возможностями других. Подготовленным детям часто становится неинтересно на уроках, т.к. они это уже проходили и хорошо знают.

Мы задействуем их в качестве помощников преподавателя: на их примере объясняем и показываем материал, предлагаем следить за ошибками учащихся и исправлять их, помогать отстающим в учебе, а также даем им дополнительные, более сложные задания.

Важное значение имеют возрастные и психологические особенности учащихся

В силу своего возраста кадеты не понимают пока еще значения обучения танцам, хореографии, не могут найти применения в будущем этим знаниям, у них преобладает психология отрицания. Нынешнему поколению молодых людей присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь. Они считают бальные танцы устаревшими, старомодными, восприимчивы в основном только к современным массовым направлениям хореографии, часто низкопробным. К тому же многие мальчики не хотят заниматься «девчоночьим», по их пониманию, и совершенно не нужным для них делом. Многие, когда сталкиваются с трудностями, с тем, что что-то не получается, охладевают к занятиям, проявляют негативные эмоции, также встают в позицию отрицания нужности и важности данного предмета.

Часто кадеты ориентируются на бытующее в обществе мнение, что военным танцы не нужны. Обращает на себя внимание недопонимание роли «Основ танцевального обучения», важности хореографии отдельными преподавателями. Их отношение как к необязательному, второстепенному предмету передается и кадетам, вызывает в них ответную однозначную реакцию неприятия и отрицания. Одному преподавателю не справиться со столь сложной задачей, нужна тесная связь преподавателя с воспитателем, чтобы совместно вести разъяснительную, просветительную, воспитательную работу среди кадетов.

Необходимо больше рассказывать о хореографии, объяснять ее значение для кадетов, чаще проводить уроки-беседы, уроки-диспуты по этому вопросу.

Любой успех необходимо замечать и отмечать. Нужно подбадривать, хвалить учащихся, поощрять за хорошую работу на уроке и старание положительными оценками. Это вселяет уверенность, потребность к прилежанию, повышает интерес к занятию, желание заниматься, создает комфортность существования в группе, дает положительные эмоции, а также формирует такие качества характера, как трудолюбие, умение преодолевать трудности, уверенность, коммуникабельность.

Наша задача сделать уроки более интересными для кадетов, стараться более творчески проводить занятия по бальным танцам: больше рассказывать о танце, заинтересовывать ярким показом и чаще использовать видеофильмы, использовать неожиданные приемы в работе, чередовать с танцами современных ритмов и т.д.

Урок «Основ танцевального обучения» несет в себе не только обучающий, но и познавательный элемент, поэтому следует больше просвещать кадетов, больше показывать и рассказывать. История танца взаимосвязана с литературой, музыкой, изобразительным искусством и т.д. Это расширяет кругозор, эрудицию, создает условия для развития ассоциативного и творческого мышления. На стыке «Основ танцевального обучения» с другими предметами можно проводить интересные познавательные уроки.

Необходимо творчески, с выдумкой подходить к подбору разучиваемого материала. Включать танцы, в которых мальчики имели бы возможность выделиться, проявить себя, свою ловкость, силу и умение, в которых бы проявлялась соревновательность (например, народные танцы, современные танцы).

Наглядность в сочетании со зрелищностью - один из способов увлечь, вызвать интерес к хореографии. Гораздо интереснее учить то, что ты видел в живую, в ярком красочном исполнении, в исполнении лучших танцоров. Поэтому желательно осуществлять показ не только на примере преподавателя и знающих учеников, но и организовывать во внеурочное время походы в театры, на концерты и фестивали хореографии, соревнования по бальным танцам. В силу некоторых причин (закрытость кадетских школ, ограниченный выход в город, недостаток свободного времени) это не всегда удается. Поэтому на первое место выходит использование видеоматериалов на уроке. Использование видео позволяет ярко и наглядно показать изучаемый материал и повышает эффективность проведения занятий.

Большая сложность для кадетов - это музыкальность исполнения движений, которая зависит от уровня развития музыкально-ритмического чувства. Очень часто учащиеся, имеющие способности к танцам, не могут сразу справиться с координацией движений тела под музыку. Они хорошо выполняют движения, а о музыке забывают. Если своевременно выяснить, в чем состоит затруднение, ошибку удастся исправить, и учащийся со временем будет хорошо танцевать.

Движения учащихся должны совпадать с музыкой, подчиняться ее ритму. В случае немузыкального исполнения мы акцентируем внимание учащихся на музыкальном размере мелодии и на посчетной раскладке движения, учим просчитывать музыкальное произведение, уметь совмещать счет в музыке со счетом в движении, т.о. соотнося исполнение движения с музыкой. Причем, на первых порах возможно даже просчитывание вслух, чтобы учащемуся было легче себя контролировать. Достаточно часто при смене музыкального сопровождения кадеты перестают слышать музыку и музыкально и ритмично выполнять движения. Происходит как бы привыкание к определенной мелодии и действие по стереотипу. Чтобы не выработалась привычка уметь танцевать только под одну мелодию, чтобы учащиеся могли танцевать под любую музыку, необходимо постоянно менять музыкальное сопровождение.

Также при смене ориентиров, положения в пространстве, некоторые учащиеся теряются, путаются, забывают движения, им кажется, что со сменой ориентира меняется и само движение, т.е. нарушена пространственная ориентация. Чтобы не допускать подобных вещей, нужно чаще менять ориентиры при разучивании танцев, давать задания на ориентировку в пространстве.

Все это заставляет активно думать при смене условий и сознательно выполнять задания. Ликвидируя эти недостатки, мы помогаем кадетам увереннее чувствовать себя в любой обстановке и в любом окружении.

Таковы основные особенности и трудности преподавания хореографии в кадетской школе.




ОСНОВЫ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ


Воспитание подрастающего поколения является одной из основных задач цивилизованного общества. Большую воспитательную роль здесь может сыграть хорошо поставленное обучение молодежи в частности бальному танцу. Это связано с многогранностью бального танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования.

Танцы занимают значительное место и в эстетическом воспитании кадетов, в воспитании культурных, образованных будущих офицеров. Только политически активным, социально деятельным, высокообразованным и культурным людям по силам возродить воинские традиции, поднять авторитете армии, ее роль как школы воспитания.

Однако, при обучении кадетов танцам, необходимо принимать во внимание некие особенности и ограничения, которые связаны со спецификой кадетских школ как учебных заведений. Их нужно учитывать в своей работе, чтобы грамотно строить учебный процесс и эффективно выполнять поставленные задачи.

Поэтому нашей целью было разработать методику преподавания хореографии именно для кадетских школ-интернатов.

При подготовке данной методической разработки была проделана огромная работа: обобщен многолетний опыт преподавания «Основ танцевального обучения» в КК, дано его методическое обоснование, рассмотрены основные особенности, трудности, намечены некоторые пути и способы их решения, утверждена окончательно программа. Была проведена работа по адаптации существующего учебного материала к условиям кадетской школы, выделены основные методические приемы и способы обучения.

Надеемся, что данная работа послужит основанием для дальнейшего совершенствования методов и приемов обучения и воспитания кадетов в рамках «Основ танцевального обучения» и для дальнейшего поиска путей более эффективного преподавания данного предмета.















Настоящая программа является компилятивной, разработана педагогом дополнительного образования ГБПОУ СО УрТ «Рифей» отделение Кадетский корпус «Спасатель» на основе проекта программы курса «Бальный танец» Управления военного образования сухопутных войск МО СССР 1992 года издания. Учебной программы «Развитие ребенка средствами хореографии» Объединения «Дворец молодежи» Екатеринбург 1999 года издания. Программа экспериментального курса «Основы танцевальной культуры» Москва 1993 года издания. Программа рассчитана на 5 лет обучения (170 часов) по 1 часу в неделю.

В 5 классе кадеты получают первоначальные знания о танцах, разучиваются нотная грамота, постановка рук, ног, корпуса, некоторые основные движения тренажа. История танцев. Этикет в танцзале.

В 6-7 классе Отрабатываются позиции рук, ног, постановка корпуса, разучиваются отдельные танцевальные движения и композиции, приобретаются навыки танцевального движения.

В 8-9 классе совершенствуются полученные навыки, усложняются движения тренажа. Изучаются более сложные танцевальные движения, комбинации и композиции, ускоряется темп.

Изучение предмета «Основы танцевального обучения» имеет цель:

- дать знания по основам танцевального искусства, необходимые навыки, танцевальную технику;

- познакомить кадетов с лучшими образами мировой танцевальной культуры, с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев;

- развивать интеллектуальные и творческие (танцевальные и музыкальные) способности у кадетов;

- вырабатывать у кадетов навыки танцевальной этики;

- формировать у кадетов через танец эстетический вкус, потребность в самообразовании и самовоспитании, активно приобщать их к художественному творчеству;

- повышать культурный уровень кадетов.

Занятия по основам танцевального обучения проводятся творчески, с учетом индивидуальной подготовленности кадетов, опираясь на уже имеющиеся у кадетов танцевальные и музыкальные навыки, полученные ранее.

Основными видами учебных занятий являются: лекции, практические и контрольные занятия. Контроль осуществляется в виде зачетных контрольных занятий.

Во внеклассное время проводятся занятия танцевальных ансамблей, экскурсии в театры города, посещение концертов, специализированных учреждений в соответствии с учебным планом.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тем


Наименование частей, разделов и тем

Кол-во

Учебных

часов

В том числе

Лекция

Практ.

урок

Зачет


1.

2.

3.


4.


5.


6.

Раздел 1. Введение.

Возникновение и развитие бального танца.

Музыка- основа танца.

Танцевальная этика.

Раздел 2. «Ритмика и танец»

Упражнения для развития музыкально-ритмического слуха

Упражнения для развития отдельных групп мышц и различных частей тела

Танцевальные элементы


2

1

1


10


10


10


1

1

1


3


1


1


-

-

-


6


8


8


1

-

-


1

1


1


ИТОГО: 5 класс

34

8

22

4


1.


2.








3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Раздел 1. Организационное занятие.

Позиции рук и ног. Шаги: бытовой, легкий на различные муз. размеры, темпы и ритмы.

Поклон на муз. размеры ¾ и 4/4

Pas glisse (скользящий шаг) на 2/4 и 3/4

Pas chasse (двойной скользящий шаг) на 2/4

Pas eleve ( боковой подъемный шаг).

Галоп.

Все формы pas chasse

Pas balance

Pas de basque.

Раздел 2. Историко-бытовой танец.

Полонез

Падепатинер.

Падеграс.

Полька.

Русский ход по кругу «Полянка»

Вальс в три па.

«Вару - вару».

Йоксу -полька.



1



2








4

3

3

4

4

5

4

4


-



-








-

-

-

-

-

-

-

-


1



2








3

2

2

3

3

4

3

3


-



-








1

1

1

1

1

1

1

1


ИТОГО: 6 класс

34

0

26

8


1.

2.

3.

4.


5.

6.

7.


8.

9.

10.


11.

12.

Раздел 1. Историко-бытовой танец.

Вальс - миньон. Миньон.

Падекатр.

Вальс в два па.

Комбинированная полька с различными положениями рук.

Французская кадриль (шесть фигур).

Полонез (усложненная форма).

Комбинированный вальс (усложненная форма).

Шакон.

Вальс-гавот.

«Риле».

Раздел 2. Народные танцы.

Краковяк.

Русский танец «Сударушка».


3

1

1

4


4

4

5


4

2

2


2

2


-

-

-

-


-

-

-


-

-

-


-

-


2

1

1

3


3

3

4


3

1

1


1

1

1

-

-

1


1

1

1


1

1

1


1

1


ИТОГО: 7 класс

34

0

24

10


1.


2.


3.

4.

5.

Раздел 1. Русские танцы.

Русский бальный танец «Русский лирический»

Русский танец «Перепляс»

Раздел 2. Бальные танцы.

Бальный танец «Вальс в шесть па»

«Фигурный вальс»

Греческий танец «Сиртаки»


7


7

8

8

4


-


-


-

-

-


6


6


7

7

3


1


1


1

1

1


ИТОГО: 8 класс

34

0

29

5


1.

2.

3.

4.

5.

Раздел 1. Бальные танцы.

«Вальс-мазурка»

«Аргентинское танго»

«Венский вальс».

«Ча-ча-ча».

Раздел 2. Современные танцы.


7

7

7

6

7


-

-

-

-

1


6

6

6

5

5


1

1

1

1

1


ИТОГО: 9 класс

34

1

28

5


ВСЕГО за 5 лет обучения.

170






I год обучения (5 класс) - 34 часа.


ТЕМА № 1. Возникновение и развитие бального танца. (2 часа)

Понятие «хореография». Виды и жанры хореографии. Цели предмета «Основы танцевального обучения»: учебные, воспитательные и развивающие. Понятие «бальный танец». Сущность, содержание и структура бального танца. Краткая история развития бального танца. Из истории отечественного бального танца. Социальная природа бального танца. Бальный танец как средство воспитания.


ТЕМА № 2. Музыка - основа танца. (1 час).

Что такое музыка. Размер такта. Темп. Ритм. Ритмическое деление.

ТЕМА № 3. Танцевальная этика. (1 час).

Содержание и сущность танцевальной этики. Взаимосвязь танцевальной этики с культурой. История танцевальной этики. Главные правил в этикета. Нравственная воспитанность. Развитие танцевальной этики кадетов.


ТЕМА № 4. Упражнения для развития музыкально-ритмического слуха. (10 часов).

Изучение нотной грамоты. Изучение ритмических рисунков. Упражнения состоящие из хлопков в ладоши и шагов.


ТЕМА № 5. Упражнения для развития отдельных групп мышц и различных частей тела. (10 часов).

Упражнения для рук (перевод в различные позиции ). Упражнения для ног (шаги; приседание; подъем на полупальцы; отведение ноги; отведение с переворотом на каблук; круговое движение по полу; переходы; маленькие броски прыжки). Упражнения для корпуса (повороты; наклоны; круговое движение).


ТЕМА № 6. Танцевальные элементы. (10 часов).

Направление на площадке. Положения в паре. Положение частей тела. Позиции ног. Положения и движения ног. Позиции рук. Движения рук. Положения, движения корпуса и головы. Шаги, переходы, приставки, притопы. Сочетания движений. Музыкальное сопровождение.









II год обучения (6 класс) - 34 часа.


ТЕМА № 1. Организационное занятие. (1 час).

Построение. Поклон. Основные понятия, правила, требования. Ознакомление учащихся с предметом историко-бытового танца и его особенностями. Позиции ног (I,III,VI), рук (I,II). Движения тренажа. Танцевальные положения: epaulement: croise, efface. Танцевальный шаг.


ТЕМА № 2. Танцевальный шаг. (2 часа).

Pas glisse вперед и назад. М/р - 2/4. Движение занимает одну четверть.

Pas chasse вперед и назад. М/р - 2/4. Движение может исполняться на музыку экосеза.

Pas eleve вперед и назад. М/р - 2/4, ¾. Два pas eleve занимают один такт.

Первая форма pas chasse «А» и «Б». М/р - 2/4. Движение занимает восемь тактов.

Pas balance на месте. М/р - ¾. Движение занимает один такт.

Pas de basque. М/р - ¾. Движение занимает один такт.


ТЕМА № 3. Полонез. (4 часа).

Полонез ведет свою историю от польского народного танца «ходзоны». От народа этот танец перешел к бедной шляхте, а затем в замки богатых польских магнатов. Популярность ему принесли торжественная ритмичная музыка и основной шаг, сравнительно легкий по исполнению.

Танец рассчитан на 64 такта музыкального сопровождения и 2 такта вступления.

М/р - ¾, темп умеренный.

  1. История возникновения и развития полонеза.

  2. Па полонеза (движение занимает один такт).

  3. Па полонеза по кругу в парах.

  4. Основные положения в паре и соединение рук.

  5. Усложненный рисунок.


ТЕМА № 4. Падепатинер. (3 часа).

Падепатинер был создан И. Яковлевым и Н. Гавликовским в конце XIX- начале XX века. Танец состоит из двух фигур, занимающих 16 тактов музыкального сопровождения.

М/р - 2/4, темп умеренный.

  1. История возникновения и развития танца

  2. Основные движения:

- Pas chasse

3. Композиция танца.


ТЕМА № 5. Падеграс. (3 часа).

Танец сочинен Е. Ивановым в конце XIX- начале XX века и до недавнего времени был одним из популярных бальных танцев.

М/р - 4/4, темп умеренный.

Танец занимает 8 тактов.

  1. Особенные положения в паре и соединение рук.

  2. Основные движения:

- Шаги вперед и назад.

3. Композиция танца.



ТЕМА № 6. Полька. (4 часа).

Полька - чешский народный танец, который стал известен как бальный в первой половине XIXвека.

М/р - 2/4, темп умеренно быстрый.

  1. История возникновения и развития танца.

  2. Па польки (движение занимает 2 такта).

  3. Боковое па польки на месте (движение занимает 2 такта).

  4. Па польки с продвижением вперед (1 такт)

  5. Па польки с продвижением назад (1 такт).

  6. Боковое па польки с вращением по кругу соло (полный поворот занимает 2 такта).

  7. Простейший рисунок польки. (Полька с поворотом в паре по кругу).


ТЕМА № 7. «Полянка». (4 часа).

«Полянка» - бальный танец с движениями русского народного танца.

М/р - 2/4, танец занимает 32 такта.

  1. История возникновения и развития танца.

  2. Русский ход вперед. (движение занимает один такт).

  3. Pas de basque (припляс). (движение занимает один такт).

  4. Притоп.

  5. Композиция танца.


ТЕМА № 8. Вальс. (5 часов).

Вальс - один из самых популярных, любимых и долговечных танцев. Он стал популярен благодаря простоте и доступности движений.

М/р - ¾, темп от медленного до умеренно быстрого.

  1. История возникновения и развития вальса.

  2. Вальс в три па соло с вращением по кругу вправо

  3. Вальс в три па соло с вращением по кругу влево.

  4. Вальс в парах с вращением по кругу вправо и влево.

  5. Простейший рисунок вальса в комбинации с pas balance, pas de basque, поклоном. (16 тактов и 2 такта вступления).


ТЕМА № 9. «Вару - вару». (4 часа).

Современный бальный танец, созданный В. Калнынем, получил премию на Всесоюзном конкурсе бального танца 1972 года.

М/р - 2/4, темп умеренный.

  1. Основной ход (2 такта).

  2. Прыжки. (4 такта).

  3. Хлопки (2 такта).

  4. Примерная композиция танца. (16 тактов).


ТЕМА № 10. «Йоксу-полька». (4 часа).

Танец создан на основе элементов эстонских народных танцев (хореографическая обработка О. и С. Валгэмяэ).

М/р - 4/4, темп умеренный.

  1. Бег с подскоком (1 такт).

  2. Шаг с подскоком в повороте (1 такт).

  3. Беговые шаги с ударом ступней (2 такта).

  4. Примерная композиция танца (20 тактов).



III год обучения (7 класс) - 34 часа.



ТЕМА № 1. Миньон. (3 часа).

Танец создан в конце XIX века Н. Габликовским.

Танец определенной композиции, состоит из 2 фигур (16 тактов).

М/р - 3/4, темп умеренно быстрый.

  1. Основные движения танца:

- pas balance и полутур вальса, исполняемые в парах.

- движение вальс-миньон.

2. Основные положения в паре.

3. Фигуры и комбинация танца.


ТЕМА № 2. Падекатр. (1 час).

Парный бальный танец, сочиненный в начале XX века Н. Гавликовским.

Танец занимает 4 такта.

М/р - 4/4, темп умеренный.

  1. История возникновения и развития танца.

  2. Основные движения танца.

  3. Комбинация танца.


ТКМА № 3. Вальс в два па. (1 часа).

Этот вальс был популярен в России в начале XIX века.

М/р - ¾, темп умеренно быстрый.

  1. Вальс в два па в парах по кругу.

  2. Комбинация танца.


ТЕМА № 4. Комбинированная полька. (4 часа).

М/р - 2/4, темп умеренно быстрый.

Пример первый (64 такта и 2 такта вступление).

Танец рассчитан на 8 пар.

  1. Первая фигура (16 тактов).

  2. Вторая фигура (8 тактов).

  3. Третья фигура (8 тактов).

  4. Четвертая фигура (16 тактов).Пятая фигура (16 тактов).

Пример второй (48 тактов и 4 такта вступление).

  1. Первая фигура (16 тактов).

  2. Вторая фигура (8 тактов).

  3. Третья фигура (8 тактов).

  4. Четвертая фигура (8 тактов)

  5. Пятая фигура (8 тактов).



ТЕМА № 5. Французская кадриль. (4 часа).

Шесть фигур этого танца исполняются любым четным количеством пар, стоящих в две линии на расстоянии пяти-шести шагов. Каждая фигура начинается с музыкального вступления -интродукции (8 тактов).

М/р - 2/4, темп умеренный.

  1. Первая фигура (40 тактов)

- Chaine anglaise.

- Chasse croise.

- Chaine des dames.

2. Вторая фигура (32 такта).

- En avant deux.

- Chasse croise и тур за руки.

3. Третья фигура (40 тактов) М/р - ¾ или 6/8.

- Pas chasse «А»

- Balance

- En avant deux.

4. Четвертая фигура. (32 такта). М/р - 2|4

- Double chasse.

5. Пятая фигура (40 тактов).

- En avant trios

- Demi-chaine anglaise.

6. Шестая фигура - галоп (82 такта).

7. Общие замечания.


ТЕМА № 6. Полонез. (4 часа).

М/р - 3/4, темп умеренно быстрый.

1.Пример первый (80 тактов и 2 такта вступления)

Танец могут исполнять восемь-десять пар.

  1. Пример второй (48 тактов и 2 такта вступления).

Танец могут исполнять девять - пятнадцать пар.


ТЕМА № 7. Комбинированный вальс. (5 часов).

М/р - ¾, темп умеренно быстрый.

  1. Пример первый (64 такта и 4 такта вступления).

  2. Пример второй (64 такта и 2 такта вступления).


ТЕМА № 8. Шакон. (4 часа).

Шакон построен на материале менуэта и гавота, однако композиция и характер движений типичны для конца XIX века.

М/р - 4/4, танец рассчитан на 40 тактов.

  1. История возникновения и развития танца.

  2. Основные движения:

- Pas demi-coupe и pas chasse

- Balance de menuet и pas chasse demi-tour

3. Комбинация танца.


ТЕМА № 9. Вальс-гавот. (2 часа).

Вальс-гавот - один из наиболее известных танцев начала XX века. Он создан И. Кусовым и состоит из разных частей, представляющих мотивы популярных бальных танцев: вальса и гавота.

М/р - первой части 4/4, второй - ¾..

  1. История возникновения и развития танца.

  2. Основные движения.

  3. Комбинация танца.


ТЕМА № 10. «Риле». (2 часа).

В основу танца положены элементы литовского народного танца. «Риле» - танец свободной композиции: каждая пара может импровизировать движения.

М/р - 4/4, темп умеренно-быстрый.

  1. История возникновения и развития танца.

  2. Основные движения.

  3. Постановка рук, корпуса.

  4. Комбинация танца.


ТЕМА № 11. Краковяк. (2 часа).

Краковяк создан Н. Гавликовским в конце XIX века и построен на движениях польского народног7о танца.

М/р - 2/4.

1.История возникновения и развития танца.

2. Основные движения.

3. Комбинация танца.


ТЕМА № 12. «Сударушка». (2 часа).

«Сударушка» - лирический бальный танец, построенный на основе движений народных танцев, сочинен А. Тарасовым.

М/р - 2/4, танец занимает 24 такта.

  1. Основные движения: шаги, шаги с притопами.

  2. Положения рук, корпуса.

  3. Комбинация танца.



































IV год обучения (8 класс) - 34 часа.


ТЕМА № 1. Русский бальный танец. «Русский лирический». (7 часов).

Танец построен на движениях русского народного танца лирического характера, исполняется сдержанно и плавно. Композиция определенная, состоит из двух фигур, занимает 16 тактов.

М/р - 4/4, темп умеренный.

  1. Основные движения:

- тройной ход с руками (вперед и назад).

- поворот в паре.

- шаги в сторону с переступанием и мазком.

- соло-поворот с руками.

2. Особенные положения в паре и соединение рук:

- открытое положение.

- закрытое положение.

- левое смещенное положение.

3. Фигуры танца, композиция танца.


ТЕМА № 2. Русский танец «Перепляс». (7 часов).

Танец построен на основных движениях русского народного мужского танца и исполняется в форме перепляса (соревнования).

Композиция свободная, занимает 64 такта.

М/р - 2/4, темп умеренно быстрый.

  1. Виды и формы русского народного танца. Сущность и содержание танца.

  2. Основные движения:

- переменный шаг.

- присядка.

- притоп

- хлопушки (простая, синкопированная, тройник с окончанием).

3. Соединение движений в танцевальные комбинации.

4. Композиция танца.

Перепляс двух групп учащихся.


ТЕМА № 3. Вальс по шесть па. (8 часов).

По 6 па исполняются вальс-бостон и медленный вальс.

Характер музыки медленного вальса плавный, как бы растянутый, поэтому танец исполняется широко, с подчеркнутыми подъемами и опусканиями.

М/р -3/4, акцент на первую долю такта.

  1. Основные положения в паре:

- закрытое положение.

- положение променада.

2. Техника исполнения шагов.

3. Подготовительные и основные движения:

- приседание и подъем па полупальцы.

- повороты корпуса.

- отведение ноги в сторону.

- шаги.

- перемена направлений шагов.

- повороты.

- каблучные повороты.

- пивот-поворот

4. Фигуры и комбинация танца.


ТЕМА № 4. «Фигурный» вальс. (8 часов).

В этом танце использованы многие вальсовые движения. Наиболее распространенной композицией является «фигурный» вальс в постановке С. Жукова.

Танец определенной композиции, состоит из 4 фигур, занимает 32 такта.

М/р - ¾, темп умеренно быстрый.

  1. Основные движения танца:

- вальсовый поворот.

- балансе (в сторону, вперед, назад).

- вальсовая дорожка.

- связующий поворот.

2. Соединение вальсовых движений (комбинации).

3. Основные положения в паре и соединение рук:

- закрытое положение.

- открытое положение.

- противоположное положение.

4. Фигуры танца (каждая по 8 тактов) и комбинация танца.


ТЕМА № 5. Греческий массовый танец «Сиртаки». (4 часов).

Танец построен на движениях греческого народного танца и имеет своеобразное построение исполнителей: образуя одну или несколько линий, они кладут руки друг другу на плечи.

Танец свободной композиции, состоит из двух частей: медленной и быстрой.

М/р - 4/4, темп постоянно ускоряется от медленного до очень быстрого.

  1. Основное положение и соединение рук.

  2. Основные движения танца: выпады, Виск, приставные шаги, твист, простая дорожка, витая дорожка, ножницы, ронд, быстрый квадрат, шаги с подскоком, шаги с переступанием.

  3. Соединение движений в комбинации танца.

  4. Медленная часть танца.

  5. Быстрая часть танца.

  6. Композиция танца.




















V год обучения (9 класс) - 34 часа.


ТЕМА № 1. «Вальс-мазурка». (7 часов).

Комбинированный танец, состоит из 2 частей. Первая часть включает движения польского танца «Мазурки» и исполняется в быстром темпе. Вторая часть построена на элементах вальса.

Композиция танца свободная, занимает 32 такта.

М/р - ¾, темп умеренный.

  1. История возникновения танца.

  2. Основные движения танца:

- па де буре.

- голубец.

- ключ.

- па буате.

- вальсовый поворот.

- балансе.

3. Комбинации танца.

4. Первая часть (16 тактов).

Вторая часть (16 тактов).

  1. Композиция танца.


ТЕМА № 2. «Аргентинское танго». (7 часов).

Начальный вариант изучения бального танца «Танго» ( для начинающих). Построен на основных шагах и своеобразном ритме «Танго».

Танец определенной композиции, занимает 16 тактов.

М/р - 2/4, темп умеренно медленный (примерно 32 такта в минуту).

  1. история возникновения танца.

  2. Подготовительные движения.

  3. Основные шаги танго (вперед, назад, в сторону). Техника исполнения шагов.

  4. Танцевальные комбинации.

  5. Первая фигура (8 тактов).

  6. Вторая фигура (8 тактов).

  7. Композиция танца.


ТЕМА № 3. Бальный танец «Венский вальс». (7часов).

Современная интерпретация вальса (бальный вариант). Танец быстрый, движения исполняются плавно и широко. Исполнитель должен постоянно сохранять замкнутую позицию рук.

М/р - ¾, темп умеренно быстрый.

  1. Вальсовый поворот (I+II половины).

  2. Тур вальса по кругу.

  3. Основные положения в паре и соединение рук.

  4. Тур вальса в паре.


ТЕМА № 4. Латиноамериканский бальный танец «Ча-ча-ча». (6 часов).

Родина танца - Куба. Название как бы подчеркивает характерный для кубинских мелодий ритм, напоминающий звук маракас. Танец достаточно подвижный. Благодаря динамичности, яркости и разнообразию движений получил широкое распространение.

Основные движения танца строятся на шагах, исполняемых в ритме (М-М-М-Б-Б) с акцентом на первую и четвертую доли такта.

Композиция танца свободная, занимает 16 тактов.

М/р - 4/4, темп умеренно быстрый.

1. История латиноамериканских танцев, их разнообразие. Особенности танца «Ча-ча-ча».

2. Подготовительные движения.

3. Основные движения:

- основной ход.

- поворот.

- разворот (раскрытие) вперед и назад.

- открытый основной ход.

4. Соединение движений танца в единую композицию.


ТЕМА № 5. Современные танцы. (7 часов).

Танцы современных ритмов (рок-н-ролл, джаз, хип-хоп, брэйк и т.д.)

Танцы свободной композиции. Для сопровождения можно использовать современную музыку.

Темп быстрый.

  1. Стили и направления современной хореографии.

  2. Элементы современных танцев.



































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Воронина И. «Историко-бытовой танец»: Учеб. пособие. - М.: Искусство, 1980


  1. Богомолова Л.В. «Основы танцевальной культуры»: Программа


  1. экспериментального курса. - М.: Новая школа, 1993


  1. Ермаков Д.А. «Танцы на балах и выпускных вечерах». - М.: ООО «Издательство АСТ», Донецк: «Сталкер», 2004


  1. Браиловская Л.В. «Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба, джайв». - Ростов Н/Д: Феникс,2003


  1. Телегин А.А. «Самоучитель модных танцев».- Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2004


  1. Гвидо Регаццони. «Учимся танцевать Латиноамериканские танцы». -М.: 2001


  1. Гвидо Регаццони. «Учимся танцевать Бальные танцы». - М.: 2001

  2. Современный бальный танец. Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культпросвет училищ и руководителей коллективов бальных танцев. Под ред. В.М. Строганова и В.И. Уральской. - М.: Искусство,1977


  1. Волкогонов Д.А. Воинская этика. - М.:1976


  1. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001


  1. Бальные танцы (Аннотированный список). - М.: Сов.Россия, 1972.


  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. - М.: Рольф, 2001.


  1. Бондаренко Л.А. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях. - К.: Муз.Украина, 1985.


  1. Золотарев О.В. Армия и культура. - М.: Гуманитарная академия вооруженных сил, 1992.

  2. Зосимовский В.А. Библиографический справочник по хореографии. - М.: Профиздат, 1959.


  1. Массалов В. Приоритеты воспитания прошлого и настоящее. - С.-Петербург: Питер, 1996.


  1. Музыка и движение./ Сост. С.И.Бекина и др. - М.: Просвещение, 1983.


  1. Нарская Г. Историко-бытовой танец. - Челябинск: ЧГИК, 1996.


  1. Современный бальный танец. Под.ред. В.М.Стриганова и В.И.Уральской. - М.: Просвещение, 1977.


  1. Федорова Л. Волшебный мир танца. - Ульяновск: Типография УГСВУ, 1994.


© 2010-2022