Конспект урока по биологии на тему Плаун булавовидный, хвощ полевой (6 класс)

Данный урок "Плаун булавовидный, хвощ полевой"разработан для учащихся 6 класса.                                                                         Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности плаунов и хвощей; выявить усложнения организации их в ходе эволюции; продолжить формирование умений сравнивать, решать проблемные вопросы, работать с гербариями и рисунками;                                 воспитывать бережное отношение к природе.                                      В разраб...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Класс 7

Тема: Плаун булавовидный, хвощ полевой.

Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности плаунов и хвощей; выявить усложнения организации их в ходе эволюции;

продолжить формирование умений сравнивать, решать проблемные вопросы, работать с гербариями и рисунками;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: гербарий плаунов, хвощей, таблицы, рисунки из дополнительной литературы, видеофильм.

Ход урока:

I. Организациооный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

А). Устно:

1. Какие особенности строения позволили мхам существовать в наземно - воздушной среде?

2. Сравните строение мха и нитчатой зеленой водоросли. Отметьте черты сходства и отличия. О чем свидетельствуют сходство их строения и отличие?

3. Почему мхи считают наиболее примитивными высшими растениями?

Б). Допишите предложения:

Мхи появились на нашей планете около … млн. лет назад. Их предками были … . Моховидные - это многолетние растения, обычно …, приспособленные к обитанию во … местах. Мхи вызывают … ; отмирая, они образуют … .

В). Заполните таблицу. Сравните мхи.

Признаки для сравнения

Кукушкин лен

Сфагнум


III. Изучение нового материала.

А). Происхождение плауновидных и хвощевидных, как и моховидных, от псилофитов.

Хвощевидные в прошлом огромная, но почти полностью вымершая группа растений, расцвет которой пришелся в истории Земли на каменноугольный период и вместе с гиганскими плауновидными образовали на Земле основные запасы каменного угля.

Б). Характеристика плаунов и хвощей.

Плауны - многолетние, вечнозеленые травянистые растения с прямостоячими и ползучими побегами, отходящими от них корней, мелкими, различной формы листьев и их расположением на стебле.

От всех известных растений и вымершие, и современные хвощевидные отличаются побегами, составленными отдельными члениками. Вертикальные побеги хвоща полевого специализированы на бесцветные спороносные и зеленые вегетативные. Вертикальные побеги в большинстве случаев не превышают 1м. Почти у всех хвощей стебли на зиму отмирают. Хвощи произрастают в местах с достаточным или избыточным увлажнением, и в некоторых типах низинных болот, по берегам водоемов и в сырых лесах хвощи нередко доминируют в травянистом покрове.

Все современные хвощи - многолетние корневищные травы с мутовками бурых редуцированных листьев, утративших хлорофилл. В узлах сильно разветвленных корневищ хвощей развиваются клубеньки, богатые крахмалом.

В). Размножение плаунов и хвощей.

Бесполое размножение плаунов осуществляется спорами и с помощью укоренения жизнеспособных фрагментов.

Спорангии у хвощей располагаются на спорангиофорах, собранных в стробилы, что отличает хвощи от плаунов. Бледно - розовые спороносные побеги этого вида появляются ранней весной, и лишь после спороношения от корневиша отрастают зеленые вегетативные побеги.

Г). Значение плаунов и хвощей.

Споры плаунов используют в медицине, ветеринарии, промышленности.

Хвощи встречаются по всему миру в самых разных растительных сообществах.

Почти все хвощи - злостные, трудноискоренимые сорняки; если в сене много хвощей, скот может отравиться; в целом значение хвощей для человека невелико.

Молодые вегетативные побеги хвоща полевого применяют в медицине как мочегонное средство.

IV. Закрепление:

1. В чем причина вымирания большинства древовидных споровых растений в конце каменноугольного периода?

2. Докажите, что плауны и хвощи имеют более высокую организацию, чем мхи, что позволяет им существовать в более сложных климатических условиях.

3. Приведите доказательства того, что плауны и хвощи относятся к высшим растениям.

4. Какой тип ветвления побегов характерен для плаунов и хвощей?

5. Составьте схему жизненного цикла плауна булавовидного и сравните со схемой жизненного цикла мха. (Зрелые гаметофиты плаунов не отделены от спорофита и этим отличаются от ранее изученных сухопутных растений, т.е. мхов. Это очень важное эволюционное достижение - приспособление к жизни на суше).

4. Почему половое размножение плаунов происходит только при наличии капельки воды, а бесполое происходит и в сухую погоду?

5. Каково значение плаунов и хвощей в природе и в каких местах чаще всего они встречаются?

6. Как человек использует плауны и хвощи?

V. Выполнение л/р. №6. Строение хвоща полевого. (Описание работы на стр. 56 учебника).

VI. Д/З: параграф 18 - 19 (подготовить сообщение об использовании плаунов и хвощей человеком).


© 2010-2022