По страницам Красной книги

 ...невозможно забыть красоту выпорхнувшей из цветка великолепной бабочки, полосатую пчелу, закончившую свою работу по сбору пыльцы или трудолюбивого муравья, несущего груз тяжелее себя в 100 раз. Эти воспоминания дарят мне радость, и моя душа переполняется грустью, когда я вижу погибшего насекомого.Насекомые – крохотные  и удивительные создания на Земле, им необходима наша поддержка.Цель исследовательской работы:Изучение насекомых Красной книги Приднестровья и пропаганда мер по сохранению этих ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство просвещения ПМР Управление народного образования г. Тирасполя Муниципальное образовательное учреждение «Теоретический лицей №2»

Исследовательская работа на тему:

«По страницам Красной книги. Насекомые ПМР. Часть 3»


Секция «Зоология и общая биология»




Тирасполь, 2014


Автор: Ильина Е.Ю.,

Ученица 7-а класса

МОУ «Теоретический лицей №2»

Руководитель: Ильина Елена Владимировна,

учитель биологии высшей категории

МОУ «Теоретический лицей №2»


Оглавление

Введение_____________________________________________________3-6

Основная часть_______________________________________________7-18

1.1 Красная книга Приднестровской Молдавской Республики_____7-9

1.2. Список насекомых, внесенных в Красную книгу ____________10-12

1.3. Анализ видового разнообразия насекомых ПМР_____________13-15

1.4. Просветительская работа_________________________________16-18

Заключение_________________________________________________19

Литература__________________________________________________20

Приложение 1

Приложение 2












Введение

Кто мы, зачем мы здесь, Живы мы или нет - Дикой пчеле всё равно, Мир для неё внизу. Только дорога цветов.

Природа - разнообразные животные; благоухающие травы и цветы; воздух, которым мы дышим; голубое небо с пушистыми белыми облаками над головой; необъятные океанские просторы, хрустальные горные реки; мир красок, запахов, звуков; неисчерпаемые недра Земли - всё это существует, существовало всегда и, как нам кажется, будет существовать вечно. Но мы глубоко ошибаемся, думая так. Человечество мало ценит природные богатства: за небольшой период им так разрушена природа, что возникла угроза самой жизни на Земле!

С развитием хозяйственной деятельности человека живая природа не только уничтожается, она умирает от загрязнения. Последствия бездумной деятельности человека ужасны. Ежегодно из недр Земли добывают миллиарды тонн руд металлов, топливных полезных ископаемых, производят синтетические материалы, вывозят на поля миллионы тонн различных ядохимикатов, вырубают леса и охотятся на животных. Загрязняется атмосфера, меняется состав и свойства природных вод, меняется рельеф, разрушаются почвы, гибнут растения и животные.

Люди, обеспокоенные этой проблемой, решили создать «Красную книгу», в которую занесли редкие и исчезающие виды растений и животных. Указом Президента ПМР № 328 от 19 мая 2009 года была учреждена первая «Красная книга Приднестровской Молдавской Республики».

Я тоже решила принять участие в спасении животных нашей страны. И поэтому создала эту книгу. Мне захотелось рассказать своим сверстникам о насекомых. Ведь невозможно забыть красоту выпорхнувшей из цветка великолепной бабочки, полосатую пчелу, закончившую свою работу по сбору пыльцы или трудолюбивого муравья, несущего груз тяжелее себя в 100 раз. Эти воспоминания дарят мне радость, и моя душа переполняется грустью, когда я вижу погибшего насекомого.

Насекомые - крохотные и удивительные создания на Земле, им необходима наша поддержка. Давайте вместе поможем им!

Этими словами я обратилась к своим сверстникам в учебно-методическом издании «По страницам Красной книги. Насекомые».

Я представляю вам работу «По страницам Красной книги. Часть 3». Мое знакомство с Красной книгой началось еще в 6 лет. Будучи воспитанницей детского сада №41, я участвовала в конкурсе рисунков на тему « По страницам Красной книги». В 2008 году вышло в свет издание для детей «ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ».

Моя работа с изображением белуги прошла конкурс и попала в книгу. На странице можно ее увидеть. Это был первый этап моей исследовательской работы. С этого и началось мое увлекательное путешествие по страницам Красной книги.

По страницам Красной книгиПо страницам Красной книги

Белуга черноморская. Ильина Катя, 6 лет

В третьем классе я обучалась в Тираспольской школе-комплекс №12 и вместе со своим классным руководителем Омелько Валентиной Владимировной решила продолжить работу на втором этапе.

Целью исследования было выявить причины уменьшения популяции первоцветов в ПМР и меры по сохранению растений первоцветов.

Моя работа на городском этапе исследовательского общества учащихся заняла почетное второе место и была опубликована в сборнике исследовательских работ.

Я хотела продолжить работу дальше, но не знала в каком именно направлении двигаться, пока, вдруг, идя с лицея, домой, под ногами обнаружила большую мертвую бабочку. Я принесла ее домой, хотела определить ее вид, но мы только начали изучать зоологию и виды бабочек Приднестровья мне были еще не известны. Определители с интернета тоже не дали результата. И вдруг я поняла. Это сигнал к продолжению темы «По страницам Красной книги. Это уже будет третья часть, в которой я исследую класс насекомых.

Актуальность моей темы очень высока.

Человек должен понять, что не имеет права считать себя властелином природы. Его отношения со средой обитания должны строиться на строго научной основе, направленной на сохранение биологического разнообразия и Земли в целом (Красная книга СССР, 1984г). Изучая Красную книгу ПМР, я обнаружила, что самыми главными мерами охраны является изучение распространения, экологии и биологии вида, а также пропаганда среди населения. Этими мерами я и решила заняться.

Цель исследовательской работы:

Изучение насекомых Красной книги Приднестровья и пропаганда мер по сохранению этих видов.

Задачи исследовательской работы:

  1. Изучить материалы Красной книги ПМР, раздел 5 «Беспозвоночные животные».

  2. Изучить коллекции насекомых ПМР.

  3. Описать распространение, особенности строения и экологию насекомых.

  4. Изучить лимитирующие факторы и меры охраны.

  5. Проанализировать видовое разнообразие насекомых Приднестровья.

  6. Провести просветительскую работу среди семиклассников по мерам охраны данных видов.

  7. Определить вид моей мертвой бабочки.

  8. Составить учебно-методическое пособие «По страницам Красной книги. Насекомые ПМР».

  9. Составить презентацию и записать на диск «По страницам Красной книги. Насекомые ПМР».

Методика выполнения работы и полученные результаты.

1 . Изучение литературных источников.

  1. Наблюдение, фотографирование, описание объекта исследования, мест обитания и популяций насекомых.

  2. Анкетирование учащихся 7-х классов.

  3. Анализ результатов. Составление диаграмм.

  4. Разработка учебно-методического пособия «По страницам Красной книги. Насекомые» 6. Создание презентации в программе Power Point «По страницам Красной книги. Насекомые».























Основная часть

1.1 Красная книга Приднестровской Молдавской Республики

Для сохранения видов флоры и фауны, как на глобальном, так и на региональном уровне необходимо проведение комплекса интенсивных мероприятий по их спасению. Одной из форм является издание Красных книг - своеобразных сигналов тревоги.

Идея создания первой Красной книги принадлежит Международному союзу охраны природы, под эгидой ЮНЕСКО.

В 1963 году появилась первая Красная книга МСОП. Она охватывает животный и растительный мир в глобальном масштабе и содержит рекомендации по охране, адресованные странам и правительствам, на территории которых сложилась угрожающая ситуация для видов. Данные рекомендации носят общий характер. Поэтому необходимым дополнением к красным книгам МСОП стали региональные красные книги.

Предшественником Красной книги ПМР можно считать Постановление Правительства ПМР № 255 от 30 сентября 1994 года «О взятии под государственную охрану природных объектов и комплексов на территории ПМР».

Указом Президента ПМР № 328 от 19 мая 2009 года была учреждена первая Красная книга Приднестровской Молдавской Республики.

По страницам Красной книгиТирасполь, 2009

Таким образом, настоящее издание является официальным документом, содержащим свод сведений о внесенных в него объектах животного и растительного мира, а также необходимые меры по их охране и восстановлению.

Красная книга Приднестровья включает сведения о нуждающихся в особой охране 84 видах флоры и 157 видах фауны края. При отборе объектов растительного и животного мира для занесения в Красную книгу ее составители руководствовались рядом принципов. В список включались только те виды, которые нуждаются в особой охране на всей территории ПМР, что, разумеется, не исключает необходимости охранять те виды, находящиеся в критическом состоянии лишь в отдельных районах республики.

Видовые очерки растений и животных, внесенных в Красную книгу ПМР, состоят из 10 рубрик.

Рубрика «Таксономическая принадлежность» включает высшие таксоны, русское, молдавское, украинское и латинское видовые названия.

В рубрике «Статус» каждый вид отнесен к одной из категорий, подготовленной комиссией по выживанию видов МСОП:

  1. «Исчезнувший вид - ЕХ». Таксон является исчезнувшим, когда нет никаких обоснованных сомнений в том, что его последняя особь погибла.

  2. «Вид, исчезнувший в дикой природе -ЕW». Таксон является исчезнувшим в дикой природе, когда известно, что он сохранился только в культуре, в условиях неволи.

  3. «Вид, находящийся в критическом состоянии - CR». Таксон данной категории определяется как стоящий перед чрезвычайно высоким риском исчезновения в дикой природе.

  4. «Вид, находящийся в опасном состоянии - EN». Таксон находится «в опасном состоянии» в том случае, когда он не является «видом, находящимся в критическом состоянии», но стоит перед достаточно высоким риском вымирания в диком состоянии в ближайшем будущим.

  5. «Уязвимый вид - VU». Таксон, не относящийся к двум предыдущим категориям, но имеющий среднюю степень риска вымирания в диком состоянии.

  6. «Вид, находящийся в состоянии, близком к угрожаемому - NT». Таксон, который был оценен по критериям и не был квалифицирован как «находящийся в критическом состоянии, «находящийся в опасном состоянии» или «уязвимый» в настоящее время.

  7. «Вид, вызывающий наименьшие опасения - LC». Таксон, который был оценен по критериям и не был квалифицирован как «находящийся в критическом состоянии», «находящийся в опасном состоянии», «уязвимый» или «находящийся в состоянии, близком к угрожаемому».

  8. «Недостаточно данных - DD». Таксон относится к такой категории, когда имеющаяся информация о состоянии его численности неадекватна для прямой или косвенной оценки риска исчезновения.

  9. «Вид, неоцененный по критериям Системы - NE». Придание этого статуса означает то, что таксон еще не был оценен по критериям Системы.

В рубрике «Распространение» по возможности полно характеризуется ареал вида.

В рубрике «Краткое описание» приводится краткое морфологическое описание растений и животных, облегчающее дифференциацию данных видов.

В рубрику «Экология и биология» включены сведения об экологии видов, их специфических биологических особенностях.

В рубрике «Лимитирующие факторы» сделана попытка охарактеризовать естественные и антропогенные факторы, приведшие к сокращению численности таксонов и создающие потенциальную угрозу существованию редких видов.

Рубрика «Меры охраны» содержит сведения о принятых и необходимых мерах охраны видов, внесенных в Красную книгу.

Книга вышла тиражом 1000 экземпляров, и я занялась поиском Красной книги. Сначала выяснилось, что можно познакомиться с книгой в городской библиотеке, но работать с ней нужно только в читальном зале. Я продолжала поиски и мне просто посчастливилось. Оказывается, отец моего учителя по английскому языку является составителем Красной книги - это Мацюк Владимир Ананьевич. Он является энтомологом. Я взяла свой фотоаппарат и отправилась в гости. Владимир Ананьевич познакомил меня с большой коллекцией насекомых и дал для работы настоящую Красную книгу ПМР. Меня настолько это вдохновило, что я решила третью часть своей работы посвятить насекомым Приднестровья. Мне очень захотелось составить свою книгу «По страницам Красной книги Приднестровья. Насекомые», выпустить диск, на основе изученных коллекций. Эти материалы можно использовать учителям биологии, как региональный компонент, при изучении класса Насекомые в 7-м классе.

В соответствии с Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 19 мая 2009 года N 328 "О Красной Книге Приднестровской Молдавской Республики" (САЗ 09-21) и Приказом Министерства природных ресурсов и экологического контроля Приднестровской Молдавской Республики от 21 мая 2009 года N 102 "Об утверждении Положения "О порядке ведения Красной книги Приднестровской Молдавской Республики" (регистрационный N 4943 от 4 августа 2009 года) (САЗ 09-32), утвержден

1.2. СПИСОК НАСЕКОМЫХ, ВНЕСЕННЫХ В КРАСНУЮ КНИГУ ПМР

КЛАСС НАСЕКОМЫЕ - INSECTA ОТРЯД БОГОМОЛЫ - MANTODEA Семейство Настоящие богомолы - Mantidae 1.Богомол пестрокрылый - Iris polystictica (F.-W.)

ОТРЯД СТРЕКОЗЫ - ODONATA Семейство Стрелки - Coenagrionidae 2.Стрелка Линдена - Coenagrion lindeni Selys

ОТРЯД ЖЕСТКОКРЫЛЫЕ - COLEOPTERA Семейство Жужелицы - Carabidae 3. Жужелица Бессера - Carabus besseri F.- W. 4. Жужелица золотоямчатая - Carabus clathratus L. 5. Красотел пахучий - Calosoma sycophanta (L.) 6. Тафоксенус гигантский - Taphoxenus gigas F.-W. Семейство Хищняки - Staphylinidae 7. Стафилин пахучий - Ocypus olens (O. Mull.) Семейство Рогачи - Lucanidae 8. Жук-олень - Lucanus cervus L. Семейство Пластинчатоусые - Scarabaeidae 9. Бронзовка зеленая - Potosia aeruginosa Drury 10. Жук-носорог - Oryctes nasicornis L. Семейство Усачи - Cerambycidae 11. Моримус темный - Morimus funereus Mul. 12. Усач большой дубовый - Cerambyx cerdo (L.) 13. Усач мускусный - Aromia moschata L.

ОТРЯД ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫЕ - HYMENOPTERA Семейство Осы-сколии - Scоliidae 14. Сколия-гигант - Scolia maculatа Drury 15. Сколия степная - Scolia hirta Schrank Семейство Пчелы-листорезы - Megachilidae 16. Мегахила округлая - Megachile rotundata (Fabr.) Семейство Цветочные пчелы - Anthophoridae 17. Ксилокопа обыкновенная - Xylocopa valga Gerstaecker 18. Ксилокопа фиолетовая - Xylocopa violaceae (L.) Семейство Настоящие пчелы - Apidae 19. Шмель глинистый - Bombus argillaceus (Scop.) 20. Шмель моховой - Bombus muscorum (Fabr.) 21. Шмель степной - Bombus pomorum (Panz.) Семейство Муравьи - Formicidae 22. Лиометопум обыкновенный - Liometopum microcephalum

ОТРЯД СЕТЧАТОКРЫЛЫЕ - NEUROPTERA Семейство Муравьиные львы - Myrmeleontidae 23. Муравьиный лев четырехточечный - Distoleon tetragrammicus

ОТРЯД ЧЕШУЕКРЫЛЫЕ - LEPIDOPTERA Семейство Пестрянки - Zygaenidаe 24. Пестрянка черноточечная - Zygaena laeta Hb. Семейство Парусники - Papilionidae 25. Махаон - Papilio machaon (L.) 26. Мнемозина - Parnassius mnemosyne (L.) 27. Поликсена - Zerynthia polyxena Den. et Schiff. Семейство Белянки - Pieridae 28. Лимонница - Gonepteryx rhamni L. Семейство Нимфы - Nymphalidae 29. Переливница ивовая - Apatura iris (L.) 30. Переливница тополевая - Apatura ilia Den. et Schiff. 31. Перламутровка-пандора - Argynnis рandora Den. et Schiff. 32. Ленточник тополевый - Limenitis populi L. 33. Пеструшка таволговая - Neptis rivularis Sc. 34. Траурница - Nymphalis antiopa L. 35. Дневной павлиний глаз - Nymphalis io L. 36. Многоцветница - Nymphalis polychloros L. 37. Крапивница - Nymphalis urticae L. 38. Углокрыльница V-белое - Polygonia vau-album Schiff. Семейство Бархатницы - Satyridae 39. Бризеида - Chazara briseis L. Семейство Ложношашечницы - Riodinidae 40. Люцина - Hamearis lucina L. Семейство Голубянки - Lycaenidae 41. Голубянка-арион - Maculinea arion L. 42. Голубянка-дафнис - Polyommatus daphnis (Den. et Schiff.) 43. Голубянка красивая - Polyommatus bellargus Rott. 44. Голубянка серебристая - Polyommatus coridon Poda 45. Зефир дубовый - Thecla quercus L. Семейство Коконопряды - Lasiocampidae 46. Коконопряд дубовый - Lasiocampa quercus L. Семейство Павлиноглазки - Saturniidae 47. Павлиноглазка грушевая - Saturnia pyri (Den. et Schiff.) 48. Павлиноглазка малая - Eudia pavonia L. Семейство Бражники - Sphingidae 49. Бражник глазчатый - Smerinthus ocellatus L. 50. Бражник дубовый - Marumba quercus Den. et Schiff. 51. Бражник линейчатый - Celerio lineatа F. 52. Бражник облепиховый - Hyles hippophaes Esp. 53. Бражник сиреневый - Sphinx ligustri L. 54. Бражник средиземноморский - Dolbina elegans (Bang-Naas) 55. Бражник средний винный - Deilephila elpenor L. 56. Бражник малый винный - Deilephila porcellus L. Семейство Медведицы - Arctiidae 57. Медведица-гера - Euplagia quadripunctaria (Poda) 58. Медведица-госпожа - Callimorpha dominula (L.) 59. Медведица Кайя - Arctia caja L. 60. Медведица пурпурная - Rhyparia purpurata L. 61. Медведица точечная - Utetheisa pulchella (L.) Семейство Совки - Noctuidae 62. Ленточница голубая - Catocala fraxini (L.) 63. Ленточница желтобрюхая - Catocala neonympha Esp. 64. Ленточница малая красная - Catocala promissa Den. et Sсhiff. 65. Ленточница малиновая - Catocala sponsa (L.) 66. Ленточница желтая - Ephesia fulminea Sc. 67. Совка шпорниковая - Periphanes delphinii (L.)

1.3. Анализ видового разнообразия насекомых ПМР

Изучив список насекомых, занесенных в Красную книгу, я решила проанализировать видовое разнообразие насекомых ПМР. Для этого я составила диаграмму.

Название отряда

Количество видов

Богомолы

1

Стрекозы

1

Жесткокрылые

11

Перепончатокрылые

9

Сетчатокрылые

1

Чешуекрылые

44

Итого

67

Как видно из таблицы, наиболее многочисленным является отряд чешуекрылые или бабочки. Далее, я провела анализ по семействам. В ПМР бабочки представлены 11 семействами, а самое разнообразное - Семейство Нимфы, которое насчитывает 10 видов.

Название семейства

Количество видов

Пестрянки

1

Парусники

3

Белянки

1

Нимфы

10

Бархатницы

1

Ложношашечницы

1

Голубянки

5

Коконопряды

1

Павлиноглазки

2

Бражники

8

Медведицы

5

Совки

6

Итого

44

Возникает вопрос. Почему именно отряд чешуекрылые, в большем количестве занесены в Красную книгу?

Вывод: Основная причина заключается в том, что среда обитания представителей отряда чешуекрылых, разрушается. Наша атмосфера загрязнена промышленными выбросами. Бабочки и гусеницы нуждаются в особых растениях, которыми они питаются, и на которых размножаются. Дикая природа, в настоящее время, разрушена и превращена в сельскохозяйственные угодья, где выращиваются сельскохозяйственные культуры. Эти культуры опрыскивают химическими веществами, которые являются губительными для бабочек. А самое главное - это отлов и уничтожение бабочек человеком.

1.4. Просветительская работа

Я решила заняться просветительской работой, и продумала свои шаги в этом направлении:

  1. Для начала необходимо было провести анкетирование среди семиклассников на тему «Знаешь ли ты это насекомое?». Подвести итоги анкетирования.

  2. Провести занятие на тему «По страницам Красной книги. Насекомые».

  3. Ознакомить учащихся с моей презентацией и Красной книгой.

  4. Провести итоговое анкетирование.

Результаты просветительской работы

  1. В анкетировании приняли участие 20 учащихся 7-а класса МОУ «Теоретический лицей №2». Учащимся были предложены фото всех 67 насекомых, им необходимо было написать название насекомого до просветительской работы и после.

Результат первого анкетирования.

Кол-во учащихся

Количество правильных ответов

Качество знания материала

3

15

22%

2

11

16%

3

10

14%

4

9

13%

5

8

12%

3

2

3%

Вывод: результаты первого анкетирования показывают низкий уровень знаний насекомых ПМР.

2. Для проведения занятия я использовала свою книгу «По страницам Красной книги. Насекомые». В книге описаны все 67 видов насекомых Красной книги Приднестровья. Каждый вид описан по следующим критериям:

  • Русское и латинское название

  • Фотография

  • Распространение

  • Краткое описание

  • Экология и биология

  • Лимитирующие факторы

  • Меры охраны

Книга напечатана в типографии и может являться учебно - методическим пособием для учащихся на уроках биологи.

3. Книгу может приобрести не каждый, поэтому для быстрого и качественного распространения информации я подготовила слайдовую презентацию в программе POWER POINT.





Результат второго анкетирования.

Кол-во учащихся

Количество правильных ответов

Качество знания материала

4

35

52%

2

27

40%

4

25

37%

4

15

22%

3

11

16%

3

10

15%

Вывод: После просветительской работы мы видим значительное увеличение количества правильных ответов.

Заключение

Подводя итоги моей исследовательской работы, я сделала следующие выводы:

  1. В Красную книгу ПМР занесено 67 видов класса насекомых.

  2. Наиболее многочисленным отрядом насекомых, занесенных в Красную книгу ПМР, является отряд чешуекрылые или бабочки.

  3. В Красной книге ПМР бабочки представлены 11 семействами, а самое разнообразное - Семейство Нимфы, которое насчитывает 10 видов.

  4. Определила вид моей мертвой бабочки - это Ленточница малая красная.

  5. После просветительской работы с учащимися 7 а класса, видно значительное увеличение количества правильных ответов по определению насекомых.

  6. Изучив Красную книгу и меры охраны насекомых, меня заинтересовали две темы для дальнейшего исследования:

  • Изучение позвоночных животных Красной книги ПМР

  • Разведение бабочек в лабораторных условиях.


Использованная литература:

  1. «Красная книга Приднестровской Молдавской Республики». - Тирасполь, 2009 год.

  2. «По страницам Красной книги» (издание для детей). -Министерство природных ресурсов и экологического контроля ПМР, 2008 год.

  3. «Насекомые. Животный мир Молдавии» Андреев А.В., Верещагин Б.В., Верещагина В.В. - Кишинев: Штиинца, 1983 г.

  4. «Жужелицы пойменных экосистем Нижнего Днестра». Мацюк В.А., Верещагина Т.К.- Канив, 2003 г.

  5. «Материалы по энтомофауне заповедника «Ягорлык». Попа Л.Л., Тищенков А.А. . -РИО ПГКУ, 1996 г

  6. «Мир животных». Энциклопедия. - Киев : Новый друк, 2006 г.

  7. «Материалы по фауне чешуекрылых заказника «Ново - Андрияшевка». Сборник научных статей. Свечкарев Е.Л., Тищенков А.А. - Бендеры: BIOTICA, 2001 г.

Приложения:

Приложение 1. Учебно-методическое пособие «По страницам Красной книги. Насекомые».

Приложение 2. Диск с презентацией «По страницам Красной книги. Насекомые».


© 2010-2022