Рабочая программа по биологии 6-9 классы

Рабочая программа по биологии 6-9 классы для вечерней школы. В состав рабочей программы входят следующие пункты: пояснительная записка; тематический план курса биологии в 6 классе (1 час в неделю, всего 36 часов); содержание программы курса биологии в 6 классе; календарно-тематическое планирование в 6 классе; тематический план курса биологии в 7 классе (1 час в неделю, всего 36 часов); содержание программы курса биологии в 7 классе; календарно-тематическое планирование в 7 классе; тематический п...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №18
при исправительной колонии №29»

Обсуждено на заседании методического объединения протокол №___от_________2014г.

Утверждено педагогическим советом протокол №___от_________2014г. Директор школы Левчукова Г.В.



Биология

6 - 9 классы и заочные группы вечерней школы

Рабочая программа







Составитель: Осипенко А.Н., учитель биологии

Кемерово,2014г

Пояснительная записка

Данная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, а также логики учебного процесса.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровней организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы»

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» являются: сравнение объектов, Анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

В программе дается распределение материала по разделам и темам. К каждой теме приведены основные понятия и перечень демонстраций, допускающих использование различных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения и его материальной базы.

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана 2004г для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 144 часа ( в 6 классе - 36 часов, в7 классе - 36 часов, в 8 классе - 36 часов, в 9 классе -36 часов).

Для оценки достижений учащихся используются следующие формы контроля:

-стартовое, текущее, итоговое тестирование;

-итоговые контрольные работы;

-зачеты.

Тематический план курса биологии в 6а классе

(1 час в неделю, всего 36 часов)

Разделы программы

Кол-во часов

Из них

Формы контроля

теор

практ

Введение

1


1


Раздел1. Клеточное строение организмов

3

1

2


Раздел2.Царство Бактерии

2

2



Раздел3. Царство Грибы

2


2


Раздел4. Царство Растения

4

1

3

Контр.р1

Раздел5. Строение и многообразие покрытосеменных растений

8


8

Контр.р2

Раздел6. Жизнь растений

8


3

Контр.р3

Раздел7. Классификация растений

3

2

1


Раздел8. Природные сообщества

3

2

1


Раздел9. Развитие растительного мира

2

2



всего

36

10

21


Содержание программы курса биологии в 6 классе

Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Взаимосвязь организмов в природе. Устройство увеличительных приборов. Состав клетки. Минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки. Понятие ткань. Строение бактерий. Распространение бактерий. Жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Роль бактерий в природе и хозяйственной деятельности человека. Болезнетворные бактерии. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Шляпочные грибы. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Лишайники, строение разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Ботаника - наука о растениях. Метод изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, роль в биосфере, охрана растений. Основные группы растений. Водоросли. Многообразие, среда обитания, строение, роль в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Голосеменные, их строение и разнообразие. Значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения. Значение в природе и жизни человека. Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Внутреннее строение стебля. Видоизменение побегов. Строение цветка. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Химический состав растений. Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды растениями. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Растение - целостный организм. Способы размножения растений. Размножение споровых и голосеменных растений. Основы систематики растений. Классификация цветковых растений. Класс Двудольные растения. Семейство Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Мотыльковые, Сложноцветные. Класс Однодольные растения. Семейство Злаки, Лилейные. Основные экологические факторы и их влияние на растения. Растительные сообщества. Взаимосвязи растений. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Происхождение растений и их многообразие. Основные этапы в развитии растительного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Календарно-тематическое планирование в 6а классе

(1час в неделю. Всего 36 часов)

№п

Содержание

д/з

Введение 1час

1/1

Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Взаимосвязь организмов в природе. Л.р №1Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

с9-12

Клеточное строение организмов 3 часа

1/2

Устройство увеличительных приборов.

Л.р№2. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Строение клетки.Л.р №3. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

§1-2

С19

2/3

Состав клетки. Минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки.

§3


3/4

Понятие ткань

§4

Царство Бактерии 2 часа

1/5

Строение бактерий. Распространение бактерий.

Жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

§5


2/6

Роль бактерий в природе и хозяйственной деятельности человека. Болезнетворные бактерии.

§6


Царство Грибы. 2часа

1/7

Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы.

Л.р№4.Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Грибы паразиты.

§7

§9

С 47

§10

2/8

Шляпочные грибы. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Л.р №5. Изучение строения тел шляпочных грибов.

Лишайники, строение разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

§8

С41

§13

Царство Растения 4 часа

1/9

Ботаника - наука о растениях. Метод изучения растений.

Общая характеристика растительного царства.

Многообразие растений, роль в биосфере, охрана растений.

Основные группы растений.

§11


2/10


Водоросли. Многообразие, среда обитания, строение, роль в природе и жизни человека, охрана водорослей. Л.р №6. Знакомство с разнообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

§12

С60

3/11

Мхи. Л.р№7. Изучение строения мха. Папоротники, хвощи, плауны. Л.р №8. Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

Голосеменные, их строение и разнообразие. Значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения. Значение в природе и жизни человека.

§14

§15

С75

§16

§17

4/12

Контрольная работа №1 по теме «Царства Растения, Бактерии, Грибы»

§11-17

Строение и многообразие покрытосеменных растений 8 часов

1/13

Строение семян однодольных и двудольных растений.

Л.р№9 Изучение строения семян однодольных растений.

Л.р№10. Изучение строения семян двудольных растений.

§18

С94

С93



№п

Содержание

д\з

2/14

Виды корней и типы корневых систем.

Л.р №11. Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. Строение корня. Л.р. №12. Изучение внешнего и внутреннего строения корня. Видоизменение корней.

§19

С97

§20

§21

3/15

Побег. Листорасположение. Почки и их строение.

Рост и развитие побега.

§22

4/16

Внешнее строение листа. Л.р№13. Изучение строения листа. Клеточное строение листа Видоизменение листьев.

§23

§24

§25

5/17

Контрольная работа №2 по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»


6/18


Строение стебля. Многообразие стеблей

Внутреннее строение стебля.

Л.р №14. Внутреннее строение ветки дерева

§26

С125

С128

7/19

Видоизменение побегов. Л.р№15. Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

§27

§27

8/20


Строение цветка. Л.р№16. Изучение строения цветка. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

§28-

31



Жизнь растений 8 часов


1/21


Химический состав растений. Минеральное питание растений.

Фотосинтез. Дыхание растений

§32-35

2/22

Испарение воды растениями. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р№17. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

§36-37

С176

3/23

Прорастание семян.

§38

4/24

Растение - целостный организм.

§39

№п

Содержание

д\з

5/25

Способы размножения растений. Размножение споровых и голосеменных растений.

§40-42

6/26

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Практическая работа №1. Вегетативное размножение комнатных растений.

§43

С207

7/27

Половое размножение покрытосеменных растений.

Практическая работа №2. Определение всхожести семян и их посев.

§44



8/28

Контрольная работа №3 по теме «Жизнь растений»

§32-

Классификация растений 3 часа

1/29

Основы систематики растений. Классификация цветковых растений. Класс Двудольные растения. Семейство Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Мотыльковые, Сложноцветные.

§45-51



2/30

Класс Однодольные растения. Семейство Злаки, Лилейные.

§52

3/31

Л.р№18. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений

§53

Природные сообщества 3 часа

1/32

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Л.р№19. Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

§54

§55

С269

2/33

Растительные сообщества. Взаимосвязи растений

§56

3/34

Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

§57

Развитие растительного мира. 2 часа

1/35

Происхождение растений и их многообразие.

Основные этапы в развитии растительного мира.

§58

§58

№п

Содержание

д\з

2/36

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

§59



Тематический план курса биологии в 7а классе

(1 час в неделю, всего 36 часов)

Раздел программы

Всегочасов

Из них

Формы контроля



теор

практ

Введение. Общие сведения о животном мире

2

2





Раздел1. Многообразие животных

18

13

5

Контр.р1


Раздел2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

7

6

1



Раздел3. Индивидуальное развитие животных

2

1

1



Раздел4. Развитие животного мира на Земле

2

2




Раздел5. Биоценозы

2

2




Раздел6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека

3

3


Контр.р.2


всего

36

29

7





Содержание программы курса биологии в 7а классе

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Систематика животных. Образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы. Тип Губки. Биологические и экологические особенности. Значение. Тип Кишечнополостные. Образ жизни, особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Тип Плоские черви. Образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Тип Круглые черви. Образ жизни, особенности, значение. Тип Моллюски. Образ жизни, поведение, значение в природе и жизни человека. Тип Иглокожие. Образ жизни, поведение, значение в природе и жизни человека. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Пресмыкающиеся. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Птицы. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Покровы тела животных. Опорно-двигательная система. Способы передвижения животных. Полости тела. Органы дыхания. Органы пищеварения. Органы выделения. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств. Нервная система. Регуляция деятельности организма. Продление рода. Способы размножения. Оплодотворение. Доказательства эволюции животных: сравнительно - анатомические, эмбриологические , палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашивание, разведение, основы содержания животных. Селекция сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Красная книга. Рациональное использование животных.



Календарно-тематическое планирование в 7а классе.

(1 час в неделю, всего 36 часов)


№п/п

Содержание

д/з, дата

Введение. Общие сведения о животном мире. 2 часа.

1

1

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура.

§1

2

2

Систематика животных.

§2

Многообразие животных 18 часов

Простейшие.

3

1

Образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

§3-4

Многоклеточные животные.

4

2

Тип Губки. Биологические и экологические особенности. Значение.

§5

5

3

Тип Кишечнополостные. Образ жизни, особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды

§6

6

4

Тип Плоские черви. Образ жизни. Значение в природе и жизни человека.

§7

7

5

Тип Круглые черви. Образ жизни, особенности, значение.

§8



№п\п

Содержание

д/з, дата

9

7

Тип Моллюски. Образ жизни, поведение, значение в природе и жизни человека

§11-12

10

8

Тип Иглокожие. Образ жизни, поведение, значение в природе и жизни человека

§13

11

9

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Л. р. №2. Знакомство с разнообразием ракообразных.

§14

С58

12

10

Класс Паукообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека..

§14

13

11

Класс Насекомые. Образ жизни и поведение.

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

§15-19

14

12

Л. р. № 3. Изучение представителей отрядов насекомых.

С65

15

13

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды

Л. р. № 4. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

§20-23

С102

16

14

Класс Земноводные. Среда обитания, образ жизни. Био и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

§24

№п\п

Содержание

д/з, дата

17

15

Класс Пресмыкающиеся. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности.

Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды

§25-26

18

16

Класс Птицы. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности.Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды

Л.р№ 5. Изучение внешнего строения птиц.

§27-30

С136

19

17

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

§31-35

20

18

К.р.№1. «Многоклеточные животные»

§3-35

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. 7 часов.

21

1

Покровы тела животных. Л. р. № 6. Изучение особенностей различных покровов тела.

§36,с192

22

2

Опорно-двигательная система. Способы передвижения животных.

§37-38

23

3

Полости тела. Органы дыхания.

§39

24

4

Органы пищеварения. Органы выделения. Обмен веществ и энергии

§40-42

25

5

Органы кровообращения.

§41

№п\п

Содержание

д/з, дата

26

6

Органы размножения, продления рода. Органы чувств.

§44- 45

27

7

Нервная система. Регуляция деятельности организма.

§43-44


Индивидуальное развитие животных .2 часа

28

1

Продление рода. Способы размножения. Оплодотворение.




Развитие животных с превращением и без превращения.

Периодизация и продолжительность жизни животных.

§46-48

29

2

Л. р. №7. Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

С246

Развитие животного мира на Земле. 2 часа

30

1

Доказательства эволюции животных: сравнительно - анатомические, эмбриологические , палеонтологические.

§49

31

2

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

§50-52


Биоценозы.2 часа.

32

1

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт)

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

§53-54

33

2

Цепи питания. Поток энергии.

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

§55-56

№п\п

Содержание

д/з, дата

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.3 часа.

34

1

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашивание, разведение, основы содержания животных. Селекция сельскохозяйственных животных.

§57-59

35

2

Законы об охране животного мира. Красная книга. Рациональное использование животных.

§60

36

3

К. р.№2 по теме «Индивидуальное развитие животных. Развитие животного мира на Земле. Биоценозы»

§46-60



Тематический план курса биологии в 8а, б классе

(1 час в неделю, всего 36 часов)

Разделы программы

Всего часов

Из них

Формы контроля

теор

практ

Введение. Науки, изучающие организм человека. Их становление и методы исследования

1

1



Раздел1. Происхождение человека

1

1



Раздел2.Строение и функции организма

32




Тема 2.1 Общий обзор организма

1

1

1


Тема2.2 Клеточное строение организма. Ткани

2


2


Тема2.3 Рефлекторная регуляция органов и систем организма

1

1

Тема2.4 Опорно-двигательная система

3

3

Тема2.5 Внутренняя среда организма

2

1

1

Тема2.6 Кровеносная и лимфатическая системы организма

3

3

Тема2.7Дыхательная система

3

2

1

Контр.раб1

Тема2.8 Пищеварительная система

3

2

1

Тема2.9 Обмен веществ и энергии

1

1

Тема2.10 Покровные органы. Теплорегуляция

1

1

Тема2.11Выделительная система

1

Тема2.12 Нервная система человека

3

1

2

Тема2.13 Анализаторы

3

2

1

Тема2.14 ВНД. Поведение. Психика

3

1

2

Тема2.15 Железы внутренней секреции

1

1

Раздел3. Индивидуальное развитие организма

3

3

Контр.р2

всего

36



Содержание программы курса биологии в 8а,б классе

Науки, изучающие организм человека. Их становление, методы

исследования. Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека Основные этапы эволюции человека.

Человеческие расы. Человек как вид. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление клетки

Жизненные процессы клетки. Рост и развитие клетки. Состояние биологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные ткани. Нервная ткань. Строение и функция нейрона. Синапс. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Рефлекс и рефлекторная дуга. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Значение опорно -двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединения костей: не-, полу- и подвижное (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Работа скелетных мышц и их регуляция. Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы, их функции. Свертывание крови, малокровие, кроветворение. Анализ крови. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Луи Пастер и И.И. Мечников. Фагоцитоз. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья. Переливание крови. Пересадка органов и тканей. Роль кровеносной и лимфатической систем в организме. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция органов кровоснабжения. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Заболевания дыхательных путей. Легкие. Легочное и тканевое дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана окружающей среды. Питание и пищеварение, значение пищеварения.

Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Функции тонкого и толстого кишечника. Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение ж-к инфекций. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Витамины. Роль ферментов в обмене веществ. Энерготраты человека и пищевой рацион. Кожа - наружный покровный орган. Строение и функции кожи. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Уход за кожей. Болезни кожи. Гигиена одежды и обуви.

Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек.

Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. Знание нервной системы. Строение н.с. Спинной мозг. Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста мозжечка. Анализаторы и органы чувств. Слуховой анализатор. Значение слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Зрительный анализатор.

Гигиена зрения, предупреждение глазных заболеваний. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно -мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Взаимодействие анализаторов. Вклад отечественных ученых в разработку учения о в.н.д. И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте. Особенности ВНД человека. Речь, сознание. Познавательные процессы. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Воля, эмоции, внимание. Внушаемость и негативизм. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль эндокринной регуляции.

Функция желез внутренней секреции. Гормоны гипофиза и щитовидной железы. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. Жизненные циклы организмов. Способы размножения. Преимущества полового размножения. Половые клетки.

Развитие зародыша и плода. Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем. Их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.

Календарно-тематическое планирование в 8а,8б классе.

Человек и его здоровье.

36 часов (1час в неделю)



№п/п

Содержание

д/з

Введение. 1 час.

1

1

Науки, изучающие организм человека. Их становление, методы

исследования.

§1-2

Происхождение человека. 1 час

2

1

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека Основные этапы эволюции человека.

Человеческие расы. Человек как вид.

§3-5

Строение и функции организма. 32 часа

Общий обзор организма 1час

3

1

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

§6

Клеточное строение организма. Ткани. 2часа

4


1


Строение и функции клетки. Лр№ 1. Рассматривание клеток в оптический микроскоп. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление клетки

Жизненные процессы клетки. Рост и развитие клетки. Состояние биологического покоя и возбуждения.

§7

С30

С31-32

№п/п

Содержание

д/з

5

2

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные ткани. Нервная ткань. Строение и функция нейрона. Синапс

Л.р № 2. Рассматривание микропрепаратов тканей под микроскопом

§8

С37-39

Рефлекторная регуляция органов и систем организма. 1часа

6

1

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Рефлекс и рефлекторная дуга. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Л.р№3. Мигательный рефлекс, условия его появления и торможения. Коленный рефлекс.

§9

С41-43

Опорно-двигательная система. 3 часа

7

1

Значение опорно -двигательной системы, ее состав. Строение

костей. Л.р№ 4. Микроскопическое строение кости. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи.

§10-11



Типы соединения костей: не-, полу- и подвижное (суставы)

§12

8

2

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела.

Работа скелетных мышц и их регуляция. Л.р № 5. Утомление при статической и динамической работе.

§13-14 стр72



№п/п

Содержание

д/з

9

3

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л.р№ 6. Выявление нарушений осанки и плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

§15,16

С.75

Внутренняя среда организма. 2 часа

10


1


Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Гомеостаз. Л.р№7. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Состав крови: плазма и форменные элементы, их функции. Свертывание крови, малокровие, кроветворение. Анализ крови.

§17

11

2

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Луи Пастер и И.И. Мечников. Фагоцитоз. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья. Переливание крови. Пересадка органов и тканей.

§18-19

Кровеносная и лифматическая системы организма. 3 часа

12


1


Роль кровеносной и лимфатической систем в организме.

Круги кровообращения. Л.р № 8. Функция венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих их кровообращение.

§20-21
Стр109

13

2

Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция органов кровоснабжения Л.р № 9. Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса.

§22-23
С117-119



№п/п

Содержание

д/з

14

3

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Л.р № 10.Функциональная проба: реакция с-с-с на дозированную нагрузку. Первая помощь при кровотечениях

§24-25 Стр124

Дыхательная система. 3часа


15

1




Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Заболевания дыхательных путей. Легкие. Легочное и тканевое дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана окружающей среды.

§26-28

16

2

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Л.р№11. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе. Болезни и травмы органов дыхания : профилактика, первая помощь. Приемы реанимации. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

§29

Стр147

17

3

К. р.№1 по теме «Строение и функции организма»

§7-29

Пищеварительная система. 3 часа

18

1


Питание и пищеварение, значение пищеварения.

Пищеварение в ротовой полости. Л. р. №12. Действие ферментов слюны на крахмал. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.

§30-32




№п/п

Содержание

д/з

19

2

Функции тонкого и толстого кишечника.

§33

20

3

Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение ж-к инфекций. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

§34-35

Обмен веществ и энергии. 1 час

21

1

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Витамины. Роль ферментов в обмене веществ.Энерготраты человека и пищевой рацион. Л.р № 13. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

§36-38

Покровные органы. Теплорегуляция. 1час

22

1

Кожа - наружный покровный орган. Строение и функции кожи. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Уход за кожей. Болезни кожи. Гигиена одежды и обуви.

Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

§39-41



№п/п

Содержание

д/з

Выделительная система. 1 час

23

1

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек.

Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

§42


Нервная система человека. 3 часа

24

1

Знание нервной системы. Строение н.с. Спинной мозг.

§43

25

2

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста мозжечка. Л.р№14.Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка и среднего мозга. Функции переднего мозга.

§45

Стр229

26

3

Соматический и автономный ( вегетативный ) отделы н.с. Л.р№15. Штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной н.с. при раздражении.

§47

Стр239

Анализаторы. 3часа

27


1


Анализаторы и органы чувств. Слуховой анализатор. Значение слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

§48


28

2

Зрительный анализатор. Л.р №16. Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением. Гигиена зрения, предупреждение глазных заболеваний. Коррекция зрения.

§49-50
С249

№п/п

Содержание

д/з

29

3

Слуховой анализатор. Значение слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно -мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Взаимодействие анализаторов.

§51

§52

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. 3 часа

30

1

Вклад отечественных ученых в разработку учения о в.н.д. И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.

§53


31

2


Врожденные и приобретенные программы поведения. Л.р№17. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа.

Биологические ритмы. Сон и сновидения.

§54-55 Стр276

32

3

Особенности ВНД человека. Речь, сознание. Познавательные процессы. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Воля, эмоции, внимание. Внушаемость и негативизм. Л.р №18. Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях.

§56

§57

Железы внутренней секреции. 1час

33

1

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль эндокринной регуляции. Гормоны гипофиза и щитовидной железы. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

§58

§59

№п/п

Содержание

Д/З



Индивидуальное развитие организма. 3часа


34

1

Жизненные циклы организмов. Способы размножения. Преимущества полового размножения. Половые клетки.

Развитие зародыша и плода. Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем. Их профилактика.

§60-61

35

2

Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

Интересы, склонности, способности.

§62-64

36

3

К.р. №2 по теме « Индивидуальное развитие организма»

§60-64



Тематический план курса биологии в 9а, б классе

(1 час в неделю, всего 36 часов)

1

Введение

2

2

Раздел1. Уровни организации живой природы

54

Тема1.1 Молекулярный уровень

10

Тема1.2 Клеточный уровень

15

Контр.раб1

Тема1.3 Организменный уровень

14

Тема1.4 Популяционно-видовой уровень

3

Тема1.5 Экосистемный уровень

8

Тема1.6 Биосферный уровень

4

3

Раздел2. Эволюция

7

4

Раздел3. Возникновение и развитие жизни

7

Контр.раб2

Содержание программы по биологии в 9 а, б классах и заочной группе

Биология как наука и методы ее исследования. Сущность жизни и свойства живого.Значение биологии в деятельности человека. Качественный скачок от неживой к живой природе.

Углеводы. Липиды. Состав, строение и функции белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы. Вирусы. Основные положения клеточной теории. Строение клетки. Клеточная мембрана. Химический состав клетки, его постоянство.

Ядро. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы, митохондрии, пластиды.

Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Хемосинтез. Гетеротрофы.

Фотосинтез. Синтез белков в клетке. Деление клетки. Митоз. Способы размножения организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание . Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест.

Взаимодействие генов .Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутационная изменчивость. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Критерии вида, его структура. Популяция-форма существования вида. Экологические факторы. Биологическая классификация. Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Экологическая сукцессия. Биосфера, ее структура, свойства, закономерности. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции. Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. Борьба за существование и естественный отбор. Приспособленность и ее относительность.

Формы естественного отбора, изолирующие механизмы. Искусственный отбор, селекция, видообразование. Макроэволюция . Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Календарно-тематическое планирование по биологии в 9а, 9б классах и заочной группе.

36 часов (1час в неделю)



Содержание

д/з

Введение.1час

1

1

Биология как наука и методы ее исследования. Сущность жизни и свойства живого. Значение биологии в деятельности человека.

с3-13

Уровни организации живой природы. 28часов

Молекулярный уровень. 5 часов.

2

1

Качественный скачок от неживой к живой природе. Углеводы. Липиды.

§1.1-3

3

2

Состав, строение и функции белков.

§1.4-5

4

3

Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки

§1.6-7

5

4

Биологические катализаторы

§1.8

6

5

Вирусы

§1.9



№п/п

Содержание

д/з

Клеточный уровень.7 часов

7

1

Основные положения клеточной теории. Строение клетки. Клеточная мембрана. Химический состав клетки, его постоянство. ЛР№1. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом. Ядро. Различия в строении клеток эукариот и прокариот

§2.1-3

8

2

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы, митохондрии, пластиды. Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения

§2.4-6

9

3

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Хемосинтез. Гетеротрофы

§2.8-12


10

4

Фотосинтез

§2.11

11

5

Синтез белков в клетке

С70-76

12

6

Деление клетки. Митоз

§2.14

13

7

Контрольная работа№1 по теме «Клеточный уровень организации живой природы»

§2.14

Организменный уровень. 7 часов

14

1

Бесполое размножение организмов.

Половое размножение организмов. Оплодотворение

§3.1-3


15

2

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

§3.4

№п/п

Содержание

д/з

16

3

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание

§3.5

17

4

К.р.№2 по теме «Размножение» организмов»


18

5

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест.

Взаимодействие генов .Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

§3.7-10

19

6

Модификационная изменчивость. Норма реакции. Л.р. №2. Выявление изменчивости организмов. Мутационная изменчивость

§3.11

§3.12

20

7

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Основные методы селекции растений, жив. и микроорганизмов

§3.13-14

Популяционно-видовой уровень. 2 часа

21


1


Критерии вида, его структура Л.р.№3. Изучение морфологического критерия вида. Популяция-форма существования вида. Экологические факторы.

§4.1-2

22

2

Биологическая классификация

§4.3

Экосистемный уровень. 4 часа

23

1

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

§5.1

24

2

Состав и структура сообщества

§5.2

№п/п

Содержание

д/з

25

3

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Продуктивность сообщества

§5.3-4

26

4

Экологическая сукцессия

С166

Биосферный уровень. 2 часа.

27

1

Биосфера, ее структура, свойства, закономерности. Средообразующая деятельность организмов.

§6.1-2

28

2

Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы

§6.3

Эволюция. 4 часа

29

1

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции. Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения

§7.1-3

30

2

Борьба за существование и естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Формы естественного отбора, изолирующие механизмы

§7.4-6

31

3

Искусственный отбор, селекция, видообразование

§7.7

32

4

Макроэволюция

§7.8

Возникновение и развитие жизни. 4 часа

33

1

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

§ 8.1-3

34

2

Краткая история развития органического мира

§8.4-5



№п/п

Содержание

д/з

35

3

Доказательства эволюции. Л.р. № 3 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»

§8.6-8

36

4

К.р №2 по теме «Возникновение и развитие жизни».

§8.1-8



© 2010-2022