Рабочая программа по биологии 11 класс Общая биология автор учебника В. Б. Захаров

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №79»

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением учителей

Директор МБОУ «Гимназия №79»

Протокол №

4

от

28.08.14 г.

Вялкова Л.М.

/

/


Приказ № 96

от 28.08.14



Рабочая программа

Биология. 11АБ класс. Основное общее образование. Базовый уровень

наименование учебного предмета, класс, ступень, уровень
(базовый, профильный, коррекционного обучения, др.)


на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по биологии для 11 класса «Общая биология» авторов авторов И.Б. Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология. 6 - 11 классы. - М.: Дрофа, 2011.)

(точное название программы, авторов и её выходные данные)

Составитель: Михайлова

Галина Викторовна

Учитель биологии

(Ф.И.О. учителя, предмет, квалификационная категория)

Высшая категория


Барнаул 2015



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 11 класса «Общая биология» авторов И.Б. Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология. 6 - 11 классы. - М.: Дрофа, 2011), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Согласно действующему Федеральному базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 35 часов - 1час в неделю. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности научного мировоззрения учащихся.

Отличительные особенности рабочей программы.

Содержание программы осталось неизменным, но распределение часов по темам изменено. Программой предусмотрено резерв свободного учебного времени (2часа), который используется для проведения контрольно-обобщающих уроков по теме: «Эволюция органического мира», «Экосистема». С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система контрольных работ, включающих задания базового и повышенного уровня.

Цели и задачи курса общей биологии.

Изучение общих биологических закономерностей - задача заключительного раздела курса биологии. Ведущие идеи курса биологии - эволюция органического мира, разноуровневая организация живой природы, взаимосвязи строения и функций живых организмов, биологических систем и природной среды - определяют содержание и задачи курса:

  • Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов и человека, об их индивидуальном и историческом развитии, о системе органического мира, структуре и функционировании экологических систем, об их изменениях под влиянием деятельности человека;

  • Обеспечить понимание научной картины мира, роли и места человека в биосфере, его активной роли как социального существа;

  • Добиться понимания практического значения биологических знаний для сельскохозяйственного производства, биотехнологии, лесной, рыбной промышленности;

  • Обеспечить экологическое образование и воспитание;

  • Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием;

  • Формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, развития логического мышления школьников, их воспитания.



Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.


Формы и средства контроля

Рабочей программой предусмотрен текущий, тематический и заключительный контроль. Текущий учет позволяет выявить достигнутый учащимися уровень усвоения учебного материала и своевременно устранить обнаруженные пробелы в знаниях учеников. Текущий контроль проводится в форме устного опроса учащихся, а также с использованием ИКТ. Тематический контроль предусматривает тестирование, сдачу зачетов, проектов и способствует приведению в систему знаний и умений учащихся, дает им возможность увидеть содержание темы в целом, проследить за развитием основных понятий и явлений, осмыслить взаимосвязи между ними и ведущими теориями курса биологии. Заключительный, или итоговый, учет проводится по ведущим понятиям и теориям биологии с использованием тестовых форм, включающих задания разного уровня сложности. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Рабочей программой предусмотрено лабораторных работ - 3 часа, практических работ - 6 часов, контрольных работ - 3 часа.

Виды работ

За год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Лабораторные работы

3

05.10

09.11

18.01

-

Практические работы

6

-

14.12

11.01 07.03 21.04

25.04 03.05

Тематический контроль

3

-

07.12

-

18.04 16.05



Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.

Общедидактические

Оценка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:

1. Знания всего изученного программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится в случае:

1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.

2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.



Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Выполняет работу без ошибок или допускает не более одного недочёта.

2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет не менее половины работы.

2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.

2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

3.Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:

1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Учебно-методический комплект.

  1. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология общие закономерности. 11класс»: Учеб. для общеобразват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2007

  2. Т.И.Чайка «Биология поурочные планы 11 класс»: методическое пособие к учебнику С.Г Мамонтова, В.Б.Сонина, В.Б.Захарова «Общая биология 11 класс» -М.: Дрофа, 2008

  3. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11классы-М.: Дрофа, 2011

  4. Сборник нормативных документов. Биология/Сост.Э.Д.Днепров, .Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008



Дополнительная литература:

  1. В.Н.Кузнецова Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Основная школа.- М.: «Интеллект-Центр», 2006.-136с.

  2. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное пособие). Республиканский мультимедиа центр, 2008

  3. В.Б.Захаров Общая биология : тесты, вопросы, задания: 9-11кл.-М.: Просвещение , 2008.- 143с.: ил.- (Проверь свои знания).

  4. М.В.Высоцкая Тренажер по общей биологии для учащихся 9-11 классов и поступающих в вузы: тренировочные задачи.- Волгоград: Учитель, 2008.-148с.

  5. И.Ю.Павлов Биология, Пособие - репетитор для поступающих в вузы. - Ростов -на- Дону: Издательство «Феникс», 2010 -576с.

  6. Г.А.Воронина Биология: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ-М.: АСТ: Астрель,2011.-478с.

  7. И.В.Болгова Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008. - 256с.:ил.

  8. Н.И.Киреева Способы решения задач по генетике. - Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

  9. Л.М.Кудинова Олимпиадные задания по биологии. 6-11 классы. -Волгоград: Учитель, 2007. - 119с.

  10. Интернет ресурсы.























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  • В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова «Биология, Общая биология. 11класс»: Учеб. для общеобразват. учеб. заведений.-М.: Дрофа, 2007. - 283 с.; ил.

  • Количество часов на учебный год - 35 (1 час в неделю)

Наименование разделов и тем уроков

Количество часов

Лабораторные и практические работы

Контрольные и диагностические работы

Экскурсии

Дата проведения

I ЧЕТВЕРТЬ

I

РАЗДЕЛ 4: ВИД

19


ТЕМА 1: История эволюционных идей

4

1

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея по систематике растений и животных

1

07.09

2

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

1

14.09

3

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

1

21.09

4

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

1

28.09


ТЕМА 2: Современное эволюционное учение

9


5

Вид, его критерии. Лабораторная работа: «Описание особей вида по морфологическому критерию»

1

+

05.10

6

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции

1

12.10

7

Движущие силы эволюции

1

19.10

8

Естественный отбор - главная движущая сила эволюции

1

26.10

II ЧЕТВЕРТЬ

9

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия отбора. Лабораторная работа: «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

1

+

09.11

10

Видообразование как результат эволюции

1

16.11

11

Главные направления эволюции

1

23.11

12

Доказательства эволюции органического мира

1

30.11

13

ЗАЧЕТ по теме: «Эволюция органического мира»

1

+

07.12


ТЕМА 3: Происхождение жизни на Земле

3


14

Развитие представлений о возникновении жизни Практическая работа: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

1

+

14.12

15

Современные взгляды на возникновение жизни

1

21.12

16

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

1

28.12

III ЧЕТВЕРТЬ


ТЕМА 4: Происхождение человека

4


17

Гипотезы происхождения человека. Практическая работа: «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

1

+

11.01

18

Положение человека в системе живого мира. Лабораторная работа: «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

1

+

18.01

19

Эволюция человека, основные этапы

1

25.01

20

Расы человека

1

01.02

II

РАЗДЕЛ 5: ЭКОСИСТЕМЫ

11



ТЕМА 1: Экологические факторы

3


21

Организм и среда. Экологические факторы

1

08.02

22

Абиотические факторы среды.

1

15.02

23

Взаимоотношения между организмами

1

22.02


ТЕМА 2: Структура экосистем

4


24

Видовая и пространственная структура экосистем

1

29.02

25

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Практическая работа: «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах».

1

+

07.03

26

Причины устойчивости и смены экосистем

1

14.03

27

Влияние человека на экосистемы. Практическая работа: «Выявление антропогенных изменений в экосистемах»

1

+

21.04

IY ЧЕТВЕРТЬ


ТЕМА 3: Биосфера - глобальная экосистема

3


28

Состав и структура биосферы

1

04.04

29

Роль живых организмов в биосфере.


11.04

30

ЗАЧЕТ по теме: « Экосистема»

1

+

18.04

ТЕМА 4: Биосфера и человек

2


31

Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Практическая работа: «Анализ и оценка глобальных экологических проблем»

1

+

25.04

32

Последствия деятельности человека для окружающей среды. Практическая работа: «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»

1

+

03.05

33

Защита проектов по теме «Биосфера и человек»

1


10.05

34

Заключительный урок

1

+

16.05












КОРРЕКТИРОВКА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Четверть

Тема

Дата

Количество часов

Причина отставания





































































© 2010-2022