Методическое руководство к проведению занятий природоведческой направленности

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Плотникова Наталья Викторовна - преподаватель естественно научных дисциплин



Раздел: биология, общепедагогические технологии



Послушайте и вы забудете,
Посмотрите, и вы запомните,
сделайте и вы поймете.
Конфуций

Современный процесс развития школы характеризуется использованием новых форм, методов, подходов к обучению. Мы, учителя, призваны обеспечить всестороннее развитие человека с учетом его склонностей, творческих способностей. Как же не ошибиться с выбором того самого «ключика», который откроет «дверцу» к внутреннему миру ребенка? Думаю, что подсказать может только сама природа.

Согласно теории нейро-лингвистического программирования - люди различаются по способам получения, обработки и хранения информации. Зрение, слух и кинестетические чувства - это три основные системы восприятия, которые востребованы в процессе обучения, обоняние и вкус используются в меньшей степени.

Однако всего у трети всех людей генетически определено предпочтение какой-либо модальности (сенсорному каналу получения информации). В основной массе человечество обладает одинаковым уровнем развития способности работать в разных модальностях. Сам этот уровень развития может быть различным, и зависеть не только от наследственности, но и от того, насколько часто востребуется данный канал для восприятия информации.

Если мир постигается в картинах-образах, то более развита визуальная система; если в ощущениях тела, то - кинестетическая, если в звуках - аудиальная; некоторые способны постигать мир посредством запаха и вкуса. Представления о мире более полные, если включаютсявсе каналы восприятия.

Итак, входя в класс, учитель имеет дело с визуалами, аудиалами и кинестетами, которых и обучать-то следует по-разному. Именно это заставляет вновь обратиться к проблеме методов обучения, что подводит к основной цели педагогической деятельности: создать условия для развития интереса к предмету, на основе формирования учебного успеха каждого ученика.

Методическое руководство к проведению занятий природоведческой направленности


Перед вами структура учебного успеха, предложенная Н.И. Галеевой. Из которой видно, что «хочу и могу» зависит от системы ценностей ребенка, а вот «могу и умею» - от природы. Поэтому

вновь возвращаясь к природе человека, можно отметить, что на уроках биологии, изучая живое, необходимо научить детей ощущать, чувствовать, входить в образ, необходимо включать все органы чувств в процесс обучения.

Так, организуя внимание, педагог-визуал скажет: «Посмотрите…», аудиал: «Послушайте…», кинестет: «Почувствуйте», а педагог, желающий активизировать у аудитории все каналы восприятия, произнесет нечто вроде: «Сегодня вы увидите новое, услышите необычное и почувствуете, что это пригодится в вашей работе (учебе)». Визуал скажет: «Мы смотрим на это одними глазами». Аудиал заметит: «Это созвучно моим представлениям». А Кинестет произнесет: «Я чувствую это так как же как и вы»

В учебном процессе информация фиксируется и передается в 3 формах: звук, изображение, мышечное усилие, либо все в комплексе. Сообразно этому выделяются 4 группы методов обучения.

Методическое руководство к проведению занятий природоведческой направленности
Рисунок 2

Аудиальные методы обучения представлены звуковой информацией. К этой группе относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция, игровые задания. В чистом виде эти методы обеспечивают передачу и фиксацию информации по аудиальному каналу. Эффективность усвоения звуковой информации визуалами и кинестетами можно повысить, используя определенные сказуемые визуальной и кинестетической модальностей, а также жесты и темп речи, позволяющие включать и удерживать внимание обучаемых всех групп. Кроме того, работу на уроке целесообразно организовывать таким образом, чтобы и аудиалы, и визуалы, и кинестеты имели возможность высказаться. В этом случае информация, заключенная в их словах, будет более полно воспринята "одногруппниками".

Игровые задания и игры для аудиалов

Слушая список животных, обозначить хлопком в ладоши только беспозвоночных.

Воробей, медведь, *муравей, носорог, ласточка, *дождевой червь, карась, *боярышница, *кузнечик, сокол,* беззубка, сова, бегемот, *саранча, *нереида, лиса, барсук, дятел, *богомол

Определите допущенные биологические ошибки:

А эта веселая птица - синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится,
В доме, который построил Джек.

(Ошибка: синица питается насекомыми, но даже в стужу, при отсутствии насекомых клюет семена подсолнуха или конопли, но не пшеницы.)

Игра: «Третий лишний».

На доске в несколько столбиков написаны названия организмов или явлений (по три в каждом столбике), сгруппированные по определенному признаку. Но одно название в каждом столбце лишнее. Задача: определить, кто лишний в каждом случае и объяснить свой выбор. Пример:

  • желудок, кишечник, трахея. (1, 2 - органы пищеварения, 3 - орган дыхания)

  • масленок, сыроежка, мукор (1, 2 - шляпочные грибы, 3 - плесневый гриб)

Игра: «Подсказки».

Эта занимательная игра знакомит ребят с характерными признаками тех или иных организмов. Основная ее цель: сформировать знания особенностях основных групп живых организмов. Условия игры: чем быстрее угадаешь, тем лучше; подсказки расположены так, что каждая следующая приближает к ответу быстрее, чем предыдущая; каждая новая подсказка снимает один балл (если школьники угадывают, о ком идет речь после первой подсказки, им засчитывают максимальное количество баллов, после второй подсказки на балл меньше и т.д.)

Игра «Членистоногие».

  • Подсказка 1: первопоселенцы суши.

  • Подсказка 2: живут повсюду.

  • Подсказка 3: их называют «восьминогие агрессоры»

  • Подсказка 4: на голове 4 пары простых глаз

  • Подсказка 5: являются санитарами воздуха

  • Подсказка 6: на брюшке имеют паутинные бородавки - железки, выделяющие жидкость, застывающую на воздухе в виде нити

  • Подсказка 7: укусы некоторых опасны для человека.

Визуальные методы обучения предполагают передачу информации в виде изображения. Это демонстрация натуральных объектов и изобразительных пособий, а также работа со всеми видами печатной или письменной информации.

В чистом виде эти методы рассчитаны на визуалов, поэтому они обязательно должны сопровождаться устными текстами (для аудиалов и кинестетов), содержащими сказуемые кинестетической модальности, а также жестами, удерживающими внимание и облегчающими восприятие информации кинестетами. Например, при описании натуральных объектов можно с помощью жестов обозначить параметры, а с помощью слов дать представление о структуре поверхности.

Игровые задания и игры для визуалов

Игра «Гусеница»

Пример: соколибрибисойканарейказаркайральбатрососедроздрофазанандудодубоносорокакаду

(найдите названия птиц)

Игра: «Фоторобот»

Задание: по отдельным фрагментам собрать целое изображение

Игра: «Домино»

(Правильно соедини блоки и получишь задуманные слова)

ца архе ана о кара птерикс кон ка да ти

(каракатица, археоптерикс, анаконда)

Кинестетические методы обучения предполагают передачу и восприятие информации с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела.

Игровые задания и игры для кинестетов

Собери цепь РНК, которая соответствует последовательности аминокислот:

Аланин - валин - глицин - лизин - тирозин

(используя цветные канцелярские скрепки)

Определить название плода с закрытыми глазами на ощупь.

Полимодальные методы обучения предполагают передачу информации по нескольким каналам восприятия. К этой группе следует отнести часть наглядных и все виды практических методов.

Аудиовизуальные методы рассчитаны на одновременную визуальную и аудиальную фиксацию, а графическое представление повышает эффективность запоминания;

  • составление опорных конспектов тем или уроков, т. е. схематизация относительно больших объемов учебного материала также облегчает выделение существенных информационных блоков и повышает эффективность запоминания за счет их визуализации;

  • составление таблиц, в ходе которого ученик объединяет и систематизирует всю имеющуюся в его распоряжении информацию. Кроме того, необходимость вписывать большие объемы информации в ограниченные рамки граф таблицы заставляет изобретать приемы ее свертывания (визуализации);

  • использование немых рисунков для контроля знаний. Если обучающиеся оповещены, что в контрольной работе им нужно будет сделать подписи к схематическим рисункам, это стимулирует и инициирует целенаправленную работу по трансформации всей приобретаемой информации в визуальную форму.

В качестве дополнительного приема визуализации информации целесообразно использовать цветовое кодирование рисунков и схем.

Учителю необходимо помнить, что рисунки, схемы, графики, опорные конспекты ученик, по возможности, должен выполнять сам, так как способы свертывания информации сугубо индивидуальны.

Задания с использованием полимодальных методов

Задание 1. Заполнить таблицу: Сравнительная характеристика кровеносной системы позвоночных животных

Признаки

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие

Число камер сердца

Числокругов кровообращения

Задание 2. С помощью стрелок соотнеси названия органов и их функции.

Органы кровеносной системы

Выполняемые функции

1. Предсердия

Несут кровь к сердцу, имеют клапаны.

2. Желудочки

Мельчайшие сосуды пронизывают все тело животного, в них происходит газообмен.

3. Артерии

Несут кровь от сердца, самые крупные сосуды.

4. Вены

Принимают кровь из предсердий, сокращаясь, выталкивают ее в артерии.

5. Капилляры

Собирают кровь из вен, проталкивают ее в желудочек.

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим.

С помощью диагностики Приложени1,2 можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания.

…творческий человек не приемлет однообразия, шаблона, унылого стандарта, он постоянно стремиться попробовать что-то новое: новые методики и технологии, подходы и учебники…

Приложение 1. (Диагностика Л.Ф.Тихомирова)

Имитационная игра.

  1. У каждого из вас на столах листы бумаги и ручки. Сейчас я буду читать ряд слов, а вы постарайтесь их запомнить:

Дирижабль, лампа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.

- Запишите слова, которые вы запомнили.

2. Теперь посмотрите второй ряд слов:

Самолет, чайник, бабочка, ноги, хомут, бревно, свеча, тачка, журнал, машина

- Запишите слова по памяти.

3. - Третий ряд слов прослушайте, повторяя шепотом каждое слово и "записывая" его в воздухе:

пароход, собака, парта, сапоги, сковорода, калач, роща, гриб, шутка, воротник.

- Запишите третий ряд слов.

4. - Подсчитайте слова в каждой группе.

- Определите группу с наибольшим количеством слов.

- Если это первая группа - вы аудиал, ведущий канал восприятия - слуховой.

- Если это вторая группа - вы визуал - ведущий канал восприятия - зрительный.

- Если это третья группа - вы кинестетик - ведущий канал восприятия - двигательный

(моторный).

Тест

Инструкция: зачитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если вы согласны с данным утверждением, и знак « - », если не согласны.

  1. Я люблю фотографировать, выбирать удачные ракурсы для снимков.

  2. Я долго помню то, что мне сказали.

  3. После тяжелого дня самое большое желание - принять удобное положение и расслабиться.

  4. Я узнаю по шагам, кто вошел в комнату.

  5. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

  6. Я не стану носить очень модную вещь, если она неудобна.

  7. Люблю петь, когда чем-нибудь занимаюсь.

  8. Мне очень приятно, когда в лицо дует легкий теплый ветерок.

  9. Для меня очень важны цвета, которые меня окружают.

  10. Я иногда разговариваю сам с собой.

  11. Стараюсь записать все важные дела, чтобы не забыть.

  12. Вечером я обязательно должен принять душ или ванну.

  13. Я люблю танцевать.

  14. Не могу уснуть, когда рядом тикает будильник.

  15. Не выношу беспорядка в комнате, где живу.

  16. Я часто слушаю плеер.

  17. Если мне приходится долго сидеть, я ужасно устаю.

  18. Люблю рассматривать репродукции картин.

  19. Мелодия прошлого лета переносит меня в него.

  20. Я люблю читать во время еды.

  21. Очень часто и помногу разговариваю по телефону.

  22. Я не худой человек.

  23. Люблю потягиваться, разминаться.

  24. Я умею слушать собеседника.

  25. Обожаю смотреть фильмы.

  26. У меня хорошая память на лица.

  27. Люблю слушать шум дождя.

  28. Не люблю спать на слишком мягкой постели.

  29. Меня развлекают пародии, умение подражать голосам.

  30. Много времени уделяю своему внешнему виду.

  31. Люблю массаж.

  32. В общественном транспорте я рассматриваю людей.

  33. Предпочитаю слушать чье-либо чтение вслух, чем читать самому.

  34. Я согласен с японской мудростью, что один цветок больше передает красоту, чем огромный букет.

  35. Не могу долго ездить на машине.

  36. Много информации о собеседнике содержится в интонациях его голоса.

  37. Мне нравится, когда люди хорошо одеваются.

  38. В шуме не могу сосредоточиться.

  39. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.

  40. Не люблю синтетических тканей.

  41. Найти удобную обувь для меня очень сложно.

  42. От яркости освещения в комнате зависит мое настроение.

Визуал: 1,5,9,11,15, 18, 20, 22, 25, 26, 30, 32, 37,42.

Аудиал: 2,4, 7,10,14,16,21,24,27,29,33,36,38.

Кинестетик: 3, 6, 8, 12, 13, 17, 19, 23, 28, 31, 35, 39, 40, 41


Приложение 2


Педагогические наблюдения по определению ведущей модальности учащихся


Ведущая модальность при приеме информации

Наблюдения за учеником

Визуальная

Часто смотрит вверх, когда я рассказываю, как будто представляет все. Когда я читаю текст в учебнике, всегда следит по тексту. Её (его) тетрадь очень аккуратная, записи чистые, исправлений нет (обязательно замазывает ошибки). Придаёт большое значений своему внешнему виду и порядку на парте. При написании диктантов может пропустить два-три слова. Хорошо воспринимает информацию, представленную на плоскости: схемы, рисунки, видеофрагменты. На уроке чаще спокоен, редко включается в возникающий конфликт.

Аудиальная

Когда читает текст, для лучшего понимания проговаривает текст про себя. Гораздо чаще отвлекается, чем его визуальные соседи. Обычно - хороший имитатор, может повторить слово в слово, что говорил учитель, даже если, казалось, не слушал. Хуже вычисляет в уме, ему нужно проговорить вслух, чтобы осознать вопрос. Лучше работает сам, когда в классе тишина, или когда он сидит отдельно от других. В письменных работах может страдать слог и пунктуация. Он лучше расскажет, чем напишет.

Кинестетическая

Он постоянно ищет возможность прикоснуться к разным вещам на парте, к соседу. Если за одной партой сидят два кинестетика, то за урок будет минимум две потасовки. Хорошо работает с моделями, составляет слова из слогов на карточках, предложения из слов. Всегда готов включиться в игру, в которой правила или законы осваиваются через движение, осязание.


По материалам: Галеева Н.Л. Сам себе учитель: Курс занятий по формированию успешности ученика. - М.: 5 за знания,2006.




© 2010-2022