Рабочая программа по биологии для 5 класса по ФГОС

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Ширинская СОШ №18, утвержденная приказом 151-1 от 21.06.2013г.

  • Положение о порядке разработки и утверждении рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов, утв. Приказом №152-1 от 26.06.2013г.

Рабочая программа «Биология.5 класс», в соответствии с Учебным планом МБОУ Ширинской СОШ №18 рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

В 5 классе учащиеся получат знания о разнообразии живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Цели и задачи изучения биологии в 5 классе:

Цели:

Освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы: работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей хозяйственной деятельности по отношению к природной среде, собственному здоровью и здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.

Задачи:

Формирование целостной научной картины мира;

Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

Овладение научным подходом к решению различных задач;

Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.

Изучение курса «Биология. 5 класс» планируется осуществлять на примере живых организмов и экосистем конкретного региона. Особенности регионального и этнокультурного содержания включены в содержание уроков; также при изучении тем:

класс

раздел

темы

5 класс

Многообразие живых организмов

Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека

Среда обитания живых организмов

Три среды обитания

Человек на Земле

Здоровье человека и безопасность жизни

При составлении рабочей программы учитываются особенности контингента учащихся 5А, 5б классов.

В 5а классе обучается 25 человек и 5б классе - 19 человек.

В 5а классе успеваемость по окружающему миру в 2014-2015г. - 100%, качество знаний 95%.

В 5б классе успеваемость по окружающему миру 100%, качество знаний в 2014 - 2015г. - 78%.

Основное содержание см. в Программе по учебному предмету «Биология».

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ООО) см. в Программе по учебному предмету «Биология».

Календарно - тематическое планирование

урока

Дата

проведения

Тема урока

Характеристики видов деятельности учащихся

план

факт

1

2

3

4

5

Часть 1. Живой организм (8 ч)

1

Что такое живой организм

Учатся выделять признаки живых организмов, отличать живые организмы от неживой природы.

2

Наука о живой природе

Объясняют сущность термина «биология».Объясняют сущность термина «классификация». Различают основные таксоны классификации - «царство» и «вид».Характеризуют вид как наименьшую единицу классификации.

3

Методы изучения живой природы. JI.P. № 1 «Знакомство с оборудованием для исследований»

Знакомятся с методами исследования живой природы и приобретают элементарные навыки их использования. Учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

4

Увеличительные приборы. Л.Р. № 2 «Устройство светового микроскопа и

приёмы работы с ним»

Формирование навыков работы с лабораторным оборудованием. Формирование навыков работы с микроскопом.

5

Живые клетки. Л.Р. № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Выявляют части клетки на рисунках учебника, характеризуют их значение.

Сравнивают животную и растительную клетки, находят черты их сходства и различия.
Учатся различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.


6

Химический состав клетки. Л.Р. N° 4 «Определение состава семян пшеницы»

Учатся различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объясняют их значение для организма.

7

Великие естествоиспытатели

Анализируют информацию о выдаю-щихся учёных-естествоиспытателях.
Называют имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии. Формулируют вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества.

8

Контрольная работа «Живой организм, строение и изучение»

Выполняют задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки.

Часть 2. Многообразие живых организмов (14 ч)


9

Как развивалась жизнь на Земле

Знакомятся с основами научных пред-

ставлений о том, когда появилась жизнь на Земле, об основных этапах развития жизни на Земле. Учатся находить информацию по эволюции органического мира. Представляют и анализируют основные эволюционные изменения по группам организмов.

10

Разнообразие живого мира.

Учатся узнавать и сравнивать

представителей царства Растений и царства Животных. Знакомятся с многообразием живых организмов.

11

Бактерии

Характеризуют особенности строения бактерий. Описывают разнообразные формы бактериальных клеток. Различают понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».

Характеризуют процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот.

12

Грибы

Характеризуют строение шляпочных грибов. Описывают строение плесневых грибов.

Объясняют термины «антибиотик» и «пенициллин».

Учатся распознавать съедобные и ядовитые грибы на фотографиях, рисунках, биологических препаратах. Учатся объяснять значение грибов для человека и природы.


13

Растения -автотрофы

Выделяют существенные признаки царства и основных отделов и классов растений. Различают на гербарных материалах и в природе представителей различных отделов (классов, родов, видов) растений. Находят информацию о растениях, анализируют и оценивают её.

Объясняют роль растений в природе.

14

Водоросли - группа низших растений

Дают общую характеристику водорослей, их отдельных представителей. Выявляют сходство и отличия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах. Характеризуют роль водорослей в природе и жизни человека.

15

Мхи и папоротники - высшие споровые

растения

Дают общую характеристику мхов и папоротников. Характеризуют распространение и экологическое значение папоротников и мхов.

16

Голосеменные и покрытосеменные - группа высших семенных растений

Дают общую характеристику Голосеменных растений, отмечают прогрессивные черты сопровождавшие их появление. Описывают представителей Голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Зарисовывают схему цикла развития сосны. Рассказывают о значении Голосеменных в природе и жизни человека.

17

Значение растений в природе и

жизни человека

Учатся характеризовать значение растений разных систематических групп в природе и жизни человека.

18

Признаки царства Животные. Простейшие.

Выделяют существенные признаки царства Животных. Сравнивают представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения.

Характеризуют простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Характеризуют значение простейших в природе и жизни человека.

19

Беспозвоночные животные

Выделяют основные признаки, по которым животных делят на позвоночных и беспозвоночных; учатся узнавать представителей беспозвоночных на рисунках, фотографиях и в природе.

20

Позвоночные животные

Выделяют существенные признаки позвоночных животных; учатся узнавать представителей позвоночных на рисунках, фотографиях и в природе.

21

Значение животных в природе и жизни человека

Изучают значение животных в природе и жизни человека

22

Контрольная работа «Многообразие живых организмов»

Выполняют задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки.

Часть 3. Среда обитания живых организмов (5 часов).

23

Три среды обитания живых организмов

Характеризуют особенности условий сред жизни на Земле. Выявляют взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Приводят примеры обитателей организменной среды - паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.

24

Жизнь на разных материках.

Сравнивают условия обитания на различных материках, в различных природных зонах.

Выявляют черты приспособленности живых организмов к определённым условиям разных материков и природных зон.

25

Природные зоны.

26

Жизнь в морях и океанах.

Учатся распознавать природные сообщества морей и океанов, организмы, входящие в состав данных сообществ. Сравнивают условия существования и признаки живых организмов морей и океанов.

27

Обобщающий урок «Среда обитания живых организмов». П.Р. № 1 «Определение наиболее распространенных растений и животных»

Повторяют и закрепляют материал о многообразии живых организмов и условиях их обитания (сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы)

Часть 4. Человек на Земле (7 ч)

28

Как человек появился на Земле

Учатся давать сравнительную характеристи-ку человекообразным обезьянам, древним людям и современному человеку; знакомятся с основными этапами эволюции человека; учатся видеть взаимосвязь между появлением, совершенствованием орудий труда и этапами развития человека.

29

Как человек изменил Землю

Учатся видеть изменения в природе,

связанные с деятельностью человека на

Земле. Анализируют последствия деятельности человека на экосистемном (биосферном) уровне. Предлагают свои пути решения экологических проблем.

30

Жизнь под угрозой

31

Не станет ли Земля пустыней?

На основе информации учебника рассуждают о причинах опустынивания. На основе этого прогнозируют районы, подверженные таким явлениям. Предлагают способы профилактики и противодействия опустыниванию.

32

Здоровье человека и безопасность жизни. П.Р. № 2 «Измерение своего роста и массы тела»

Обосновывают необходимость соблюдения правил определённых правил поведения в природе, выполнения гигиенических требований, направленных на сохранение здоровья.

33

Растительный и животный мир вашего региона

Учатся узнавать некоторых представителей растительного и животного мира своего региона

34

Контрольная работа «Биология - наука о живых организмах»

Выполняют задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки.

Учебно - методиеское и материально - техническое обеспечение образовательного процесса см. в Программе по учебному предмету «Биология».


© 2010-2022