Технологическая карта урока по биологии на тему Здоровье человека (5 класс)

Технологическая карта урока (разработка конспекта урока) по природоведению в разделе "Человек. Охрана здоровья" на тему "Здоровье человека" предназначена для проведения урока в 5 классе специальной (коррекционной) школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида), содержит текстовый материал урока.
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

(подготовила учитель биологии, географии

КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Черноиваненко Наталья Вячеславовна)

Тема урока: Здоровье человека

(5 класс)

Целевые установки урока: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов, формирование тенденции и установки к здоровому образу жизни.

Предметные результаты: формировать понятие о сохранении здоровья человека, дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщать к здоровому образу жизни.

Метапредметные результаты: умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение ставить перед собой задачи.

Личностные результаты: формирование познавательных интереса и мотивов, направленных на сохранение здоровья; личностных представлений о ценности и значимости сохранения здоровья; понимание взаимосвязи и взаимозависимости здоровья и образа жизни.

Приобретаемые навыки: в ходе урока учащиеся приобретают коммуникативные навыки, активизируется мыслительная деятельность, формируются навыки делать правильный выбор в разной ситуации.

Особенности роли учителя: учитель настраивает учащихся на урок-путешествие, готовит вопросы, задания, презентацию, наглядный материал, что способствует успешному усвоению изучаемого материала

Средства обучения: учебники, тетради, изображения вагонов и станций, плакат-пирамида «Продукты питания», картинка-схема «Циферблат», конверты и карточки (раздаточный материал), «цветок здоровья»; презентация, картинки-смайлики.

Название

этапа

Вре-

мя

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формируе-

мые УУД

Оргмомент


0,5

мин




Здравствуйте ребята.

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

-Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Приведите свои рабочие места в порядок, тихонечко садитесь

Приветсвуют.




Повторяют за учителем.

Эмоционально- положительный

настрой на урок, создание

ситуации

успеха, доверия.


самоопределение (Л);

Мотивация

1

мин


Перед вами на доске зашифрованное слово «дозроевь» (здоровье).

При встрече люди обычно говорят хорошее, доброе слово «Здравствуйте!», желая друг другу здоровья.

-Как вы думаете, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?


- Сейчас, ребята, перед нами откроется еще одна из страниц раздела «Человек. Охрана здоровья»

Но для начала вспомним, что мы изучили на прошлом уроке.

Отгадывают слово


Слушают учителя, отвечают на вопросы


(Наверное потому, что здоровье для человека - самая главная ценность)




планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализа

ция

знаний и

фиксация затрудне-

ния в деятельнос

ти

7

мин

-Какие внутренние

органы есть у человека?

Подпишите название органов на схеме-

рисунке в тетради.




-С помощью каких

органов человек видит, слышит, ощущает

запахи, вкус?

-Сопоставьте

стрелками правильные ответы в карточке.

- Приходилось ли тебе болеть? Чем? Когда?

-Чем больной человек отличается от

здорового?

Надо разложить

карточки с ответами

в два конверта

(«Здоровый человек» «Больной человек»)

Слова: весёлый, капризный, бодрый, плохо кушает, хорошо работает,

хмурый,

жизнерадостный

-Каким бы человеком

вам хотелось бы быть

всю жизнь: больным

или здоровым?


Записывают в тетради

(в карточке)

название

органов (два

варианта

задания).

Выполняют

задание

в карточках. Проверяют

ответы в парах.



Отвечают на вопросы.


Слова на

карточках -

кладут

в соответствую

щий конверт. Работают у

доски




Отвечают на

вопрос.

Конверт с

названием

«Больной

человек»

убирают


анализ, синтез, сравнение, обобщение,

аналогия, классификация (П); выполнение пробного учебного действия (Р)

Целепола

гание

2

мин

- Перед вами на экране незаконченные предложения, давайте вставим пропущенные слова: «Как ваше (здоровье)?», «Доброго (здоровья)», «Будьте (здоровы)». СЛАЙД-2



Тема нашего урока… «Здоровье человека» СЛАЙД 3

- Запишите тему урока в тетрадь.


Вставляют пропущенные

слова (устно)







- Называют

тему и

записывают

тему урока в

тетрадь

постановка и формулирование проблемы (П);


установление причинно-следственных связей (П); планирование учебного сотрудничества (К);


Освоение

нового

содержания

и способов

действий

20

мин

Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Хорошее здоровье - одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости.

- Как вы понимаете выражение «Береги здоровье смолоду?» СЛАЙД 4

Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие по загадочной стране «Здоровье». Посмотрите на карту нашего путешествия: на ней 6 станций и на каждой нам предстоит узнать много интересного и ответить на многочисленные вопросы.

Итак, мы отправляемся в путешествие на весёлом паровозике.

Станция первая

-Как она называется? СЛАЙД 5

Девиз этой станции «Чистота - залог здоровья!»

- Как вы понимаете эту пословицу?






-Что нужно содержать в чистоте? СЛАЙД 6




В чистоте надо содержать и своё жилище.

-Что для этого надо делать? СЛАЙД 7,8






-Ребята, с чего же начинается здоровый образ жизни? Закончите предложение и допишите его в тетради.

Здоровый образ жизни начинается…

СЛАЙД 9

С первой станции мы увозим вагон «Чистота»


А вот и станция вторая.

-Как она называется?

СЛАЙД 10

Девиз этой станции «Правильное питание - залог здоровья».

Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, которую мы едим, а также режимом питания.

С пищей в организм человека поступают питательные вещества и витамины. Они нужны для того, чтобы все органы работали чётко и активно.

-Нужно соблюдать режим питания - принимать пищу в одно и то же время.

-Как вы думаете, сколько раз в день человек должен принимать пищу?

Правильно, каждый из нас должен принимать пищу 5 раз в день. СЛАЙД 11

Задание. На доске изображение циферблата и слова: завтрак, второй завтрак, обед, ужин, полдник). Надо соединить стрелками время на часах, в которое должен быть завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин.

Молодцы, ребята, все выполнили задание. Посмотрим правильный ответ. СЛАЙД 12 (Прочитать)

Задание. Какие продукты человек должен употреблять в пищу? Прикрепите названия продуктов питания к изображенной на доске пирамиде с продуктами.

-Еда должна быть вкусной и разнообразной. Человек должен есть мясные и молочные продукты, овощи, фрукты, крупы.

-Скажите, а вредно ли переедать?

Переедать очень вредно СЛАЙД 13

акончите предложение и допишите его в тетради.

«Чтобы быть здоровым, надо...» СЛАЙД 14



С этой станции мы увозим вагон «Правильное питание»


Наше путешествие продолжается и мы на третьей станции.

-Как она называется?

СЛАЙД 15



Чтобы не уставать и не болеть, хорошо работать и учиться, надо чередовать работу или занятия и отдых.

После работы или занятий полезно провести время на свежем воздухе: можно погулять в парке, поиграть в подвижные игры на спортивной площадке, покататься на лыжах.

Задание.

Я буду задавать вопрос, а вы должны выбрать показать карточку с правильным ответом - рисунком. Карточки лежат у вас на парте.

СЛАЙД 16,17

Задание

Работа в парах с карточками. Надо зачеркнуть рисунок, на котором мальчик после учёбы неправильно отдыхает.


Посмотрим правильный ответ на экране. СЛАЙД 18

После уроков надо погулять на свежем воздухе, можно недолго посмотреть телевизор, недолго поиграть в компьютерные игры.

СЛАЙД 19

Чтобы восполнить энергию, израсходованную за день, человеку нужен сон. СЛАЙД 20

Если человек не выспался, то он быстро устаёт, он невнимателен и делает ошибки.

-Как вы думаете, сколько часов должен спать ребёнок в вашем возрасте?

СЛАЙД 21




- Как вы думаете, чтобы хорошо выспаться, во сколько нужно ложиться спать?








Итак, закончите предложение и допишите его в тетради.

Чтобы не уставать, надо чередовать... СЛАЙД 22



С этой станции наш паровозик увозит вагон «Умей работать и отдыхать»



А на уроке поможет отдохнуть физкультминутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И - направо! И еще

Через левое плечо. СЛАЙД 23


Четвёртая станция.

Как она называется?

-Девиз этой станции «Если хочешь быть здоров, закаляйся!» СЛАЙД 24

Чтобы организм выполнял свою работу быстро и безошибочно, его надо закаливать, т.е. приучать к температурным изменениям.

-Как можно закаливать свой организм?

СЛАЙД 25










Если ты долго гуляешь, двигаешься на свежем воздухе, плаваешь и купаешься, не боишься сквозняков и правильно одеваешься, то ты закалённый человек.

Задание. Работа с карточками.

Прочитайте и выберите правильный ответ.

Закалённый это человек или нет?

1) Ваня любит прогулки в любую погоду, делает зарядку, принимает душ. Он ловок, быстр, редко болеет и всегда в хорошем настроении.

2) Маша гуляет только в хорошую погоду, любит смотреть телевизор, мало двигается, кутается. Девочка часто болеет, капризничает, у неё часто бывает плохое настроение.

Проверим правильный ответ СЛАЙД 26


Закончите предложение и допишите его в тетради.

Чтобы быть здоровым, надо ... СЛАЙД 27

С этой станции мы забираем вагон «Закаляйся!»



А чтобы прибыть на пятую станцию мы должны выполнить разнообразные движения .

-Как же называется пятая станция?


Девиз этой станции

«Кто много ходит, тот долго живёт».

СЛАЙД 28

-Правильна ли, с вашей точки зрения эта пословица?

- Как вы понимаете её смысл?




Правильно, ведь там, где нет здоровья, не может быть и долголетия. Хорошо, когда человек с детства дружит с физкультурой. Это оградит его от болезней и преждевременной старости.

-Что же нужно делать, чтобы дольше прожить? Посмотрите на экран и назовите правильный ответ. СЛАЙД 29













Закончите предложение и допишите его в тетради.

Чтобы дольше прожить, нужно заниматься спортом. СЛАЙД 30

С этой станции мы забираем вагон «Движение - жизнь!»



И вот мы на шестой станции.

-Как она называется?

СЛАЙД 31



Как вы думаете, что такое вредные привычки?








-А какие привычки самые вредные?




Пока у вас не появились такие привычки, давайте выясним, почему они вредны для здоровья.

Курение очень вредно для всего организма. Ребёнок, который начинает курить, медленно растёт, быстро устаёт, плохо учиться, часто болеет. Алкоголь нарушает работу всего организма. Особенно опасен алкоголь для детей.

Наркотики - это особые вещества, разрушающие организм. У человека, употребляющего наркотики, развивается тяжёлая болезнь - наркомания, которая приводит к смерти.

Чтобы сохранить здоровье, никогда не начинай курить, не пробуй спиртного, не прикасайся к наркотикам.

Задание.

Зачеркните красным карандашом рисунки, на которых нарисованы вредные привычки.

Молодцы, все справились с заданием. Демонстрация правильного ответа. СЛАЙД 32

Закончите предложение и допишите его в тетрадь.

Чтобы быть здоровым, скажи «Нет!» … СЛАЙД 32

С этой станции мы увозим вагон «Нет!» вредным привычкам».


Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы (Каждый с юных лет должен заботиться о своём здоровье, вести

здоровы й образ жизни)
















Называют (Чистота)



Высказывают своё мнение

(Если будешь чистым сам и твоя одежда, то будешь здоровым)



Высказывают своё мнение (Руки, ноги, ногти, лицо, уши, зубы, волосы) (показывают).

Отвечают (Регулярно делать уборку , проветривать помещение)





Заканчивают предложение и дописывают его в тетрадь

(Здоровый образ жизни начинается (с чистоты!)






Читают название («Правильное питание»)




















Высказывают свою точку зрения (Пять раз в день)




-Уч-ся по очереди выходят к доске и выполняют задание








Читают текст слайда.


Прикрепляют названия продуктов к пирамиде (работают у доски)













Заканчивают предложение и дописывают его в тетрадь.

( Чтобы быть здоровым, надо правильно питаться)







Читают название (Третья станция «Работа и отдых»)















-Уч-ся выбирают и показывают соответствующие карточки.



-Уч-ся работают в парах (выбирают правильный ответ и вычёркивают)

(Зрительно проверяют правильный ответ)















Высказывают своё мнение (В 9-11 лет ребёнок должен спать не менее 8-10 часов)


Отвечают на вопрос, опираясь на собственный опыт (Чтобы хорошо выспаться, нужно вовремя ложиться спать, в 9 часов вечера)

Заканчивают предложение и дописывают его в тетрадь.

(Чтобы не уставать, надо чередовать работу и отдых)





Уч-ся выходят из-за парт и выполняют упражнения






















Уч-ся читает название «Закаляйся!», девиз





-



Высказывают свою точку зрения с опорой на свой опыт (Закаливать свой организм можно воздухом, солнцем и водой)








Уч-ся читают текст и выбирают правильный ответ (обводят номер в крудок).



Проверка задания индивидуальная и чтение правильного ответа вслух.














Заканчивают предложение и дописывают его в тетрадь.

(Чтобы быть здоровым, надо закаляться


Уч-ся выполняют движения.



Читают название «Движение - жизнь!»




Высказывают своё мнение (Если человек будет много ходить, бегать, он не будет болеть, и долго будет жить)
















-Уч-ся находят правильные ответы : нужно утром делать зарядку, бегать, прыгать, играть с мячом, кататься на велосипеде, на коньках и лыжах.


Заканчивают предложение и дописывают его в тетрадь

(Чтобы дольше прожить, нужно заниматься спортом)

.



- Читают название «Нет!» вредным привычкам»

-Отвечают, приводят примеры (Это такие привычки, которые приносят вред здоровью человека, его жизни)

- Самые вредные привычки - это курение, употребление спиртного и наркотиков.




Слушают рассказ учителя.

























Выполняют задание, проверяют ответ






Заканчивают предложение и дописывают его в тетрадь

(Чтобы быть здоровым, скажи «Нет!» вредным привычкам)

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) учет разных мнений (К); самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); осознание ответственности за общее дело (Л);

ориентирование в понятиях и терминах: здоровый образ жизни, (П)

активное использование речевых средства для решения коммуникативных и познавательных задач; (К)

положительное отношение и интерес к изучению нового учебного материала;(Л)

освоение способов установления взаимосвязи между предметами(Р

Закрепле-ние и включение в систему знаний

7 мин

Вот и подошло наше путешествие к концу, подведём итоги. Сейчас мы вместе составим цветок здоровья. У вас на партах есть лепестки с правильными и неправильными ответами на вопрос: «Что значит вести здоровый образ жизни?». СЛАЙД 33 Лепестки с правильными ответами надо прикрепить на доске вокруг серединки цветка и прочитать ответ.

Итак, у нас получился волшебный цветок, который поможет нам сохранить здоровье.

-Давайте ещё раз повторим, что значит вести здоровый образ жизни?

(Вести здоровый образ жизни - значит постоянно выполнять правила сохранения и укрепления здоровья: соблюдать чистоту, правильно питаться, сочетать труд и отдых, закаливать свой организм, много двигаться, не иметь вредных привычек) СЛАЙД 34

У.: Давайте сейчас закроем глаза и мысленно от всей души пожелаем, кому вы хотите, - здоровья.

А эти слова-пожелание запомните на всю жизнь.

Здоровье свое сбережем с малых лет.

Оно нас избавит от боли и бед.

Игра «Да-нет»

-Если надо ответить «Да», то поднимите обе руки, если «Нет», то сцепите руки в замок.

1. Согласны ли вы, что зарядка- источник бодрости и здоровья? (да)
2. Чтобы быть здоровым, надо содержать в чистоте своё тело (да)
3. Можно долго смотреть телевизор (нет)
4. Можно перед сном слушать громкую музыку (нет)
5. Принимать пищу надо пять раз в день (да)

6. Не надо курить, пробовать алкоголь (да)
7. Надо больше бывать на воздухе (да)
8. Надо много трудиться и совсем не отдыхать (нет)
9. Правда ли, что бывают безвредные наркотики?(нет)


Уч-ся выбирают правильный
ответ, по очереди выходят к доске и прикрепляют лепестки, читают ответ.


Уч-ся читает текст слайда




Ученики отвечают на вопросы специальными движениями, учитель следит за правильностью действий.

установление причинно-следственных связей (П); следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Рефлексия

3

мин

-Ребята, а теперь давайте разделимся на группы по 3 человека.

Каждой из групп надо дорисовать одно из правил здорового образа жизни и защитить свой рисунок (найти и прочитать в учебнике о значении данного правила)

(Время выполнения 2-3мин, представляют рисунок по одному ученику от группы)

С самого детства надо беречь своё здоровье.

- Ребята, у вас на столе лежат 2 картинки- смайлика: с улыбкой и без улыбки. Поднимите, пожалуйста, такой смайлик, какое у вас сейчас настроение после нашего урока. Посмотрите, ребята, как много в нашем классе улыбок. А ведь хорошее настроение тоже помогает сохранить здоровье. Значит наш урок удался. (СЛАЙД)

Все вы здоровы, с зарядкой дружны,

Вам спорт с физкультурой как воздух нужны,

А с ними порядок, уют, чистота,

Здоровая пища, закалка, режим.

Здоровье своё береги с малых лет.

Оно вас избавит от болей и бед! СЛАЙД 35

Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Будите ли применять мои рекомендации как вести здоровый образ жизни?

- Вам понравилось, как вы работали на уроке?

- Какую оценку вы поставили себе, сегодня за работу?

- Сегодня мне

понравилось, как вы работали. Оценки.

Отвечают на вопросы




Выполняют

рисунки и

защищают их.









































Отвечают на

вопросы, делают выводы,

оценивают свою работу

учет разных мнений (К); оценка (Р); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);



Домашнее

задание

0,5

мин

Учебник стр. 120-123, нарисовать рисунок на

тему

« Мы за здоровый

образ жизни».

СЛАЙД 36


использование знаково-символических средств (П);


© 2010-2022