Пояснительная записка к биологии 5 класса Пономарёвой И. Н. ФГОС

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании

-Закона «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007

№ 309-ФЗ): ст. 7, 9, 14, 28,29,32,55.

-Федерального государственного стандарта основного общего образования 2010 г.,

-Федерального базисного учебного плана (2004 г.)

-Регионального базисного учебного плана (2006 г.)

-Примерной программы основного и среднего (полного) общего образования по биологии.

-Авторской программы по биологии 5 класс И.Н.Пономарёвой.

Рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю. Рабочая программа предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий и знаний уже с 5 класса, знакомит учащихся с происхождением человека и его местом в живой природе. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий. В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Цели программы:

Личностные результаты:

-Воспитание патриотизма.

-Формирование ответственного отношения к обучению.

-Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

-Формирование основ экологической культуры.

-Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

Метапредметные результаты:

-Умение осуществлять контроль своей деятельности.

-Умение самостоятельно контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

-Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

Предметные результаты:

-Формирование научных знаний о живой природе, причинах сокращения биологического разнообразия.

-Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах.

-Приобретение опыта использования методов биологической науки.

-Формирование основ экологической грамотности, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия.

-Значение биологии в решении проблем природопользования.

Система оценки:

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2.Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. Не более двух грубых ошибок.

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Задачами курса биологии являются:

Обучающие:

-Создать условия для формирования у учащихся предметных и учебно-исследовательских компетенций (усвоение знаний по биологии в 5 классе в соответствии с новыми ФГОС.

-Понимание учащимися практической значимости биологических знаний.

-Формирование общенаучных знаний).

Развивающие:

-Создать условия для развития у учащихся интеллектуальной, эмоциональной сферы.

-Развить уверенность в себе, умения достигать поставленных целей.

Воспитательные:

-Способствовать совершенствованию социально-успешной личности, развитию коммуникативных компетенций.

Рабочая программа для 5 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принцип отбора основного и дополнительного содержания связан с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей. А также возрастными особенностями учащихся.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы и экскурсии, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные работы являются элементом комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе (возможна работа с тетрадью на печатной основе).

В программу вошли: требования к уровню подготовки учащихся, содержание учебной программы, календарно-тематического планирования.

Ученик должен знать:

-что изучает наука биология;

-признаки живых организмов;

-общие методы изучения природы;

-химический состав, строение и процессы жизнедеятельности в клетке;

-строение и значение бактерий, грибов, растений, животных;

-основные среды жизни, особенности условий этих сред;

-особенности приспособления организмов к жизни в природе;

-место человека в системе животного мира;

-роль человека в биосфере;

-экологические проблемы;

-важность охраны окружающей среды человека.

Ученик должен уметь:

Объяснять:

-сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события.

-сущность термина «классификация», «антибиотик», «пенициллин» «местный вид»;

-роль животных, растений, грибов в жизни человека и в природе;

-роль живых организмов и круговорота веществ в природе;

-причины сезонных изменений у организмов;

-причины сокращения и истребления некоторых видов животных;

-необходимость охраны редких видов и природы в целом;

-роль Красной книги в охране природы;

-роль речи и общения в формировании современного человека.

Характеризовать:

-особенности и значение науки биологии.

-свойства живых организмов.

-органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника.

-важную роль бактерий в природе.

-главные признаки растений, животных и грибов;

-факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных

-разные природные сообщества.

-особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания.

-внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком.

-состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу.

Сравнивать:

-проявление свойств живого и неживого;

-животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия;

-роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе;

-цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различие;

-значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны);

-строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы;

Различать:

-ткани животных и растений на рисунках учебника;

-неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма;

-основные таксоны классификации - «царство» и «вид»;

-понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество»;

-бактерий по их роли в природе и жизни человека;

-части цветкового растения на рисунке учебника;

-типы лишайников на рисунке учебника;

-особенности животных разных природных зон.

Определять:

-предмет науки систематики;

-расположение почек на побеге цветкового растения;

- место представителей царства Грибы среди эукариот;

-значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника;

-понятие «пищевая цепь», «природная зона».

Описывать:

-разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника;

-внешнее строение тела гриба, называть его части;

-строение плесневых грибов по рисунку учебника;

-разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника;

-особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника;

Анализировать:

-элементы круговорота веществ на рисунке учебника;

-пути расселения человека по карте материков Земли;

-приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания;

-содержание выбранных на лето заданий;

Аргументировать:

-необходимость охраны природы;

-ценность биологического разнообразия для природы и человека.

Оценивать:

-свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала;

-принимать участие в обсуждении проблемных вопросов.

-приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами.

-проектировать мероприятия по охране растений и животных.

Содержание учебной программы.

Рабочая программа «Биология 5 класс» предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю и ориентирована на использование учебника «Биология 5 класс» под редакцией И.Н. Понамаревой, рекомендованного Министерством Образования иНауки РФ и содержит следующие разделы:

1.Биология - наука о живом мире (15 ч.)

Биология как наука. Человек и природа. Кто такие собиратели? Наука о живой природе. Какие задачи стоят перед учеными?

Что называется живым? Обмен веществ и энергии, раздражимость, росто и развитие живых организмов. Органы организма.

Как изучают природу? Кто такие учёные-орнитологи и чем они занимаются? Методы изучения живого. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Что делают в лабораториях? Сравнение, метод моделирования.

Зачем нужны увеличительные приборы? Лупа, микроскоп и его устройство.

Свойства живых организмов. Что общего в строении всех живых организмов? Клетка и ее части. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани организмов. Что такое ткань? Ткани животных и растений.

Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества, и их роль в клетке.

Из каких частей состоит клетка? Роль цитоплазмы в клетке. Жизнедеятельность клетки. Обмен веществ, деление клетки. Клетка-живая система. Великие естествоиспытатели.

2. Многообразие живых организмов (16 ч.)

Царства живой природы. Принципы классификации, отличительные признаки представителей царств живой природы. Царство, вид, систематика, вирусы. Классификация организмов.

Бактерии. Строение клетки бактерии. Многообразие бактерий. Процессы жизнедеятельности бактерий. Методы профилактики заболеваний, вызванных бактериями.

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Растения. Многообразие растений, значение в природе и жизни человека. Сравнение клеток растений и бактерий.

Животные. Основные свойства животных. Строение, многообразие животных, роль в природе и жизни человека, влияние природы на животных.

Грибы. Общая характеристика грибов, многообразие грибов, роль в природе и жизни человека.Оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Понятие о лишайниках. Строение и жизнедеятельность лишайников. Роль лишайников в природе и жизни человека, разнообразие организмов.

Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения, вредные для человека. Животные и растения, полезные для человека, лекарственные виды растений, биологическое разнообразие.

3. Жизньорганизмов на планете Земля (12 ч.)

Среды жизни планеты Земля. Водная среда жизни. Почвенная среда жизни. Наземно-воздушная жизни. Организм как среда жизни.

Экологические факторы среды. Факторы живой и не живой природы. Человек как экологический фактор. Антропогенные факторы.

Приспособления организмов к жизни в природе. Влияние среды на организм. Приспособленность.

Природные сообщества. Движение веществ в природе. Пищевая цепь. Круговорот веществ в природе. Производители и потребители пищи. Круговорот веществ и превращение энергии.

Природные зоны России. Многообразие природных зон.

Жизнь организмов на разных материках. Живой мир Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки и Евразии, Антарктиды. Местный вид.

Жизнь организмов в морях и океанах. Прекрепленные и свободноплавающие организмы, планктон.

4. Человек на планете Земля (8 ч.)

Место человека в системе органического мира. Особенности современного человека. Деятельность современного человека в природе. Австралопитек, человек умелый, человек разумный, кроманьонец.

История влияния человека на природу. Осознание человеком своего влияния на природу. Лесопосадки.

Важность охраны живого мира планеты. Роль человека в биосфере. Заповедники. Экологические проблемы.

Последствия деятельности человека в экосистеме. Красная книга РФ.

Лабораторные работы.

Л.р. № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов».

Л.р. № 2 «Знакомство с клетками растений».

Л.р. № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».

Л.р. № 4 «Наблюдение за передвижением животных».

Контрольные работы.

1 Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология - наука о живом мире».

2 Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов».

3 Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля».

4 Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля».

5 Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса

Реализация программы осуществляется при использовании:

1. Форм организации образовательного процесса:

-Общеклассные: урок, консультация, собеседование, лабораторная работа, программированное обучение.

-Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповое творческое занятие.

-Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.

2. Методов обучения:

-Словесные: рассказ, беседа.

-Наглядные: иллюстрации, демонстрации.

-Практические: лабораторная работа, работа со справочной литературой.

-Самостоятельные: письменные упражнения.

3. Технологий обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; игровые, проектные, здоровьесберегающие технологии; ИКТ-технологии.

4. Видов и форм контроля:срезовые и итоговые тесты, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос, отчет по лабораторной работе, творческое задание, проектная работа с учетом возрастных особенностей учащихся 5 класса.

Содержание рабочей программы направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в обучении биологии используются компьютерные и коммуникативные средства ТСО, экранно-звуковые пособия, учебно-практическое и лабораторное оборудование, натуральные объекты, оборудование класса, книгопечатная продукция, печатные пособия.



© 2010-2022