Разработка урока на тему Ткани растений

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «Ткани растений».

ЦЕЛЬ УРОКА: изучить строение, функции и расположение тканей растений.

ЗАДАЧИ:

1.Сформировать знания о тканях растений, особенностях их строения и функциях.

2.Продолжить формировать умения работы с лабораторным оборудованием, получать знания в ходе лабораторной работы.

3. Развивать умения исследовать, фиксировать результаты работы, делать выводы.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Формирование учебной мотивации на протяжении урока.

  • Развитие внимания, памяти, способности к наблюдению.

  • Овладение составляющими исследовательской деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные

  • Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что необходимо узнать.

  • Определение последовательности действий, руководствуясь инструкцией.

  • Способность к мобилизации сил в решении поставленной задачи.

Познавательные

  • Поиск и выделение необходимой информации.

  • Классификация объектов по выделенным признакам.

  • Самостоятельный поиск способов решения поставленных проблем.

Коммуникативные

  • Планирование учебного сотрудничества в группах.

  • Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли, аргументировать свою позицию.

Предметные:

  • Формирование представлений о клетках и тканях как компонентах органов в целостном организме.

  • Установление взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей.

  • Использование методов биологической науки: наблюдение, описание объектов и процессов.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Методы: фронтальный опрос; лабораторная работа учащихся, игра.

Технология: технология развития критического мышления, элементы проблемной технологии, работа в парах, в группах.

Оборудование: УМК по биологии Н.И.Сонина 6 класс, ПК, проектор, презентация, микроскопы, гистологические препараты, наглядные пособия.





Ход урока.

I.Организационный момент.

(знакомство с детьми, призвать к сотрудничеству)

II. Интеллектуальная разминка.

-Ребята, вытащим из тайников памяти ценные знания, которые пригодятся вам на уроке.

  1. Закончите мое предложение: все живые организмы сходны по строению и состоят из ….(клеток)

  2. Какая клетка изображена на слайде (растительная), а по каким признакам вы догадались, что это растительная клетка? (по наличию хлоропластов и крупных вакуолей).

  3. Отгадайте, в черном ящике находится оптический прибор, который изобрел Антони ван Левенгук… он увеличивает мельчайшие объекты в сотни, тысячи раз.

-Молодцы, ребята, ваши знания по предыдущим темам позволяют нам перейти к следующему этапу урока.

II. Этап актуализации знаний.

-Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать несколько загадок.

У нас они все разные:
Ситцевые и атласные,
И для дома, и для сада,
Для театра, и парада,
Для зимы есть и для лета
Так во что же мы одеты?... (одежда)

-а из чего ее шьют? (из ткани)

-Отгадай следующую загадку.

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево, растение)

- Какая связь между словами «ткань» и «растение»? О чем пойдет речь?

(растения тоже состоят из тканей)

- А теперь сформулируйте тему нашего урока.

Тема урока: «Ткани растений».

- Запишите тему урока в технологическую карту.

- Работая над этой темой, вам предстоит сделать много открытий.

-Что бы вы хотели узнать, изучая ткани растений?

-Сформулируйте несколько вопросов. (Что такое растительная ткань? Какая она? Для чего служит?).

- Молодцы. Мы обязательно ответим на эти вопросы в процессе работы.

III. Этап проблемотизации.

-А теперь проведем маленький эксперимент. Ребята, потрогайте образцы лоскутов различных тканей, которые лежат у вас на парте. Что вы ощутили? Какой вывод можно сделать из этого? (Что они все разные на ощупь.)

-То есть, имеют различную текстуру, и, следовательно, из них шьют определенную одежду: платье, пиджак или пальто.

-Но у нас сегодня не урок технологии, а урок биологии, поэтому мы с вами будем говорить не о текстильных тканях, а о растительных.

Постановка перед учащимися проблемы:

-А ткани растений так же различны, как текстильные ткани? И какую функции они выполняют?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы с вами должны решить на уроке ряд задач.

В формулировке задач урока вам поможет план и слова-помощники в технологической карте ….. (слайд)

IV. Целеполагание и планирование урока.


План

  1. Определение «ткань».

  2. Строение клеток тканей.

  3. Функции тканей.

  4. Расположение тканей в растении.

Знать:

  • Определение «ткань».

  • Строение клеток тканей.

  • Функции тканей.

  • Расположение тканей в растении.

Уметь:

  • Давать определение понятию ткань, объяснять роль межклеточного вещества.

  • Устанавливать связь между строением и функциями тканей.

  • Описывать и сравнивать строение различных типов тканей.

  • Определять расположение тканей в растении.

V.Изучение нового материала.

-Итак, что же такое ткань с точки зрения биологии?

-Найдите в учебнике на стр. 29 определения «ткань», «межклеточное вещество» Обучающийся зачитывает определение.

1.Этап исследования. Лабораторная работа «Изучение тканей растений»

(Слайд «Лаборатория»)

-Ребята, перед вами научная лаборатория. Представьте себе, что и вам сегодня предстоит выступить в роли юных исследователей, и наш класс превращается в маленькую лабораторию.

-Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому сегодня вы совершите увлекательное путешествие в микромир тканей растений. Фрагмент фильма.

-Вы побывали внутри растения, окунулись в те сложные процессы, которые происходят в нем.

-А сейчас ваша задача: самостоятельно исследовать ткани растений.

-Подумайте, что необходимо ученым для исследовательской работы? Посмотрите на слайд и скажите. (микроскоп, препараты, тетрадь для записей)

-А вам исследовать ткани растений помогут: микроскоп, микропрепарат, учебник и технологическая карта, в которой есть инструкция по выполнению лабораторной работы.

-Работать будете в паре.

На выполнение лабораторной работы отводится - 7 мин.

Желаю удачи!

2. Защита исследовательской работы.

Работа у доски.

-Исследовательская работа завершена, и время представить свои результаты.

-Представители от каждой пары, по очереди, должны подойти к столу, выбрать табличку с названием ткани, которую вы определили, и прикрепить ее к доске. Далее, вы должны рассказать о ткани по алгоритму.

- Итак, ребята, к какому выводу вы пришли в процессе исследования? (Читают вывод из технологической карты или формулируют его самостоятельно).

VI. Этап рефлексии.

Сверка с ключом таблицы и самоценивание.

-Оцените себя, пользуясь критериями оценивания

Критерии оценивания:

«5» - нет ошибок.

«4» - допущена одна ошибка.

«3» - допущены две ошибки.

Самооценка в технологической карте.

VII. Расширение знаний, полученных на уроке. Связь с жизнью.

1. - Ребята, вы серьезно потрудились на уроке, устали. И я вам предлагаю игру. Отвечайте по очереди. Первая парта…вторая парта…

(На слайде ряд предметов: рубашка, таблетки, …из бамбука изделия…)

- Посмотрите, ребята, какое многообразие предметов окружающего нас мира сделано из растений. Оглядитесь вокруг. Какие еще предметы сделаны из ткани растений?

2. Как вы думаете, в каких областях производства могут использоваться ткани растений?

(слайд)

-Как видите, растения используются во многих областях производства.

-Природа дарит нам разнообразный и удивительный мир, который служит благосостоянию человека.

- Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?

(Нельзя разжигать костер в лесу, нельзя срывать растения для букетов, собирать лекарственные растения, нельзя ломать ветки деревьев и кустарников и т.д.).

-Помните: бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка - более 30 лет, полиэтиленовый пакет - 200 лет, стекло - 1000 лет.

-Природа - наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений - наша задача и долг.

VIII.Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд Знать:/Уметь

  1. Ребята, определите, достигли ли вы поставленных целей?

Кто плодотворно поработал на уроке, приобрел новые знания, кому было интересно, кто справился со всеми заданиями, возьмите красное яблоко и прикрепите к дереву. Если вы недостаточно прочно усвоили материал, и вам еще нужно поработать над этой темой, возьмите зеленое яблоко.

  1. Благодарность за сотрудничество. Буклет.

- Я очень рада, что у нас получилось такое плодоносное дерево.

Спасибо вам за сотрудничество, и в знак благодарности хочу вам подарить буклет, который поможет более глубоко усвоить тему сегодняшнего урока.



© 2010-2022