Рабочая программа по биологии для СПО

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО образования и науки пермского края

КРАЕВОЕ государственное АВТОНОМНОЕ профессиональное

образовательное учреждение

«западно - уральский технологический техникум»




РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на методическом объединении Зам.директора по УМР

Председатель МО ___________ Е.Н.Коротких

Шестакова М.Н__________

«___» _____________ 2015 г. «___» _____________ 2015 г.





рабочая программа

учебной дисциплины

БИОЛОГИЯ

Специальность 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»













Краснокамск, 2015

Рабочая программа учебной дисциплины Биология разработана для общеобразовательной подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования естественнонаучного профиля 19.02.10 Технология продукции общественного питания по программе базовой подготовки среднего общего образования в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), примерными программами учебных общеобразовательных дисциплин для профессий НПО и специальностей СПО, одобренными и рекомендованными для использования на практике в учреждениях НПО/СПО Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.


Организация-разработчик:

КГАПОУ «Западно-Уральский технологический техникум» г. Краснокамск

Разработчик:

Вязникова Екатерина Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории























СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. условия реализации учебной дисциплины

16

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

20

  1. Способы КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ общих компетенций при изучении БИОЛОГИИ

25


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО естественнонаучного профиля 19.02.10 Технология продукции общественного питания.

Программа учебной дисциплины может быть использована как программа для элективных курсов по отдельным темам в дополнительном образовании.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общеобразовательный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влия-

ния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную

и этическую сферы деятельности человека;

−− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других

заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

−− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том

числе с использованием современных информационно-коммуникационных

технологий;

−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой

природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способ-

ность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов

состояния окружающей среды и рационального использования природных

ресурсов;

−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической

деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые

объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их опи-

сания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и

анализировать информацию о живых объектах;

−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке

естественно-научного эксперимента, использованию информационных тех-

нологий для решения научных и профессиональных задач;

−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

−− владение основными методами научного познания, используемыми при

биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, из-

мерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных

изменений в природе;

−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим

проблемам и путям их решения.

  1. При изучении дисциплины формируются общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски, принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно - коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, коллегами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 221 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 147 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 74 часа.







2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

221

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

147

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

43

контрольные работы

11

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

74

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Работа над рефератами

Выполнение иллюстраций по темам

Проектная деятельность

30

30

14

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета







2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины БИОЛОГИЯ

2.2.1. Содержание учебной дисциплины БИОЛОГИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1. Введение

1. Введение в общую биологию



4

2

2. Биологические науки

3. Роль биологии в формировании ЕНК мира и практической деятельности людей


1

4. Значение биологии при освоении профессии

Лабораторные занятия:

-

Практические занятия:

-

Контрольные работы

-

Самостоятельные работы: Эссе «Биология в моей профессии»

2

2

2. Живая природа

1. Методы познания живой природы



4



1




3

2. Признаки живой природы

3. Многообразие живой природы

4. Царства живой природы

Лабораторные занятия:

-

Практические занятия: «Составление схемы царства живой природы»

1

Контрольные работы:

1

Самостоятельные работы: работа над рефератами: «Царства живой природы»

3

3

3. Уровни организации живой природы

1. Уровневая организация живой природы

1




1

Лабораторные занятия:

-

Практические занятия: «Уровни организации живой природы и эволюция», «Признаки и свойства человека на различных уровнях организации», «История становления биологии»

3

Контрольные работы

-

Самостоятельные работы: Подготовка презентаций по теме «Уровни организации жизни»

2

3

4. Учение о клетке

1. Цитология - наука о клетке

27

1-3

2. История становления цитологии

3. Основные положения клеточной теории

4. Химический состав клетки

5. Макроэлементы

6. Микроэлементы. Ультромикроэлементы.

7. Вода и минеральные соли

8. Строение белков

9. Функции и свойства белков в живых организмах.

10.Функции, строение и свойства углеводов в живых организмах.

11.Функции, строение и свойства липидов в живых организмах.

12. Виды нуклеиновых кислот.

13. ДНК

14. РНК

15. АТФ

16. Клетки прокариот и эукариот

17. Вирусы как неклеточная форма жизни.

18. «СПИД - чума ХХI века»

19. Основные органоиды клетки.

20. Ядро, хромосомы.

21. Органоиды клетки.

22. Пластический обмен веществ.

23. Энергетический обмен.

24. Ген. Генетический код.

25. Биосинтез белка

26. Митоз

27. Мейоз

Лабораторные занятия:

-


Практические занятия: «Морфология клетки», «Химический состав клетки», «Функции белков», «Аминокислоты», «Растительные и животные клетки», «Профилактика вирусных заболеваний», «Роль органоидов клетки», «Деление клетки. Митоз», «Цитокинез»

9

3

Контрольные работы

2

3

Самостоятельные работы: Подготовка презентаций по теме «Морфология клетки», Составление аннотации к фильму «Тайны ДНК», подготовка плакатов по профилактике СПИДа, Подготовка рефератов по теме «Вредные и полезные бактерии». Составление схем митоза и мейоза

19

3-4

5. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

1. Организм - единое целое

16

1-3

2. Органы. Системы органов

3. Опорно-двигательная система организма человека

4. Пищеварительная система организма человека

5. Мочевыделительная система организма человека

6. Кровеносная система организма человека

7. Нервная система организма человека

8. Органы чувств

9. Половая система организма человека

10. Половое и бесполое размножение.

11. Онтогенез человека

12. Эмбриональный этап развития человека

13. Постэмбриональное развитие.

14. Биогенетический закон

15. Причины нарушений в развитии человека.

16. Репродуктивное здоровье

Лабораторные занятия:

-


Практические занятия: «Системы органов», «Ротовая полость человека», «Кишечный тракт человека», «Барьерная роль печени», «Вегетативное размножение», «Последствия влияния алкоголя», «Влияние среды на здоровье человека», «Образование половых клеток»

8

2-3

Контрольные работы

2

3

Самостоятельные работы: Работа над проектами «Вред алкоголя», «Вред никотина», «Профилактика ПАВ»; подготовка презентаций «Профилактика употребления ПАВ». Составление коллажа «Способы размножения организмов»

13


6. Основы генетики и селекции

1. Генетика - наука о наследственности.

20

1

2. История становления генетики.

3. Азбука генетики

4. Законы генетики, установленные Менделем.

5. Моногибридное скрещивание.

6. Дигибридное скрещивание.

7. Хромосомная теория наследственности

8. Взаимное влияние генов

9. Генетика пола

10. Сцепленное с полом наследование.

11. Наследственные болезни человека

12.Изменчивость. Закономерности и виды

13. Модификационная наследственность

14. Мутационная наследственность

15. Генетика человека.

16. Генетика и медицина.

17. Основы селекции.

18. Центры происхождения культурных растений.

19. Методы селекции.

20. Достижения селекции.

Лабораторные занятия:

-


Практические занятия: «Терминология генетики», «Решение задач на моногибридное скрещивание», «Составление схем дигибридного скрещивания», «Решение генетических задач», «Анализ фенотипической изменчивости», «Учение Вавилова Н.И.», «Искусственный отбор»

7

2-3

Контрольные работы:

1

3

Самостоятельные работы: Работа над рефератами «Генетика и медицина», «Г.Мендель», «Вавилов Н.И.»;. Составление коллажа «Сорта растений и породы животных», решение генетических задач.

14

3

7. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.

1. Гипотезы происхождения жизни.

12

1-2

2. Этапы развития жизни на Земле.

3. Становление эволюционного учения.

4. Эволюционное учение Ч. Дарвина

5. Естественный отбор

6. Концепция вида.

7. Критерии вида.

8. Популяция- структурная единица вида и эволюции.

9. Движущие силы эволюции.

10. Микро- и макроэволюция.

11. Доказательства эволюции.

12. Биологический прогресс и биологический регресс.

Лабораторные занятия:

-

Практические занятия: «Описание особей одного вида по морфологическому критерию», «Приспособленность организмов», «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни», «Развитие жизни на Земле», «Хронологическая таблица развития жизни на Земле»

5

3

Контрольные работы:

1

3

Самостоятельные работы: Составление конспектов «Современные представления о видообразовании С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена», презентация: «Синтетическая теория эволюции»

9

3-4

8. Происхождение человека.

1. Антропогенез.

5

1

2. Современные гипотезы о происхождении человека.

3. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

4. Этапы эволюции человека.

5. Человеческие расы.

Лабораторные занятия:

-


Практические занятия: «Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека», «Атавизмы и рудименты»

2

3

Контрольные работы:

1

3

Самостоятельные работы: Эссе «Что я думаю о расизме»

4

4

9. Основы экологии

1. Экология как наука

2

2

2. Биосфера и человек

Лабораторные занятия:

-


Практические занятия: Экскурсии: «Экология города», «Многообразие видов», «Сезонные изменения в природе», «Многообразие сортов», «Искусственные экосистемы города», «Естественные экосистемы города»

8

2

Контрольные работы:

1

3

Самостоятельные работы: составления отчета по экскурсии«Экология города»

6

3

10. Бионика

1. Бионика - направление биологии

2

1

2. Технические системы-аналоги живых систем

Лабораторные занятия:

-


Практические занятия:

-


Контрольные работы:

2


Самостоятельные работы: подготовка к зачету и защите проектов.

2

3



ИТОГО:

221ч.






  1. Тематический план учебной дисциплины БИОЛОГИЯ

темы

Название темы

Максимальное количество часов

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

1

Введение

6

4

2

2

Живая природа

9

6

3

3

Уровни организации живой природы

6

4

2

4

Учение о клетке

57

38

19

5

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

39

26

13

6

Основы генетики и селекции

42

28

14

7

Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.

27

18

9

8

Происхождение человека.

12

8

4

9

Основы экологии

17

11

6

10

Бионика

6

4

2


ИТОГО

221

147

74






3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биологии».

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения:

  • ПК «Celeron Intel Inside»

  • Ксерокс «Canon Laser Base MF 3228»

  • Мультимедийный проектор «TAXAN»


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Учебники:

Для обучающихся


Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. -М., 2014.

Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. - М., 2014.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. - М., 2001.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. - М., 2001.

Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. - М., 2002.

Лукаткин А. С., Ручин А. Б., Силаева Т. Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. - М., 2014.

Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. Учреждений высш. образования (бакалавриат). - М., 2014.

Никитинская Т. В. Биология: карманный справочник. - М., 2015.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. - М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. - М., 2002.

Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. Базовый уровень. Учебник для 10-11 кл. - М. : Дрофа,2014

Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10-11 класс. - М., 2014.

Тупикин Е.Н. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. Учеб. Пособие для нач. проф. образования. М.: Академия, 2000

Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. - М., 2005.

Для преподавателей


Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государ-

ственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверж-

дении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего

образования"».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и

ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе-

ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего

профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований

федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или

специальности среднего профессионального образования».

Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. - М., 2010.

Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. - М., 2010.

Дарвин Ч. Сочинения. - Т. 3. - М., 1939.

Дарвин Ч. Происхождение видов. - М., 2006.

Кобылянский В. А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. - М.,

2010.

Орлова Э. А. История антропологических учений: учебник для вузов. - М., 2010.

Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. - М., 2010.

Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. - М., 2010.Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. - М., 2006.

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. - М., 2000.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. - М., 1996.


  • УМК:

Сивоглазов В.И. Рабочая тетрадь по биологии 10 кл. /В.И.Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2010

Сивоглазов В.И. Рабочая тетрадь по биологии 11 кл. /В.И.Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2010


  • Информационной обеспечение:

Учебные электронные мультимедиаиздания на компакт-дисках, предназначенные для использования в преподавании конкретного курса биологии: «Биология. 10-11 класс»

Учебные электронные мультимедиаиздания, предназначенные для поддержки прикладного программного обеспечения общего назначения, уже установленного на персональном компьютере: комплект компакт-диск +методическое пособие «Использование Microsoft Offiсe в школе» на примере уроков биологии (разработчики - Московское представительство Microsof и Республиканский мультимедиацентр МО РФ);

Библиотека электронных наглядных пособий по биологии. 10-11 классы (разработчик - Республиканский мультимедиацентр МО РФ).

sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии -экологии на сервере Воронежского университета).

biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).

nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России - проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).

kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,биологии, химии, другим предметам).

schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).

bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).










  1. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка освоения предметных результатов учебной дисциплины (на уровне учебных действий) осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(на уровне учебных действий)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

- объясняет роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; зависимости и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов

- решает элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию

- находит и анализирует информацию о живых объектах;

- выявляет приспособления организмов в среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности

- сравнивает биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа

- анализирует и оценивает различные гипотезы о сущности и происхождении жизни человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде

- анализирует и оценивает различные гипотезы о сущности и происхождении жизни человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде

- находит информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивает

- использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде

- использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравления пищевыми продуктами

- использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

- понимает основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского в биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности

- объясняет строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем

- объясняет сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере

- комментирует и анализирует вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки

- знает и понимает биологическую терминологию и символику

Устный опрос, контрольные работы,

письменные проверочные работы

Тестирование

Устный опрос, практические работы, практические задания, письменные проверочные работы

Визуальное наблюдение, устный опрос, дифференцированный зачет, письменные проверочные работы


Практические работы, контрольные работы, письменный опрос

Практические работы

Устный опрос, эвристические беседы, биологические диктанты, биологические кроссворды, письменные проверочные работы

Практические работы, индивидуальный опрос, тестирование, оценка схем и таблиц.

Устный опрос, практические работы, биологические лабиринты, письменные проверочные работы



Контрольная работа, биологический диктант, тестирование.

Устный опрос, тестирование, биологические кроссворды, эвристические беседы, оценка иллюстраций, письменные проверочные работы


Устный опрос, тестирование, биологические кроссворды, эвристические беседы, оценка иллюстраций,

письменные проверочные работы



Устный опрос, тестирование, биологические кроссворды, эвристические беседы, оценка иллюстраций, письменные проверочные работы

письменные проверочные работы,


Контрольная работа, биологический диктант, тестирование, письменные проверочные работы



Контрольная работа, биологический диктант, тестирование,

письменные проверочные работы



Контрольная работа, биологический диктант, тестирование, письменные проверочные работы



Контрольная работа, биологический диктант, тестирование, письменные проверочные работы


Контрольная работа, биологический диктант, тестирование,

письменные проверочные работы



Контрольная работа, биологический диктант, тестирование,

письменные проверочные работы



Устный опрос, тестирование, биологические кроссворды, эвристические беседы, оценка иллюстраций,

письменные проверочные работы

Контрольная работа, биологический диктант, тестирование,

письменные проверочные работы



Устный опрос, тестирование, биологические кроссворды, эвристические беседы, оценка иллюстраций,

письменные проверочные работы

Контрольная работа, биологический диктант, тестирование,

письменные проверочные работы







5. Способы контРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ общих компетенций при изучении БИОЛОГИИ

№ ОК.

Наименование ОК

Показатели сформированности ОК

Способы контроля

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

1. Понимает, что знание биологии необходимо для освоения будущей профессии

2. Соотносит биологические знания с профессиональными знаниями и умениями

3. Приводит примеры биологических явлений основываясь на профессиональных знаниях и умениях

Эссе «Биология в моей профессии»

Практические работы

Визуальное наблюдение

Тестирование стартовое и итоговое на освоение ключевых свойств компетенции

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

1. Показывает организационные умения (пунктуальность, планирование…)

2. Умеет логически мыслить, анализировать ситуации

3. Умеет находить оптимальные решения

4. Имеет склонность к саморазвитию самообразованию

Выполнение самостоятельных работ

Визуальное наблюдение

Тестирование стартовое и итоговое на освоение ключевых свойств компетенции

Работа над рефератами

ОК 3

Решать проблемы, оценивать риски, принимать решения в нестандартных ситуациях.

1. Умеет логически мыслить, анализировать ситуации

2. Проявляет критичность, ответственность, самостоятельность

3. Умеет быстро находить оптимальные решения

Работа в группах, деловые игры

Самостоятельные работы

Визуальное наблюдение

Тестирование стартовое и итоговое на освоение ключевых свойств компетенции

ОК 4

Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

1. Умеет осуществлять поиск информации, используя различные источники

2. Свободно оперирует биологической терминологией

3. Умеет анализировать собранную информацию, находить главное

Выполнение самостоятельной работы по методическому пособию с использованием таблиц, учебников, Интернет - ресурсов, работа над рефератами

Работа над сочинением размышлением «Алкоголизм и здоровье нации»

Тестирование стартовое и итоговое на освоение ключевых свойств компетенции

ОК 5

Использовать информационно - коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

1. Владеет навыками работы на ПК 2.Умеет хранить полученную информацию

3. Ориентируется в профессионально-информационном поле

4. Грамотно строит устные ответы

5. Умеет привлечь внимание к своей речи

6. Соблюдает этикет общения

Работа над рефератами, подготовка презентаций, формирование коллекций

Устные опросы, беседы, подготовка докладов

Визуальное наблюдение

Тестирование стартовое и итоговое на освоение ключевых свойств компетенции

ОК 6

Работать в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, коллегами.

1. Умеет работать в коллективе

2. Прислушивается к общему мнению

3. Умеет отстаивать собственное мнение

4. Речь грамотная, эмоциональная

5. Проявляет лидерские качества

6. Умеет организовать процесс

Работа в малых группах сменного состава

Фронтальный опрос

Дискуссии

Визуальное наблюдение

Тестирование стартовое и итоговое на освоение ключевых свойств компетенции

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

1. Использует речь как инструмент выражения мысли

2. Умеет организовать процесс

3. Ответственный

4. Умеет быстро принять решение

5. Владеет способами мотивации

Работа в малых группах сменного состава

Фронтальный опрос

Дискуссии

Визуальное наблюдение

Тестирование стартовое и итоговое на освоение ключевых свойств

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

1. Умеет ставить цели и находить оптимальные пути их достижения

2. Способен к саморазвитию и самообразованию

3. Умеет мотивировать необходимость изучения биологии для профессионального роста

Обозначение личной позиции в спорных морально-этических вопросах (алкоголизм)

Сочинение - размышление «Алкоголизм и здоровье нации»

Визуальное наблюдение

Тестирование стартовое и итоговое на освоение ключевых свойств





© 2010-2022