Конспект урока об эволюции происхождения человека

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11 класс Тема: "Положение человека в системе животного мира. "

Цели урока: Сформировать знания о биосоциальной сущности и происхождении человека в результате развития живого на Земле.

Задачи урока:

Образовательные

Познакомить учащихся с историей изучения вопроса о происхождении человека. Определить место человека в системе животного мира. Рассмотреть различные доказательства происхождения человека от животных. Выявить сходство и различие между человеком и человекообразными обезьянами. Формировать у старшеклассников умение сравнивать человека с другими млекопитающими и делать выводы на основании этого сравнения. Создать условия для осознанного применения знаний.

Воспитательные

Продолжить формирование убеждения в познаваемости мира и убежденности в том, что все природные явления имеют причинно-следственные связи. Воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, чувство коллективизма, сопереживания; совершенствовать навыки групповой работы.

Развивающие

Продолжить формирование умения классифицировать, анализировать и обобщать изучаемые факты и понятия. Формировать умения работы с учебной литературой, усовершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями. Создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу. Помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Технология обучения: групповая работа с элементами критического и аналитического мышления, проектная и проблемно-развивающаяся деятельность с элементами дифференцированного обучения.

Оборудование: таблицы, дидактические материалы, модели древних людей, презентация.

Ключевые понятия: антропология, homo sapiens, рудименты, атавизмы, сравнительная анатомия, систематика

ХОД УРОКА

Эпиграф Л.Н.Толстой: "Старайся дать уму как можно больше пищи".

I. Оргмомент (1 мин) Озвучивается название тематического блока; нацеливание на серьезную работу; разделение на микрогруппы, правила работы на уроке.

II. Мотивационно-ориентационный этап (4 мин)

  1. Фронтальный опрос: Дайте определенние терминам «Эволюция», «Антропогенез», «Палеонтология», назовите основные признаки класса млекопитающих.

  2. Показ отрывков из фильма (или плакаты), а уч-ся определяют о каком этапе эволюции человека идёт речь

III. Изучение нового материала (27 мин)

1 этап - Развитие представлений о происхождении человека (3 мин )

Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.

Какой же вклад внесли ученые различных исторических эпох в развитие представлений о происхождении человека?

Сообщение учащихся «Развитие представлений о происхождении человека»

1 Впервые выдвинул идею, что человек - «родственник животных», выявил различия между человеком и животными -Аристотель

2. Поместил человека наряду с высшими и низшими обезьянами в один отряд - приматы - К Линней

3. Описывал происхождение человека: исходный предок человека «четверорукое» существо, которое спустилось на Землю и постепенно стремясь к совершенству превратилось в двурукое существо, способное к прямохождению - Ж. Б. Ламарк

4. Доказал на фактах близкое родство человека с антропоидами, указав на роль социальных факторов - Ч. Дарвин

5. Писал «Труд создал самого человека» - Ф Энгельс

2 этап Систематическое положение человека (7 минут)

Учитель: Жаркие споры о происхождении человека не утихают столетия, даже сейчас иногда возникают спорные ситуации как же произошел человек на земле?

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ИМПЕРИЯ Клеточные

НАДЦАРСТВО Ядерные (Эукариоты)

ЦАРСТВО Животные

ПОДЦАРСТВО Многоклеточные

ТИП Хордовые

ПОДТИП Позвоночные или черепные

КЛАСС Млекопитающие

ПОДКЛАСС Плацентарные

ОТРЯД Приматы

ПОДОТРЯД Человекообразные обезьяны

СЕМЕЙСТВО Гоминиды

РОД Человек

ВИД Человек разумный

ПОДВИД человек разумный разумный

Учитель: Именно такое положение занимает человек в системе животного мира. И это не случайно, так как особенности строения тела человека указывают на его тесную связь с животными. Рассмотрим некоторые из этих особенностей.

Империя клеточные - тело имеет клеточное строение

Надцарство ядерные - клетки содержат ядра

Царство животные - гетеротрофный тип питания, способность к передвижению,

Клетки не имеют пластид и хлорофилла, ограниченный пропорциональный рост

Подцарство многоклеточные - трехслойные (три слоя клеток - эктодерма, мезодерма, энтодерма)

Тип хордовые - в эмбриогенезе формируется хорда, нервная трубка на спинной стороне, замкнутая кровеносная система, двусторонняя симметрия тела

Подтип позвоночные (черепные) - наличие черепа и позвоночника, пять отделов головного мозга, сердце на спинной стороне тела, скелет свободных парных конечностей

Класс млекопитающие- живорождение, вскармливание потомства молоком, пять отделов позвоночника, наличие млечных, сальных и потовых желез, диафрагма, четырехкамерное сердце,. постоянная температура тела, волосяной покров

Подкласс плацентарные - вынашивание плода в теле матери, питание плода через плаценту

Отряд приматы - большой палец противопоставлен остальным пальцам руки (рука хватательного типа), ногти, глаза располагаются в одной плоскости (бинокулярное зрение) , замена молочных зубов на постоянные, хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза

Подотряд человекообразные обезьяны - развитие лобных долей головного мозга, большое количество извилины коры больших полушарий, наличие аппендикса, исчезновение хвостового отдела позвоночника, развивается мимическая мускулатура, сходные заболевания органов, сходные резус-факторы, беременность 9 месяцев,4 группы крови сходные реакции белкового обмена, диплоидный набор хромосом, сходные заболевания;

3 этап. Признаки сходства и различия человека и животных ( 14 мин )

Задание: Работая в минигруппах, (задание №1, 2,3 см. приложение). Группа № 4 работает с текстом учебника стр. 107-109 «Цитогенетические и молекулярные данные». Группа №5 - заполняет в таблице сравнения общие черты человека и приматов.

По окончании работы от каждой группы один учащийся озвучивает ответы своей группы, по окончании работы результаты проверяются и оцениваются. Задания демонстрируются также на экране.

Вертикальное положение тела. Плоская грудная клетка, трапециевидный массивный таз.

Развитая мускулатура нижних конечностей. Сводчатая стопа с сильно развитым большим пальцем. Подвижная кисть руки. Мозговая часть черепа преобладает над лицевой, челюсти слабые, клыки маленькие, на нижней челюсти имеется подбородочный выступ

S-образный позвоночник с 4 изгибами (амортизация при хождении) Бинокулярное цветное зрение. Ограниченная плодовитость, обучение потомства.

Мозг человека в 2-2,5 раза больше мозга обезьян. Площадь коры больших полушарий примерно 1250 см.2, объём головного мозга

Объемность мозга и сложное поведение, способность к обучению, членораздельной речи, абстрактному и логическому мышлению. Общение. Речь устная и письменная (вторая сигнальная система).

Человеку присуще сознание и образное мышление, с чем связана деятельность (живопись, литература, наука). Социальный образ жизни.

Исходные предложения учащиеся систематизируют, закрепляют и заполняют таблицу:

Сравнительная характеристика приматов и человека.

параметры

шимпанзе

человек

Вынашивание и забота о потомсте

Принцип строения систем органов дыхания, ОДС, кожи, пищеварения…

Эмоции, поведение

Мутации, болезни…

Черепа

позвоночника

Костей таза и кон-стей

Головной мозг

Прямохождение

Речь, культура

Трудовая деятельность



4 этап. Атавизмы и рудименты (3 мин) Учитель: И, конечно же, важнейшими доказательствами родства человека и животных являются, рудименты и атавизмы. Давайте рассмотрим примеры на экране (продолжение презентации).

АТАВИЗМЫ. Иногда рождаются люди с явными признаками, характерными для животных. Так, изредка наблюдаются - хвост (В 1848 году в Германии родился мальчик, имевший хвост длиной 10 сантиметров. Хвост этот шевелился, когда мальчик плакал, кричал, сердился.), сильно развитые плавательные перепонки.

Наличие обильного волосяного покрова у людей, остроконечные уши, добавочное количество сосков. Появление признаков, свойственных нашим далеким предкам, называется атавизмом (возврат к признакам предков).

РУДИМЕНТЫ. Рудименты - это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение, хотя и сохранились - полностью или частично. К рудиментам относятся хвостовые позвонки, хвостовые и ушные мышцы, грубый и густой волосяной покров на теле, шейные ребра, третье веко, аппендикс…

IV. Закрепление материала (5 мин)

Работа в группах в поисках ответа на вопросы:

Почему человека не выделяют в особое царство?

Почему шимпанзе называют «лабораторным двойником» человека?

Почему современные человекообразные обезьяны не могут стать людьми?

Почему прямохождение нельзя назвать единственной предпосылкой превращения животного в человека?

В чем принципиальное отличия человека от животных, в том числе от высших человекообразных обезьян?

VI. Подведение итогов урока. (3 мин)

Возвращение к схеме «Паук», чего достигли и чего не достигли. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание (30 сек) параграф 20, каждая группа дописывает в своей тетради признаки тех систематических групп, которые не записаны в их тетради, дописывает таблицу и дополняет примеры атавизмов и рудиментов.

VIII. Рефлексия: (30 сек)

С каким животным ассоциируется ваша деятельность на уроке?

Примеры: стадо слонов, спящий песец, беззаботные обезьяны, мудрая сова, трусливый заяц

Учитель : Случайно так получилось или нет, но слово Человек можно прочитать как Чело Века.

Мы - люди - единственные, кто обладает способностью предвидеть, просчитывать будущее. Вдумайтесь - кто волей случая назван ЧЕЛОМ ВЕКА!



© 2010-2022