- Преподавателю
- Биология
- Зимняя экскурсия Адаптация растений к зимним условиям
Зимняя экскурсия Адаптация растений к зимним условиям
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Овчаренко Н.Е. |
Дата | 10.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема экскурсии «Адаптация растений к зимним условиям»
Цели:
- расширить на основе
практического изучения знания учащихся о приспособительных особенностях растений к зимним условиям;
- способствовать обучению
учащихся умению наблюдать, анализировать, делать выводы.
-воспитание культуры общения с природой.
Оборудование: фотоаппарат, метровые линейки, термометры, лупы, препаровальный нож, блокноты и карандаши.
Место экскурсии: пришкольная территория.
Ход экскурсии:
I. Оргмомент
II. Вводная беседа об особенностях жизни растений в зимний период.
1.Вводная беседа об особенностях жизни растений в зимний период.
В умеренных широтах каждой осенью наблюдается листопад. Это приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой. В зимнее время корни многих растений не могут всасывать из почвы холодную воду. Если бы наши деревья и кустарники не сбрасывали листья, они погибли бы от недостатка влаги. Кроме того, листопад предохраняет растения в зимний период от механических повреждений.
ПОКОЙ У РАСТЕНИЙ, состояние растений, при котором резко снижаются скорость роста и другие жизненные процессы. В состоянии покоя могут находиться семена, почки, клубни, споры и другие органы, а также деревья зимой после листопада. Покой у растений возник как приспособление для переживания неблагоприятных условий.
В зимних условиях немаловажное значение имеет снежный покров.
Учитель дает понятия «снежный покров» и «наст».
СНЕЖНЫЙ ПОКРоВ, слой снега на поверхности Земли, образовавшийся в результате снегопадов. Предохраняет почву от чрезмерного выхолаживания, а озимые посевы от вымерзания.
НАСТ, ледяная корка на поверхности снежного покрова, образующаяся при кратковременном таянии верхнего тонкого слоя снега и последующем замерзании образовавшейся воды.
III.Выполнение заданий экскурсии.
Задание № 1
по группам (4-5 уч-ся )
1.Измерте и запишите толщину снежного покрова в нескольких местах (не менее 3-х) и вычислите среднеарифметическую величину.
2. Измерьте температуру в верхней части снежного покрова и у его основания.
3.Имеется ли ледяная корка?
4.Заполнить таблицу:
№ точки
Толщина снежного покрова
Температура в верхней части снежного покрова
Температура у
основания снежного покрова
Наличие ледяной корки
1.
2
3
Средняя величина
Х
Х
Х
Вывод: Температура под снежным покровом выше, чем на его поверхности.
Задание № 2
(выполняется классом)
1.Изучить на предварительно очищенном участке состояние однолетних растения календулу лекарственную и космею разноцветную.
2.Сделать фотографии данных растений.
Учитель обращает внимание на сухие стебли с плодами, в которых находятся семена.
Подвести учащихся к выводу: У однолетних растений зимуют семена, а сами растения погибают.
Задание № 3
(выполняется классом)
1.Изучить на предварительно очищенном участке состояние многолетние травянистые растения ириса безбородого и очитка едкого.
2.Сделать фотографии данных растений.
Учитель обращает внимание на зеленые побеги очитка едкого и подземные побеги ириса безбородого.
Обратить внимание на мелкие и плотные листья очитка едкого, слабо испаряющих воду, а подземные побеги ириса безбородого покрыты плотной кожицей. Кроме того, от отрицательных температур защищает снежный покров.
Подвести учащихся к выводу: Многолетние травянистые растения зимуют в виде побегов над почвой или в почве, близко к ее поверхности.
Дополнения учителя: При наличии ледяной корки между растениями и окружающей средой не происходит обмен газов, и тогда растения могут погибнуть.
Задание № 4
по группам (4-5 уч-ся )
-
Найти при основании почек рубец - место прикрепления опавшего листа.
-
В рубцах с помощью луп точки от сосудов, которые питали его.
-
Зарисуйте рассмотренные объекты.
Вывод: При основании почек имеется рубец в месте прикрепления опавшего листа, в котором видны точки от сосудов.
Задание № 5
(выполняется классом)
1.Рассмотреть внешне почки различных деревьев и определить защитные приспособления их к неблагоприятным условиям.
2. Заполнить таблицу:
Внешнее покрытие почек древесных растений
тополя
ивы
рябины
березы
Обсуждение при рассмотрении. У тополя пирамидального заостренные почки покрыты клейким смолистым веществом.
Почки ивы покрыты одной чешуйкой, напоминающей колпачок.
Почечные чешуйки рябины снаружи имеют волосистый покров.
У березы бородавчатой почечные чешуйки покрыты восковыми пленками.
Обратить внимание учащихся на доказательство, что внутри почек протекает жизнь, рассмотрев, какое внутреннее строение имеют почки. При разрезе почек видно, что у одних есть зачатки листочков, а у других зачатки цветов.
Подвести учащихся к выводу: Защитные приспособления почек могут быть в виде клейких смолистых веществ, плотных кожистых почечных чешуек. Эти приспособления защищают нежные внутренние части почек от воздействия неблагоприятных условий внешней среды.
III.Подведение итогов.
IV. Домашнее задание. Оформить отчет по группам в форме стендов или презентаций, включив таблицы , зарисовки и фотографии.