Зимняя экскурсия Адаптация растений к зимним условиям

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема экскурсии «Адаптация растений к зимним условиям»

Цели:

- расширить на основе

практического изучения знания учащихся о приспособительных особенностях растений к зимним условиям;

- способствовать обучению

учащихся умению наблюдать, анализировать, делать выводы.

-воспитание культуры общения с природой.

Оборудование: фотоаппарат, метровые линейки, термометры, лупы, препаровальный нож, блокноты и карандаши.

Место экскурсии: пришкольная территория.

Ход экскурсии:

I. Оргмомент

II. Вводная беседа об особенностях жизни растений в зимний период.

1.Вводная беседа об особенностях жизни растений в зимний период.

В умеренных широтах каждой осенью наблюдается листопад. Это приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой. В зимнее время корни многих растений не могут всасывать из почвы холодную воду. Если бы наши деревья и кустарники не сбрасывали листья, они погибли бы от недостатка влаги. Кроме того, листопад предохраняет растения в зимний период от механических повреждений.

ПОКОЙ У РАСТЕНИЙ, состояние растений, при котором резко снижаются скорость роста и другие жизненные процессы. В состоянии покоя могут находиться семена, почки, клубни, споры и другие органы, а также деревья зимой после листопада. Покой у растений возник как приспособление для переживания неблагоприятных условий.

В зимних условиях немаловажное значение имеет снежный покров.

Учитель дает понятия «снежный покров» и «наст».

СНЕЖНЫЙ ПОКРоВ, слой снега на поверхности Земли, образовавшийся в результате снегопадов. Предохраняет почву от чрезмерного выхолаживания, а озимые посевы от вымерзания.

НАСТ, ледяная корка на поверхности снежного покрова, образующаяся при кратковременном таянии верхнего тонкого слоя снега и последующем замерзании образовавшейся воды.

III.Выполнение заданий экскурсии.

Задание № 1

по группам (4-5 уч-ся )

1.Измерте и запишите толщину снежного покрова в нескольких местах (не менее 3-х) и вычислите среднеарифметическую величину.

2. Измерьте температуру в верхней части снежного покрова и у его основания.

3.Имеется ли ледяная корка?

4.Заполнить таблицу:


точки

Толщина снежного покрова

Температура в верхней части снежного покрова

Температура у

основания снежного покрова

Наличие ледяной корки

1.


2


3


Средняя величина

Х

Х

Х

Вывод: Температура под снежным покровом выше, чем на его поверхности.

Задание № 2

(выполняется классом)

1.Изучить на предварительно очищенном участке состояние однолетних растения календулу лекарственную и космею разноцветную.

2.Сделать фотографии данных растений.

Учитель обращает внимание на сухие стебли с плодами, в которых находятся семена.

Подвести учащихся к выводу: У однолетних растений зимуют семена, а сами растения погибают.

Задание № 3

(выполняется классом)

1.Изучить на предварительно очищенном участке состояние многолетние травянистые растения ириса безбородого и очитка едкого.

2.Сделать фотографии данных растений.

Учитель обращает внимание на зеленые побеги очитка едкого и подземные побеги ириса безбородого.

Обратить внимание на мелкие и плотные листья очитка едкого, слабо испаряющих воду, а подземные побеги ириса безбородого покрыты плотной кожицей. Кроме того, от отрицательных температур защищает снежный покров.

Подвести учащихся к выводу: Многолетние травянистые растения зимуют в виде побегов над почвой или в почве, близко к ее поверхности.

Дополнения учителя: При наличии ледяной корки между растениями и окружающей средой не происходит обмен газов, и тогда растения могут погибнуть.

Задание № 4

по группам (4-5 уч-ся )


  1. Найти при основании почек рубец - место прикрепления опавшего листа.

  2. В рубцах с помощью луп точки от сосудов, которые питали его.

  3. Зарисуйте рассмотренные объекты.

Вывод: При основании почек имеется рубец в месте прикрепления опавшего листа, в котором видны точки от сосудов.

Задание № 5

(выполняется классом)

1.Рассмотреть внешне почки различных деревьев и определить защитные приспособления их к неблагоприятным условиям.

2. Заполнить таблицу:


Внешнее покрытие почек древесных растений

тополя

ивы

рябины

березы


Обсуждение при рассмотрении. У тополя пирамидального заостренные почки покрыты клейким смолистым веществом.

Почки ивы покрыты одной чешуйкой, напоминающей колпачок.

Почечные чешуйки рябины снаружи имеют волосистый покров.

У березы бородавчатой почечные чешуйки покрыты восковыми пленками.

Обратить внимание учащихся на доказательство, что внутри почек протекает жизнь, рассмотрев, какое внутреннее строение имеют почки. При разрезе почек видно, что у одних есть зачатки листочков, а у других зачатки цветов.

Подвести учащихся к выводу: Защитные приспособления почек могут быть в виде клейких смолистых веществ, плотных кожистых почечных чешуек. Эти приспособления защищают нежные внутренние части почек от воздействия неблагоприятных условий внешней среды.

III.Подведение итогов.

IV. Домашнее задание. Оформить отчет по группам в форме стендов или презентаций, включив таблицы , зарисовки и фотографии.


© 2010-2022