«Информационная образовательная среда в современной школе. »

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Умурзакова Минзифа Амировна

Эссе на тему :

«Информационная образовательная среда в современной школе.»

«То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра- свершением.» С.П. Королёв

«Информация- кислород современного мира» Р. Рейган

Перед нами стоит задача проектирования такого вариативного образования, в котором личность воспринимает перемены как норму и не переживает «шока настоящего»; образования, позволяющего будущим поколениям видеть, предвидеть и успешно действовать в мире технологических , информационных и социальных ускорений. Согласно ФГОС важным условием реализации основной образовательной программы является требование наличия информационной образовательной среды (ИС).

Кто же является пользователем информационной среды? Это все участники образовательного процесса- администрация школы, учителя, ученики, их родители, представители общественности.

Кто же формирует информационную среду образовательного учреждения? Это и учитель в отдельности, который определяет содержание программы непосредственного своего предмета и курса, со своими выработанными методом и стилем преподавания. Это и педагогический коллектив образовательного учреждения, который определяет общие требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр. Это и государство как общественный институт, который определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов.

Информационно-образовательную среду школы можно рассматривать, как эффективную образовательную систему, которая позволяет более эффективно и качественно осуществлять дифференциацию обучения, повышает мотивацию учащихся к самостоятельному получению новой информации и новых знаний, обеспечивает наглядность представления практически любого материала. Все перечисленные факты являются необходимым условием достижения нового качества образования.

На становление личности современного ребенка влияет мощный поток информации, бурное развитие информационных технологий. В основе средств информационных технологий, используемых в сфере общего среднего образования, находится персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств.
Современный компьютер является для ребенка равноправным партнером, способным тонко реагировать на его действия и запросы. Компьютер играет большую роль в досуговой деятельности современных детей, в формировании их психофизических качеств, в развитии личности. С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). С помощью сетевых средств информационных технологий становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени. Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на специальных носителях информации. Технические средства позволяют привнести в образовательную деятельность возможность оперирования с информацией разных типов таких, как звук, текст, фото и видео изображение. Компьютер, проникнувший в сферу образования, является универсальным средством обработки информации. Одной из целей преподавателя является расширение мировоззрения учеников до планетарного уровня. Сегодня, при помощи информационных технологий, эта цель может быть достигнута наиболее эффективно и быстро. В настоящее время появилась довольно емкая технология, вмещающая в себя практически все разрозненные методы хранения и представления информации и получившая широкое распространение благодаря базированию на ней основных телекоммуникационных систем, таких как сеть Интернет.
Одним из интересных и полезных свойств сети Интернет является наличие механизмов поиска. Разработаны, так называемые, поисковые системы, которые по нужному слову или сочетанию слов находят ссылки на те страницы в сети, в которых представлено это слово или сочетание. Однако, на мой взгляд,негативная сторона данного вопроса заключается в том, что информация выдаётся, как правило, бессистемно и вразброс, и у ученика, не работавшего до этого с поисковыми Интернет-системами, этот информационный хаос может существенно затруднить поиски. А так же вероятно возникновение информационной перегрузки, которая, так же как и недостаток информации, могут вызывать серьезные функциональные нарушения, которые можно трактовать и как нарушения психического здоровья. В связи с этим у школьников может пропасть интерес и мотивация к использованию сети Интернет или же будет проявляться разброс интересов и поверхностное поглощение информации. Нелинейная структура информации подвергает школьника "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала. Подходят в качестве вспомогательного материала в процессе обучения электронные библиотеки и энциклопедии. Современные дети всё больше черпают информацию из Интернета (уже даже телевизор отходит на второй план), нежели из книг. Далеко не все из них могут даже в старших классах грамотно пользоваться учебником, так как они привыкли к восприятию информации в динамике, когда их внимание организуется извне, преимущественно с помощью визуального ряда, а не текста.
Сочетанием динамик и с разумными объёмами предаваемой информации оказываются компьютерные слайд-фильмы, или, как их сейчас принято называть, презентации. Слайд-фильмы обладают рядом свойств, которые подчёркивают их целесообразность использования на уроках. Может сложиться впечатление, что использование информационных технологий всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы информатизации общего среднего образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю. ,, Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее". ( Барбюс А.) Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности школьников. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.

Но меня как педагога тревожит тот факт, что использование современных средств информационных технологий во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий. В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами информационных технологий. Орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Другим существенным недостатком является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения. Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств информационных технологий срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания школьников.
Информационные технологии могут стать не только мощным средством становления и развития школьников (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.
Во многих случаях использование средств информатизации образования неоправданно лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.
И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса. Информационные технологии в нашем образовании - это, безусловно, большой шаг вперед. Но я глубоко убеждена, что в своем стремлении постоянно совершенствовать учебный процесс, учитель не должен забывать одну простую истину: «Не навреди».



© 2010-2022