Элементы интерактивных форм деятельности на уроках биологии

Одна из задач, которая стоит перед учителем на уроке, - заинтересовать ученика изучаемым материалом. Для этого используются различные методы и формы обучения. Чтобы уроки были более занимательны и интересны, необходимо вплетать в «канву» урока элементы интерактивных форм деятельности, то есть использовать на определенном этапе урока стихи, загадки, кроссворды, головоломки, чайнворды, дидактические сказки и др. Это активизирует мыслительную деятельность учащихся, повышает интерес. Предлагаю до...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Халаева С.З.

ОСШ №28

Резюме


To make lessons more interesting and intermediate it is necessary to use in process of lesson the elements of interactive forms of activity, to use at definite stage of a lesson poems, riddles puzzles and didactic tales and etc.

I suggest to and in this methodic money-box the didactic tales.

They allow to stand a contact with child, to make comfort position, to act mind and psychological processes, to stimulate the childish creative work. The tales speak with child on emotionally saturated , close to him language of metaphors, without direct admonition.


Элементы интерактивных форм деятельности на уроках биологии

Одна из задач, которая стоит перед учителем на уроке, - заинтересовать ученика изучаемым материалом. Для этого используются различные методы и формы обучения.

Чтобы уроки были более занимательны и интересны, необходимо вплетать в «канву» урока элементы интерактивных форм деятельности, то есть использовать на определенном этапе урока стихи, загадки, кроссворды, головоломки, чайнворды, дидактические сказки и др.

Это активизирует мыслительную деятельность учащихся, повышает интерес.

Предлагаю добавить в эту «методическую копилку» дидактические сказки.

Они позволяют установить контакт с ребенком, создать комфортную, соответствующую возрастным особенностям среду, активизировать познавательные и психические процессы, стимулировать детское творчество. Сказки «разговаривают» с ребенком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления.

Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевленные герои, решать задачи за которых могут только учащиеся. Дидактические сказки можно использовать не только в объяснении нового материала, но и при закреплении пройденного или опросе учащихся.

Алгоритм дидактической сказки:

1.Введение сказочную страну, в которой живет одушевленный символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.

2.Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние.

3.Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Чтобы восстановить справедливость, нужно выполнить определенное задание.

Сказка может быть дополнена наглядными источниками информации (таблицы, плакаты), демонстрацией опытов. На уроках биологии целесообразно использовать различные виды дидактических сказок.

Сказки - повествования. Эти сказки лучше вводить при объяснении нового материала. Здесь необходимо выбрать подходящих героев, повествование о которых включает новые понятия, термины. Примером может служить фрагмент сказки про гидру:

На дне небольшого пруда на стебле растения жила - поживала незаметная маленькая гидра. Была она одна - одинешенька, но по этому поводу совсем не расстраивалась.

Не смотря на внешнюю безобидность и непривлекательность, гидра была настоящей хищницей. Целыми днями это простейшее животное терпеливо выжидало свою добычу - мелких пресноводных рачков, личинок и насекомых и, если вдруг кто-то из них проплывал мимо, хватала их. Для этого у нее имелись щупальца вокруг рта.

Иногда ей хотелось сменить обстановку и подвигаться. Вела она себя при этом как настоящая гимнастка: изогнув тело и прикрепившись щупальцами к поверхности, подтягивала к переднему концу тела подошву, затем повторяла шагающие движения.

Кроме, того гидра умела кувыркаться - для этого поочередно прикреплялась к предметам то щупальцами, то подошвой.

Сказка - ложный рассказ может быть использовано при опросе, проведения проверочных работ. Для исправления неточностей в таком повествовании учащиеся должны владеть фактическим материалом по изучаемой теме. Примером подобной сказки может быть «ложный рассказ об амебе».

Жила - была в почве амеба обыкновенная. Была она не большая, всего 50 см, а цветами переливалась от желтого до темно-красного. Форму имела постоянную похожую на шарик или овал. Эта амеба была многоклеточная и все - все ее внутреннее пространство занимала цитоплазм. Она не могла двигаться, поэтому всегда находилась в покое. Иногда приходилось ей перемещаться - скакала обычно всем телом на 2-3 метра. Питалась животное рыбами и другими крупными беспозвоночными. Переваривание пищи происходило в желудке, а непереваренные остатки выбрасывались наружу в остро определенном месте. Дышала амеба всей поверхностью тела кислородом воздуха. Делилась сразу на четыре части, а не благоприятные условия и зиму переносила впадая в спячку.

Сказки - игры и сказки - загадки. Применяются для закрепления материала или при повторении домашнего задания.

Началом игры «Определи правильное растение» может быть такая сказка.

В саду росло много цветов, но самым мудрым и главным был большой желтый подсолнечник. Давно хотел обратиться к цветам с такими словами: « Мы с вами живем в этом саду уже долгое время, но мало что знаем друг о друге. Посмотрите, как некоторые из вас похожи. Может быть, вы братья и сестры?». Цветы были озадачены. Многие хотели бы узнать своих родственников. Но как это сделать? По каким признакам? Ребята, может быть, вы знаете, как помочь цветам?

Приведем еще пример.

Жила - была на свете семья Розоцветных, были все родственники дружны и воспитаны. Однажды к ним пришла злая и завистливая соседка, не понравилась ей , что в этой семье все ладно, да хорошо, все дружны да культурны. Решила она внести разлад и смуту в семейство. Украла самое драгоценное - семейную формулу цветка, перессорила всех родственников между собой. Ребята, помогите восстановить порядок и спокойствие в семье, а для этого вам нужно найти формулу семейства и отгадать загадки.

Снесли птички

Синенькие яички,

Развесили по дереву:

Скорлупка мягонька

Белок желтенький,

А желток костяной.

(слива)

В сенокос - горька,

А в мороз - сладка.

Что за ягода?

(рябина)

Царицей цветов я зовусь,

На вид я прекрасна, нежна.

Но тронешь меня невзначай,

Почувствуешь как я сильна.

(роза)

Сказки - задачи.

На уроках биологии школьники могут решать математические сказки - задачи. Чтобы найти правильные ответы, нужно хорошо изучить материал и проявить творческий подход и сообразительность.

Например:

На зеленых волнах качается лодочка с парусом и веслами. В лодочке сидит принц, а вокруг него вельможи. Что за лодочка? Кто такие принц и вельможи? Сколько их?

Сказка о спящей царевне и двух богатырях.

О двойном оплодотворении у цветковых растений.

Сказка читается на уроке «Размножение цветковых растений». Слова, помещенные в скобках, не зачитываются, учащимся предлагается самим догадаться, о том, кто является Царевной, Царевичами и т.д.

В некотором царстве, в некотором государстве Гинецее (Пестике) в глубокой темнице (Завязи) жила была девица, красавица писаная царевна (Яйцеклетка). Служили ей службой верною пять служанок. Две служанки Синергиды (Клетки-спутницы) день и ночь царевну охраняли, а еще три служанки Антиподы в дальнем конце темницы ночевали. Посредине темницы мамка-нянька (Центральная клетка) дремала, всех покой и сон охраняла.

И все спали сном глубоким, беспробудным. Ничто их покой не тревожило: темница была темная ни окон в ней, ни дверей. Лишь маленькая дверца (Пыльцевход), да и та до поры до времени крепко-накрепко закрыта была, да для надежности клейкой смолой замазана.

За высокими горами, темными долами в соседнем царстве-государстве Андроцее (Тычинке) жили-были два царевича-близнеца (Спермии). Дворец их (Пыльник) высоко над землей парил (на Тычиночной нити), а светлица царевичей (Пыльцевое зерно) всем ветрам была открыта. Жил с царевичами их верный наставник дядька-служка (Вегетативное ядро.)

Прослышали царевичи о том, что в соседнем царстве Гинецее в глубокой темнице спит беспробудным сном красавица девица (Яйцеклетка). И решили они в то царство добраться, счастье попытаться - царевну разбудить, руку и сердце ей предложить. А кому царевна не откажет - тому и мужем быть.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Как же в то царство попасть? Далеко Гинецей, дорога туда трудная. Решили было на волю ветра положиться, да ветер, как на зло в ту пору в обратную сторону дул. Обратились они за советом к дядьке (Вегетативному ядру). Тот подумал, подумал, да и говорит: «А вы, царевичи, дождитесь случая - авось кто к Гинецею полетит в скорости, так может и вас по случаю доставит. Случая долго ждать не пришлось -тут как раз Шмель мимо пролетал. Царевичи и спрашивать не стали, мигом, Шмели на спину мохнатую запрыгнули, крепко за него ухватились, а следом и дядька прыгнул. Как же он добрых молодцев да в такой путь опасный одних отпустит? Шмель и не заметил. Полетели.

Долго ли коротко летели, а вот уже и Гинецей показался. Спрыгнули царевичи с дядькой на крышу дворца (Пестика), а дворец какой странный, больше на башню непреступную похож, да и крыша (Рыльце) какой то липкой смолой намазана. Догадались царевичи, что ждали их, видно, во дворце. Куда же дальше податься? Ни щелочки в крыше, ни отверстия. Да дядька углядел маленькую дверцу, да и туда полезли. Царевичи впереди, дядька следом. Долго царевичи дядькой по башне (Столбику) пробирались. Лаз узкий, только одному и пролезть. Добрались до темнице и давай дверцу (Пыльцевход) ломать.

Тем временем в темнице от шума суматоха поднялась. Служанки Синергиды проснулись, давай прихорашиваться. Побежала одна Синергида дверь помочь открыть, тут дверь возми и упади, служанку та и при хлопнула. Вошли царевичи в темницу. Видят- спит царевна (Яйцеклетка), да так хороша в во сне - щечки разрумянились. Не выдержал один царевич, да в щечку царевну и поцеловал. Царевна (Яйцеклетка) ото сна очнулась, царевича (Спермия) увидала и сразу его полюбила. А второй царевич - не растерялся - подошел к мамке-няньке (Центральной клетке) и тоже ее поцеловал и она его сразу полюбила. Да второй царевич выгодно женился - приданого за мамкой (Центральной клеткой) в двое больше взял, богатой она оказалась.

Хватились было у дядьки, на свадьбу пригласить, да тут от радости на пороге у темнице и помер.

Родилась у царевны (Яйцеклетки) и первого царевича (Спермия 1) дочка. Назвали ее Зиготой. А у мамки-няньки (Центральной клетки) и второго царевича (Спермия2) сын. Назвали Эндоспермом. Эндосперм с зиготой дружно жили в доме (Семени) пока не выросла из него новое растение.

Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец!



Кроссворд «Мифы и были о цветах»

Элементы интерактивных форм деятельности на уроках биологии

1.В честь этого весеннего цветка во Франции еще в начале XX века устраивали праздник, а П.И.Чайковский посвятил ему свои стихи.

2.Название этого цветка связано с легендой, в которой говорится о верности девушки своему возлюбленному.

3.По латыни цветок этот называется «меч».

4.Этот цветок, по древнегреческим мифам, появился из морской пены вместе с богиней любви Афродитой.

5.Легенда гласит, что бог запретил работать в воскресенье, а пчелы ослушались. И теперь они не питаются нектаром этого цветка, а опыляют его только шмели.

6.По греческим сказаниям этот цветок является цветком бога сна.

7.Этот цветок стал эмблемой революции.

8.Название этого цветка связано с легендой о самовлюбленном юноше.

Ответы: 1. Ландыш. 2. Незабудка. 3. Гладиолус. 4. Роза. 5.Клевер. 6.Мак. 7. Гвоздика. 8.Нарцисс.

А ну-ка, отгадай!

Чайнворд

В клетки нужно вписать земноводных, оканчивающихся буквой «а»

Элементы интерактивных форм деятельности на уроках биологии



Сканворд. Среди буквенной неразберихи отыщите ответы на вопросы

Л

Е

О

Л

П

В

Е

Р

Б

Р

А

П

О

А

Л

К

А

Л

Д

С

О

К

В

Е

Б

Д

Ю

Б

О

К

И

Л

Р

К

У

Т

Р

А

Р

Н

Б

Е

Б

А

Ё

Т

И

Г

Л

В

О

О

Б

Ж

Ч

Е

С

А

К

Л

Ч

К

А

Е

Р

Т

О

Ч

М

Е

Е

Д

П

А

Х

А

К

А

Д

В

Ь

1.Небольшая хищная птица (5)

2.Хищная пятнистая кошка, обитающая в Африке? (7)

3.Ядовитая змея (5)

4.Серый хищник. (4)

5.Насекомое с красными большими крыльями, питается нектаром цветов (7)

6.Большая полосатая хищная кошка (4)

7.Ночной зверек с колючками (2)

8.Могучий хищник, зимующий в берлоге (7)

9.Грызун, который делает гнезда в дуплах деревьев и запасы на зиму из ягод, грибов, орехов (5)

10.Животное, одетое в панцирь (8)

11.Большая хищная птица, используемая при охоте на лиси волков (6)

12.Горбатый зверь, обитатель пустыни (7)

13.Перелетная птица, строящая гнезда из кусочков глины (8)

14.Птица с большим красивым хвостом (6).

Ответы на сканворд: сокол, леопард, кобра, волк, бабочка, тигр, еж, медведь, белка, черепаха, беркут, верблюд, ласточка, павлин.

Л

Е

О

Л

П

В

Е

Р

Б

Р

А

П

О

А

Л

К

А

Л

Д

С

О

К

В

Е

Б

Д

Ю

Б

О

К

И

Л

Р

К

У

Т

Р

А

Р

Н

Б

Е

Б

А

Ё

Т

И

Г

Л

В

О

О

Б

Ж

Ч

Е

С

А

К

Л

Ч

К

А

Е

Р

Т

О

Ч

М

Е

Е

Д

П

А

Х

А

К

А

Д

В

Ь

ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА

Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей, которые из них «убежали».

◘ ГИ _ _ _ _ _ (правила сохранения здоровья)

◘ _ _ _ _ _ _ _ ИУМ (растение семейства лютиковых)

◘ _ _ _ _ ОСТЬ (покорность, смиренность)

◘ ПА _ _ _ _ ДНИК (огороженный садик перед домом)

◘ ДВУСТ _ _ _ _ А (охотничье ружьё)

◘ П _ _ _ _ ОК (небольшой населённый пункт)

◘ _ _ _ _ _ КА (вкусное прозвище автомобильного руля)

◘ Г_ _ _ _ _ (часть ноги от колена до стопы)

◘ БРА _ _ _ _ ЕР (охотник вне закона)

◘ ЗА _ _ _ _ КА (печная дверь)

◘ _ _ _ _ МАНИЕ (познавание, постижение)

◘ _ _ _ _ _ ЧА (наблюдательная пожарная вышка)

◘ ГЛЮ _ _ _ _ (виноградный сахар в плодах, мёде)

◘ ПО _ _ _ _ _ (окраска поверхностей мелом или известью)

◘ Д _ _ _ _ (рука, ладонь в старину)

(Убежавшие звери: гиена, дельфин, крот, лиса, волк, осёл, баран, олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка, лань.)

Литература

  1. Биология в школе. ООО Издательство «Школа - Пресс».

  2. «Биология в Казахстанской школе» № 2 (14) - 2007. Алматы.

  3. «Биология в Казахстанской школе» № 1 - 2005. Алматы.

Өтініш

1

Баяндамашының аты-жөні (толығымен)

Халаева Севда Зулпихаровна

2

Ғылыми дәрежесі, ғылыми атағы

Жоқ

3

Мекемесі, лауазымы

№28 жалпы орта мектеп, биология пәнінің мұғалімі

4

Мекен-жайы (индекс көрсетілуі міндетті)

Шығыс 62

5

Телефон, факс (қалааралық байланыс кодымен)

51-54-99

6

Баяндаманың тақырыбы

Элементы интерактивных форм деятельности на уроках биологии

7

Секцияның атауы

Биология кафедрасы

8

Керекті техникалық құралдар

Интерактів тахта

© 2010-2022