• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект урока по биологии для 9 класса «Самые древние живые организмы, ныне живущие на Земле»

Конспект урока по биологии для 9 класса «Самые древние живые организмы, ныне живущие на Земле»

"Описание материала: Предлагаю   технологическую карту урока, разработанную  к учебнику «Биология. Общие закономерности»  авторов С. Г. Мамонтова, В.Б.Захаров, Н.И. Сонина, для 9 класса. Технологическая карта  может использоваться и для проведения уроков по другим образовательным программам и учебникам.  Технологическая карта урока  по биологии для  9 класса:  «Самые древние живые  организмы,  ныне живущие на  Земле». На уроке  реализуется  активное включение учеников в учебно-познавательную д...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему:

«Самые древние живые организмы, ныне живущие на Земле».

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока (для учителя): Сформировать знания о прокариотической клетке.

Цели урока (для учащихся):

1. Характеризовать особенности строения бактерий.

2. Характеризовать особенности жизнедеятельности бактерий.

3. Уметь раскрывать роль бактерий в природе и жизни человека.

Задачи урока:

1. Образовательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее элементов: кольцевая нить ДНК, мембраны, споры, автотрофы, гетеротрофы, хемосинтез, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты.

2. Воспитательная: формирование системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, овладевать основами умственного труда, потребность пользоваться рациональными приемами учебной работы.

3. Развивающая: развитие мышления, способность делать выводы, выделять существенные признаки, обобщать и систематизировать знания.

Личностное значение изучаемого материла: Бактерии в биосфере находятся в состоянии биологического прогресса.

План урока:

Этапы

Вре

мя

Работа на уроке

1

Организационное начало занятия

Организация урока.

Формулирование цели урока, инструктаж по организации работы

2

Проверка знаний

3

Проверка знаний.

Актуализация знаний - блиц опрос с использованием «Светофора» (по А. Грину).

3

Подготовка к основному этапу занятий

6

Формулирует проблему урока. Групповая форма работы. Группы формулируют задачи для решения этих проблем?

4

Операционно-познавательный

Освоение новых знаний

Контроль и проверка приобретенных знаний

Поиск истины - решение проблем

30

Элементы технологии РКМЧП, групповая форма работы.

Работа с использованием «Светофора» (по А. Грину).

5

Подведение итогов урока

4

самоанализ, самооценка

6

Информация о д/з

1

Учебник с. 121-124, подготовка интеллект карты

Оборудование: компьютер, проектор, карточки для «Светофора», экран, раздаточный материал - инструктаж для работы.


Ход урока:

План

урока

Шкала

времени

Деятельность




Планируемый

результат

учителя

учеников

Организационное

начало занятия

1- минута

Приветствие учащихся.

Организация урока.

Формулирование цели урока, инструктаж по организации работы.

На экране раскрывается тема и цель.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Класс разделен на две группы.

Регулятивные УУД; саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)




Проверка имеющихся знаний

3 минута

Актуализация знаний учащихся. На экране раскрываются вопросы последовательно. Формулируются вопросы помогающие восстановить знания:

В теме урока, о каких организмах идет речь? Какие клетки называются прокариотическими? Какие организмы относятся к прокариотическим?

Учитель объявляет, что эти знания пригодятся сегодня на уроке, т.к. учащимся предстоит самостоятельно ответить на два вопроса.

Выслушивают и оценивают вопросы.


Формулируются

Личностные: (понимать ценность знания) познавательные и коммуникативные УУД; (слушать, рассуждать, вступать в диалог) восстановление в памяти необходимую информацию


Предлагается взять в руки приготовленные карточки (одна сторона - зеленая, другая - красная) и поднять красную, если не знают ответа на вопрос, зеленую, если ответ готов. Опрос с использованием «Светофора» (по А.Гину). Для ответа вызывает учащихся, поднявших зеленую карточку.

Принимают решения, могут ответить или нет, выбирают красную или зеленую карточки.







Вызванные учащиеся отвечают на вопросы.

Оценивают свой уровень знаний, готовность и друг друга.




Личностные УУД - принятие

решения.





Познавательные УУД: построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные:

УУД - оценка своих знаний, контроль

(коррекция), саморегуляция, оценка.

Учитель объявляет, что на уроке, учащимся предстоит самостоятельно ответить на два вопроса:

на доске открывается

текст - проблемы урока.

Формулирует проблему урока: Задание №1 «Почему создатель микробиологии Луи Пастер назвал бактерии великими могильщиками природы?» Задание № 2. Почему при одних болезнях в школе объявляется карантин, а при других - нет?

Задача групп: определить какими знаниями обладает группа, какие знания необходимы приобрести для решения этих проблем?


Ознакомление с проблемой.

Устная работа в группе.

Группы совещаются и формулируют, какими знаниями они обладают и каких знаний им не хватает для решения практической задачи. Формулируют, чему они желали бы научиться, т.е.

(что необходимо знать) свои цели для ответа на проблемные вопросы.

Познавательные и регулятивные УУД: постановка и формирование проблемы,

построение речевого высказывания в устной форме, оценка своих знаний для решения поставленной проблемы.

Коммуникативные УУД: учитывать позицию других учащихся, сотрудничать, вступать в диалог, ясно выражать свои мысли.

Подготовка к основному этапу


2

Предлагается разделить половину страницы тетради на две графы. В первой графе запишите, что вы знаете о бактериях, во второй - сформулируйте, что хотели бы узнать, чтобы проблемных два вопросы.


Письменная работа в группе: формулируют, какими знаниями они обладают и каких знаний им не хватает для решения практической задачи.

Ставят учащиеся основные цели для себя. 1.Узнать особенность строения бактерий.

2.Узнать особенность жизнедеятельности бактерий. 3.Расширить свои знания о роли бактерий в природе и жизнедеятельности человека.

Познавательные и регулятивные УУД: построение письменного

высказывания для решения поставленной проблемы.

Коммуникативные УУД: учитывать позицию других учащихся, сотрудничать, вступать в диалог, ясно выражать свои мысли.

2









































2

(Проверка групп). Предлагается взять в руки приготовленные карточки (одна сторона - зеленая, другая - красная) и поднимать красную, если не готовы ответить, или зеленую, если готов

ответить. Вызывает учащихся, поднявших зеленую карточку.















Выступает с экспертной оценкой полноты знаний. Если учащимися не назван полный перечень знаний, то дополняет его. Просит группы посовещаться и ответить на вопросы по поводу знаний, не включенных в их перечень.

Вызывается учащийся с зеленой карточкой (один от группы).

Группы слушают экспертную оценку учителя и групп. Совещаются. Дополняют. Отвечают.







Задают друг другу вопросы. Отвечают на уточняющие вопросы учителя и друг друга.

Формируются познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознание построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: учитывать позицию других учащихся, сотрудничать, вступать в диалог, ясно выражать свои мысли.

Регулятивные:

УУД - оценка своих знаний, контроль, саморегуляция, оценка.

Личностные УУД - принятие решения.

Коммуникативные УУД: учитывать позицию других учащихся, сотрудничать, вступать в диалог, ясно выражать свои мысли.

Операционно-познавательный

Освоение новых знаний, овладевают действиями входящими в содержание данной темы. 10 минут


Организует самостоятельную работу групп по тексту учебника. Цель: Сформировать знания о прокариотической клетке.

Проводит краткий инструктаж, напоминая суть работы с текстом (карточка инструктажа на рабочем столе).

Наблюдает за работой групп, контролирует работу учащихся

Самостоятельная работа групп. Прочитать текст учебника с 122-124. Рассмотрите рисунки на с.123, выделите новую информацию (маркировочными знаками

+, известно

-, неизвестное,

?, вызвало вопросы), запишите в тетрадь, колонка вторая. Обсуждают материал в группах.

Инструктивная карточка появляется на экране и представлена на рабочих столах.

Формируются познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

УУД - оценка своих знаний, контроль, саморегуляция. Личностные УУД - принятие решения.

Коммуникативные УУД: учитывать позицию других учащихся, сотрудничать, вступать в диалог, ясно выражать свои мысли.


Контроль и проверка приобретенных знаний

10 минут

Организует обсуждение материала. Просит группы устно ответить на вопросы - задачи.

Группы задают друг другу вопросы в рамках вопросов:

1. Особенность строения бактерий?

2. Особенность жизнедеятельности бактерий?

3. Бактерии в природе и жизни человека? Выслушивают ответы, дополняют и уточняют их.


Формируются познавательные УУД: построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные:

УУД - оценка своих знаний, контроль, саморегуляция, оценка.

Личностные УУД - принятие решения.

Коммуникативные УУД: учитывать позицию других учащихся, сотрудничать, вступать в диалог, ясно выражать свои мысли.

Слушает. Выявляет недостатки, неточности в подготовленности групп.

Выступает с экспертной оценкой полноты учащимися знаний. Если учащимися не назван полный перечень знаний, то дополняет его.

Группы слушают экспертную оценку учителя. Слушают, что еще нужно знать. Совещаются. Отвечают на дополнительные вопросы учителя.

Регулятивные:

УУД - оценка своих знаний, контроль, саморегуляция, оценка.

Коммуникативные УУД: учитывать позицию других учащихся, сотрудничать, вступать в диалог, ясно выражать свои мысли.

Операционно-познавательный

Поиск истины - решение проблемы 10 минут

Цель: решение проблемных вопросов урока на основе приобретенных знаний.

Просит представителя групп выбрать задание. (Ответьте на проблемный вопрос урока).

Задание №1. «Почему создатель микробиологии Луи Пастер назвал бактерии великими могильщиками природы?». (Ответьте на проблемный вопрос урока).

Задание № 2. Почему при одних болезнях в школе объявляется карантин, а при других - нет?

Устная работа в группе.

Группы совещаются и формулируют ответ на предложенный один вопрос. Группа решает, кто из учеников будет отвечать? Другие члены этой группы после ответа могут дополнить ответ. Представители другой группы задать уточняющий вопрос? или дополнить. Учащиеся поднимают зеленую карточку и решают поставленную проблему перед группой.

Рефлексивно-оценочный

4

Предлагается ответить на вопрос, достиг ли урок цели.

Просит в листе самооценки выставить себе оценку за работу на уроке.

Определяют, достигли учащиеся поставленных для себя целей, оценивают результаты своей учебной деятельности.

Регулятивные:

УУД - оценка урока, своих достижений на уроке, контроль, саморегуляция.

Информация о домашнем задании

1

Сообщает домашнее задание

Учебник с.121-124

Подготовить интеллект-карту на тему «Самые древние живые организмы, ныне живущие на Земле».

Записывают домашнее задание

Регулятивные УУД

Домашнее задание. Выполненная интеллект карта ученика 9 класса.

Конспект урока по биологии для 9 класса «Самые древние живые организмы, ныне живущие на Земле»

Конспект урока по биологии для 9 класса «Самые древние живые организмы, ныне живущие на Земле»

© 2010-2022