• Преподавателю
  • Биология
  • Статья Интерактивная доска как средство формирования у учащихся универсальных учебных действий

Статья Интерактивная доска как средство формирования у учащихся универсальных учебных действий

В общественном сознании происходит переход к новому пониманию функции школы. Сегодня важно обеспечить ребёнкуобщекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умениемучиться. Это и есть главная задача ФГОС второго поколения, в которых в качестве методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения – формированию универсальных учебныхдействий. Умение учиться - существенный фактор повышениякачества освоения обучающимися предметных знаний и формирования ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всероссийская научно-практическая конференция «Естественно-научное образование в современном мире»

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Подмятникова Л.С.,

МБОУ гимназия № 10, г. Мурманск

Великая цель образования это не знания, а действия

Гербер Спенсер

В общественном сознании происходит переход к новому пониманию функции школы. Сегодня важно обеспечить ребёнку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. Это и есть главная задача ФГОС второго поколения, в которых в качестве методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения - формированию универсальных учебных действий. Умение учиться - существенный фактор повышения качества освоения обучающимися предметных знаний и формирования компетенций.

Эффективным средством, способствующим активному вовлечению обучающихся в процесс обучения, является интерактивная доска Smart Board. Интерактивная доска вызывает большой интерес у детей. Какой бы сложной и скучной ни была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если урок сделан в красках, со звуком и многими другими эффектами. Это позволяет добиться повышения мотивации к изучению биологии. Галерея Smart Board содержит разнообразные интерактивные средства и инструменты для целенаправленной работы по овладению обучающимися метапредметными способами деятельности.

Рассмотрим возможности применения этих ресурсов в учебном процессе для формирования познавательных УУД. При первоначальном формировании понятий важна визуализация биологических объектов и процессов. В отличие от традиционных методов демонстрации наглядности ИД даёт возможность поэтапно воспроизводить различные биологические процессы, акцентировать внимание на ключевых моментах. Обучающиеся мысленно могут совершить это действие вместе с объектом, «прожить» его, «прочувствовать», что способствует более качественному усвоению знаний, помогает разнообразить работу на уроке, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Разнообразие видов информации, форм, приемов работы, которые реализованы в работе с одним устройством («все в одном»), активизируют разные органы восприятия информации у ребенка, тем самым повышается эффективность усвоения материала (вербально усваивается только 15% информации, зрительно - 25%, а если использовать оба канала восприятия, то эффект усвоения увеличивается до 65%). Работа организуется с помощью функциональных возможностей и инструментов ПО Smart Notebook: перетаскивания, выполнения надписей на заготовленной заранее странице, вырезания, вставки, множественного клонирования и др. Все это может выполняться как учителем во время объяснения нового материала или лекции, так и обучающимися при ответе, в ходе семинара. В процессе урока-лекции изучение нового материала происходит на высоком эмоциональном уровне, облегчается его восприятие. В курсе биологии это особенно важно, так как содержание учебников в большой степени

теоретизировано. Использование доски дает возможность динамично, структурировано излагать сложный и объемный материал, особенно на профильном уровне.

Интерактивность предполагает возрастание степени участия обучаемых в процессе обучения. Использование ИД позволяет значительно сузить круг репродуктивной деятельности и расширить спектр заданий, направленных на формирование универсальных способов деятельности. Это означает, что содержание урока должно выстраиваться таким образом, чтобы ученики сами могли работать с материалом, пользуясь богатым инструментарием и возможностями интерактивного оборудования. Главное, чем следует руководствоваться при работе с ИД, это то, что именно содержание определяет выбор инструмента, а не инструмент диктует содержание. Урок с интерактивной поддержкой по схеме «инструмент ради инструмента» заведомо обречён на провал.

Пример урока («Отдел Голосеменные, 6 класс)

Этап урока

Инструмент ИД

Деятельность обучающихся

УУД

I. АКТУАЛИ-ЗАЦИЯ




Введение в тему, постановка проблемы

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

а) Условия обитания голосеменных

б) Строение голосеменных растений (лабораторная работа)

в) Сравнение спор и семян


г) Цикл развития сосны


III. ОБОБЩЕНИЕ. ЗАКРЕПЛЕ-НИЕ

Инструмент «Drag text here»


Средство «Зеркальное отображение»

Средство «Упорядочивание объектов»

Вставка рисунков, анимация «Появление объекта», инструмент «Перо»

Вставка рисунков, видеофрагмента

Вставка рисунков, демонстрация микропрепарата (+цифровой микроскоп)

Вставка рисунков, анимация «Появление надписей», инструмент «волшебное перо»

Вставка флэш-анимации.


Инструмент «таблица»,

функция Drag & drop

Средство «Отображение заметок»

Выполнение заданий на ИД

1) Соотнесите понятия с определениями

2) Строение папоротника (интерактивное задание)

3) Определите отделы, к которым относятся растения.

4) Определите порядок этапов цикла развития папоротника.

Выдвижение гипотез

Выполнение л\р, соотнесение результата работы с микроскопом с «картинкой» на ИД.

Устный ответ, установление соответствия между частями семени сосны и их названиями

Составление схемы «Цикл развития сосны», соотнесение составленной схемы с эталоном.

Ответ на проблемный вопрос, сопоставление с гипотезами

Логические:

подведение под понятие


классификации объектов;

установление причинно-следственных связей

Личностные:

смыслообразо-вание:

Логические:

выдвижение гипотез

Регулятивные:

прогнозиро-вание;

сличение результата с эталоном

Логические:

анализ объектов;

выбор критериев для сравнения;

синтез - восполнение недостающих компонентов

Познаватель-ные: структури-рование знаний; преобразование материала

Регулятивные :

сличение результата с эталоном

Важно понимать, что интерактивная доска - инструмент в руках педагога и то, как он «зазвучит», зависит от творчества учителя, его готовности сделать урок интересным, понятным и запоминающимся.



© 2010-2022