- Преподавателю
- Биология
- Статья Интерактивная доска как средство формирования у учащихся универсальных учебных действий
Статья Интерактивная доска как средство формирования у учащихся универсальных учебных действий
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Подмятникова Л.С. |
Дата | 21.06.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Всероссийская научно-практическая конференция «Естественно-научное образование в современном мире»
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Подмятникова Л.С.,
МБОУ гимназия № 10, г. Мурманск
Великая цель образования это не знания, а действия
Гербер Спенсер
В общественном сознании происходит переход к новому пониманию функции школы. Сегодня важно обеспечить ребёнку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. Это и есть главная задача ФГОС второго поколения, в которых в качестве методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения - формированию универсальных учебных действий. Умение учиться - существенный фактор повышения качества освоения обучающимися предметных знаний и формирования компетенций.
Эффективным средством, способствующим активному вовлечению обучающихся в процесс обучения, является интерактивная доска Smart Board. Интерактивная доска вызывает большой интерес у детей. Какой бы сложной и скучной ни была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если урок сделан в красках, со звуком и многими другими эффектами. Это позволяет добиться повышения мотивации к изучению биологии. Галерея Smart Board содержит разнообразные интерактивные средства и инструменты для целенаправленной работы по овладению обучающимися метапредметными способами деятельности.
Рассмотрим возможности применения этих ресурсов в учебном процессе для формирования познавательных УУД. При первоначальном формировании понятий важна визуализация биологических объектов и процессов. В отличие от традиционных методов демонстрации наглядности ИД даёт возможность поэтапно воспроизводить различные биологические процессы, акцентировать внимание на ключевых моментах. Обучающиеся мысленно могут совершить это действие вместе с объектом, «прожить» его, «прочувствовать», что способствует более качественному усвоению знаний, помогает разнообразить работу на уроке, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Разнообразие видов информации, форм, приемов работы, которые реализованы в работе с одним устройством («все в одном»), активизируют разные органы восприятия информации у ребенка, тем самым повышается эффективность усвоения материала (вербально усваивается только 15% информации, зрительно - 25%, а если использовать оба канала восприятия, то эффект усвоения увеличивается до 65%). Работа организуется с помощью функциональных возможностей и инструментов ПО Smart Notebook: перетаскивания, выполнения надписей на заготовленной заранее странице, вырезания, вставки, множественного клонирования и др. Все это может выполняться как учителем во время объяснения нового материала или лекции, так и обучающимися при ответе, в ходе семинара. В процессе урока-лекции изучение нового материала происходит на высоком эмоциональном уровне, облегчается его восприятие. В курсе биологии это особенно важно, так как содержание учебников в большой степени
теоретизировано. Использование доски дает возможность динамично, структурировано излагать сложный и объемный материал, особенно на профильном уровне.
Интерактивность предполагает возрастание степени участия обучаемых в процессе обучения. Использование ИД позволяет значительно сузить круг репродуктивной деятельности и расширить спектр заданий, направленных на формирование универсальных способов деятельности. Это означает, что содержание урока должно выстраиваться таким образом, чтобы ученики сами могли работать с материалом, пользуясь богатым инструментарием и возможностями интерактивного оборудования. Главное, чем следует руководствоваться при работе с ИД, это то, что именно содержание определяет выбор инструмента, а не инструмент диктует содержание. Урок с интерактивной поддержкой по схеме «инструмент ради инструмента» заведомо обречён на провал.
Пример урока («Отдел Голосеменные, 6 класс)
Этап урока
Инструмент ИД
Деятельность обучающихся
УУД
I. АКТУАЛИ-ЗАЦИЯ
Введение в тему, постановка проблемы
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
а) Условия обитания голосеменных
б) Строение голосеменных растений (лабораторная работа)
в) Сравнение спор и семян
г) Цикл развития сосны
III. ОБОБЩЕНИЕ. ЗАКРЕПЛЕ-НИЕ
Инструмент «Drag text here»
Средство «Зеркальное отображение»
Средство «Упорядочивание объектов»
Вставка рисунков, анимация «Появление объекта», инструмент «Перо»
Вставка рисунков, видеофрагмента
Вставка рисунков, демонстрация микропрепарата (+цифровой микроскоп)
Вставка рисунков, анимация «Появление надписей», инструмент «волшебное перо»
Вставка флэш-анимации.
Инструмент «таблица»,
функция Drag & drop
Средство «Отображение заметок»
Выполнение заданий на ИД
1) Соотнесите понятия с определениями
2) Строение папоротника (интерактивное задание)
3) Определите отделы, к которым относятся растения.
4) Определите порядок этапов цикла развития папоротника.
Выдвижение гипотез
Выполнение л\р, соотнесение результата работы с микроскопом с «картинкой» на ИД.
Устный ответ, установление соответствия между частями семени сосны и их названиями
Составление схемы «Цикл развития сосны», соотнесение составленной схемы с эталоном.
Ответ на проблемный вопрос, сопоставление с гипотезами
Логические:
подведение под понятие
классификации объектов;
установление причинно-следственных связей
Личностные:
смыслообразо-вание:
Логические:
выдвижение гипотез
Регулятивные:
прогнозиро-вание;
сличение результата с эталоном
Логические:
анализ объектов;
выбор критериев для сравнения;
синтез - восполнение недостающих компонентов
Познаватель-ные: структури-рование знаний; преобразование материала
Регулятивные :
сличение результата с эталоном
Важно понимать, что интерактивная доска - инструмент в руках педагога и то, как он «зазвучит», зависит от творчества учителя, его готовности сделать урок интересным, понятным и запоминающимся.