Конспект урока биологии для 11 класса «Биосфера, ее структура, функции»

Описание уроков по биологии в 11 классе по теме: «Биосфера, ее структура, функции». Республика Казахстан, город Алматы, учитель биологии гимназии №79, Долгих Ольга Геннадьевна Данные разработки уроков предназначены для учителей преподающих биологию в 11 классе. На уроках предусмотрены разминки, способствующие сплочению ученического коллектива, созданию комфортной обстановки на уроке. В течение уроков ребятам предлагается возможность работать в группах, в парах, индивидуально. На уроках испол...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока биологии для 11 класса «Биосфера, ее структура, функции»Уроки по биологии в 11 классе по теме: «Биосфера, ее структура, функции»

Республика Казахстан, город Алматы,

учитель биологии гимназии №79,

Долгих Ольга Геннадьевна

Класс: 11 класс

Дата проведения:_________________

1 урок

Биосфера, ее структура, функции. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокостное и костное вещество биосферы (В.И.Вернадский).

Тема занятия:

Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера.

Демонстрация схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные её составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы.

Общие цели:

Продолжить расширение знаний о структуре, функциях биосферы и особенностях характеризующих биосферу; об основных положениях учения о биосфере В.И.Вернадского, глобальных круговоротах в природе.

Результаты обучения:

Ученики расширяют знания об основных положениях учения о биосфере В.И.Вернадского; уточняют понятия: слои биосферы - атмосфера, гидросфера, литосфера, биомасса, биокостное и костное вещество биосферы и научатся их характеризовать. Выявлять взаимодействие составных частей биосферы между собой.

Ключевые идеи

Биосфера - высший уровень организации живого. Она представляет собой географическую, активную оболочку Земли, населенную живыми организмами, имеет планетарный масштаб, проявляется как биохимический фактор.

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Биокостное и костное вещество биосферы.

Материалы и оборудование

Презентации, слайдовый материал по оцениванию, критерии выставления отметки за тест


Ход занятия:

Этапы проведения

Время

Действия преподавателя и действия учеников

Приветствие

5 мин

Разминка

Деление на группы

Учащиеся встают в круг и соединяют пальчики, проговаривая слова:

- Желаю, успеха, большого во всем, удачи тебе, на уроке! (соединяют пальчики)

Учащиеся делятся по счету - 1,2,3,4.

Повторение - Презентация «Уровни организации живого»

Учащиеся отвечают на вопросы, после на экране слайд с правильным ответом.

  1. Какие уровни организации живого вы знаете?

Ответы - (слайд с правильным ответом)

  1. Дайте характеристику каждому уровню организации?

Ответы - (слайд с правильным ответом)

(Слайд «Биосфера» с определением)

Итак, биосфера - высший уровень организации живого. Она представляет собой географическую, активную оболочку Земли, населенную живыми организмами, имеет планетарный масштаб, проявляется как биохимический фактор.

Новая тема

Работа в группах.

Уточнить состав биосферы: (используя Интернет найти информацию: о химическом, физическом составе слоев биосферы оформить в виде флипчарта)

1 - атмосфера

2 - гидросфера, биомасса

3 - литосфера, биомасса

4 - живое и неживое вещество

5 - ноосфера

Защита своей темы - выступление 1 спикера.

Слайд или видео (о слоях биосферы)

Составление концепт-карты «Биосфера»

Биосфера Вам необходимо рассмотреть и обозначить границы

биосферы

Расположите картинки живых организмов по наибольшей скученности.

В каких слоях скученность организмов наибольшая? Почему? Ответ обоснуйте.

Вывод: Существуют химический состав и физические свойства слоев, благоприятные для жизни и ограничивающие ее.

Функции биосферы - созидательная (живая материя) и средообразующая (каждая оболочка - среда обитания)

? Каким слоем заканчивается биосфера? - озоновый слой О3. Для чего он нужен? Какие функции выполняет? - для защиты живых организмов.

Задание для 3 уч-ся -

Видеофильм о биографии В.И.Вернадского, учении о биосфере.

Работа с учебником

Прочитать §-59-62, выяснить и записать в тетрадь, что такое биосфера, биомасса, биопродукция, ноосфера.

Закрепление Тест :

(вопросы по Таксономии Блума)

1.Какие оболочки Земли входят в состав биосферы?

2.Каковы верхние и нижние пределы жизни во всех оболочках Земли?

3.Каково значение озонового экрана в атмосфере?

4.Охарактеризуйте распределение живых организмов в слоях биосферы.

5.Почему изменяется плотность жизни в различных частях биосферы?

6.Что такое биомасса?

7.Каковы свойства биосферы?

Взаимооценивание

Учащиеся меняются работами, отмечают правильные ответы

(ответы на экране)

(критерии выставления отметки за тест)

Подведение итогов

Выставление отметок.

Домашнее задание

§-57, вопросы

Рефлексия

5 минут

Что узнали нового?

Для чего это нужно?

Что понравилось на уроке? Почему?

Как поработали в группе?

Класс: 11 класс

Дата проведения:_________________

2 урок

Биосфера, ее структура, функции.

Тема занятия:

Круговорот веществ в природе.

Общие цели:

Дать знания по новым понятиям: биотический круговорот, характеристику всех биотических круговоротов - C, N, S, F; структура, функции биосферы;

Объяснить роль организмов в круговороте химических элементов и в выполнении биохимических функций: газовой, контрационной, окислительно-восстановительной, биохимической.

Результаты обучения:

Ученики узнают новые понятия: биотический круговорот - Н2О, C, N, S, F.

Научатся объяснять взаимодействие составных частей биосферы между собой; функции биосферы: газовая, контрационная, окислительно-восстановительной, биохимической биохимической и будут уметь выявлять взаимодействие составных частей биосферы между собой.

Ключевые моменты

С круговоротом веществ связано превращение энергии в биосфере. Благодаря деятельности продуцентов, консументов и редуцентов осуществляется биологический круговорот. Эволюционно сложившиеся связи в биосфере уравновешены.

Материалы и оборудование

Презентации, слайдовый материал по оцениванию критерии выставления отметки за тест

Ход занятия:

Этапы проведения

Время

Действия преподавателя и действия учеников

Приветствие

5 мин

Разминка

Деление на группы

пожелание позитива по кругу ( межличностный контакт)

Учащиеся делятся по счету - 1,2,3,4 (как на уроке 1)

Повторение Презентация «Круговорот веществ»

Учащиеся отвечают на вопросы, после на экране слайд с правильным ответом.

1.Что такое круговорот веществ?

Ответы - (слайд с правильным ответом)

2.Какие круговороты веществ вы знаете?

Ответы - (слайд с правильным ответом)

3.Существует ли круговорот других веществ, например СО2 и Н2О?

Ответы - (слайд с правильным ответом)

4.Какими свойствами живых организмов объясняются эти круговороты? Ответы - (слайд с правильным ответом-обмен веществ: дыхание, питание, выделение; рост, размножение)

5.Вспомните строение экологической пирамиды (продуценты - консументы 1 - консументы 2 - редуценты)

Ответы - (слайд с правильным ответом)

Новая тема:

В.И.Вернадский говорил, что биогенная миграция атомов вызывается 3 процессами жизни.

Перечислите их.

Слайд - (обмен веществ - дыхание, питание, выделение; рост, размножение) Эти процессы взаимосвязаны.

Работа в группах:

Учащимся при помощи учебника, дополнительного материала необходимо составить схему круговорота C и представить их в виде презентации.

Критерии оценивания презентации

Для составления и оценивания схемы и презентации используйте следующие критерии:

  • Изображайте значимую информацию упрощенными формами (геометрическими фигурами, символами, цифрами и т.д.).

  • Отражайте основной смысл в центре рисунка.

  • Не загромождайте изображение второстепенными, сложными деталями.

  • Доступная презентация.

Оценивание презентаций

Оцените работу каждой группы при помощи разноцветных стикеров, обосновывая свой выбор

Работа в группе

Каким образом живые организмы влияют на глобальный круговорот ?

В.И.Вернадский говорил, что весь животный мир и человек являются придатками хлорофильных растений.

Обсудите в группе как вы это понимаете?

Презентует ответ 1 человек от группы-спикер.

Работа с раздаточным материалом:

С круговоротом веществ связано превращение энергии в биосфере. Вспомните экологическую пирамиду (изобразите ее)

Зная, что биологический круговорот определяет и функции биосферы, вам необходимо раскрыть ее функции: газовая, контрационная, окислительно-восстановительной, биохимическую.

Вывод: благодаря деятельности продуцентов, консументов и редуцентов осуществляется биологический круговорот. Эволюционно сложившиеся связи в биосфере уравновешены.

Закрепление:

Задание на составление соответствия (индивидуальное):

Функции Описание функций

Каким будет круговорот кислорода?

Какие функции биосферы при этом осуществляются?

Оценивание

индивидуальное

Рефлексия

Что вы чувствовали, когда вас оценивали?

Какое оценивание для вас было комфортным? Почему?

На каком этапе урока вы испытывали трудность? Почему?

Что понравилось на уроке? Почему?













© 2010-2022