Формирование здорового образа жизни в условиях сельской школы

        Интегрированная предметная среда и проектная деятельность с применением универсальных информационных технологий используется для развития социальных и коммуникативных умений, способностей учащихся к самостоятельному поиску, приобретение навыков решения жизненных задач, в том числе задач сохранения и укрепления здоровья.       Значение здоровьесберегающих технологий заключается в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную и самодостаточную личность. Благ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Верхне-Куйтинская основная общеобразовательная школа

Нукутский район










«Формирование здорового образа жизни в условиях сельской школы»







Выполнила:

учитель биологии и географии

Андреева Е.А., 1 квал. катег.




Куйта, 2014г.

«Здоровье - это не всё,

но всё без здоровья

- ничто»

Сократ


ВВЕДЕНИЕ

Здоровье - величайшая ценность. Хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. С другой стороны, школьная среда чаще всего не создает условий для укрепления здоровья.

В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья детей России. По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в пять раз возросло число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения:

Доля здоровых детей неуклонно уменьшается, особенно эта неблагоприятная тенденция характерна для детей школьного возраста. "Школьный фактор" - это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье учащихся.

Цель: Формирование культуры здоровья

Задачи:

  • Сбережение и укрепление здоровья учащихся

  • Формирование у них ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни

  • Выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников

Здоровьесберегающие технологии

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье

- это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде ;

- это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции .

Психическое здоровье

- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности ;

- это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция .

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

Наиболее проработанной является классификация, предложенная Н.К. Смирновым (Н.К. Смирнов, 2006).

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ).

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:


- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса.


- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке.

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению культуре здоровья.

6. Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности.


7. Лечебно-оздоровительные технологии
(ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач.

Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, которые работают с контингентом детей и об их отношении к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения? Учитель занимает одно из центральных мест в жизни учащихся. Он олицетворяет для них всё то новое и важное, что входит в их жизнь в связи с посещением школы.

Педагог должен обладать определенными профессиональными качествами. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ); владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.

Что педагог должен уметь:

1) анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;

2) владеть основами здорового образа жизни;

3) устанавливать контакт с коллективом учащихся;

4) наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;

5) прогнозировать развитие своих учащихся;

6) моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;

7) личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе со школьниками, вовлекая учащихся в систему работы в условиях здоровьеформирующей педагогики.

Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:

1. Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону, осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.


2. Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть.

3. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.

Формирование здорового образа жизни в условиях сельской школы

В нашей школе накоплен определенный опыт применения здоровьесберегающих технологий. Остановимся на следующих технологиях: физкультурно-оздоровительной и экологической.

Здоровьесберегающая деятельность школы:


  • Дни Здоровья

  • Турслеты

  • Физминутки на уроках

  • 5-ти минутная гимнастика после 3-го урока

  • Спортивные школьные праздники

  • Участие в районных спортсоревнованиях

  • Научно-практические конференции

  • Беседы о здоровье с учащимися

  • Беседы о здоровье с родителями

  • Витаминизация
    Оформление классных и школьных «Уголков здоровья»

День здоровья у нас проходит на природе, на свежем воздухе. Практически вся школа выходит на природу. Для оздоровления учащихся проводятся различные спортивные игры. Перед играми каждый класс собирает шиповник, плоды боярышника. Состязательный элемент - какой класс соберет больше всех. В последствии собранные плоды используют для витаминизации. После игр уставшие, но довольные ребята с большим аппетитом, шутками и смехом съедают еду , принесенную из дома. Цель мероприятия оздоровление и улучшение эмоциональ-психологического состояния учащихся, сплоченности классных коллективов.

Туристический слет проводится по заранее проложенному маршруту. Учащиеся на практике закрепляют свои знания по ориентированию, определению азимута, развивают свои физические возможности. Все это происходит в атмосфере соревнования, дружбы, сплоченности, взаимовыручки, духовного единения. Цели турслета не только оздоровительные, но и адаптационные , развитие коммуникативных умений необходимых для жизни в социуме.

Физкультурные минутки на уроках входят в структуру урока. В начальном звене рекомендуется проведение физминуток через каждые 10минут.Смена вида деятельности положительно влияет на физическое состояние детей.В среднем и старшем звене физминутки проходят с музыкальным сопровождением.

Виды физкультминуток:


  1. Упражнения для снятия общего или локального утомления

  2. Упражнение для кистей рук

  3. Гимнастика для глаз

  4. Гимнастика для слуха

  5. Упражнения корректирующие осанку

  6. Дыхательная гимнастика.

5-ти минутная гимнастика после 3-го урока, на большой перемене. Школьники самостоятельно составляют комплекс физических упражнений и по просьбе учителей не очень сложных т.к. учителя наравне с учащимися выполняют гимнастику. Занятия осенью и весной проводятся на свежем воздухе, а зимой в коридоре. Гимнастика пользуется большим успехом у школьников не только из-за оздоровительного эффекта, но и за возможность сплочения и единения с учителями.

Спортивные школьные праздники. Сельские школы не в состоянии предложить учащимся широкий выбор спортивных секций. Но мы стараемся найти занятие по душе каждому ученику. В нашей школе организована работа спортивных секций от ДЮСШ: вольная борьба, футбол, волейбол, настольный теннис, шашки и шахматы. Кроме того есть возможность заниматься легкой атлетикой, лыжным спортом.

Внутришкольные соревнования по многолетней традиции сопровождаются товарищескими встречами учащихся с коллективом школы по всем нашим профилирующим видам. И сразу становится очевидным, насколько важен личный пример учителя.

В нашем коллективе трудятся спортсмены, имеющие в своем активе множество побед районного, окружного, областного уровня. Неслучайно коллектив школы трижды становился победителем районной спартакиады работников образования.

Школа является инициатором всех сельских соревнований

Спортивные мероприятия


  1. Рождественский турнир по волейболу

  2. Командное первенство села по настольному теннису, шашкам и шахматам

  3. Зимний футбол по микрорайонам

  4. Женский футбол на 8 марта

  5. Семейный теннисный турнир

  6. Турниры по бурятской борьбе, настольному теннису, шашкам и шахматам памяти наших земляков

7. Конкурсы: «Лучший спортсмен года»

«Лучшая спортсменка года»

«Самый спортивный класс»

«Самая спортивная семья»

«Титулы года»

Развитие спорта в нашей школе и в прошлые десятилетия находилось на достаточно хорошем уровне. Этому способствовали богатые спортивные традиции села Куйта, особенно в таких видах как футбол, вольная и национальная борьба, легкая атлетика, настольный теннис, шашки и шахматы.

Все победители и призеры соревнований разного уровня награждаются призами на общешкольных линейках. В последние годы в командных видах спорта, чаще всего в футболе, мы вручаем каждому игроку индивидуальную грамоту, чтобы ею можно было пополнить портфолио. На протяжении уже 5 лет тренер спортивной школы по футболу Атутов И.Е. на основании составленной им шкалы подводит итоги конкурса «Лучший спортсмен года» и «Лучшая спортсменка года».

Спортивные традиции села Куйта были заложены задолго до нас. Наше поколение старается их продолжить. Чтобы имена героев спорта не забывались, 5-9 классы провели поисковую работу, итогом которой стала НПК «Спортивная слава села».


  • История развития футбола

  • Мастера настольного тенниса

  • Королева спорта в Куйте

  • Герои борцовских ковров

  • Шахматы и шашки

Таблица №1: Занятость учащихся спортом

Класс

Кол-во учащихся

Занятость спортом

% учащихся

5

5

4

80%

6

4

4

100%

7

8

6

75%

8

7

6

85%

9

6

6

100%



По школе занятость спортом составляет 86.6%. Это объясняется высокой мотивацией к занятиям физической культурой. К причинам выбора физкультурных занятий можно отнести следующие:


  • потребность в физическом и эстетическом удовольствии от физкультурно-спортивных занятий

  • стремление к физическому самосовершенствованию;

  • стремление к признанию общества

  • желание заботиться о здоровье

  • возможность оказывать влияние на других;

  • быть лидером в классе и т.д.

В основе мотиваций лежат потребности:

1) физиологические(биологические);

2) психологические;

3) социальные;

4) материальные

В биологическом аспекте мотивами могут выступать:

- укрепление здоровья;

- улучшение телосложения;

- развитие физических качеств,

т.е. в основе мотивации здесь лежит стремление к совершенствованию в физическом плане.

Это достаточно сильная мотивация , так как любой мальчишка хочет быть здоровым, сильным, выносливым, а любая девочка красивой, гибкой. Психологический мотив может проявляться в стремлении быть мужественным, смелым; в желании обладать такими чертами характера, как настойчивость, упорство, воля, терпение. Социальные мотивы могут проявляться:

- в том, чтобы быть похожим на известного спортсмена,

- быть привлекательным для лиц противоположного пола,

- быть просто не хуже других.

Известно, что успехи в спорте повышают престиж в обществе. Уже в школе для достижения уважительного отношения к себе немаловажное значение имеет уровень физической подготовленности. Мальчики, достигающие успехов в физической культуре и спорте , приобретают значительный статус, а следовательно, и самоуважение. В дальнейшем они становятся более уверенными в себе.

Для занятий физической культурой и спортом, необходимо создание определённых условий для обучающихся, это предоставление максимально-возможного выбора спортивных кружков и секций, обеспечение возможности участия в соревнованиях разного уровня, поощрение спортивных достижений, обеспечение спортивным инвентарем, все это позволяет сохранить физическое здоровье школьников.

Участие в районных спортивных соревнованиях. Несмотря на все сложности, мы стараемся вывозить ребят на все плановые районные соревнования, исходя из желания ребят. Помимо этого, особенно у борцов проводится много различных турниров, в которых принимают участие наши спортсмены.

Успехи приходят не сразу, а после многих лет упорных тренировок. Хочется пару слов сказать о наших результатах. Воспитанники тренера по борьбе Соскинова Льва Александровича являются победителями и призерами огромного количества первенств и турниров. С 2006 по 2008 его подопечные становились абсолютными чемпионами районного Сур-Харбана среди юношей, а в2009г. и 2013г. Жербаеву Андрею не было равных в абсолютном первенстве среди мужчин.

Тренера по шашкам и шахматам Жепхолову Людмилу Пандаловну знают далеко за пределами района. Ее команда шашистов и шахматистов успешно конкурирует с представителями средних школ. Наибольших успехов добились ныне наши выпускницы: Атутова Лидия и Буржатова Анастасия. Они являются победителями и призерами районных, окружных и областных соревнований.

В 2005году теннисисты под руководством тренера Шаглановой Гетты Петровны показали абсюлютный результат 5 ракеток - 5 побед на первенстве района. По сей день наши спортсмены занимают лидирующие позиции в районе, а чемпионами и призерами округа становились Жербаев Андрей, Андреев Альберт, Данилов, Илья, Жербаева Мария.

Атутов Игорь Егорович сумел создать команду, сумевшую добыть три чемпионских титула по минифутболу по младшей группе за последние два года.

Волейболисты Семенов Петр и Маланова Юлия уже не один год защищают флаг района. При ежегодном подведении итогов наша школа пока удерживает первенство среди основных школ, а в 2006году смогла пробиться в тройку среди средних.

Научно-практические конференции. НПК вошли у нас в систему и проводятся регулярно. Школьники принимают участие в них, начиная с 4класса.

Обучение здоровью происходит на основе проектной деятельности. Технология проектного обучения - это педагогическая технология, которая формирует самостоятельную, познавательную, творческую работу учащихся над разрешением проблемы по изменению объекта или процесса, способствующая реальному вхождению субъекта в социум.

Формирование культуры здоровья через познание самого себя, через эмоционально - личностное и ценностное отношение к здоровью и среде жизни, через потребности и навыки здоровьесберегающего поведения.

На базе школы разработан и внедрен комплексный экологический проект

«Среда и человек ».

Исследовательские проекты


  1. Экологический мониторинг школы

  2. Экологические проблемы села: Антропогенное влияние на р. Куйтинка

  3. Обеспеченность питьевой водой и ее качество.

  4. Социологические исследования: «Я и природа», «Экологическое сознание учащихся».

  5. Использование природных ресурсов для жизни человека (оценка)

  6. Влияние визуальной среды на здоровье школьника (влияние оформления кабинетов на эмоционально-психическое состояние школьников)

  7. Красная книга экосистемы местности

Практико-ориентированные проекты


  1. Экологический дизайн школы (озеленение кабинетов)

  2. Экологическое состояние территории прилегающей к школе

  3. Проект школьного участка

  4. Рациональное питание - основа здоровья школьников

  5. Экосистема - мой дом

  6. Культура здоровья

  7. Изучение типов темпераментов и характера школьников

  8. Виды памяти

Информационные проекты


  1. Создание школьного информационного статистического центра (экологическое воспитание школьников)

  2. Превентивное обучение и спорт

  3. Выпуск бюллетеней, правил экологической безопасности

Игровые проекты

1. Постановка сказок, мини-сценок на концертах и общешкольных мероприятиях, спектаклей с экологическим направлением

Результаты проектной деятельности школьников

Год

Тема

Фамилия и имя учащегося

Уровень

Место

1

2002

Антропогенное влияние на р. Куйтинка

Андреева Екатерина

Окружной

2 место

2

2004

Экологический мониторинг школы

Шодонов Вячеслав

Районный

2 место

3

2005

Редкие виды птиц в окрестностях с. Куйта

Андреева Марьяна

Районный

Грамота

4

2006

Природа и мы

Мадагуева Екатерина

Районный

1 место

5

2010

Проект Культура здоровья:

Оценка правильной посадки за столом

Оценка правильной походки

Оценка веса тела

Оценка сводчатого характера стопы

Оценка правильной осанки

Культура питания

Оценка и составление рационального питания

Оценка здоровья

Занятость спортом

Загрязнение воздуха школы твердыми частицами

Учащиеся 9-го класса

Районный Окружной

Межрегиональный

2 место

3 место

сертификат

6

2012

Изучение типов темперамента и характер школьников

Худугуева Дарья

Районный

Окружной

Межрегиональный

3 место

3 место

Сертификат

7

2012

Превентивное обучение и спорт

Данилова Ольга

Районный

Сертификат

8

2013

Рацион питания жителей с. Куйта в зимний период

Якушева Юлия

Районный

Грамота

9

2013

Хозяйственное использование воды жителями с. Куйта

Смирнова Кристина,

Мищенко Галина

Районный

Сертификат

10

2013

Виды памяти

Дорофеева Кристина

Районный

Сертификат

11

2014

Экологические традиции в питании бурят

Якушева Юлия

Районный

2 место

12

2014

Бурятская кухня

Селезнева Галина

Окружной

1 место

Заключение

В школе большое внимание уделяется способности выпускника в дальнейшей, взрослой жизни адаптироваться к окружающей действительности. Все чаще стали обращать внимание на то, что интеллектуальные способности и возможности человека во многом определяются его функциональным здоровьем. В последнее время школа становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и требованиям современной жизни.

В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью.

Интегрированная предметная среда и проектная деятельность с применением универсальных информационных технологий используется для развития социальных и коммуникативных умений, способностей учащихся к самостоятельному поиску, приобретение навыков решения жизненных задач, в том числе задач сохранения и укрепления здоровья.

Значение здоровьесберегающих технологий заключается в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную и самодостаточную личность. Благополучие будущих поколений должно основываться на охране здоровья школьников, на формировании и воспитании их культуры здоровья.


© 2010-2022