Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс, очная форма обучения

      Предлагаю вашему вниманию календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс (на основе авторской программы В.В.Пасечникова) тем учителям, которые работают по очно-заочной форме обучения.Это планирование расчитано на 36 часов (1 час в неделю).       В данном календарно-тематическом планировании учтены все необходимые аспекты преподавания основных тем, включая часы РОСО (республика Адыгея). Планирование соответствует требованиям стандартов общего среднего образования.      Предлагаетс...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по биологии

9 класс, очная форма обучения, 36 часов ( 1 час в неделю)


№п.п

дата

Тип консуль

тации

Тема консультации

Предметные результаты и характерис-

тика деятельности учащихся

Виды контроля

ИКТ

Дом.зада-ние


Введение -2часа




1


вводная

Биология- наука о жизни.

Методы исследования.

Дать определение термину биология;

характеризовать биологию как комп-лексную науку; описывать этапы науч-

ного исследования; самостоятельно формулировать определение основных понятий

Работа с учебником:

§ 1,2,с.4-9


Ответить на вопросы

на с.9

2


Комбиниро-

ванный

Сущность жизни и свойства

живого.

Дать определение понятию жизнь.На-

зывать свойства живого. Описывать проявление свойств живого. Доказы-

вать, что живые организмы -открытые ситемы.

Устный опрос.Рабо-

та с учебн. § 3,с.10-13


Вопросы после §3


Раздел 1. Уровни организации живой природы -



Тема 1.1. Молекулярный уровень -4 часа



1(3)


Изучение но

вого материа

ла

Молекулярный уровень.

Углеводы. Липиды.

Называть процессы, происходящие на молекулярном уровне,уровни органи-

зации жизни и элементы,образующие уровень;выделять группу полимеров и находить различие между ними; приво

дить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам; классифициро-

вать углеводы по группам.

Устный опрос. Рабо

та с учебн.

§1.1,1.2,1.3,с.16-21



Вопросы после пара-

графов

2(4)


Комбиниро-

ванный

Состав и строение белков.

Функции белков.

Называть продукты, богатые белками.

Узнавать пространственную структуру

молекулы белка;называть связь, обра-

зующую первичную структуру белка;

описывать механизм денатурации бел-

ка; определять признак деления белков на простые и сложные

Устный оп-

рос. Работа с учебник.

§ 1.4,1.5,с.

23-29

Белки про-

стые и сло

жные. Денатура-

ция белков

Сообщения учащихся.

Вопросы после пара-

графа

3(5)


Комбиниро-

ванный

Нуклеиновые кислоты.

АТФ и другие органические вещества.

Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК; перечислять ви-

ды молекул РНК и их функции; сравни

вать строение молекул ДНК и РНК;на-

зывать структурные компоненты и фун

кцию АТФ; описывать механизм осво-

бождения и выделения энергии; приво-

дить примеры жирорастворимых и во-

дорастворимых витаминов

Устный оп-

рос. Работа с учебник.

§ 1.6,1.7,с.

29-34


Вопросы после па-

раграфов

4(6)


Комбиниро-

ванный

Биологические катализаторы.

Вирусы.

Приводить примеры веществ-катализа-

торов; перечислять факторы, опреде-

ляющие скорость химических реакций

показать влияние витаминов на процес

жизнедеятельности; дать определение термину паразит;приводить примеры заболеваний, вызванных вирусами;вы

делять особенности строения вирусов

Устный оп-

рос.Работа с учебник.

§ 1.8,1.9,с.

35-39


Повторить всю главу


Тема 1.2. Клеточный уровень - 7 часов.


1(7)


Изучение но

вого материа

ла

Основные положения клеточ-

ной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

Называть жизненные свойства клетки;

положения клеточной теории; узнавать клетки различных организмов;объяс-

нятьобщность происхождения расте-

ний и животных;доказывать, что клет-

ка -живая структура.Распознавать и описывать на таблицах клеточную мембрану; характеризовать функции клеточной мембраны;описывать меха-

низм пиноцитоза и фагоцитоза.

Работа с учебником:§ 2.1,2.2,с.

42-45

Фагоцитоз и пиноци-

тоз

Ответить на вопросы на с.45

2(8)


Комбиниро-

ванный

Органоиды цитоплазмы.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот;отличать по строению шеро-

ховатую от гладкой ЭПС; прогнозиро-

вать последствия удаления различных органоидов из клетки; приводить при-

меры клеточных включений;отличать виды пластид растительных клеток.

Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям.

Устный оп-

рос.Работа с учебник.

§ 2.3-2.6,с.

45-56

Таблица:

«строение клетки»

Вопросы на с.49,51

3(9)


Урок компле

ксного при-

мения ЗУН

Изучение клеток растений и животных.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных; находить в тек-

сте учебника отличительные признаки

эукариот; сравнивать строение клеток растений, животных, делать вывод на основе сравнения; делать учебный рисунок.

Работа с учебником:

с.45-58


Вопросы на с.55

4(10)


Комбиниро-

ванный

Строение прокариот. Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция.

Дать определение термину прокарио-

ты;узнавать и различать по рисунку клетки прокариот и эукариот;объяс-

нять значение спор для жизни бакте-

рий;дать определение понятиям асси-

миляция и диссимиляция;называть эта-

пы обмена веществ в организме,роль АТФ и ферментов в обмене веществ.

Доказывать,что ассимиляция и дис-

симиляция - составные части обмена веществ.

Устный оп-

рос.работа с учебник.

§ 2.7,2.8,с.

58-61

Транспорт веществ че

рез клеточ

ную мем-

брану

Вопросы на с.62

5(11)


Комбиниро-

ванный

Энергетический обмен.

Питание клетки. Хемосинтез.

Анализировать содержание определе-

ний терминов гликолиз, брожение, дыхание; перечислять этапы дисси-

миляции, называть вещества- источни-

ки энергии, продукты реакций этапов обмена веществ; характеризовать эта-

пы энергетического обмена; приводить примеры гетеротрофных и автотроф-

ных организмов, описывать механизм хемосинтеза; объяснять роль нитрифи

цирующих бактерий для высших растений.

Устный оп-

рос.работа с учебник.

§ 2.9-2.11,с.

62-69


Вопросы на с.65,70

6(12)


Комбиниро-

ванный

Синтез белков в клетке.

Дать определение терминов ассимиля-

ция, ген;называть свойства генетичес-

кого кода, роль и-РНК, т-РНК в биосин

тезе белка; описывать сущность генети

ческого кода; описывать процесс био-

синтеза белка по схеме. Характеризо-

вать механизм транскрипции, трансля

ции, составлять схему реализации нас

ледственной информации в процессе биосинтеза белка

Устный оп-

рос.Работа с учебник.

§ 2.13,с.70-76

Особенности транск-

рипции у прокариот и эукариот

Вопросы на с.75

7(13)


Комбиниро-

ванный

Деление клетки. Митоз.

Зачёт по теме: «Молекуляр-

ный и клеточный уровень»

Приводить примеры деления клетки у различных организмов, называть про-

цессы, составляющие жизненный цикл клетки, описывать биологическое зна

чение митоза.


Работа с учебником:

§2.14,с.77-81.

тесты

Митотичес

кий цикл

Повторить

§ 2.1-2.14


Тема 1.3. Организменный уровень -8 часов


1(14)


Комбиниро-

ванный

Размножение организмов.

Бесполое размножение.

Дать понятие определению размноже-

ние.Называть основные формы размно

жения ; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с разны

ми формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения, объяснять биологическое значение бесполого размножения.

Работа с учебником:

§ 3.1,с.84-86


Сообщения учащихся

2(15)


Комбиниро-

ванный

Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз.

Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Объяснять биологическое зна-

чение полового размножения; сущ-

ность и биологическое значение опло

дотворения; причины наследственнос-

ти и изменчивости.

Устный оп-

рос.Работа по учебник.

§ 3.2,с.87-92

Механизм мейоза

Использо-

вать средства Интернета для составл

справки о генетич. За

болеваниях

3(16)


Комбиниро-

ванный

Онтогенез. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.

Дать определение понятию онтогенез,

оплотворение, эмбриогенез;характери

зовать сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов разви-

тия организмов; рост организма,приво

дить примеры животных с прямым и непрямым развитием; анализировать

и оценивать воздействие факторов среды на постэмбриональное разви-

тие, объяснять, чем развитие отлича-

ется от раста.

Устный оп-

рос,работа с учебник.:

§ 3.3,3.4,с.

92-99


Вопросы после параг

рафов

4(17)


Комбиниро-

ванный

Закономерности наследования

установленные Г.Менделем.

Моногибридное скрещивание.

Дать определения понятиям генетика,

ген,генотип,фенотип,аллельные гены,

гибридологический метод,гомозигота,

гетерозигота,доминантный признак,

моногибридное скрещивание,рецессив-

ный признак;описывать механизм проявления закономерностей моногиб

ридного скрещивания; определять по фенотипу генотип и наоборот; по схе-

ме число типов гамет, фенотипов и ге-

нотипов, вероятность проявления приз

нака в потомстве.

Устный оп-

рос,работа с учебник. §

3.5,с.100-104


Вопросы после §

5(18)


Комбиниро-

ванный

Неполное доминирование.

Анализирующее и дигибрид-

ное скрещивание.Независи-

мое наследование признаков.

Дать определение терминам гетерози-

гота, гомозигота,доминирование.Опи-

сывать механизм неполного доминиро-

вания и закономерности дигибридного скрещивания;определять по схеме чис

ло типов гамет, фенотипов и генотипов

вероятность проявления признака в по

томстве.

Устный оп-

рос,работа с учебник.

§ 3.6,3.7,с.

105-110


Вопросы после §

6(19)


Комбиниро-

ванный

Взаимодействие генов.

Сцепленное наследование.

Дать определение терминам гомологич

ные хромосомы,конъюгация;описывать проявление множественного действия гена; отличать сущность открытий Г.

Менделя и Т.Моргана; объяснять прин-

ципы перекомбинации признаков при

сцепленном наследовании.

Устный оп-

рос,работа с учебник. §

3.8,3.9,с.110-114

Генетичес-

кие карты

Вопросы после §3.8

7(20)


Комбиниро-

ванный

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Модифи-

кационная и мутационная из-

менчивость.

Дать определение термину аутосомы.

изменчивость;приводить примеры наследственных заболеваний,сцеплен-

ных с полом.Различать наследствен-

ную и ненаследственную изменчи-

вость; приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций, характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и био-

технологии,характеризовать виды мутаций.

Устный опрос,работа с учебник.

§3.10-3.12,с

115-122


Вопросы после §3.12

8(21)


Комбиниро-

ванный

Основы селекции.Работы Н.И.Вавилова. Основные ме-

тоды селекции.

Развитие селекции в Адыгеи.

Называть практическое значение гене-

тики.Приводить примеры пород живот

ных и сортов растений, выведенных человеком,характеризовать роль уче-

ния Н.И.Вавилова для развития селек-

ции.Называть методы селекции расте

ний и животных; объяснять роль био-

логии в практической деятельности людей.

Устный оп-

рос,работа с учебник. §

3.13,3.14,с.

122-130


Проводить сам.поиск био.терми-

нов,необходимых для

выполнения сам.работ

НРК


Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень - 1час.


1(22)


Комбиниро-

ванный

Критерии вида. Популяции.

Зачёт по теме «Организмен-

ный и популяционно-видовой уровни»

Приводить примеры видов животных и растений.Характеризовать критерии ви

да; отличать понятия род и популяция.


Работа с учебником:

§4.1-4.3,с.

134-143


Тесты.


Тема 1.5. Экосистемный уровень -3 часа


1(23)


Изучение но

вых знаний

Сообщество, экосистема. Биогеоценоз. Состав и структура сообществ.

Развитие и смена местных биогеоценозов.

Дать определение понятиям биоценоз,

биогеоценоз, экосистема;приводить примеры естественных и искуствен-

ных сообществ; изучать процессы, происходящие в популяции; называть факторы, определяющие видовое раз-

нообразие, объяснять причины устой-

чивости экосистемы

Работа с учебником:

§ 5.1,5.2,с.

146-157

Вопросы после §5.2

НРК

2(24)


Урок компле

ксного при-

менения ЗУН

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Составление схем передачи веществ и энергии.

Дать определение терминам автотро-

фы, гетеротрофы, трофический уро-

вень,называть правило изменения ско

рости потока энергии; составлять схе-

мы пищевых цепей, характеризовать солнечный свет как энергетический ресурс.

Устный оп-

рос,работа с учебник.

§ 5.3-5.4,с.

158-168

Перевернутая пирамида.

Составить схемы пере

дачи веществ и энергии

3(25)


Урок компле

ксного при-

менения ЗУН

Изучение и описание экосистем своей местности

Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ.

Выявление типов взаи-

модействия разных ви-

дов в конкретной экосистеме


НРК


Тема 1.6. Биосферный уровень -3 часа


1(26)


Комбиниро-

ванный

Биосфера. Эволюция биосферы. Круговорот веществ в биосфере.

Дать определение понятию биосфера,

называть признаки биосферы, струк-

турные компоненты и свойства био-

сферы,приводить примеры абиотичес-

ких факторов; описывать биохимичес-

кие циклы воды, углерода, азота,фосфо

ра; проявление физико-химического воздействия организмов на среду; про-

гнозировать последствия для нашей планеты исчезновения живых организмов

Работа с учебником:

§ 6.1,6.3,с.

172-177


Вопросы на с.178

2(27)


Комбиниро-

ванный

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рацио-

нального природопользования

Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов, аг-

росистем; называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы; высказывать предположения о вмеша-

тельстве человека в процессы биосфе-

ры, предлагать пути преодоления эко-

логического кризиса.

Работа с учебником:

§6.2,с.178-184


Вопросы по всей теме

3(28)


Урок компле

ксного при-

менения ЗУН

Экологические проблемы в нашем регионе. Анализ и оцен

ка деятельности человека в экосистеме.

Называть современные глобальные экологические проблемы; антропоген-

ные факторы, вызывающие экологи-

ческие проблемы; объяснять необхо-

димость защиты окружающей среды;

предлагать пути решения экологи-

ческих проблем.

Сообщения учащихся

Таблицы по теме

Подготовить рефераты

НРК


Раздел 2. Эволюция -3 часа


1(29)


Урок изуче-

ния нового материала

Развитие эволюционного уче-

ния. Работы Ч.Дарвина.

Борьба за существование и естественный отбор.

Дать определение понятиям эволю-

ция, наследственная изменчивость,

борьба за существование;выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дар

вина; объяснять причину многообра-

зия домашних животных и культурных растений; устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции, сравнивать по предложенным критери

ям естественный и искуственный отборы

Работа с учебником:§ 7.1-7.3,с.

188-199


Вопросы на с.197

2(30)


Комбиниро-

ванный

Формы естественного отбора. Выявление приспособленнос-

ти к среде обитания

Раскрыть содержание понятия приспо-

собленность вида к условиям окружа-

ющей среды;выделять различия меж-

ду стабилизирующей и движущей фор-

мами естественного отбора;объяснять

относительный характер приспособи-

тельных признаков у организма

Устный оп-

рос,работа с учебник.

§ 7.4-7.6,с.

201-212


Вопросы на с.213

3(31)


Комбиниро-

ванный

Видообразование. Направле-

ния эволюции. Общие зако-

номерности эволюции.

Приводить примеры различных видов изоляции; дать определения понятиям

ароморфоз,идиоадаптация, общая де-

генерация;описывать проявления ос-

новных направлений эволюции;разли-

чать понятия микроэволюция и макро-

эволюция

Устный оп-

рос,работа с учебник.:

§7.7-7.9,с.

213-225

Общие за-

кономерно

сти эволю-

ции

Сделать сообщения


Раздел 3. Возникновение и развитие жизни -3 часа


1(32)


Изучение но

вого материа

ла

Современные гипотезы происхождения жизни.

Дать определение термину гипотеза; называть этапы развития жизни, ха-

рактеризовать современные гипотезы происхождения жизни; объяснять роль биологии в формировании современ-

ной естественнонаучной картины мира

Работа с учебником:

§8.1,8.2,с.

228-237


Вопросы на с.236

2(33)


Урок компле

ксного при-

менения ЗУН

Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древней-

шей жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое.

Дать определение понятиям автотро-

фы, гетеротрофы,аэробы,анаэробы,

прокариоты, эукариоты,ароморфоз;

описывать начальные этапы биоло-

гической эволюции;называть приспо-

собления растений и животных в связи

с выходом на сушу;объяснять причины

появления и процветания отдельных групп растений и животных и причи-

ны их вымирания

Устный оп-

рос,работа с учебник.:§

8.5и 8.6,с.

243-250

Эры и периоды жизни

Вопросы на с.252

3(34)


Комбиниро-

ванный

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

Дать определение терминам ароморфоз, идиоадаптация;приводить

примеры растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое,

ароморфоз у растений и животных в мезозое, идиоадаптация у растений и животных кайнозоя. Объяснять причины заселения динозаврами

различных сред жизни

Устный оп-

рос, работа с учебник.:

§ 8.7,8.8,с.

252-260


Вопросы на с.260


Раздел 4. Организм и среда-2 часа


1(35)


Изучение но

вого материа

ла

Экологические факторы. Условия среды. Экологические ресурсы.

Дать определения терминам абиоти-

ческие, биотические, антропогенные

факторы;место и роль человека в природе, выявлять признаки приспо-

собленности видов к совместному су

ществованию в экосистемах

Работа с учебником:

§ 9.1-9.3,с.

264-272


рефераты

2(36)


Обобщение знаний

Взаимодействие организма и среды обитания.

Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах.Объяс

нять необходимость применения сведе

ний об экологических закономернос-

тях для правильной организации хо-

зяйственной деятельности человека.

Работа с учебником:

§10.1-10.3,с

288-299




© 2010-2022