- Преподавателю
- Биология
- Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс, очная форма обучения
Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс, очная форма обучения
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Айвазова О.Р. |
Дата | 09.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование по биологии
9 класс, очная форма обучения, 36 часов ( 1 час в неделю)
№п.п
дата
Тип консуль
тации
Тема консультации
Предметные результаты и характерис-
тика деятельности учащихся
Виды контроля
ИКТ
Дом.зада-ние
Введение -2часа
1
вводная
Биология- наука о жизни.
Методы исследования.
Дать определение термину биология;
характеризовать биологию как комп-лексную науку; описывать этапы науч-
ного исследования; самостоятельно формулировать определение основных понятий
Работа с учебником:
§ 1,2,с.4-9
Ответить на вопросы
на с.9
2
Комбиниро-
ванный
Сущность жизни и свойства
живого.
Дать определение понятию жизнь.На-
зывать свойства живого. Описывать проявление свойств живого. Доказы-
вать, что живые организмы -открытые ситемы.
Устный опрос.Рабо-
та с учебн. § 3,с.10-13
Вопросы после §3
Раздел 1. Уровни организации живой природы -
Тема 1.1. Молекулярный уровень -4 часа
1(3)
Изучение но
вого материа
ла
Молекулярный уровень.
Углеводы. Липиды.
Называть процессы, происходящие на молекулярном уровне,уровни органи-
зации жизни и элементы,образующие уровень;выделять группу полимеров и находить различие между ними; приво
дить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам; классифициро-
вать углеводы по группам.
Устный опрос. Рабо
та с учебн.
§1.1,1.2,1.3,с.16-21
Вопросы после пара-
графов
2(4)
Комбиниро-
ванный
Состав и строение белков.
Функции белков.
Называть продукты, богатые белками.
Узнавать пространственную структуру
молекулы белка;называть связь, обра-
зующую первичную структуру белка;
описывать механизм денатурации бел-
ка; определять признак деления белков на простые и сложные
Устный оп-
рос. Работа с учебник.
§ 1.4,1.5,с.
23-29
Белки про-
стые и сло
жные. Денатура-
ция белков
Сообщения учащихся.
Вопросы после пара-
графа
3(5)
Комбиниро-
ванный
Нуклеиновые кислоты.
АТФ и другие органические вещества.
Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК; перечислять ви-
ды молекул РНК и их функции; сравни
вать строение молекул ДНК и РНК;на-
зывать структурные компоненты и фун
кцию АТФ; описывать механизм осво-
бождения и выделения энергии; приво-
дить примеры жирорастворимых и во-
дорастворимых витаминов
Устный оп-
рос. Работа с учебник.
§ 1.6,1.7,с.
29-34
Вопросы после па-
раграфов
4(6)
Комбиниро-
ванный
Биологические катализаторы.
Вирусы.
Приводить примеры веществ-катализа-
торов; перечислять факторы, опреде-
ляющие скорость химических реакций
показать влияние витаминов на процес
жизнедеятельности; дать определение термину паразит;приводить примеры заболеваний, вызванных вирусами;вы
делять особенности строения вирусов
Устный оп-
рос.Работа с учебник.
§ 1.8,1.9,с.
35-39
Повторить всю главу
Тема 1.2. Клеточный уровень - 7 часов.
1(7)
Изучение но
вого материа
ла
Основные положения клеточ-
ной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.
Называть жизненные свойства клетки;
положения клеточной теории; узнавать клетки различных организмов;объяс-
нятьобщность происхождения расте-
ний и животных;доказывать, что клет-
ка -живая структура.Распознавать и описывать на таблицах клеточную мембрану; характеризовать функции клеточной мембраны;описывать меха-
низм пиноцитоза и фагоцитоза.
Работа с учебником:§ 2.1,2.2,с.
42-45
Фагоцитоз и пиноци-
тоз
Ответить на вопросы на с.45
2(8)
Комбиниро-
ванный
Органоиды цитоплазмы.
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот;отличать по строению шеро-
ховатую от гладкой ЭПС; прогнозиро-
вать последствия удаления различных органоидов из клетки; приводить при-
меры клеточных включений;отличать виды пластид растительных клеток.
Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям.
Устный оп-
рос.Работа с учебник.
§ 2.3-2.6,с.
45-56
Таблица:
«строение клетки»
Вопросы на с.49,51
3(9)
Урок компле
ксного при-
мения ЗУН
Изучение клеток растений и животных.
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных; находить в тек-
сте учебника отличительные признаки
эукариот; сравнивать строение клеток растений, животных, делать вывод на основе сравнения; делать учебный рисунок.
Работа с учебником:
с.45-58
Вопросы на с.55
4(10)
Комбиниро-
ванный
Строение прокариот. Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция.
Дать определение термину прокарио-
ты;узнавать и различать по рисунку клетки прокариот и эукариот;объяс-
нять значение спор для жизни бакте-
рий;дать определение понятиям асси-
миляция и диссимиляция;называть эта-
пы обмена веществ в организме,роль АТФ и ферментов в обмене веществ.
Доказывать,что ассимиляция и дис-
симиляция - составные части обмена веществ.
Устный оп-
рос.работа с учебник.
§ 2.7,2.8,с.
58-61
Транспорт веществ че
рез клеточ
ную мем-
брану
Вопросы на с.62
5(11)
Комбиниро-
ванный
Энергетический обмен.
Питание клетки. Хемосинтез.
Анализировать содержание определе-
ний терминов гликолиз, брожение, дыхание; перечислять этапы дисси-
миляции, называть вещества- источни-
ки энергии, продукты реакций этапов обмена веществ; характеризовать эта-
пы энергетического обмена; приводить примеры гетеротрофных и автотроф-
ных организмов, описывать механизм хемосинтеза; объяснять роль нитрифи
цирующих бактерий для высших растений.
Устный оп-
рос.работа с учебник.
§ 2.9-2.11,с.
62-69
Вопросы на с.65,70
6(12)
Комбиниро-
ванный
Синтез белков в клетке.
Дать определение терминов ассимиля-
ция, ген;называть свойства генетичес-
кого кода, роль и-РНК, т-РНК в биосин
тезе белка; описывать сущность генети
ческого кода; описывать процесс био-
синтеза белка по схеме. Характеризо-
вать механизм транскрипции, трансля
ции, составлять схему реализации нас
ледственной информации в процессе биосинтеза белка
Устный оп-
рос.Работа с учебник.
§ 2.13,с.70-76
Особенности транск-
рипции у прокариот и эукариот
Вопросы на с.75
7(13)
Комбиниро-
ванный
Деление клетки. Митоз.
Зачёт по теме: «Молекуляр-
ный и клеточный уровень»
Приводить примеры деления клетки у различных организмов, называть про-
цессы, составляющие жизненный цикл клетки, описывать биологическое зна
чение митоза.
Работа с учебником:
§2.14,с.77-81.
тесты
Митотичес
кий цикл
Повторить
§ 2.1-2.14
Тема 1.3. Организменный уровень -8 часов
1(14)
Комбиниро-
ванный
Размножение организмов.
Бесполое размножение.
Дать понятие определению размноже-
ние.Называть основные формы размно
жения ; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с разны
ми формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения, объяснять биологическое значение бесполого размножения.
Работа с учебником:
§ 3.1,с.84-86
Сообщения учащихся
2(15)
Комбиниро-
ванный
Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз.
Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Объяснять биологическое зна-
чение полового размножения; сущ-
ность и биологическое значение опло
дотворения; причины наследственнос-
ти и изменчивости.
Устный оп-
рос.Работа по учебник.
§ 3.2,с.87-92
Механизм мейоза
Использо-
вать средства Интернета для составл
справки о генетич. За
болеваниях
3(16)
Комбиниро-
ванный
Онтогенез. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.
Дать определение понятию онтогенез,
оплотворение, эмбриогенез;характери
зовать сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов разви-
тия организмов; рост организма,приво
дить примеры животных с прямым и непрямым развитием; анализировать
и оценивать воздействие факторов среды на постэмбриональное разви-
тие, объяснять, чем развитие отлича-
ется от раста.
Устный оп-
рос,работа с учебник.:
§ 3.3,3.4,с.
92-99
Вопросы после параг
рафов
4(17)
Комбиниро-
ванный
Закономерности наследования
установленные Г.Менделем.
Моногибридное скрещивание.
Дать определения понятиям генетика,
ген,генотип,фенотип,аллельные гены,
гибридологический метод,гомозигота,
гетерозигота,доминантный признак,
моногибридное скрещивание,рецессив-
ный признак;описывать механизм проявления закономерностей моногиб
ридного скрещивания; определять по фенотипу генотип и наоборот; по схе-
ме число типов гамет, фенотипов и ге-
нотипов, вероятность проявления приз
нака в потомстве.
Устный оп-
рос,работа с учебник. §
3.5,с.100-104
Вопросы после §
5(18)
Комбиниро-
ванный
Неполное доминирование.
Анализирующее и дигибрид-
ное скрещивание.Независи-
мое наследование признаков.
Дать определение терминам гетерози-
гота, гомозигота,доминирование.Опи-
сывать механизм неполного доминиро-
вания и закономерности дигибридного скрещивания;определять по схеме чис
ло типов гамет, фенотипов и генотипов
вероятность проявления признака в по
томстве.
Устный оп-
рос,работа с учебник.
§ 3.6,3.7,с.
105-110
Вопросы после §
6(19)
Комбиниро-
ванный
Взаимодействие генов.
Сцепленное наследование.
Дать определение терминам гомологич
ные хромосомы,конъюгация;описывать проявление множественного действия гена; отличать сущность открытий Г.
Менделя и Т.Моргана; объяснять прин-
ципы перекомбинации признаков при
сцепленном наследовании.
Устный оп-
рос,работа с учебник. §
3.8,3.9,с.110-114
Генетичес-
кие карты
Вопросы после §3.8
7(20)
Комбиниро-
ванный
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Модифи-
кационная и мутационная из-
менчивость.
Дать определение термину аутосомы.
изменчивость;приводить примеры наследственных заболеваний,сцеплен-
ных с полом.Различать наследствен-
ную и ненаследственную изменчи-
вость; приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций, характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и био-
технологии,характеризовать виды мутаций.
Устный опрос,работа с учебник.
§3.10-3.12,с
115-122
Вопросы после §3.12
8(21)
Комбиниро-
ванный
Основы селекции.Работы Н.И.Вавилова. Основные ме-
тоды селекции.
Развитие селекции в Адыгеи.
Называть практическое значение гене-
тики.Приводить примеры пород живот
ных и сортов растений, выведенных человеком,характеризовать роль уче-
ния Н.И.Вавилова для развития селек-
ции.Называть методы селекции расте
ний и животных; объяснять роль био-
логии в практической деятельности людей.
Устный оп-
рос,работа с учебник. §
3.13,3.14,с.
122-130
Проводить сам.поиск био.терми-
нов,необходимых для
выполнения сам.работ
НРК
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень - 1час.
1(22)
Комбиниро-
ванный
Критерии вида. Популяции.
Зачёт по теме «Организмен-
ный и популяционно-видовой уровни»
Приводить примеры видов животных и растений.Характеризовать критерии ви
да; отличать понятия род и популяция.
Работа с учебником:
§4.1-4.3,с.
134-143
Тесты.
Тема 1.5. Экосистемный уровень -3 часа
1(23)
Изучение но
вых знаний
Сообщество, экосистема. Биогеоценоз. Состав и структура сообществ.
Развитие и смена местных биогеоценозов.
Дать определение понятиям биоценоз,
биогеоценоз, экосистема;приводить примеры естественных и искуствен-
ных сообществ; изучать процессы, происходящие в популяции; называть факторы, определяющие видовое раз-
нообразие, объяснять причины устой-
чивости экосистемы
Работа с учебником:
§ 5.1,5.2,с.
146-157
Вопросы после §5.2
НРК
2(24)
Урок компле
ксного при-
менения ЗУН
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Составление схем передачи веществ и энергии.
Дать определение терминам автотро-
фы, гетеротрофы, трофический уро-
вень,называть правило изменения ско
рости потока энергии; составлять схе-
мы пищевых цепей, характеризовать солнечный свет как энергетический ресурс.
Устный оп-
рос,работа с учебник.
§ 5.3-5.4,с.
158-168
Перевернутая пирамида.
Составить схемы пере
дачи веществ и энергии
3(25)
Урок компле
ксного при-
менения ЗУН
Изучение и описание экосистем своей местности
Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ.
Выявление типов взаи-
модействия разных ви-
дов в конкретной экосистеме
НРК
Тема 1.6. Биосферный уровень -3 часа
1(26)
Комбиниро-
ванный
Биосфера. Эволюция биосферы. Круговорот веществ в биосфере.
Дать определение понятию биосфера,
называть признаки биосферы, струк-
турные компоненты и свойства био-
сферы,приводить примеры абиотичес-
ких факторов; описывать биохимичес-
кие циклы воды, углерода, азота,фосфо
ра; проявление физико-химического воздействия организмов на среду; про-
гнозировать последствия для нашей планеты исчезновения живых организмов
Работа с учебником:
§ 6.1,6.3,с.
172-177
Вопросы на с.178
2(27)
Комбиниро-
ванный
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рацио-
нального природопользования
Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов, аг-
росистем; называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы; высказывать предположения о вмеша-
тельстве человека в процессы биосфе-
ры, предлагать пути преодоления эко-
логического кризиса.
Работа с учебником:
§6.2,с.178-184
Вопросы по всей теме
3(28)
Урок компле
ксного при-
менения ЗУН
Экологические проблемы в нашем регионе. Анализ и оцен
ка деятельности человека в экосистеме.
Называть современные глобальные экологические проблемы; антропоген-
ные факторы, вызывающие экологи-
ческие проблемы; объяснять необхо-
димость защиты окружающей среды;
предлагать пути решения экологи-
ческих проблем.
Сообщения учащихся
Таблицы по теме
Подготовить рефераты
НРК
Раздел 2. Эволюция -3 часа
1(29)
Урок изуче-
ния нового материала
Развитие эволюционного уче-
ния. Работы Ч.Дарвина.
Борьба за существование и естественный отбор.
Дать определение понятиям эволю-
ция, наследственная изменчивость,
борьба за существование;выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дар
вина; объяснять причину многообра-
зия домашних животных и культурных растений; устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции, сравнивать по предложенным критери
ям естественный и искуственный отборы
Работа с учебником:§ 7.1-7.3,с.
188-199
Вопросы на с.197
2(30)
Комбиниро-
ванный
Формы естественного отбора. Выявление приспособленнос-
ти к среде обитания
Раскрыть содержание понятия приспо-
собленность вида к условиям окружа-
ющей среды;выделять различия меж-
ду стабилизирующей и движущей фор-
мами естественного отбора;объяснять
относительный характер приспособи-
тельных признаков у организма
Устный оп-
рос,работа с учебник.
§ 7.4-7.6,с.
201-212
Вопросы на с.213
3(31)
Комбиниро-
ванный
Видообразование. Направле-
ния эволюции. Общие зако-
номерности эволюции.
Приводить примеры различных видов изоляции; дать определения понятиям
ароморфоз,идиоадаптация, общая де-
генерация;описывать проявления ос-
новных направлений эволюции;разли-
чать понятия микроэволюция и макро-
эволюция
Устный оп-
рос,работа с учебник.:
§7.7-7.9,с.
213-225
Общие за-
кономерно
сти эволю-
ции
Сделать сообщения
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни -3 часа
1(32)
Изучение но
вого материа
ла
Современные гипотезы происхождения жизни.
Дать определение термину гипотеза; называть этапы развития жизни, ха-
рактеризовать современные гипотезы происхождения жизни; объяснять роль биологии в формировании современ-
ной естественнонаучной картины мира
Работа с учебником:
§8.1,8.2,с.
228-237
Вопросы на с.236
2(33)
Урок компле
ксного при-
менения ЗУН
Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древней-
шей жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое.
Дать определение понятиям автотро-
фы, гетеротрофы,аэробы,анаэробы,
прокариоты, эукариоты,ароморфоз;
описывать начальные этапы биоло-
гической эволюции;называть приспо-
собления растений и животных в связи
с выходом на сушу;объяснять причины
появления и процветания отдельных групп растений и животных и причи-
ны их вымирания
Устный оп-
рос,работа с учебник.:§
8.5и 8.6,с.
243-250
Эры и периоды жизни
Вопросы на с.252
3(34)
Комбиниро-
ванный
Развитие жизни в мезозое и кайнозое.
Дать определение терминам ароморфоз, идиоадаптация;приводить
примеры растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое,
ароморфоз у растений и животных в мезозое, идиоадаптация у растений и животных кайнозоя. Объяснять причины заселения динозаврами
различных сред жизни
Устный оп-
рос, работа с учебник.:
§ 8.7,8.8,с.
252-260
Вопросы на с.260
Раздел 4. Организм и среда-2 часа
1(35)
Изучение но
вого материа
ла
Экологические факторы. Условия среды. Экологические ресурсы.
Дать определения терминам абиоти-
ческие, биотические, антропогенные
факторы;место и роль человека в природе, выявлять признаки приспо-
собленности видов к совместному су
ществованию в экосистемах
Работа с учебником:
§ 9.1-9.3,с.
264-272
рефераты
2(36)
Обобщение знаний
Взаимодействие организма и среды обитания.
Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах.Объяс
нять необходимость применения сведе
ний об экологических закономернос-
тях для правильной организации хо-
зяйственной деятельности человека.
Работа с учебником:
§10.1-10.3,с
288-299