Рабочая программа по биологии, для учащихся, находящихся на домашнем обучении (35 часов)

Рабочая программа по биологии, для учащихся, находящихся на индивидуальном домашнем обучении. Программа построена на 35 часов. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования, графика контрольных и практических работ. Прилагается список дополнительной литературы, для изучения данного предмета.
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАБОЧАЯ программа по биологии
8 КЛАСС

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Структура документа

Рабочая программа включает шесть разделов: пояснительную записку; основное содержание с указанием примерного числа часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. Большинство представленных в рабочей программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

Эта программа для учащегося, находящегося на индивидуальном домашнем обучении,

программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Контрольных работ -5.

Практических работ - 5.

Цели

Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 8 классе отводится 68 часов. Программа составлена на основе программы для общеобразовательной школы от 2010 года. Программа составлена для учебника 8 класса. Авторы учебника: В.Б.Захаров, Н.И. Сонин

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.


Освоение общепредметных компетенций:


1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - роль науки и религии в жизни человека.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
3.1. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
3.2. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
3.3. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ
3.4. Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
3.5. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
3.6.Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).
3.7 определение структуры и его характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем мире:
4.1. Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.
4.2. Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.
4.3.Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
4.4. Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.
4.5. Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
5.1.Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
5.2. Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).
5.3.Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.
5.4. Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
5.5. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.
7.1. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
7.2. Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
7.3. Соблюдение норм поведения в окружающей среде.
7.4. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
7.5. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика "Знать/понимать" включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику "Уметь" входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Тип программы: типовая, базового уровня.

Учебно-методический комплект:

  1. Сонин Н.И., М.Р.Сапин: учебник Биология. Человек для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. - М.: Дрофа, 2009

  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. Человек. 8 класс/ Пепеляева О.А., Сунцова И.В.-Москва, «Вако», 2005.

  3. Программа для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Биология. Многообразие живых организмов для 7 класса. / aвт.-сост. Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова - Москва: Дрофа, 2010. - 48 с.

  4. Сонин Н.И. М.Р. Сапин,: Рабочая тетрадь по биологии. Человек для 8 класса. / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин -Москва: Дрофа, 2010.

  5. Сонин Н.И., М.Р. Сапин.: Методическое пособие по биологии к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапин «Биология. Человек 8 класс»/ Сонин Н.И., М.Р. Сапин -Москва: издательство «Дрофа», 2005

  6. Сухова Т.С. Биология. Тесты 6-11 классы/Москва.: издательский дом «Дрофа», 1998

  7. Сухова Т.С. Биология. Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы/Москва.: издательский дом «Дрофа», 2001

Мультимедийное сопровождение:

  1. ПК с мультимедийным проектором

  2. CD-ROM электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс «Дрофа», Физикон, 2008

  3. CD-ROM электронное учебное издание. Уроки биологии Кирилла и Мефодия 9 класс, 2002

  4. CD-ROM Атлас морфологии человека/ ЗАО «Новый диск»,1997

  5. Видеофильмы: «Иммунный барьер», «Кожа», «Сенсорные системы», «Выделение», «ВНД», «Эмоции», «Общее знакомство с организмом человека», «Нервная система», «Опора и движение», «Кровь», «Кровообращение», «Дыхание», «Пищеварение», «Размножение и развитие», «Частная жизнь нейрона», «О пользе разности потенциалов», «Загадки живой клетки», «На пути к конструированию клетки», «Клетки и яд».

Дополнительная литератуpа:

  1. Анашкина Е.Н. Биология. Кроссворды для школьников 6-11 классов/Ярославль «Академия развития», 1997

  2. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.:Мысль,1999

  3. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989

  4. Малашенков С.А. Предметная неделя биологии в школе/ издательство Корифей Волгоград,2006

  5. Ксенофонтова В.В. Словарь-справочник по биологии для поступающих в ВУЗы/Москва, УНЦ «Московский лицей», 1995

  6. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.:Мысль, 1982

  7. Уинфри А.Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990

Система оценивания

При оценивании учитываются следующие показатели:


  • уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с государственной и школьной программами обучения;

  • понимание взаимосвязи изучаемых явлений,

  • умение применять полученные знания для объяснения неизученных ранее явлений.

  • самостоятельность и творческий характер применения знаний;

  • правильность и логичность применения терминологии и символики;

правильность и аккуратность выполнения практических работ;

  • соблюдение правил техники безопасности;

  • наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;

  • особенности развития учащихся.

Порядок оценивания знаний и умений

1. Знания и умения учащегося оценивает учитель-предметник на основании устных ответов (выступлений), письменных и практических работ, а также по практической деятельности с учетом их соответствия требованиям программы обучения.

2. В начале учебной четверти, полугодия или курса учитель доводит до сведения учащихся требования, предъявляемые к знаниям и умениям по предмету, сроки и формы их проверки.

3.Оценивание итогов обучения делится на:

текущее оценивание в течение учебного процесса;

итоговое оценивание.

3.1.Текущее оценивание - есть оценивание единичных результатов учёбы, а также оценивание знаний, умений и навыков, по какой - либо целостной части учебного материала.

Текущие оценки могут быть поставлены:


  • за контрольную работу;

  • за практическую работу;

  • за тестовую работу;

  • за устный ответ;

  • за устные и письменные индивидуальные ответы учащегося на уроке и во внеурочное время;

  • за выполнение домашней работы;

  • за работу в группе по какой-либо теме;

  • за самостоятельную, фронтальную, уровневую;

  • за диктант на знание определений, понятий;

  • за выполнение творческих заданий: учебной презентации, доклада, сообщения по теме и т.п.;

  • за успешное выступление на конкурсах и т.д.

3.2.Ученик имеет право исправить неудовлетворительную оценку за контрольную работу в течение 10 дней после получения. Если ученик болел длительное время, он имеет возможность сдачи письменных работ в течение 1 месяца после выздоровления и прихода в школу.

3.3.Письменные контрольные работы оформляются в отдельных тетрадях для контрольных работ в соответствии

3.4 Итоговая оценка по природоведению выставляется за учебную четверть и учебный год.

Итоговая оценка за четверть выставляется не менее чем по трём оценкам.

Учащемуся, имеющему за учебную четверть оценку «недостаточно» или «слабо», или оценка не выставлена, назначается на следующую учебную четверть или полугодие индивидуальная программа обучения и/или иная опорная система (логопедическая помощь, коррекционное обучение и др.) с тем, чтобы помочь ему усвоить требуемые знания и умения.

Годовая оценка по предмету выставляется на основании четвертных оценок.

Примерные нормы оценивания учащихся по биологии в 8 классе.

Оценка устного ответа.

Оценка «5» (очень хорошо)(90-100%) - ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен осознанно и самостоятельно.

Оценка «4»(хорошо)(70-89%) - ответ правильный, материал изложен самостоятельно и в определённой логической последовательности, допущены несущественные ошибки или некоторая неполнота ответа.

Оценка «3»(удовлетворительно) (45-69%) - ответ в основном соответствует требованиям программы, но допущены существенные ошибки, которые исправляются по замечанию учителя или ответ неполный, отсутствует логика в изложении, необходима помощь со стороны учителя.

Оценка «2» (недостаточно)(20-44%) - при ответе обнаружено непонимание, и незнание существенной части материала, допущены существенные ошибки, которые ученик не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1»(слабо) (0-19%) - ответ не соответствует требованиям программы.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка «5» (очень хорошо) (90-100%) - ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4» (хорошо) (70-89%) - ответ неполный, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»(удовлетворительно) (45-69%) - работа в основном выполнена, но допущено две-три несущественные ошибки.

Оценка «2» (недостаточно)(20-44%) - работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Оценка «1»(слабо) (0-19%) - отсутствие ответа, либо результат не соответствует требованиям программы.

Оценка практических умений.

Оценка «5» (очень хорошо) (90-100%) - практическая работа выполнена полностью, правильно, с учётом техники безопасности и правил работы с лабораторным оборудованием. Правильно оформлены наблюдения и выводы. Проявлены организационно-трудовые умения.

Оценка «4» (хорошо) (70-89%) - работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но работа проведена не полностью или допущены несущественные ошибки при работе с контурной картой и лабораторным оборудованием.

Оценка «3»(удовлетворительно) (45-69%) - работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущены существенные ошибки в ходе работы, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которая исправляется по замечанию учителя.

Оценка «2» (недостаточно)(20-44%) - допущены две и более существенные ошибки, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка «1»(слабо) (0-19%) - работа не выполнена, у учащегося отсутствуют практические умения.


Основное содержание (35 часов)

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма.

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.

Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Демонстрации:

Сходство человека и животных

Строение и разнообразие клеток организма человека

Ткани организма человека

Органы и системы органов организма человека

Нервная система

Железы внешней и внутренней секреции

Пищеварительная система

Система органов дыхания

Механизм вдоха и выдоха

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении

утопающего

Состав крови

Группы крови

Кровеносная система

Приемы оказания первой помощи при кровотечениях

Лимфатическая система

Мочеполовая система

Строение опорно-двигательной системы

Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы

Строение кожи

Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях

Анализаторы

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей

Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты

крови человека и лягушки)

Измерение массы и роста своего организма

Распознавание на таблицах органов и систем органов человека

Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)

Определение норм рационального питания

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке

Определение частоты дыхания

Измерение кровяного давления

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал

Изучение внешнего вида отдельных костей

Изучение изменения размера зрачка

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

График контрольных и практических работ


Наименование работы

Тема

Коррект.

даты

Дата

1

Практическая работа №1

Определение, при внешнем осмотре местоположение отдельных костей и мышц.

2

Контрольная работа №1

Опорно-двигательная система человека

3

Практическая работа №2

Изучение строения клеток крови под микроскопом.

4

Практическая работа №3

Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

5

Контрольная работа №2

Внутренняя среда организма

6

Практическая работа №4

Проведение функциональных дыхательных проб с задержкой дыхания, до и после физической нагрузки.

7

Практическая работа №5

Составление дневного рациона питания с учетом энергетических затрат.

8

Контрольная работа №3

Обмен веществ. Пищеварительная система.

10

Контрольная работа №4

Покровы тела. Органы выделения.

11

Контрольная работа №5

Регуляция деятельности организма. Высшая нервная деятельность.






ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Кор-рект. даты

Тема

Форма занятия

Средства обучения

Дом. задание

Введение. Человек как часть живой природы, представитель царства животных. Место человека в экосистемах

Урок сообщения новых знаний.

Таблица: «Эволюция органического мира»

С.5-11

    Происхождение человека.. Расы человека,

    Урок сообщения новых знаний.

    Раздаточный материал «Происхождение человека», DVD-фильм

    С.12-20

      Строение человеческого тела.

      Урок сообщения новых знаний.

      Таблицы: «Строение человеческого тела», «строение клетки».

      Электронный учебник, DVD-фильм

      С. 21-30,

      31-34

        Ткань. Типы тканей. Системы органов.

        Комбинированный урок

        Таблица: Ткани»; микропрепараты: ткани. Микроскоп

        С. 34-45

          Эндокринная система. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.

          Урок сообщения новых знаний.

          Электронный учебник. Видеофильм

          С.46-53

            . Нервная система. Значение нервной системы.

            Урок сообщения новых знаний.

            Электронный учебник. Видеофильм

            С.54-55

              Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс

              Комбинированный урок

              Таблица: «Коленный рефлекс».

              С.56-59

                Строение и функции спинного мозга.

                Урок сообщения новых знаний.

                Таблица: «Строение спинного мозга».

                Электронный учебник.

                С.60-62

                  Строение и функции отделов головного мозга.

                  Комбинированный урок

                  Модель головного мозга, саггитальный разрез головы.

                  Электронный учебник.

                  С.63-69

                    Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение и связь коры с другими отделами мозга.

                    Комбинированный урок, урок- обобщение.

                    Модель головного мозга, саггитальный разрез головы.

                    С.70-75

                      Органы чувств (анализаторы), их строение, функции.

                      Урок сообщения новых знаний.

                      Наглядное пособие: «Строение глазного яблока».

                      Электронный учебник. DVD-фильм

                      С.76-99

                        Потребность человека в движении; разнообразие и эстетика движений. Скелет человека. Костные ткани. Кость - как орган.

                        Комбинированный урок

                        Скелет человека. Шлифты костей. DVD-фильм

                        Электронный учебник. Видеофильм

                        С. 100-107

                          Состав и строение костей. Рост. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения. Заболевания опорно-двигательной системы.

                          Комбинированный урок

                          Шлифты костей. Таблица: «Соединения костей».

                          С. 112-115

                            Мышечная система. Мышечные ткани. Механизм мышечного сокращения. Мышца, как орган.

                            Комбинированный урок

                            Таблица: «Мышцы человека», «Типы мышечной ткани»

                            Электронный учебник. Видеофильм

                            С.116-126

                              Сердце, поперечно-полосатая сердечная ткань. Строение и регуляция деятельности сердца. Большой и малый круги кровообращения.

                              Наглядное пособие: «сердце человека», модель: «органы грудной клетки».

                              Электронный учебник. DVD-фильм

                              С.144-152


                                Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевание органов кровообращения, их предупреждение. «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

                                Таблица: Круги кровообращения.

                                С.153-157

                                  Органы дыхания. Строение легких и воздухоносных путей. Потребность в кислороде воздуха. Дыхательные движения.

                                  Модель: «органы грудной клетки». Мумифицированный препарат: Легкие человека с дыхательными путями, нормальное легкое. Электронный учебник. DVD-фильм

                                  С.158-162

                                    Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

                                    Комбинированный урок, урок- обобщение.

                                    Наглядное пособие: гортань человека.

                                    С.166-170

                                      Гигиена питания. Питательные вещества и пищевые продукты. Витамины. Рациональное питание. Режим питания. Составление дневного рациона питания с учетом энергетических затрат.

                                      Комбинированный урок, урок- обобщение.

                                      Таблица: «Витамины».

                                      С.171-173

                                        Пищеварение. Этапы процесса пищеварения. Пищеварительные ферменты. Заболевания органов пищеварения

                                        Комбинированный урок

                                        Таблица: «Пищеварительная система».

                                        С.180-183

                                          Обмен веществ и энергии.

                                          Урок сообщения новых знаний.

                                          Электронный учебник. Видеофильм

                                          С.187-198

                                            Обмен веществ. Пищеварительная система.

                                            Контрольная работа №3


                                              Система органов выделения. Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения-почки, их строение и функции. Образование мочи.

                                              Урок сообщения новых знаний.

                                              Модель: «Строение почек», таблица: «Выделительная система человека».

                                              Электронный учебник. DVD-фильм

                                              С.199-204

                                                Покровы тела. Строение и функции кожи. Волосы. Ногти. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание.

                                                Урок сообщения новых знаний.

                                                Модель: «Строение кожи».

                                                Электронный учебник. DVD-фильм

                                                С.205-208

                                                  Органы выделения. Покровы тела.

                                                  Контрольная работа №4


                                                    Размножение и наследование. Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие. Роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Контрацепция.

                                                    Урок сообщения новых знаний.

                                                    Таблица: «Оплодотворение», таблица: «внутриутробное развитие», фотографии.

                                                    Электронный учебник. DVD-фильм

                                                    С.212-220

                                                      Венерические заболевания. СПИД. Дородовая диагностика.

                                                      Комбинированный урок

                                                      В тетради

                                                        Наследственность человека. Наследственные заболевания, их причины и профилактика. Диагностика и лечение наследственных заболеваний.

                                                        Комбинированный урок

                                                        Фотографии.

                                                        Электронный учебник.

                                                        В тетради

                                                          Высшая нервная деятельность. Рефлексы безусловные и условные. . Речь. Мышление. Сознание.

                                                          Урок сообщения новых знаний.

                                                          Таблица: «Собака Павлова»

                                                          Электронный учебник. DVD-фильм

                                                          С.225-234

                                                            Поведение; типологические категории людей.

                                                            Комбинированный урок

                                                            Тест

                                                            С.250-253

                                                              Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Режим труда и отдыха. Гигиена умственного труда.

                                                              Комбинированный урок, урок- обобщение.

                                                              Электронный учебник. Видеофильм

                                                              С.235-238

                                                                Регуляция деятельности организма. Высшая нервная деятельность.

                                                                Контрольная работа №5


                                                                  Оказание первой доврачебной помощи

                                                                  Комбинированный урок

                                                                  С.255-264

                                                                  Образ жизни, как фактор, определяющий состояние здоровья. Трудовая деятельность- составная часть образа жизни человека.

                                                                  Комбинированный урок

                                                                  С.272-273

                                                                    Закаливание Гигиена человека

                                                                    Комбинированный урок

                                                                    С.274-277



                                                                    17


                                                                    © 2010-2022