Методические рекомендации по написанию научных проектов

Примерный индивидуальный план  научно-исследовательской работы учителя Проблема (методики, технологии, содержание, руководства УВП и т.п.) Тема. Цели. Задачи. Содержание работы. Формы работы (индивидуальная, экспериментальная, творческая лаборатория, проблемная группа). Методы работы (эмпирические, теоретические). Основные этапы: Диагностический: а Анализ затруднений а Анализ состояния УВП по проблеме о Выявление противоречий а Изучение литературы по проблеме Прогностический:  Опред...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Примерный индивидуальный план

научно-исследовательской работы учителя

  1. Проблема (методики, технологии, содержание, руководства УВП и т.п.)

  2. Тема.

  3. Цели.

  4. Задачи.

  5. Содержание работы.

  6. Формы работы (индивидуальная, экспериментальная, творческая лаборатория, проблемная группа).

  7. Методы работы (эмпирические, теоретические).

  8. Основные этапы:

Диагностический:

а Анализ затруднений

а Анализ состояния УВП по проблеме

о Выявление противоречий

а Изучение литературы по проблеме

Прогностический:

Определение целей, задач,Формулировка гипотезы и прогнозирование результатов

Организационный:

а Составление программы эксперимента и подготовка материальной базы

б Методическое обеспечение бПрактический:

а Проведение исходных констатирующих срезов

Реализация новой технологии, методики, системы мер и т.п.

б Отслеживание процесса, промежуточных текущих результатов

Корректировка испытываемой технологии:

• Контрольные срезы

Обобщающий:

а Обработка данных

а Соотнесение результатов с поставленными целями

а Анализ результатов

а Корректировка гипотезы

а Оформление и описание результатов

Внедренческий:

а Распространение

9. Подведение итогов в форме:

Методические рекомендации по написанию научных проектов

Реферат

Методические рекомендации по написанию научных проектов

Доклад

Методические рекомендации по написанию научных проектов

Статья в журнал

Методические рекомендации по написанию научных проектов

Программа

Методические рекомендации по написанию научных проектов

Дидактический материал

Методические рекомендации по написанию научных проектов

Подготовка методического пособия

Методические рекомендации по написанию научных проектов

Разработка рекомендаций

П 0-Л 0 Ж Е Н И Е

НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

I/ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. |

Научное общество учащихся (далее Общество) - добровольное творческое объединение учащейся молодежи, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытнической деятельности под руководством педагогов, ученых, инженеров и других специалистов.

Задачи общества:

1.1 Формирование единого школьного научного общества со своими традициями.

1.2-Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности. Формирование навыков научной работы.

1.3 Профессиональная ориентация учащихся.

1.4 Углубленная подготовка членов Общества к самостоятельной исследовательской работе.

1.5 Создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследованиями.

1.6 Проведение научных исследований, имеющих практическое значение.

1.7 Разработка и реализация исследовательских программ.

1.8 Пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.

2. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ.

Научное общество учащихся осуществляет свою деятельность в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом образовательного учреждения, которая выражается в оказании помощи в организационном становлении общества, поиске научных руководителей и баз для исследования, Консультировании по нормативно-правовым и юридическим вопросам. Научное общество учащихся осуществляет следующие виды деятельности:

2.1 Организация и проведение отдельных исследовательских работ.

2.2 Создание кружков, факультативов, спецкурсов, системы творческих заданий, спроектированных для различных возрастных групп учащихся.

2.3 Организация лекториев по темам проектов, по отдельным вопросам науки, техники, искусства, организация музеев, выставок. 2.4 Проведение научных конференций по основным направлениям деятельности научного общества учащихся.

2.5 Проведение регулярных обзоров научном и научно-популярной литературы. Нормирование библиотеки и банка данных Общества.

3. ЧЛЕНСТВО В ОБЩЕСТВЕ.

Участвовать в работе Общества могут ученики и учителя школы, сотрудники учреждений, студенты вузов сотрудники заинтересованных предприятий, организации . Участвовать в работе Общества можно на правах кандидатов в Члены Общества и членов Обшества.

3.1 Кандидатом в члены Общества является лицо занимающееся в кружках, факультативах, спецкурсах, положительно зарекомендовавшее себя в работе бригад, выполнявшее исследовательское задание, сделавшее доклад в классе, на семинаре, секции Общества, напечатавшее обзорную статью в одном из печатных органов Общества.

3.2 Членами Общества являются лица, постоянно занимающиеся поисково-исследовательской .Деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов Общества, руководители кружков, секции, факультативов, спецкурсов, члены редколлегии "Ученых записок", лица входящие в руководящие органы 0бщества

3.3 Члены Общества имеют право:

- использовать материальную базу Общества для самостоятельных исследовании;

- получать консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя;

-

- публиковать'результаты своей исследовательской деятельности в печатных органах общества;

- руководить работой кружков, факультативов, лекториев, бригад;

- рекомендовать кандидатов для приёма в члены Общества;

- принимать участие в секционных и общих конференциях, в работе общего собрания Общества;

- Избирать и быть избранным в руководящие органы Общества.

- добровольно выйти из состава Общества.

4. РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ ОБЩЕСТВА:

;

4.1 Верховным органом общества является Общее собрание членов Общества, которое проводится не реже одного раза в год. Собрание заслушивает и утверждает отчет президента Общества или одного из заместителей. Собрание избирает президента Общества и вице-президента.

4.2 Президент Общества разрешает спорные вопросы при работе различных жюри и является председателем Ученого Совета. В случае отсутствия президента его функции выполняет вице-президент.

5. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА.

Общество может состоять из трёх отделений:естесвенно-математического, гуманитарного, общего.

5.1 В естественно-математическое входят секции:

Физическая, математическая, химическая, биологическая.

5.2 В гуманитарное отделение входят секции: историческая

Филологическая, лингвистическая, искусствоведческая.

5.3 В общее отделение входят секции: географическая, эко-

логическая, информатики и кибернентики.

5.4 Общество может взять за основу своей деятельности

одно из направлений в науке (историческое, географическое, лингвистическое и т.д.)

I

6.'МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ОБЩЕСТВА:

Материальная база Общества может формироваться:

-из собственных средств образовательного учреждения;

- базы, предоставленной учредителями научного общества учащихся;

-базы учебных заведений, входящих в состав Общества.

Использование этих средств регламентируется специальным соглашением администрации и материально ответственными лицами, с одной стороны, и Обществом, с другой стороны. В материальную базу могут входить:

-специальные лаборатории, кабинеты, библиотека, читальный зал;

-приборы, оборудование, материалы, множительная техника, стенды.

7.ФИНАНСИРОВАНИЕ:

Общество осуществляет свою деятельность за счет средств, предоставленных учредителями базовым образовательным учреждениям, спонсорами, а также за счет средств, полученных при выполнении работ по договорам и заказам учреждений, предприятий, организаций и частных лиц.

Задачи НОУШ:

• Пробуждение интереса школьников повышенного уровня обучаемости к наукам.

• Непрерывное восходящее развитие природных и формирование новых способностей в познавательных деятельности.

• Формирование индивидуального стиля старшеклассника-исследователя; конечным результатам этого процесса станет

формирование "Я" творческой личности.

Основным принципом работы в НОУШ является принцип самостоятельного научного поиска. Ценность этого принципа состоит в том, что он помогает развитию элементов культуры мышления. Необходимо всех учащихся в НОУШ первоначально обучить умениям и навыкам исследовательской работы.

Значимость НОУШ в развитии творческой индивидуальности личности заключается в том, что оно предполагает включение школьников повышенного уровня обучаемости в научное творчество, потенциальных познавательных возможностях и способностях.

Руководители научных работников, кроме обучения умениям и навыкам исследовательской работы, будут работать с учащимися над приемами устной и письменной переработки материалов различной литературы; приемами подготовки плана и работы с ним;

приемами работы с систематическими (энциклопедическими) материалами, обрабатывая собственные творческие приемы работы с книгой.

Вовлечены в научно-исследовательскую работу учащиеся, которым дается выбор научно-популярного и научного содержания деятельности, школьники, имеющие специальные способности, разные особенности нервной системы и неодинаковые общие способности, могут добиться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами, .зввэнательно или стихийно мобилизируя качества личности, ""компенсируя, преодолевая то, что препятствует достижению успеха.

Такие особенности учащихся школы, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность утверждать, что среди учащихся школы есть дети, которых можно назвать одаренными. В дальнейшем будем опираться на следующее «рабочее» определение одаренных детей.

К группе одаренных, детей могут быть отнесены школьники, которые:

• Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных
школьников-сверстников интеллектуальные .способности,
восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;

• Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную
потребность;

• Испытывают радость от умственного труда.

В дополнение к этому определению можно отметить, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности.

Полезно иметь ввиду, что можно условно выделить три категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высоким уровнем умственного развития при
прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном
и младшем школьном возрасте).

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности -
одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще
обнаруживаются в подростковом возрасте).

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в
учении, но обладающие яркой познавательной активностью,
оригинальностью психического склада, незаурядными умственными
резервами (возможности таких учащихся нередко раскрывают в
старшем школьном возрасте).

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы школы.

В работе с этой категорией учащихся школа должна руководствоваться следующими признаками:

• принцип индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренного учащегося). " Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи наставничества;

• Принцип максимального разнообразия предоставляемых
возможностей;

• Принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении
в определенном смысле и в определенной мере учебных
требований;

• Принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в
индивидуальной работе с учащимися;

• Принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя.

Цели и задачи работы с одаренными детьми

Целями работы учителей школы с одаренными детьми являются:

а выявление одаренных детей;

а создание условий, способствующих их оптимальному развитию. Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

1. знакомство учителей с научными данными о психологических
особенностях и методических приемах, эффективных при работе с
одаренными детьми, через:

а проведение педагогических советов с приглашением специалистов;

а обучение на курсах повышения квалификации;

а подбор и накопление в библиотечном фонде литературы,

необходимой для самообразования, систематический обзор новых

поступлений. а Научно-методическую работу по данному направлению (с

последующим обсуждением и обменом опытом).

2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной
деятельностью школьников для выявления детей, имеющих склонность и
показывающих высокую результативность в различных областях
деятельности, путем:

а Обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности: а Знакомства с приемами целенаправленного педагогического

наблюдения. а Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей

успешности и круге интересов, об особенностях личностного

развития их ребенка; а Периодического сбора сведений среди учителей-предметников и

классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах. 3.Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности, в единстве с такими видами деятельности, как:

а Знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному

направлению; а Лонгэтюдное (длительное) наблюдение за корреляцией между

результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной

деятельности; а Проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад,

позволяющих ребенку проявить свои способности.

После выявления одаренных детей работа с ними должна вестись двумя группами педагогов:

• Учителями, вводящими учащегося в сферу учебного предмета и
создающими атмосферу эмоциональной включенности,
возбуждающимися интерес к предмету, закладывающими основы
системы знаний, отрабатывающими с учеником технику исполнения
видов деятельности при решении различных учебных задач;

• Наставником, который:

Выполняет функции научного руководителя, выводящего руководителя,

выводящего ученика на высокий профессиональный уровень в работе над

темой, избранной самим учеником.

Координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе

одаренного учащегося;

Обеспечивает необходимое одаренному учащемуся.общение;

Осуществляет связь с родителями одаренного учащегося.

Наставниками могут стать учителя, психологи, студенты, родители или

приглашенные для этой цели специалисты.

Учащиеся свободен в выборе наставника или в отказе от работы с

наставником.

Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов,
которые способствуют развитию самостоятельности мышления,
инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и
приемов с опорой на такие правила, как:

• Соотнести количество предоставляемой информации и отборку
умения ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять,
классифицировать, делать выводы).

• Минимальное количество времени сообщать информацию или
показывать конкретные способы выполнения учебных заданий, а
больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы
самим (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так
называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся
пришли к выводу, решению, оценке).

• Не стремиться прореагировать на каждый ответ в классе, а
внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, лишь
показывая, что принимаете их. (Такое поведение способствует тому,
что ученики начинают больше взаимодействовать друг с другом и
чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым
они оказываются в меньшей зависимости от учителя).

2. Предоставление возможности совершенствовать способности в
совместной совершенствовать способности в совместной деятельности с
научным руководителем, поскольку научный руководитель:

• Обеспечивает высокий уровень консультирования по выбранной
учащимся теме научного исследования;

• Поощряет проявление самодеятельности, предоставляя свободу выбора
области приложения сил и методов достижения цели;

• Создает условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом
особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося

Способствует пробуждению желания испытать себя и в других сферах, поощряя результативность в какой-либо области. Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена, с учетом того, что: Целью индивидуальной программы обучения одаренного учащегося является создание условий для оптимального развития одаренности и одновременно для ликвидации возможной «флюсовости» в познании или дисбаланса в личностном развитии;

Предложение о создании таких программ может быть внесено родителями, учителем-предметником, классным руководителем, наставником, психологом, педсоветом или любыми другими лицами, заинтересованными в судьбе учащегося;

Инициативу разработки программы берет на себя психолог, наставник, классный руководитель, учитель-предметник, кто-либо из родителей или сам ученик (старшеклассник) и привлекает к участию в разработке программы лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося; Программа утверждается на педагогическом совете; Проявление уважения к индивидуальности ученика, что в частности, предполагает:

Понимание особенностей развития одаренного учащегося; Составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям (такая программа составляется психологом);

Создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальных сфер; Стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей -возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а, с другой стороны - публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».

Освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:

Не обязательно имеет столь высокую эмоциональную и социальную

зрелость (плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля, не

является независимым и ответственным).

Не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в

индивидуализации обучения и помощи.

Может иметь некоторое отставание в физическом развитии

(проявляющееся, например, в плохой координации движений или

корявом почерке).

Не должен успевать и превосходить вс9х по большинству предметов

школьной программы.

Ему всегда присуще высокая мотивация к достижениям, стремление

быть лучшим, сознательное усилие в учебе. Положительное отношение к

школе.

План работы

школьного научного общества

на учебный год

Организационный период

№ пп

Мероприятия

Сроки

1

Поиск научных руководителей, консультантов. Коррекция тематики работ.

Сентябрь.

2

Индивидуальные консультации по выбранным темам.

Октябрь.

3

Подбор литературы и подготовка работ.

Ноябрь, декабрь

4

Школьные олимпиады.

Ноябрь, декабрь.

5

Городские олимпиады по по предметам.

Декабрь, январь.

6

Подготовка научных работ к конференции. Заседание совета кураторов.

Март.

7

Отбор работ на городскую научно-практическую конференцию (малый совет).

Март.

8

Итоговая школьная научно-практическая конференция.

Апрель.

9

Творческие отчёты членов НОУ (выступление с работами по классам).

Май.

10

Пропаганда НОУ среди учащихся и учителей

В течение года.

Городская научно-практическая конференция апрель



© 2010-2022