- Преподавателю
- Биология
- Создание системы работы с одаренными детьми в направлении научно-практической деятельности на уроках биологии и во внеурочное время
Создание системы работы с одаренными детьми в направлении научно-практической деятельности на уроках биологии и во внеурочное время
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нестерова Е.Х. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Создание системы работы с одаренными детьми в направлении научно-практической деятельности на уроках биологии и во внеурочное время.
Внедрение новейших технологий в современный процесс образования - это долгосрочный комплексный проект, в основе которого лежит реализация педагогических инноваций. Последние продиктованы реалиями времени - стремительно развивающееся информационное общество запрашивает выпускника мобильного, способного эффективно работать в команде и самостоятельно. И, в итоге, современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи. Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности. Современная жизнь ставит перед человеком множество нестандартных проблем. Умение решать их творчески, с оптимальным эффектом определяет его благополучие. Однако на практике мы часто сталкиваемся с детьми, которые не умеют добиваться поставленных целей и часто на уроках, ориентируемся на ученика средних способностей. Даём возможность слабому ученику достигнуть среднего уровня, и соответственно недостаточно уделяется внимание ученикам с более сформированными знаниями. Необходимо создать условия этим ученикам для достижения высоких показателей в изучении предмета. В этом и заключается главное противоречие. При работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости. Поэтому перед учителем встаёт вопрос о создании системы работы с одарёнными детьми. Как этого достичь? Ответ, как мне кажется, необходимо искать, прежде всего, в практической плоскости. Многолетняя педагогическая деятельность и разнообразие творческого проявления учащихся помогли мне понять, что для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к учениками и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний. Необходимо обратить особое внимание на состояние данной проблемы в теории, на основе которых выстраивается соответствующая практика работы с одарёнными детьми. Но, прежде, хотелось бы сказать о том, что понимают под системой. Это прежде всего целевые (цели), содержательные (содержание материала, отражённое в учебных планах, программах, учебниках и других нормативных документах) и инструментальные характеристики (методы, средства, технологии). "Одаренный ребенок" - это ребенок с более высокой, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению , более выраженными творческими проявлениями; обладающий очевидными достижениями (или имеющий внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников. Согласно формулировке Всемирного совета по одаренности и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, "одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей". Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свой потенциал и внести вклад в развитие общества. Одарённость детей есть стечение трёх характеристик
-
интеллектуальных способностей,
-
креативности (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность)
-
творческой мотивации (ориентирование на задачу).
Многие исследователи считают, что только деятельность по потребности, а не в результате долга содействует развитию творческих способностей. Одаренность конкретного ребенка в значительной степени является характеристикой условной и может быть проявлением возрастной особенности, это значит, что она может проявиться на новых этапах развития ребенка. В этом большая заслуга отводится учителю. Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное - это создание условий для развития таких детей. Но надо учесть, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому учитель должен учитывать это в своей работе, так как есть опора на межпредметные связи. Таким образом, надо подчеркнуть, что работа должна проводиться не только в дополнительное время, как это принято считать многими педагогами, но и максимально использовать для этих целей обычный урок, используя личностно - ориентированный подход, подбирая для учеников индивидуальные задания, не позволяя одаренному ученику работать вхолостую. Проанализировав специальную литературу по проблеме одаренных детей и понаблюдав за своими учениками, я выделила для себя наиболее важные характерные особенности, присущие лишь одаренным учащимся, которые послужили мне опорой в работе с высокомотивированными и интеллектуально одаренными учениками.
•Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких - либо ограничений своих исследований.
•Они способны прослеживать причинно - следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.
•Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
•Одаренный ребенок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока еще "недоступны", и в решении некоторых из них добиваются успеха.
Условия успешной работы с одарёнными учащимися:
1.Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению
2.Создание и постоянное совершенствование методической системы и
предметных подсистем работы с одарёнными учащимися
3.Признание того, что реализация системы работы с одарёнными детьми
является одним из приоритетных направлений в работе.
Сущностью данного опыта в создании условий, обеспечивающих выявление и развитияо дарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей, а также реализацию их потенциальных возможностей. Как результат - создание целостной системы работы с одарёнными детьми.
В нашей школе создана эффективная система работы с одаренными детьми,
которая работает на достижение стратегической цели развития школы.
Основная идея данной системы состоит в последовательном выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся в образовательной деятельности школы системы. В данной системе работа проводится на пяти различных уровнях.
Уровень 1
Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на уроках. Задействовано 100% учащихся. Работа по выявлению одаренных детей начинается на уроках. Учителя школы на своих уроках не только закладывают базовые знания по предметам, но и создают условия для развития и проявления детской одаренности. Это достигается за счет использования эффективных образовательных технологий и педагогических приемов и методов на основе индивидуального подхода. Основной прием - индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.
Уровень 2.
Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на элективных
курсах. Задействовано более 70% учащихся. В школе на всех ступенях обучения проводятся элективные курсы по химии, биологии, математике, экологии, физике, географии и др. Грамотная организация работы элективных курсов является неотъемлемой составляющей выявления и развития одаренности учащихся, так как способствует решению следующих педагогических задач:
•позволяет учащимся попробовать свои силы в углубленном изучении предмета;
•позволяет учащимся реализовать свой интерес к углубленному изучению
предмета;
•формирует круг общения учащихся с общими интересами;
•создается возможность индивидуальной работы учителя с учащимися;
•создается возможность реализовать нестандартные формы обучения,
учитывающие индивидуальные способности обучающихся.
К концу каждого учебного года формируются группы учащихся, желающих заниматься учебными предметами дополнительно. Они посещают элективные курсы во внеурочное время. Очень сложно подготовить и организовать работу элективного курса таким образом, чтобы он соответствовал ожиданиям всех учащихся, проявивших к нему интерес. Основной принцип, который используется в школе
-50% работы под руководством учителя,
- 50% самостоятельной работы учащихся.
Важно отметить, что к концу учебного года число заинтересованных учащихся, посещающих спецкурс, уменьшается. Это считается нормальным. В итоге на элективном курсе эффективно занимаются дети, которым не только интересен учебный предмет, но которые готовы прикладывать усилия, работать, достигать результатов в данном учебном предмете.
Уровень 3.
Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся в рамках школьных конкурсов, проектов и соревнований. Задействовано более 50% учащихся. Чаще всего одаренность учащихся в конкретной предметной области, подкрепленная индивидуальным подходом на уроках и дополнительными предметными знаниями, выявляется в виде призовых мест и просто высоких результатах на различных конкурсах и олимпиадах. Это формальное признание высоких результатов является важным фактором формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей. Достигнув определенного успеха, ученик с большим желанием посещает дополнительные занятия по предмету, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшим успехам.
Уровень 4.
Развитие одаренности учащихся в малых группах в рамках работы элективных курсов, практикумов, творческих и научно-исследовательских лабораторий, творческих студий, проектной деятельности. Задействовано до 30% учащихся. В рамках внеурочной деятельности в школе на протяжении5 лет работает научно-исследовательское общество учащихся, в рамках, работы которых дополнительные занятия проводятся в малых группах учащихся, что является важным условием для развития одаренности.
Уровень 5.
Индивидуальная работа с одаренными учащимися. Задействовано до 10%учащихся. Для учащихся с высокой степенью развития одаренности для дальнейшего роста в интересующей его области необходимым является индивидуальный, зачастую личный контакт с учителем, наставником. Организуя индивидуальную работу с учащимися, учитель зачастую действует интуитивно и даже, возможно, бессистемно. Данный вид работы занимает много времени, требует больших эмоциональных и профессиональных затрат и далеко не всегда приводит к измеримому результату. На любом уровне работа ведется исключительно основываясь на интересе , желании обучающегося развиваться в интересном для него направлении, т.е. основным связующим звеном между уровнями является мотивация учащихся. Выявление одарённых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения.
Предлагаемая система работы с одарёнными детьми имеет строгую структуру. Включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей.
В заключение своей работы хотелось бы добавить, что для достижения высоких результатов должны быть созданы условия не только со стороны учителя-предметника, но и школы в целом.
В нашей средней общеобразовательной школе создана среда, которая позволяет высокомотивированным и интеллектуально одаренным учащимся
реализовывать свои возможности. Задачей педагога является привлечение учеников к внеклассной и внешкольной работе. За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися мной были сделаны следующие выводы:
•работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,
•работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;
•целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;
• ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.
В настоящее время я продолжаю работу с высокомотивированными учащимися. Кроме того, в школе работают профильные группы различной направленности. Создано научное общество учащихся, которое результативно работает на протяжении многих лет, работают элективные курсы для учащихся с высокими способностями к изучению отдельных предметов, что позволяет разнообразить формы работы, способствует дальнейшему развитию и совершенствованию опыта учителя предметника.